Научная статья на тему 'Л. Бальтазар: квебекский национализм как форма сепаратизма'

Л. Бальтазар: квебекский национализм как форма сепаратизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
544
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"QUIET REVOLUTION" / ЛУИ БАЛЬТАЗАР / КВЕБЕК / КАНАДА / "ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / НАЦИОНАЛИЗМ / СЕПАРАТИЗМ / LOUIS BALTHAZAR / QUEBEC / CANADA / NATIONALISM / SEPARATISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусов Константин Вячеславович

В статье представляется теоретическое наследие Луи Бальтазара, видного представителя политической мысли канадской провинции Квебек, одного из ведущих теоретиков квебекского национализма. В его трудах квебекский национализм предстает одной из форм развития сепаратистских тенденций в культуре и политической жизни крупнейшей канадской провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L. BALTHAZAR: QUEBEC NATIONALISM AS A FORM OF SEPARATISM

In the article offers the theoretical legacy of Louis Balthasar, a prominent representative of the political thought of the Canadian province of Quebec, one of the leading theorists of Quebec nationalism. In his writings Quebec nationalism appears as a form of the development of separatist tendencies in culture and political life of the largest province of Canada.

Текст научной работы на тему «Л. Бальтазар: квебекский национализм как форма сепаратизма»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 4

К.В. Гусов

Л. БАЛЬТАЗАР: КВЕБЕКСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

КАК ФОРМА СЕПАРАТИЗМА

В статье представляется теоретическое наследие Луи Бальтазара, видного представителя политической мысли канадской провинции Квебек, одного из ведущих теоретиков квебекского национализма. В его трудах квебекский национализм предстает одной из форм развития сепаратистских тенденций в культуре и политической жизни крупнейшей канадской провинции.

Ключевые слова: Луи Бальтазар, Квебек, Канада, «тихая революция», национализм, сепаратизм.

Ретросценарии эволюции квебекского национализма

В структуре канадского общества Квебек занимает особое место не только благодаря своей значимости для страны как первая по территории и вторая по численности населения провинция. Особое положение было отвоевано Квебеком в ходе непрерывной и весьма упорной «тихой революции» — самого масштабного и успешного опыта борьбы франкоканадцев с попытками «англизации», в которой была достигнута и расширена независимость Квебека от центральных властей Канады. В результате поначалу Квебек в глазах всей Французской Канады обрел статус гаранта ее дальнейшего существования, лидера ее политической борьбы за сохранение самобытной культуры «франкофонии» и устранение экономических привилегий англоканадцев.

Сам Квебек, охваченный бескровными баталиями «тихой революции», охотно признавал за собой полномочия оплота и лидера Французской Канады, как, впрочем, и любой другой статус, обосновывавший особость провинции среди прочих регионов Канады. Это как нельзя лучше отвечало задаче ведения на равных диалога с федеральным правительством, поскольку Французская Канада—понятие трансрегиональное, охватывающее, помимо Квебека, в той или иной степени все канадские регионы1. Так, на заре «тихой револю-

1 О масштабах и влиянии сообщества, составляющего Французскую Канаду за пределами Квебека, могут свидетельствовать следующие данные. Из 7,8 млн франкофонов (приблизительно 23% населения Канады) 1,5 млн проживают в других регионах Канады. Франкоговорящие общины Онтарио, Нью-Брансуика, Альберты и Британской Колумбии насчитывают более 50 тыс. чел. и составляют более 3% населения в Нью-Брансуике, Онтарио, на острове Принца Эдуарда, в Манитобе, Юконе и

117

ции» премьер-министр Квебека Ж. Лесаж отметил в одной из своих речей: «Квебек — политическое выражение Французской Канады»2. Другой премьер-министр, Ж.-Ж. Бертран, отметил позднее, что «без Квебека могли бы существовать французские меньшинства (в Канаде. — К.Г), но не было бы Французской Канады»3.

Франкоканадский национализм, основанный на этнокультурном и лингвистическом родстве франкофонов Канады, получал, таким образом, солидную подпитку для своего развития. Причем, как ни парадоксально, это должно было устраивать и те политические силы, которые ратовали за центростремительные тенденции, за укрепление «лоскутного одеяла»4 канадского государства. Ведь если франкоканадцы рассеяны по всей территории Канады, то Канада — в той же степени их государство, что и государство англоканадцев, и борьба за их права может вестись только в рамках единой Канады. Такой национализм дополнительно цементировал бы Канаду как двуна-циональное государство.

