Научная статья на тему 'Динамика жанровой системы русского песенного фольклора Петровского района Саратовской области (XIX–XXI вв.)'

Динамика жанровой системы русского песенного фольклора Петровского района Саратовской области (XIX–XXI вв.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовское Поволжье / фольклор / народное песенное творчество / жанровая система. / Saratov Volga region / folklore / folk songwriting / genre system.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саркисян Дарья Михайловна

В статье предпринимается попытка проследить динамику жанровой системы русского песенного фольклора Петровского района Саратовской области. Автором выявлены основные этапы фиксации и исследования народных песен на данной территории. Проанализированы имеющиеся сведения о бытовании жанров народного музыкально-поэтического творчества, начиная с 1820-х гг. до 2022 г. В итоге делается вывод о том, что к началу XX в. данный ареал характеризовался существованием полного спектра жанров. Была широко представлена эпическая традиция, песни календарного и семейно-обрядового циклов, исторические, воинские, бытовые, хороводные, игровые, шуточные, лирические песни, духовные стихи, городской фольклор и частушки. Современное состояние системы жанров находится на стадии угасания традиционной народной песенной культуры в быту, что свидетельствует о её отрицательной динамике. На сегодняшний момент большой пласт аутентичного фольклора утрачен безвозвратно, а доминирующим жанром музыкально-поэтического тво

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the Genre System of Russian Song Folklore in Petrovsk District of the Saratov Region (XIX–XXI Century)

The article attempts to trace the dynamics of the genre system of Russian song folklore in the Petrovsk district of the Saratov region. The author identifies the main periods of fixation and research of folk songs in the area. The available information about genres of folk musical and poetic creativity from the 1820s to 2022 is analyzed. It is concluded that by the beginning of the 20th century, this field was characterized by a full range of genres. The epic tradition; songs of the calendar and family-ritual cycles; historical, military, household, round dance, game, comic and lyrical songs; spiritual poems, urban folklore and ditties were widely represented. The current state of the genre system is at the stage of extinction of traditional folk song culture in everyday life, which indicates its negative dynamics. A large layer of authentic folklore has been irretrievably lost; funeral spiritual verses are becoming the dominant genre of musical and poetic creativity in the everyday environment of the villages of Petrovsk district.

Текст научной работы на тему «Динамика жанровой системы русского песенного фольклора Петровского района Саратовской области (XIX–XXI вв.)»

Саркисян Дарья Михайловна, аспирант кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Sarkisiyan Dariya Mihailovna, postgraduate student at the Folk Singing and Ethnomusicology Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: chaddm@yandex.ru

ДИНАМИКА ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Х1Х-ХХ1 ВВ.)

В статье предпринимается попытка проследить динамику жанровой системы русского песенного фольклора Петровского района Саратовской области. Автором выявлены основные этапы фиксации и исследования народных песен на данной территории. Проанализированы имеющиеся сведения о бытовании жанров народного музыкально-поэтического творчества, начиная с 1820-х гг. до 2022 г. В итоге делается вывод о том, что к началу XX в. данный ареал характеризовался существованием полного спектра жанров. Была широко представлена эпическая традиция, песни календарного и семейно-обрядового циклов, исторические, воинские, бытовые, хороводные, игровые, шуточные, лирические песни, духовные стихи, городской фольклор и частушки. Современное состояние системы жанров находится на стадии угасания традиционной народной песенной культуры в быту, что свидетельствует о её отрицательной динамике. На сегодняшний момент большой пласт аутентичного фольклора утрачен безвозвратно, а доминирующим жанром музыкально-поэтического творчества в бытовой среде сёл Петровского района становятся погребальные духовные стихи.

Ключевые слова: Саратовское Поволжье, фольклор, народное песенное творчество, жанровая система.

