УДК 712.00
ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ КИЯЙСКОЙ СШ)
LANDSCAPING AND IMPROVEMENT OF THE SCHOOL GROUNDS (THE EXAMPLE MBOU KIYAYSKIY SCHOOL)
Репях М.В., Григорьева С.О. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академикаМ.Ф. Решетнева, г. Красноярск, РФ)
Repyah M.V., Grigorieva S.O. (Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russia)
Приведены результаты архитектурно-планировочной оценки территории школы, состояния существующих насаждений. Запроектированы мероприятия по благоустройству и озеленению.
The results of the architectural and planning assessment of the school grounds, the state of the existing plantings are presented. Planned activities for landscaping and landscaping.
Ключевые слова: планировочное решение, озеленение, реконструкция Key words: planning solution, landscaping, reconstruction
В последние десятилетия заметно ухудшается качество городской среды и прилегающих территорий, что сопровождается снижением уровня комфортности пребывания человека в окружающей среде.
В планировочной структуре жилых районов значительное место занимают общеобразовательные детские учреждения. Назначение зеленых насаждений на этих территориях определяется как функциями размещенных площадок, так и характером применения участка в педагогических целях. Насаждения создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, а также используются как наглядный материал для ознакомления детей с растительным миром [1].
Объектом исследования послужила территория школы, расположенная в с.Кияй Манского района Красноярского края. По функциональному назначению территория является местом ограниченного пользования и имеет площадь 2,3 га. С северной стороны школьный участок граничит с лесным массивом, с южной и восточной сторон - с автомобильными дорогами, с западной - с жилыми домами.
Обследования показали, что планировочное решение не соответствует установленным требованиям, которые выражаются в наличии на участке набором комфортным площадок для отдыха, спорта и учебных занятий на открытом воздухе [2]. Малых архитектурных форм и оборудований на территории школы как таковых не наблюдается. Полностью отсутствуют скамейки, урны, спортивное оборудование. Не предусмотрена зона отдыха. Местами отсутствует планировка дорожно-тропиночной сети, в связи с этим требуется ремонт и восстановление покрытий.
В ходе исследования объекта было насчитано общее количество деревьев -146 шт. и кустарников - 21 шт. Приемлемое количество деревьев и кустарников на 1 га школьного участка составляет 100-200 деревьев и 1200143
1500 кустарников [1], из чего следует проведение реконструкции путем посадки недостающих растений. Цветочное оформление находится в хорошем состоянии и не требует особых дополнений. Газон имеет наличие сорняков около 15 %, присутствуют участки с редким травостоем. Площадь, требующая ремонта, составила 4697,1 м .
Таким образом, на проектируемой территории были выделены следующие зоны: спортивная, учебно-опытная, хозяйственная и зона отдыха.
В спортивной зоне рекомендуется проектирование спортивного ядра с круговой беговой дорожкой и дорожкой для ходьбы. Ядро будет включать футбольное мини-поле, волейбольную площадку и площадку для спортивного комплекса. Предусмотрено проектирование ямы с песком для прыжков в длину, которую будет украшать древесно-кустарниковая группа, представленная липой мелколистной, сиренью венгерской и сиренью обыкновенной «Красавица Москвы».
Учебно-опытная зона расположена с северной стороны школьной территории, вдали от спортивной. В данной зоне запроектированы следующие участки: опытный участок для занятий младших классов, опытный участок для выращивания полевых и овощных культур, плодовый сад, которые разделяются между собой нестриженными живыми изгородями из спиреи японской «Goldflame». Зона так же включает теплицу с парником и географическую площадку. Теплица позволит учащимся выращивать рассаду цветов и овощных культур для пришкольного участка. Так как теплица должна хорошо ин-солироваться, с южной и западной ее стороны высаживается стриженная живая изгородь из кизильника блестящего. Географическая площадка ограждается метровыми рейками и оборудуется осадкомером, флюгером, солнечными часами, снегомерной рейкой и стендом «Погода сегодня».
Хозяйственная зона располагается со стороны входа в пищеблок и включает открытый асфальтированный участок для въезда и разворота автотранспорта. К площадке ведут удобные дорожки, которые изолируются живыми изгородями из спиреи японской «Goldflame».
Зона тихого отдыха спроектирована в западной части территории перед главным фасадом здания и включает в себя площадку для отдыха учеников, место линейки, площадку для прогулок и игр групп продленного дня 1-4 классов и площадку для прогулок и игр групп продленного дня 5-8 классов.
Площадка для отдыха позволит обучающимся расслабиться после уроков, а также украсить школьный участок, в связи с этим на данной площадке предусмотрено размещение двух регулярных цветников из алиссума скального «Золотая волна» и колокольчика карпатского «Синий» (рисунок 1). С целью обеспечить некое затенение по периметру высаживается рядовая посадка с чередованием березы повислой и рябинника рябинолистного «Sem».
При создании объектов озеленения большую значимость имеет подбор растительности.
Рисунок 1 - Модель площадки для отдыха учеников
На сегодняшний день ассортимент растений очень часто пополняется интродуцированными видами, которые создают яркие композиции на участке. Поскольку привозные виды не всегда оказываются приспособленными к местным условиям, было принято решение сохранить традицию отечественного садово-паркового искусства и использовать в качестве древесных пород местные виды растений. При подборе кустарникового ассортимента внимательно изучались биологические особенности каждого вида (таблица).
Таблица - Сводная ведомость посадочного материала
Видовое название Площадь посадок, м2 Кол-во экземпляров, шт.
1 2 3
Деревья
Береза повислая 56,32 32
Липа мелколистная 46,93 13
Рябина сибирская 21,12 12
Яблоня сибирская 12,32 7
Всего: 136,69 64
Кустарники
Арония черноплодная 14,08 8
Кизильник блестящий 168,34 443
Рябинник рябинолистный «Sem» 121,60 320
Сирень венгерская 1,58 2
Сирень обыкновенная «Красавица Москвы» 2,37 3
Смородина черная 3,80 10
Спирея японская «Goldflame» 556,0 1112
Всего: 867,77 1898
Газонные травы
Овсяница красная 4697,1 25 кг
Мятлик луговой 17,5 кг
Райграс пастбищный 18,8 кг
Всего: 61,3 кг
Насаждения будут объединять все зоны в единое целое, отделяя при этом площадки друг от друга. Это обеспечит защиту от шума, пыли и создаст благоприятные условия для занятий и отдыха учеников.
После вышеперечисленных мероприятий был создан баланс территории до и после реконструкции, который представлен в виде диаграммы на рисунке 2.
| 123,9 1Л
Деревья и кустарники 1093 4 J
137,5 47,5 v?
Газоны
Дороги, дорожки, площадки
О 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 16000 18000 20000
■ ДО реконструкции ■ ПОСЛЕ реконструкции
Рисунок 2 - Баланс территории
Таким образом, площадь, занимаемая деревьями и кустарниками, увеличится на 969,5 м , что создаст приятную обстановку для отдыха и в абсолютно свободной форме будет приучать детей к бережному отношению к природе, доносить информацию о ее уникальной красоте.
Список использованных источников
1. Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. Проектирование садов и парков: учебник. 2-е изд. М: Издательство «Лань», 2012. 344 с.
2. Теодоронский В.С., Боговая И.О. Объекты ландшафтной архитектуры: учеб. пособие. 2-е изд. М: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010. 210 с.