Научная статья на тему 'Ландшафтные особенности развития исторических промышленно-селитебных территорий поволжских городов Ивановской области'

Ландшафтные особенности развития исторических промышленно-селитебных территорий поволжских городов Ивановской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ РАЙОН / АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ / НАБЕРЕЖНЫЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Снитко А.В., Шмелева Е.В.

Выявлены причины индустриального освоения прибрежных территорий в городах, расположенных на реке Волге. Проведен анализ ландшафтных особенностей поволжских городов Ивановской области с целью выявления возможностей включения исторических промышленных территорий в городскую среду. Предложены проектные мероприятия, направленные на комплексное введение прибрежных территорий промышленных районов, обладающих историко-архитектурной ценностью, в городскую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Снитко А.В., Шмелева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ландшафтные особенности развития исторических промышленно-селитебных территорий поволжских городов Ивановской области»

Научно-технический и производственный журнал

Архитектура малых городов

УДК 712.2:721.012:725.4

А.В. СНИТКО, канд. архитектуры (k_arch@igasu.ru), Е.В. ШМЕЛЕВА, архитектор (shmeleva-80@mail.ru), Ивановский государственный архитектурно-строительный университет

Ландшафтные особенности развития исторических промышленно-селитебных территорий поволжских городов Ивановской области

Выявлены причины индустриального освоения прибрежных, территорий в городах, расположенных, на реке Волге. Проведен анализ ландшафтных особенностей поволжских городов Ивановской области с целью выявления возможностей включения исторических промышленных территорий в городскую среду. Предложены проектные мероприятия, направленные на комплексное введение прибрежных территорий промышленных районов, обладающих историко-архитектурной ценностью, в городскую среду.

Ключевые слова: промышленный ландшафт, исторический промышленный район, архитектурные комплексы исторической промышленной застройки, набережные.

Градостроительное развитие территорий поволжских городов Ивановской области на всем протяжении их существования - продолжающийся процесс взаимного влияния природно-ландшафтного фактора и индустриальной деятельности человека. Еще в эпоху ручного труда (XVIII в.) жители Кинешмы, Юрьевца использовали склоны оврагов, ручьев, берега рек для отбеливания холстов. К концу XVIII в. в Кинешме появились первые полотняные фабрики, а через столетие в жилой застройке Заволжска, Кинешмы и Юрьевца доминировали индустриальные комплексы, сформировавшие городские речные фасады (рис. 1) [1].

В пределах Ивановской области объединение природного и антропогенного факторов особенно наглядно проявляется в таких поволжских городах, как Кинешма (первое упоминание относится к 1429 г.), Заволжск (дата основания 1954 г.) и Юрьевец (основан в 1225 г.). Можно выделить несколько причин размещения крупных промышленных предприятий вдоль берега Волги:

1. Технология текстильного производства требует организации бесперебойного водоснабжения, а система водопровода, существовавшая в XIX в., не позволяла размещать предприятие вдали от природного источника водоснабжения.

Рис. 1. Речные фасады поволжских городов Ивановской области: а — Кинешма (Красноволжский комбинат; прядильно-ткацкая фабрика № 1; прядильно-ткацкая фабрика № 2); б — Заволжск (химический завод); в — Юрьевец (льнокомбинат)

8'2011

39

Архитектура малых городов

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Особенности ландшафтной организации территорий текстильных предприятий

Наименование предприятия, год основания Площадь, га Протяженность участка вдоль береговой линии, м / длина по урезу воды, м Характеристика профиля Удаленность застройки от берега, м

размеры поймы, м ширина склона, м / уклон, % разница высот, м

г. Кинешма

Прядильно-ткацкая фабрика № 1, 1903 г. 7,5 330 >1 км 250 / 6 15 30

Прядильно-ткацкая фабрика № 2, 1890-е гг. 10,8 440 >1 км 270 / 5,8 16 40

Фабрика «Красная ветка», 1880 г. 8,1 380 >1 км 280 / 9 17 35

Красноволжский комбинат, 1879 г. 12,1 420 >1 км 300 / 1,5 4 30

г. Заволжск

ОАО «Заволжский химический завод им. Фрунзе», 1871 г. 72,1 930 >1 км ~150 / >20 45 30

ОАО «Фибровая фабрика», 2-я половина XIX в. 5,4 230 >1 км 30 / 8 7 10

г. Юрьевец

Бывший Юрьевецкий льнокомбинат, 1871 г. 6,1 300 >5 км 170 / <0,5 1 40

2. Река Волга - наиболее мощный, удобный и дешевый транспортный коридор, обеспечивавший доставку продовольствия, древесины, товаров, сырья для местных производств на протяжении многих веков в различные города. Не были исключением и города Ивановской области. Размещение предприятий на реке было наиболее выгодным.

