Научная статья на тему 'Российские научно-музыкальные издания: развитие и современное состояние'

Российские научно-музыкальные издания: развитие и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2934
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА / НАУЧНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ / МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ / СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА / НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ / MUSIC PERIODICALS / MUSIC JOURNAL / MUSIC ACADEMY / SOVIET MUSIC / JOURNAL OF MOSCOW CONSERVATORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баяхунова Лейла Бакировна

Автор рассматривает особенности современных российских музыкальных журналов, анализирует их значение в развитии научно-исследовательской деятельности. Статья затрагивает вопросы включения этих изданий в российские и международные базы научного цитирования, размещения текстов статей в интернете, а также ряд других вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Music Journals: Their Evolution and Current Status

The author reviews the peculiarities of modern Russian music journals and analyzes their value in music research. The author also discusses including these journals in Russian and global citation databases and promoting their internet visibility.

Текст научной работы на тему «Российские научно-музыкальные издания: развитие и современное состояние»

I

РОССИЙСКИЕ НАУЧНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: РАЗВИТИЕ и СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ

Автор рассматривает особенности современных российских музыкальных журналов, анализирует их значение в развитии научно-исследовательской деятельности. Статья затрагивает вопросы включения этих изданий в российские и международные базы научного цитирования, размещения текстов статей в интернете, а также ряд других вопросов.

Стремительное увеличение потока информации за последние десятилетия в полной мере коснулось и музыкального искусства. Если профессионалы и любители музыки советского времени черпали информацию из двух основных изданий - «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь», то начиная с конца девяностых годов их возможности расширились, так как в России вышло в свет более двадцати пяти научно-популярных журналов.

ЖУРНАЛЫ-ДОЛГОЖИТЕЛИ

Обращаясь к теме научно-музыкальных журналов, следует начать с головного, самого солидного и авторитетного музыковедческого издания - журнала «Музыкальная академия». Журнал издается с февраля 1933 года. До 1992 года он назывался «Советская музыка». В 1979 году тираж журнала составлял 21 тыс. экземпляров. Перешагнув восьмидесятилетний

БАЯХУНОВА Лейла Бакировна

ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура, Российская государственная библиотека, кандидат искусствоведения & [email protected]

юбилей, издание не изменяет своим лучшим традициям, освещая едва ли не все стороны культурной и научной жизни России в области музыкального искусства.

Многие десятилетия журнал был основным и единственным периодическим изданием, освещающим среди прочих тем результаты научных исследований. В журнале всегда присутствовали дискуссионные материалы, критические статьи и рецензии на концерты и театральные премьеры, книжные и нотные издания, хроника отечественной и зарубежной музыкальной жизни. О широкоохватности издания говорит уже название его рубрик: «Музыка в пространстве культуры», «Творчество», «Музыкальный театр», «Исполнительство», «Вопросы теории и истории», «Штудии» и др.

Ведущее место среди публикаций занимает творчество современных композиторов. Вероятно, следуя традиции советских

РОССИЙСКИЕ научно-музыкальные ИЗДАНИЯ: РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

времен, в орбиту своего внимания и в настоящее время журнал включает творчество не только российских композиторов, но и творцов стран постсоветского пространства. Примечательны в этом смысле слова музыковеда Гулбата Торадзе. В своей статье «Что для меня значила "Советская музыка"», размещенной в одном из юбилейных номеров 2013 года, он пишет: «Помимо чисто профессионального и культурно-просветительского значения «Советской музыки»», огромную роль играло то обстоятельство, что журнал являлся своего рода связующим звеном между музыкантами (в том числе музыковедами) и любителями музыки великой страны, в которой мы жили, способствуя их общению - заочному, а иногда и очному» [3]. Материалы некогда ежемесячного, а ныне ежеквартального издания, в первую очередь, интересны профессионалам, однако и любители музыки могут почерпнуть в нем для себя много интересного.

