Егорова Ирина Львовна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры народного пения и этномузыколо-гии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Egorova Irina LVovna, Ph. D. (Arts], Professor of the Chair of folk song and ethnomusicology of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЯ В ТРУДАХ Л. Л. ХРИСТИАНСЕНА
Данная работа посвящена выдающемуся учёному, фольклористу, заслуженному деятелю искусств РФ, профессору Л. Л. Христиансену. Он оставил неизгладимый след в истории отечественной культуры как основатель Уральского народного хора (1943) и как основоположник народно-певческого образования в России (1966-1967). Его взгляды на народно-песенное искусство формировались на основе фундаментальных знаний, глубоких исследований обширного аутентичного материала. В трудах учёного затронуты направления деятельности, нашедшие отражение в парадигме воззрений на проблемы этномузыкознания. Научная концепция Христиансена обрела реальные очертания в книге «Ладовая интонационность русской народной песни». Новаторский труд учёного находится на стыке музыкознания, философии и эстетики. Изыскания Христиансена направлены к живому процессу песенного творчества и образному мышлению народных певцов. Открытием является аналитический метод установления связи музыки и поэтического текста на уровне идеи песни. Наблюдения и выводы Христиансена автор статьи предлагает рассматривать как законы корреляции вербального и музыкального компонентов фольклорного текста. В данной работе приведены и ранее не опубликованные высказывания учёного о противоречиях в терминологии определения ладов. Итогом данной работы является вывод о том, что актуальность воззрений Л. Л. Христиансена на проблемы этномузыкознания не потеряла своего значения и в настоящее время.
Ключевые слова: Лев Львович Христиансен, фольклор, народная песня, лад, народно-песенное исполнительство, интерпретация, этномузыкознание.
ON SOME PROBLEMS OF ETHNOMUSICOLOGI IN WORKS OF L. L. KHRISTIANSEN
Present work is devoted to the outstanding scientist, folklore specialist, Honored Worker of Art of RF, Professor L. L. Khristiansen who left indelible mark in the history of native culture as founder of Ural folk choir (1943) and as founder of folk singing education in Russia (1966-1967). His views on the art of folk singing are based on fundamental knowledge and profound research of vast authentic material. In his works the scientist touches upon ways of creative activity, which are reflected in his views on ethnomusicological problems. Khristiansen's scientific concept is presented in his monograph «Modal intonation of Russian folk song» which is written at the confluence of musicology, philosophy and esthetics. Khristiansen's researches referring to the live process of singing art and conceptual thinking of folk singers result in discovery of analytical method that establishes connection between music and poetical text on the level of song's idea. Author of the article offers to consider Khristiansen's observations and conclusions as laws correlating verbal and musical components of a folk text. Also the article presents earlier unpublished statements of the scientist about terminological contradictions in defining modals. The author of the article comes to the conclusion that relevancy of L. L. Khristiansen's views on ethnomusicological problems has not lost its meaning nowadays.
Key words: Lev Lvovich Khristiansen, folklore, folk song, modal, folk singing performance, interpretation, ethnomusicology.
В кругах музыкальных деятелей, фольклористов и огромного числа любителей народного песенного творчества второй половины XX века имя Льва Львовича Христиансена пользовалось широкой известностью. Он был знаковой личностью своего времени — выдающийся учёный, лауреат международного конкурса, заслуженный деятель искусств РФ, профессор.
Л. Л. Христиансен оставил неизгладимый след в истории отечественной культуры не только как основатель и художественный руководитель государственного Уральского народного хора (1943), основоположник народно-певческого образования в России (1966), основатель кафедры руководителей народного хора в Саратовской государственной консер-
ватории (1967), но и как создатель собственной научной концепции в области изучения, осмысления и практического претворения музыкального фольклора.
Его взгляды на народное искусство формировались на основе разносторонних знаний и глубоких исследований обширного аутентичного материала. В преодолении тернистого пути, уготованного судьбой, Христиансен обрёл достоинства борца, имеющего несгибаемый, волевой характер. Целеустремленный в поиске истины, он всегда имел свой собственный взгляд на любые, подчас неразрешимые проблемы. Его суждения о явлениях действительности подкреплены глубокими знаниями истории, философии, эстетики. Фундаментальное образование, полученное в стенах Мо-
сковской консерватории имени П. И. Чайковского, а также эмпирически приобретенные знания в области музыкального фольклора, сложившиеся впоследствии в стройную рациональную систему, явились базой, на основе которой складывались убеждения профессора.
