Н.Л. Пирогов
ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА ПОПУГАЕВА, НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА КИНД, ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА ЕЛАГИНА -ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ АЛМАЗНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
Большую роль в разведывании редких полезных ископаемых играют неординарные геологоразведчики, которые за счет своего интеллекта, интуиции добиваются выдающихся результатов. Одним из самых редких полезных минералов является алмаз. Как известно, алмаз - самый твердый из природных минералов. И до организации производства синтетических алмазов в 60-е годы природные алмазы использовались в металлообработке, бурении и в других производствах, внося буквально революционные изменения в существующие технологии, многократно увеличивая производительность труда. Оценивая роль алмазов в народном хозяйстве, один из влиятельных деятелей США того периода заявил, что если лишить его страну алмазов, то ее промышленный потенциал снизится наполовину. Ну, а о валютной ценности алмазов особо говорить не нужно, это известно всем.
Поиски месторождений алмазов велись в России не менее 150 лет, начавшись еще в XIX веке. Усилиями многих ученых и геологов-практиков уточнялись районы поисков, постепенно смещаясь в сторону Якутии. В работах участвовали тысячи людей. Уже найдены были многочисленные россыпи алмазов, но до коренных месторождений все не удавалось добраться.
Основной объем поисковых работ проводила Амакинская экспедиция (по-эвенкийски медведь - амака). В работах участвовали и другие организации, в том числе Центральная экспедиция, базировавшаяся в Ленинграде. В июне 1954 г. на реку Дал-дын в Западной Якутии был заброшен самолетом геологический отряд, состоящий из двух человек - геолога Ларисы Попугаевой и рабочего Федора Беликова. Моя шлихи, они двигались по следу красных зерен-пиропов, спутников алмазов, каждые три дня перенося свои две палатки на новое место.
Свой метод поиска сама Лариса с юмором называла «животным». Объяснялось это просто - приходилось буквально ползать на животе, особенно тогда, когда цепочка пиропов пропадала. Геологи в Якутии шли дорогами, по которым, как правило, до них не ходил никто. Сам путь по тайге, по марям, когда, подняв ногу для очередного шага, ищешь место, куда ее поставить, не для слабаков. А волки и медведи тоже ведь не игрушечные, могли преподнести неожиданные сюрпризы. Особые, ни с чем не сравнимые страдания, доставляли комары, мошка, оводы и слепни. Их в тех краях было столько, что ложка похлебки, зачерпнутой из котла, подносилась ко рту уже покрытая слоем комариных трупов. Не спасали и накомарники, а от всяких мазей и жидкостей против летающих кровопийц, трескалась и воспалялась кожа. Далеко не все мужчины выдерживали такую пытку. Возникали и чисто женские трудности, связанные с соблюдением элементарных правил личной гигиены.
21 августа 1954 г. подо мхом была обнаружена голубая земля -коренное месторождение алмазов. Трубку назвали «Зарницей». Это было выдающееся открытие. Вместе со славой первооткрывателя, достижение Ларисы Попугаевой стало и ее личной трагедией. Удивительно, парадоксально, но это так! Л.Попугаева, была красавицей. «Прехорошенькая, правильно сложенная, с нежными пастельными красками лица и пепельными волосами, подобна была старинной французской статуэтке» - так писала впоследствии в своей книге «Алмазные экспедиции» о Попугаевой Е. Елагина, познакомившаяся с ней в 1953 г. Хрупкая, голубоглазая, невысокого роста - всего 158 см., Л.
Попугаева была похожа на примерную школьницу. Ее фигура никак не вязалась с обликом геолога, прошедшего трудными путями по безлюдным местам. Жизнь Л.Попугаевой была полна суровых испытаний. Ее отца,секретаря Одесского обкома партии, репрессировали в 1937 г. Матьувезла ее с сестрой к родным в Ленинград, где Лариса с отличиемокончила школу и накануне войны поступила на геологический факультет ЛГУ. Добровольцем ушла на фронт. Командовала зенитным орудием. После войны окончила университет, вышла замуж, родила дочь, стала работать геологом.
Война оставила на ней свой след. Она застудила голову и всю жизнь мучилась от изматывающих, периодически повторяющихся приступов страшной головной боли. На фронте привыкла к крепким папиросам и в мирной жизни продолжала курить их, удивляя окружающих. Открытие Л. Попугаевой буквально озлобило руководителей Амакинской экспедиции, являвшихся основными и главными поисковиками. Именно им выделялась львиная доля финансирования, именно от них руководство страны ждало самых больших результатов. А тут, на тебе, какая-то Попугаева, не их работник, а «смежница» из Ленинграда силами легкого полевого отряда обскакала целую армию геологов, да еще и на их территории. Это ставило под сомнение правильность стратегии экспедиции.
