Научная статья на тему 'Л. Л. Христиансен о русском народном музыкально-поэтическомтворчестве первой половины XX века (по материалам рукописных источников)'

Л. Л. Христиансен о русском народном музыкально-поэтическомтворчестве первой половины XX века (по материалам рукописных источников) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Лев Христиансен / народное музыкальное творчество / народно-певческое образование / этномузыкознание / фольклор / народная песня / народное исполнительство. / L. Christiansen / folk musical art / folk-singing education / ethnomusicology / folklore / folk song / folk music.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егорова Ирина Львовна

О значении научного наследия Льва Львовича Христиансена можно судить не только по его публикациям, но и по рукописям из архивных фондов Саратовской консерватории. В данной статье рассматривается содержание методической разработки курса лекций по теме «Современное русское народное музыкально-поэтическое творчество», созданной Христиансеном в середине XX в. Рукопись содержит ценные научные обобщения, выводы и гипотезы учёного, которые не утратили своей актуальности в настоящее время. Автор настоящей статьи преследует цель донести содержание манускрипта Л. Л. Христиансена до широкого круга читателей, сопроводив комментариями основные положения, мысли и определения выдающегося учёного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L. L. Christiansen about Russian Folk Music and Poetic Creativity of the First Half of the XX Century (on the Materials of Manuscripts)

The significance of the scientific heritage of Lev L. Christiansen can be judged not only by his publications, but also by manuscripts from the archives of the Saratov Conservatory. This article discusses the content of the methodological development of lectures on «Modern Russian folk music and poetry», created by Christiansen in the middle of XX century. The manuscript contains valuable scientific generalizations, conclusions and hypotheses of the scientist, which have not lost their relevance at the present time. The author of this article aims to convey the content of the manuscript of L. L. Christiansen, accompanied by comments on the main provisions, thoughts and definitions of the outstanding scientist, to a wide range of readers.

Текст научной работы на тему «Л. Л. Христиансен о русском народном музыкально-поэтическомтворчестве первой половины XX века (по материалам рукописных источников)»

Егорова Ирина Львовна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры народного пения и этномузыколо-гии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Egorova Irina LVovna, PhD (Arts), Professor at the Department of folk song and ethnomusicology of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: i.egorova@inbox.ru

Л. Л. ХРИСТИАНСЕН О РУССКОМ НАРОДНОМ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ РУКОПИСНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

О значении научного наследия Льва Львовича Христиансена можно судить не только по его публикациям, но и по рукописям из архивных фондов Саратовской консерватории. В данной статье рассматривается содержание методической разработки курса лекций по теме «Современное русское народное музыкально-поэтическое творчество», созданной Христиансеном в середине XX в. Рукопись содержит ценные научные обобщения, выводы и гипотезы учёного, которые не утратили своей актуальности в настоящее время. Автор настоящей статьи преследует цель донести содержание манускрипта Л. Л. Христиансена до широкого круга читателей, сопроводив комментариями основные положения, мысли и определения выдающегося учёного.

Ключевые слова: Лев Христиансен, народное музыкальное творчество, народно-певческое образование, этномузы-кознание, фольклор, народная песня, народное исполнительство.

L. L. CHRISTIANSEN ABOUT RUSSIAN FOLK MUSIC AND POETIC CREATIVITY OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY (ON THE MATERIALS OF MANUSCRIPTS)

The significance of the scientific heritage of Lev L. Christiansen can be judged not only by his publications, but also by manuscripts from the archives of the Saratov Conservatory. This article discusses the content of the methodological development of lectures on «Modern Russian folk music and poetry», created by Christiansen in the middle of XX century. The manuscript contains valuable scientific generalizations, conclusions and hypotheses of the scientist, which have not lost their relevance at the present time. The author of this article aims to convey the content of the manuscript of L. L. Christiansen, accompanied by comments on the main provisions, thoughts and definitions of the outstanding scientist, to a wide range of readers.

Key words: L. Christiansen, folk musical art, folk-singing education, ethnomusicology, folklore, folk song, folk music.

Научное наследие Льва Львовича Христиансена составляют не только его опубликованные труды, но и рукописные работы, неизданные при жизни автора1. Обращение к старым рукописям, находящимся в архиве библиотеки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, невольно вызывает волнение и трепет. На протяжении полувека они хранят энергетику и тепло прикосновения рук этого замечательного человека — выдающегося учёного, общественного деятеля, превосходного оратора, талантливого педагога, основателя и руководителя Уральского государственного русского народного хора, одного из главных сподвижников и основоположников профессионального народно-певческого образования в России.

Став первопроходцем в организации учебного процесса, Л. Л. Христиансен приступил к разработке методологии преподавания дисциплин специальности «Руководитель народного хора», открытой в 19661967 гг. в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Очевидна вся сложность задач, стоявших перед Львом Львовичем. Многое приходилось начинать «с нуля». Поэтому рукописные работы методического характера представляют особую историческую ценность. Они свидетельствуют о начальном

1 Подробнее см. в работах автора [3-11].

этапе становления нового направления в музыкальном образовании.

Одна из таких рукописей — «Современное русское народное музыкально-поэтическое творчество» (методическая разработка лекции) [18]. По прочтении данного материала становится ясным, что его содержание выходит за рамки обычного формата учебной лекции. Манускрипт является источником ценных научных гипотез, выводов и обобщений автора, базирующихся на глубоком погружении в изучаемую проблему, подкреплённом обширными и всесторонними знаниями в области истории, культуры, музыкального искусства, теории и практики народного музыкально-поэтического творчества, личного научного, аналитического и творческого опыта. Помимо этого, в данной работе обнаруживается стремление исследователя к осмыслению и обобщению процессов народного музыкально-поэтического творчества с позиций философских законов. Так, Христиансен утверждает: «Народное творчество, как и творчество отдельного автора, протекает неравномерно. В нём есть периоды подъёма и временного затухания, объясняемые различными конкретно-историческими причинами» [18, с. 29].