Публикации Л. Л. Христиансена давно стали библиографической редкостью. По сей день они не утратили своей актуальности. Ознакомление с содержанием изданных трудов и неопубликованных рукописных работ дает возможность представить широту взглядов ученого. Его воззрения на проблемы этномузы-кознания выражены в следующей парадигме:
• народное музыкальное творчество ^
• собирание и научное осмысление фольклора ^
• практика обучения основам народного искусства и музыкального творчества ^
• практика вторичного (репродуцирующего) народного исполнительства ^
• восстановление процесса народного творчества на новом уровне ^
• появление новых песенных образцов и их вариантов.
Обращение к аутентичным песенным, инструментальным и хореографическим жанрам фольклора является эмпирической базой для научного познания феномена народного музыкального творчества. Кроме того, музыкальный фольклор всегда был неисчерпаемым источником для композиторского творчества и репертуара профессиональных и самодеятельных исполнителей. В этой связи приоритетные позиции занимает экспедиционная работа, ориентированная на полевую практику записи фольклора.
Л.Л. Христиансен с уральскими исполнителями народных песен
Наблюдение и описание творческих процессов в естественных условиях, беседы с мастерами и знатоками традиционной песенной и музыкальной культуры, комплексное научное исследование и осмысление законов бытования фольклорных жанров проливают свет на многие непознанные стороны данного феномена. Результаты исследований, в свою очередь, находят применение в методологии педагогической практики профессионального обучения фольклористов, этномузыкологов, композиторов, исполнителей.
Общим между практикой педагогической и прак-
тикой исполнительской неизбежно становится обращение к интерпретации песенного фольклора, необходимой для его сценического воплощения. Все эти принципы легли в основу системы народно-певческого образования, на формирование которой Л. Л. Хри-стиансен оказал самое непосредственное влияние.
Как правило, в самодеятельном, а иногда и в профессиональном исполнительстве мы имеем дело с интуитивной трактовкой песенного сюжета певцами. Выстраивание исполнительской версии в таком случае происходит спонтанно, неосознанно, но при этом, всё же, сохраняется связь с жанровым стилем песни, содержанием поэтического текста и общим характером мелодии. Иногда певцы учитывают предлагаемые обстоятельства исполнения. Наиболее талантливым из них свойственно психологическое погружение в образ и контекст содержания песни. Но на практике чаще приходится сталкиваться не с донесением художественного смысла фольклорного произведения, а со «штампами», с прямым копированием манеры пения и стиля понравившегося исполнителя или коллектива исполнителей. С эпигонством подобного рода сталкивался и Л. Л. Христиансен, не является исключением данное обстоятельство и в наши дни.
В 1976 году появляется первая в стране значительная публикация, посвященная основам обучения народному пению — методическое пособие Христиан-сена «Работа с народными певцами». Лев Львович говорит о том, что неграмотный в музыкальном отношении и ограниченный в художественном плане певец вряд ли сможет воздействовать на публику эстетически. Современный образованный слушатель, по словам Христиансена, ждёт «от исполнителей народных песен с эстрады художественных открытий, более глубокого видения и чувствования, чем то, на которое он сам в бытовом народном пении способен» [11, с. 66].
Изменилась ли ситуация в настоящее время? С одной стороны, можем констатировать — да, изменилась. Исполнители стали грамотнее, образованнее, владеют профессиональными навыками народной манеры пения, разбираются в стилях, увлечены профессией. Но с другой — их исполнение не всегда отвечает высоким требованиям, выдвигаемым истинными знатоками традиционной песенности, а также общепринятым художественным канонам искусства и эстетическим нормам его восприятия в целом. В трудах Христиансена мы находим пути выхода из этого положения.
В очерке «Нерешённые проблемы фольклористики» Лев Львович высоко отзывается о мастерстве народных умельцев в коллективном и сольном пении. Благодаря их творческой самоотдаче народная песня приобретает художественную значимость и ценность. Он пишет: «Многие народные песни нередко сложны по форме, отличаются необычным мелодико-гармо-ническим и ладовым складом, сложным ритмом и т. д. <...> Но даже самая простая по форме народная песня,
исполненная проникновенно и колоритно, глубоко впечатляет и без обработок» [10, с. 98].
