Научная статья на тему 'ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ КИЯЙСКОЙ СШ)'

ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ КИЯЙСКОЙ СШ) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
586
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / PLANNING SOLUTION / LANDSCAPING / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Репях М. В., Григорьева С. О.

Приведены результаты архитектурно-планировочной оценки территории школы, состояния существующих насаждений. Запроектированы мероприятия по благоустройству и озеленению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPING AND IMPROVEMENT OF THE SCHOOL GROUNDS (THE EXAMPLE MBOU KIYAYSKIY SCHOOL)

The results of the architectural and planning assessment of the school grounds, the state of the existing plantings are presented. Planned activities for landscaping and landscaping.

Текст научной работы на тему «ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ КИЯЙСКОЙ СШ)»

УДК 712.00

ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ КИЯЙСКОЙ СШ)

LANDSCAPING AND IMPROVEMENT OF THE SCHOOL GROUNDS (THE EXAMPLE MBOU KIYAYSKIY SCHOOL)

Репях М.В., Григорьева С.О. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академикаМ.Ф. Решетнева, г. Красноярск, РФ)

Repyah M.V., Grigorieva S.O. (Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russia)

Приведены результаты архитектурно-планировочной оценки территории школы, состояния существующих насаждений. Запроектированы мероприятия по благоустройству и озеленению.

The results of the architectural and planning assessment of the school grounds, the state of the existing plantings are presented. Planned activities for landscaping and landscaping.

Ключевые слова: планировочное решение, озеленение, реконструкция Key words: planning solution, landscaping, reconstruction

В последние десятилетия заметно ухудшается качество городской среды и прилегающих территорий, что сопровождается снижением уровня комфортности пребывания человека в окружающей среде.

В планировочной структуре жилых районов значительное место занимают общеобразовательные детские учреждения. Назначение зеленых насаждений на этих территориях определяется как функциями размещенных площадок, так и характером применения участка в педагогических целях. Насаждения создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, а также используются как наглядный материал для ознакомления детей с растительным миром [1].

Объектом исследования послужила территория школы, расположенная в с.Кияй Манского района Красноярского края. По функциональному назначению территория является местом ограниченного пользования и имеет площадь 2,3 га. С северной стороны школьный участок граничит с лесным массивом, с южной и восточной сторон - с автомобильными дорогами, с западной - с жилыми домами.

Обследования показали, что планировочное решение не соответствует установленным требованиям, которые выражаются в наличии на участке набором комфортным площадок для отдыха, спорта и учебных занятий на открытом воздухе [2]. Малых архитектурных форм и оборудований на территории школы как таковых не наблюдается. Полностью отсутствуют скамейки, урны, спортивное оборудование. Не предусмотрена зона отдыха. Местами отсутствует планировка дорожно-тропиночной сети, в связи с этим требуется ремонт и восстановление покрытий.

В ходе исследования объекта было насчитано общее количество деревьев -146 шт. и кустарников - 21 шт. Приемлемое количество деревьев и кустарников на 1 га школьного участка составляет 100-200 деревьев и 1200143

1500 кустарников [1], из чего следует проведение реконструкции путем посадки недостающих растений. Цветочное оформление находится в хорошем состоянии и не требует особых дополнений. Газон имеет наличие сорняков около 15 %, присутствуют участки с редким травостоем. Площадь, требующая ремонта, составила 4697,1 м .

Таким образом, на проектируемой территории были выделены следующие зоны: спортивная, учебно-опытная, хозяйственная и зона отдыха.

В спортивной зоне рекомендуется проектирование спортивного ядра с круговой беговой дорожкой и дорожкой для ходьбы. Ядро будет включать футбольное мини-поле, волейбольную площадку и площадку для спортивного комплекса. Предусмотрено проектирование ямы с песком для прыжков в длину, которую будет украшать древесно-кустарниковая группа, представленная липой мелколистной, сиренью венгерской и сиренью обыкновенной «Красавица Москвы».

