Научная статья на тему 'ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ № 1 Г. БОРОДИНО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ № 1 Г. БОРОДИНО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЬЯ / КУСТАРНИКИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / АССОРТИМЕНТ / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / TREES / SHRUBS / RECONSTRUCTION / ASSORTMENT / GARDENING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шенмайер Н.А., Михайлова В.С.

В статье описан проект реконструкции территории школы, который удовлетворит эстетические потребности и будет являться элементом прекрасного отдыха для учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RECONSTRUCTION PROJECT OF LANDSCAPING THE TERRITORY OF THE SECONDARY GENERAL EDUCATION SCHOOL № 1 THE TOWN OF BORODINO OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

The article describes the project of reconstruction of the school territory, which will satisfy the aesthetic needs and will be an element of a wonderful holiday for students.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ № 1 Г. БОРОДИНО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

УДК 630

ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ № 1 Г. БОРОДИНО

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

THE RECONSTRUCTION PROJECT OF LANDSCAPING THE TERRITORY OF THE SECONDARY GENERAL EDUCATION SCHOOL № 1 THE TOWN OF BORODINO OF THE KRASNOYARSK

TERRITORY

Шенмайер Н.А., Михайлова В.С. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академикаМ.Ф. Решетнева, г. Красноярск, РФ)

Shenmaier N-А., Mikhailov V.S. (Reshetnev Siberian State University of Science

and Technology, Krasnoyarsk, Russia)

В статье описан проект реконструкции территории школы, который удовлетворит эстетические потребности и будет являться элементом прекрасного отдыха для учеников.

The article describes the project of reconstruction of the school territory, which will satisfy the aesthetic needs and will be an element of a wonderful holiday for students.

Ключевые слова: деревья, кустарники, реконструкция, ассортимент, озеленение Key words: trees, shrubs, reconstruction, assortment, gardening

Школьный двор - часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна для ребенка, так как не только является составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени.

Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. Красиво оформленный, окружённый зеленью и ухоженный школьный двор, воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю [1].

Одной из основных задач проекта реконструкции является восстановление нарушений в функциональном зонировании территории школы и реконструкция озеленения. Функциональное зонирование данной школы до реконструкции представлено только центральной, хозяйственной и спортивной зоной. Ни одна из представленных до реконструкции зон не имели защитных полос насаждений, отделяющих зоны друг от друга.

Проектом реконструкции территория средней образовательной школы № 1 разделена на пять функциональных зон, обязательных на территории учебного учреждения для систематизации и удобства создания качественных условий в организации учебного процесса. Выделены следующие функциональные зоны: центральная, зона отдыха, спортивная, хозяйственная и учебно-опытная.

В качестве стилевого направления для реконструкции объекта предлагается регулярный стиль. Регулярный стиль в данном проекте будет характеризоваться соблюдением прямых линий в системе дорожно- тропиночной сети, симметрии в проектировании групповых посадок, ровно стриженные живые изгороди.

В ходе проекта реконструкции будет восстановлена периметральная защитная полоса насаждений с помощью посадки крупномерных экземпляров клена татарского.

Центральной зоной является территория при здании школы и во дворе здания школы. Данная зона служит площадкой для торжественных мероприятий. Вокруг здания школы сформирована двухрядная и однорядная стриженная живая изгородь из спиреи берёзолистной. Кроме того, во дворе здания школы расположены цветники, высаженные работниками учреждения до реконструкции объекта из бархатцев тонколистных и прямостоячих, календулы, эшольции калифорнийской, космеи дваждыперистой. Один из цветников расположенный в центре площадки для проведения линеек подлежит реконструкции. Цветник предлагается создать в полихромной цветовой гамме. Такой вариант цветового решения включает в себя сочетание контрастных, сближенных и нейтральных цветов. Цветник сформирован таким образом, что в летний период он будет полностью декоративен. Ассортимент цветочно-декоративных видов представлен вербейником точечным 'Александр', ирисом бородатым 'Soul music', кохией венечной, лаватерой 'Танагра', овсяницей сизой, циннией изящной 'Виолет', цинерарией приморской, хостой белоокаймленной.

Спортивная зона до реконструкции представлена футбольным полем и площадкой, не имеющей специализированного покрытия и оборудования. Кроме того, за территорию школы вынесен стадион. Благодаря предложенным проектным решениям, футбольное поле будет перенесено на стадион и обрамлено круговой беговой дорожкой. Футбольное поле будет преобразовано в баскетбольную площадку со специализированным прорезиненным покрытием и обрамлено рядовой посадкой из тополя серебристого. С восточной стороны от баскетбольного поля спроектирована площадка для проведения спортивно-развлекательного досуга для детей младших классов. Вокруг данной площадки запроектирована рядовая посадка из черемухи Маака, которая декоративна своим необычным цветом ствола. Спортивную зону от центральной зоны отделяет плотная рядовая посадка из крупномерных экземпляров вяза мелколистного.

С северной стороны от спортивных площадок расположена учебно -опытная зона, которую отделяет от спортивной зоны три декоративные групповые посадки. Центром первой групповой посадки является мощное дерево ели сибирской, пышная зеленая хвоя которой послужит фоном для ели колючей формы голубой, яблони Недзвецкого и клена татарского. Яблоня Недзвецкого особенно декоративна во время цветения. Ее цветки розового цвета будут выглядеть контрастно на фоне колючей и сибирской ели, так же, как и клен татарский, который декоративен цветом и формой листвы, особенно в осенний период.