«Музыкальная академия» входит в список журналов, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки РФ для публикации результатов исследований по направлению «искусствоведение». Учредители журнала - Союз композиторов РФ, Министерство культуры РФ, ООО издательство «Композитор», коллектив журнала «Музыкальная академия». Издание осуществляется при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

Продолжает существование и журнал «Музыкальная жизнь». Издание всегда было рассчитано на широкую аудиторию, так в 1976 году его тираж составлял 135 тыс. экземпляров. Главной задачей «Музыкальной жизни» была и остается популяризация классической музыки для профессионалов и широкого круга любителей. Журнал освещает текущие события музыкальной жизни в России и в мире, рассказывает о различных фестивалях и конкурсах, обсуждает актуальные вопросы исполнительства и музыкальной педагогики, вопросы истории музыки и жанров музыкально-сценического искусства, помогая тем самым своим читателям составить наиболее полную картину развивающихся процессов в мире музыки. Авторами журнала являются известные музыкальные журналисты и музыковеды, а также звезды отечественной и зарубежной музыкальной культуры, среди которых можно увидеть выдающихся композиторов и дирижеров, исполнителей и постановщиков, творческие коллективы.

Журнал объемом в 80 полос выходит с периодичностью один раз в месяц. В последние годы он обрел полный цвет и современный дизайн. Как и «Музыкальная Академия», «Музыкальная жизнь» входит в перечень рецензируемых журналов, рекомендуемых ВАК. Среди публикаций журнала имеют место статьи ученых - соискателей научных степеней.

ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ ИЗДАНИЙ

Появление новых изданий - научных и популярных, позволяет выявить ряд общих тенденций. Одной из них стало издание журналов, посвященных узкой проблематике: определенному инструменту, музыкальному жанру, историческому периоду. Издания подобного рода достаточно давно популярны на Западе, для России же это новое явление.

На Западе, к примеру, с 1973 года выходит журнал "Early music", издаваемый Оксфордским университетом. Возникший в 1998 году журнал «Старинная музыка» на своем сайте представляет Диплом Российского комитета по регистрации рекордов планеты от 2000 года, подтверждающий, что журнал «Старинная музыка» - «первое и единственное за всю историю России периодическое издание, специализирующееся на старинной музыке: ее истории и бытовании в современной музыкальной жизни». В журнале можно встретить эксклюзивные научные музыкально-исторические и теоретические статьи по проблемам музыкального источниковедения и текстологии, информацию о важнейших событиях современной музыкальной жизни, связанных со старинной музыкой, беседы с известными музыкантами, рецензии на новые книги и диски. «Старинная музыка» издается при участии НИЦ Методологии исторического музыкознания Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 2008 года журнал включен ВАК в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук».

С 1998 года существует ежеквартальное издание журнал «Фортепиано», на страницах которого можно найти методические материалы, информацию о конкурсах, фестивалях, мастер-классах, интервью с известными пианистами, статьи о великих мас-

Ключевые слова: музыкальная периодика, научно-музыкальный журнал, Музыкальная академия, Советская музыка, Научный вестник Московской консерватории

Keywords: music periodicals, music journal, Music Academy, Soviet №usic, Journal of Moscow Conservatory

понимание определенной элитарности музыковедческой специализации и одновременно с этим острой необходимости в людях, способных увлечь рассказом о музыке, в последние годы становится все более ощутимым

терах отечественной фортепианной школы. Основатель и главный редактор журнала -заслуженная артистка России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского И.В. Осипова. С октября 1996 года она выступает Президентом «ЕРТА-Russia» (национальной ассоциации России, являющейся членом международной ассоциации ЕРТА, зарегистрированной в России под именем «Объединение педагогов фортепиано «ЭПТА»). ЭПТА и является учредителем журнала «Фортепиано».

Признание и популярность получил журнал «Музыка и Электроника» (2004 г.), посвященный новым, а именно электронным, компьютерным технологиям, применяемым при исполнении и сочинении современной музыки. В этом же русле находится журнал «Электронная музыка». В 2009 году вышел в свет журнал «Орган», посвященный актуальным вопросам органной культуры в России и за рубежом.