Учебно-опытная зона расположена с северной стороны школьной территории, вдали от спортивной. В данной зоне запроектированы следующие участки: опытный участок для занятий младших классов, опытный участок для выращивания полевых и овощных культур, плодовый сад, которые разделяются между собой нестриженными живыми изгородями из спиреи японской «Goldflame». Зона так же включает теплицу с парником и географическую площадку. Теплица позволит учащимся выращивать рассаду цветов и овощных культур для пришкольного участка. Так как теплица должна хорошо ин-солироваться, с южной и западной ее стороны высаживается стриженная живая изгородь из кизильника блестящего. Географическая площадка ограждается метровыми рейками и оборудуется осадкомером, флюгером, солнечными часами, снегомерной рейкой и стендом «Погода сегодня».

Хозяйственная зона располагается со стороны входа в пищеблок и включает открытый асфальтированный участок для въезда и разворота автотранспорта. К площадке ведут удобные дорожки, которые изолируются живыми изгородями из спиреи японской «Goldflame».

Зона тихого отдыха спроектирована в западной части территории перед главным фасадом здания и включает в себя площадку для отдыха учеников, место линейки, площадку для прогулок и игр групп продленного дня 1-4 классов и площадку для прогулок и игр групп продленного дня 5-8 классов.

Площадка для отдыха позволит обучающимся расслабиться после уроков, а также украсить школьный участок, в связи с этим на данной площадке предусмотрено размещение двух регулярных цветников из алиссума скального «Золотая волна» и колокольчика карпатского «Синий» (рисунок 1). С целью обеспечить некое затенение по периметру высаживается рядовая посадка с чередованием березы повислой и рябинника рябинолистного «Sem».

При создании объектов озеленения большую значимость имеет подбор растительности.

Рисунок 1 - Модель площадки для отдыха учеников

На сегодняшний день ассортимент растений очень часто пополняется интродуцированными видами, которые создают яркие композиции на участке. Поскольку привозные виды не всегда оказываются приспособленными к местным условиям, было принято решение сохранить традицию отечественного садово-паркового искусства и использовать в качестве древесных пород местные виды растений. При подборе кустарникового ассортимента внимательно изучались биологические особенности каждого вида (таблица).

Таблица - Сводная ведомость посадочного материала

Видовое название Площадь посадок, м2 Кол-во экземпляров, шт.

1 2 3

Деревья

Береза повислая 56,32 32

Липа мелколистная 46,93 13

Рябина сибирская 21,12 12

Яблоня сибирская 12,32 7

Всего: 136,69 64

Кустарники

Арония черноплодная 14,08 8

Кизильник блестящий 168,34 443

Рябинник рябинолистный «Sem» 121,60 320

Сирень венгерская 1,58 2

Сирень обыкновенная «Красавица Москвы» 2,37 3

Смородина черная 3,80 10

Спирея японская «Goldflame» 556,0 1112

Всего: 867,77 1898

Газонные травы

Овсяница красная 4697,1 25 кг

Мятлик луговой 17,5 кг

Райграс пастбищный 18,8 кг

Всего: 61,3 кг

Насаждения будут объединять все зоны в единое целое, отделяя при этом площадки друг от друга. Это обеспечит защиту от шума, пыли и создаст благоприятные условия для занятий и отдыха учеников.

После вышеперечисленных мероприятий был создан баланс территории до и после реконструкции, который представлен в виде диаграммы на рисунке 2.

| 123,9 1Л

Деревья и кустарники 1093 4 J

137,5 47,5 v?

Газоны

Дороги, дорожки, площадки

О 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 16000 18000 20000

■ ДО реконструкции ■ ПОСЛЕ реконструкции

Рисунок 2 - Баланс территории

Таким образом, площадь, занимаемая деревьями и кустарниками, увеличится на 969,5 м , что создаст приятную обстановку для отдыха и в абсолютно свободной форме будет приучать детей к бережному отношению к природе, доносить информацию о ее уникальной красоте.

Список использованных источников

1. Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. Проектирование садов и парков: учебник. 2-е изд. М: Издательство «Лань», 2012. 344 с.

2. Теодоронский В.С., Боговая И.О. Объекты ландшафтной архитектуры: учеб. пособие. 2-е изд. М: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.