В аутентичной среде талантливые певцы-самородки не редкость. Таким был Степан Квашнин1, который, как пишет Л. Л. Христиансен, «пел изумительно, с полным погружением в стихию песни, одинаково самозабвенно и на сцене, и в дружеском кругу. <...> Звук у Степана был как-то особенно собранный, сочный, льющийся непрерывной струёй и богатый оттенками речевого интонирования (курсив мой. — И. Е.)» [9, с. 25]. О подобном погружении «в стихию песни» есть множество свидетельств. Сталкивались с данным феноменом не только фольклористы. Об одном таком одарённом исполнителе из народа писал И. С. Тургенев в рассказе «Певцы». Но понять и объяснить природу этого явления с научной точки зрения удалось только Л. Л. Христиансену. Он смог оценить всю сложность данного многоуровневого процесса, выдвинув идею о том, что «нужна подлинная наука о народном музыкально-поэтическом мышлении» [10, с. 99].
Многие годы наблюдений, размышлений, кропотливого аналитического труда привели ученого-исследователя к выводу: «Идеи, составляющие основу образа народной песни, одновременно "облекаются" в сложные понятия и музыкальные интонации (курсив мой. — И. Е.)» [10, с. 88].
Научная концепция Христиансена получила воплощение в монографии «Ладовая интонационность русской народной песни» [8]. Она обращена к живому процессу народно-песенного творчества, к образному мышлению и ассоциативным представлениям талантливых певцов в момент исполнения песни. Не случайно один из разделов книги посвящён смысловым ассоциациям в музыке. В другом разделе говорится о выразительных свойствах музыкальных элементов, где речь идёт, по сути дела, о семантике музыкальных выразительных средств. Автор рассматривает в семантическом ключе и функциональность, и гармонию, а также ритм, принципы формообразования и структуру напевов русских народных песен. Большое внимание уделяется подголосочному многоголосию, типологии песенных запевов, вариантности и импро-визационности, даётся характеристика протяжных и скорых песен. Но центральную позицию среди общих вопросов теории музыкального фольклора занимает обобщающий раздел: «Связь музыки с текстом в народной песне».
Ю. Н. Тюлин отметил «верные исходные положения»2 новаторского труда ученого, смело ведущего свои изыскания на стыке музыкознания, философии и эстетики. Исследование Христиансена посвящено неразработанной, «совершенно неизведанной в музыкальной науке области — связи ладовой интонацион-ности народных песен с содержанием текста» [8, с. 3].
Однако со стороны коллег, современников Хри-
стиансена, да и теперь, нередко слышны негативные реплики в адрес его концепции, изложенной в данной книге. В частности, говорится о том, что она устарела. Выдвигаются упрёки в том, что автор рассматривает музыкальный фольклор «с позиций европейской функциональной системы», якобы не подходящей для анализа глубинных ладовых свойств ранних традиционных жанров народной музыки [13, с. 51]. Отметим, что подобные выводы могут возникнуть в результате поверхностного прочтения труда Христиансена. Тем более, что целью и предметом данного исследования является установление системы связи музыки (напева) и словесного текста в народной песне.
Л. Л. Христиансен был убежден — напев образуется мелодическими ладовыми интонациями (попевками). Он придерживался постулатов, выдвинутых Б. В. Асафьевым и пришёл к выводу, что музыкальный образ в песне создается комплексом выразительных средств, взаимодействующих между собой в континууме мелодии. «Наиболее же "музыкальным" её элементом является лад (курсив мой. — И. Е.) с его мелодическими и гармоническими возможностями, ведущим значением (как указывал Асафьев) мелодического начала» [8, с. 9].
В Предисловии к исследованию Лев Львович, руководствуясь тем, что «народное музыкальное мышление опирается на те же законы и нормы, которые лежат в основе и профессионального творчества» [8, с. 10], убедительно обосновывает своё обращение к достижениям общей теории музыки, актуальной в музыкознании середины XX века и не потерявшей своего значения в начале XXI столетия. Он рассматривает лады как общечеловеческие системы музыкального мышления, «применяемые в народном творчестве каждым народом с известной ограниченностью» [12, с. 19].