DYNAMICS OF THE GENRE SYSTEM OF RUSSIAN SONG FOLKLORE IN PETROVSK DISTRICT OF THE SARATOV REGION (XIX-XXI CENTURY)

The article attempts to trace the dynamics of the genre system of Russian song folklore in the Petrovsk district of the Saratov region. The author identifies the main periods of fixation and research of folk songs in the area. The available information about genres of folk musical and poetic creativity from the 1820s to 2022 is analyzed. It is concluded that by the beginning of the 20th century, this field was characterized by a full range of genres. The epic tradition; songs of the calendar and family-ritual cycles; historical, military, household, round dance, game, comic and lyrical songs; spiritual poems, urban folklore and ditties were widely represented. The current state of the genre system is at the stage of extinction of traditional folk song culture in everyday life, which indicates its negative dynamics. A large layer of authentic folklore has been irretrievably lost; funeral spiritual verses are becoming the dominant genre of musical and poetic creativity in the everyday environment of the villages of Petrovsk district.

Key words: Saratov Volga region, folklore, folk songwriting, genre system.

Песенный фольклор Петровского района — яркое, самобытное явление народно-певческой традиции Саратовского Поволжья. Подтверждением этому служат уникальные образцы народного музыкально-поэтического творчества, зафиксированные в данном ареале в разные годы, начиная с XIX в.

Освоение данной территории началось в XVII в. Для защиты южных пределов Российского государства по указу Петра I от ноября 1697 г. на берегу реки Медведицы была основана крепость Петровск, а позже и несколько слобод близ неё [4]. В результате множественных миграционных процессов (XVП-XIX вв.) здесь сложилась локальная певческая традиция, характеризующаяся взаимным влиянием славянских, финно-угорских и тюрко-татарских культур. Культура великороссов, ввиду высокой доли их населения, занимала ведущее положение, при этом традиции малороссов, мордвы, татар и чувашей не утратили своих этнических особенностей [3].

Целью данной статьи является рассмотрение динамики жанровой системы русского песенного фольклора Петровского района Саратовской области. Материалом

для исследования послужили песни и сведения, собранные лично автором в полевых условиях фольклорно-эт-нографической экспедиции 2022 г., и широкий круг образцов музыкально-поэтического фольклора, записанных в 1980-2008 гг. преподавателями и студентами СГК имени Л. В. Собинова1. Источниковедческую базу составляют опубликованные в разные годы поэтические и музыкально-поэтические тексты народных песен, бытующих в изучаемом ареале (1820-е — 1971 гг.), публичный отчёт Б. М. Соколова о комплексной экспедиции по Петровскому уезду 1923 г. [8].

Проблема жанра в этномузыкознании достаточно хорошо изучена, однако до сих пор остаётся дискуссионной. К разработке теории жанра в разные годы обращались В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, И. И. Земцовский, Е. В. Гиппиус, Е. В. Назайкинский, Л. Л. Христиансен, В. П. Аникин, В. А. Лапин, В. М. Щуров, Т. И. Калужникова и др. Представление о жанре как о категории народного творчества разнится среди представителей различных фольклористических школ. Классифицируя музыкальные образцы, ученые отталкиваются от набора характеристик, зависящих «от исследовательской позиции и

1 Рукописные сборники песенного фольклора в записи студентов хранятся в Лаборатории народного творчества имени Л. Л. Христиансена.

62

специфики описываемого материала» [5, с. 433]. К ним относятся содержание, общественная, прикладная или художественная функции, условия и способ исполнения, гендерная принадлежность, региональные особенности этнокультуры.

Параллельно с разработкой данного вопроса складывалось представление о жанровой системе музыкального фольклора. Отмечалась важность изучения не только конкретных текстов, но и самого процесса становления жанровой системы в контексте исторического развития общества. Она рассматривалась как «идеальный объект, дающий представление о структуре в совокупности взаимосвязанных элементов, о функциях, целостности, системной иерархии и динамике» [7, с. 54]. Исходя из этого, исследование жанровой системы песенного фольклора в её развитии становится своеобразным инструментом познания традиционной песенности как таковой.

