Научная статья на тему 'Larchet J. -C. l'église, Corps du Christ. Vol. 1. Cerf, 2012'

Larchet J. -C. l'église, Corps du Christ. Vol. 1. Cerf, 2012 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Larchet J. -C. l'église, Corps du Christ. Vol. 1. Cerf, 2012»

Larchet J.-C. L'Eglise, Corps du Christ. Vol. 1. Paris: Cerf, 2012. 255 p.

Православный французский богослов Жан-Клод Ларше работает над весьма непростой задачей — догматической трилогией. Тема ее экклезиологическая, она заявлена в названии: «Церковь, Тело Христово». Вышедший из печати первый том дополнительно озаглавлен так: «Природа и структура».

Рассуждая в первой главе о происхождении Церкви, Ларше отмечает, что в «Пастыре» Ерма (SC 53. С. 94—96) Церковь выведена прямо-таки как... ровесница тварного мира. И ветхозаветная Церковь — после Боговоплощения — преображается в Церковь Христову.

Что такое Церковь? Природа Церкви открывается нам в нескольких образах. Это новый народ Божий, это собрание (и потому «христианин одиночка — не христианин»). Церковь, по сути, — братство, семья, живой организм, весьма отличающийся от любой другой общности, будь то биологическая или социальная общность. В Теле Христовом разные члены связаны воедино не принципом необходимости (как бывает в машине или в обычном организме), они связаны не утилитарным принципом (как бывает в социальном организме, Р. 18). Но чем тогда? Любовью. Правда, заметим попутно, что христианское понятие о любви в наши дни нужно специально объяснять, с понятием «любовь» у нецерковных людей связаны как раз утилитарные и физиологические представления. Для христианина же любовь связана с даром свободы. Новый Завет провозглашает самое высокое откровение о любви: «Бог есть любовь» (1 Ин 4.16).

xai £'юг!7ЛОЕ1 той лауачюпатои ril-iwv беолотои той латрюрхои то iiovaxixov imriMte охлца» (Miklosich F., Midler J. Acta et Diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vindobonna, 1860. Т. 1. P. 301-306); Ау£Л17рафод (Ibid. P. 397-399); «'eyxcdiiiov eic, tov ooiov латёра ruicbv 'Iwavvriv tov vr|OT£DTF)v xai ёлшуос; e'ic, ttiv 0£[3a0|iiav |iovf)v xf|G ct7iag Петрам» (GelzerH. Kallistos' Enko-mion auf Johannes Nesteutes // Zeitschrift ffirwissenschaftliche Theologie. 1886. Bd. 29. S. 64-89.), «D|iiX£a eiC; tt)v xoi|ir|oiv tfjg ШЕрссуСас; 6еоло£уг|? fpcov seotoxod» (Zaxppoviog (ЕиотрапаЬщ), ццтр. Op. cit. 2. 114-119); «D|iiMa eig tt)v алотоцлу xf|g хефаллд той тщ£ои лросрлтои лробрб-|iOD xai Ралтютой 'Iwavvou» (Zaxppoviog (ЕиотрстаЬцс), щтр. Op. cit. 2. 120-128); «Ai6aoxa-Ma 6o7|iatixf) хата tcdv BapXaa|iiTCbv» (Paidas K. D. S. Editio princeps of an unedited dogmatic discourse against the Barlaamites by the patriarch of Constantinople Kallistos I // Byzantinische Zeitschrift. 2012. Bd. 105 (1). P. 117-130.). Частично опубликована также «[ЮцЛСа] EIC, TT)V лрсо-tt|v Kupiaxf)v tcdv vtioteicdv» (MeyendorfJ. Introduction a l'etude de Gregoire Palamas. Paris, 1959. P. 61, примеч. 88, 90, 91).

Larchet J.-С. L'Eglise, Corps du Christ. V. I. Nature et structure

Глава вторая посвящена традиционному для экклезиологии предмету: рассматриваются четыре свойства Церкви, обозначенные в Символе веры. Со ссылкой на В. Н. Лосского автор констатирует, что все четыре свойства Церкви «существенны». Если мы представим себе христианскую общину без какого-либо из этих свойств Церкви, мы получим не Церковь, а нечто иное. Христианская община без свойства «единая» погружается во всеразъедающий релятивизм, в котором постоянно генерируются новые «версии христианства». Община, лишенная свойства «святая», не может служить для людей источником освящения. Община не «соборная» замыкается в сравнительно небольшом пространстве внутриприходской жизни. Община не «апостольская» теряет связь с Христом, пославшим апостолов на проповедь, — вместо апостольской духовности в такой общине циркулируют самоизобретенные учения и религиозные практики.

Размышляя над каждым из свойств Церкви, Ларше старается достичь наибольшей отчетливости мысли, насколько это возможно. Возьмем, к примеру, свойство «единая»: единство Церкви оказывается одновременно внутренним единством (отсутствием разделений) и единственностью Церкви (ее уникальностью), и эти два аспекта тесно увязываются между собой. Относительно соборности отчетливое понятие представить гораздо сложнее, о чем автор открыто сообщает (с. 37). Это не значит, что третьему свойству Церкви в книге уделено меньше внимания. Напротив, оно проанализировано со всей тщательностью, с привлечением представительного святоотеческого корпуса творений. Особенное внимание автора занимает «соборность как Православие» — об этом писал прп. Максим Исповедник, изучению которого много времени отдал Ж.-К. Ларше.

