Научная статья на тему 'Лаборатория имитационной медицины'

Лаборатория имитационной медицины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игумнова О. В., Лукьянова Е. А., Проценко В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лаборатория имитационной медицины»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №7, 2006 г. (Т. 8)

ЛАБОРАТОРИЯ ИМИТАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ Игумнова О.В., Лукьянова Е.А., Проценко В.Д.

Российский университет дружбы народов, кафедра мецинской информатики, г. Москва

Важным этапом современного образовательного процесса является лабораторный эксперимент, стимулирующий активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний, способствующий не только укреплению теоретических знаний обучающихся, но и повышению эффективности усвоения учебных материалов, приобретению навыков в определенной области. При традиционных формах образовательного процесса такая возможность реализуется в ходе выполнения необходимого комплекса лабораторных работ или практических занятий.

Подготовка специалистов-медиков подразумевает выполнение лабораторных занятий с применением живого материала, проведением опытов на животных. Разнообразие тематик таких работ позволяет студенту приобрести широкий круг знаний о функционировании различных систем живого организма. Однако в современном медицинском образовании реализация заложенного в практические занятия образовательного потенциала ограничена различными техническими и экономическими сложностями:

- недостаточная оснащенность лабораторий современным оборудованием и расходными материалами: приборы, устройства и аппараты в большинстве учебных лабораторий не соответствуют современным требованиям и морально устарели, а усовершенствование оборудования требует значительных финансовых затрат;

- недостаточная оснащенность лабораторий подопытными животными по причине высокой стоимости их содержания;

- из-за дороговизны подопытных животных и расходного материала, а также длительности подготовки или проведения работы на некоторых лабораторных работах за отведенное для них время, трудно проводить повторные опыты, включить в эксперимент несколько подопытных объектов для рассмотрения результатов при различном дозировании воздействия;

- для приобретения студентами достаточных навыков и опыта работы в определенной области требуется повторение практических занятий, а для лучшего усвоения изучаемого материала - вовлеченность каждого студента в выполнение работы.

Низкая эффективность традиционных практических занятий в медико-биологической лаборатории свидетельствует о необходимости разработки и внедрения принципиально нового методического подхода, устраняющего недостатки традиционных методов. Для реализации нового подхода выбран метод имитационного моделирования медико-биологической лаборатории.

Использование в педагогическом процессе имитационной биологической лаборатории позволяет снизить расходы на проведение дорогостоящих опытов на животных, вовлечь в педагогический процесс каждого студента, обеспечить доступ обучающихся к ранее полученным научным данным. Имитационная компьютерная модель создает возможность наглядно продемонстрировать в доступной форме многие изучаемые физиологические и патологические процессы, включая результаты воздействия на организм факторов, которые невозможно рассмотреть в обычной учебной лаборатории (радиационное воздействие, инфекционные заболевания и пр.), длительные наблюдения, наблюдения связанные с экологическими и климатическими наблюдениями.

Таким образом, проведение биологических экспериментов с помощью имитационной лаборатории позволяет расширить спектр учебно-научных исследований, повысить эффективность лабораторных занятий, тем самым повышая качество образовательного процесса.

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

Стр. [305]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.