УДК 78.072.2
DOI: 10.52469/20764766 2021 02 97
Т. В. ФРАНТОВА
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
ЛАОКООН И АФРОДИТА «В ОДНОМ ФЛАКОНЕ», ИЛИ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ АКАДЕМИЧЕСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННУЮ ЭПОХУ
Настоящая статья посвящена адаптации музыковедческой деятельности к условиям кибер-пространства. Глобальный поток информации, доступной благодаря Интернету, порождает комплекс проблем, затрагивающих все сферы интеллектуальной деятельности человека, включая музыкознание. В статье анализируются обстоятельства, способствующие активному и интенсивному развитию музыковедческой деятельности, такие как свободный доступ к неограниченному объему специальной информации (через репозитарии Интернета, поисковые системы Яндекс, Google и др.), электронные ресурсы музыкальных библиотек (в частности, библиотеки РГК). Вместе с тем, грандиозные коллекции Интернета в сочетании с потоком информации на бумажных носителях, многократно возросшим за последние десятилетия, породили проблему создания универсальных специализированных баз данных, направленных на область музыковедческой науки. Разработка специальных музыковедческих методов поисковой работы в Интернете - актуальная задача, решение которой обеспечит музыкознание необходимым инструментом продуктивного освоения новой среды его обитания. В гигантском инфопространстве, пребывающем в состоянии перманентного изменения, сформировались но-
вые условия бытия музыкального искусства, что порождает потребность разрабатывать соответствующие аналитические инструменты музыковедения. В XXI веке актуализируется феномен контекста культуры и, в частности, сетевого контекста, значимость которого начинает в некотором роде превышать роль индивидуального авторского высказывания композитора. Таким образом, перед музыковедческой отраслью возникает задача разработки ряда новых специализаций: музыковед - библиограф электронных ресурсов, музыковед-программист, музыковед - исследователь электронной и компьютерной музыки, музыковед-культуролог, специализирующийся как исследователь музыкальной Интернет-культуры XXI века. При этом комплекс традиционных специализаций музыковедов (историков, теоретиков, этнографов и т. д.) сохраняет свою важность как обязательный инструмент познания музыкального искусства, средство воспитания профессиональных музыкантов и орудие формирования культурной образовательной среды общества.
Ключевые слова: глобальное информационное пространство, Интернет-культура XXI века, универсальные и специализированные поисковые сети, новые специализации музыковедов в условиях киберпространства.
Для цитирования: Франтова Т. В. Лаокоон и Афродита «в одном флаконе», или Жизнь и смерть академического музыковедения в электронную эпоху // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 97-102. DOI: 10.52469/20764766_2021_02_97
T. FRANTOVA
S. Rachmaninov Rostov State Conservatory
LAOCOON AND APHRODITE "ROLLED INTO ONE", OR LIFE AND DEATH OF ACADEMIC MUSIC STUDIES IN THE ELECTRONIC ERA
This article is devoted to the adaptation of mu-sicological studies to the context of cyberspace. The global flow of information available through the Internet gives rise to a set of problems, affecting all spheres of human intellectual activity, including musicology. The author analyses the circumstances that contribute to the active and intensive develop-
ment of musicological studies, such as free access to an unlimited amount of special information (through Internet repositories, search engines Yandex, Google, etc.), electronic resources of music libraries (for instance - libraries of Rostov State Conservatory). At the same time, the grandiose collections of the Internet, combined with the hard copies of infor-
mation, which have greatly increased over the past decades, gave rise to the problem of creating universal specialized databases in the field of musicology. The development of special methods of searching for valid musicological sources of information on the Internet is a topical task, which will provide mu-sicology with the necessary tool for the productive development of a new environment of its habitat. In the gigantic information space, which is in a state of permanent change, new conditions for the existence of musical art have formed - informational music, which leads to the need to develop the appropriate analytical instruments of musicology. In the 21st century, the phenomenon of the context of culture and, in particular, the network context, the significance of which begins to in some way exceed the role of the individual author's statement of the com-
poser, is gaining importance. Thus, the musicology industry faces the task of developing a number of new specializations: a musicologist-bibliographer of electronic resources, a musicologist-programmer, a musicologist-researcher of electronic and computer music, a musicologist-culturologist specializing as a researcher of musical Internet culture of the 21st century. At the same time, the complex of traditional specializations of musicologists (historians, theorists, ethnographers, etc.) retain its importance as an obligatory tool for studying musical art, educating professional musicians and forming the cultural educational environment of society.