Следующая глава касается вопроса о предании. Автор описывает три столпа церковного предания: Священное Писание, Святые отцы, соборы. Все три служат единой цели, как бы дополняют друг друга. Их не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Не остались в стороне и актуальные в наши дни вопросы о соотношении церковной традиции (предания) и разного рода инноваций (с. 92-94), вопросы о традиционализме (с. 99).

Четвертая и пятая главы отведены под еще одну важную тему: организация жизни в Церкви Христовой на протяжении ее истории. Здесь можно прочитать о том, как появлялись приходы, епархии, митрополии и Патриархаты, какая мера автономии была у каждого епископа, какие отношения связывали его с синодом епископов. К примеру, отцы Второго Вселенского собора различали на Христианском Востоке пять автокефальных Церквей с центрами в Александрии, Антиохии, Эфесе, Кесарии К а п п ад о к и й с к о й, Гераклее Фракийской. Сравним этот список и возникшую впоследствии Пентархию с центрами в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохии, Иерусалиме (с. 144—145).

Кратко, но обстоятельно Ларше описывает нынешнее взаимоотношение автокефальных и автономных Церквей, обсуждает и непростую проблему, связанную с территориальной и национальной принадлежностью поместной Церкви (с. 154-156).

Церковной иерархии посвящена глава шестая. Прежде всего речь идет о первосвященническом служении епископа в раздаянии Таинств, в деле учения.

в единении местных церковных общин. Для духовного окормления епархии епископ ставит священников. По мнению Ларше, экклезиологическая мысль модернистов xx в. старалась преуменьшить связь епископа и священников и преувеличить связь священника и «народа», на самом же деле священник не является делегатом от «народа», но «представителем» епископа, от которого он получил рукоположение и возможность быть служителем Таинств, в отличие от мирян (с. 179). Ларше разбирает и проблему женского священства, связывая ее с влиянием феминистского движения и протестантизма.

После краткой истории диаконского служения рассмотрены чины церковнослужителей: иподиаконов, диаконисс, чтецов, певчих. На страницах книги мы найдем еще и заметки о церковных облачениях. Поясняется их смысл, поясняется, почему в Церкви так часто используются драгоценные материалы.

В ушедшем столетии много размышляли о клириках и мирянах. Глава седьмая рассказывает о месте мирян в Церкви. Ж.-К. Ларше полемизирует с представлениями, сложившимися в русле евхаристической экклезиологии, а именно с различением двух «типов» священства: иерархического священства (клирики) и царственного священства (все православные, в том числе миряне). В этом контексте приводятся слова апостола Петра, с которыми он обращается к христианам: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет 2. 9). Эти слова прописаны не только в Библии, они живут в церковных службах крещения и миропомазания, в качестве подтверждения книга приводит обширную цитату из «Архиератикона».

Ж.-К. Ларше обращает внимание на то, что Христос Сам является Помазанием par exelence (см. Евр 1. 9), Он есть Царь земли и неба, Великий Первосвященник, Пророк Благой вести во спасение всех (дается ссылка на Лк 4. 18—19). Те, кто исповедует веру в Христа и принимает церковные Таинства, становятся во Христе «царями», «священниками», «пророками». Ларше считает, что нельзя выделить одно понятие «священники» и строить на нем экклезиологию, оставляя в стороне все прочее (с. 246).

Вступая в Новый Завет через Таинства, люди становятся гражданами Царства небесного, совлекаются «ветхого человека». Люди начинают быть царственным священством, а не исполнять обязанности священства. Апостол Павел и вслед за ним святитель Григорий Богослов (SC 247. С. 212) уподобляют верующего христианина священнику, когда речь идет об аскезе: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим 12. 1). Поэтому и преподобный Макарий Египетский в духовных беседах говорит, что по грехам мы перестаем быть родом избранным, царственным священством, народом святым, но становимся порождениями ехидны. Весь народ Божий, клирики и миряне, каждый в соответствии со своим призванием, на своем месте, имеет по милости Господней возможности возрастать духовно, восходить к обожению.

Как правильно соотнести меж собой клириков и мирян? Ларше пишет, что иерархическое священство не взирает откуда-то свысока на массы неклириков. Нет, священнослужители находятся в самом средоточии «царственного священства» — всех, кто принял крещение и живет в Церкви, благоговейно принимая от нее святыню.

Не забудем, что все эти рассуждения Ларше выдержаны в сугубо полемическом ключе, и он, мирянин, полемизирует со священнослужителями, которые в XX в. писали о царственном священстве и тоже приводили цитаты из Библии и Святых отцов. Излишне говорить, что Ж.-К. Ларше не старается как-то принизить мирян, не хочет урезать сферу литургической жизни Церкви, которая доступна для мирян.

Говоря о монографии Ларше в целом, отметим, что книга «Церковь, Тело Христово». Т. I: Природа и структура» не только знакомит читателя с обширным богословским наследием Церкви, но и доставляет высокое эстетическое наслаждение. Написана книга прекрасным языком.

Диак. П. Б. Сержантов (ПСТГУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.