В то же время учёный отмечает, что русские народные певцы не знакомы с «теоретическим понятием лада». «Они пользуются языком попевок и созвучий, которые возможны в том или ином звукоряде, выработанном многовековой практикой народного творчества» (курсив мой. — И. Е.) [8, с. 31]. Дифференцируя понятия лада и звукоряда, он, вслед за Ю. Н. Тюлиным, указывает на то, что «лад — как апперцепционная (зависимая от всего предыдущего опыта воспринимающего субъекта), абстрагированная в звукоряде система — в выразительных свойствах интонацион-ности не ограничен. Один и тот же лад может реализоваться с самым разным соотношением интонационного содержания, не переставая оставаться тем же ладом» [8, с. 33]. Звукоряд же рассматривается учёным как «крайняя степень абстрагирования лада» (по Ю. Н. Тюлину).
В книге представлена логически обоснованная, стройная система ладовой организации русских на-
Степан Квашнин — один из представителей певческой династии из села Катарач Буткинского района Свердловской
области, солист Государственного Уральского русского народного хора.
2 Выражение Ю. Н. Тюлина [8, с. 5].
ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2018 №1
родных песен, формирующаяся на основе интонационного (попевочного) склада их напевов, которому Христиансен придаёт первостепенное значение в народной музыке. В этом вопросе он отталкивается от интонационной теории Б. В. Асафьева, получившей дальнейшее развитие в трудах многих современных учёных. Так, призывая к познанию истины, к выявлению идейного замысла в классической музыке, В. В. Медушевский пишет: «Интонация — документ (курсив мой. — И. Е.), документально запечатленный избыток сердца. Наша же цель — идти к чистоте» [5]. Эта мысль музыканта и философа близка воззрениям Л. Л. Христиансена, который говорил о том, что для выявления идеи в музыкальном содержании песни нужно учитывать все интонационные детали. Даже, казалось бы, незначительные подробности вокального интонирования, например, фиксируемый спад голоса на определённый интервал, может прояснить смысл интонации и оказать существенное влияние на определение лада и формы его звукоряда.
Принципиальной и вполне обоснованной была позиция учёного в отношении терминологии, используемой фольклористической наукой. Прежде всего, это относится к определениям звукорядов ангемитонных и диатонических ладов. В одной из рукописных работ Христиансена, имеющихся в библиотеке Саратовской консерватории, читаем: «При суждениях об ангеми-тонных ладах и звукорядах, мне кажется, уместно следовать указаниям К. В. Квитки, не рекомендовавшего называть трехступенную ангемитонику трихордом, и указавшего на этимологическую ошибку Сокальского. Он (Квитка) различал два ряда звукорядов: ангеми-тонных — трехступенных, четырехступенных и пя-тиступенных (пентатоника), которые я и Гошовский называем: тритоника, тетратоника и пентатоника; диатонических — дихорд, трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд. Эта терминология проста и логична. Вряд ли стоит создавать двух-трёхэтажные термины, игнорируя чёткое разделение ладов народной и профессиональной музыки на ангемитонные (бесполутоновые) и диатонические (секундовые по Тюлину). Разве хороши термины: "четырёхзвучия в квинте", "трихорд в кварте", первый из которых можно просто спутать с вертикальным созвучием» [12, с. 16].
К сожалению, «терминологическая запутанность»3 в отношении ангемитонных звукорядов, на которую указывали К. В. Квитка и Л. Л. Христиансен, сохраняется до сих пор. В вопросе о терминологическом аппарате этномузыкологии в настоящее время присутствует немало разногласий и противоречий. Одни и те же средства музыкального языка и элементы народной музыкальной речи получают различные определения и названия. Данная проблема требует специального рассмотрения. Л. Л. Христиансен считал, что «за "первооткрывателями" терминов надо оставить
3
Выражение Л. Л. Христиансена.
4 Л. Л. Христиансен ссылается на статью К. В. Квитки «Анг шестой книге «Этнографического вестника» (Киев, 1927) [8, с.
право приоритета, давая новые наименования только тому, что названо неудовлетворительно» (курсив мой. — И. Е.) [12, с. 17]. Справедливо считая не вполне корректными обозначения неполных форм ангеми-тонных звукорядов, Христиансен аргументированно доказал безупречную логику и объективность использования предложенных К. В. Квиткой терминов4. На основе анализа многочисленных песенных образцов он приходит к заключению, что определение бесполутоновых звукорядов «всеобъемлющим термином "ан-гемитоника"» [8, с. 62], наиболее точно отражает суть данного рода ладового мышления, имеющего разнообразные виды своего проявления в трёхступенных (тритоника), четырёхступенных (тетратоника) и пятиступенных (пентатоника) формах звукоряда.