Key words: global information space, Internet culture of the 21st century, universal and specialized search networks, new specializations of musicologists in cyberspace.
For citation: Frantova T. Laocoon and Aphrodite "Rolled Into One", or Life and Death of Academic Music Studies in the Electronic Era // South-Russian Musical Anthology. 2021. No. 2. Pp. 97-102.
DOI: 10.52469/20764766_2021_02_97
■I —»1 Q II
Название настоящей статьи наверняка покажется кому-то претенциозным, может быть, даже не лишенным оттенка дурновкусия. Но появление такого названия вызвала не нескромность автора, а Оно, скорее, - провокация образа Лаокоона, навеянного, возможно, какой-то навязчивой рекламой. Этот образ, как провокация, все время всплывал в памяти при размышлениях о судьбе музыковедческого бытия сегодня, после свершившейся электронно-информационной революции. Речь пойдет именно о музыковедении как виде деятельности, а не о музыкознании. Музыкознание, как и другие области гуманитаристики, успешно существует и даже процветает, если судить по количеству регулярно появляющихся новых специальных изданий, систематически проводимых конференций во многих городах, могучему потоку диссертаций, которые защищаются ежегодно. Спектр направлений, в которых развивается музыкознание сегодня, - это важнейшая тема, но она требует отдельного разговора и в настоящей статье обсуждаться не будет.
Одно из обязательных условий продуктивной деятельности музыковеда - регулярное знакомство с научными новинками своей (как минимум) отрасли знания. Это элементарное, казалось бы, правило в нынешних условиях свершившейся электронно-информационной революции превращается в настоящую проблему. Музыковед, ностальгирующий по совет-
скому прошлому, вспоминает времена, когда в СССР на постоянной основе существовал один общесоюзный специализированный журнал -«Советская музыка», - дополнявшийся менее «научной» «Музыкальной жизнью». Регулярное ознакомление с публикациями в этих изданиях обеспечивало информацией об актуальных музыковедческих идеях, событиях музыкальной жизни. Сведения о новшествах в музыкальной науке пополнялись через авторефераты защищаемых диссертаций, в обязательном порядке рассылавшиеся во все музыкальные вузы, которых в те годы было не так уж много. «Страждущие» могли, конечно, получать информацию через новые музыковедческие книги, сборники статей, выходившие в столичных издательствах («Музыка», «Советский композитор», издательство ГМПИ им. Гнесиных). Но эти издания не всегда были доступны за пределами столиц (даже в тех городах СССР, где были консерватории и музыкальные училища).
Положение же, сложившееся ныне, несопоставимо с идиллической картинкой из недавнего прошлого. Знакомство с новинками в нынешних условиях превращается в настоящую проблему. Попробуйте-ка сейчас взять себе за правило регулярно просматривать свежие выпуски периодики... Их ведь теперь - тьма! Например, в библиотеке Ростовской государственной консерватории представлены 24 бумажных периодических издания, специализирующихся
на проблемах музыкознания1. Каждое, как правило, выходит 4 раза в год (некоторые имеют 6 или 12 ежегодных выпусков). И это еще далеко не все современные источники информации. Существует немало небесполезных для музыковедов электронных периодических изданий, которые выкладываются на сайтах музыкальных вузов (Новосибирска, Казани, Саратова, Магнитогорска, Астрахани и др.), а также научно-исследовательских институтов искусств. Нехитрый приблизительный подсчет показал, что любопытствующий специалист должен просматривать примерно 1780 статей в год, чтобы быть в курсе новостей своей отрасли. Добавим, наконец, другие типы специальных изданий - бумажных и электронных: книги, сборники статей, авторефераты и тексты диссертаций, тезисы конференций... Охватить всю эту махину одному человеку без специальных средств нереально. Если же взглянуть на ситуацию в целом, она уже даже не пугает - настолько она выглядит нереальной, хотя цифры еще 25-летней давности ошеломляли С. Лема: «В настоящее время. производство, а скорее, переработка и накопление информации людьми (порядка, как оценивают, 1014 или в пятнадцатой степени битов) на Земле уже давно перешагнуло индивидуальную "пропускную способность" мозга как канала, перерабатывающего информацию. Сейчас мы УЖЕ имеем ситуацию информационного ПОТОПА» [1, с. 298]. А ведь надо заниматься и собственной наукой, что требует не только большого количества времени, но и иного подхода к литературе.