Текст рукописи представляет собой эксклюзивный материал, отражающий взгляды выдающегося учёного на процессы, происходившие в этнокультуре в опреде-

лённый исторический период. В связи с этим мы ставим перед собой задачу донести содержание данной неопубликованной работы Л. Л. Христиансена до широкого круга читателей2, сопроводив комментариями основные положения, мысли и определения автора.

В тексте представлен обширный дидактический материал. Даны ссылки на примеры песен, предназначенных для иллюстраций на уроке. Предусмотрена трансляция аудиозаписей песен в хоровом и сольном исполнении, указаны сборники песен и комментарии к отдельным песенным примерам. Проводится анализ наиболее распространённых жанров, тематики и сюжетов песенных текстов. Даны ссылки на источники научной и художественной литературы, на работы В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса, материалы I Съезда советских писателей. Кроме того, в тексте рукописи размещены методические указания и рекомендации к изложению того или иного раздела темы, адресованные как преподавателям, так и студентам. Этот факт свидетельствует об универсальности данной работы Христиансена, сочетающей в себе различные жанровые признаки.

Во-первых, здесь масштабно представлен полный текст лекции, раскрывающей заявленную тему. Во-вторых, в ней нашли отражение методы научного познания фольклора, разработанные самим автором. В-третьих, Христиансен логично выстраивает методику изложения учебного материала в соответствии с педагогическими принципами преподавания специальных дисциплин основанной им новой специальности. Поэтому ремарка автора — «методическая разработка лекции» — объективно характеризует жанр манускрипта.

0 том, что работа написана в 60-е гг., может свидетельствовать представленная Л. Л. Христиансеном периодизация развития народной культуры:

1 — период 20-х и 30-х гг. (становление социалистического государства);

II — период Великой Отечественной войны (19411945 гг.);

III — период 50-х и 60-х гг. (восстановление народного хозяйства в послевоенные годы).

В работе даётся историческая оценка процессов социальных преобразований, происходивших в обществе в каждом из периодов.

I период. Достоинством первого периода является «овладение всеобщей грамотностью на основе среднего образования», массовая доступность населения к культурному наследию всего человечества и возможность «широкого ознакомления с современным искусством народов Советского Союза и всего мира» [18, с. 1]. Это неизбежно способствует гармоничному развитию каждой отдельно взятой личности и общества в целом. В данных условиях народное музыкально-поэтическое творчество, сохраняющее «в своей основе древние и прочные традиции», «развивается разнообразно,

сложно и многогранно» [18, с. 1].

Отметим, что к моменту написания данной работы, практически не существовало литературы, соответствующей данному направлению научных знаний. Публикаций, раскрывающих обозначенную автором тему, не было вообще, не считая собственных трудов Христиансена [14; 15; 17]. Поэтому можно с уверенностью говорить о новизне материалов и выводов, представленных в рукописи на тот момент. Актуальность многих проблем, поднятых учёным в середине XX в., сохраняется и в наши дни. В этом и заключается её несомненная ценность.

Разрабатывая тему лекции, Христиансен заручается поддержкой авторитетного мнения Б. В. Асафьева, высоко ценившего музыку, создаваемую народом в процессе устного творчества, и приводит в пример его высказывания о музыкальном языке и стиле произведений талантливых умельцев. Л. Л. Христиансен подчеркивает мысль Асафьева о том, что композиторам нужно учиться слушать музыку устной традиции, постигать «народный творческий процесс» [1] и закономерности «живого интонирования» [18, с. 3].

Автор отмечает, что в аутентичном творчестве «запечатлевается жизнь народа, изменения в его сознании, метод и формы его мышления, формируется музыкально-поэтический язык, создаются новые художественные образы, новые классические народные произведения, доставляющие эстетическое наслаждение сотням миллионов людей и служащие образцом для поэтов и композиторов» [18, с. 2-3]. Постичь закономерности этно-музыкального мышления он считает главной задачей фольклористической науки [15].

Нельзя забывать, что время написания данной работы совпадает с историческим периодом, связанным с социалистическим государственным строем. Поэтому некоторые аспекты темы, освещаемой автором, не лишены тенденциозности господствующей идеологии. Так, в тексте лекции даётся характеристика общих закономерностей «развития музыкальной культуры социалистического общества», которые, по словам Льва Львовича, отчетливо выявляются в процессе народного музыкально-поэтического творчества. Находясь под влиянием данной идеологии, он обязан был дать оценку проблеме с позиций диалектического материализма, соцреализма и политических постановлений компартии и правительства СССР.

Так, опираясь на доктрину о двух культурахз в классовом обществе, Христиансен отмечает, что в результате изменения понятий «народ» и «нация» изменяют своё содержание и понятия «народное творчество» и «народное произведение». Исходя из этого, традиционное народное искусство относится к демократической культуре, так как оно прежде всего отражает интересы рабочего класса и крестьянства. Но, в то же время, учёный считает необходимым указать на некоторые

2 Концептуальное обобщение научных и методологических ракурсов работ учёного было осуществлено нами в статьях [3; 4; 6; 7; 9-11] и многих других работах.

3 Речь идёт об оппозиции буржуазной и демократической культур.

72

противоречия официальной установки. В частности, он говорит о том, что нельзя исключать влияние искусства правящих классов на содержание, характер и стиль народных произведений4.

Анализируя процессы, происходящие в обществе социалистической формации, Христиансен заостряет внимание на понятиях «народное творчество» и «народное произведение» (фольклор), имевшие место в повседневном употреблении, и обнаруживает ошибочное отношение к ним, как к синонимам. Призывая к дифференцированному подходу в характеристике данных феноменов, он обращает внимание на их явные различия. Народное творчество — это многогранный процесс, вбирающий в себя как художественно ценное и актуальное, так и «бездарное», откровенно пошлое, антихудожественное. «Народное произведение» (фольклор) — результат данного процесса.

