Научная статья на тему 'ЛАНДШАФТНОЕ ЗОДЧЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ЛАНДШАФТНОЕ ЗОДЧЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНОЕ ЗОДЧЕСТВО / ЭПОХА ЭМИРА ТИМУРА / САД / РАЗВИВКА САДОВ / САМАРКАНД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мукимова С.

В статье рассматривается формирование ландшафтного искусства пригородных садов и вилл Центральной Азии в средние века. Многие ученые посвятили свои труды формированию садовопаркового искусства. В эпоху эмира Тимура, ландшафтное оформление города превращается в целую градостроительную науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPE ARCHITECTURE OF CENTRAL ASIA

This article talks about the formation of the landscape art of suburban gardens and villas. Discusses landscape composition, came to the region in the epoch of Amir Timur, who transformed the landscape design of the city in the whole urban science. «Chor-Bog» can be briefly described as rectangular gardens and parks, harmoniously with proportional symmetrical layout - centric songs, with strict subordination of the whole and all elements based on one main axis.

Текст научной работы на тему «ЛАНДШАФТНОЕ ЗОДЧЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

ЛАНДШАФТНОЕ ЗОДЧЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

С. МУКИМОВА

доктор архитектуры, доцент, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша АН РТ Адрес: Республика Таджикистан, г.Душанбе, пр.Рудаки, 33.

Телефон: 2 21 37 42.

В статье рассматривается формирование ландшафтного искусства пригородных садов и вилл Центральной Азии в средние века. Многие ученые посвятили свои труды формированию садово-паркового искусства. В эпоху эмира Тимура, ландшафтное оформление города превращается в целую градостроительную науку.

Ключевые слова: ландшафтное зодчество, эпоха эмира Тимура, сад, развивка садов, Самарканд.

Многие известные ученые посвятили свои труды поискам глубинных корней формирования садово-паркового искусства. Некоторые из них, охватывающие значительные фрагменты истории, можно считать капитальными трудами архитекторов-ландшафтников. Имеются работы, которые рассматривают историю садов с философской позиции, раскрывающей эмоциональную сторону садового искусства.

Ландшафтная композиция, пришедшая в среднеазиатский регион в эпоху эмира Тимура, превращает ландшафтное оформление города в целую градостроительную науку. Она способствует достижению вершины архитектурно-градостроительного творчества в облике города-сада «Шахар-бог».

К северу от Самарканда у подножия Чупан-ата находился Нахши-Джехан-нумо («Сад-узор мира»), а далее располагался Боги-Балянд («Высокий сад»), к западу находились Боги-Шамаль («Сад северного ветерка»), основанный в 1397 г. для дочери Мираншаха, Боги-Бахишт («Райский сад»), созданный в 1378 г. для двенадцатилетней жены Тимура Туман-ака, а также разбитый в 1404 г. вблизи крепостной стены Боги-Нау («Новый сад»), к юго-западу располагался Боги-Чинар («Чинаровый сад»), к юго-востоку-Боги-Дилькуша («Сад, пленяющий сердце»), созданный в 1397-1399 гг., далее были Боги-Бульды («Сад довольства») и Боги-Заган («Сад воронов»). Во второй половине XV столетия большой известностью пользовался Чорбог вельможи Дервиша Мухаммеда Тархана.