Изучение народного песенного творчества Петровского района началось в первой половине XIX в., но не носило системного характера. Первым к исследованию фольклора малой родины обратился С. П. Шевырёв2 [1]. Записи песен в селе Даниловка осуществлялись им предположительно в 1827 г. и с 1830 по 1847 гг.. Своё собрание песен С. П. Шевырёв передал П. В. Киреевскому, который включил тексты двух былин («Мастрюк», «Илья Муромец на Соколе-корабле») и двух исторических песен («Степан Разин», «Поездка Петра I в Шлиссельбург») в свой сборник «Песни, собранные П. В. Киреевским» (1860-1874).

В 1894-1896 гг. М. Е. Соколовым3 были проведены записи песен в ряде населённых пунктов Петровского уезда4. Часть собранных поэтических текстов была опубликована в сборниках «Былины, исторические, военные, разбойничьи и воровские песни, записанные в Саратовской губернии» (1896), «Великорусские свадебные песни и причитания, записанные в Саратовской губернии» (1898), «Великорусские весенние хороводные песни, записанные в Саратовской губернии» (1908). Среди них былины «Сухан богатырь», «Отъезд Добры-ни Никитича и неудачная женитьба Алёши Поповича», «Иван гостиный сын», зафиксированных в с. Кутьино от мужского ансамбля5, девять исторических песен (д. Бобровка, с. Кутьино, с. Малая Берёзовка, д. Хомя-ковка), три календарных песни, восемьдесят девять свадебных песен и причитаний, около десяти хороводных песен и восемь городских (тюремных) песен.

По инициативе отделения этнографии Русского географического общества членами Комиссии по собиранию русских народных песен были проведены две экспедиции в русские сёла Саратовской губернии — в 1897 г. Ф. М. Истоминым и И. В. Некрасовым, в 1902 г. И. В. Некрасовым и Ф. И. Покровским [2]. По итогам поездок был опубликован песенный сборник6, в который вошла былина «Иван гостиный сын», записанная в с. Кутьино, Вязьминской волости, Петровского уезда.

Наиболее полное представление о жанровой системе было получено в ходе этнографической экспедиции по Петровскому уезду 1923 г., организованной Ниж-не-Волжским областным научным обществом краеведения. Инициатором и руководителем масштабного многопрофильного полевого исследования стал Б. М. Соколов7. В нём приняли участие студенты и преподаватели словесно-исторического отделения педагогического факультета, студенты факультета естественных наук, медицинского факультета Саратовского университета, преподаватель Саратовской консерватории И. Д. Тулупников. Также к работе были привлечены фотограф и художник [8, с. 7]. В ходе поездки была обследована восточная и северо-восточная части уезда8. По её итогам собрана внушительная часть материального и нематериального культурного наследия.

В отчёте об экспедиции, говоря о жанрах народного музыкально-поэтического творчества, Б. М. Соколов отмечает, что календарная обрядность данного уезда выгодно отличается от других уездов Саратовской губернии своей сохранностью и архаичностью, так как «вся жизнь крестьянина направлена таким образом, что толкает постоянно на мысль о своих работах» [8, с. 14]. Зимний цикл представлен таусенями, колядками и масленичными песнями. Весенний цикл — закличками весны на «Сороки» и «проводами вёсны» на Заговенье. Летний цикл включал в себя Семик, Троицу, Купалу. В отдельных селах был распространён обряд «дожинок». Заканчивался календарный круг празднованием Кузьминок.

Семейно-обрядовый фольклор выражен песнями всего жизненного цикла человека. Наиболее ярко представлена свадьба — записано 5 полных обрядов в разных сёлах уезда. Особую роль Б. М. Соколов отводит причитаниям. Они сопровождали рекрутский, свадебный, похоронный обряды и отличались «необыкновенной яркостью, сочностью и полнотой» [8, с. 15]. По словам исследователя, причитания невесты представляют собой

2 С. П. Шевырёв (1806-1864) — доктор философии, профессор Московского университета.

3 М. Е. Соколов (1860-?) — фольклорист, член Саратовской учёной архивной комиссии.

4 В деревнях Ближняя Берёзовка, Малая Берёзовка, Бобровка, Васильевка; в сёлах Вязьмино, Ключи, Кожевико, Крутец, Кутьино, Сосновка; в хуторах Дьячевск, Ионычев, Казачий, Савинишний, Хомяков и в г. Петровске.