По утверждению исследователя, только талантливое, «правдивое», получившее всеобщее «признание, распространение и совершенствование», может называться «истинно народным» [18, с. 1], то есть — фольклором. Опираясь на многочисленные факты, автор отмечает, что такие «произведения становятся подлинно классическими образцами результатов» творческого процесса [18, с. 1]. Это — песни, частушки, инструментальные наигрыши, «правдиво и художественно, с позиций народного мировоззрения отразившие мысли, чувства и переживания [людей], получившие устойчивое распространение в народных массах, бытующие в устной традиции, т. е. передаваемые и исполняемые устно, без нотной записи» [18, с. 1].

«Называть песню народной можно, только если она действительно получила народное признание и вошла в устную традицию», — утверждает учёный [18, с. 28]. В целом, все вновь сочинённые песни, независимо от их авторства, Лев Львович предлагает считать «разными формами проявления народного музыкально-поэтического творчества» [18, с. 28], но не «народными песнями» или «произведениями народного творчества».

Давая определение народным произведениям, Христиансен отмечает, что они национальны по форме и интернациональны по содержанию, «а в ряде лучших произведений народного творчества» уже присутствуют «элементы интернационального, общечеловеческого в форме» [18, с. 28]. Уточним, что под термином «интернациональный» следует рассматривать именно «общечеловеческий» принцип понимания тех или иных проблем, встающих перед людьми, независимо от их национальной принадлежности, социального статуса и эпохи, в которой они проживают. Это отношение к вечным истинам: любовь и ненависть, радость и горе, преданность и предательство, порядочность и безнравственность, правда и ложь.

Одно из центральных положений в работе занимает философский постулат о роли личности в истории. Эта проблема красной нитью пронизывает её содержание

всей работы. С нею неразрывно связана проблема создания новых песенных образцов, получивших общенародное признание и широкое распространение в вариантах в 20-е гг. Христиансен подчёркивал: «Возросшее значение личности авторов народных песен, становившихся известными, результат закономерностей развития культуры социалистического общества. Характерно, что путём тщательных поисков, нам удаётся "расшифровать" авторство многих популярных советских народных песен» [18, с. 7].

Данный тезис подтверждается как личным опытом исследователя, так и ссылками на труды фольклористов Т. В. Поповой [12] и А. В. Шилова [19]. Отметим, что в настоящее время процесс фольклоризации множества песенных образцов, созданных профессиональными авторами или авторами-любителями, остаётся по-прежнему актуальным. Об этом свидетельствуют многочисленные записи песен, сделанные студентами Саратовской консерватории в разных регионах России начиная с 1967 г. и до настоящего времени.

Наблюдая за творческим процессом создания новых песен, Христиансен говорит о том, что «практика подтвердила право любого человека быть автором народной песни, при условии, что его произведение будет народным по содержанию и форме» [18, с. 7]. Из этого следует вывод, что в историческом периоде, который в лекции Христиансена рассматривается как современный, «правомерно говорить о расширении понятия народное творчество» [18, с. 7]. Оно рассматривается в очень широком значении как всеобъемлющий процесс, участниками которого являются «все члены социалистического общества, вносящие свой вклад во всё растущую сокровищницу ценностей культуры — науки, техники, искусства» [18, с. 7].

В узком значении это понятие локализуется в континууме различных направлений народного творчества. В частности, «можно говорить о музыкально-поэтическом песенном творчестве» [18, с. 7]. Его непосредственными участниками являются представители разных профессий — «музыкально грамотные и неграмотные — в письменной (почти всё поэтическое творчество и, частично, музыкальное) и в устной (сочинение текстов и музыки песен и частушек) форме» [18, с. 8].

Профессиональные поэты и композиторы тоже становятся участниками всеобщего процесса народного творчества. Их произведения можно считать достоянием народа в том случае, если они отвечают эстетическим и художественным запросам общества, «входят в народный быт, распеваются и играются в устной традиции. Лучшие произведения почти не изменяются» [18, с. 8].

Трансформация напева и текста может быть вызвана «главным образом идейными требованиями или народными традициями в поэтической и музыкальной форме. Но главную роль в необходимости или потребности в переработках играют субъективные моменты дарования исполнителей, активно относящихся к образному

4 Так, например, стихи многих русских поэтов, неравнодушных к судьбе народа, становились народными песнями.

содержанию произведения» [18, с. 8]. Одарённый исполнитель, «отталкиваясь от образа, созданного автором, создаёт свой вариант мелодии и текста, который более отвечает его представлениям о содержании произведения, об отражаемом им явлении действительности» [18, с. 8].

Подтверждением данной позиции Христиансена служат многочисленные записи вариантов песенных образцов. К этому факту можно причислить творчество выдающейся исполнительницы народных песен, не получившей специального музыкального образования — Л. А. Руслановой. В её интерпретации песни «Катюша» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского), как и песен других советских поэтов и композиторов, заметны интонационные изменения авторского инварианта мелодии. В версии певицы нашли воплощение основные принципы импровизационно-вариантного интонирования напева [5, с. 120-124].

Изучая проблему бытования старинных народных песен, Л. Л. Христиансен придает большое значение роли талантливых личностей, знатоков народного искусства. Он пишет о том, что именно они играют определяющую роль в сохранении песенных традиций, в совершенствовании и развитии процесса народного музыкально-поэтического творчества: «Талантливые певцы определяют развитие общественного художественного вкуса. <...> Наличием талантливых певцов объясняется расцвет своеобразных "певческих школ" в том или другом населённом пункте. А нет талантливых певцов, и певческая школа угасает. Многочисленность различных местных вариантов классических народных песен есть результат творческой деятельности даровитых певцов, оставляющих на этих вариантах печать неповторимых особенностей склада своих личностей» [18, с. 29].

