Научная статья на тему 'Л. Д. Троцкий как стратег обновленческой реформации'

Л. Д. Троцкий как стратег обновленческой реформации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
878
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронцова Ирина Владимировна

В статье рассматривается вопрос о реформаторской стратегии Л. Д. Троцкого в 1922-1923 гг., его решающей роли в привлечении религиозно-реформаторских разделов в обновленческие программы 1922-1923 гг., на материале статей Л. Д. Троцкого иллюстрируется его осведомленность в области "нового религиозного сознания" в первые годы ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л. Д. Троцкий как стратег обновленческой реформации»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2009. Вып. 11:4 (33). С. 51-62

Л. Д. Троцкий как стратег

ОБНОВЛЕНЧЕСКОЙ РЕФОРМАЦИИ И. В. Воронцова

В статье рассматривается вопрос о реформаторской стратегии Л. Д. Троцкого в 19221923 гг., его решающей роли в привлечении религиозно-реформаторских разделов в обновленческие программы 1922-1923 гг., на материале статей Л. Д. Троцкого иллюстрируется его осведомленность в области «нового религиозного сознания» в первые годы ХХ в.

Придя к власти в России, большевики до середины 1920-х годов допускали возможность реформации Русской Православной Церкви. Право утверждать это дает дискуссия 1920-1921 гг. о реформаторской Церкви между В. И. Лениным, А. В. Луначарским, Ф. Э. Дзержинским, Т. П. Самсоновым, М. Я. Лацисом, П. А. Красиковым1.

Само понятие «реформаторская церковь» предполагает определенные виды реформ не только уставного, но и религиозного характера. Реформаторские тезисы в одноименных разделах программ обновленцев 1922-1923 гг. были четко ориентированы на религиозные реформы, предлагавшиеся в начале ХХ в. модернистским движением «новое религиозное сознание» (далее НРС). Эти программы, согласно докладам председателя Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП (б) Н. Н. Попова2, были подготовлены в 1922 г. специально к началу проведения обновленческого собора 1923 г. Есть все основания предполагать, что главными составителями их являлись протоиерей А. И. Введенский, Б. В. Титлинов и Е. Х. Белков. Однако было и четвертое влиятельное лицо, заинтересованное в их подготовке и использовании «неохристианских» тезисов движения «новое религиозное сознание». Им являлся Лев Давидович Троцкий,

1 См. : Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. С. 158-160; Крапивин М. Ю. Непридуманная церковная история: Власть и Церковь в советской России (октябрь 1917-го — конец 1930-х гг.). Волгоград, 1997. С. 84-85, 87-89; Петров С. Г. Секретная программа ликвидации Русской Церкви: Письма, записки и почто-телеграммы Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) (1921-1922 гг.) Сибирская провинция и центр: культурное взаимодействие в ХХ в. Новосибирск, 1997. С. 30-32; и др.

2 Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП (б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе от 12 декабря 1922 г.) // Архивы Кремля. Кн. 1. С. 347. См. также : Отчетный доклад АРК от 1 января 1923 г. // Там же. С. 351-352.

поддержавший авторов реформаторских тезисов обновленческих программ запиской от 30 марта 1922 г.3

Эксплуатация реформаторских тезисов по времени укладывается в период руководства обновленческим расколом в Русской Церкви Л. Д. Троцким, который «подготовил целую доктрину с историческим экскурсом о революции Русской Церкви, опираясь на модные у дореволюционной интеллигенции “футурологические” теории развития православия в России»4. С. Г. Петров считает, что этим письмом Л. Д. Троцкий «вышел на уровень концептуальных решений, определяющих положение Русской Церкви в советском государстве»5. Одним из «концептуальных решений» Л. Д. Троцкого было использовать отсутствие «буржуазной реформации»6 в Церкви: так, он требовал появления в прессе статей на тему о том, почему в Православной Церкви не было буржуазной реформации, и на тему «переплета начинающейся буржуазной реформации в Церкви и пролетарской революции в государстве»7.

Л. Д. Троцкий в 1921-1922 г. был уверен в том, что, в силу объективных причин исторического развития, буржуазной реформации в Церкви8 избежать не удастся9. Он отмечал, что «совершаются попытки буржуазной реформации православной Церкви»10, и решил использовать «неизбежную» (Троцкий) реформацию для церковного раскола. Но не дать ей развиться: «Чтобы этой запоздалой реформации совершиться, ей нужно время. Вот этого-то времени мы ей не дадим, форсируя события, не давая сменовеховским вождям очухаться»11. Так как, по его мнению, в России «просто перескочить через буржуазную реформацию не удастся, надо, стало быть, превратить ее в выкидыш»12.