На территории школы зона отдыха до реконструкции отсутствовала. Проектными решениями предусмотрено создание трех площадок для тихого отдыха круглой формы, две из которых для детей средних и младших классов, так как расположены ближе к зданию школы и одна площадка для детей старших классов. Площадь каждой 70,85 м , с использованием покрытия из террасной доски, или декинга. В центре зоны отдыха, рядом с площадками для детей младших и старших классов спроектирован фонтан и круговая площадка для отдыха так же из террасной доски. Круговые площадки в зоне отдыха окружает посадка однорядной стриженной живой изгороди из пузы-реплодника калинолистного 'Диаболо', декоративность которого проявляется в ярком цвете листвы. С восточной стороны от фонтана спроектирована декоративная рядовая посадка из ели колючей и яблони Недзвецкого. Зона отдыха с центральной зоной разделены однорядной стриженной живой изгородью из спиреи березолистной, рядовой посадкой из тополя серебристого и клена татарского. Пышная ажурная крона клена татарского в сочетании с серебристой листвой тополя бальзамического, у подножия которых проектируется посадка живой изгороди из спиреи березолистной, создают вместе неповторимый ансамбль. С восточной стороны зона отдыха граничит с жилой зоной, поэтому защитной полосой будут являться периметральные защитные насаждения из ели сибирской, клена ясенелистного, которые произрастали до реконструкции и после реконструкции предлагается дополнить данную однорядную посадку кленом татарским. Площадка для отдыха детей старших классов спроектирована рядом с учебно-опытной зоной и отделена от нее однорядной плотной посадкой ширококронного вяза мелколистного.

Учебно-опытная зона неотъемлемый объект в формировании учебного процесса учащихся и должна быть представлена на территории общеобразовательных учреждений минимум одной площадкой. В ходе предпроектного анализа было установлено, что учебно-опытная зона полностью отсутствует. Проектом реконструкции предусмотрено расположить учебно-опытную зону в северной части территории школы. Учебно-опытная зона после реконструкции состоит из трёх площадок. Первая площадка - плодовый сад, пло-

Л

щадь которого 675 м . Плодовый сад необходим для выполнения общеобразовательной функции. Общеобразовательная функция в данном случае выполняется через ознакомление учеников с плодово-ягодными культурами. С помощью данной площадки школьники получат знания о формах и разновидностях плодов и ягод некоторых плодовых растений. Занятия в рамках данной площадки необходимо проводить только в присутствии преподавателя. В качестве плодовых растений было выбрано несколько видов - яблоня ягодная, пересаженная с пришкольной территории из-за нарушения норм озеленения, груша домашняя, вишня войлочная и жимолость обыкновенная 'Сириус'. С северной и западной сторон плодовый сад окружает групповая посадка из тополя серебристого, клена татарского, яблони Недзвецкого, вяза мелколистного.

Кроме плодового сада учебно-опытная зона представлена учебно-опытным участком для занятий младших классов и учебно-опытным участком для выращивания овощных и полевых культур. Площадь каждой пло-

л

щадки 350 м . Учебно-опытный участок для занятий младших классов необходим для занятий детей на открытом воздухе и практических работ по биологии, географии, ботаники и прочих предметов. Учебно-опытный участок для выращивания полевых и овощных культур представлен площадкой прямоугольной формы, в которой спроектировано восемь прямоугольных продолговатых гряд, на которых планируется высаживание основных сельскохозяйственных культур, не требующих сложного ухода. Такой учебно-опытный участок, это своего рода зеленая лаборатория под открытым небом, в которой каждый ученик может найти интересную для себя работу. Данная площадка проектируется для развития практических навыков у школьников по уходу за овощными культурами и полевыми растениями.

Хозяйственная зона представлена хозяйственной постройкой для хранения инвентаря, трансформаторной будкой и площадкой для мусоросборников расположенной с южной стороны территории школы рядом с главным входом. До реконструкции озеленение в хозяйственной зоне отсутствовало. После реконструкции вокруг хозяйственных построек предполагается высадить с западной стороны групповые посадки яблони Недзвецкого, с восточной стороны рядовую посадку. Дорожно-тропиночная сеть в данной зоне с западной стороны обрамлена нестриженной живой изгородью из спиреи Вангутта.

Таким образом, после реконструкции, площадь зеленых насаждений значительно выросла и на данный момент зеленые насаждения занимают более 50 % территории. На 1 га озеленяемой площади приходится 139 деревьев и 1914 кустарников, что соответствует существующей норме территории школьных учреждений.

После реконструкции ассортимент древесно-кустарниковой растительности значительно увеличился и приобрел разнообразный состав. Ассортимент для озеленения школы был подобран тщательно и включает некоторые интродуценты, это сделано в целях изучения дендрологической флоры и расширения знаний школьников в области декоративного садоводства.

Список использованных источников

1. Потапова В.А. Роль зеленых насаждений пришкольной территории в учебно-воспитательном процессе учащихся // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», 2017. С.109-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.