УДК 630.181
ЛАНДШАФТНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ МОУ «ДЕРЕВЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9»
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
LANDSCAPE AND PLANNING ORGANIZATION OF THE TERRITORY MEI "DEREVYANSKAYA SECONDARY SCHOOL № 9" OF THE REPUBLIC OF KARELIA
Морозова И.В., Мельникова А.А.
(Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, РФ)
Morozova I.V., Melnikova A.A.
(Petrozavodsk state university, Petrozavodsk, Russia)
В статье представлены результаты комплексного анализа территории школы и проектные решения по ландшафтно-планировочной организации пришкольного участка.
The article presents the results of a comprehensive analysis of the school territory and design decisions on the landscape-planning organization of the school site.
Ключевые слова: Пришкольный участок, комплексный анализ, планировка, озеленение
Key words: School plot, comprehensive analysis, layout, gardening
Современной тенденцией обустройства участков школ является создание комфортной и экологической среды. Комфортные условия пребывания обучающихся в пределах пришкольного участка обеспечиваются: наличием удобных пешеходных связей между функциональными зонами и зданием школы; мест рекреации; наличием необходимого оборудования; элементов благоустройства; озеленения и цветочного оформления. Экологическая благоприятная среда характеризуется отсутствием загрязнений, достаточной озелененностью, обеспечением нормативной инсоляции и аэрации открытых пространств.
Цель исследования - провести комплексный анализ и разработать проектные решения по ландшафтно-планировочной организации пришкольного участка.
Комплексный анализ территории школы включает следующие исследования: анализ современного состояния объекта и архитектурно-планировочной ситуации; ландшафтный и инсоляционный анализ территории; результаты садово-парковой инвентаризации объекта; анализ пешеходного и транспортного движения; анализ зон влияния сооружений и инженерных коммуникаций. По результатам проведенного исследования оформили план инвентаризации зеленых насаждений. Определили баланс территории и функциональное зонирование объекта, состояние дорожно-тропиночной сети. Школа рассчитана на 200-250 школьников. Площадь объекта исследования составляет 2,2 га.
Так, на пришкольном участке обследовано 676 экземпляров деревьев и кустарников. Выявлено 25 видов, из которых 9 видов составили деревья. Проведенный анализ состояния древесных растений показал, что наиболее
179
распространенный вид сосна обыкновенная находится преимущественно в удовлетворительном состоянии - 60% экземпляров. Распределение количества растений по категориям состояния показало, что в хорошем состоянии находилось больше кустарников (78%), чем деревьев (28%); в удовлетворительном состоянии 67% деревьев и 20% кустарников; в неудовлетворительном состоянии 5% деревьев и 2% кустарниковых растений. По результатам расчета баланса территории был выявлен ряд существенных недостатков, например насаждения, составили всего 16,7% от общей площади. В ходе проведения анализа пешеходного и транспортного движения выявили два типа дорожного покрытия: асфальтовое и грунтовое. В целом, дорожно-тропиночная сеть находится в удовлетворительном состоянии. Входы на территорию объекта располагаются со всех четырех сторон, в том числе проезд для машин. Анализ зон влияния сооружений и инженерных коммуникаций был проведен в соответствии с СП 42.13330.2011.
Ландшафтно-композиционная идея заключается в единении, в гармонии с окружающей природой карельского края. Проектные решения представлены в смешанном стиле планировки, например, входная, спортивная и учебно-опытная зоны выполнены в регулярном стиле, а рекреационная зона - в ландшафтном. Объемно-пространственная структура участка включает открытые (73%) и закрытые (27%) пространства. После этапа разработки объемно-пространственной структуры объекта была проведена детализация всех элементов на объекте. Решение задачи по детализации доминант, фона и акцентов композиции включает в себя детальную проработку их плана, динамики и их фронтального вида.
Озеленение выполнено с помощью декоративных деревьев и кустарников в виде рядовых посадок, солитеров, смешанных малых и средних групп кругового и одностороннего восприятия, массивов и живых изгородей. Одиночные деревья и ландшафтные группы, являются акцентами в структуре данного объекта. Они присутствуют на свободных участках пришкольной территории. Например, полустабильная группа кругового восприятия сформирована из пихты бальзамической, дерена белого «Sibirica», сосны горной «Humpy», ели обыкновенной «Niformis», лапчаток кустарниковых и гортензии метельчатой «Silver Dollar». Группа оформлена декоративной отсыпкой из коры. В зоне тихого отдыха, на открытом участке запроектирована новогодняя ель. Этот солитер будет радовать глаз, как в зимний период, так и летом в качестве доминанты. Хвойные деревья и кустарники незаменимы в композициях из растений с камнями, они обладают разнообразными силуэтами и имеют различные оттенки хвои. Предусмотрены посадки из краси-воцветущих и декоративно-лиственных кустарников, таких как спирея японская «Golden princess», «Goldflame», спирея серая «Grefsheim» и различные сорта пузыреплодника калинолистного. В целом на пришкольном участке присутствуют различные декоративные композиции соответствующие принципам построения и общего композиционного замысла.