О том, что в Русской Церкви на определенном этапе общественного развития объективно должна произойти «реформация», Троцкий высказался задолго до 1922 г. — еще в 1914 г. в статье «Россия и Европа»13. Статья представляла собой отзыв на работу чешского политика и ученого, будущего президента Чехосло-

3 Записка Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) о политике по отношению к Церкви (30 марта 1922 г.) // Архивы Кремля. 1997. Кн. 1. С. 162—163.

4 Петров С. Г. Секретная программа ликвидации Русской Церкви. С. 66—67.

5 Там же. С. 33.

6 Троцкий писал, что «группировка духовенства пытается под “советским” знаменем совершить столь нужную для Православной Церкви реформацию». Цит. по : Петров С. Г. Секретная программа ликвидации Русской Церкви. С. 46. (Курсив мой. — И. В.)

7 См. : почто-телеграмму Троцкого от 14 мая 1922 г. и реакцию Ленина в записке от 15 мая 1922 г.: «Верно! 1000 раз верно!» (Архивы Кремля. Кн. 1. С. 312, 314).

8 «Церковь, вся пропитанная крепостническими, бюрократическими тенденциями, не успевшая проделать буржуазной реформации, стоит сейчас лицом к лицу с пролетарской революцией. Какова же сможет быть ее дальнейшая судьба?» См. : Записка Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) о политике по отношению к Церкви. 30 марта 1922 г. // Архивы Кремля. Кн. 1. С. 162-163.

9 См. : записку Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) о политике по отношению к Церкви (30 марта 1922 г.) // Архивы Кремля. Кн. 1. С. 162.

10 Там же. С. 162-163.

11 Там же.

12 Там же. С. 163.

13 Опубл. : Киевская мысль. 1914. 19 июня. № 166.

вакии Т. Масарика14, в которой тот, по мнению Троцкого, попытался «вскрыть проблему русской истории изнутри», целиком ориентируясь на творчество Ф. М. Достоевского15 и будучи «под явным влиянием поверхностного фразео-лога Мережковского»16. Излагая содержание статьи Т. Масарика, Л. Д. Троцкий развил и свои мысли, поддержавшие мнение профессора чешского университета о том, что, в силу «скудости общественной идеологии», Русская Церковь, обогатившаяся наследием античной цивилизации, «не знала реформации»11, подобной западной. И спустя 9 лет, 30 марта 1922 г., включая Церковь в историческую цепь общественно-экономического развития, Троцкий писал в секретной записке: «Европейская Церковь прошла через стадию реформации. Что такое реформация? Приспособление Церкви к потребностям буржуазного общества. <...> У нас... буржуазия была слишком ничтожна, чтобы создать реформацию (как режим демократии). Интеллигенция чудила в религиозной области — каждый по-своему»18.

В российском обществе тенденция к церковному обновлению пробила себе путь сначала в среде религиозной интеллигенции (движение «новое религиозное сознание»)19, уверенной, что «национальное возрождение невозможно без такой реформации»20, затем среди тех представителей духовенства, которые приняли участие в церковно-реформаторском движении 1905—1901 гг. и оставались сторонниками радикального церковного «обновления» при обер-прокуроре В. Н. Львове. Лояльные к революционным переменам, эти клирики были обозначены Л. Д. Троцким как «сменовеховское духовенство», однако смешно думать, что они могли рассматриваться им в марте 1922 г. как самостоятельные вершители «реформации».

Талантливый стратег, прошедший школу Гражданской войны, председатель Реввоенсовета, не захотевший в 1918 г. делиться властью со Сталиным на Южном фронте21, Троцкий был не просто начитанным, но и хорошо осведомленным в общественных движениях человеком. В 1923 г. в статье «Литература и революция» Л. Д. Троцкий в контекст истории церковного обновленческого движения в России поставил героя своих двух дореволюционных работ — философа и теоретика религиозно-обновительского движения Н. А. Бердяева. То

14 Masaryk Th. I. «Zur russichen Geschichts — und Religionsphilosophie». Soziologiche Skizzen.

B. I u II. Verlegt bei Eugen Diederiches in Jena. 1913.

15 Цит. по : Киевская мысль. 1914. 19 июня. № 166.

16 Там же.

11 Курсив Троцкого. — И. В.

18 Записка Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) о политике по отношению к Церкви (30 марта 1922 г.) // Архивы Кремля. Кн. I. С. 162—163.

19 В 1908 г. один из теоретиков религиозно-обновительского движения Д. В. Философов писал о возможных событиях в случае «подлинного церковного собора», т. е. проводимого обновителями религиозного сознания, «всколыхнулась [бы — И. В.] безрелигиозная стихия народа. [Церкви] пришлось бы пережить новый раскол, как некогда в эпоху реформации его пережила Церковь католическая». См. : Философов Д. В. Неугасимая лампада. Статьи по церковным и религиозным вопросам. М., 1912. С. 115.

