Научная статья на тему 'Своеобразие развития духовной культуры в xv-хvi вв. На территории Центральной Азии'

Своеобразие развития духовной культуры в xv-хvi вв. На территории Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЙ / НРАВСТВЕННЫЙ / ФИЛОСОФСКИЙ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ / ПРИОРИТЕТНЫЙ / МЕМУАРЫ / ТРАДИЦИИ / МУРИД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гулямова Г. С.

В статье отражена эпоха Тимуридов, ознаменованная необычайным расцветом науки, искусства и литературы. Изучение богатой национальной культуры, глубокое освоение истории духовной жизни узбекского народа и других среднеазиатских народов позволяют использовать всё ценное и лучшее, что было накоплено в культуре прошлого. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своеобразие развития духовной культуры в xv-хvi вв. На территории Центральной Азии»

ления в брак для девушек 18 лет и 18 лет для молодых людей, поскольку исламское семейное право тоже требует, чтобы обе стороны имели полную дееспособность. По мнению представителей хана-фитского мазхаба, такой возраст определен - 15 лет. В то же время следует подчеркнуть, что исследования современных экспертов определяют возраст для рождения первого ребенка начиная с 19 лет, а состояние перманентного материнства оптимально в возрасте матери 19-26 лет. А с учетом периода учебы и овладения профессией обосновывается принцип о необходимости установления сегодня в семейном законодательстве брачного возраста для девушек 18 лет и для мужчин 18 лет.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

Гулямова Г.С.,

старший преподаватель Ташкентского государственного технического университета СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ХЧ-ХЧ\ вв. НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация. В статье отражена эпоха Тимуридов, ознаменованная необычайным расцветом науки, искусства и литературы. Изучение богатой национальной культуры, глубокое освоение истории духовной жизни узбекского народа и других среднеазиатских народов позволяют использовать всё ценное и лучшее, что было накоплено в культуре прошлого.

Ключевые слова: культура; духовный; нравственный; философский; дидактический; приоритетный; мемуары; традиции; мурид.

Каждый народ имеет самобытную духовную культуру, моральные нормы и этико-эстетические идеи; каждый народ вносит определенный вклад в сокровищницу мировой культуры1. Но

1 О культуре эпохи Джами, Навои, Бехзода, Бабура написано огромное количество фундаментальных работ, поэтому мы ограничимся беглым обзором духовной жизни народов Средней Азии в ХУ-ХУ1 вв., опираясь на исследования ученых Запада, России и Центральной Азии. В списке использованной литературы имеются сведения об этих трудах.

© Гулямова Г. С., 2020

в разные исторические периоды происходит смена типов духовности, смена типов культуры. Искусство остро реагирует на изменения в духовном климате эпохи. В каждую эпоху возникают различные ценностные ориентиры, которые формируют духовную жизнь общества. Более того, в каждую эпоху выдвигаются на первый план те или иные формы духовного творчества как выразители ценностных ориентаций духовной культуры.

XV век - эпоха Тимуридов - ознаменован необычайным расцветом науки, искусства и литературы. Мавераннахр, Хорасан в период правления династии Тимуридов становятся государствами, к которым были прикованы взоры просвещенных людей многих стран Запада и Востока, ибо духовная культура в этот период достигла небывалого подъема. Эта эпоха выработала величайшие художественно-эстетические ценности, которые нашли яркое отражение в искусстве и литературе выдающихся деятелей культуры -Джами, Навои, Бабур, Бехзод, Бинои, Наккош, Васифи, Махмуд Хусайни.

В XIV-XVI вв. происходит смена духовных форм: на передний план выходят религия, искусство и литература. Религия и искусство становятся господствующими формами общественного сознания, оказывая мощное воздействие на жизнь отдельного человека и общество в целом. Культура подразумевает отдельное состояние духовной жизни общества. Изучение богатой национальной культуры, глубокое освоение истории духовной жизни узбекского народа позволит нам использовать всё лучшее, что было накоплено в культуре прошлого.

Культурными центрами, где была сосредоточена интеллектуальная, научная и художественная мысль, становятся такие крупнейшие города, как Самарканд, Бухара, Герат, Тебриз, Шираз. Известно, что Самарканд стал центром науки, искусства и литературы в период правления видного общественного деятеля и ученого Улугбека, который продолжил дело своего деда Тимура. Он приложил много усилий для того, чтобы Самарканд приобрел величественный архитектурный облик.

Еще при Тимуре в Самарканде началось строительство в невиданных масштабах, так как, сделав его столицей огромного государства, Тимур стремился превратить Самарканд в один из самых прекрасных городов мира. Для этих целей он привлек искусных мастеров и ремесленников, резчиков по камню и дереву, гончаров из разных стран.

В «Уложении Тимура» читаем знаменательные строки: «В каждом городе я приказал построить мечеть, общественную школу, монастырь, богадельню для бедных и убогих и больницу, при которой находился лекарь. Я требовал, чтобы в городах строились также здания городской думы и судебной палаты ...»И В конце XIV в. Тимуром была начата постройка соборной мечети Биби-ханум, которая была завершена в 1404 г. Это было великолепное здание, украшенное мозаикой, майоликой с мраморными панелями и настенной росписью. В эти же годы был построен мавзолей Гур-Эмир, который стал усыпальницей Тимура и его потомков. К мавзолею примыкали медресе, ханака и дворец Мухаммад Султана. Описывая достопримечательности Самарканда, Бабур в своих мемуарах пишет, что многие замечательные архитектурные сооружения были воздвигнуты Тимур-беком.

