Научная статья на тему 'Л. А. Посадская. Советская повседневность в художественных текстах (1920-1990-е годы)'

Л. А. Посадская. Советская повседневность в художественных текстах (1920-1990-е годы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1064
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л. А. Посадская. Советская повседневность в художественных текстах (1920-1990-е годы)»

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Л.А. Посадская

СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ (1920-1990-е годы)*

Автор монографии Лидия Алексеевна Посадская - доцент Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, специалист по целому ряду аспектов развития русской прозы ХХ в.

Во введении, в частности, говорится, что выдающийся филолог и культуролог Ю.М. Лотман видел в бытовых деталях, в чертах повседневной жизни литературных героев историю страны, эпоху и говорил при этом, что «быт в символическом ключе есть часть культуры» (с. 6).

В монографии Л. А. Посадской имеются три раздела: «Новый быт (1920-1930-е годы»); «Послевоенное десятилетие (19451955 гг.)»; «1960-1990-е годы». В первом разделе в четырех главах автор рассказывает о времени, когда жизнь общества складывалась с новыми установками, иногда сочетающимися с установками старыми. Ведь после совершившейся революции и Гражданской войны в стране произошло резкое изменение бытовых условий.

И. Эренбург в мемуарах «Люди, годы, жизнь» заметил, что долг писателя состоит не только в утверждении благородства и красоты общества, но и в рассказе о его язвах и пороках, о душев-

* Посадская Л.А. Советская повседневность в художественных текстах, (1920-1990-е годы). - М.: АИРО-ХХ1, 2013. - 184 с.

АИРО - Ассоциация исследователей российского общества.

ных изъянах людей. В. Маяковский, говоря о своей сатирической комедии «Клоп», пояснял, что ее содержание есть «разоблачение сегодняшнего мещанства» (с. 18). И. Ильф и Е. Петров в романе «Золотой теленок» осуждали пошлость, демагогию, мещанство. Слова «мещанин», «мещанский» прямо употребляются в текстах рассказов М. Зощенко. В пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца» речь идет об актуальнейшей в 20-е годы проблеме: рядовой человек и революция как «соотношение истории и отдельной жизни» (с. 33).

Во многих произведениях писателей-сатириков 20-х годов описывается провинция, ее заброшенность. Провинциальное захолустье, став советским, не стало иным. Это описывают и роман «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, и повесть В. Катаева «Растратчики». В последней осуждается советская страсть к переименованиям. Так, в ХХ в. в России «изменили названия 129 городов» (с. 42). Что касается городского транспорта, то в 2030-е годы, как правило, основным средством передвижения для широких масс был трамвай. К.Г. Паустовский в «Повести о жизни» отметил, что «нигде человек не вел себя так грубо, как в трамвае» (с. 45). Автомобилей же в эти годы в стране было очень мало, а личные автомобили вообще являлись редкостью, практически их не было. В повести Ю. Олеши «Зависть» за героем Андреем Бабичевым приходил автомобиль служебный, а в «Золотом теленке» Остап Бендер переименовал старенькую машину «Ло-рен-дитрих» в «Антилопу-Гну», и она оказалась впереди автомобильного пробега.

Единственным транспортом для междугородного и международного передвижения была железная дорога. Салон-вагон в конце поезда стал неимоверной роскошью. Его описывает Б. Пильняк в «Повести непогашенной луны». «Мягкий вагон» упоминается и в повестях А. Гайдара. В рассказах М. Зощенко «Веселенькая история» и «Приятная встреча» говорится о злоключениях пассажира общего вагона.

В главе «Жилище» автор монографии пишет о коммунальной квартире, о съемной комнате и общежитии. В городах население жило скученно, причем главным образом в коммуналках. В общежитиях жили по нескольку семей в одной комнате. Рассказ М. Зощенко «Кризис» говорит о жизни в коммуналке: «А их, подлецов, тридцать два человека» (с. 64). В рассказе «Нервные люди» писатель подробно рисует коммунальную ссору, перешед-210

шую в драку. М.А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» также описывает коммунальную квартиру, куда попадает Иван Бездомный в погоне за Воландом.

Писательница В. Панова вспоминала о коммуне, члены которой поселились в ванной коммунальной квартиры: «Один спал на подоконнике, двое на полу, а лучшим ложем, занимаемым по очереди, была ванна» (с. 79). Еще одна примета такого быта - клопы и блохи в общежитиях, квартирах и гостиницах.

Отдельная тема - личность управдома, чья кандидатура утверждалась домоуправлением. У М.А. Булгакова это Швондер в повести «Собачье сердце» и Никанор Иванович Босой в «Мастере и Маргарите». В их образах Булгаков показал облик новой власти: «невежественной, необразованной, амбициозной» (с. 81). А вот быт советской номенклатуры совсем иное дело. Это и отдельная квартира Андрея Бабичева в повести Ю. Олеши «Зависть», и быт профессора Преображенского в «Собачьем сердце» М. Булгакова.