20 Там же.

21 См. письмо Я. Свердлова Троцкому от 23 ноября. 1918 г. Т. 1. 1911—1919. С. 158—159 // The Trotskiy papers. 1911—1922 : В 2 т. На русском и английском языках. London, 1964.

же самое проделывал в эти годы в своих книгах официальный «историк» обновленческого движения Б. В. Титлинов и в периодической печати — протоиерей А. И. Введенский. Если обратиться к содержанию статей Троцкого начала ХХ в., можно отметить в них, наряду с критикой литературного характера, интерес к теме религиозной реформации.

В пользу того, что определенная инициатива в виде допуска отдельных тезисов НРС могла исходить от Троцкого, говорит тот факт, что о «новом религиозном сознании» Троцкий-публицист22 знал по крайней мере с 1903 г., а в 1908 г. был хорошо знаком с содержанием его доктрины (в это время в России возобновило свои заседания Петербургское религиозно-философское обще-ство23). В статье 1908 г. «Аристотель и Часослов»24 Л. Д. Троцкий иронизировал над образами пророков, которые создали себе основатели «нового религиозного сознания». Не будучи человеком религиозным (во всяком случае, в христианском смысле) и не находясь в тесном общении с Мережковскими25, Троцкий, однако, верно определил Н. А. Бердяева, и Д. С. Мережковского как мыслителей, претендующих на роль религиозных лидеров и людей, «которые хотят возродить старый мир новой религией»26. Он обвинил обоих в рационализме, отсутствии настоящей горячей веры, единственно способной связать подлинного религиозного лидера (пророка) с верующим народом27. Л. Д. Троцкий писал: «Между массовой душой и между личной душой пророка... матерински-дочер-няя связь», «если хоть бегло обозреть происхождение нашего “нового религиозного сознания”, то сразу станет ясно, что оно шло по совершенно другому, вернее сказать, противоположному пути»; «стихийного религиозного творчества, которое черпает из глубокого колодца души народной. придет ли кому в голову искать у гг. Мережковского, Минского, Булгакова и Бердяева? Здесь все надуманно, рассчитанно, умышленно. Здесь вера индивидуалистична, условна, хрупка, словесна, целиком состоит из эстетических и филологических комбинаций, греческих цитат, литературных аллегорий, ницшеанских афоризмов»; «религиозный фанатизм, воинствующая идейная нетерпимость, гнев обличения, страстный прозелитизм им совершенно чужды. Для фанатизма нужно высокое горение душ, а они, подобно ангелу Лаодикийской церкви, — да и ангелу-то XX века! — “не холодны и не горячи”»28.

Так, в 1908 г. Л. Д. Троцкий не только назвал главных теоретиков «истинного христианства» (в том числе З. Н. Гиппиус), но и дал некоторым из них краткие и точные характеристики: В. В. Розанов («споткнулся о “проблему пола”»),

22 Л. Троцкий, он же Лейба Давидович Бронштейн, публиковался в начале 1900-х гг. под псевдонимами «Антид Ото» в «Восточном обозрении» и «Киевской мысли».

23 Бывшие Петербургские религиозно-философские собрания.

24Антид Ото. Киевская мысль. 1908. 6 ноября. № 308. С. 2.

25 Здесь : супруги Д. С. и З. Н. Мережковские и близкий им многие годы Д. В. Философов.

26Антид Ото. Киевская мысль. 1908. 6 ноября. № 308. С. 2.

27Антид Ото. Мережковский // Киевская мысль. 1911. 19, 22 мая. № 137, 138. С. 3, 4.

28Антид Ото. Аристотель и Часослов: Из заметок профана по поводу «нового религиозного сознания» // Киевская мысль. 1908. № 308. 6 ноября. С. 2.

Н. М. Минский («...поэт-мэонист29. Читал высшим иерархам Церкви доклад об истинном христианстве30, а через несколько месяцев заявил в беспощадном “пролетарском гимне”: “Кто не с нами, — тот нам враг!”»), Д. С. Мережковский («всегда на грани двух бездн. непременно с соблюдением симметрии»)31. В 1911 г. Троцкий вновь назвал всех вождей движения НРС, упустив разве что А. А. Мейера, примкнувшего к движению в 1907 г., и упомянув Н. М. Минского, который после 1907 г. уже не примыкал к НРС, считая движение недостаточно радикальным, но выступал в прессе на тему религиозного обновления. Л. Д. Троцкий внимательно проработал сочинения Н. А. Бердяева, выходившие до и в 1908 г.32, в которых философ излагал свой вариант «нового религиозного сознания» и писал: «От материалистической философии и социального радикализма г. Бердяев в течение нескольких лет совершил переход к новому, спиритуа-лизированному христианству»33. Для человека, живущего преимущественно за границей, Троцкий здесь на удивление точно подметил то, о чем сам философ писал в личной переписке34, и что читателю становится ясно только ближе к 1914 г.