Л. Л. Христиансен справедливо считал, что высокая культура музыкально одарённого человека — «всестороннее развитие, широкий кругозор, знание традиций творчества прошлого, владение навыками различных видов искусства — то, без чего немыслимо развитие таланта» [18, с. 18], является основой искусства и залогом успешного духовного развития процветающего, цивилизованного общества. Он утверждает: «Развитие всенародного искусства без овладения культурой творчества, конечно, немыслимо. Путь чисто интуитивного творчества был бы чистейшей пролеткультовщиной, осуждённой на заре советской власти» [18, с. 18]. Позиция автора в этом вопросе остаётся непреклонной и в последующие годы [16].

Среди наиболее распространённых и активно развивающихся жанров народного творчества первой половины XX в. Л. Л. Христиансен выделяет частушку, где индивидуальность талантливого певца и инструменталиста-аккомпаниатора находит наиболее яркое проявление. Он рассматривает специфические «принципы формообразования и воплощения музыкально-поэтического содержания», отмечает лаконизм и афористичность её текстов, приводит примеры многочисленных

образцов частушек. По словам автора, данный жанр — это «продукт творчества, преимущественно, молодёжи. В её музыке и поэтических текстах мы находим непосредственный отклик на всё злободневное, что волнует молодёжь в общественной и личной жизни» [18, с. 10].

В процессе народного творчества в 30-е гг. важное значение приобретает не столько создание новых песенных образцов в быту, сколько коллективное и индивидуальное песенное исполнительство. Огромная роль в обогащении репертуара народных певцов отводится профессиональным композиторам и поэтам. Как справедливо замечает Христиансен: «Никогда ещё в прошлом в народные массы не поступали в таком обилии и на таком качественном уровне исполнения новые, близкие по содержанию и форме песни. Песня пришла в дом через расширяющуюся сеть радиовещания и через бурно растущую советскую грамзапись» [18, с. 14].

К середине XX столетия в коммуникативный процесс распространения жанров музыкально-поэтического творчества включается большой арсенал технических средств: радио, телевидение, кино, граммофонные и магнитофонные записи, публикации сборников песен фольклорной традиции и репертуарных сборников песен советских авторов. Обогащению содержания и стилистики произведений народного творчества способствует приобщение населения к художественной культуре в целом: посещение спектаклей, концертов как профессионального, так и самодеятельного искусства.

Христиансен отмечает невероятно динамичные темпы распространения новых песенных образцов: «Таких темпов появления новых песен никогда не знали рабочие и крестьяне дореволюционной России. Старый песенный быт был очень застойным и пополнялся очень медленно только путём устного перенесения песен из села в село. Теперь же одно впечатление набегало на другое. Наряду с русскими песнями, в народные массы стали широко проникать песни народов Советского Союза и зарубежных стран» [18, с. 15].

В этот период определились новые формы быта, в том числе и художественного, а «одна из новых форм музыкально-поэтического творчества» — это исполнение старинных народных песен на самодеятельной концертной эстраде [18, с. 16]. В тексте лекции говорится о том, что в данный период в быту продолжали звучать старинные песни, хотя заметно изменилось отношения к ним со стороны общества: «Интерес к старинной народной песне был значителен, но он стал как бы более сознательным и познавательным. <...> Уходящие из быта песни и обряды получили новую жизнь на концертной эстраде» [18, с. 16].

Умозаключение автора сосредоточено на мысли о том, что в 20-е и 30-е гг. «главным содержанием процесса народного творчества стало именно освоение новых впечатлений, огромного количества новых песен. <...> Народные таланты были заняты созданием и обогащением нового интонационного строя, рождавшегося новым содержанием песен о новой жизни» [18, с. 15]. Лев Львович неустанно подчеркивает важность интел-

лектуального и художественного начал в певческом процессе исполнителей народных песен. В этом он не раз убеждался, встречаясь с народными певцами во время записи песен, наблюдая их творчество на сцене во время концертов и смотров художественной самодеятельности, работая с артистами Уральского хора — выходцами из аутентичной песенной стихии.

Придавая большое значение роли одарённых народных певцов, он рассуждает о том, что их талант и мастерство оказывали влияние на музыкально-поэтическое творчество, стихийно развивающееся в дореволюционной России [18, с. 4]. По мнению Христиансена, лишь участники революционно-освободительных движений, стремившиеся к созданию и распространению агитационных революционных песен, вносили в творческий процесс «элемент сознательности и организованности» [18, с. 4-5]. Право на такие выводы автору даёт его собственный опыт записи подобных песен в 1952-1953 гг. на Урале и обобщение этого обширного материала в научных трудах [14; 17].

Отметим, что изучение песен революционно-демократического круга (как было принято их называть в те времена) являлось весьма значимым в первой половине XX столетия, о чём свидетельствует монографическое исследование М. С. Друскина (1954) [2]. Большое значение этим специфическим жанрам песен, сыгравшим не последнюю роль в пропаганде революционных идей среди пролетариата, придаёт и Л. Л. Христиансен. Песни «пролетарского периода» он считает наиболее прогрессивными. Многие агитационные тексты были положены на мелодии распространённых народных песен крестьянской или городской традиций.

На лекциях Христиансена по народному музыкальному творчеству мы — студенты Саратовской консерватории (1977-1982 гг.) — не раз слышали его высказывания

0 жанровом переосмыслении песен, вызванном изменением их функции в условиях иной социально-исторической обстановки. Он говорил о том, что в советский период в бытовании песен-гимнов и песен-маршей условно можно усмотреть принцип календарной приуроченности. Они повсеместно звучали на митингах и во время организованных общенародных массовых демонстраций, проходивших в стране дважды в год —

1 мая и 7 ноября. Знали и пели эти песни хором практически все участники шествий, от мала до велика, в чём, собственно, и проявляется их причастность к процессу народного творчества устной традиции. Вот почему этот жанр привлёк в своё время такое пристальное внимание исследователей-фольклористов (М. С. Друскин, Т. В. Попова, Л. Л. Христиансен).