Л. Попугаеву стали понуждать перейти на работу в Амакинскую экспедицию. В ход пошло все - уговоры, шантаж, угрозы, даже намеки, что дочери «врага народа» негоже упрямствовать. Вырвали согласие и оформили переход задним числом, что сделало ее открытие принадлежащим Амакинской экспедиции, а не Центральной.
Все оставшиеся годы рано оборвавшейся жизни (умерла она в 1977 г. в возрасте 54 лет) ее преследовали упреки людей, не знавших обстоятельств ее перехода в Ама-кинскую экспедицию. Она страдала от несправедливости, допущенной в отношении ее коллег, которые были причастны, как и она, к разработке «пиропового» метода, но вклад которых не был оценен по достоинству. После успеха в Якутии Л. Попугаева работала в Ленинграде, занимаясь наукой. В 1970 г. ей, по предложению Министра геологии СССР академика А.В. Сидоренко, по совокупности трудов без защиты присуждена ученая степень кандидата наук. Последние годы жизни она жила трудно. В коммунальной квартире (отдельную получила за год до смерти), и по оценке ее друзей -просто бедно. «До своего последнего часа Лариса Попугаева оставалась настоящим человеком с безмерно добрым и любящим сердцем, умевшим великодушно прощать нанесенные ей обиды», - писала о своей подруге Е.Елагина.
Открытие Л. Попугаевой коренного месторождения алмазов всколыхнуло энергию геологов. Разведочные работы резко усилились.Огромный вклад в успех поисков алмазов в Якутии внесла Наталья Владимировна Кинд. Это был красивый, обаятельный, разносторонне талантливый человек. Родилась Н.Кинд в 1917 г. в Петрограде. Ее отец - профессор Политехнического института из обрусевших немцев, мать - вятская крестьянка, получившая образование в Петрограде на Высших Бестужевских женских курсах. Образованию Наташи родители уделяли серьезное внимание. Благодаря им она с раннего детства владела тремя европейскими языками. В 1939 г. Н. Кинд закончила с отличием ЛГУ по специальности «геолог». И с этого года в течение 20 лет занималась алмазной тематикой.
Первый опыт поисков алмазов она приобрела на Урале. С на-чала войны, когда многие мужчины-геологи были призваны в армию, поиск алмазов продолжался, и основная нагрузка легла на женщин. Н.Кинд возглавляла геологические отряды и партии. В 1945 году она вернулась в Ленинград и занималась научной работой, посвященной, в основном, изучению условий формирования мезо-кайнозойских алмазоносных отложений Среднего Урала. В 1950 году Наталья Владимировна защитила кандидатскую диссертацию, в которой выявила закономерность размещения алмазных россыпей этого
региона. Она стала первым остепененным геологом-алмазником в стране.
В 1951 году произошло важное событие в жизни Н.Кинд - она была откомандирована в Амакинскую экспедицию, где проработала семь лет, наполненных интересной работой, удачами и огорчениями. Многочисленные находки алмазов в Восточной Сибири не давали ответа на вопрос о закономерностях расположения коренных месторождений. Не было четкой концепции их поисков. Оценивая способности Н.Кинд находить главное звено в любом деле, ее теоретическую подготовку и опыт геолога-поисковика, руководство экспедиции назначило ее начальником отдельной партии и поставило задачу систематизировать и обобщить все материалы, полученные в районе деятельности Амакинской геолого-разведочной экспедиции и в первую очередь в долине реки Вилюй.
Геолог Н. А. Бобков, человек трагической судьбы, во время войны попавший в плен и впоследствии погибший молодым при переправе через реку Вилюй, теоретически обосновал место нахождения коренного месторождения алмазов, указав на реки Малая и Большая Ботуобия. Н. В. Кинд поддержала его выводы, но проверять их ей пришлось уже одной. Расчеты Н.Бобкова стали находить подтверждение. В сентябре 1953 г. в 50 км. от устья Малой Ботуобии Н.В. Кинд при промывке первой же пробы обнаружила алмаз.