Центральной темой религиозной доктрины «новое религиозное сознание», вынесенной Д. С. Мережковским35 на заседания Петербургских религиознофилософских собраний36 в 1901-1902 гг., было требование признать за «плотью мира» место в системе церковных ценностей, воцерковить творчество и культуру как отражающие жизнь плоти. В этот же год Л. Д. Троцкий публикует статью о новом увлечении русской интеллигенции — вовлечении культуры в метафизику и попытке смотреть на современность через призму метафизики37. Об этой тенденции в творчестве Н. А. Бердяева он писал в 1908 г.: «Его спиритуалистическая вера нужна ему именно для освящения материальной культуры. Он ни от чего

29 Н. М. Минский после 1905 г. отстаивал свое направление религиозного обновления, которое назвал «мэонизмом». В 1889 г. он выпустил книгу «При свете совести», где заявил о своей теории, однако наиболее полно изложил суть своего направления в книге «Религия будущего: Философские разговоры». СПб., 1905.

30 См. : Записки Религиозно-Философских Собраний в С.-Петербурге. Приложение // Новый путь. № 1. 1903. С. 25-26.

31 Антид Ото. Для красоты слога // Киевская мысль. 1908. № 327. 25 ноября. Цит. по : Троцкий Л. Д. Соч. Т. ХХ. М.; Л., 1926. С. 313.

32 Бердяев Н. Христос и мир // Русская мысль. 1908. № 1. Июль; Он же. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907; Он же. О «новом религиозном сознании» // Вопросы философии и психологии. 1908. № 94.

33Антид Ото. Аристотель и Часослов: Из заметок профана по поводу «нового религиозного сознания» // Киевская мысль. 1908. № 308. 6 нояб. С. 2.

34 См. : Н. А. Бердяев — Вяч. Иванову. Письмо № 107 // Взыскующие града : Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Вып. 2. СПб., 1999. С. 178.

35 Д. Мережковский уже в конце XIX в. обдумывал план модернизации церковного христианства. Он разработчик доктрины «нового религиозного сознания» в той форме, в какой оно сегодня известно исследователям.

36 Далее — ПРФС.

37 См. : Антид Ото. Две писательские души во власти метафизического беса // Восточное обозрение. 1901. № 189. 25 авг. Цит. по : Троцкий Л. Д. Проблемы культуры. Соч. Т. ХХ. Культура старого мира. С. 195-199. См. также : «Старый дом» // Восточное обозрение. 1901. № 10.

14 янв.

не отрекается. Вагоны, книги, часы, концерты и подтяжки, конечно, “сами по себе” прах и тлен, — но они сразу просветляются и одухотворяются, если признать за ними высший божественный смысл. По дороге в царство нового религиозного сознания38 г. Бердяеву, как Осипу39, всякая веревочка пригодится. Не отвергать эту веревочку нужно, а всячески приумножать»40. Для Н. А. Бердяева «весь исторический инвентарь материальной культуры ценен тем, что в некоем высшем трансцендентном порядке инвентарь этот, как библейская лестница Иакова, ведет в небеса нового религиозного сознания»41. В 1909 г. в контексте той же темы Л. Д. Троцкий упомянул и Д. С. Мережковского42.

Действительно, НРС считало, что историческая христианская Церковь вместила только первую половину первой заповеди Декалога и, возлюбив Бога, довела эту заповедь до «презрения к культуре», к миру. Признав «плоть» (культуру) мира святой, христианство сможет привлечь в Церковь массы интеллигенции, которая не идет туда, так как в Церкви ей придется отказаться от осуждаемых аскетизмом ценностей плотской жизни. «Это очень удобная мистика — портативная и нимало не стеснительная, — писал Л. Д. Троцкий, имея в виду и предлагаемый НРС, на основании вышеизложенного, «догмат» о равной «святости» плоти и духа. — Она ни к чему не обязывает. Она ничего не требует. Ни аскетизма, ни покаяния в грехах культуры»43. Л. Д. Троцкому был известен и тезис НРС, осуждающий аскетическую направленность «исторического христианства». Так, он писал о «религии» Д. С. Мережковского, что у него «правда о вечности не должна заслонять правды о времени, и тоска о вечности не должна мешать, пользоваться комфортом», и верно подчеркивал, что «в этом и состоит самая суть “нового религиозного сознания”»44.

