Научная статья на тему 'Larchet J. -C. la vie sacramentelle. Cerf, 2014'

Larchet J. -C. la vie sacramentelle. Cerf, 2014 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Larchet J. -C. la vie sacramentelle. Cerf, 2014»

не как «злодей», но как несущий (по Божию попущению) возмездие женихам Сарры за то, что они, будучи иноплеменниками, посмели жениться на ней. То-вия же как правоверный иудей имел на это право и именно поэтому не был убит демоном.

Заключительная заметка Г. Ш. Гёринга в ироническом стиле говорит о том, что участники данной конференции пришли к выводу, что девтероканоническая литература не представляет собой чего-то принципиально цельного и поэтому является лишь условным понятием, искусственно созданным на Тридентском соборе.

В заключение мы можем сказать, что статьи этого сборника написаны замечательными специалистами и представляют большой интерес для всех, занимающихся межзаветной литературой. Но не стоит ждать от него особых открытий, потому что авторы занимаются в основном анализом предшествующих исследований, их обобщением и актуализацией.

Хангиреев Илья Александрович (препод. кафедры библеистики Богословского факультета ПСТГУ)

[email protected]

Larchet J.-C. La vie sacramentelle. Paris: Cerf, 2014 (Col. Théologie). 595 p.

Вышла из печати монография Ж.-К. Ларше «Освященная таинствами жизнь». Посвящена она богословию таинств. Этой монографии предшествовали два тома по экклезиологии, объединенные общим названием: «Церковь, Тело Христово»1. В первом томе рассматривались вопросы, касающиеся самой природы Православной Церкви. Во втором томе автор уделил внимание вопросам межцерковных отношений. Можно сказать, что третий том серии знакомит читателя с учением о таинствах.

Рецензируемая монография предоставляет читателю наиболее полный на текущий момент анализ всего, что нужно для раскрытия темы таинств с точки зрения догматико-богословской2. Прежде всего автор опирается на новозаветное откровение и на многочисленные святоотеческие толкования по теме таинств.

1 См. наши рецензии на две упомянутые книги в предыдущих выпусках Вестника ПСТГУ (Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 120-123; 2014. Вып. 1 (51). С. 139-142).

2 По теме церковных таинств существует обширная литература, раскрывающая литургические, канонические, историко-церковные вопросы. Следует указать на недавно выпущенный ценный труд, в котором отведено место не только историко-литургическим топо-сам, но присутствуют тексты по богословию таинств: Сборник материалов V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах», проходившей в Москве 13-16 ноября 2007 г. (Православное учение о церковных таинствах: В 3 т. М.: Синодальная библейская богословская комиссия, 2009. Из западно-христианских исследований по богословию таинств упомянем две монографии: Schillebeeckx E. Christ: The Sacrament of Encounter with God. N. Y., 1987; Leeming B. Principles of Sacramental Theology. L., 1956.

Кроме того, учитывается полемика прошлых веков с древними еретиками и раскольниками, с католическими и протестантскими богословами. Учитываются и дискуссионные публикации XX—XXI вв.: от евхаристической экклезиологии (с. 71) до тезисов о Евхаристии, недавно высказанных профессором А. И. Оси-повым (с. 115).

Новизна опубликованной монографии Ларше состоит, в частности, в том, что отдельной темой рассмотрена синергия, как она может проявляться при совершении церковных таинств. Это увязывает воедино важные церковные дисциплины: экклезиологию, в рамках которой обычно излагается учение о таинствах, и догматику с аскетикой, за которыми закреплено обсуждение темы синергии. В остальном структура монографии оказывается предсказуемой.

Открывает книгу глава по вопросам общего характера. За ней следуют главы, посвященные каждому таинству отдельно. Этих глав семь, хотя Ларше и делает оговорку о разном числе таинств в святоотеческих творениях и в схоластических работах католических авторов (с. 17). Числа могут разниться, но важно не упустить самую суть Христовых таинств: они даются Богом ради спасения и обо-жения людей. Также важно видеть одновременно общинный характер таинств и личностный характер участия христиан в таинствах.

Таинства суть лекарства для больной грехом человеческой природы. При этом существует «большой риск рассматривать духовное исцеление как только лишь альтернативу исцелению средствами психотерапии и классической медицины, — такое случается в некоторых харизматических общинах у католиков и протестантов» (с. 27). И подобного рода риски не остаются чисто теоретической возможностью для нас, Ларше упоминает активные на Западе сообщества православных христиан, в среде которых формируется такое понимание богослужения, которое он называет «неопротестантским», помещая это понятие в кавычки (с. 119—120). Не забывает автор отметить аналогичное явление и на Востоке, сопоставляя его также с обновленческим движением («r6novationiste», «неообновленчество», с. 143—144).

Исключительно подробно рассматривает Ларше вопрос о частоте причащения (с. 143—189) и о подготовке к причащению (с. 189—213). Приводятся сведения из истории Поместных церквей, описано современное положение дел и доводы в пользу сравнительно частого и сравнительно редкого причащения. Сам автор в этом вопросе старается дистанцироваться от спорящих сторон, чтобы бесстрастно взвесить все «за и против», и чтобы православный христианин мог прийти к достаточно определенным выводам лично для себя, обсуждая эту тему в беседе с духовником.