Это была редкостная удача. В отчете о полевых работах за 1953 год Н.В. Кинд сделала вывод о перспективности поиска кимберлитовой трубки в долине Малой Боту-обии и намечала усиление разведочных работ в 1954 г. Ее выводы подтвердились, и уже зимой 1953 - 1954 г.г. в тяжелейших условиях сибирской зимы Амакинская экспедиция под руководством С.М. Журавлева, по достоинству оценив рекомендации Н.В. Кинд, из грунтообъемной пробы, взятой в этом районе, извлекла 69 камней.
В 1954 г. Н.В. Кинд, ставшая главным геологом партии, организовывает выполнение государственной съемки территории бассейна Малой Ботуобии и одновременно ведет шлихоминералогическое опробование с целью уточнения направления поисковых работ. Для выполнения этих задач численность партии увеличивается до 16 человек, из которых половина были женщины.
Детальное обследование реки Ирелях, предпринятое Н.В. Кинд, дало великолепный результат: в «алмазной луже», небольшом, заполненном водой углублении, визуально было обнаружено более десятка алмазов. Стало ясно, что коренное месторождение где-то рядом. Отряд Н.В. Кинд прошел вверх по течению Иреляха еще 40 км, но вынужден был свернуть работы: выпал снег и закончились продукты. Обработка данных полевых работ подтвердила мнение, что алмазную трубку следует искать в районе реки Ирелях. Поэтому еще до утверждения отчета Н.В. Кинд направила в апреле 1955 г. в Якутию с конкретной задачей небольшой отряд в составе прорабов-геологов Е.Н. Елагиной, Ю.И. Хабардина и старшего коллектора В.П. Авдеенко в предполагаемый район нахождения трубки. Они и открыли всемирно известную теперь трубку «Мир». Случилось это 13 июня 1955 года.
Практический опыт и теоретические исследования поиска алмазных месторождений нашли отражение в коллективной монографии «Алмазы Сибири» (1957), ведущим автором которой стала Н.В. Кинд. В конце 50-х годов Н.В. Кинд вынужденно отошла от алмазной темы. Она переезжает в Париж к мужу, работавшему представителем СССР в ЮНЕСКО. В 1964 г. Н.В. Кинд вернулась в страну.
Продолжала заниматься наукой, защитила докторскую диссертацию. Она была крупным ученым, представляла нашу страну на многих международных форумах, комиссиях и конференциях. Скончалась Наталья Владимировна в 1992г. По отзывам ее товарищей и соратников она была выдающимся человеком, умела так руководить людьми, что ей подчинялись охотно и с удовольствием. Широта ее интересов, ее красо-
та, обаяние и ум привлекали к ней не только таежных работяг, но и многих выдающихся людей. Среди ее друзей чуть ли не десяток нобелевских лауреатов, у нее в доме бывали Анна Ахматова, Иосиф
Бродский, Корней Чуковский, Анна Зегерс, академик Д.В. Скобельцын. Она была накоротке знакома с президентом АН СССР С.И. Вавиловым, многими выдающимися учеными. Путь к открытию, направление к которому указала Н.В. Кинд, прошла в составе отряда из трех человек Екатерина Николаевна Елагина. Она была не случайным человеком в отряде. В возрасте 15 лет во время войны попала из Москвы в эвакуацию на Урал, окончила курсы мастеров - обогатителей и работала в Уральской алмазной экспедиции. По ее собственному признанию, геологом ее сделала война.
Историки алмазной промышленности пишут, что Е.Н. Елагина была молодая и красивая, обладавшая живым и непосредственным характером. Это действительно так. Достаточно посмотреть на ее фотографии того периода: она была не просто красивая, а очень красивая женщина. Родом Е.Н. Елагина из семьи интеллигентов. Отец занимался созданием музеев на базе барских усадеб, мать работала в Историческом музее, выпускница Казанского университета. Дед матери был его ректором. Муж Екатерины Николаевны был геологом, доктором наук, профессором. Дочь Марианна - тоже геолог, кандидат наук. Старший сын - литературовед, доктор наук. Работа в геологии создала возможность Е.Елагиной познакомиться со многими интересными, выдающимися людьми. Все три героини хорошо знали друг друга. У Екатерины Николаевны было много друзей, но на первое место среди них она ставит Н.В. Кинд, с которой они дружили семьями. Благодаря Н.В. Кинд, Елагина узнала многих интересных людей современности.