То, что НРС с самого начала позиционировало себя как религиозно-общественное движение, ориентированное на необходимость обновления Русской Церкви ввиду эволюционирующих социально-политических отношений, также было подмечено Л. Д. Троцким, отнесшим НРС к консервативно-охранительному направлению, какового и придерживался главный теоретик доктрины45 до 1905 г. В сноске к статье 1908 г. о Н. А. Бердяеве Л. Д. Троцкий уточнял: «Кстати сказать, метафизика “нового” религиозного сознания уже очень давно обращается на международном рынке политических идеологий. Вот что, напр[имер], пишет консервативнейший немецкий тайный советник в консервативнейшем ежемесячнике: «Консерватизм приветствует и поддерживает со своей стороны всякий прогресс, с той лишь разницей по отношению к либерализму, что он — посредством приобщения материальных ценностей к божественному — поды-

38 У Троцкого без кавычек, как понятие, обозначающее грядущую эпоху.

39 Слуга Хлестакова. См. «Ревизор» Н. В. Гоголя.

40Антид Ото. Аристотель и Часослов: Из заметок профана по поводу «нового религиозного сознания» // Киевская мысль. 1908. № 308. 6 ноября. С. 2.

41 Там же.

42 См. : [Троцкий Л. Д.] Белый бычок и культура // Киевская мысль. 1909. № 29. 29 янв. Цит. по : Троцкий Л. Д. Проблемы культуры. Соч. Т. ХХ. Культура старого мира. С. 311.

43 Там же.

44 Антид Ото. Мережковский // Киевская мысль. 1911. № 137. 19 мая. С. 3.

45 Мережковский.

мает их из сферы чисто материальной в сферу нравственных благ»46. Подставьте вместо консерватизма — “новое религиозное сознание”, вместо либерализма — материализм или хотя бы “позитивизм”, — и вы получите квинтэссенцию бердяевщины. Для сравнения прочитайте полемику Бердяева с Розановым в “Русской Мысли” за январь текущего, 1908 года»47. Но находящийся вдали от России Л. Д. Троцкий ошибся, считая движение в 1908 г. тяготеющим к консервативному направлению: после 1905 г. движение начало стремительно леветь48, и Д. С. Мережковский ввел в доктрину тезис о перерастании социальной революции в революцию религиозную («в революции правда человеческая становится Божеской»49), наряду с сакральным рождением новой Церкви50, несущей в себе идеологию «нового религиозного сознания». Вместе с тем Л. Д. Троцкий обнаружил начало этой тенденции у Д. С. Мережковского51.

Л. Д. Троцкий верно подметил эклектичность доктрины НРС и написал об ее авторах: «у каждого есть еще и своя собственная физиономия»52, «их мистика не только индивидуалистична, но и индивидуальна. У каждого своя собственная система вечной абсолютной божественной правды. Ее содержание зависит от того пути, каким каждый из них шел, и представляет что-то вроде литературнофилософского дневника, не очень интимного и не очень искреннего, ибо подготовленного для печати»53.

Л. Д. Троцкий также проследил эволюцию Д. С. Мережковского54 как религиозного мистика, поставив его в стороне от тех единомышленников по религиозному обновлению, чье духовное развитие шло в сторону принятия ценностей церковного христианства55. В 1911 г. Троцкий опубликовал статью «Мережковский», которая недвусмысленно показывает, что публицист внимательно ознакомился с религиозными построениями писателя и в основных положениях

46Антид Ото. Аристотель и Часослов: Из заметок профана по поводу «нового религиозного сознания» // Киевская мысль. 1908. № 308. 6 ноября. С. 2.

47 Там же.

48А. В. Карташев — Д. С. Мережковскому. Письмо № 20 // Взыскующие града : Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Вып. 2. СПб., 1999. С. 83-84. См. также : Мейер А. А. Петербургское религиозно-философское общество // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 110.

49 Мережковский Д. Реформация или революция // Мережковский Д. В тихом омуте. СПб., 1908. С. 200.

50 См. : Мережковский Д. Еще о «Великой России» // В тихом омуте. С. 129; Он же. О новом религиозном действии. Открытое письмо Н. Бердяеву // Мережковский Д. Больная Россия / Пред, послесл., сост. С. Н. Савельева. Л., 1991. С. 100, 101; Он же. Теперь или никогда // Там же. С. 54-60; Он же. В тихом омуте // Мережковский Д. В Тихом омуте. С. 58; Он же. Христианство и государство // Там же. С. 216.

51 Антид Ото. Для красоты слога // Киевская мысль. 1908. № 327. 25 ноября. Цит. по : Троцкий Л. Д. Проблемы культуры. Соч. Т. ХХ. Культура старого мира. С. 313.

52Антид Ото. Аристотель и Часослов: Из заметок профана по поводу «нового религиозного сознания». Киевская мысль. 1908. № 308. 6 ноября. С. 2.

53 Там же.

54 Ранее Л. Д. Троцкий критикует применяемый Д. С. Мережковским в его религиознофилософских построениях метод антиномий. См. : Троцкий Л. Д. Для красоты слога // Проблемы культуры. Соч. Т. ХХ. Культура старого мира. С. 313.