Великолепные сады Герата принадлежали членам царствующего

дома, знати и городским богачам. Хафизи-Абру отмечает чрезвычайное увлечение гератцев строительством садов с дворцами. Размещались они, в основном, в пригородных районах Герата - булю-ках, из которых самым аристократическим был булюк Инджиль, где сосредоточивалась большая часть богатых вилл и дворцов. Из доти-муровских садов известными были Боги-Балянд («Высокий сад») и Боги-Заган («Сад воронов»), Боги-Сафед («Белый сад»), значительно расширенный при Шахрухе. При Абу-Саиде создается Боги-Зубейде. Лучшим из садов Султана Хусейна Байкары был Боги-Нахши-Джеханара («Сад - украшение мира»), царевичу Бади-Аззаману принадлежал Боги-Нау («Новый сад»). Хондемир называет среди царских садов также Боги-Чаман-ара («Сад - украшение луга»); Тахт-и Остана («Подножие трона») и Тахт-и Сафар («Трон путешествующих»). Несколько садов имел Алишер Навои, в том числе Бо-ги-Маргани, Боги-Пули-Сангкашон («Сад у моста носильщиков камней»), Богча-и Шаукия («Привлекательный садик»), Богча («Садик») в пригороде Гузаргох, к северу от которого располагались сады Баба-Сухте и Азизон.

Из садов Захиреддина Бабура в Кабуле наиболее примечательными были Боги-Банафша, Боги-Бехишт, Боги-Чинар, в Адинапуре в 1508/9 гг. он разбил роскошный Боги-Вафа, близ Истаргача располагался Боги-Падишах.

Разбивка садов осуществлялась согласно тщательно разработанному плану, в соответствии с правилами садово-парковой архитектуры Известные специалисты по разбивке садов были в Х1У-ХУ вв. Тимур особенно отличал Шихабуддина Ахмеда Зардакаши, по-видимому, одного из главных создателей его самаркандских садов. В «Автобиографии» Тимура говорится от его имени: «Я приказал привести придворных архитекторов и строителей из благословенного царства моего... Сообща они выработали план лужаек и аллей и занялись устройством сада, стен и того очень высокого дворца, который я приказал возвести в середине сада».

В Герате времен Султана Хусейна Байкары был знаменит Мирек-Сейид Гияс по имени Султан-Махмуд - поэт и выдающийся мастер по искусственному орошению и разбивке садов.

Участки для больших садов нередко выбирались с уже существующими посадками. Так, при создании Боги-Дилькуша было объединено двенадцать садов. Обычно стремились придать форме сада квадратный или прямоугольный план. Таковы были в Самарканде Боги-Дилькуша и Боги-Нау, размеры которых составляли 1500X1500 гязов (около 1 км в сторону); не уступал им по размерам и гератский Баги - Джехан-ара (площадью 440 джерибов).

Сады обводились высокой стеной, иногда это был просто глинобитный дувал, но нередко - архитектурно оформленная ограда. На углах сооружались башенки, служившие пунктами обзора. В ограде Дилькуша на главных осях было четыре высоких портальных входа, вероятно, оформленные со всей той пышностью, которая, по свидетельству очевидцев, была вообще присуща этому садово-парковому комплексу.

Ведущий тип архитектурно-организованного сада при Тимури-дах представлял чорбог. Термин этот - «четырехчленный сад» -определяет его главный планировочный принцип: расчленение квадратного или прямоугольного участка на четыре части. Правила планировки чорбога сформулированы в земледельческом трактате «Иршад аз-Зера'а», составленном в Герате и посвященном главному меценату гератского строительства Алишеру Навои. В нем как бы синтезированы успехи агротехнической культуры и садово-паркового строительства XV в. В трактате есть специальная глава об устройстве чорбога.

Рекомендуемый в этом руководстве чорбог прямоуголен, с правильной ориентацией по странам света, он окружен стеной и рядами тополей. Главная ось выделена широким проходом и протоком, в глубине аллей высится парадное здание («иморат»), перед которым располагается вымощенная площадка «пешгох» с бассейном - хаузом и клумбою пионов. Сам иморат окружен тенистыми деревьями -чинарами, тутовником, а основные участки сада расчленены на площадки.

При разбивке сада применялась глубоко продуманная система насаждений деревьев, кустарников, цветов. В Боги-Джехан-нумо, самом нарядном из гератских садов Султана Хусейна Байкары, вдоль аллей были рассажены в определенном порядке деревья всевозможных пород: вечнозеленые пихты и кипарисы, пышнокронные лиственные чинары и ивы, различные плодовые деревья, виноградные лозы, а также разбиты разнообразные цветники. В «Иршад аз-Зера'а» в перечне цветов примечателен их подбор по сортам так, что когда отходят одни, то распускаются другие, и клумбы остаются цветущими с ранней весны до поздней осени.