В 2003 г. Екатерина Николаевна опубликовала работу «Алмазные экспедиции», объемом 53 печатных листа, вышедшую в двух книгах. Хороший слог, образность изложения, масса деталей, характеризующих быт и условия работы геологических экспедиций в то трудное время с 1941 по 1955 г.г., и сам по себе интересный материал притягивают читателя. Книга читается одним махом, от нее трудно оторваться.
Е.Н. Елагина поясняет, что писала свой труд 20 лет обдумывала и переделывала отдельные моменты по несколько раз. А то, что книга получилась, объясняет некоторыми способностями, склонностью к журналистской работе, которой, если бы не война, она бы и отдала предпочтение, поступив на журфак МГУ. Союз писателей РФ по достоинству оценил «Алмазные экспедиции», приняв ее автора в свою среду. Открытие алмазной трубки «Мир» по признанию самой Е.Н. Елагиной было самым важным, самым главным событием в ее не только профессиональной жизни, но и жизни вообще.
Известный всем алмазникам текст телеграммы: «Закурили трубку мира зпт табак хороший тчк Авдеенко Елагина Хабардин», составленный первооткрывателями трубки «Мир», характеризует условия работы того времени. Все поиски алмазов проходили под грифом «Совершенно секретно», были государственной тайной. И сообщение начальству экспедиции об огромном успехе нужно было составить так, чтобы никто, кроме них, ничего не понял. Но масштаб геологического открытия был слишком велик и, не смотря на все предосторожности, о нем вскоре узнал весь мир. У всех трех женщин, непосредственных участников алмазной эпопеи, первооткрывательниц, есть много общих черт. Их легко заметить, читая этот текст. Но есть еще одна присущая им особенность: за свои подвиги они не не получили никаких наград. Ордена, медали, лауреатства сыпались мимо них. Так в России бывает нередко. Но подлинных героев рано или поздно по достоинству оценивает народ.
В поселке Удачном Ларисе Анатольевне Попугаевой благодарные потомки поставили памятник. Именами наших героинь названы крупные алмазы, добытые в Якутии. В 1999 г. Елагиной присвоено звание «Почетный гражданин города Мирного», со-
временного города, выросшего на открытом ею месторождении. В 2001 г. указом президента РФ она награждена Орденом Почета, 46 лет спустя после открытия трубки «Мир» и только в 2014 г. ей был поставлен памятник.
Список литературы:
Степанов С.А. АЛРОСА. Прошлое и настоящее. М., 2002. Елагина Е.Н. Алмазные экспедиции (Книга первая), М, 2003. Елагина Е.Н. Алмазные экспедиции (Книга вторая). М., 2003. Вестник АЛРОСА, №3, 2006; №6, №10, №11, 2007.
Г.А. Борщевский,
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛИТ
Государственная служба традиционно занимает видное место в системе общественной организации Российского государства, что продиктовано, вероятно, присущим отечественной политической системе этатизмом (высокой ролью государственной власти в жизни общества). Вне зависимости от текущей политической ситуации - как на фоне усиления, так и при ослаблении государственной власти - социум склонен наделять представителей отечественной бюрократии статусом «вершителей судеб». При этом подобное отношение, как правило, вовсе не означает положительной оценки эффективности и общественной полезности бюрократии, а связано с осознанием присущей ей власти.
С этой точки зрения политологическая категория «элита» может быть с полным правом применена к государственным служащим, так как, исходя из распространенного определения, элита - это субъект социального управления.1 В пользу подобного подхода высказываются многие современные авторы, в том числе А.В. Трухачева, которая рассматривает государственную бюрократию как составную часть политической элиты России со всеми присущими ей атрибутами.2
Вместе с тем, следует отметить, что данный подход не является единственным. Ряд исследователей (например, В.В. Бочманов)3 определяют государственную службу как институт, примыкающий к политической элите, но не тождественный ей и обладающий самостоятельным набором общественных функций. Подобное противоречие в вопросе о соотношении категорий «элита» и «государственная служба» может быть связано с такими обстоятельствами, как:
— двойственность общественной роли государственной службы;
— неопределенность термина «элита» в современной науке.
Двойственность роли госслужбы определяется тем, что, с одной стороны, она
является инструментом для реализации государственной политики, который не принимает управленческих решений (в этом его отличие от политической элиты), а лишь организует их исполнение. Однако, с другой стороны, проекты всех политических решений разрабатываются в недрах аппарата, а впоследствии тот же аппарат - то есть госслужащие - воплощают эти решения в жизнь. Формально не обладая политической властью, аппарат на деле формирует и реализует государственную политику, и общая эффективность государства зависит, таким образом, именно от качества работы чиновничества, что подметил еще О. Бисмарк.