Тут, думаем, стоит возблагодарить ВАК, который ввел требование для соискателей ученых степеней: публиковать статьи в рецензируемых журналах из списка ВАК, обязательно сопровождая их аннотациями и ключевыми словами. Забегая вперед, отметим, что подобная практика, которая давно стала нормой зарубежных научных изданий, должна бы и у нас распространиться на все печатные и электронные публикации специальной литературы. Беглый просмотр аннотаций и ключевых слов облегчает задачу знакомства с новинками, но, конечно, не решает проблему сбора и углубленного изучения литературы по определенной теме. Наука (и музыкознание в частности) прибрела ныне массовый характер, и заниматься научной деятельностью без специальных навигаторов уже
1 Назовем некоторые из них: «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», «Традиционная культура», «Старинная музыка», «Проблемы музыкальной науки», «Opera musicologica», «Научный вестник Московской консерватории», «Музыковедение», «Музыкальная академия», «Музыка и электроника», «Южно-Российский музыкальный альманах» и др.
невозможно: «Мы живем информацией, но можем также в ней утонуть, если какой-нибудь разум, пусть даже искусственный, не придет на помощь.», - с горечью восклицал когда-то С. Лем [1, с. 299].
Помощник, конечно, уже пришел, и он многолик. Имеется в виду Интернет с его коллекциями, поисковыми системами, без которых жизнь, в том числе научная деятельность музыковеда, просто остановится.
Важнейшая сторона профессионального музыковедческого мира сегодня - электронные ресурсы специальных библиотек (в частности, библиотеки РГК), заслуживающие весьма высокой оценки2. Однако «щедроты» электронных ресурсов не отменяют важности бумажных книжных и нотных фондов, каталогов, значимость которых со временем может возрастать, поскольку эта часть научных ресурсов по большей части не отражена в электронной базе. В связи со сказанным не можем не отметить еще одно ценное достижение библиотеки РГК - отражение в каталогах статей из сборников и периодической печати3.
Несмотря на обилие информации, которую сегодня можно почерпнуть в ЭБС Ростовской консерватории, существует еще немало специфических ресурсов, которые, на наш взгляд, стоит привлечь в фонды библиотеки РГК. Например, полные тексты защищаемых диссертаций, которые какое-то время (в «предзащитный» период) выложены в электронном виде на сайтах диссертационных советов в открытом доступе и могут быть скачаны без дополнительной оплаты. Данные тексты заслуживают особого внимания, поскольку бумажные авторефераты диссертаций, которые присылаются в консерваторию, не отражают всей полноты ценной информации, содержащейся в диссертационных исследованиях.
2 Основные достижения указанной библиотеки: функционирует АБИС (автоматизированная библиотечная информационная система), имеется электронный каталог, доступны ресурсы ряда электронных библиотечных систем («Лань», «IPR-books», «ЮРАЙТ»), доступны электронные издания РГК, сайт «Южно-Российского музыкального альманаха».
3 По существующим официальным правилам библиотечной деятельности, разносить по каталожным карточкам отдельные статьи из сборников не требуется, что создает, конечно, неудобство для читателей. Однако в РГК еще со времен первых лет существования вуза В. М. Гузий, проректор в 19671968 гг., завел вышеупомянутый порядок, и по сей день сотрудники библиотеки продолжают эту традицию, что способствует поддержанию высокой планки по-настоящему научной музыкальной библиотеки.
