Научная статья на тему 'Первые женщины-архитекторы Финляндии и их вклад в формирование финской архитектурной школы'

Первые женщины-архитекторы Финляндии и их вклад в формирование финской архитектурной школы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
356
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / FINLAND / ФИНСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА / FINNISH ARCHITECTURAL SCHOOL / ЖЕНЩИНЫ-АРХИТЕКТОРЫ / С. ХОРНБОРГ / S. HORNBORG / Х. ХОНГЕЛЛ / H. HONGELL / В. ЛЁНН / WOMEN-ARCHITECTS / W. LöNN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кабакчи Маргарита Константиновна

Настоящая статья посвящена истории формирования финской архитектурной школы в конце XIX-начале ХХ века.Финляндия – первая страна, где женщинам предоставили возможность не только получать профессиональное образование в области архитектуры, но и диплом архитектора. Творчество первых женщин-архитекторов Финляндии С. Хорнборг, Х. Хонгелл, В. Лённ пришлось на эпоху национального романтизма и представляет значительный интерес для исследователей, поскольку они успешно соединяли архитектуру рубежа веков с современными им достижениями инженерной мысли и решением градостроительных задач, а также потому, что оставили разнообразное архитектурное наследство. Их успешная профессиональная деятельность способствовала изменению отношения европейского общества к женщинам-архитекторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First Women Architects in Finland and Their Contribution to the Formation of Finnish School of Architecture

The article is dedicated to the formation of Finnish school of architecture in the late XIX – early XX centuryFinland was the first country where women got a chance not only to get professional education in architecture but also to obtain the diploma of an architect. The careers of the first Finnish female architects S. Hornborg, H. Hongell, and W. Lönn took place during the period of national romanticism and make an interesting subject for research as they managed to combine architectural style of the turn of the century with modern engineering achievements as well as solv-ing of city planning tasks. Their architectural heritage is abundant and versatile. Their successful careers stimulated changes to women-architects in European countries.

Текст научной работы на тему «Первые женщины-архитекторы Финляндии и их вклад в формирование финской архитектурной школы»

УДК 72.03(480)+72.007

М.К. Кабакчи

первые женщины-архитекторы Финляндии и их вклад

В ФОРМИРОВАНИЕ финской АРХИТЕКТУРНОй шКОЛЫ

КАБАКЧИ Маргарита Константиновна — доцент Санкт-Петербургского государственного университета; кандидат педагогических наук.

Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9

e-mail: [email protected]

Статья посвящена истории формирования финской архитектурной школы в конце XIX — начале ХХ века. Финляндия — первая страна в мире, где женщинам предоставили возможность получать не только профессиональное образование в области архитектуры, но и диплом архитектора. Творчество первых женщин-архитекторов Финляндии С. Хорнборг, Х. Хонгелл, В. Лённ, пришедшееся на эпоху национального романтизма, представляет значительный интерес для исследователей, поскольку им удавалось успешно соединять архитектуру рубежа веков с достижениями инженерной мысли того времени и решением градостроительных задач. Их успешная профессиональная деятельность способствовала изменению отношения европейского общества к женщинам-архитекторам.

ФИНЛЯНДИЯ; ФИНСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА; ЖЕНЩИНЫ-АРХИТЕКТОРЫ; С. ХОРНБОРГ; Х. ХОНГЕЛЛ; В. ЛЁНН.

Интерес к данной теме — роль первых женщин-архитекторов Финляндии в формировании финской архитектурной школы — вызван несколькими причинами.

С одной стороны, необходимая многогранность знаний и в связи с этим сложность подготовки архитектора обусловливали то, что женщин-архитекторов на рубеже XIX и ХХ веков было объективно мало. С другой стороны, положение женщины в европейском обществе вообще и в искусстве в частности в то время было довольно непростым. В качестве иллюстрации можно привести две цитаты, отражающие суть отношения к женщине-архитектору в исследуемый нами период. В 1902 году в своей известной работе «Пол и характер» Отто Вейнингер писал: «...Родственная музыке архитектура имеет дело с материей даже в самых первоначальных стадиях своих, хотя она имеет то общее с музыкой, что свободна от всякого подражания природе (пожалуй, еще в большей степени, чем музыка). Поэтому архитектура — занятие мужчины, женщина-архитектор — это представление, вызывающее в нас живейшее чувство сострадания» [1, с. 152].