Изучая феномен музыки, выдающийся музыковед и философ XX века Г. А. Орлов (1926-2007) говорит о том, что это живой «органический процесс, целостность которого поддерживается не структурой, а внутренними и внешними напряжениями — динамическим равновесием взаимодействующих сил» [6, с. 50]. Речь идёт о музыкальной мысли и семантике средств, организующих музыкальную материю в звуковом пространстве и во времени. По мнению учёного, терминологический язык теории, обозначающий эти силы, единства, структуры, «указывает не на воображаемые отдельные объекты, а на различные аспекты единой реальности» [6, с. 51].
Руководствуясь данным авторитетным умозаключением выдающегося учёного, отметим, что научные интенции Христиансена находятся в том же русле исследований в области философии и эстетики музыки народной. Использование достижений общей теории музыки в качестве научного инструмента нисколько не умаляет достоинств универсума народной музыкальной культуры как «единой реальности». Напротив, оно способствует решению обозначенных выше проблем и пониманию итогов исследования данного феномена более широкой аудиторией музыкантов, воспитанных на постулатах общепринятых теоретических знаний и не соприкасающихся вплотную с эт-номузыкологией.
Христиансен выдвигает мысль о том, что: «теория музыки в своих основах интернациональна, как обще-человечна музыкальная речь. В языке народной музыки диалектически сочетается общечеловечное с национальными формами проявления» [8, с. 22].
Л. Л. Христиансеном разработан уникальный многоплановый метод целостного, интонационно-смыслового анализа песенного содержания, начиная с самых ранних традиционных жанров народной музыки, имеющих глубоко национальные проявления ладо-во-интонационных свойств. Обращаясь непосредственно к генезису фольклорного (музыкально-поэтического) текста, он делает открытия, позволяющие
емггоничш прим^иви i теорiя Сокальского», напечатанную в
62].
увидеть народные песни совершенно в ином ракурсе. Мы предлагаем рассматривать его выводы, полученные в результате многочисленных наблюдений, как законы корреляции вербального и музыкального компонентов фольклорного текста5:
• Первый закон — о несинхронном воплощении идеи в музыкальном и поэтическом тексте народной песни [8, с. 59-61];
• Второй закон — об ассоциативной связи логики развития элементов музыкальной речи (в их совокупности), с логикой развития различных явлений действительности [8, с. 60-61];
• Третий закон — о контексте песни в «предлагаемых обстоятельствах» её исполнения [8, с. 61].
Столкнувшись с концертной деятельностью Уральского народного хора, Л. Л. Христиансен, как его художественный руководитель, приходит к выводу: сцена подчиняет жанры народного творчества особым законам исполнения, далёким от их естественной стилистики в быту. Стремясь сохранить достоверность аутентичного звучания и воплощения фольклора на сцене, придать ему большую художественную выразительность, Христиансен обращается к методу К. С. Станиславского.
Идейный замысел поэтического содержания становится более понятным в деталях смысловых задач отдельных эпизодов6 текста, если к нему применён драматургический анализ. К. С. Станиславский характеризовал его как «процесс познания пьесы и роли» [7]. Объясняя цель этих действий, он говорил о «проникновенном углублении в душу роли, ради изучения составных элементов её души». Подобный анализ необходим и для изучения «внешних условий жизни пьесы, поскольку они влияют на внутреннюю жизнь человеческого духа роли. <...> Анализ — средство познания, а в нашем искусстве познавать — значит чувствовать» [7, с. 227-229].
Проекция данных постулатов на сценическое воплощение песенного фольклора натолкнула учёного на оригинальный вывод: целостный анализ народной песни будет объективен только в том случае, если учтены «предлагаемые обстоятельства» исполнения песни в бытовой ситуации (контекст исполнения) и «предлагаемые (предполагаемые) обстоятельства» коллизий сюжета (контекст содержания). Именно они влияют «на создание данного конкретного варианта и подтекста» [8, с. 61] в момент исполнения. Оправданы и предпосылки к использованию элементов системы Станиславского. Они кроются в истоках народного творчества, в определениях самих народных певцов: не «петь», а «играть» песню.
Учение Л. Л. Христиансена связано со сложнейшим направлением науки в области музыкального мышления. Разработка этой проблемы активно осуществляется музыкознанием на рубеже XX-XXI веков. В
авангарде данной отрасли отечественной науки стоят М. Г. Арановский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкин-ский, Г. А. Орлов, Б. Л. Яворский и другие исследователи. В этномузыкологии к проблеме музыкального мышления народных певцов впервые обратился Л. Л. Христиансен. Его суждения в этом направлении близки феноменологическому пониманию музыки в философских трудах А. Ф. Лосева, З. В. Фоминой.