3. После введения в эксплуатацию Горьковского гидроузла прибрежные территории этих городов, которые были заняты зданиями как гражданского и культового, так и промышленного назначения, ушли под воду частично в За-волжске и Кинешме и значительно в Юрьевце. Так, в За-волжске и Кинешме промышленный ландшафт стал прибрежным, поскольку с 1954-1957 гг. вода вплотную подо-

г. ЗАВОЛЖСК г. КИНЕШМА

ОАО «Заволжский химический завод им. Фрунзе» Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика № 2

г. ЗАВОЛЖСК

г. КИНЕШМА

ОАО «Фибровая фабрика»

Фабрика «Красная ветка»

ул. Тимирязева

I

Территория предприятия(30 м)

р. Волга (Горьковское водохранилище)

84 84

ул. Красноветкинская

> 1 км

• 10%

Территория предприятия (280 м)

г. ЮРЬЕВЕЦ

Бывший Юрьевецкий льнокомбинат

ул. Советская

I г-

~ 400 м

82,7

".....— тах>05%^

86,1 ¿о

84

р. Волга

тах > 0,5% ' ерритория предприятия (170 м)

(Горьковское водохранилище

Рис. 2. Профили промышленных территорий поволжских городов

40

82011

ЖИЛИЩНОЕ

Научно-технический и производственный журнал

Л

Архитектура малых городов

шла к территориям предприятий. В Юрьевце на более высокую террасу перенесли Деревообрабатывающий завод им. Брандта; Пивоваренный завод им. М.И. Красильникова и Бобылева и льняная мануфактура А.В. Брюханова приобрели более компактные размеры [2].

Типичной особенностью приречных территорий данных городов является одновременность их освоения в качестве производственных площадок - 1870-1880 гг. Это обнаруживает общие закономерности их градостроительного развития: территории обладают исключительным набором социокультурных ценностей в сочетании с развитыми ландшафтными характеристиками (таблица). В поволжских городах в селитебной застройке имеются промышленные площадки, расположенные на верхних террасах вдали от Волги: ОАО «Автоагрегат», ЗАО «Электроконтакт», ОАО «Дмитриевский химический завод» - в г. Кинешме; деревообрабатывающее производство ООО «АРТ» в г. За-волжске; деревообрабатывающий комбинат ООО «Омега» в г. Юрьевце. Они образовались в середине XX в. либо позднее и не обладают градостроительным потенциалом приречных производственных площадок, сложившихся исторически.

Исключительные особенности волжского ландшафта на данных промышленных территориях открывают потенциал их дальнейшего градостроительного развития. Архитектура доминирующих над жильем промышленных предприятий играет важную роль в формировании речного фасада, а ландшафт является одним из определяющих факторов в его восприятии, создавая «фон» для индустриальной застройки, выходящей на передний план (рис. 2). В этом аспекте важным является формирование набережных в пределах всего фронта предприятий, выходящих на Волгу. Это обеспечит композиционную завершенность речного фасада фабрик, визуально и планировочно объединит промышленную и жилую застройку и усилит эстетику предприятий. Автор работы [3] М.Ф. Денисов предложил классификацию набережных по различным признакам, где определяющим он обозначил функцию набережной. По данной классификации из 4 типов набережных по функциональному признаку наиболее рациональным является прогулочный тип набережных, поскольку здания удалены от реки на расстояние менее 75 м. На таких набережных проезд транспорта допускается эпизодический, а движение пешеходов - транзитное.

Для комплексного включения поволжского промышленного ландшафта в общий речной фасад городов для обеспечения целостного восприятия необходимо проведение следующих действий:

1. Организация набережных в прибрежных полосах в границах предприятий. При этом в Кинешме и Заволжске прогулочный (транзитный) тип набережных будет чередоваться с локальными зонами отдыха, что будет составлять прибрежную часть природного каркаса города.

2. Разработка архитектурно-градостроительных и пространственно-композиционных приемов развития индустриальной части речных фасадов с учетом ступенчатой структуры приречного ландшафта. Силуэтообразующими будут здания, находящиеся в глубине промышленной территории на высоких террасах.

3. Формирование речных фасадов двумя способами: раскрытием существующей застройки новейшими метода-

ми реконструкции благоустройства и уместным включением в общий силуэт новых корпусов.

4. Проведение инженерных мероприятий, касающихся реконструкции берегоукрепительных сооружений, защищающих застройку от подтопления, и устройство набережных, что наиболее затруднительно для прибрежных территорий г. Юрьевца, где реконструкция берегозащитной дамбы не завершена. В устройстве набережной в центральной части города имеются определенные трудности, поскольку берегозащитная дамба, выполняя исключительно инженерно-технические функции, имеет ширину верхней платформы 7 м.

5. Использование инновационных методов благоустройства, усиливающих роль текстильных предприятий в формировании образа города.

Список литературы

Дюбюк Е.Ф. Из истории промышленности Кинешем-ского уезда. Труды Иваново-Вознесенского губернского научного общества краеведения. Вып. 3. Иваново-Вознесенск, 1925. С. 4-5.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Ч. 3. М.: Наука, 2000. С. 710-33.

Денисов М.Ф. Набережные. М.: Стройиздат, 1982. 149 с.

1 1 [ [¡©тагашз

: ГР0ИЦП biCT ЕДОЙ РХ И цнтурй^

ВЫСТАВКА

Ростов-на-Дону

UTPÜHTÜlLKhlE ТЕХНОЛОГИИ И МЩРЦЫШ

Э

12-15 ОКТЯБРЯ 2011

ВАШ КОНСУЛЬТАНТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОЩКО> SsmIH Вестник

läßräjA пр М Нагибина, 30; ieji-(BG3) 268-77-G8, ии www.vcrEalflxpn.ru

82011

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.