Сложнее всего было преодолеть существовавшие стереотипы мышления. «Особенно дикой казалась мысль о женщинах-архитекторах, потому что взбираться по лестнице трудно при длинных юбках, которые носили в то время», — вспоминал В.Я. Курбатов в статье «Женские политехнические курсы и первые женщины-инженеры», опубликованной в 1947 году [2, с. 76]. Можно сказать, что до ХХ века архитектура была исключительно мужским занятием. Конечно, женщины-архитекторы существовали — первые постройки, спроектированные женщинами, относятся к XVI веку. Однако таких примеров мало — всего около десятка имен за четыре столетия. Самое главное, что все женщины, участвовавшие в проектировании и строительстве до конца XIX века, не имели никакого специального или формального архитектурного образования.

Поэтому интересными представляются условия, в которых Великое княжество Финляндское, находившееся в составе Российской империи, сумело не только создать самобытную национальную архитектуру и сформиро-

вать свою архитектурную школу, но и впервые в истории дать архитектурное образование женщинам. Финляндия — первая в мире страна, где женщинам предоставили возможность получить не только профессиональное образование в области архитектуры, но и диплом архитектора [6].

Финляндия веками находилась под властью сначала Швеции, потом России, но никогда в ее истории не было столь мощного всплеска идеи национального самосознания, как в конце XIX века. Поэтому возникновение в этой стране такого цельного и яркого архитектурного течения, как национальный романтизм, — это не случайность: стремление выработать новый стиль в искусстве, подъем самосознания народа, интерес к национальным традициям и внимание к художественным школам других стран — вот основные факторы, которые легли в основу финского национального романтизма в архитектуре и искусстве.

Архитектура Финляндии развивалась последовательно, не испытывая быстрой смены направлений и кумиров. Благодаря этому, наряду с крупными мастерами старшего поколения, выдвинулась талантливая молодежь, обладавшая высоким профессиональным мастерством. Молодых архитекторов объединяло многое: во-первых, начало карьеры большинства из них совпало с началом 1890-х годов; во-вторых, обучение в одном высшем учебном заведении — Политехническом институте Хельсинки и у одного наставника — Густава Нюстрёма; в-третьих, избранный ими круг общения — членство в Архитектурном клубе, публикации статей в журналах «Архитектор» (АгккеЙеп) и «Техник» (Текшкет). Почти все они работали в составе одних и тех же проектных бюро, постоянно общались на профессиональном и личном уровнях, наконец, учились друг у друга. Система конкурсов, появившаяся в Финляндии в конце XIX века, способствовала быстрому росту карьеры молодых архитекторов.

Уже через десять лет после образования в 1878 году Политехнического института в него начали принимать женщин. Образованные женщины в строительстве и архитектуре были новым явлением в Финляндии, и им не делали никаких поблажек — для них не открывались специальные «женские курсы», «женские инс-

титуты» и т. п. Они должны были учиться в тех же условиях, что и студенты-мужчины, и создавать свой профессиональный имидж, используя для этого те же средства, что и их коллеги-мужчины — свои проекты. Никто не верил, что может существовать какой-то особый «женский» подход в архитектуре. Однако первые женщины, пришедшие в архитектуру Финляндии, верили, что их талант, хорошее образование и система архитектурных конкурсов гарантируют им работу и карьерный рост. И как показала жизнь, те из них, кто трудился, не делая скидки на «слабый пол», достигли многого.