Они единодушны в мнении о том, что в исторический период смены общественных формаций — революционных событий 1905-1917 гг. и последовавшей за этим Гражданской войны — песни данного жанра действительно играли важную роль организующего начала в агитации рабочих и крестьянский масс. Но разве могли они предвидеть, что в период так называемого «застоя» социалистических общественных отношений

(80-е гг.) подобные песни станут звуковым фоном ритуала массовых демонстраций, навсегда утратив априори присущее им идеологическое значение.

II период. Наибольшую активность творческих проявлений как профессионалов, так и авторов-любителей Л. Л. Христиансен отмечает в период Великой Отечественной войны: «Центральной идеей песен военных лет была верность Родине, органически сочетавшаяся с верностью в любви» [18, с. 16]. Песни, созданные в этот период, продолжали звучать и после войны, распространяясь в различных вариантах. Особенно актуальными были песни о героях войны. Сбылось предвидение Христиансена о том, что «эта тема вероятно будет волновать народное сознание ещё многие десятилетия». Песни эти сохранились в памяти народной. Ярким примером служит сборник А. С. Ярешко «Народные песни Великой Отечественной войны» [20]. По сложившейся традиции в настоящее время они повсеместно звучат во время празднования Дня Победы в сольном и коллективном исполнении, так же приобретая функцию приуроченности к священной исторической дате. Но, что самое важное, эти песни знают и поют дети.

В тематике народных песен, созданных в послевоенные годы, наметилась тенденция, замеченная Христиан-сеном — «народное сознание волнуют не только темы современности — они являются ведущими, но не исключительными». Наряду с песнями современного содержания, появляются песни на «темы о прошлом» [18, с. 20].

Он говорит о сложности научного осмысления этой проблемы, о том, что трудно определить статус народной песни среди массы образцов, звучащих в быту. Для этого «требуется некоторая историческая дистанция. Важна устойчивость вхождения песен в устную традицию». Для оценки современного творческого процесса в народном исполнительстве следует «говорить с уверенностью только о степени популярности той или иной хорошей песни» [18, с. 20]. В данном случае Христиансен советует давать характеристику современному состоянию «процесса народного музыкально-поэтического творчества — его различных проявлений в создании новых песен» [18, с. 20], которые потенциально могут стать народными.

III период. Центральное место в данном разделе рукописи занимает проблема соотношения коллективного и индивидуального начал в народном творчестве, нашедших активное проявление как в исполнительстве, так и в создании новых произведений для народного хора или солистов. Ввиду данного обстоятельства, одним из признаков творчества 50-х гг. становится индивидуальное песенное творчество авторов, не имеющих композиторского образования. В их числе названы имена Е. Медянцевой, А. Оленичевой, Е. Клюшниковой, создававших новые песни на основе устной традиции. Вместе с тем, в данный период начинает развиваться «и шириться музыкально-письменное творчество композиторов-любителей», в роли которых выступали руководители хоровых коллективов, чаще всего — ба-

янисты [18, с. 26].

Подчеркивает Христиансен и значение самодеятельной и профессиональной эстрады, которая «обеспечивает возможность большей художественности исполнения по сравнению со стихийным процессом народного творчества в прошлом» [18, с. 30].

Раскрывая проблему коллективного творчества, он обращает внимание на особенности многоголосного распева в устной певческой традиции. Уникальным в этом отношении можно считать описание творческого процесса создания и многоголосного распева новой песни участниками самодеятельного хора. Авторство текста и напева, как правило, принадлежало одному из участников коллектива. Слова песни записывались на бумаге, а напев разучивался «с голоса», и только после этого подвергался многоголосному распеву всеми хористами. Наиболее талантливые певцы, сочиняли в удобной для себя тесситуре свои выразительные подголоски, обрамляющие основной напев. Так рождалась песенная партитура, которая могла преобразовываться и «шлифоваться» в связи с поиском новых возможностей в раскрытии содержания и интонационных подтекстов. В подобном творческом процессе Христиансен усматривает новые тенденции взаимодействия «индивидуального и коллективного начал, с одной стороны», и сочетания «письменного и устного творчества — с другой стороны» [18, с. 25].

Анализируя музыкальный стиль песен профессиональных композиторов, Христиансен отмечает, что «вхождению в быт, в устную традицию многих из этих произведений иногда мешает слишком резкий отход от условий бытовой песни: одноголосный склад и необходимость сопровождения, без которого одноголосная песня звучит обеднённо» [18, с. 22]. Он видит причину меньшей устойчивости бытования подобных песен в том, что одноголосное пение вызывает неудобства в интонировании ввиду «возникающей разницы тесситур, удобных для низких и высоких голосов, вынужденных петь в унисон», что провоцирует интонационную фальшь в пении, раздражающую исполнителей. Видимо это одна из причин сокращения срока бытования таких песен. Христиансен заметил, что «многоголосные песни, хорошо распетые народными певцами или удачно задуманные композиторами, живут всегда дольше — пение их доставляет гораздо большее эстетическое и даже физиологическое удовольствие» [18, с. 22].

Автор даёт объективную оценку советской массовой песенности на рубеже 50-х и 60-х гг., в которой отражена разнообразная тематика, в том числе и общественно-политического содержания. Выступая прямым свидетелем событий, происходящих в тот исторический период, Христиансен отмечает необыкновенную популярность песен Э. Колмановского («Я люблю тебя, жизнь», «Хотят ли русские войны»), В. Мурадели («Бухенвальдский набат»), А. Пахмутовой («Песня о тревожной молодости»). Эти песни исполнялись не только со сцены, но и «в самых

различных условиях общественной и личной жизни» в быту, что свидетельствует о высокой степени гражданского самосознания общества, чувстве патриотизма и «ответственности за судьбы Родины и всего земного шара» [18, с. 21].