В главе «Блузы, пиджаки, шляпки, чулочки фильдекосовые, лак» характеризуется одежда советских чиновников периода нэпа. Как омерзительная противоположность описывается «разнообразие» одежды простых людей. О последней писал М. Булгаков в фельетоне «Москва краснокаменная».

Литература оставила нам конкретные черты повседневной жизни короткого периода нэпа, напоминает автор реферируемой монографии. Это и стихотворение В. Маяковского «Поиски носков», и повесть М. Булгакова «Собачье сердце», и рассказ П. Романова «Человеческая душа», и рассказ М. Зощенко «Гримасы нэпа», и рассказ В. Катаева «Вещи» и др.

В разделе «Послевоенное десятилетие» показано, что время 1945-1955 гг. было весьма сложным для искусства и, в частности, для литературы. Рассматриваются несколько произведений, где сохраняется «независимость от прямых идеологических воздействий и требований цензуры» (с. 114). Так, в пьесе Леонида Леонова «Золотая карета» провинциальный русский городок, бывший прифронтовым, жестоко пострадал от вражеских бомбардировок, а «золотая карета» - это мечта о счастье. Комитет по делам искусств запретил в 1946 г. постановку этой пьесы. Правда, в романе П. Павленко «Счастье» изображена военная и послевоенная судьба молодой семейной пары. Он и был удостоен Сталинской премии первой степени за 1947 год. А Виктор Некрасов в повести «В род-

ном городе» (1954) описал трудное вхождение бывших фронтовиков в мирную жизнь. Таковы же герои романа Юрия Бондарева «Тишина». Эдуард Лимонов в повести «У нас была великая эпоха» показывает отчаяние инвалидов Отечественной войны. Виктор Астафьев воспроизвел трудный послевоенный быт, основываясь на своем личном опыте бывшего солдата. Его произведения, впрочем, были написаны через полвека после окончания войны.

Житейские послевоенные проблемы (барахолка, «толкучка», комиссионки) излагаются «в личностных повествованиях Е. Рейна, В. Аксёнова, М. Веллера» (с. 127). Писатели того поколения, которые были в послевоенное время подростками, впоследствии вспоминали свои молодые годы, свою студенческую жизнь. Социальная иерархическая лестница в послевоенное десятилетие была даже еще круче, чем в 20-е годы. Быт советской элиты описан в пьесах В. Розова, в романе Ю. Трифонова «Дом на набережной», в «Московской саге» В. Аксёнова.

Особое место в реферируемой монографии занимает творчество А. И. Солженицына. В главе «Жизнь страны глазами зека» анализируются произведения Солженицына «В круге первом», «Раковый корпус» и «Бодался теленок с дубом». О переплетении повседневности и истории думает Глеб Нержин в романе «В круге первом». В повести «Раковый корпус» идет разговор о жизни и смерти, об испытании и терпении, о мужестве и судьбе. В автобиографической книге «Бодался теленок с дубом» воспроизводятся детали повседневной жизни, как и в «Раковом корпусе». «Особенностью письма Солженицына является умение сплетать бытовое с философским и приводить к конкретным историческим, политическим нравственным выводам и оценкам», - заключает Л.А. Посадская (с. 156).

В послевоенные годы вполне естественным было стремление людей ко всевозможным развлечениям. Самыми доступными были вечеринки в кругу друзей, сослуживцев, просто знакомых, да и в офицерской среде. В повести В. Аксёнова «Коллеги» показано, что жизнь страны начала входить в нормальное русло. М. Веллер описывает стиляг. О них же пишет Александр Васильев в книге «Судьбы моды». О новых веяниях музыкальной моды вспоминает А. Сергеев в романе «Альбом для марок». Да и В. Солоухин размышлял о поветриях моды в работе «Слово живое и мертвое».

Вопросам повседневности в конце ХХ в. посвящено в книге всего около 20 страничек текста. Здесь рассказывается о произведениях Ю. Трифонова, драматурга В. Арро, писательницы Л. С. Петрушевской. В частности, о Людмиле Петрушевской говорится, что она «изображает рядового человека в обстоятельствах точно воспроизведенной и образно укрупненной повседневности» (с. 173).

Вещи в современной квартире создают «атмосферу дома». Как знаки материальной культуры вещи занимают большое место в творчестве Татьяны Толстой. Л. А. Посадская считает, что особенность письма Т. Толстой состоит в том, что она «философски размышляет о месте и судьбе предметов, ставших носителями культуры определенного времени в жизни» (с. 175).

В завершение работы о советской повседневности автор замечает, что интерес к ушедшей повседневности не ослабевает в нашей художественной литературе и в первое десятилетие XXI в. (с. 180).

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.