Отсутствие единства в вопросе о содержании понятия элиты также мешает однозначно отнести госслужащих к этой категории. Теория элит в отечественных общественных науках вытеснила собой преобладавшую прежде классовую теорию политического господства. Однако, в отличие от классовой теории, которая имела ясные основания для выделения классов и отличия одного общественного класса от другого (право собственности на средства производства и т.д.), альтернативная теория не предложила подобных четких критериев для идентификации элит.
1 См.: Васильева Л.Н. Теория элит: социология политики. М.: Социум, 2011. 208 с.
2 Трухачева А.В. Формирование государственной бюрократии как составной части российской политической элиты: дисс. ... канд. полит. наук . М., 2008. 132 с.
3 Бочманов В.В. Взаимодействие политической элиты и государственной службы как социально-управленческих институтов: дисс. ... канд. социол. наук. М., 2003. 147 с.
Существует, как минимум, два различных подхода к трактовке данного термина - аксиологический и альтиметрический. Первый из них позволяет относить субъекты к элите - исходя из этимологии слова élite (избранный) - по признаку обладания ими интеллектом, талантом, способностями, более высокими, чем у среднестатистических представителей данного общества. Сторонник подобного подхода философ Н.И. Бердяев, как известно, выводил коэффициент элитарности общества в виде отношения высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных.
Второй подход определяет в качестве основания для попадания в элиту обладание субъектом реальной властью и влиянием.1
Оба подхода, как видно, порождают смысловую неопределенность, но если все же попытаться привести их к некоему единому знаменателю, то можно предположить, что принадлежность к элите означает обладание субъектом лучшими характеристиками по какому-либо параметру в сравнении с другими субъектами. Однако и такой подход не вносит полной ясности, так как трудно провести объективное сравнение: то, что кажется «хорошим» для одного, зачастую «плохо» для другого.
Тем не менее, в качестве гипотезы настоящей работы мы предполагаем, что кадры государственной службы 1) относятся теперь или 2) должны относиться в будущем к элите российского общества. Подобное утверждение обусловлено высокой общественной значимостью функций, выполняемых госслужащими, вне зависимости от особенностей и границ института государственной службы в рамках национальных моделей.
Для проверки первой части гипотезы проанализируем данные об особенностях кадровых процессов на гражданской службе России в новейший период. Это позволит обоснованно ответить на первый вопрос, является ли госслужба сегодня в полном смысле частью элиты общества.
Завершившийся в 2013 году очередной этап реформирования государственной гражданской службы был призван реализовать курс на повышение эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащих. В Программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)» проводилась идея о возрастании роли человеческого капитала, были сформулированы показатели по повышению результатов деятельности госслужащих; изучение степени достижения этих показателей позволит системно взглянуть на происходящие процессы. Отсутствие отчетных материалов государственных органов по исполнению Программы заставляет пока прибегнуть к косвенным методам диагностики кадровых процессов.
Одним из наиболее репрезентативных исследований новейшего периода явилось социологическое исследование «Социально - профессиональные проблемы государственной гражданской службы», проведенное в 2012 г. Институтом государственной службы и управления персоналом РАНХиГС под руководством А.И. Турчинова и К.О. Магомедова (далее результаты исследования цитируются под индексом СППГС-12).
Результаты данного исследования интересны в сопоставлении с более ранними аналогичными исследованиями, позволяющими проследить кадровые процессы во временном диапазоне и проанализировать происходящие перемены. 2
Авторами ставилась цель изучить степень удовлетворенности госслужащих трудом, восприятие ими мер по реформированию государственных органов, уровень во-
1 Соловьев. А.И. Российский элитогенез: универсальное и специфическое // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010. № 3. С. 112.
2 См., например: Борщевский Г.А. Профессионально-личностные качества работников органов исполнительной власти г. Москвы // Отчет социологического исследования. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2011. 107 с.
влеченности в профессиональную деятельность, меру проявления трудовых и нравственных качеств и т.д.