В технологии целостного анализа по методу Хри-стиансена мы находим параллели и с методом концеп-ционного анализа Б. Л. Яворского, в котором видна нацеленность учёного на «выявление содержательной сущности» музыки. «Суть концепционного анализа, — пишет А. И. Демченко, — состоит в том, что во главу угла ставится выявление образно-смыслового содержания (курсив мой. — И. Е.), и все компоненты (от общеисторических сведений до технологических выкладок) подчиняются раскрытию соответствующих аспектов. <...> Целью данного аналитического метода являются не средства выразительности, а собственно выразительность, то есть образ, характер, идея, концепция (курсив мой. — И. Е.), возникающие на основе использования определённых средств» [2, с. 59].
Анализ в данном направлении приводит к иному, более высокому уровню понимания идеи музыкального и поэтического содержания фольклорного текста. В результате многочисленных аналитических опытов по методу Христиансена, выполняемых для решения практических задач, связанных с педагогической и исполнительской концертной деятельностью, нами установлено следующее:
а) исполнительский стиль народных певцов зависит от степени «вживания» в художественную атмосферу песни, в интонационную ткань музыки конкретной эпохи, региональной традиции;
б) интерпретация художественного образа и идеи песни обусловлена «погружением» в смысловой (семантический) контекст напева и поэтического текста, в жанровую специфику песни и контекст предлагаемых обстоятельств в момент её исполнения;
в) при «погружении в стихию песни» в процессе её художественной интерпретации и смыслового интонирования в контексте предлагаемых обстоятельств, в творчестве певцов могут возникать новые варианты и исполнительские версии песен.
Применение интонационно-смыслового анализа на занятиях со студентами и в концертной деятельности приводит к весомым результатам. Научно обоснованный метод Л. Л. Христиансена даёт возможность моделировать процесс устной природы исполнительского творчества на примере отдельно взятого коллектива, или отдельного певца-солиста. Понятие «устная природа творчества» следует трактовать, в данном случае, как процесс свободной художественной интерпретации песенного инварианта в контексте
Опираясь на научную концепцию Л. Л. Христиансена, автор статьи рассматривает данную проблему с позиций лингвистики [4, С. 31-37].
6 Анализ смысловых задач «кусков текста» по К. С. Станиславскому.
ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2018 №1
определённой ситуации исполнения, подлинности мыслей и чувств, вызванных ассоциативными представлениями и переживанием обобщённого смысла (идейного образа песни) и воплотившихся в интонационном раскрытии варианта напева.
Лев Львович неоднократно указывал на то, что в традиционном творчестве случаи переосмысления содержания народных песен — обычное явление. Вариантные изменения текста и напева наблюдаются «чаще в деталях», но «иногда коренным образом» преобразуют музыкальную ткань или поэтический контекст. Закрепление нового поэтического текста за мелодией подлинных народных песен практиковалось в оперном творчестве7 профессиональными композиторами XVIII в. (М. М. Соколовский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянский). Подобный опыт «перетекстовки» песен распространён и в народном быту. Христиансен отмечает, что новый вариант песни может быть удачным при одном условии — если его «подтекст» не противоречит первоначальному «подтексту», нашедшему «в песне своё музыкально-интонационное раскрытие». «В устной традиции, — пишет Лев Львович, — переосмысливание слов песни часто приводит к более или менее значительному переинтонированию музыки. Иногда изменяется только темп, динамика, характер звучания, но музыка песни уже приобретает иной смысловой оттенок» [10, с. 96]. Так рождается новая версия, новый вариант интерпретируемого содержания фольклорного произведения. В подобном случае исполнительская интерпретация песни соотносится с преломлением имманентной семантики музыкального текста8 песни. Данное явление обусловлено созданием художественного образа как «феномена проективного целого, которое способно программировать творческий процесс, укладывая его в определённое русло»9 [1, с. 330].