5 Бабушкин Иван Антипович, Токарев Матвей Климович, Мальцев Венедикт Леонтьевич.

6 «35 песен русского народа из собранных в 1894, 1895, 1901 и 1902 И. В. Некрасовым, О. М. Истоминым и О. П. Покровским в губерниях Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Тверской и Ярославской. Для голоса в сопровождении фортепиано в переложении А. Лядова» (1903).

7 Б. М. Соколов (1889-1930) — фольклорист, этнограф, профессор филологического факультета Саратовского государственного университета.

8 Г. Петровск, сёла Бобровка, Кутьино, Ключаевка, Топловка, Козловка, Новоселье, Николькое, деревня Леляевка, татарские сёла Старый Карлыган, Соймино, Зиновьевка, чувашские сёла Шняево и Белая Гора, мордовское село Бегуч.

устоявшуюся форму и мало варьируются, в то время как причитания по покойному наоборот отличаются большей импровизационностью.

В с. Кутьино Петровского уезда (ныне Новобурасский район) были записаны 4 былины «Об Иване Гостином сыне», «О Добрыне и Алёше», «О Сухмане», «Об Алёше и Никите Романовиче» в нескольких вариантах. Прослеживается династическая преемственность традиции. Информанты связаны непосредственным родством с певцами, от которых в конце XIX в. записал былинные тексты М. Е. Соколов. Встречалась сольная и ансамблевая форма бытования эпических жанров. Среди наиболее талантливых исполнителей Б. М. Соколов выделял И. Ф. Токарева9 1868 г. р. и А. В. Бочкарева 1863 г. р. От Ивана Федоровича Токарева было записано несколько исторических песен близких по стилю к былинам [8, с. 16]. Кроме этого, в ходе экспедиции зафиксировано восемь духовных стихов.

Наибольшее количество собранных образцов музыкально-поэтического творчества отнесены к жанрам лирических песен. В отчёте говорится о более трёхстах поэтических текстах на различные сюжеты.

Весомую лепту в сохранение песенных жанров внесли собиратели-музыканты. Так, помимо поэтических текстов, И. Д. Тулупниковым нотированы напевы пяти исторических, шестнадцати свадебных песен" и былина «Об Иване Гостином сыне»" [8, с. 17].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что к началу XX в. народное музыкальное творчество Петровского уезда было представлено полным спектром жанров, а певческая традиция характеризовалось активной формой бытования. Отличались разнообразием жанры годового календарно-обрядового цикла и семейно-об-рядового комплекса песен. Бытовали эпические жанры, такие как былины, духовные стихи. Повсеместно были распространены исторические, лирические, хороводные, плясовые, шуточные, игровые песни, песни поздней городской традиции и частушки.

Ценным является наблюдение Б. М. Соколова о возрастной дифференциации в исполнении некоторых жанров песен. Он отмечает, что в ряде случаев это приводит к упрощению и даже исчезновению некоторых жанров песенного творчества, которые «доживают свой век вместе со смертью и потерей памяти у стариков и старух» [8, с. 16]. Например, старинные протяжные песни «с традиционной поэтикой» практически не исполняются молодежью, а если и встречаются отдельные образцы, то их поэтика не изобилует художественными приемами, а сюжеты довольно тривиальны. Репертуар молодежи в основном составляют песни под гармонь:

городские песни, романсы, баллады, частушки.

Изучение народно-песенного творчества Саратовского Поволжья в послевоенные годы связано с деятельностью Областного Дома народного творчества. В 1950-е гг. под его эгидой совместно с преподавателями филологического факультета Саратовского университета состоялись экспедиции в отдельные районы Саратовской области. Собранные материалы легли в основу сборников «Я край бережку похаживала» и «Под зелёною ракитой» (составитель Л. Л. Христиансен12), опубликованных в 1971 г. Это первые издания, содержащие нотные и поэтические тексты традиционного саратовского песенного фольклора. В них вошли и народные песни Петровского района: лирические песни «Бежит речка», «Скучно сиротине», «Прощай жизнь, радость моя» (с. Новая Дубравка, запись В. В. Орлова 1951 г.), былина «Сухан», историческая песня «Песня о татарском полоне», лирическая песня «Барская» (д. Вязьмино, запись В. К. Архангельской, Г. А. Калюжиной, В. В. Кар-гузалова 1957 г.); историческая песня «О сынке Разина» (с. Бакуры, запись В. К. Архангельской, Г. А. Калюжиной, В. В. Каргузалова 1957 г.).