Сигне Ида Катарина Хорнборг (Signe Ida Katarina Hornborg) (1862—1916), первая женщина-архитектор в истории Финляндии, родилась в Турку [5]. В 1888—1890 годах она посещала занятия в Политехническом институте Хельсинки в качестве вольнослушателя и, вероятно, стала первой женщиной, получившей формальное архитектурное образование, не только в Финляндии, но и в мире. Свою профессиональную деятельность С. Хорнборг начала в архитектурном бюро Ларса Сонка. В 1887 году она спроектировала фасад жилого дома на ул. Сепанкату (Sepänkatu) в Хельсинки (дом не сохранился), поскольку на тот момент женщина не могла проектировать все здание. Ее наиболее известная постройка — здание Signelinna в Пори — относится к 1892 году. Здание построено в стиле неоренессанса.

Поиски национального самосознания, столь актуальные в конце XIX века в Финляндии, естественным образом заставили углубиться в изучение истории культуры страны, ее народного творчества, поэтому интерес к деревянному зодчеству, попытки соединить финскую национальную традицию с новыми веяниями и идеями национального романтизма привели к созданию нового типа жилого дома — деревянной виллы. По мнению как архитекторов, так и заказчиков, она должна была, с одной стороны, отражать то лучшее, что было в традиционном финском доме, а с другой — тот эмоциональный подъем и новые технические возможности в строительстве, которые характеризовали Финляндию на новом этапе ее развития.

Такие города, как Порвоо, Наантали, Ма-риехамн, представляют собой лучшие примеры городской деревянной архитектуры. Старые

А

кварталы с деревянной застройкой прошли проверку временем и до сих пор поражают своей красотой.

В конце XIX века было принято решение превратить Мариехамн в модный курорт с лечебными купальнями. Первая купальня была построена по проекту Карла Р. Русенберга в «швейцарском» стиле и открыта в 1889 году. «Швейцарский» стиль, определивший стиль деревянной застройки столицы Аландов на долгие годы, связан с именем Хильды Хонгелл.

Хильда Хонгелл (Hilda Hongell (Sjoblom) (1867-1952) родилась в Мариехамне. Для этого города ею спроектировано 98 зданий, более 40 из которых сохранились [3]. Х. Хонгелл начала свое образование в Промышленной школе Хельсинки в 1891 году вольнослушателем, но уже через год, благодаря выдающимся успехам в учебе, была зачислена в нее на общих основаниях. Хонгелл стала первой в Финляндии женщиной-архитектором, которая одновременно была и строителем-подрядчиком. В начале своей деятельности (1894) Хильда Хонгелл работала в стиле неоготики и неоренессанса, однако затем (в начале ХХ века) обратилась к швейцарскому юген-ду, который был популярен в Финляндии. Ее «пряничные домики» и сейчас украшают улицы Мариехамна и находятся под охраной государства. Хонгелл работала в Мариехамне в одно время с Ларсом Сонком, и их связывала профессиональная дружба. Однако если в постройках Сонка очевидно влияние норвежского драконового стиля и японской архитектуры, что

было типично для финского модерна, то влияние швейцарского югендстиля сделало виллы Хильды Хонгелл легкими и по-летнему воздушными, как и подобает дачам (практически все деревянные виллы в Мариехамне строились как летние резиденции). В 2007 году состоялась выставка «Старая архитектура Мариехамна», посвященная творчеству Х. Хонгелл и Л. Сонка на Аландских островах. В честь Хонгелл были выпущены почтовые марки с изображением

В

Здание «Signelmna», современный вид (А) и разрез (В) (Пори. 1892. Арх. С. Хорнборг. Архив Музея архитектуры Финляндии)

ее построек, которые находятся в прекрасном состоянии.

Не менее успешную карьеру сделала и Оливия Матильда Лённ (Olivia Matilda Lönn), известная как Виви Лённ [7]. Она родилась 20 мая 1872 года в Тампере. После окончания Промышленного колледжа в родном городе переехала в Хельсинки и с 1893 по 1896 год училась там на архитектора в Политехническом институте. Выпускницами архитектурного отделения этого института в 1880-90-х годах были Инес Хольминг (Inez Holming), Сиг-не Лагер Борг (Signe Lager Borg), Берта Столленвальд (Bertha Stollenwald), Альбер-тина Эстманн (Stina Östman) [5]. Таким образом, Виви Лённ стала пятой дипломированной женщиной-архитектором.