С количественной точки зрения численность государственных гражданских служащих до последнего времени демонстрировала тенденцию к увеличению. За 10 лет с 1999 по 2009 гг. она выросла более чем на полмиллиона человек. Причиной тому, на наш взгляд, были:
— постоянные организационные изменения в структуре органов власти, создание новых органов вследствие увеличения количества государственных функций 1;
— дублирование разными исполнительными органами власти части государственных функций 2;
— отсутствие кадрового планирования вследствие отсутствия органа управления государственной службой, что давало возможность руководителям ведомств бесконтрольно увеличивать их штаты;
— существующие требования к должностям госслужбы, не позволяющие проводить объективный отбор и оценку кадров, чем вызвано попадание на службу непрофессионалов, «случайных людей»;
— низкие оклады на исполнительских должностях в государственных органах, обусловившие кадровый голод, отток профессионалов и, вследствие этого - потребность в количественном увеличении штатов.
Прошедшее в 2010-2012 гг. сокращение на 20% аппаратов федеральных и региональных органов власти не решило перечисленных проблем, а только привело к увеличению нагрузки на оставшихся сотрудников. Это, в свою очередь, привело к высокой текучести кадров. Результаты исследований подтверждают высказанные соображения. Так, многие ведомства испытывают существенные трудности с заполнением вакансий: в федеральных государственных органах за последние годы она составляет в среднем всего 82%. Для федерального уровня государственной гражданской службы 18% вакансий - весьма высокий показатель, что не может не сказываться на уровне и качестве исполнения функций государства.
По мнению самих служащих, в этой ситуации необходима разумная оптимизация численности аппаратов исполнительных органов власти, при которой должны существенным образом пересматриваться должностные обязанности в сторону большей конкретизации и стандартизации функций, что позволит более равномерно распределять трудовую нагрузку.
В этой связи также интересно проанализировать изменения в составе кадров госслужбы по критериям возраста и стажа. В последние годы наметилась очевидная тенденция на омоложение кадрового состава, что выразилось в увеличении числа служащих в возрасте до 30 лет, возрастании притока молодежи до 30,7%. В настоящее время средний возраст работников в органах государственной власти субъектов Федерации составляет 41 год, а в органах исполнительной власти в целом по стране - 39 лет.
1 Всего за прошедшее десятилетие в стране осуществлено четыре масштабных реорганизации в органах власти. В результате существенно выросли в штатной численности такие органы исполнительной власти, как Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная миграционная служба. Созданы новые структуры: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и ряд других.
2 Для преодоления дублирования функций в 2006-2008 гг. осуществлена административная реформа с целью анализа и квалификации функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Были проанализированы 5624 функции, из них признаны избыточными 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868.
Можно предположить, что подобные изменения произошли за счет повышения общественной престижности государственной службы, желания молодежи служить государству и обществу. Отчасти это так, однако увеличение доли молодежи среди госслужащих имеет и другие причины. Зачастую молодежь приходит в органы государственной власти не служить, а зарабатывать деньги и «обрастать связями». Значительная часть молодых специалистов-госслужащих выражают намерение спустя короткое время перейти на работу в коммерческие структуры. Как показывают исследования автора, уже среди студентов-управленцев материальные мотивы преобладают над нематериальными, а альтруистические установки в профессиональном развитии (быть полезным людям и т.п.) представлены в пределах статистической погрешности 1.
С другой стороны, в ходе упоминавшегося сокращения численности работников аппарата и при многочисленных организационных изменениях под сокращение попадали в основном работники старших возрастных категорий, что увеличивало удельную долю молодежи среди госслужащих.
В целом следование моде «омоложения кадров» в ряде ведомств никак не согласуется с требованиями к новым кадрам по качественным критериям. Возрастная динамика слабо влияет на качественные параметры гражданской службы, а по данным социологических опросов - даже снижает уровень профессионализма. Так 39,7% опрошенных служащих считают, что в целях повышения уровня профессионализма кадров гражданской службы, необходимо усиление контроля над работодателем при заполнении вакансий государственной гражданской службы 2.
Респонденты указали на необходимость выработки государственной программы повышения профессиональной и социальной защищенности гражданских служащих.
Таким образом, анализ движения кадров гражданской службы показывает, что в условиях реформирования происходят, в первую очередь, внешние, количественные изменения. Они ведут к дополнительным затратам на высвобождение и адаптацию сотрудников, включение их в систему корпоративных стандартов и ценностей, что в конечном итоге не дает ощутимых качественных результатов.