55 См. : Антид Ото. Мережковский // Киевская мысль. 1911. № 137. 19 мая. С. 3.

разобрался в том, что представляет из себя «новое религиозное сознание» «по-мережковски». Л. Д. Троцкий писал о Д. С. Мережковском, что автор НРС «пророчествует давно: в художественной прозе, и стихах, в богословских статьях и критических фельетонах, пророчествует упорно»56. Д. С. Мережковский действительно не упускал ни одну возможность упомянуть о своей «религии», и замечание Л. Д. Троцкого означает только то, что организатор церковного «раскола» не вдруг в 1922 г. узнал от протоиерея А. И. Введенского о существовании «нового религиозного сознания», а еще в первые годы ХХ в. определил для себя его главные стороны. Так, изъясняя «догмат» о Святой Троице «по-мережковски», Л. Д. Троцкий, судя по приводимым им цитатам, обращался к произведениям Мережковского 1907-1911 гг.57 «Именно догмат о Троице и связывает неразрывною связью историческое христианство с христианством апокалиптическим», — цитирует Троцкий58 Мережковского. Далее в статье следовало ироническое замечание о единомышленнике Д. С. Мережковского Н. А. Бердяеве59. Упоминание об «открытом письме» говорит о том, что Троцкий был знаком и с опубликованным Мережковским «Открытым письмом к Бердяеву», в котором писатель достаточно откровенно говорил о направлении своих религиозно-обновительских интересов и содержании доктрины формирующегося «нового религиозного со-знания»60. В частности, здесь им было провозглашено и обосновано противостояние НРС христианскому государству, то есть русскому самодержавию61.

Л. Д. Троцкому было известно, что именно Д. С. Мережковский являлся основным автором «догмата» доктрины НРС о «святости» «плоти мира», т. е. жизни по интересам плоти. Л. Д. Троцкий писал: «Перед нами человек светский, отнюдь не собирающийся отрекаться от благ мира сего»; «он. очень хочет обстоятельно осмотреться тут, на земле. Он видит даже “великую неправду, или, вернее, великую неполноту” в самочувствии первых веков христианства с их стремительно-нетерпеливым ожиданием конца»62.

В 1911 г. Л. Д. Троцкий упрекнул Д. С. Мережковского в том, что он не ведет и речи о том, чтобы «перевернуть этот неправедный мир», так как не находит «реальную точку для теократического действия»63. Здесь он просмотрел: Мережковский в это время уже определил для себя «точку переворота»: это было начало социальной революции. Именно она, по мнению писателя, должна была стать толчком к революции религиозной. Возможно, обратившись к позднейшим статьям деятелей НРС или докладам в ПРФО64 1914-1916 гг., Троцкий отметил бы,

56 Антид Ото. Мережковский // Киевская мысль. 1911. № 137. 19 мая. С. 3.

57 Сборники : В тихом омуте. СПб., 1908; Не мир, но меч // Соч. Т. 10. СПб., 1911.

58 Антид Ото. Мережковский // Киевская мысль. 1911. № 137. 19 мая. С. 3. См. также : Мережковский Д. Теперь или никогда // Мережковский Д. Больная Россия.

59 См. : Антид Ото. Мережковский // Киевская мысль. 1911. № 137. 19 мая. С. 3.

60 Мережковский Д. О новом религиозном действии. Открытое письмо Н. Бердяеву // Мережковский Д. Больная Россия. С. 98—99.

61 См. : Мережковский Д. Больная Россия. С. 95.

62Антид Ото. Мережковский // Киевская мысль. 1911. № 137. 19 мая. С. 3.

63 Там же.

64 Петербургское религиозно-философское общество 1907—1917 гг.

как он сделал это в статье «Светские богословы и Ванькина личность»65, что «новое религиозное сознание» готовит себя к участию в революции. Л. Д. Троцкий довольно точно написал и относительно тезиса доктрины НРС (до 1907 г.) о «новой религиозной общественности»: «Идеальная христианская общественность оказывается (у них, — И. В.) лишь перелицовкой апокалиптического тысячелетнего царства святых на земле и практически ни к чему не обязывает»66. Неизвестно, как Л. Д. Троцкий отнесся к значительному полевению НРС после 1914 г. и поддержке советом ПРФО Временного правительства и церковной политики обер-прокурора В. Н. Львова в 1917 г.67

Приведенные цитаты из статей Л. Д. Троцкого показывают, что тезисы НРС в наборе: «догмат» о равной «святости» плоти и духа, приоритет исповедания человеческой природы в Иисусе Христе, замена молитв покаянных молитвами радостными, построение Царства Божьего на земле, проведение в жизнь «евангельских» лозунгов «свободы, равенства, братства», упрощение богослужения и приближение его к первоапостольским временам и проч., — появившиеся в числе реформаторских тезисов программ организованного большевистской властью обновленческого движения, — были отлично знакомы Троцкому. Он понимал и то, как на них будет реагировать духовенство.