На Среднем Востоке посадки фруктовых деревьев определялись не только чисто практическими интересами, но и эстетическими запросами: снежно-белые, лиловые, розовые цветы весною, желто-оранжевые плоды в густозеленой листве - в летне-осенние месяцы и по-особенному багряно-золотая листва глубокой осенью, что придавало садам неповторимое очарование.

Вот что писал Бабур в1519 г: «Сад Боги-Вафа тогда блистал красо-

той: лужайки покрывал сплошной ковер трилистника, гранатовые деревья были красивого ярко-желтого осеннего цвета. Гранаты на деревьях ярко алели, апельсиновые деревья весело зеленели, на деревьях было без счета апельсинов, но они были еще не совсем желтые».

Помимо чорбога, разбивка которого требовала относительно спокойного рельефа, существовали также террасообразные сады, устраивавшиеся на склонах, иногда весьма крутых. Остатки уступчатой разбивки были обнаружены в 1941 г. при археологических раскопках садика Улугбека «Богча». На западном уступе была открыта выровненная и вымощенная кирпичом терраса склона. На ней была устроена двенадцатигранная площадка с круглым бассейном посредине; рядом- возвышенный квадратный, обложенный ониксовыми плитами пьедестал тахтгоха (тронного места), над которым, видимо, устанавливался балдахин (как это можно видеть на многих тимуридских миниатюрах). На восточном уступе находились остатки вымощенной площадки возвышенной суфы, облицованной плитками «в шашку» и восьмигранный бассейн, вода к которому подводилась из обложенного кирпичом арыка. Вблизи располагались еще какие-то невскрытые раскопками сооружения, и где-то неподалеку находился знаменитый «фарфоровый павильон» - Чини-хана.

В конце ХУ в Самарканде славился своею красотой, местоположением и свежим воздухом чорбог видного тимуридского вельможи Дервиша Мухаммеда Тархана. Он был разбит несколько ниже Боги-Майдана ступенчатыми площадками, обсаженными прекрасными карагачами, арчой и белыми тополями. Однако подача воды здесь была затруднена из-за отсутствия вблизи большого канала или ручья.

Между тем, система орошения и различного рода водных устройств играла в садах очень большую роль. Каналы, водоемы, фонтаны, каскады обычно подчинялись определенному регулярному плану. В «Иршад аз-Зера'а» рекомендовалось проведение арыка по периметру всего чорбога, устройство канала вдоль центральной аллеи и хауза на вымощенной площадке перед домом Давлет-Абад Тимура пересекалось широким протоком с шестью водоемами.

Естественные разливы ручьев и рек, столь высоко ценившиеся в дальневосточном садово-парковом искусстве или в системе так называемых «английских» парков Европы, были чужды эстетике Среднего Востока, где, напротив, ценился геометризм в планировочной организации садов. Бабур, например, занявшись благоустройством Боги-Калянак в Пагмане, отмечал: «Перед садом растут большие чинары, под чинарами большая тенистая лужайка. Посреди сада постоянно течет ручей, достаточный для одной мельницы, на берегах этого арыка растут чинары и другие деревья. Раньше этот

арык тек извилисто, криво и неровно. Я приказал его выровнять и выпрямить; очень хорошее получилось место».