Рассматривая поэтическое творчество самодеятельных поэтов 50-х гг.., Христиансен даёт высокую оценку содержанию и художественно-образным достоинствам многих стихов. Не случайно эти произведения вызывают интерес у профессиональных композиторов, «ищущих для своих песен новые жизненные ситуации, новые черты характеров советских людей» [18, с. 21].

Среди наиболее популярных жанров массовых песен, звучащих в быту, отмечены лирические песни о любви, раскрывающие наиболее типичные характеры и идеалы молодёжи («Сормовская-лирическая» — Е. Долматовский, Б. Мокроусов; «Уральская рябинушка» — Е. Роды-гин, М. Пилипенко и др.).

Как недостаток в авторских лирических песнях, Христиансен отмечает крен в сторону «увлечения тематикой "неудавшихся свиданий" и "безответной любви", взятой абстрактно, без типичных для нашего времени характеров и обстоятельств»5 [18, с. 22]. Он считает, что эти песни, отличающиеся слезливой сентиментальностью, возрождают «далеко не лучшие традиции прошлого», идущие от так называемых псевдонародных жанров жестокого романса и мещанской песни. В основу их содержания положена поэтизация образов «покинутых, обманутых девушек, которые ни о чём другом в своей жизни и думать не в состоянии» [18, с. 22]. По мнению Христиансена, «слезливость характера подобных песен находит выражение в однобоком увлечении многих композиторов минором, особенно чувствительном в его гармонической разновидности». Это свидетельствует о родстве данного стиля с песнями-романсами «о "роковых" страстях», андеграундом «блатных и жалостных песенок» из репертуара «певцов-инвалидов пригородных поездов» [18, с. 22].

Этому обстоятельству он противопоставляет факты песенного творчества крестьянской традиции, где ладовая основа конкретных песенных примеров служит доказательством широты многогранного воплощения оттенков чувств в интонационном строе напева. Даже в песнях с трагическим сюжетом можно услышать немало оптимистично звучащих попевок «классических народных песен, никогда не знавших слезливости, и в раскрытии большого горя, остававшихся сдержанными. А уж сколько ладового мажорного света в народных песнях о любви, даже неудачной! Вспомним, хотя бы, песню "Уж ты сад, ты мой сад", раскрывающую неугасимость любви при разлуке навсегда» [18, с. 23].

Христиансен считает, что обогащение народного творчества может происходить только при условии развития лучших идейных традиций народного искусства. Тогда как «при поверхностном подходе к созданию произведений для народного быта» обнаруживается

5 «Тропинка» — Е. Родыгин, А. Пришелец, «Ивушка» — Г. Пономаренко, «Огней так много золотых» — К. Молчанов, Н. До-ризо и др.

76

стремление «найти лёгкий путь к сердцу народа». Играя на «чувствительных струнах», подобные песни «оказываются в хвосте отсталых вкусов и настроений» [18, с. 23].

Успешная творческая деятельность композито-ров-любителей6 в песенном жанре могла складываться, по мнению Христиансена, на основе формулы: «талант + знание жизни + увлечённость темой + владение традиционными народно-песенными формами» [18, с. 27]. Объективно оценивая творческие удачи и отдельные недостатки сочинений композиторов-любителей, Хри-стиансен видит и негативную тенденцию «монополизации репертуара», руководимых ими коллективов. Крайне отрицательным становится опыт вытеснения и подмены классических образцов народных песен устной традиции «своими» песнями [18, с. 28]. Автор считает методологической ошибкой именовать эти песни «народными» только потому, что они сочинены авторами-любителями. Чрезмерная «активность многих малограмотных авторов в пропаганде слабых штампованных произведений через печать и художественную самодеятельность» наносит огромный вред, засоряет музыкально-поэтический быт и «оказывает тормозящее влияние на развитие народного творчества» [18, с. 28].

К сожалению, предостережения автора оказались пророческими. Об этом свидетельствует другая его рукопись — «О чём поют народные хоры?» [16]. Она представляет собой текст выступления Л. Л. Христиансена на Пленуме Правления Союза композиторов СССР 6 февраля 1975 г., проходившем в Киеве. Автор с горечью говорит о кризисе в народном творчестве, наступившем на рубеже 60-х и 70-х гг. из-за недостатка в репертуаре народных хоров песен, специально написанных профессиональными авторами и отличающихся высокими художественными достоинствами.

Из исполнительской практики профессиональных и самодеятельных коллективов стало уходить многоголосное пение в традиционном распеве без инструментального сопровождения. Репертуар хоров наводнили откровенные «поделки», признаком которых является отсутствие художественного начала, образная ограниченность, весьма примитивный уровень музыкального и поэтического содержания, полное игнорирование закономерностей вокальной и музыкально-эстетической природы исконно народной песенной традиции. «Но при всей важности проблем музыкального языка и стиля, — пишет Христиансен, — в музыкально-поэтическом произведении для народных хоров сегодня главным недостатком является оторванность их от важнейших проблем современности, от запросов народа сегодняшнего дня, искаженность или обеднение, примитивизация облика современника» [16, с. 4]. «Засилие поэтических и музыкальных штампов, поверхностность и банальность содержания репертуара привели к тяжёлым трудностям самый распространённый вид хорового искусства России. <...> Всё это тревожно. Мы отучаем народ от хорового пения. Не придётся ли потом горько жалеть?» [16, с. 8].

6 Г. Пономаренко, Е. Коньков, Н. Поликарпов, Г. Векшин и др.

Слова учёного, адресованные композиторам, поэтам, руководителям творческих коллективов и солистам-исполнителям народных песен 70-х гг. XX в., не утратили актуальности в настоящее время. Их можно расценивать как руководство к действию современным деятелям народно-певческой культуры.

