Научная статья на тему 'ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бауман Надежда Владимировна, Пережогина Ирина Викторовна, Дейс Олеся Юрьевна, Михайлова Виктория Игоревна

В статье рассматриваются вопросы экологического и нравственного развития детей в дошкольном учреждении. Предложены мероприятия по развитию познавательных навыков детей и привлечению родителей (законных представителей) к совместной работе. Охарактеризован опыт работы по экологическому воспитанию МБДОУ «Белочка» г. Черногорска Республики Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Бауман Н.В.1, Пережогина И.В.2, Дейс О.Ю.3, Михайлова В.И.4

'Бауман Надежда Владимировна — старший воспитатель;

2Пережогина Ирина Викторовна — воспитатель;

3Дейс Олеся Юрьевна — воспитатель;

4Михайлова Виктория Игоревна — воспитатель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Белочка», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы экологического и нравственного развития детей в дошкольном учреждении. Предложены мероприятия по развитию познавательных навыков детей и привлечению родителей (законных представителей) к совместной работе. Охарактеризован опыт работы по экологическому воспитанию МБДОУ «Белочка» г. Черногорска Республики Хакасия.

Ключевые слова: экологическое воспитание, ландшафтный дизайн.

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Как гласит ФГОС ДО: «... ребёнок... интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает ... элементарными представлениями из области живой природы.» [1]. Дошкольное детство - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. Экологическое воспитание дошкольников -это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте [2]. Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы таких как: беседы, наблюдения за живым объектом, опытно-экспериментальная деятельность, игры, различные виды деятельности. Работа по экологии очень любима детьми именно потому, что тут они много делают своими руками, сами ищут ответы на волнующие их вопросы. К тому же образовательная деятельность, которая проходит в природе, проводится в достаточно свободной форме.

Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже не первый год. В начале работы были выявлены следующие проблемы: уровень знаний детей о природе достаточно низкий, отношения к её объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития экологической культуры; родители имея определенный запас знаний об экологическом воспитании, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания. Решение этих проблем привело к необходимости искать новые формы экологического воспитания дошкольников.

Мало организовать работу по какому-то одному направлению, важно чтобы каждый уголок напоминал детям о красоте природы, давал возможность экспериментировать, наблюдать, ощущать природу вокруг себя постоянно. Для достижения поставленных целей нашим педагогическим коллективом было принято решение о благоустройстве всей территории дошкольного учреждения. Процесс благоустройства и озеленения территории ДОУ очень важный и ответственный. Территория дошкольного учреждения и созданные на ней объекты, являются для педагогов, воспитанников и их семей своего рода «жизненным пространством», качество которого во многом зависит от характера благоустройства и озеленения. Здесь каждый ребёнок имеет возможность почувствовать себя первооткрывателем, увидеть распустившийся цветок, обратить внимание на «настроение» растений после дождя, наслаждаться красивым пейзажем [3].

Реализация оформления ландшафтного дизайна, как правило, начинается с первого этапа -создание эскизов видовых точек, или, говоря профессиональным языком, дизайн-проектов.. Что немаловажно, эскизы нашего ландшафтного дизайна составлялись совместно с детьми и их родителями. Создавая эскизы разных видовых точек, таких как «Альпийская горка», «Пруд», «Путешествие по полюсам», «Разноцветная радужка», клумбы и т.д., дети воплощали идеи на бумаге, ткани. Дети использовали различный бросовый и природный материал в совместной деятельности со взрослыми. Работая с детьми по созданию эскизов, педагоги помнили, что основой продуктивного озеленения территории любого дошкольного учреждения становится продуманное

планирование. При разработке проекта вся территория должна выглядеть как единое целое и выполнять своё основное функциональное значение.

Для того чтобы учесть правила размещения растений, мы воспользовались материалами пособия «Биологические основы озеленения участка детского сада» Курина А.Л. [4]: живая изгородь, деревья и кустарники размещались группами разной величины и единично, цветочное оформление устраивалось в виде клумб, рабаток и т.д., хорошее эстетическое и психотерапевтическое воздействие оказывают участки с небольшими водоёмами и присутствием водных и околоводных растений, при подборе ассортимента зелёных насаждений были учтены природно-климатические условия нашего региона и уже исходя из этого, формировались группы растений.

Второй этап нашей работы - воплощение задуманного. Здесь также мы привлекли к работе родителей и детей. Помогая взрослым, дети наблюдали за совместным процессом создания «маленького природного парка» в ДОУ. Дети, набирая и поднося камешки, рассказывали о своих ощущениях, охарактеризовали их: тёплые или холодные, гладкие или шероховатые, острые или округлой формы, мокрые или сухие.

Совместная плодотворная работа привела к созданию такой чудесной природной среды, в которой теперь дети прибывают каждый день. Встречают у дверей прекрасные цветники. Цветники выполняют не только эстетическую функцию, но и служат в качестве площадки для отдыха. Очень гармонично разместились красивые скамейки у трех ёлочек и детская качель, местечко, где родители могут отдохнуть вместе с детьми. По пути детям встречаются различные скульптуры, созданные воспитателями и родителями по эскизам детей. Очень красиво на территории разместился небольшой водоём. Водоём - это небольшой искусственный прудик, который позволяет проводить с детьми разнообразные исследования. Также мы создали экологическую тропинку. Её цель - просвещение, обучение и воспитание детей в духе бережного отношения к природе. Были составлены картосхемы тропинки разного назначения, выбран вместе с детьми «хозяин» тропинки - сказочный персонаж («Хозяин тропы» дает детям задания и приглашает их к себе в гости), составлен паспорт экологической тропинки, рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями, разработан маршрут.