При Улугбеке архитектура, зодчество достигли небывалых размахов. В своей книге Бабур подробно описал величественные здания, мечети, медресе, караван-сараи, построенные в период правления Улугбека. «Другая высокая постройка Улугбек мирзы -обсерватория у подножья холма Кухак, где находится инструмент для составления звездных таблиц. Улугбек мирза написал в этой обсерватории "Гургановы таблицы", которыми теперь пользуются во всем мире»2.

В период правления Улугбека Самарканд стал важнейшим научным центром. Математики, астрономы, философы создали оригинальные для того времени труды, которые получили признание далеко за пределами Мавераннахра и Хорасана. Обсерватория, построенная Улугбеком, была самой крупной в эпоху Средневековья. При обсерватории была создана математическая школа, в которой трудились такие талантливые ученые, как Казизаде Руми, Али Кушчи, Муни-ад-дин Кошони, Гиясиддин Джамшед и многие другие. В творчестве деятелей самаркандской астрономической школы, в их естественно-научных трактатах освещались важные научные достижения, а также проблемы мировоззренческого и философского характера. Так, например, широкую известность получили философские труды Али Кушчи: «Шархи "Мифток-ал-улум" ат-Тафтазани» («Комментарии к "Ключу знаний" Тафтаза-ни»), «Шархи "Таджриди Ходжа"» («Комментарии к "Очищению

1 Уложение Тимура. - Ташкент: Чулпон, 1992. - С. 54.

2 Бабур-наме. Записки Бабура. - Ташкент: Главная редакция энциклопедий. 1993. - С. 71.

Ходжи"»), «Рисолат-ул-мутаалика бикалиматит-тавхил» («Трактат относительно понятия единства»), «Рисолаи мантик» («Трактат по логике») и др. Али Кушчи в своих философских сочинениях продолжал традиции Абу Райхона Беруни, Абу Али ибн Сины, Наси-риддина Туси.

После смерти Улугбека культурная жизнь в Самарканде пошла на спад, многие видные ученые, художники, поэты и писатели вынуждены были покинуть город из-за преследований, которым они подверглись со стороны религиозных фанатиков. Покинул Самарканд и Али Кушчи, который переехал, как многие деятели науки и искусства, в Герат, который к тому времени становится крупнейшим центром интеллектуальной и культурной жизни. При Шахрухе Герат превратился в «город садов и цветов» с прекрасным ландшафтом, вызывая чувство восхищения у приезжих. Многие прекрасные архитектурные сооружения - мечети, медресе, минареты, дворцы, жилые постройки - были возведены в этот период.

Медресе «Тахти Каъла» («Крепость Герата») было построено по указанию Шахруха. Медресе поражало своим великолепием, стены его были облицованы мрамором, а минареты ханака украшены позолотой и глазурью. Здесь же действовала китабхана (библиотека), где читали свои лекции Юсуф Халладж, Мавлана Ходжа, Насиридин Лутфулла и др. Но подлинного расцвета Герат достиг в середине XV в. во время правления Султана Хусейна Байкары. Для процветания и благоустройства Герата многое сделал и Алишер Навои. Он построил комплекс архитектурных сооружений - ханака «Халасия», медресе «Ихласия», больницу «Шафаия», мечеть и мавзолей «Кудсия», а также жилые дома «Унсия», бани.

На середину XV в. приходится в основном общественно-политическая и творческая деятельность Джами. Он никогда не имел реальной власти, подобно Алишеру Навои, который был сначала хранителем печати у Султана Хусейна Байкары, а потом и визирем. Тем не менее заслуги Джами в развитии духовной культуры в Средней Азии велики. Джами поистине обладал энциклопедическими знаниями, кажется, нет ни одного жанра литературы, который бы не нашел отражение в творчестве великого поэта, -газели, касыды, рубаи, муамма.

Творчество Алишера Навои, по признанию историков литературы, знаменует важный этап формирования общетюркского культурогенеза Центральной Азии XIV-XV вв. Он совершенство-

вал классическую художественную словесность тюркских народов, племен и родов, практически став основоположником не только узбекской литературы, но и ряда современных тюркских народов края.

Благотворное влияние Алишера Навои на Султана Хусейна Байкара сказалось в оживлении литературной и культурной жизни Герата. При дворе правителя и в домах знатных людей постоянно устраивались поэтические и музыкальные вечера, в которых принимали участие ученые, поэты и писатели, музыканты и певцы, каллиграфы и художники.

Алишер Навои был меценатом науки, искусства и литературы. Он стремился всячески поддерживать талантливую молодежь, начинающих ученых и поэтов, оказывать им материальную помощь, ибо многие из них приехали из разных городов и областей, чтобы получить знания.

Мемуары Бабура и Васифи представляют огромный интерес для характеристики культурной и литературной жизни начала XVI в. Причем каждый из них воссоздает духовную жизнь общества, являясь представителем разных общественных слоев. Бабур воссоздает в «Бабур-наме» духовную атмосферу, царящую в феодально-аристократической сфере. Васифи рисует литературную и культурную жизнь городского населения конца XV - начала XVI в. Благодаря этому своеобразному аспекту видения двух писателей, разным точкам зрения на исторические события, происходящие в этот период, перед читателями возникает достаточно целостное представление о духовной культуре народов Средней Азии в период Средневековья.

Литература

1. Джами А. Весенний сад (Бахаристан). - Душанбе: Ирфон, 1966. С. 60.

2. АлишерНавои. Сочинения: в 10 т. Т. IX. - Ташкент, 1970. С. 143.

3. Бабур-наме. Записки Бабура. - Ташкент: Главная редакция энциклопедий. 1993.

4. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. -М.,1988. С. 288.

5. Васифи Зайнад-Дин. Удивительные события. - Душанбе: Ирфон, 1984.

6. Уложение Тимура. - Ташкент: Чулпон, 1992. С. 54.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.