В 2010 году вышел в свет журнал <^апо-Форум», тематика которого посвящена миру фортепиано во всем его многообразии. Как отмечает главный редактор журнала, доктор искусствоведения, профессор Всеволод Задерацкий, «задумывая журнал, мы руководствовались опытом западных стран и таких музыкальных держав, как Великобритания или Германия, где уже давно есть свои специализированные журналы, посвященные фортепианному искусству. На подобного рода издания везде есть спрос, потому что фортепиано - это центральный инструмент музыки, без которого не мыслит своей жизни ни композитор, ни солист-инструменталист, ни певец, ни камерный ансамбль. Таким образом, мы поняли, что огромная армия пианистов и профессиональных музыкантов будет ждать этот журнал, и начали его создавать» [2].

В качестве второй тенденции развития периодических изданий можно назвать появление журналов обзорного характера, освещающих текущие события музыкальной

жизни, происходящие как в России, так и за рубежом. В 1999 году появился журнал «Музыка и время» (учредитель ООО Издательство «Научтехлитиздат»), представляющий панораму разнообразных явлений в сфере науки о музыке. Издаваемый с 2001 года журнал «Музыкант-классик» позиционирует себя как издание для профессиональных музыкантов, студентов музыкальных учебных заведений. В его редколлегию входят известные преподаватели Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных и других музыкальных вузов. Журнал издается при консультативном участии Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

В 2013 году вышел в свет «Музыкальный журнал», учредителем которого выступил Общественный региональный Фонд Ирины Архиповой. Журнал издается при поддержке Международного Союза музыкальных деятелей. Редакционный совет «Музыкального журнала» включает известнейшие имена отечественной культуры. Новое издание привлекло к себе пристальное внимание рядом качеств. Прежде всего, вниманием к культурной жизни регионов1. Новый журнал заявил о себе открытым, публицистическим стилем. Рассказ о музыкальных событиях ведется доступным языком, он интересен любому человеку, интересующемуся отечественной культурой. В то же время, издание держит высокую профессиональную планку. Понимание определенной элитарности музыковедческой специализации и одновременной с этим острой необходимости в людях, способных увлечь рассказом о музыке, внедряющих глубокие идеи и темы ясным и доходчивым языком, в последние годы становится все более ощутимым.

Последнее десятилетие отмечено появлением ряда новых научно-музыкальных изданий. Только в 2009 году возникло сразу три журнала: «Научный вестник Московской консерватории», журнал Санкт-петербургской консерватории "Opera musicologica" и издание Нижегородской консерватории «Актуальные проблемы высшего музыкального образования». В настоящее время это три видных журнала, рецензируемых ВАК, тексты которых в свободном доступе открыты

1 «Мы не стремились объять необъятное: нам было важно показать ретроспекцию региональных проектов - филармонических и театральных, обозначить широту географии современного музыкального сообщества России и отразить разнообразие форм и тематики деятельности наших коллег - музыкантов и тех, кто пишет о них», - говорит в предисловии к первому номеру главный редактор журнала Елена Езерская [1].

РОССИЙСКИЕ НАУчНО-МУЗыКАЛЬНыЕ ИЗДАНИЯ: РАЗВИтИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Таблица 1

Научно-музыкальные издания, входящие в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий», рекомендованный ВАК

Наименование Год издания Наименование Год издания

Музыкальная академия 1933 Проблемы музыкальной науки / MUSIC SCHOLARSHIP 2007

Музыкальная жизнь 1957 OPERA MUSICOLOGICA 2009

Старинная музыка 1998 Актуальные проблемы высшего музыкального образования 2009

Музыка и время 1999 Научный вестник Московской консерватории 2009

Музыковедение 2003

на сайте Научной электронной библиотеки eLibrary.ru.

Полный перечень научно-музыкальных изданий, рекомендованных ВАК для опубликования статей соискателей научных степеней, представлен в таблице 1.

Целью издания ежеквартального журнала «Научный вестник Московской консерватории» является всестороннее освещение научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в стенах Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В журнале публикуются научные статьи, документы, методические материалы, тематика которых охватывает самый широкий круг проблем, стоящих перед современной музыкальной наукой, представлены рецензии и обзоры книжных изданий. Отбор публикаций осуществляется редакционной коллегией журнала по итогам анонимного рецензирования статей. В качестве рецензентов приглашаются ведущие отечественные и зарубежные специалисты, область научной компетенции которых максимально близка тематике предлагаемых им на рассмотрение работ.