Подводя итог, отметим, что методическая разработка лекции «Современное русское народное музыкально-поэтическое творчество» нацелена на воспитание критического отношения обучающихся к творческим процессам, происходящим в обществе, и устремлённости к подлинным художественным ценностям народного искусства. Содержание лекционного курса отражает комплексный подход к обучению молодых специалистов и обнаруживает многочисленные междисциплинарные связи предметов, среди которых центральное место отводится «Народному музыкальному творчеству». Несомненно, целостность такого подхода Христиансена к освоению студентами необходимых знаний, умений и навыков формировалась в синтезе его личного практического опыта руководства профессиональным коллективом, активной фольклористической, общественно-организационной, многогранной научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Ценным в данной работе является и то, что её автор не констатирует явления, происходящие в народном песенном творчестве в обозначенный период времени, а анализируя их, обобщает позитивные моменты, раскрывает негативные тенденции и предвидит последствия их влияния на развитие творческих процессов в будущем. Предостерегая народных певцов, руководителей коллективов, композиторов и педагогов от разрушительных для творчества последствий, он взволнованно взывает: «Необходимо уберечь произведения народного искусства от штампа и трафарета. Профессиональные и самодеятельные народные коллективы, ансамбли и солисты должны хорошо знать приёмы и формы народного творчества, не копируя, а развивая их принципы» [18, с. 30].

Добавим, что это становится возможным только благодаря вдумчивому, тонкому отношению к песне, позволяющему понять суть её идейного смысла и подтекста, заключённых в содержании музыкально-поэтического образа. В неотступном следовании научно-творческой концепции Л. Л. Христиансена [13] залог успешной деятельности исполнителей народных песен, руководителей народно-певческих коллективов, педагогов народно-певческого образования и композиторов, создающих произведения и песенные обработки фольклорных образцов для народных хоров и ансамблей. Это доказано полувековым опытом творческой и педагогической деятельности разных поколений учеников Л. Л. Христиансена, выпускников основанного им отделения руководителей народного хора (ныне кафедры народного пения и этномузыкологии) в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова.

Литература

1. Асафьев Б. В. Композитор — имя ему народ // Асафьев Б. В. О народной музыке. Сборник статей. Л.: Музыка, 1987. 248 с.

2. Друскин М. С. Русская революционная песня: Исследовательский очерк. М.: МУЗГИЗ, 1954. 163 с.

3. Егорова И. Л. Е. В. Гиппиус и Л. Л. Христиансен: два взгляда на народно-песенное искусство // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2 (13). С. 667.

4. Егорова И. Л. Е. В. Гиппиус, Ф. А. Рубцов, Л. Л. Христиансен, З. В. Эвальд: у истоков современного этномузыкозна-ния // Вестник славянских культур. 2018. № 4 (50). С. 274283.

5. Егорова И. Л. Исполнительский стиль Лидии Руслановой. Саратов: СГК им. Собинова, 2010. 221 с.

6. Егорова И. Л. Научно-творческая концепция Л. Л. Хри-стиансена: к проблеме современных представлений о народном пении // История, теория, практика фольклора. Саратов: СГК им. Л. В Собинова, 2017. С. 26-37.

7. Егорова И. Л. О методических и педагогических принципах Л. Л. Христиансена в области народно-певческого образования // Народно-певческое образование в России. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. С. 156-168.

8. Егорова И. Л. О некоторых проблемах этномузыкозна-ния в трудах Л. Л. Христиансена // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1. С. 85-92.

9. Егорова И. Л. Опыт интонационно-смыслового анализа русских народных песен по методу Л. Л. Христиансена // Традиционная культура. 2006. № 4 (24). С. 95-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Егорова И. Л. Роль Л. Л. Христиансена в становлении научной концепции исследования музыкального фольклора // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Часть I. Саратов: СГК (академия) имени Л. В. Собинова, 2013. С. 58-66.

11. Егорова И. Л. Труды Л. Л. Христиансена как основа исследования проблемы исполнительской интерпретации народных песен // К 100-летию Льва Львовича Христиансе-на (1910-1985). История, теория, практика фольклора. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2011. С. 22-31.

12. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. Т. 2. М.: Музгиз, 1964. 341 с.

13. Христиансен Л. Л. Ладовая интонационность русской народной песни. М., 1976. 390 с.

14. Христиансен Л. Л. Народное песенное творчество на старых заводах Молотовской области // Л. Л. Христиан-сен. Избранные статьи по фольклору (к 100-летию со дня рождения). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2010. С. 185-226.

15. Христиансен Л. Л. Нерешённые вопросы музыкальной фольклористики // Советская музыка. 1956. № 8. С. 2433.

16. Христиансен Л. Л. О чём поют народные хоры? / Текст выступления на Пленуме Союза композиторов СССР (Киев, 6 февраля 1975 г.). Рукопись. Архив библиотеки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. 781.7/х-93. 1904.

17. Христиансен Л. Л. Современное народное песенное творчество Свердловской области. М.: МУЗГИЗ, 1954. 155 с.

18. Христиансен Л. Л. Современное русское народное музыкально-поэтическое творчество / Методическая разработка лекции. Рукопись. Архив библиотеки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. 78/х-93. 961.

19. Шилов А. В. Неизвестные авторы известных песен. М.: Всероссийское хоровое общество, 1961. 112 с.

20.Ярешко А. С. Народные песни Великой Отечественной войны. М.: Композитор, 2012. 408 с.

References

1. Asafev B. V. Kompozitor — imya emu narod [Composer whose name is people] // Asafev B. V. O narodnoj muzyke. Sbornik statej [About folk music. Compilation of articles]. L.: Muzyka, 1987. 248 p.

2. Druskin M. S. Russkaya revolyucionnaya pesnya: Issledova-tel'skij ocherk [Russian Revolutionary Song: A Study]. M.: MUZ-GIZ, 1954. 163 p.

3. Egorova I. L. E. V. Gippius i L. L. Hristiansen: dva vzglyada na narodno-pesennoe iskusstvo [E. V. Gippius and L. L. Christiansen: two views on folk-song art] // Problemy muzykal'noj nauki [Problems of music science]. 2013. № 2 (13). P. 63-67.