Еще во время обучения Лённ выиграла несколько архитектурных конкурсов, и в дальнейшем активное участие в конкурсах стало одним из важных аспектов ее профессиональной деятельности. По окончании обучения Виви Лённ сначала работала в архитектурных бюро своих бывших преподавателей Онни Тарьян-не и Густава Нюстрёма, но вскоре основала собственное бюро и, таким образом, стала первой практикующей женщиной-архитектором в Финляндии. В 1904 году она получила первый приз в архитектурном конкурсе, проводимом Школой экономики Тампере, и построила там несколько зданий, в том числе среднюю школу Aleksanteri и Главную пожарную часть Тампере.

В 1907-1908 годах совместно с Армасом Линдгре-ном В. Лённ спроектировала здания Нового студенческого клуба (Uusi Ylioppilastalo)

и музыкальной школы Ebenizer в Хельсинки, а также театр Эстония в Таллине.

В 1913 году Виви Лённ переехала в Ювяскюля, где по ее проектам были построены школы, фабрики и другие общественные здания, в том числе, уже в начале 1940-х годов, Геофизическая обсерватория в Sodankyla, а также несколько вилл.

В европейской архитектуре имя Виви Лённ связывают в первую очередь со строительством школ. Она построила более 30 школ в разных городах Финляндии. Предложенная В. Лённ

Частные виллы, современный вид (Мариехамн. 1890-e годы. Арх. Х. Хонгелл)

поэтажная планировка (традиционная коридорная система была заменена системой рекреаций, вокруг которых располагались классы) была новым словом в строительстве учебных заведений в Финляндии. Некоторые школьные здания сохранились и используются до сих пор по своему прямому назначению.

К сожалению, имя Виви Лённ на долгие годы было забыто. Это во многом объясняется тем, что фамилия Лённ указывалась только на совместных проектах, разработанных с А. Линдгреном, и то не всегда. Что же касается

Школа «Aleksanteri», современный вид (Тампере. 1903. Арх. В. Лённ)

Главная пожарная часть, современный вид (Тампере. 1907. Арх. В. Лённ)

ее собственных проектов, которых было значительно больше, то имя автора на них просто «забывали» поставить. Тем не менее в 1959 году Виви Лённ получила звание почетного профессора от Финской ассоциации архитекторов, став первой женщиной-профессором в истории Финляндии [4]. Театр Эстония (1908), совместное произведение Виви Лённ и Армаса Линд-грена, был увековечен на почтовой марке.

В 1910-х годах модерн постепенно начинает сдавать позиции — наступает эпоха индустриализма и функционализма. Многими эти изменения были восприняты как глоток свежего воздуха в атмосфере национальной самодостаточности, с практической же точки зрения дорогостоящее индивидуальное строительство, актуальное в эпоху модерна, уже не отвечало растущим потребностям нового времени. Однако именно финский модерн в сочетании с реализацией национальной идеи явился колыбелью финской архитектурной школы, в том числе и финского функционализма.

Вклад Хильды Хонгелл и Виви Лённ в формирование финской архитектурной школы трудно переоценить, ибо архитектурные памятники, созданные по их проектам, не только знаменовали определенные вехи в творчестве самих архитекторов, но и способствовали выходу архитектуры Финляндии на европейский уровень. Творчество Хонгелл и Лённ представляет интерес для исследователей не только потому, что они успешно соединяли архитектуру рубежа веков с новейшими достижениями инженерной мысли и решением градостроительных задач, но и потому, что оставили после

себя обширное и разнообразное архитектурное наследство. Эти архитекторы разрабатывали свои проекты не в уединении частного архитектурного бюро, а в окружении коллег и единомышленников, и их совместная деятельность

стала стартовой вехой в становлении финской национальной архитектурной школы. И, наконец, их успешная профессиональная деятельность вела к изменению отношения общества к женщинам-архитекторам.