Однако в такой системе федеративных отношений Квебек становился «младшей столицей» Канадской федерации, политическим центром общеканадской франкоязычной общины. Это, безусловно, сместило бы фокус канадской политики, сделав ее двухполярной, вернее, полутораполярной, если учитывать численное превосходство англофонов в Канаде, но укрепило бы базовую структуру единого канадского государства, поскольку появление официального центра Французской Канады уменьшило бы число недовольных своим неравным положением франкофонов. Как показано ниже, Квебек не принял такую перспективу и стал развивать национализм в своей собственной, квебекской версии.

Провинциальный фокус квебекского национализма

Национализм в Квебеке развивался не на этнолингвистической основе, как можно было бы ожидать в преимущественно франкоязычной провинции. Вместо этого в Квебеке стал быстро развиваться национализм гражданский, присущий современному государству-нации в его просвещенческой трактовке. В ней главным фактором интеграции выступает сознание принадлежности к гражданской общности, обладающей четко очерченной территорией и политической субъектностью (суверенностью). В сравнении с граждан-

Новой Шотландии. Французский язык является одним из двух официальных языков Канады, Нью-Брансуика и Юкона, одним из официальных языков Северо-Западных территорий и Нунавута. Расчет статистических данных произведен по данным интернет-сайта Статистической службы Канады www.statcan.gc.ca.

2 Le combat québécois. Montréal, 1973. P. 68.

3 Turi G. Les problèmes culturels du Québec. Montréal, 1977. P. 73.

4 Пантелеев А.В. Канада: губительный мираж. Оттава, 2010. С. 130.

118

ственностью существенно меньшая роль отводится культурным и этническим признакам населения.

Столь неожиданное для притесненных по этнолингвистическому признаку франкофонов стремление оказало влияние на позицию ее исследователей. Так, Л. Бальтазар определяет национализм просто как «чувство принадлежности к нации, сопровождаемое приданием этой принадлежности существенного значения»5 и практически отождествляет нацию и национальное сознание6.

При этом, несмотря на размах преобразований второй половины XX в., в Квебеке так и не появился подлинный общегражданский национализм. Квебекские англофоны не стали полноправными членами квебекского сообщества, точнее, перестали ими быть. Так, по Хартии французского языка 1977 г. ограничивались образование в англоязычных школах и английская географическая топонимика7. И хотя нашумевший закон был отменен Верховным судом, а накал сепаратистских настроений в Квебеке спадал с середины 1990-х гг., англоязычное меньшинство по сей день испытывает серьезные затруднения, например, в трудоустройстве8. Вдобавок произошел раскол между квебекским франкофонным большинством и фран-кофонными меньшинствами в других канадских регионах, по сути между Квебеком и Французской Канадой.

Причины такого противоречивого развития событий, указываемые Л. Бальтазаром, носят объективный и взаимосвязанный характер.

Во-первых, у канадских франкофонов был только один действенный инструмент интеграции — государственный аппарат. Конкуренцию ему могли бы составить конфессиональная или экономическая интеграция. Но позиции католической церкви франкоканадцев были ослаблены активной секуляризацией Квебека в первой половине XX в. Маловероятной была и экономическая интеграция франко-фонного сообщества. Вся экономика Канады регионализирована, что исключает создание общеканадских экономических структур, за исключением внерыночных трансфертов, управляемых федеральным правительством. Кроме того, даже в Квебеке до «тихой революции» командные должности и основные активы в экономике принадле-

5 Balthazar L. Conscience nationale et contexte international // Le Québec et la restructuration du Canada, 1980-1992: enjeux et perspectives. Québec, 1991. P. 31.

6 См.: Гусов К.В. Закат эпохи национальных государств: соотношение национального и интернационального в работе Л. Бальтазара «Национальное сознание и международный контекст» // Акценты. Актуальные проблемы общественных наук. Вып. 2. М., 2009. С. 17.

7 См.: МелкумовА.А. Канадский федерализм: концептуальный аспект: Дисс. ... докт. полит. наук. М., 2003. С. 232.

8 Доклад о правительственных консультациях о двуязычии и официальных языках. URL: http://www.pch.gc.ca/pc-ch/conslttn/lo-ol_2008/lord/index-eng.cfm

119

жали англоязычным канадцам. Соответственно с началом реформ перед квебекскими лидерами стояла задача хотя бы приблизиться к уровню привилегий и доходов англофонов, что обусловило в целом догоняющую модель экономической модернизации.

Что же касается интеграции при помощи государственных механизмов, то здесь у квебекских франкофонов было значительное преимущество перед франкоговорящими общинами других регионов: в Квебеке они составляли абсолютное большинство. Избираемая франкофонами провинциальная администрация стала надежным проводником их интересов.