Чтобы освоить метод интонационно-смыслового анализа и иметь навык применения его на практике, необходима совокупность специальных знаний. Вот почему в трудах Л. Л. Христиансена красной нитью проходит мысль о том, что «современный исполнитель народных песен, претендующий на выступления с концертной эстрады, должен быть разносторонне образованным человеком». Он должен разбираться в проблемах искусства, знать и глубоко понимать фольклор, иметь представление о процессах, происходящих в народном творчестве. Современный профессиональный певец или руководитель коллектива должен «отличить подлинно народную песню от просто модных песенок и псевдонародных подделок. Он должен уметь сознательно пользоваться средствами музыкально-поэтического воплощения народно-песенных образов и народного вокального мастерства (курсив мой. — И. Е.)» [11, с. 66].
7
Арии «на голос» известной народной песни.
д
Подробнее об этом изложено в монографии автора [3].
9
Выражение М. Г. Арановского
В напутствии своим коллегам, занимающимся подготовкой студентов к профессиональной деятельности в области народно-певческого искусства, мы находим такие строки в рукописи Л. Л. Христиансена: «Студенты должны иметь возможность делать образно-смысловые выводы о выразительности музыки, сопоставляя её с поэтическими текстами изучаемых песен. <...> Отделения руководителей народного хора должны готовить хорошо вооруженных теоретически, художественных руководителей и хормейстеров для практической художественно-постановочной работы» [12, с. 36].
В заключение отметим, что убеждения Л. Л. Хри-стиансена складывались в результате напряженной интеллектуальной работы, масштаб которой поражает широтой проблем, затрагиваемых учёным, и глубиной разностороннего изучения каждого вопроса, возникающего на пути познания истины.
Исследование смысловой стороны песен (семантики музыки и подтекстов поэтического содержания), выявление идеи музыки и текста конкретного фольклорного произведения, эксперименты в области многоголосного распева одноголосных песен убеждают в гениальности открытий учёного. Метод, предложенный им, универсален. Он создаёт почву для вдумчивой, естественной и точной интерпретации песенного содержания, не по наитию, а на основе чётко осознанной обобщённой идеи, прочувствованной, ассоциативной связи фабульной логики текста, с логикой интонационно-ладовых и формообразующих средств музыкальной ткани напева. Анализ по методу Л. Л. Христиансена проникает в самую суть смысла народных песен. Данный подход к работе с фольклорным текстом сегодня особенно актуален.
Научное наследие Л. Л. Христиансена — фундаментальная база и основа для целого направления в этномузыкознании, в этнопедагогической и этно-исполнительской практике. Пути развития песенного фольклоризма, предсказанные учёным, нацелены в будущее, так как они обращены к творческому постижению вечных общечеловеческих истин, интерпретируемых исполнителями в художественных музыкально-поэтических образах.
Парадигма научных воззрений Л. Л. Христиансена легла в основу созданной им саратовской фольклористической школы. Подтверждением продуктивности его концепции может служить опора на методологию интонационно-смыслового анализа и, в целом, на принципы научно-методических взглядов своего учителя, в исполнительской, композиторской, педагогической и исследовательской деятельности автора данной статьи.
Обращаясь к наследию Льва Львовича Христиансе-
на, современные исследователи музыкального фольклора, исполнители народных песен, руководители народно-певческих коллективов, композиторы, пре-
подаватели найдут ответы на многие вопросы народного творчества и современного исполнительского искусства.
Литература
1. Арановский М. Г Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: «Композитор», 1998. 342 с.
2. Демченко А. И. Об одном из подходов к анализу музыкального произведения // Венок Яворскому: межвузовский сборник научных статей Первых международных Научных Чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому. Саратов, 2005. С. 56-67.
3. Егорова И. Л. Исполнительский стиль Лидии Руслановой. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. 221с.
4. Егорова И. Л. К вопросу о корреляции вербального и музыкального компонентов фольклорного текста // Музыковедение. 2014. № 1. С. 31-37.
5. Медушевский В. В. Интонация как язык домостроительства благодати. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// pravoslavye.org.ua/2006/10/medushevskiy (Дата обращения: 25.11.2017).
6. Орлов Г. А. Древо музыки (2-е изд., испр.). СПб.: Композитор, 2005. 440 с.
7. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 8-ми томах. М., 1957. Т. 4. 551 с.
8. Христиансен Л. Л. Ладовая интонационность русской
народной песни. М., 1976. 390 с.
9. Христиансен Л. Л. Встречи с народными певцами. Воспоминания. М., 1984. 168 с.
10. Христиансен Л. Л. Нерешённые проблемы фольклористики // Л. Л. Христиансен. Избранные статьи по фольклору. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 88-101.