Для таинств исключительно значимы внутренние обстоятельства жизни человека, они важнее внешних обстоятельств и исторически закрепленных обычаев. В таинстве исповеди от христиан требуется углубление во внутренние причины определенных грехов, умение извлечь из глубины и повергнуть перед Христом грехи без недомолвок, без оправдания, без переименования и подбора смягчающих обстоятельств (с. 315). В монографии также затронута возникшая в XX в. проблема общей исповеди (с. 320), хотя она во многом утратила свою актуальность.

Помимо этого, затрагивается и острая для Запада проблема гомосексуализма, который в некоторых протестантских конфессиях уже не считается грехом (с. 334). Ларше отстаивает библейское и святоотеческое отношение к венчанию и семье, негативное отношение к половым извращениям. И это несмотря на настоящий культ различных извращений, который становится все влиятельнее в обществе. Семейные ценности на Западе, по наблюдению Ларше, переживают «беспрецедентный кризис» (с. 427). Брак подменяется «партнерством», множество детей растут в неполных семьях и не видят для себя в будущем семейных «длительных отношений». Причины кризиса духовные — это индивидуализм, эгоизм и ложная концепция свободы (с. 428—429). Множество актуальных вопросов рассмотрено в данной главе. В частности, вопрос о втором и третьем браках проанализирован с точки зрения церковной практики при венчании: Ларше поясняет, что третий брак для христианина является исключительным событием, вот почему на этот случай не предусмотрено церковной службы (с. 418).

Практически в каждой главе, помимо повествовательной части, имеется и полемическая составляющая. Так, в главе о соборовании3 Ж.-К. Ларше обращает внимание не только на трактовку таинства, как на напутственное, предсмертное, но и на такую трактовку, когда в нем участвуют из профилактических соображений, прося исцеления от возможных болезней (с. 458). Обе эти трактовки вызывают соображения полемического характера.

Прибавим к этому еще одну особенность соборования: по традиции после совершения этого таинства священниками масло отдается прихожанам, и они дома помазывают себя сами. Некоторые авторы считают, что это «преподание таинства мирянами самим себе» весьма нежелательно (с. 480—481).

В главе о хиротонии подробно рассмотрен вопрос о достоинстве священника и благодатности преподаваемых им таинств (с. 511—534). Этот старинный вопрос имеет и злободневное апологетическое значение в связи с потоком антиклерикальных публикаций в наши дни.

Автор затрагивает и весьма интересную проблему: порой на исповеди священнику приходится особо тщательно «соблюдать дистанцию» между собой и пасомым (с. 545). Это требуется для того, чтобы душепопечение совершалось надлежащим образом. Подобная проблема была известна и древним христианам, которые говорили: обращайся с людьми как с вестниками великого Царя и как с огнем. При обращении с огнем надо сохранять дистанцию, быть слишком далеко — бесполезно, слишком близко — опасно. Жаль, что о «проблеме дистанции» в монографии написано всего полстраницы.

Заключительная глава опять возвращается к вопросам общего характера и рассматривает их на примере отдельных таинств. Вопросы эти связаны с действием благодати в таинствах. В католическом богословии таинств есть учение о благодатном действии в силу совершенного священником таинства (ex opera operato). В протестантском богословии мы находим учение о спасении христианина только благодатью (sola gratia). Для православной веры характерно

3 Таинство Соборования называется в греческой традиции также euxE^atov (молитво-маслие).

учение о синергии, спасительном содействии Бога и человека. Учение о синергии Ларше связывает с богословием таинств. В таинстве Крещения Бог подает нам спасительную благодать, полноту благодати. Однако человек усваивает ее в ту меру, в какую может. Это зависит от его расположения и устроения, от того, насколько он «аналогичен», как говорят Отцы Церкви, благодатному воздействию (с. 555). Человек, получивший благодать Божию в таинстве, живет по свободной воле, он может предать забвению дар таинства либо стремиться к содействию с Богом. В зависимости от его собственного устроения жизни таинство будет питать его духовно или как бы оставаться бездейственным в нем.

Анализируя писания преподобного Максима Исповедника4, Ларше приходит к выводу, что в крещении Бог дает человеку нетление как возможность; будет ли она актуализована, зависит от самого человека. Он сравнивает эту ситуацию с библейским учением о творении человека: человек сотворен по образу Божию, и помощью Божией благодати он через подвиг может стать подобием Божиим (с. 562—563). В церковные таинства Бог вложил все духовные возможности для людей, от Него и от нас самих — от синергии — зависит, как они будут реализованы. Говоря конкретнее, жизнь в таинствах предполагает аскетическую жизнь христианина (покаяние и борьбу со страстями, молитву и разнообразное подвижническое делание). Связь между аскезой и принятием церковных таинств, конечно, была в предмете рассмотрения православных авторов, но все же приходится сказать, что недостаточно5.

В книге Ж.-К. Ларше «Освященная таинствами жизнь» связь между богословием таинств и аскетикой прослежена на хорошем богословском уровне, в перспективе синергии. Тема синергии в рецензируемой монографии представляет большой интерес и не может быть исчерпана в рамках одной главы из книги. Хотелось бы увидеть дальнейшую разработку этой темы в православных публикациях по экклезиологии.

Диакон Павел Сержантов (канд. филос. наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ)

[email protected]

4 Вопросоответы к Фалласию 6.

5 См., например: Иерофей (Влахос), митр. Православная духовность. Сергиев Посад, 1999. С. 76-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.