Форма бассейнов, как правило, также была строго геометрична. В описаниях упоминаются многогранные, круглые, прямоугольные бассейны. Археологическими изысканиями обнаружены бассейны квадратной формы (Давлет-Абад), круглой и октагональной («Бог-ча» Улуг бека), на миниатюрах же встречаются бассейны всех этих форм, а также фигурно-фестончатого плана. Проточная вода подводилась к ним гончарными трубами или же открытыми арыками, обложенными камнем либо кирпичом. В тех случаях, когда позволял рельеф местности, вода ниспадала каскадами. Боги-Нау в Самарканде, изобиловавший водой, поражал необычайным разнообразием бассейнов, каскадов, фонтанов различных форм с нисходящей, а также с бьющей вверх струей, устройство которых было осуществлено сирийскими мастерами. Когда испанские послы пришли к Тимуру в Боги-Дилькуша, они, по словам Клавихо, застали его сидящим на тахте перед айваном дворца у водоема с фонтаном, «который бил вверх, а в фонтане были красные яблоки». Такие фонтаны нередки на тимуридских миниатюрах - они расположены посреди бассейна и имеют два-три яруса невысоких струй.

В архитектурное оформление садов, помимо главного здания -дворца или имората, широко входили разнообразные павильоны, палатки и шатры, возвышенные суфы для гостей и тахт - парадное сиденье владельца под легким балдахином или шатром.

Помимо частных садов правителей и знати, в XV в. существовали сады, связанные со зданиями религиозного, благотворительного и гражданского характера. Для многих крупных городов был характерен Хиабан - большая загородная магистраль. Таковы Хиабан Герата, который вел до самого Гузаргоха, Хиабан Самарканда, следовавший от ворот Фируза до Боги-Бульды, Хиабан в Хиссаре и др. Хиабан обсаживался в один - два ряда деревьями (обычно тополями), между которыми местами размещались чайханы, киоски, местами - роскошные мавзолеи. Обычно хиабон служил местом загородных прогулок горожан, светских и религиозных празднеств, сборов и церемоний, развлечений и парадных шествий.

Славу Герата времен Султана Хусейна Байкары составлял ансамбль зданий в саду, разбитом Алишером Навои на берегу канала Инджиль. Здесь среди зелени парка, план которого составлен был по заданию Навои лучшими гератскими архитекторами, высилась группа различных сооружений. «Путники, прошедшие весь свет, не могли бы указать нигде таких зданий по их украшениям и тщательности работы!» - восклицал Давлет - шах Самарканда. Согласно Мирхон-

ду, каждое из этих зданий высилось среди зелени сада, повсюду были разбиты цветники, засаженные разнообразными цветами, и проходили арыки, питавшие сад. В «Вакфийе» Алишера Навои говорится, что он «окружил здесь тридцать джерибов земли стеною, возвел здания и постройки, в саду вокруг рассадил много различных деревьев и на всех лужайках развел разного рода ароматные цветы».

В садах нередко возводились мавзолеи почитаемых духовных лиц или знатных фамилий. Так, в Самарканде в саду Боги-Широн располагались мавзолей и ханака Ходжи Абди-Даруна, а рядом в саду Бо-ги-Фируза высился мавзолей женщин и детей из рода Тимуридов -Ишрат-хана.

И все же лучшие достижения зеленого строительства находились в сфере садово-паркового искусства пригородных садов и вилл. При Тимуридах на Среднем Востоке оно достигает своего апогея. В эту пору здесь окончательно определился тип архитектурно-организованного сада со строго регулированным планом, подчиненным системе геометрического построения осей, центральным положением имората, четкой разбивкой зеленых посадок, при живописной свободе интимных пейзажных участков. Архитектура, зелень, вода гармонически дополняли друг друга, а сад, водоем, дворец, павильоны сочетались в единый композиционный организм. Эти традиции сохранились в садовом строительстве Средней Азии, Афганистана и Ирана в последующие века.

LANDSCAPE ARCHITECTURE OF CENTRAL ASIA

SAYYORA MUKIMOVA Doctor of architecture, senior research associate A. Donish Institute of History, archeology and ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan Tel.: 221 37 42

This article talks about the formation of the landscape art of suburban gardens and villas. Discusses landscape composition, came to the region in the epoch of Amir Timur, who transformed the landscape design of the city in the whole urban science. «Chor-Bog» can be briefly described as rectangular gardens and parks, harmoniously with proportional symmetrical layout - centric songs, with strict subordination of the whole and all elements based on one main axis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.