До осени 1922 г. предложения Л. Д. Троцкого по работе с Церковью проходили при поддержке одобрявшего его тактику В. И. Ленина68. Ленин, вообще поддерживавший Троцкого в эти годы, знал о значении Петербургских религиозно-философских собраний, на которых «новое религиозное сознание» родилось как движение. И высказываясь о возникновении в 1905 г. «либерального реформаторского движения среди. молодого русского духовенства», отметил его связь с «собраниями религиозно-философского общества». Он писал: «Наличность либерального реформаторского движения среди некоторой части молодого русского духовенства не подлежит сомнению: это движение нашло себе выразителей и на собраниях религиозно-философского общества, и в церковной литературе. Это движение получило даже свое название “новоправославное” движение»69. «Богоискательство» Д. С. Мережковского, Н. М. Минского70 и Д. В. Философова и «богостроительство» будущего наркома просвещения

65 См. : Светские богословы и Ванькина личность // Киевская мысль. 1914. № 60. 1 марта. Цит. по : Троцкий Л. Д. Проблемы культуры. Соч. Т. ХХ. Культура старого мира. С. 383-387.

66Антид Ото. Мережковский // Киевская мысль. 1911. № 137. 19 мая. С. 3.

67 5 мая 1917 г. Л. Троцкий прибыл из-за границы в Петроград, 22 июля был арестован и помещен в «Кресты», 5 сентября оказался на свободе, став фактически одним из руководителей партии и активнейшим участником выработки решений в ЦК и ПК РСДРП(б).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68 Так, тезисы почто-телеграммы Троцкого № 357 от 14 мая 1922 г. поставлены И. В. Сталиным на обсуждение после записки Ленина.

69 Ленин В. И. Поп Гапон // Вперед. № 4. 1905. 31/18 января. Цит. по : Соч. Изд. 3. Т. VII. П/ред. Н. И. Бухарина, В. М. Молотова, И. И. Скворцова-Степанова. М.; Л, 1928. С. 84-85. Ленин имел в виду «неоправославие», этот термин был применен кн. Мещерским в его Дневниках. См. : Дневники. 29 мая. // Гражданин. 1902. № 41. С. 22.

70 Минский — Н. М. Виленкин, поэт, «неохристианин», до 1907 г. соратник Мережковского. См. подробней: Воронцова И. В. Русская религиозно-филосовская мысль начала ХХ века.

А. В. Луначарского71, знакомого с «религиозным творчеством» Д. С. Мережковского, на короткое время привлекли в начале века внимание революционеров Г. В. Плеханова, Л. Б. Каменева и других марксистов72.

В 1921-1922 гг. Троцкий борется за свое первенство в определении политики по отношению к Церкви. Лидирующее место в этой борьбе старались закрепить за собой две структуры: ВЧК, возглавляемая Ф. Э. Дзержинским, и созданная правительством 12 ноября 1921 г. Комиссия по сосредоточению и учету ценностей73. Особоуполномоченным Совнаркома по учету и сосредоточению ценностей стал Л. Д. Троцкий, и назначение это, по сути, шло от Ленина. Органы ВЧК Л. Д. Троцкий предлагал привлекать только для фактического осуществления намеченных мер74. Ф. Э. Дзержинский, со своей стороны, считал, что Церковью должна заниматься только ВЧК75, настроенное исключительно на карательные меры. Стратегия Троцкого была направлена на разложение Церкви прежней и использование церковного «сменовеховства» для создания «живой» (термин, использовавшийся в начале ХХ века для обозначения обновленной, реформированной Русской Церкви), или «обновленческой» Церкви. Ф. Э. Дзержинский был против возрождения Церкви в «обновленной форме», считая, что «лавировать [в вопросах Церкви] может только ВЧК. Официальные и неофициальные сношения партии с попами недопустимы»76. П. А. Красиков, руководитель VIII отдела НКЮ, проводившего кампанию по отделению Церкви от государства, высказывался против использования в политике «развала» Церкви церковной «реформации»77. Заведующий Секретным отделом ВЧК Т. П. Самсонов поддерживал Дзержинского и Лациса, 4 декабря 1920 г. он отметил, что делами Церкви должен заниматься исключительно аппарат ВЧК, а не ЦК РКП(б)78. Антирелигиозная комиссия Л. Д. Троцкого79, как комиссия, единственно занимающаяся Русской Церковью, была утверждена на заседании Политбюро (в «присутствии» Ленина). Она начала функционировать, вобрав в себя целый ряд разрозненных

71 Луначарский А. Религия и социализм // Очерки по философии марксизма. СПб., 1908.