Следующий этап записи фольклора Петровского района связан с именем Л. Л. Христиансена, благодаря деятельности которого в 1967 г. в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова открыто отделение руководителей народного хора. Преподавателями и студентами отделения проводится активная экспедиционная работа по сбору фольклорно-этногра-фического материала. Созданная за пятьдесят пять лет коллекция песенных образцов является ценнейшим источником изучения процесса народного песенного творчества, позволяющего проследить динамику жанровой системы.

В архиве Лаборатории народного творчества, которая в настоящее время носит имя Л. Л. Христиансена, хранятся материалы двенадцати экспедиций (1980-2008 гг.) по Петровскому району (табл. 1).

Анализируя сохранность жанров народного песенного творчества данного периода (табл. 2), можно заключить, что из аутентичного исполнительства исчезает календарно-обрядовый фольклор, заметно оскудевает численность эпических жанров. Уходит в небытие былинная традиция. Последняя известная запись былины датируется 1957 г.13. Однако безапелляционно утверждать о полном исчезновении жанров нужно с осторожностью, ведь, по словам Л. Л. Христиансена, в «современном народном творчестве происходят сложные процессы рождения нового в сочетании с дальнейшим развитием народно-песенной классики» [10, с. 92].

9 Внук Токарева Матвея Климовича — исполнителя, от которого в 1895 г. М. Е. Соколов записал былины.

10 Также были записаны две мордовские, две чувашские и одна татарская песни.

11 Напев былины «Об Иване Гостином сыне» опубликован в сборнике «Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения» [9].

12 Л. Л. Христиансен (1910-1985) — заслуженный деятель искусств РСФСР, кандидат искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова.

13 Былина «Сухман» записана в д. Вязьмино (ныне Новобурасский район) В. К. Архангельской, Г. Л. Калюжиной и В. В. Кар-гузаловым.

64

Таблица 1

Населённый пункт Год записи песен Автор записи

с. Асметовка 1986 О. И. Пахомова

1987 О. И. Пахомова

с. Кожевино 1986 О. И. Пахомова

с. Новозахаркино 1980 А. М. Попов

1985 Н. В. Коблов

1986 О. И. Пахомова

с. Ножкино 2008 О. В. Чернова

с. Оркино 1984 А. В. Ляховская

1986 А. В. Ляховская

2005 О. В. Чернова

с. Седовка 1985 Н. В. Коблов

с. Сосновоборское 1986 О. И. Пахомова

Таблица 2

Достаточно хорошую сохранность показывает пласт семейно-обрядового фольклора, представленный жанрами колыбельных, свадебных песен и причитаний. Впервые после долгого перерыва встречаются сведения о погребальных духовных стихах. Преобладают семейно-бытовые песни лирического содержания и

городской фольклор.

Новые сведения о жанрах, бытующих в сёлах Петровского района, получены в ходе экспедиции, осуществлённой в июне 2022 г. группой преподавателей, студентов и аспирантов кафедры народного пения и этномузыкологии и кафедры истории музыки. Она стала частью научно-методического проекта «Сохранение и возрождение нематериального культурного наследия: традиционные формы певческой культуры в региональном аспекте», реализуемого в рамках общественно значимых мероприятий федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» [6].

