Научная статья на тему 'Л. В. Зиновьева. Костюм и тело. Габитус, репрезентация и идентичность в философскоантропологическом ракурсе'

Л. В. Зиновьева. Костюм и тело. Габитус, репрезентация и идентичность в философскоантропологическом ракурсе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л. В. Зиновьева. Костюм и тело. Габитус, репрезентация и идентичность в философскоантропологическом ракурсе»

Л.В. Зиновьева

КОСТЮМ И ТЕЛО. ГАБИТУС, РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ*

Тело человека является результатом длительной биофизиологической эволюции, которая определила его основные физические параметры и динамические возможности. Однако социокультурная эволюция человека существенно меняет эту природу. Через многочисленные культурные механизмы и практики она выстраивает внешнее по отношению к индивидуальному социальное тело в виде организованного социального пространства, техники (искусственных орудий и органов), одновременно внедряя эти практики и механизмы в саму внутреннюю структуру индивидуального тела.

Наиболее полным выражением этих процессов служит понятие габитуса (от лат. Habitus - внешний облик человека). Данное понятие отражает опыт прошлого в телесных структурах человека, определяющих его актуальные и потенциальные практики и выборы. Но поскольку социокультурный опыт достаточно подвижная и сложная система, ее непосредственное фиксирование в теле человека требует слишком серьезных затрат по перестраиванию уже сложившихся практик воздействия на тело. Поэтому универсальным способом решения этой проблемы в истории культуры является костюм. Появление костюма свидетельствует о новом, культурном, социальном смысле телесности, обретенном человеком.

* Зиновьева Л.Е. Костюм и тело. Габитус, репрезентация и идентичность в философско-антропологическом ракурсе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. - Киров, 2012. - № 4(4). - С. 54-61.

Л.В. Зиновьева

Именно в истории костюма наиболее явственно прослеживаются различные механизмы формирования габитуса через воздействие на тело.

Уже во всех архаических сообществах, даже тех, что не нуждались в одежде как способе защиты от неблагоприятных климатических условий, обязательно возникал костюм. Его социализирующий смысл явно преобладал над прагматическим. Костюм создавал соответствующий габитус, придавая природному, физическому телу узнаваемые обществом социальные черты.

Архаический тип костюма представляет собой не одежду, а непосредственно измененную с помощью особых техник, практик и тренажей структуру тела. Это может быть особым образом вытянутая шея, растянутая с помощью специальных вставок нижняя губа, татуировка и т.д. Устойчивость социальных статусов архаического общества легко находила воплощение в таких изменениях тела, которые производились в нем по мере приобретения этих статусов. Например, вождь племени мог иметь самую большую по площади татуировку ног. Тело менялось архаическим костюмом раз и навсегда, буквально изменяя его габитус в саму телесную структуру. Таким образом, уже в древности костюм отстраивал телесную структуру человека в соответствии с его социальным опытом и репрезентовал этот опыт окружающим, определяя тем самым не только место индивида в сообществе, но и задавая места других индивидов по отношению к нему.

Изменение системы социальных отношений, усложнение социальных практик, появление в обществе системы изменяемых социальных статусов и подвижных социальных ролей привело к необходимости выражения этих систем во внешности человека и к универсализации знаковых систем, выражавших эти новые смыслы. Появился следующий тип костюма - драпировка. Цивилизации, носящие драпированную одежду, обычно культивируют наготу, красоту тренированного тела, ассоциируют даже внешние личностные проявления с физическими состояниями тела, т.е. формируют максимально свободный габитус. Ничто в самом греческом полисе не выражало так ярко идею гражданского равенства и единства, как костюм, в котором не было принципиальных конструктивных отличий в одежде богатых и бедных свободных граждан.

Чем более иерархизированным является общество, чем более властные структуры и отношения определяют характер социаль-222

Костюм и тело

ных связей, тем более жестким по отношению к телу становится костюм. В обществах традиционного типа с четкой социальной лестницей драпировка уступает место костюму третьего типа -имеющему собственную конструктивную основу, накладываемую на физическое тело и преобразующую его посредством костюма. Социальная структура и власть буквально вторгаются в человеческое тело посредством костюмных практик, надевая на него дос-пех, корсет или каблуки, не просто меняющие его походку или осанку, но и очерчивающие этой походкой или осанкой его социальные права. При этом конструктивная основа европейского костюма остается практически неизменной веками. Очень долго сословный габитус однозначно идентифицировал создаваемую корсетом тонкую талию с дворянством, а большую ступню в лаптях -с крестьянством.

Возникновение индустрии моды вместе с модернизацией и демократизацией общества изменяет и механизм социальной идентичности, создаваемый костюмом. Система моды окончательно перестала поддерживать сословные социальные статусы и начала ориентироваться на финансовые возможности клиента.

Появление моды постмодерна привело к предельной индивидуализации самоидентичности, превратило костюм в способ самостоятельного выбора личности, к пониманию ею своей телесной индивидуальности, закрепленной вовне и предъявленной социуму.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.