Во-вторых, Л. Бальтазар отмечает роль такого социально-психологического феномена, как чувство принадлежности к национальному меньшинству или, напротив, к доминирующей национальной группе. Местные франкофонные социумы представляли собой небольшие замкнутые единицы и воспринимали окружающее их англоязычное большинство как враждебный им мир, политически и экономически доминантный и агрессивно навязывающий свои культурные модели. В этих условиях очаги франкофонии видели свою основную и максимальную задачу в сохранении самобытной культуры. Этот подавленный, оборонительный настрой разительно отличался от бунтарского, наступательного задора квебекцев. Неудивительно, что между двумя близкими мирами образовался зазор. Его не стремились уменьшать ни квебекское правительство, занявшее позицию культурной метрополии, но не стремившееся распространять свое влияние в иных сферах, ни франкофонные элиты других канадских провинций, которым «прозревшее» федеральное правительство стало оказывать серьезную экономическую и культурную поддержку.

В-третьих, стремясь на ранних этапах «тихой революции» к политическому самоутверждению любой ценой, в том числе позиционируя себя в качестве «политического выражения Французской Канады», Квебек все же представлял собой лишь провинцию, ограниченную своей провинциальной юрисдикцией9. Выход за рамки этой региональ-ности был проблематичен, какой бы степени остроты ни достигали противоречия с федеральным правительством. Дело заключалось не только в игнорировании Оттавой притязаний мятежной провинции, но и в психологической и технологической неготовности квебекского правительства к политике за границами Квебека—миссии общефедерального масштаба. Большинство вопросов, так или иначе касающихся провинции Квебек, решались Квебеком и Оттавой и практически не затрагивали, к примеру, Онтарио, где проживает крупнейшая после квебекской франкофонная община.

9 Balthazar L. Bilan du nationalisme au Québec. Montréal, 1986. P. 141.

120

Сепаратизм как итог провинциального национализма

Результатом трансформации квебекского национализма, зарождавшегося как этнолингвистический и переросшего в гражданско-территориальный, стало забвение квебекскими лидерами лозунгов, оперировавших понятием «Французская Канада». Вместо этого ими было провозглашено рождение нового социально-политического феномена — «квебекской нации». Как отмечает Л. Бальтазар, «с того момента, когда франкофоны Квебека осознали себя большими кве-бекцами, франкофоны Онтарио стали большими онтарийцами»10.

Безусловно, это был значительный удар по единству франко-фонного сообщества, поскольку, утратив единственную сильную опору в лице Квебека, франкоканадцы за его пределами стали более восприимчивы к взаимодействию с федеральным правительством и англоязычным окружением вообще.

Что же касается Квебека, то после объявления себя нацией провинция замкнулась на себе. Дальнейшему ее самоутверждению продолжала сопутствовать политика суверенизации. Закон о французском языке 1974 г.; функционирование националистических партий с сепаратистскими лозунгами; заключение Мичлейкского и Шарлоттаунского соглашений и особенно проведение референдумов о суверенитете Квебека в 1980 и 1995 гг. обусловили появление «новой квебекской реальности, которая пользуется максимальной автономией если не по праву, то по факту»11. По словам Л. Бальтазара, квебекская администрация не преследовала сепаратистских целей, «речь шла лишь о достижении квебекским государством всех тех полномочий, которые позволяли бы взять на себя ответственность за народ... Сущностью динамики развития Квебека (в описываемый период. — К.Г) было обустройство нового общества, отличного от Английской Канады, но в тесных взаимоотношениях с ней»12.

Таким образом, автор стремится развести явления сепаратизма и национализма. Об этом свидетельствует и признание Л. Бальтазара в том, что он (очевидно, как всякий истинный квебекец) «симпатизирует квебекскому националистическому движению в его самых скромных формах и испытывает глубокое отвращение к фанатизму любых расцветок»13. Далее автор уточняет, что в качестве национализма в скромной форме он приветствует наличествующий сегодня в Квебеке «умеренно-автономистский национализм»14. Этот специфический квебекский национализм готов мириться с автономией в составе Канады во имя несомненных экономических преимуществ,

10 Ibid. P. 140.

11 Ibid. P. 144.

12 Ibid. P. 145.

13 Ibid. P. 7.

14 Ibid. P. 207.

121

но автономия должна быть максимально широкой, обеспечивать «культурный суверенитет» — извечный modus vivendi Французской Канады. Иными словами, автономная провинция Квебек может не быть суверенным национальным государством, но должна иметь право именоваться таковым.