Были обследованы десять населённых пунктов: деревня Бобровка, сёла Асмётовка, Вязьмино, Грачёвка, Ко-жевино, Новозахаркино, Ножкино, Синенькие, Сосново-борское, Таволожка. В ряде данных населённых пунктов уже проводилась запись фольклора в предыдущие годы. Итоги новой экспедиции в Петровский район показали факт угасания народной песенной культуры в быту. Нарушена преемственность традиции от поколения к поколению. Уходят из жизни исполнители, знающие местный песенный фольклор, молодое поколение мигрирует из сёл и деревень в города, расширяется сфера влияния современной массовой культуры посредством радио, телевидения и интернета.

Состояние жанровой системы (табл. 3) свидетельствует о доминирующем положении жанра погребальных духовных стихов. Их сохранность видится в первую очередь в том, что они не утратили своей прикладной функции до сегодняшнего дня. Кроме этого, их форма бытования относится к «полуписьменному» способу распространения. Нередко поэтические тексты передаются в рукописных тетрадях, а мелодии напевов — из «уст в уста», что также способствует устойчивому бытованию данного жанра в аутентичной среде.

Таблица 3

2022 гг.

Петровский район. Деревня Бобровка, сёла Асмётовка, Вязьмино, Грачёвка, Кожевино, Новозахаркино, Ножкино, Синенькие, Сосновоборское, Таволожка

Жанры музыкально-поэтического фольклора Кол-во зафиксированных музыкально-поэтических текстов

Колядки 1

Заклички(жаворонки) 6

Погребальные духовные стихи 22

Колыбельные песни 2

Романсы 3

Жестокие романсы 2

Городские песни 2

Песни времён ВОВ 1

Частушки 2

Однако из бесед с исполнительницами становится ясно, что и традиция мирских (общинных) молений по покойному подвержена трансформации. Женщины,

1980-2008 гг.

Петровский район. Сёла Асмётовка, Кожевино, Малое Архангельское, Новозахаркино, Ножкино, Оркино, Седовка, Сосновоборское

Жанры музыкально-поэтического фольклора Кол-во зафиксированных музыкально-поэтических текстов

Исторические песни 4

Свадебные песни 17

Свадебные причитания 4

Погребальные духовные стихи 7

Колыбельные песни 4

Семейно-бытовые песни 20

Девичьи песни 2

Игровые песни 3

Хороводно-плясовые песни 1

Шуточные песни 8

Воинские: рекрутские, солдатские строевые песни 11

Чумацкие песни 1

Баллады 9

Романсы 16

Городские песни 6

Революционные песни 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Песня времён гражданской войны 2

Песни времен ВОВ 1

Частушки, припевки, страдания 9

участвующие в молениях, рассказывают, что сами они начали «ходить отпевать» в 1960-1970-х гг. В то время «ходили по покойникам» большим женским коллективом, который состоял из 10-15 человек. Сейчас процесс преемственности «ремесла» нарушен, в сёлах осталось по несколько «читальщиц» преклонного возраста.

Подводя итог своим наблюдениям, отметим, что на основании анализа имеющихся сведений о бытовании в Петровском районе жанров народного музыкального творчества можно выделить несколько основных этапов фиксации и исследования традиционного фольклора. В каждом из них нашли отражения свидетельства развитой и многогранной культуры народного песенного творчества.

Первый этап — начальный (1827-1847). Он связан с деятельностью С. П. Шевырёва. Записанные им образцы народно-поэтического творчества опубликованы в сборнике «Песни, собранные П. В. Киреевским» (1860-1874). Благодаря чему стал известен факт бытования на данной территории былинной традиции.

Второй этап (1894-1902) исследования народного музыкального творчества Петровского уезда носит более системный характер. В результате экспедиционной работы М. Е. Соколова зафиксированы поэтические тексты былин, календарных, исторических, хороводных песен, свадебных песен и причитаний, песен городского фольклора (1894-1896). Впервые осуществлены нотные записи напевов песен Ф. М. Истоминым, И. В. Некрасовым и Ф. И. Покровским (1897, 1902), один из которых был опубликован в сборнике «35 песен русского народа из собранных в 1894, 1895, 1901 и 1902 И. В. Некрасовым, О. М. Истоминым и О. П. Покровским в губерниях Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Тверской и Ярославской. Для голоса в сопровождении фортепиано в переложении А. Лядова» (1903).

