КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ,
СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Л. С. Бычкова
ЯЗЫК ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА*
Восточную часть Римской империи историки окрестили Византией по названию городка Византий, который император Константин переименовал в Константинополь (ныне Стамбул) и сделал столицей.
В византийской живописи (1Х-ХУ вв.) в центре внимания была человеческая фигура. Духовные христианские персонажи изображались во фронтальном положении (Христос, Богоматерь, святые), а отрицательные и второстепенные фигуры - в профиль (Иуда, Сатана, животные). В качестве структурообразующих элементов в византийской живописи выступали нимб или круг. В одной целостной композиции объединялись разновременно и одновременно происходящие события. Элементы архитектуры и «пейзаж» изображались условно. Так, горный пейзаж в византийской иконе - «это некоторая вогнутая, дробная поверхность, воспринимаемая почти как вертикальная кулиса» (с. 57).
Условно написанная архитектура может восприниматься «как символическое указание на то помещение, где происходит
* Бычкова Л.С. Язык византийского искусства // Бычкова Л. С. Творчество и чудотворство. Живая классика искусства. - М.: Модерн-А: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - С. 54-74.
Язык византийского искусства
изображаемое действие» (с. 59). В «Рождестве Богородицы» причудливая архитектура символизирует палаты, где происходит событие. Причудливые порталы, ничего не поддерживающие колонны, странные арки, матерчатые навесы веллумы и проч. несут «на себе большую художественную нагрузку, существенно повышая общий эстетический эффект изображения» (с. 60).
Условные жесты заменяли реальные действия персонажей. Мозаика XI в. в храме Успения Богоматери в Дафни (под Афинами) в Греции изображает распятого Христа в спокойной позе, а Богоматерь и любимый ученик Иоанн указывают на Иисуса красивыми жестами. «Распятое тело Иисуса здесь уже не просто плоть временно страдающего человека, но Знак и Символ, которым спасается все человечество» (с. 62). «Подобное понимание изобразительного образа в целом характерно для зрелой византийской, да и всей средневековой православной живописи» (с. 63).
В византийском искусстве постоянно встречаются непропорционально удлиненные фигуры. Обычно удлиняются фигуры ангелов в композиции «Вознесение Христа» для создания эффекта полета. Часты также в византийской живописи изображения ангелов без ног или нижних частей тела. Эти «урезания» диктовались «требованиями целостности и выразительности изображения» (с. 65).
Из неодушевленных предметов обычно изображались те, которые считались определенными символами, а среди повседневных вещей наличествуют стол, ложе, книга, свиток, чаша. Символы византийского искусства обладали как общечеловеческими, так и узко христианскими значениями. Например, крылатая фигура ангела была не только символом творчества, чистоты и красоты, но и символизировала образ божественного посланника, духовного существа.
Изображенные фигуры окутаны равномерным золотым сиянием, что служит «созданию впечатления вневременности и все-пространственности» событий Священной истории (с. 69). Краски в этой живописи также светоносны - голубое сияние как бы изнутри просвечивает все изображение мозаичного «Успения Богоматери» на стене храма Кахрие джами в Стамбуле (бывшем Константинополе). Цвет также играл символическую роль. Важнейший в культуре Византии цвет - пурпурный (особый темно-красно-фиолетовый). Это был цвет божественного или императорского достоинства. Император восседал на пурпурном троне, ал-
Л.С. Бычкова
тарное Евангелие было пурпурного цвета, Богоматерь нередко изображали в пурпурных одеждах. «Для византийцев искусство теснейшим образом было переплетено с церковным богослужением и священной историей, изложенной в Библии» (с. 73).
«В целом византийцы создали удивительно богатое, насыщенное, возвышенное искусство, которое сохраняет свою художественную ценность, как и всякое подлинное искусство, до наших дней и несомненно будет его сохранять и в дальнейшем» (с. 74).
И. Г.