11. Христиансен Л. Л. Работа с народными певцами // Л.Л. Христиансен. Избранные статьи по фольклору. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 54-87.
12. Христиансен Л. Л. Рецензия на учебное пособие для отделений руководителей народных хоров в средних и высших учебных заведениях «Основные особенности южнорусской народной музыкальной культуры» В. Щурова. Библиотека Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Рукопись № 2079. Саратов, 1977. 38 с.
13. Щуров В. М. Л. Л. Христиансен в моей памяти // Памяти Л. Л. Христиансена (1910-1985): сборник научных статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Л. Л. Христиансену. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2005. С. 48-52.
References
1. Aranovskij M. G. Muzykal'nyj tekst. Struktura i svojstva [Musical text. Structure and qualities]. Moscow: «Kompozitor», 1998. 342 p.
2. Demchenko A. I. Ob odnom iz podhodov k analizu muzykal'nogo proizvedeniya [About one of approaches to the analysis of music work] // Venok Yavorskomu: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh statej Pervyh mezhdunarodnyh Nauchnyh CHtenij, posvyashchyonnyh B. L. Yavorskomu [Wreath to Yavorskiy. Interacademic collection of scientific articles of the First international Scientific Readings, devoted to B. L. Yavorskiy]. Saratov, 2005. P. 56-67.
3. Egorova I. L. Ispolnitel'sky stil' L. Ruslanovoy. [Performing style of Lidia Ruslanova]. Saratov: Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, 2010. 221 p.
4. Egorova I. L. K voprosu o korrelyatsii verbalnogo i muzykalnogo komponentov folklornogo teksta [To the question about correlation of verbal and musical components of folk text] // Muzykovedeniye [Music studies]. 2014. № 1. P. 31-37.
5. Medushevskij V. V. Intonaciya kak yazyk domostroitel'stva blagodati. Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa [Intonation as language of building delight. Electronic resource. Access regime]: http://pravoslavye.org.ua/2006/10/medushevskiy (Data obrashcheniya: 25.11.2017).
6. Orlov G. A. Drevo muzyki (2-e izd., ispr.) [Music tree (2-nd edition, corrected)]. St. Petersburg: Kompozitor, 2005. 440 p.
7. Stanislavskij K. S. Sobranie sochinenij: V 8-mi tomah [Collections of works: In 8 volums]. Moscow, 1957. T. 4. 551 p.
8. Khristiansen L. L. Ladovaya intonacionnost russkoj narodnoj pesni [Modal intonation of Russian folk song]. Moscow, 1976. 390 p.
9. Khristiansen L. L. Vstrechi s narodnymi pevcami. Vospominaniya [Meetings with folk singers. Recollections]. Moscow, 1984. 168 p.
10. Khristiansen L. L. Nereshennye problemy fol'kloristiki [Unresolved problems of folklore studies] // L. L. Khristiansen, Izbrannye stat'i po fol'kloru [Selected articles about folklore]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. P. 88-101.
11. Khristiansen L. L. Rabota s narodnymi pevcami [Work with folk singers] // L. L. Khristiansen. Izbrannye stat'i po fol'kloru [L. L. Khristiansen. Selected articles about folklore]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. P. 54-87.
12. Khristiansen L. L. Recenziya na uchebnoe posobie dlya otdelenij rukovoditelej narodnyh horov v srednih i vysshih uchebnyh zavedeniyah «Osnovnye osobennosti yuzhnorusskoj narodnoj muzykal'noj kul'tury» V. Schurova. Biblioteka Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova [Review on study guide for departments of folk choir conductors in secondary and higher educational establishments «Main peculiarities of South Russian folk musical culture» V. Schurov. Library of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov]. Rukopis' № 2079. Saratov, 1977. 38 p.
13. Schurov V. M. L. L. Khristiansen v moej pamyati [L. L. Khristiansen in my memory] // Pamyati L. L. Khristiansena (1910-1985): Sbornik nauchnyh statej po materialam Vserossijskih nauchnyh chtenij, posvyashchennyh L. L. Khristiansenu [In the memory of L. L. Khristiansen (19101985): Collection of scientific articles according to materials of All-Russian scientific readings, devoted to L. L. Khristiansen]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova. 2005. P. 48-52.
Информация об авторе
Information about the author
Ирина Львовна Егорова E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1
Irina LVovna Egorova E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirova Avenue, 1