4. Egorova I. L. E. V. Gippius, F. A. Rubtsov, L. L. Hristiansen, Z. V. Eval'd: u istokov sovremennogo ehtnomuzykoznaniya [E. V. Gippius, F. A. Rubtsov, L. L. Christiansen, Z. V. Evald: the origins of modern ethnomusicology] // Vestnik slavyanskih kul'tur [Bulletin of Slavic cultures]. 2018. № 4 (50). P. 274-283.

5. Egorova I. L. Ispolnitel'skij stil' Lidii Ruslanovoj [Lydia Ruslanova's performing style]. Saratov: SGK im. Sobinova, 2010. 221 p.

6. Egorova I. L. Nauchno-tvorcheskaya koncepciya L. L. Hris-tiansena: k probleme sovremennyh predstavlenij o narod-nom penii [Scientific and creative concept of L. L. Christiansen: to the problem of modern ideas about folk singing] // Istoriya, teoriya, praktika fol'klora [History, theory, practice of folklore].

Saratov: SGK im. L. V Sobinova, 2017. P. 26-37.

7. Egorova I. L. O metodicheskih i pedagogicheskih principah L. L. Hristiansena v oblasti narodno-pevcheskogo obrazovaniya [About methodical and pedagogical principles of L. L. Christiansen in the field of folk singing education] // Narodno-pevcheskoe obrazovanie v Rossii [Folk-singing education in Russia]. M.: Go-sudarstvennyj respublikanskij centr russkogo fol'klora, 2009. P. 156-168.

8. Egorova I. L. O nekotory'x problemax e'tnomuzy'koznani-ya v trudax L. L. Xristiansena [On some problems of ethnomusicology in the works of L. L. Christiansen] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy" iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. P. 85-92.

9. Egorova I. L. Opyt intonacionno-smyslovogo analiza russkih narodnyh pesen po metodu L. L. Hristiansena [Experience of intonation and semantic analysis of Russian folk songs by the method of L. L. Christiansen] // Tradicionnaya kul'tura [Traditional culture]. 2006. № 4 (24). P. 95-101.

10. Egorova I. L. Rol' L. L. Hristiansena v stanovlenii nauch-noj koncepcii issledovaniya muzykal'nogo fol'klora [The role of L. L. Christiansen in the formation of the scientific concept of musical folklore study] // Saratovskaya konservatoriya v kon-tekste otechestvennoj hudozhestvennoj kul'tury. Chast' 1 [Saratov Conservatory in the context of national art culture. Part I].

Saratov: SGK (akademiya) imeni L. V. Sobinova, 2013. P. 58-66.

11. Egorova I. L. Trudy L. L. Hristiansena kak osnova issle-dovaniya problemy ispolnitel'skoj interpretacii narodnyh pesen [L. L. Khristiansen's works as the basis of the research of the problem of performing interpretation of folk songs] // K 100-letiyu L'va L'vovicha Hristiansena (1910-1985). Istori-ya, teoriya, praktika fol'klora [To the 100th anniversary of Lev Lvovich Christiansen (1910-1985). History, theory, practice of folklore]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konserva-toriya imeni L. V. Sobinova, 2011. P. 22-31.

12. Popova T. V. Russkoe narodnoe muzykal'noe tvorchestvo. T. 2. [Russian folk music. Vol. 2]. M.: Muzgiz, 1964. 341 p.

13. Christiansen L. L. Ladovaya intonacionnost' russkoj narodnoj pesni [The modal intonation of the Russian folk song]. M., 1976. 390 p.

14. Christiansen L. L. Narodnoe pesennoe tvorchestvo na sta-ryh zavodah Molotovskoj oblasti [Folk song creativity in the old factories of the Molotov region] // L. L. Christiansen. Izbrannye stat'i po fol'kloru (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [Selected articles on folklore (to the 100th anniversary of birth)]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobi-nova, 2010. P. 185-226.

15. Christiansen L. L. Nereshyonnye voprosy muzykal'noj fol'kloristiki [Unsolved Issues of Musical Folklore Studies] // Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1956. № 8. P. 24-33.

Информация об авторе

Ирина Львовна Егорова E-mail: i.egorova@inbox.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

16. Christiansen L. L. O chyom poyut narodnye hory? / Tekst vystupleniya na Plenume Soyuza kompozitorov SSSR (Kiev, 6 fevralya 1975 g.). Rukopis'. Arhiv biblioteki Saratovskoj gosu-darstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova [What do folk choirs sing about? / The text of the speech at the Plenum of the USSR Composers Union (Kiev, February 6, 1975). Manuscript. Archive of the library of the Saratov State Sobinov Conservatory.]. 781.7/ h-93.1904.

17. Christiansen L. L. Sovremennoe narodnoe pesennoe tvorchestvo Sverdlovskoj oblasti [Modern folk song creativity of the Sverdlovsk region]. M.: MUZGIZ, 1954. 155 p.

18. Christiansen L. L. Sovremennoe russkoe narodnoe muzykal'no-poehticheskoe tvorchestvo / Metodicheskaya raz-rabotka lekcii. Rukopis'. Arhiv biblioteki Saratovskoj gosudarst-vennoj konservatorii im. L. V. Sobinova [Modern Russian folk music and poetry / Methodical development of the lecture. Manuscript. Archive of the library of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov]. 78/h-93. 961.

19. Shilov A. V. Neizvestnye avtory izvestnyh pesen [Unknown authors of famous songs]. M.: Vserossijskoe horovoe ob-shchestvo, 1961. 112 p.

20. Yareshko A. S. Narodnye pesni Velikoj Otechestvennoj vo-jny [Folk songs of the Great Patriotic War]. M.: Kompozitor, 2012. 408 p.

Information about the author

Irina Lvovna Egorova E-mail: i.egorova@inbox.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirova Avenue, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.