Материалы Интернета неисчерпаемы и многолики. Не будем, конечно, пытаться вызывать на соревнование наших ежедневных помощников -гигантов поисковых систем Яндекс или Google. Но почему бы нам не создать электронный каталог сайтов и электронных библиотек по вопросам музыкознания или каталог электронных библиотек нот? Самые большие и популярные, такие как, например, «Нотная библиотека Бориса Тараканова», научная электронная библиотека «Киберленинка» («cyberleninca»), думаем, многие знают. Однако в Интернете существует большое количество не столь всеобъемлющих электронных библиотек определенной тематической направленности, но содержащих весьма полезную информацию. В качестве примера назовем весьма ценный электронный ресурс Clas-sic-online.ru, на котором содержится огромное количество музыкальных записей с привязкой к нотным изданиям, выложенным здесь же. Ресурс, правда, платный, но цена весьма умеренная - 1000 рублей на неограниченное время пользования. Приобретение этого права для консерватории - деньги более чем посильные, а вот студенты не всегда могут позволить себе подобное в личное пользование.
Существует очень большое количество и других чрезвычайно полезных для музыкантов и музыковедов электронных ресурсов: книжных (организованных в виде сайтов и электронных библиотек крупных ученых, например Ю. Н. Хо-лопова), журнальных (с выложенной за многие годы периодикой, например «Русская музыкальная газета» за 1894-1916 гг.), нотных (например, IMLSP - Petrucci Music Library). Человек, занимающийся систематическим поиском информации, может встречать их в Интернете, но для него подобная работа - это обычно некоторая узкая тематически направленная зона поиска, связанная с его научными интересами. Универсальный же каталог электронных ресурсов Интернета со специальной музыковедческой литературой - это, думается, необходимое ныне звено библиотечных ресурсов вуза. Кроме того, нельзя упускать возможность своевременного скачивания с «частных» электронных сайтов в фонды библиотеки специальной музыковедческой литературы, так как в любой момент эти сайты могут прекратить свое существование, например из-за отсутствия финансового обеспечения. Существуют и особые поисковые системы, например сайт музыкальных тем с информацией об их использовании в произведениях разных авторов (в электронной библиотеке Петруччи в данном направлении идет эксперимент).
Создание подобного рода ресурсов и поисковых систем - это уже задача для музыковеда
особого рода, специализирующегося на электронных ресурсах, имеющего навыки программирования. Есть и более скромные, но объемные и непростые задачи для музыковеда-библиографа - специалиста по электронным ресурсам. По-видимому, актуализируется особый жанр музыковедческих текстов информационного характера в виде электронных справочников, включающих аннотации и ключевые слова всех доступных через Интернет публикаций специальной музыковедческой литературы. Разумеется, такой ресурс должен реагировать на поисковые запросы, а ради этого для начала должен быть выработан норматив группы ключевых слов. Обязательные ключевые слова, наряду с индивидуальными для конкретной публикации, должны непременно включаться в общую группу ключевых слов каждой публикации. Можно ли «навалить» такого рода работу на уже имеющихся штатных сотрудников библиотеки? Разумеется, нет: они и так перегружены своими «прежними» обязанностями. Нужны новые сотрудники - музыковеды, специализирующиеся на работе с электронными ресурсами.
Сегодня, как совершенно очевидно, поиск информации в Интернете - важная сторона научной деятельности музыковеда и, думается, особое актуальное направление специализации. Современное музыковедение, озабоченное данной проблемой, стремится выработать и усовершенствовать инструменты поиска необходимых данных в зоне своих научных интересов. В качестве примера назовем статью Н. С. Бажанова «Использование онтологий в работе с полнотекстовыми базами данных» [2]4. Автор данной статьи фиксирует необнадеживающую картину: «В отличие от естественнонаучных дисциплин, музыкознание еще только приступает к освоению технологий интеллектуальной обработки текстов и применению методологии онтологического подхода» [2, с. 169]5.