OPERA MUSICOLOGICA («Музыковедческие труды») - научный журнал Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В журнале представлены два основных жанра: научная статья и рецензия (на книги, нотные издания, аудио- и видеозаписи). Создатели журнала видят свою задачу в том, чтобы представить широкий спектр тем и методов исследований, уделяя особое внимание актуальным и малоизученным направлениям музыкальной науки, поддержать новые методологические подходы и междисциплинарные изыскания. Цель журнала - способствовать диалогу между различными школами музыкознания как отечественными, так и зарубежными. Журнал имеет аннотации статей на английском языке.

Возникший пятью годами ранее (2004 г.) еще один журнал Санкт-Петербургской консерватории вестник MUSICUS, по словам его создателей, стремился установить постоян-

ный контакт между Консерваторией и городом. В центре внимания - важнейшие музыкальные события прошлого и настоящего северной столицы. Издание представляет результаты диссертационных исследований, подлинные исторические документы музыкальных архивов, отражает важнейшие события музыкальной жизни России. Следует отметить, МШ1СШ адресован как музыкантам-профессионалам, так и любителям музыки.

В 2007 году появилось примечательное издание, выделяющееся рядом качеств среди других. Это журнал «Проблемы музыкальной науки». Журнал издается консорциумом, включающим двенадцать российских консерваторий и ВУЗов искусства. Мотивацией создания нового журнала в условиях возросшей сложности публикации статей в столичной прессе стало стремление издателей дать слово ученым различных российских регионов, показать горизонты музыкознания, представить различные подходы и методологию. Основное содержание издания составляют научные публикации. Главная фигура журнала, как подчеркивают его создатели - не журналист, публицист, критик и лектор, а ученый, профессионально работающий в области искусствоведения. Журнал ставит целью сформировать объективную научную картину в общероссийском пространстве, включая различные научные школы в регионах и национальных республиках, в том числе географически далеко удаленных от центра. Это российское академическое специализированное издание, включенное в список научных журналов ВАК.

Соучредителями журнала «Проблемы музыкальной науки» выступают государственные академии искусств Воронежа и Уфы, государственные консерватории Астрахани, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова,

главная фигура журнала -ученый, профессионально работающий в области искусствоведения

Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского и другие учебные заведения страны. Инициативу по организации журнала, созданию редколлегии и редакции взяла на себя Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова. Главным редактором журнала выступает доктор искусствоведения, профессор Л.Н. Шаймухаметова.

Журнал сотрудничает с зарубежными авторами и имеется в университетских библиотеках США и Европы. Полнотекстовые выпуски журнала, а также аннотации на русском и английском языках в свободном доступе размещены на сайте eLibrary.ru. Редакционный совет журнала включает ученых из разных стран. При отборе статей применяется принцип анонимного рецензирования. Материалы включены в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Журнал включен в Международную базу данных и Международный научный индекс цитирования Music Index / EBSCO. Для удобства цитирования на английском языке название журнала переведено как Music Scholarship.

Авторами и читателями журнала являются ученые не только России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Журнал распространяется по библиотекам России, ведущих западных и американских университетов. Международный отдел журнала предлагает статьи зарубежных и российских ученых как на русском, так и на английском языках. В конце журнала даются абстракты всех статей и сведения об авторах на английском языке.

Особенно следует отметить еще ряд периодических изданий, рожденных в стенах российских музыкальных вузов:

1. «Ученые записки Российской Академии музыки им. Гнесиных» - ежеквартальный рецензируемый журнал, выходящий с 2011 года;

2. Журнал «Музыка: искусство - наука -практика» - ежеквартальное издание, с 2012 года выпускаемое «Казанской государственной консерваторией (академией) имени Н.Г. Жиганова»;

3. «Южно-Российский музыкальный альманах», с 2005 года издаваемый Ростовской государственной консерваторией им. С.В. Рахманинова;

современный исследователь получил возможность представить свои статьи и в многопрофильных изданиях общегуманитарной направленности

4. «Образование в сфере искусства» - ежеквартальное издание Магнитогорской консерватории, выходящее с 2013 года.