Третий этап обращения к записи фольклора Петровского уезда (1923) раскрыл многообразие песенных жанров в их активной форме бытования. Жанровая система народных песен представлена широко. Продолжается фиксация образцов эпического жанра, наблюдается преемственность семейных традиций их исполнения (семья Токаревых).

Четвёртый этап (1950-е гг.) ознаменован активной работой по записи музыкальных и поэтических текстов народных песен. В 1971 г. Областной Дом народного творчества издаёт первые сборники уникальных образцов саратовского песенного фольклора, записанного в середине XX в.

Пятый этап (1980-2008) связан с расширением географии экспедиций в Петровский район и записью внушительного объёма песенного фольклора преподавателями и студентами Саратовской консерватории. В данный период выявлена в целом хорошая сохранность жанров, несмотря на угасание календарной обрядности и исчезновение былин.

Новые сведения о бытовании жанров песенного фольклора Петровского района Саратовской области получены в ходе фронтальной экспедиции (2022). Они показывают, что региональная певческая традиция находится в состоянии угасания. На сегодняшний момент большой пласт аутентичного фольклора утрачен безвозвратно, а доминирующим жанром музыкально-поэтического творчества в бытовой среде являются погребальные духовные стихи.

В заключение следует отметить, что на современном этапе бытования жанровой системы народного песенного творчества видна отрицательная динамика развития данного процесса. Это происходит вследствие объективных и субъективных факторов. К объективным относятся влияние исторических событий, перемены в социальной, политической, экономической, культурной сферах, изменивших жизненный уклад народа. Субъективные причины связаны с утратой преемственности песенных традиций от старшего к младшему поколению, с миграцией населения и уходом из жизни знатоков фольклора, певцов-мастеров. Ввиду этих факторов в процессе народного песенного творчества наблюдается угасание или трансформация одних жанров и появление других, например, песен времён Великой Отечественной войны. Однако для формирования окончательных выводов о состоянии системы жанров музыкально-поэтического фольклора требуется дальнейшее наблюдение за процессом народно-песенного творчества в данной местности.

Литература

1. Акимова, Т. М. Песни, сказки, частушки Саратовского Поволжья / сост. Т. М. Акимова, В. К. Архангельская. Саратов: Приволжское книжное изд., 1969. 345 с.

2. Гоффе В. И. Краткий очерк деятельности высочайше учрежденной при Отделении этнографии Императорского Русского географического общества Комиссии по собиранию и изданию памятников русского народного музыкального творчества. СПб: Тип. Э. Арнгольда, 1905. 8 с.

3. Давыдова М. Ю. Этнодемографический анализ развития Саратовской губернии в пореформенный период // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 19. С. 139-143.

4. Козловский И. Петровск // Большая саратовская эн-

циклопедия. URL: http://saratovregion.ucoz.ru/region/ petrovskiy/petrovsk.htm (дата обращения: 30.01.2023).

5. Лапин В. А. Очерки исторической проблематики русского музыкального фольклора. СПб.: РИИИ, 2017. 440 с.

6. Полозова И. В. Пути изучения и возрождения нематериального культурного наследия Саратовской области: фольклорная и богослужебная традиции // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 1 (19). С. 58-61.

7. Рудиченко Т. С. Жанровая система музыкального фольклора: подходы к построению // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 52-59.

8. Соколов Б. М. «По Петровскому уезду» (Из отчета об эт-

нографической экспедиции в 1923 году) // Труды Ниж-не-Волжского областного научного общества краеведения. 1926. Вып. 34. Ч. 4. С. 7-21.

9. Тулупников Д. И. Композиция напева былины «об Иване Гостинном сыне» // Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения. 1928. Вып. 35. Ч. 5. С. 20-24.

10. Христиансен Л. Л. Нерешенные вопросы музыкальной фольклористики // Л. Л. Христиансен Избранные статьи по фольклору (к 100-летию со дня рождения): Сборник статей / ред.-сост. А. С. Ярешко. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л. В. Собинова, 2010. С. 88-101.