Онтологии стали активно применяться в больших полнотекстовых неструктурированных базах данных, что имеет определенное объяснение: «Люди будут искать то, что они знают, обращаясь к документальным репозитариям. Однако они вообще не будут или просто не смогут выра-
4 Учитывая не вполне традиционное для музыковедения название, приведем краткие пояснения: «Полнотекстовые базы данных (ПВД) <...> включают в себя полные тексты электронных версий книг, журнальных статей, реферативных обзоров по конкретной научной проблематике и т. д.» [2, с. 166].
5 «В сфере искусственного интеллекта онтология - это дисциплина, связанная с построением специфической системы понятий, которая описывает определенную системную область» [2, с. 169].
зить запросом то, чего они не знают, даже имея доступ к собранию документов» (Ланде Д., 2003, цит. по: [2, с. 172]). Таким образом, все богатства ресурсов Интернета не отменяют вечную, видимо, творческую задачу, некогда сформулированную в сказке: «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». В то же время, «результат именно полнотекстового поиска, одновременно снимая одни вопросы, добавляет новые, тем самым делая поиск непрерывным "интеллектуально-системным" познанием научной проблемы» [там же].
Еще одна интересная работа родственного направления - кандидатская диссертация П. А. Мичкова «Системы поиска музыкальной информации» (Новосибирск, 2015). Автор детально объясняет в специальных параграфах, как он трактует понятие «музыкальная информация», из каких компонентов складываются музыкально-информационные системы, каковы современные системы хранения музыкальной информации. Целая глава посвящена вопросам поиска музыкальной информации и технологии глубинного анализа текста в поисковой деятельности. Полезные практические рекомендации П. А. Мичкова сопровождаются наглядными схемами глубинного анализа текста, выстроенной автором системы поиска музыкальных данных
[3].
Итак, гигантский объем информации, открывшийся нам через Интернет, показывает, как мало мы знаем и как много еще «белых пятен», которые необходимо объяснять в музыкальной науке. Однако специфика современной ситуации заключается не только в объемах нахлынувшей новой информации. Может быть, главное «белое пятно» - новая «среда обитания» музыки, ведь сама музыка обрела цифровой формат, существующий в киберпространстве6. В своей диссертации «Феномен музыки цифрового века: вопросы теории» В. В. Громадин исследует глобальное инфопространство как «среду обитания» цифровой музыки. Изучая новое явление, автор пользуется термином «цифровая музыка», но одновременно и приравнивает его к музыкальной культуре единого цифрового пространства, поскольку, рассматривая современную ситуацию, невозможно разумно отделить понятие «музыка» от понятия «музыкальная культура» [5, с. 41].
6 «Киберпространство состоит из взаимодействий и отношений, мыслит и выстраивает себя подобно стоячей волне в сплетении наших коммуникаций. Наш мир одновременно везде и нигде, но не там, где живут наши тела» (Дж. П. Барлоу. «Декларация независимости киберпространства», Давос, Швейцария, 08.02.1996) [4].
Новая «среда обитания» музыки порождает множество ранее неизвестных проблем. В цифровую эпоху музыка перестает быть прерогативой композиторского творчества: «Каждая страница в социальной сети, каждый пост, каждая выложенная фотография - это презентация эстетических взглядов пользователя, и, конечно, каждый пользователь является композитором своего трек-листа. Сегодня мы находимся в пространстве непрерывного эстетического высказывания, и это - всеобщее высказывание, высказывание всех и каждого. Отсюда - смешение понятий профессионализма и дилетантизма: художественный жест сегодня может исходить не только от признанного в профессиональном сообществе композитора, но и от не имеющего слуха школьника» [6, с. 11]. С размышлениями композитора и музыковеда Н. Хрущевой перекликаются и выводы Ю. Стракович: «В цифровую эпоху, когда технологии сделали создание музыки доступным практически каждому, а возможность свободной самопубликации сняла барьеры на вход в культурное пространство, исчезли практически все ограничения в производстве и распространении самых разнообразных произведений...» [7, с. 213]. В книге «Что случилось с музыкой в XXI веке» Ю. Стракович в первую очередь пишет о массовой музыке, но и в области академического искусства происходят родственные процессы, о чем еще в 2002 году писал В. Мартынов в книге «Конец времени композиторов». В своих размышлениях более позднего времени Владимир Мартынов говорит о том же, но другими словами, видя проблему XXI века в исчерпанности авторского текста: «Текст перестал быть тем единственным генератором смысла, которым он являлся до того. Сейчас генератор смысла - это, скорее, контекст.» [8].