Помимо рассмотренных тенденций следует констатировать также существующий неадекватный размер денежного содержания служащих. Это связано не только с тем, что уровень оплаты труда рядовых госслужащих, как правило, ниже оплаты на аналогичных должностях в коммерческом секторе, но и с существованием высокой дифференциации по размеру оплаты на различных должностях в пределах государственной службы. Это порождает психологический дискомфорт, социальную напряженность и конфликты в служебной среде.
Среди причин названных диспропорций можно выделить:
— низкую удельную долю должностного оклада в структуре денежного содержания государственных служащих.
В целом доля оклада в общем объеме денежного содержания гражданского служащего по ряду групп низших должностей составляет всего 37%, а по высшим должностям оно менее 10% . Это приводит к тому, что в структуре оплаты труда 70-90% суммы выплат приходится на различные надбавки, что делает систему оплаты сложной и непрозрачной;
1 См.: Махов Е.Н., Борщевский Г.А. Социологический портрет личности студентов - будущих государственных служащих // Отчет социологического исследования. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2011. С. 118.
2 См.: СПГГС-12. С. 13.
3 Проблемы правового регулирования оплаты труда государственных гражданских служащих. Отечественная и зарубежная практика // Аналитический вестник Совета Федерации. 2010. № 14.
— зависимость оплаты от результатов труда (так называемый особый порядок оплаты) установлена лишь для должностей, замещаемых на основании срочного служебного контракта, которые в основном соответствуют должностям руководителей.
Таким образом, уже на законодательном уровне заложены предпосылки существенных диспропорций в оплате труда различных категорий госслужащих. Это подтверждается статистическими данными. В результате соотношение в оплате труда на высших и низших должностях государственной гражданской службы в настоящее время составляет 1:40. Для сравнений в СССР в 1990 г. это соотношение не превышало
1:1а1.
Очень существенно различается размер денежного содержания не только между различными должностями госслужащих, но и на аналогичных должностях в разных государственных органах. При существующем подходе к формированию денежного содержания его размер не коррелирует с квалификационными требованиями по должностям госслужащих.
Особенно ярко эта диспропорция проявляется в оплате по аналогичным должностям в центральном аппарате федеральных ведомств и их территориальных органах. Так, даже при среднем уровне оплаты труда в среднем по Минздраву 61,9 тыс. руб., в подведомственном Минздраву территориальном управлении Роспотребнадзора по г. Москве в том же 2012 г. оплата труда главного специалиста-эксперта (старшая группа должностей) составляла всего 13 тыс. рублей. При этом для замещения данной должности необходимо наличие высшего медицинского образования и стаж работы по специальности не менее трех лет! Можно ли надеяться, что в Москве при подобном вознаграждении данная должность будет замещаться высококлассными специалистами?
Можно задать вопрос, с чем связаны названные диспропорции? Ответ состоит в том, что к настоящему времени на фоне отсутствия федеральной кадровой политики сложилась ситуация, при которой в системе государственной гражданской службы существует такое же внутреннее расслоение, как и в российском обществе в целом.
Говорить о наличии целостной системы госслужбы в России, о которой упоминается в законодательстве, увы, не приходится. Можно констатировать, что руководители госслужбы (заместители федеральных министров, директора департаментов, руководители федеральных служб и агентств, территориальных управлений и аналогичные им должности гражданской службы субъектов РФ) по уровню своих доходов и реализуемых полномочий близки к политической элите (члены правительства, депутаты). Отсутствуют ясные квалификационные требования для назначения на эти должности, а также методики оценки служебной деятельности. Прохождение обязательной аттестации и квалификационного экзамена для госслужащих категории «руководители» законом не установлено. Назначения и кадровые продвижения в этой группе проводятся по командному (номенклатурному) принципу, исходя из лояльности, а не профессионализма.
Исследования фиксируют перетекание кадров из политической сферы в руководство госслужбы и обратно. К этим группам тесно примыкают крупные предприниматели, руководители государственных корпораций, высокооплачиваемые советники и консультанты. Все они сливаются в единую властную элиту, обладающую собственными корпоративными интересами, высокими доходами и практически полным отсутствием подконтрольности обществу. Именно эта группа ассоциируется в общественном сознании с собирательным понятием «чиновник», однако в количественном отношении она составляет ничтожное меньшинство от числа действительных чиновников.
1 Постановление Политбюро и Совета Министров СССР от 20 сентября 1990 г. «О совершенствовании оплаты труда работников аппарата органов государственного управления» // РГАНИ. Ф. 89. Оп. 9. Д. 31.