Здание Нового студенческого клуба, современный Здание музыкальной школы «Ebeшzer»,

вид (Хельсинки. 1907. Арх. А. Линдгрен, В. Лённ) современный вид (Хельсинки. 1908. Арх. В. Лённ)

Здание школы для девочек, фасад (А) и план 1-го и 2-го этажа (В) (Тампере. 1899. Арх. В. Лённ. Архив Музея архитектуры Финляндии)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. вейнингер о. Пол и характер. М.: Астрель, 2012. 512 с.

2. Курбатов в.я. Женские политехнические курсы и первые женщины-инженеры // Природа. 1947. № 3.

3. Mariehamns stad. Alands Konstmuseum. Marie-hamn, 2005. 17 p.

4. Markelin u. Profiles: Pioneering Women Architects from Finland. Museum of Finnish Architecture, 1983. 72 p.

5. Nikkanen-Kalt P. Female architects in Finland. Режим доступа: http://arvha.org/sitescd/archi_fem/

arvha_french/info_arvha/document_info/paivi_mkkanen_ uk.htm/ (дата обращения: 11.04.2014).

6. Suominen-Kokkonen R. The fringe of a profession: women as architects in Finland from the 1890's to the 1950's. Muinaismuistoyhdistyksen aikakauskirja, 1992. 138 p.

7. 100 Faces from Finland: A Biographical Kaleidoscope (Studia Biographica. Helsinki, Finland). By Ulpu Marjomaa and Suomalaisen Kirjallisuuden Seura (Dec. 31, 2000). 625 p.

M.K. Kabakchi

FIRST wOMEN ARCHITECTS IN FINLAND AND THEIR CONTRIBUTION

to the formation of Finnish school of architecture

KABAKCHI Margarita K. - St. Petersburg State University. Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russia e-mail: [email protected]

The article is dedicated to the formation of Finnish school of architecture in the late XIX—early XX century. Finland was the first country where women got a chance not only to get professional education in architecture but also to obtain the diploma of an architect. The careers of the first Finnish female architects S. Hornborg, H. Hongell and W Lonn took place during the period of national romanticism and make an interesting subject for research as they managed to combine architectural style of the turn of the century with modern engineering achievements as well as solving of city planning tasks. Their architectural heritage is abundant and versatile. Their successful careers stimulated changes to women-architects in European countries.

FINLAND; FINNISH ARCHITECTURAL SCHOOL; WOMEN-ARCHITECTS; S. HORNBORG; H. HONGELL; W. LONN.

REFERENCES

1. Veyninger O. Pol i kharakter [Sex and character]. Moscow, Astrel Publ., 2012. 512 p. (In Russ.)

2. Kurbatov VYa. [Women's Politechnical Courses and the first women-engineers]. Priroda, 1947, no. 3. (In Russ.)

3. Mariehamns stad. Alands Konstmuseum. Marie-hamn, 2005. 17 p.

4. Markelin Ulla. Profiles: Pioneering Women Architects from Finland. Museum of Finnish Architecture, 1983. 72 p.

5. Nikkanen-Kalt Paivi. Female architects in Finland. Available at: http://arvha.org/sitescd/archi_fem/

arvha_french/info_arvha/document_info/paivi_nikkanen_ uk.htm/ (accessed 11.04.2014).

6. Suominen-Kokkonen Renja. The fringe of a profession: women as architects in Finland from the 1890's to the 1950's. Muinaismuistoyhdistyksen aikakauskirja, 1992. 138 p.

7. 100 Faces from Finland: A Biographical Kaleidoscope (Studia Biographica. Helsinki, Finland). By Ulpu Marjomaa and Suomalaisen Kirjallisuuden Seura (Dec. 31, 2000). 625 p.

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.