Таким образом, круг научных периодических изданий за последние годы значительно расширился. Среди них появились и электронные, например, журнал Государственного института искусствознания «Искусство музыки: теория и история».

Журнал Общества теории музыки - еще одно новое электронное издание, существующее с апреля 2013 года. Сайт журнала (http:// journal-otmroo.ru/node/1) представляет его как «первое и единственное в нашей стране периодическое издание, специально посвященное этой важнейшей и старейшей области музыкознания, науке, включающей в себя целый ряд подразделений, представленной в нашей стране разными направлениями, школами, множеством исследований. Новый интернет-формат позволит живее и оперативнее обсуждать научные и методические проблемы теории музыки - а это одна из основных задач, которую ставит перед собой новый журнал».

Современный исследователь получил возможность представить свои статьи и в многопрофильных изданиях общегуманитарной направленности. Так, с момента своего основания, с 2004 года, журнал «Обсерватория культуры», издаваемый НИЦ Информкультура РГБ, включает материалы о музыкальном искусстве, публикует статьи молодых ученых и уже сложившихся исследователей. Это согласуется с одной из приоритетных задач издания - отражение широкой палитры явлений и процессов, происходящих в мировой культуре, создание целостного информационного поля культуры.

Большим подспорьем для исследователя служит библиографический указатель «Музыка», выпускаемый НИЦ Информкультура совместно с Научно-музыкальной библиотекой им. Танеева Московской государственной консерватории им. Чайковского. Библиографические описания статей практически из всех российских научно-музыкальных журналов и аннотации к ним, систематизация в тематические рубрики помогают донести до исследователя информацию о существовании того или иного музыкального материала.

Большинство научно-музыкальных изданий представляет полные тексты статей в интернете в свободном доступе (иногда за исключением нескольких последних выпусков). Как правило, их можно найти на портале Научной электронной библиотеки. Некоторые журналы открывают свои выпуски и на собс-

РОССИЙСКИЕ научно-музыкальные ИЗДАНИЯ: РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

твенных сайтах. «Музыкальная академия» и «Музыкальная жизнь» открывают лишь статьи соискателей научных степеней.

Open Access (открытый доступ) - предмет дискуссий в научном мире. Существуют противники этой идеи, выдвигающие свои аргументы. На взгляд автора статьи, доступ к фундаментальной науке должен быть открытым, потому что ее основная цель - развитие глобального взгляда на мир. Есть и другие причины, заставляющие авторов помещать произведения в открытый доступ. Одна из них - повышение импакт-фактора. Открытый доступ расширяет круг знаний за пределы академической школы, поскольку ни одна библиотека не может себе позволить подписаться на все научные журналы.

Четырнадцать научно-музыкальных изданий включены сегодня в информационно-аналитическую систему РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

Перспективы развития научно-музыкальных журналов

Определение значимости научной статьи всегда было сложной задачей. Одним из возможных путей ее решения является определение индекса цитирования или количества ссылок на статью в последующих работах других авторов. Поэтому все более широкое вхождение в российские (РИНЦ) и международные базы научного цитирования (SCOPUS, Web of Science, Google Scholar) представляется важной перспективой развития отечественных научных изданий.

Развитие международных контактов представляется еще одним перспективным

Таблица 2

Издания, представляющие полные тексты статей в открытом доступе

Musicus Музыковедение

Opera Musicologica Ученые записки РАМ им. Гнесиных

Научный вестник Московской консерватории Актуальные проблемы высшего музыкального образования

Проблемы музыкальной науки Музыкант-классик

Старинная музыка Южно-Российский музыкальный альманах

Искусство музыки: теория и история (электронный журнал) Журнал Общества теории музыки (электронный журнал)

Таблица 3 Научно-музыкальные издания, входящие в РИНЦ

Музыкальная академия Южно-Российский музыкальный альманах

Музыкальная жизнь Проблемы музыкальной науки

Старинная музыка OPERA MUSICOLOGICA

Музыка и время Научный вестник Московской консерватории

Музыка в школе Актуальные проблемы высшего музыкального образования

Музыковедение Ученые записки Российской Академии музыки им. Гнесиных

Образование в сфере искусства

речь идет не об отставании нашей науки, а о преодолении известной «кириллической» изоляции