На территории нашего дошкольного учреждения растет более 10 видов деревьев, 15 видов трав, 6 видов кустарников, есть альпийская горка, на деревьях гнездятся птицы, в траве - насекомые.

Третьим этапом нашей работы стало непосредственное использование объектов на видовых точках в работе с детьми. В ходе образовательной деятельности каждый ребёнок принимает участие в исследовании: сочиняет сказки и рассказы на предложенную педагогом тему, придумывает название своей видовой точки и имя растению с учётом его особенностей, регулярно наблюдает за тем, какие изменения происходят с растением, когда появились первые листочки, бутоны, какие насекомые живут рядом с ним. Наблюдения детей за разнообразием мира растений организованы по плану: название растения (интересные сведения, связанные с его названием); классификация растения (дикорастущее, садовое, луговое, лесное, степное, водное); внешний вид (части растения, условия, необходимые для роста и развития); среда обитания; распространение семян, размножение; растения как пища для животных (насекомых); как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Продолжением являются занятия познавательного цикла, где дети знакомятся с растениями и легендами об их названии, сочиняют сказки о них, придумают рассказы, инсценировки и т.д. Кроме наблюдений за растениями воспитанники выполняют работу по уходу за растениями, коллекционируют семена, соцветия, измеряют дождемерами количество осадков, выясняют, где больше выпало осадков и почему, из опавших лепестков цветов выполняют необычные аппликации. Для закрепления знаний детей о правилах поведения на природе используется серия знаков, которую воспитанники создавали вместе с родителями и педагогами.

Таким образом, благодаря созданию полноценного ландшафтного дизайна воспитанники узнают о разнообразии растений, способах их размножения, о том, что растения для насекомых, птиц -столовая и дом. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей, приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом.

Прежде всего, совместная работа по созданию ландшафтного дизайна научила взрослых и детей работать над решением общей проблемы в одной команде, помогла реализовать идеи устойчивого развития, и в частности экологического образования, на основе деятельностного подхода, через разные виды деятельности, вовлечение дошкольников в различные исследования. Способствовала формированию у детей и взрослых основ экологически грамотного и безопасного поведения.

С помощью компонентов ландшафтного дизайна постоянно действует на территории дошкольного учреждения комфортная, экологически благоприятная, постоянно пополняемая

29

развивающая среда, для экологического развития и творческой самореализации ребёнка в разных

видах деятельности.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Королева А. Земля - наш дом /А. Королева // Дошкольное воспитание, 2004. № 10. С. 34-36.

3. ПеньковаЛ.А., БезгинаЕ.Н., Евфратова Т.Г.. Ландшафтный дизайн детского сада. М., 2008. 112.

4. КуринаА.Л. Биологические основы озеленения участка детского сада. М., 1974. 92 с.

5. Бауман Н.В., Пережогина И.В. статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» / Журнал «Проблемы педагогики». № 8 (31). Ноябрь, 2017.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ Рахимов Ф.Б.

Рахимов Фаррух Болтаевич - старший преподаватель цикла специальной подготовки,

военный факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируется военно-патриотическое воспитание молодежи и его цели и задачи. Процесс патриотического воспитания выполняет ведущую роль, оказывает большое влияние на формирование будущего защитника Отечества, поскольку в содержании учебных дисциплин отражены важные духовные, нравственные, культурные традиции нашего народа. Но этого процесса недостаточно, чтобы ограничиться отдельными составляющими патриотического воспитания. Он должен быть готов к защите Родины, оказывать всестороннее активное практическое влияние на состояние всех ее компонентов и способствовать осознанию этой готовности как важнейшей стороны жизни молодёжи.

Ключевые слова: военный патриотизм, боевые качества, военные знания, боевые навыки, дисциплина и организованность, боевое братство, военная присяга.

УДК 002: 65'. '/7

Военно-патриотическое воспитание предусматривает развитие у молодежи интереса к военной службе, овладение военными профессиями, содействие в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах Республики Узбекистан.

В настоящее время содержание и процесс военно-патриотического воспитания обогащаются традициями, связанными с обновлением системы образования учебного заведения Республики, ускорением социально-экономического развития страны, ростом роли человеческих факторов в защите Родины и резкими изменениями в организации боевого труда.

Основными задачами военно-патриотического воспитания являются: любовь молодежи к Родине; уважение и преданность Вооруженным Силам Узбекистана; преданность труду и традициям наших предков; постоянная приверженность защите независимости Родины оружием в руках; проявление у молодежи интереса к военной профессии, к почетному долгу службы в рядах Вооруженных сил.

Главная задача военно-патриотического воспитания-всестороннее развитие чувства независимости, собственного пути развития, любви к Родине, гордости, любви к Вооруженным Силам, преданности боевым и трудовым традициям, уважения к воинскому труду, формирование постоянной готовности к защите свободы и независимости, вооружению в наших руках, к исполнению своего гражданского долга.

Цель военно-патриотического воспитания-формирование мысли, уверенности, мировоззрения, которое обеспечит готовность защищать Родину, придаст ей силы, при необходимости и жизни.

Военно-патриотическое воспитание молодежи - одна из важнейших сфер деятельности нашего государства. Необходимо проанализировать эффективность воспитательных мероприятий, выбрать и укрепить традиционные формы, заданные и проверенные практикой военно-патриотического воспитания, искать новые формы более полного внедрения в современных условиях задач подготовки молодежи к защите Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.