При помощи зеленых насаждений на пришкольном участке создаются более благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия. Рядовые посадки из липы мелколистной, рябины обыкновенной, ли-
ственницы сибирской используются по периферии участка и для изоляции разных площадок и сооружений друг от друга. Кроме того, зеленые насаждения используют в качестве наглядного материала для ознакомления школьников с растительным миром, поэтому ассортимент растений увеличили до 32 видов.
Ассортимент растений подбирается с учетом климатических условий, требований к почве, эколого-биологических особенностей, декоративных качеств, сезонного изменения цвета, назначения объекта и функциональных зон, а также с учетом архитектурно-планировочного решения. Запрещается посадка деревьев и кустарников с шипами и колючками, а также ядовитых растений.
В учебно-опытную зону включили плодовый сад и декоративный огород с пряными травами и декоративными злаками. Украсили территорию также ландшафтные цветники из красивоцветущих однолетников, многолетников и декоративно-лиственных растений. При этом выращивать цветочные культуры в теплице будут сами учащиеся.
В рекреационной зоне находятся площадки для школьников разного возраста, в том числе для тихого и активного отдыха. Например, в зоне тихого отдыха запроектирован искусственный водоем, в зоне активного отдыха - дорожки для катания на велосипедах, роликах и для обучения правилам дорожного движения, оборудование для настольных игр.
Посадками деревьев и кустарников изолирована хозяйственная зона. Увеличена площадь площадки для проведения торжественных собраний, линеек, праздников и других мероприятий.
Спортивная зона имеет достаточную площадь, поэтому включает футбольное поле, беговую дорожку, яму для прыжков в длину и дорожку для разбега, гимнастическую площадку со спортивным оборудованием.
Оборудование и элементы благоустройства соответствуют функциональному назначению объекта и архитектурно-планировочному решению. Покрытие главной дороги остается асфальтовое как долговременное и устойчивое к высоким рекреационным нагрузкам людей и автомобильного транспорта. Второстепенные дороги проектируем с щебеночно-набивным покрытием. Спортивный стадион имеет искусственное покрытие из-за частого использования большого количества школьников. Детские площадки, беговая дорожка, гимнастическая площадки имеют цветное резиновое покрытие для обеспечения безопасности детей.
На площадке для тихого отдыха с декоративным водоемом запроектировано декоративное мощение из искусственного камня. На открытых участках предусматриваем газонное покрытие, в ландшафтных композициях -декоративная отсыпка из коры.
В зоне тихого отдыха есть участок избыточного увлажнения с устройством открытого дренажа, для сохранения декоративности участка и рационального использования данной территории проектируем закрытый тип дренажной системы.
С целью ландшафтно-эстетического обогащения объекта и создания комфортного отдыха проектируем малые архитектурные формы: беседку с
оборудованием для настольных игр, разнообразной формы и размеров скамьи, урны, ландшафтное освещение дорог и площадок, арт-объекты на площадке для детей младшего школьного возраста, декоративный водоем на площадке для тихого отдыха.
Таким образом, ландшафтно-планировочная организация территории школы включает функциональное зонирование; рационально проложенную систему маршрутов, с долговечными типами покрытий, в том числе декоративными; композиционное построение зеленых насаждений, выполняющих защитную, санитарно-гигиеническую, познавательную и декоративную функции; оборудование и оригинальные элементы благоустройства с целью создания для школьников комфортной, креативной и экологической среды.
Работа выполнена в рамках Программы развития опорного университета на 2017-2121 гг. по стратегическому проекту «Инновационные решения для формирования комфортной и креативной среды в регионе»
УДК 378.14
ЛЕСНЫЕ КУЛЬТУРЫ ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЫ Г. НУР-СУЛТАН FOREST CULTURES OF GREEN ZONE OF NUR-SULTAN CITY
Обезинская Э.В., Рахимжанов А.Н. (Казахский научно исследовательский институт лесного хозяйства и агролесомелиорации, г. Щучинск, РК) Эбель А.В., Дудина Н.Н. (Казахский агротехнический университет им.
С.Сейфуллина»,г.Нур-Султан, РК)
Obezinskaya E.V., Rakhimzhanov A.N. (Kazakh Research Institute of Forestry andAgroforestry, Shchuchinsk, Kazakhstan) Ebel A.V., Dudina N.N. (S. Seifullin Kazakh Agrotechnical University, NurSultan, Kazakhstan)
Лесонасаждения зеленой зоны города Нур-Султан создаются в жестких почвенно-климатических условиях сухостепной зоны. В статье приведены результаты инвентаризации зеленых насаждений вокруг города Нур-Султан с описанием таксационных и качественных характеристик.
Forest plantations of green zone of Nur-Sultan city are created in the strict soil and climatic conditions of dry-steppe zone. Results of the inventory of green plantations around Nur-Sultan city with a description of the taxation and quality characteristics are presented in the article.
Ключевые слова: зеленая зона, лесные культуры, состояние Keywords: green zone, forest cultures, condition
Территория города Нур-Султан расположена в степной зоне, в подзоне сухих типчаково-ковыльных степей с резко континентальным климатом, отличающимся значительным дефицитом влажности, суровыми малоснежными и продолжительными зимами, сильными ветрами и резкими сменами температур в пределах суток [1].