направлением развития музыкальных журналов, включающим как перевод материалов о статье (рефератов, аннотаций, информации об авторе), так и самой статьи на английский язык. Кроме того, данное направление предусматривает работу международной редколлегии, привлечение зарубежных рецензентов, распространение в зарубежных университетах и библиотеках и т.д. Аннотация, реферат на хорошем английском языке становятся частью требований современной научной публикации. Московская государственная консерватория им. Чайковского в программе развития вуза до 2018 года ставит целью «навести мосты» между российским музыковедением, которое само по себе имеет богатейшие традиции и обладает крупными достижениями, и европейским: «Необходимо пояснить, что речь идет не об отставании нашей науки, а о преодолении известной «кириллической» изоляции, не позволявшей в прошлом нашим ученым иметь в поле зрения контекст мировой науки. Наши европейские коллеги, в свою очередь, не могли оценить в полной мере значимость русскоязычной музыковедческой традиции». Более активный выход публикаций российских ученых в зарубежных изданиях начинают развивать лишь отдельные издания. Некоторые журналы, такие как «Проблемы музыкальной науки», предлагают отдельные статьи как на русском, так и на английском

языках. Английский вариант текста, безусловно, важен для расширения аудитории (вероятно, не всегда обязательно его присутствие в печатном варианте и достаточно существования электронного варианта).

Реклама научных статей, продвижение журналов представляются важнейшей составляющей современной научной публикации. Статья в научном журнале - продукт интеллектуального труда, порой вмещающий результат многолетней работы над проблемой. Важно, чтобы статья не осталась достоянием внутри-вузовского периодического издания в 300-500 экземпляров. Информация о новом исследовании, полнотекстовый доступ включают ее в орбиту исследований других ученых. Поиск эффективных путей рекламы статей, обмен опытом представляются одними из важнейших и перспективных задач, включающих самые разные пути решений. Будь то размещение информации в библиографических справочниках, электронных базах данных, на специальных порталах, через социальные сети, а также использование других возможных путей

распространения информации.

***

Необходимость встраивания научно-музыкальных изданий в систему современных требований к научным журналам встречает немало нареканий среди ученых. В музыковедении немало узкоспециальных тем, разрабатываемых узким кругом исследователей. Потому фактор цитирования не может определять их ценность. Аутсайдерами при определении импакт-фактора часто становятся авторы монографий, не уделяющие внимания написанию статей. Появляются исследователи,

«набившие руку» в написании статей и количестве процитированных источников в ущерб глубине научной работы, но получившие шанс занять более высокую позицию в вузе или научном институте, и это только часть проблем.

Вместе с тем, все вышесказанное позволяет увидеть достаточное разнообразие современных научно-музыкальных изданий. Появление и развитие региональных журналов при этом позволяет глубже узнать культуру того или иного края, получить широкую информацию о сфере интересов исследователей. Выход в интернет существенно увеличивает аудиторию изданий, а включение в РИНЦ позволяет оценить степень востребованности статьи.

Научная периодика отражает картину развития отечественной музыкальной науки и является средством представления результатов научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности. Важно, что многие журналы подчеркивают доступность своих материалов широкой аудитории, публикуемые в них статьи интересны не только профессионалам, но и любителям музыки. Все это позволяет увидеть разнообразную картину событий, мнений, научных достижений отечественных ученых.

Источники

1. Езерская Е. Обращение к читателям // Музыкальный журнал. - 2013. - № 1 (2). - С. 3.

2. Задерацкий В. «Piano - Форум» - журнал для просвещенных любителей музыки. Беседа с В. Вольфсон на радио Орфей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4243/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Торадзе Г. Что для меня значила «Советская музыка» // Музыкальная академия. - 2013. - № 3 -С. 30.

Leila B. BAYAKHUNOVA

Senior Researcher, Cultural and Art Scientific Information Center for Culture and Arts, Russian State Library, Candidate of Art History

Russian Music Journals: Their Evolution and Current Status

The author reviews the peculiarities of modem Russian music journals and analyzes their value in music research. The author also discusses including these journals in Russian and global citation databases and promoting their internet visibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.