Если подводить итоги, то представляется, что квебекский национализм, неизменно призывавший к сецессии на референдумах и так же неизменно их проигрывавший, имел переходный, инструментальный характер и вполне утилитарную цель — достижение широкой автономии Квебека без выхода из состава Канады. Но несомненно и другое: в результате Канадская федерация ослабла, став еще более асимметричной и пережив прецедент получения отдельным регионом особого статуса. Кроме того, политика, показавшая свою эффективность в решении специфического вопроса франкофонов Квебека, может оказаться губительной при решении иных внутренних проблем. Образно выражаясь, вчера бушующее море квебекского сепаратизма было укрощено маслом лояльности и конвенционализма федерального правительства. Но если завтра этим маслом начать заливать огонь, а не воду, то пожар может стать роковым.

Не случайно даже в относительно успешном квебекском случае Л. Бальтазар с тревогой отмечает проявления этнонационализма и ксенофобии франкоканадцев провинции. Причем недовольство адресуется уже не только их традиционным англоговорящим угнетателям, но и иммигрантам, никак не причастным к этим давним обидам. Ученый называет опасным «отклонение» квебекских националистов от официальной квебекской политики «разумных компромиссов» («соглашений о гибкой практике правоприменения в отношении тех, кому угрожает дискриминация»)15 и от плюрализма, который давно уже сменил в умах квебекцев устаревшие мечты об «однородной канадско-французской идентичности»16.

Можно, конечно, относиться с симпатией к половинчатому национализму франкоканадцев, к договороспособности канадского правительства и даже к обходительности Л. Бальтазара, подчеркивающего националистический, а не сепаратистский характер политического движения квебекцев. Но не следует забывать, что конфедерирование федерации, чего за последние пять десятилетий добился националиствующий Квебек, — это, в сущности, сепара-

15 Доклад Квебекской консультативной комиссии по компромиссному урегулированию культурных различий «Учреждая будущее: время примирения». URL: http:// www.accommodements.qc.ca/documentation/rapports/rapport-final-integral-fr.pdf

16 Balthazar L. La nation québécoise en évolution: la dynamique de la multiethnicité // Études canadiennes / Canadian Studies, revue interdisciplinaire des études canadiennes en France. 2009. N 66. P. 48.

122

тизм в его неэкстремальной форме. И подходы в отношении этого и ему подобных явлений не должны игнорировать это сущностное обстоятельство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусов К.В. Закат эпохи национальных государств: соотношение национального и интернационального в работе Л. Бальтазара «Национальное сознание и международный контекст» // Акценты. Актуальные проблемы общественных наук. Вып. 2. М., 2009. [Gusov K.V. Zakat yepohi nacional'nyh gosudarstv: sootnoshenie nacional'nogo i internacional'nogo v rabote L. Bal'tazara «Nacional'noe soznanie i mezhdunarodnyi kontekst» // Akcenty. Aktual'nye problemy obshchestvennyh nauk. Vyp. 2. M., 2009].

2. Доклад Квебекской консультативной комиссии по компромиссному урегулированию культурных различий «Учреждая будущее: время примирения». URL: http://www.accommodements.qc.ca/documentation/rapports/ rapport-final-integral-fr.pdf [Doklad Kvebekskoy konsul'tativnoy komissii po kompromissnomu uregulirovaniyu kul'turnyh razlichiy «Uchrezhdaya budushchee: vremya primireniya». URL: http://www.accommodements.qc.ca/documentation/ rapports/rapport-final-integral-fr.pdf].

3. Доклад о правительственных консультациях о двуязычии и официальных языках. URL: http://www.pch.gc.ca/pc-ch/conslttn/lo-ol_2008/lord/index-eng. cfm [Doklad o pravitel'stvennyh konsul'taciyah o dvuyazychii i oficial'nyh yazykah. URL: http://www.pch.gc.ca/pc-ch/conslttn/lo-ol_2008/lord/index-eng.cfm].

4. МелкумовА.А. Канадский федерализм: концептуальный аспект: Дисс. ... докт. полит. наук. М., 2003. [MelkumovA.A. Kanadskiy federalizm: konceptual'nyy aspect: Diss. ... dokt. polit. nauk. M., 2003].

5. Пантелеев А.В. Канада: губительный мираж. Оттава, 2010. [Panteleev A.V. Kanada: gubitel'nyy mirazh. Ottava, 2010].

6. Balthazar L. Bilan du nationalisme au Québec. Montréal, 1986.

7. Balthazar L. Conscience nationale et contexte international // Le Québec et la restructuration du Canada, 1980-1992: enjeux et perspectives. Québec, 1991.

8. Balthazar L. La nation québécoise en évolution: la dynamique de la multieth-nicité // Études canadiennes / Canadian Studies, revue interdisciplinaire des études canadiennes en France. 2009. N 66.

9. Le combat québécois. Montréal, 1973.

10.Turi G. Les problèmes culturels du Québec. Montréal, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.