References

1. Akimova T. M. Pesni, skazki, chastushki Saratovskogo Po-volzh'ya [Songs, fairy tales, ditties of the Saratov Volga region] / compiled by T. M. Akimova, V. K. Arkhangelskaya. Saratov: Povo-lzhskoye knizhnoye izdatel'stvo, 1969. 345 p.

2. Goffe V. I. Kratkiy ocherk deyatel'nosti vysshey uchre-zhdennoy pri Otdelenii etnografii Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva komissii po sboru i izdaniyu pamyatnikov russkogo narodnogo muzykal'nogo tvorchestva [Abrief outline of the activities of the Highest Commission established at the Department of Ethnography of the Imperial Russian Geographical Society for the collecting and publication of monuments of Russian folk musical creativity]. SPb: Tip. E. Arngold, 1905. 8 p.

3. Davydova M. Yu. Etnodemograficheskiy analiz razvitiya Saratovskoy gubernii v poreformenny period [Ethno-demo-graphic analysis of the development of the Saratov province inthe post-reform period] // Vestnik Saratovskogo gosudarst-vennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin ofthe Saratov State Socio-Economic University]. 2007. № 19. P. 139-143.

4. Kozlovsky I. Petrovsk [Petrovsk] // Bol'shaya saratovska-ya entsiklopediya [Great Saratov Encyclopedia]. URL: http:// saratovregion.ucoz.ru/region/petrovskiy/petrovsk.htm (access date: 30.01.2023).

5. Lapin V. A. Ocherki istoricheskoy problematiki russkogo muzykal'nogo fol'klora [Essays on the historical issues of Russian musical folklore]. SPb.: RIII, 2017. 440 p.

6. Polozova I. V. Puti izucheniya i vozrozhdeniya nemateri-al'nogo kul'turnogo naslediya Saratovskoy oblasti: fol'klornyye

i bogosluzhebnyye traditsii [Ways of studying and reviving ofthe intangible cultural heritage in the Saratov region: folklore and liturgical traditions] // Vestnik Saratovskoy konservatorii. Voprosy istorii iskusstv [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2023. № 1 (19). P. 58-61.

7. Rudichenko T. S. Zhanrovaya sistema muzykal'nogo fol'klora: podkhody k postroyeniyu [Genre system of musical folklore: approaches to construction] // Yuzhno-rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian musical almanac]. 2021 № 2. P. 52-59.

8. Sokolov B. M. «Po Petrovskomu uyezdu» (Iz otcheta ob etnograficheskoy ekspeditsii v 1923 godu) [«In the Petrovsk district» (From the report on the ethnographic expedition in 1923)] // Trudy Nizhne-Volzhskogo oblastnogo nauchnogo obshchestva krayevedeniya [Proceedings of the Nizhne-Volz-hsky Regional Scientific Society of Local Lore]. 1926. Issue 34. Part 4. P. 7-21.

9. Tulupnikov D. I. Kompozitsiya napeva byliny «ob Ivane Gostinnom syne» [Composition of the melody of the epic «about Ivan Gostinny son»] // Trudy Nizhne-Volzhskogo oblast-nogo nauchnogo obshchestva krayevedeniya [Proceedings ofthe Nizhne-Volzhsky Regional Scientific Society of Local Lore]. 1928. Issue 35. Ch. 5. P. 20-24.

10. Christiansen L. L. Nereshennyye voprosy muzykal'noy fol'kloristiki [Unresolved issues of musical folklore] // L. L. Christiansen Izbrannyye stat'i po fol'kloru (k 100-letiyu sodnya rozhdeniya): Sbornik statey [Selected articles on folklore (to the 100th anniversary): Collection of articles] / compiled by A. S. Yareshko. Saratov: Saratov State Conservatory (Academy) named after L. V. Sobinova, 2010. P. 88-101.

Информация об авторе

Дарья Михайловна Саркисян E-mail: chaddm@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1

Information about the author

Dariya Mihailovna Sarkisiyan E-mail: chaddm@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.