Итак, что же нам делать со всеми богатствами и проблемами, которые предоставляет нам современное информационное пространство? Выход один - перестраиваться, создавать и развивать новые специализации, а именно: музыковед - библиограф электронных ресурсов, музыковед-программист, музыковед - исследователь электронной и компьютерной музыки, музыковед-культуролог, специализирующийся на исследовании музыкальной Интернет-культуры XXI века. Но при этом не забывать, что традиционные методы исторического и теоретического музыкознания не менее важны и актуальны, пока живет музыкальное искусство, в каких бы формах оно ни представало ныне.
ЛИТЕРАТУРА «,
1. Лем С. Молох: [Избранные эссе.] М.: АСТ, 2005. 782 с.
2. Бажанов Н. С. Использование онтологий в работе с полнотекстовыми базами данных // Вестник музыкальной науки (Новосибирск). 2020. № 4. С. 165-174.
3. Мичков П. А. Системы поиска музыкальной информации: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. Новосибирск, 2015. 195 с.
4. Barlow J. P. A declaration of the Independence of Cyberspace. URL: https://www.eff.org/cyber-space-independence (дата обращения: 20.06.2021).
5. Громадин В. В. Феномен музыки цифрового века: вопросы теории: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. М., 2010. 324 с.
6. Хрущева Н. А. Интернет как новая площадь // Музыкальная академия. 2020. № 4. С. 11-12.
7. Стракович Ю. В. Цифролюция: Что случилось с музыкой в XXI веке. М.: Классика-XXI, 2014. 352 с.
8. Мартынов В. И. Фигура речи: Беседа композитора Владимира Мартынова с писателем Николаем Александровым (13.04.2016). URL: https:// www.youtube.com/watch?v=F6SKYlzS8UY (дата обращения: 20.06.2021).
REFERENCES
1. Lem S. Molokh: (Izbrannye esse) [Moloch: (Selected Essays)]. Moscow: AST, 2005. 782 p.
2. Bazhanov N. Ispol'zovanie ontologiy v rabote s polnotekstovymi bazami dannykh [Using of Ontologies in Working with Full-text Databases]. Vestnik muzykal'noy nauki (Novosibirsk) [Musical Research Bulletin (Novosibirsk)]. 2020. No. 4. Pp.165-174.
3. Michkov P. Sistemy poiska muzykal'noy in-formatsii [Music Information Retrieval Systems]: Ph. D. Thesis: 17.00.02. Novosibirsk, 2015. 195 p.
4. Barlow J. P. A Declaration of the Independence of Cyberspace. URL: https://www.eff.org/ cyberspace-independence (date of application: 20.06.2021).
5. Gromadin V. Fenomen muzyki cifrovogo veka: voprosy teorii [The Digital Age Music Phenomenon: Theoretical Issues]: Ph. D. Thesis: 17.00.02. Moscow, 2010. 324 p.
6. Hrushcheva N. Internet kak novaya ploshchad' [Internet as a New Square]. Muzykal'naya akademi-ya [Music Academy]. 2020. No. 4. Pp. 11-12.
7. Strakovich Yu. Tsifrolyutsiya: Chto sluchilos' s muzykoy v XXI veke [Digitization: What Happened to Music in the 21st Century]. Moscow: Klassika-XXI, 2014. 352 p.
8. Martynov V Figura rechi: Beseda kompozitora Vladimira Martynova s pisatelem Nikolaem Aleksandrovym (13.04.2016) [A Figure of Speech: The Conversation of the Composer Vladimir Martynov with the Writer Nikolay Aleksandrov (13.04.2016)]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=F6SKYlzS8UY (date of application: 20.06.2021).
Франтова Татьяна Владимировна
доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону [email protected] ORCID: 0000-0002-6857-1382
Tatiana V. Frantova
Dr. Sci. (Art), Professor at the Department of Music Theory and Composition S. Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don [email protected] ORCID: 0000-0002-6857-1382