72 См. : Базаров В. А. Богоискательство и богостроительство // Вершины. СПб., 1909; Неведомский М. Модернистское похмелье // Там же; Базаров А. Христиане Третьего Завета и строители Башни Вавилонской // На два фронта. СПб., 1910; Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях // От обороны к нападению. М., 1910.

73 Эта комиссия также называлась Комиссия по драгоценностям, Комиссия Троцкого, Комиссия Реввоенсовета.

74 Петров С. Г. Секретная программа ликвидации Русской Церкви : Письма, записки и почто-телеграммы Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) (1921-1922 гг.). Сибирская провинция и центр: культурное взаимодействие в ХХ в. Новосибирск, 1997. С. 24.

75 См. записку Дзержинского Лацису от [30 ноября — 4 декабря] 1920 г. // Русская православная Церковь и коммунистическое государство / Сост. О. Ю. Васильева. М., 1996. С. 159.

76 Письмо от 9 апреля 1921 г. Цит. по : Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. Тверь, 1996. С. 6.

77 См. : Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941.

С. 160-162.

78 См. : Неизвестная Россия: ХХ век. М., 1992. Вып. 1. С. 34-35.

79 В комиссии председательствовал ставленник Л. Д. Троцкого Н. Н. Попов. См. : Протокол № 32 заседания Политбюро от 19 окт. 1922 г.// Там же. С. 325.

партийных комиссий, существовавших в аппарате ЦК с июля 1921 г.80. В качестве уступки Ф. Э. Дзержинскому Комиссии было рекомендовано «установить тесную и постоянную связь с ГПУ, отделом НКЮста и Агитпропом ЦК»81. Очевидно, Л. Д. Троцкому удалось отстоять свою тактику через привлечение к изъятию церковных ценностей, столь необходимых правительству страны, представителей реформаторски настроенного духовенства.

Возможное одобрение отдельными членами ЦК (Лениным, Луначарским, Каменевым) реформаторских разделов в обновленческих программах подчеркивает и то, что тезисы «самочинного учения» обновленцев82 были опубликованы в издаваемых большевиками журналах, согласно докладу Н. Попова на Политбюро от 12 декабря 1922 г., выходивших под «самым строжайшим контролем»83. Исчезают реформаторские тезисы из обновленческих программ после отстранения Л. Д. Троцкого от руководства Антирелигиозной комиссией.

Рассмотренная в данной статье значительная осведомленность Л. Д. Троцкого о реформаторском значении религиозных тезисов «нового религиозного сознании», внимание Л. Д. Троцкого к «исторической закономерности» для России церковной реформации84, как «буржуазной»85, уверенность в том, что «перескочить» через реформацию в Церкви не удастся, настойчивое желание сохранить первенство своей Антирелигиозной комиссии86 по работе с Церковью, подтверждают мнение историков о приоритете стратегии Л. Д. Троцкого по отношению к Русской Православной Церкви в эти годы и заставляют говорить о его решающей роли в привлечении религиозно-реформаторских разделов в обновленческие программы 1922-1923 гг.

Ключевые слова: Л. Д. Троцкий, обновленчество, «новое религиозное сознание».

80 Крапивин М. Ю. Непридуманная церковная история. С. 90.

81 См. : Протокол заседания Оргбюро № 62, п. 15 // Архивы Кремля. Кн. 2. С. 320.

82 См. : Послание Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) от 15 (28) июля 1925 г. // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. М., 1994. С. 420.

83 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. С. 160-163; Архивы Кремля. Кн. 1. С. 344-348.

84 Троцкий Л. Д. Россия и Европа // Троцкий Л. Д. Проблемы культуры. Соч. Т. ХХ. Культура старого мира. С. 485-497. Эта статья была опубликована в № 166 «Киевской мысли» в 1914 г.

85 Почто-телеграмма Л. Д. Троцкого № 357 // Архивы Кремля. Кн. 1. С. 312.

86 Ставленник Троцкого Н. Попов до своего отстранения 25 января 1925 г. с поста председателя Комиссии в докладах о работе АРК указывал (в разделе «работа по разложению Церкви») на реформаторские тезисы и их содержание (см. : Архивы Кремля. Кн. 1. С. 359).

Leon Trotsky as the Strategist of the Renovationist Reformation

I. V. Vorontsova

The author acquaints readers with the reformation strategy of L. D. Trotsky in the 1922—1923-s and his main role in the attraction of religious-reformation initiatives to renovational programs of the 1922—1923-s. His awareness in the sphere of the «new religious thought» just since the beginning of the XX-th century is shown by the material of the articles of this main renovational split strategist.

Keywords: L. D. Trotsky, renovationism, «new religious thought».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.