В.В. Дементьева КВЕСТОРСКИЕ PROVINCIAE ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИТАЛИИ
В статье анализируется деятельность квесторов Римской Республики вне Италии. Констатируется, что, находясь в когорте наместника провинции, квесторы решали финансовые и интендантские задачи, их привлекали в сферы судопроизводства и военного командования.
Автор статьи обращается к дискуссионной проблеме, что именно было квесторской провинцией вне Италии - географическая область или должностное лицо с империем, - и делает вывод, что, хотя не территория определяла содержание этого понятия, дефиниция ее только лишь через носителя империя не вполне точна. Квесторская провинция, по мнению автора, это не любая помощь высшему магистрату или промагистрату, это - определенный набор видов деятельности; сфера реализации potes-tas quaestorum.
Ключевые слова: Римская Республика, магистраты, квесторы, провинция, когорта наместника.
С появлением у Рима целей завоевать территории за пределами Италии, а также задач управления ими возросло количество квесторских провинций как сфер непосредственного применения должностной компетенции данных магистратов. В связи с изучением деятельности квесторов вне Италии возникают вопросы, что являлось их провинциями там, каким образом осуществлялись должностные функции по этим новым провинциям, в чем непосредственно эти функции состояли.
Нет сомнений в том, что высшие полномочия по управлению той или иной «заморской» территорией Рима - «провинция» долж-
© Дементьева В.В., 2011
ностных лиц с империем (вначале преторов, затем проконсулов и пропреторов). Оставим в стороне сложные вопросы реконструкции порядка распределения «провинций» между такими магистратами за пределами Италии (различия в процедурах получения проконсульских и пропреторских провинций, пророгации империя или принятия куриатного закона о нем для осуществления полномочий высшей власти) и многие другие, относящиеся к иным магистратам, не квесторам. Будем для краткости обобщенно называть высших эксмагистратов, оказавшихся со своей «провинцией» вне Апеннинского полуострова, «наместниками провинций», понимая прекрасно, что это «наместничество» могло означать лишь ведение военных действий на определенной территории, а провинции как территориально-административной единицы государства могло и не быть.
Независимо от того, что конкретно собой представляла провинция носителя империя за рубежами Италии, в его «когорте» (Cic. Q.f. I. 1.IV. 12) обычно был квестор, а в некоторых случаях -даже два. Например, два квестора были в Сицилии - в Сиракузах и Лилибее; в комментариях Псевдо-Аскония сказано: Cum enim a duobus quaestoribus Sicilia regi soleat, uno Lilybitano, altero Syra-cusano, ipse vero Lilybitanus quaestor fuerit (Ps-Ascon. In Div. 2)1. У Цицерона в его бытность наместником Киликии (51/50 г. до н. э.) был квестор Л. Месцений Руф (Cic. Att. V 11.4; VI 4.1, 7.1-2; Fam. XVI 4.3) и отдельный квестор на Кипре, входившем в сферу полномочий Цицерона, - Г. Секстилий Руф (Cic. Fam. XIII 48)2.
Следовательно, в определенный момент вместо городского римского квестора, отправлявшегося на театр военных действий вместе с консулом, возникают отдельные provinciae quaestorum, связанные с осуществлением римского империя в отдаленных местностях; это происходит в III в. до н. э. в связи с завоеванием Сицилии. В историографии имеется гипотеза о том что первыми римскими провинциями (в административно-территориальном значении слова) управляли в качестве наместников именно квесторы. Т. Моммзен полагал, что с 240 г. до н. э. наместником Сицилии (всей или только ее западной части) был один из квесторов3. Его позицию восприняли (на наш взгляд, некритично) Р. Марино, В. Кункель и др.4.
Моммзен в своем логическом построении исходил из того, что до 227 г. до н. э. претора на Сицилии не было, а с 241 г. по 227 г.
до н. э. требовалось прямое управление от Рима. Он усматривал квесторов-наместников в Сицилии, ссылаясь на Иоанна Лида (De mag. I 27), хотя у Лида содержится в ней совсем иная дата введения новых квесторских должностных мест и по-иному обозначены обязанности магистратов.
Аппиан информирует, изложив условия мирного договора 241 г. до н. э., что римляне стали ежегодно посылать на Сицилию «стратега»: otpathYov ét»oiov ene^nov éç Sixelíav (App. Hist. Sicel. II б), под которым обычно понимается претор, так как это традиционная передача на греческом языке названия римской должности. Не доверяет его свидетельству К. Бреннан, полагающий, что Аппиан не отличается точностью изложения деталей римского управления5. На взгляд английского исследователя, претор перегринов был ко -мандующим римским флотом у Сицилии и помогал квестору в Ли-либее защищать берег острова. Тем самым Бреннан опять-таки полагает, что наместником Сицилии был квестор, а претор выступал в роли его помощника. Но мы должны подчеркнуть, что об управлении Сицилией квестором-наместником данных вообще нет.
Таким образом, статус квесторов как наместников первых римских провинций (Сицилии, Сардиниии и Корсики) не имеет реальной опоры в информации источников. В роли наместника провинции квестор мог быть, только если получал статус пропретора или в иной форме делегированный империй. Но это отдельный сюжет, поскольку относится уже не собственно к provinciae quaestorum. Мы же обратимся сначала к последним.
Как распределялись между квесторами эти новые «провинциальные провинции»? Источники позволяют составить представление, что способов этих было два: по жребию (sortitio) и вне жребия (extra sortem). Цицерон неоднократно говорит о жребии квесторов, отправленных за пределы Италии в составе когорты наместника, например: Cic. Pro Sest. S: quaestor hic C. Antonii, collegae mei, iu-dices, fuit sorte, sed societate consiliorum meus. О Тите Антистии Цицерон сообщает: Huius propinquus fuit T. Antistius, qui cum sorte quaestor Macedoniam obtineret neque ei successum esset, Pompeius in eam provinciam cum exercitu venit (Cic. Fam. XIII 29.3). О проведении жеребьевки информация у Цицерона содержится и в других местах: Cic. Att. VI 6.4; Cic. Pro Mur. 18; Cic. Q.f. I 1.11 (Quaesto-rem habes non tuo iudicio delectum sed eum quem sors dedit, - писал
Цицерон брату Квинту в провинцию Азия). Плутарх так отмечал получение квестуры в Сардинии Гаем Гракхом при консуле Оресте (Plut. Gracch. 22): cuvruyxavei б' àno tamomátou 1a%eîv aù-tov eíj Xapôœ tapaav Ppéatv tù ùnâtœ. Использование глагола 1ay%àvœ заставляет считать, что речь тоже идет о жребии.
Последовательность обычной процедуры назначения квесторов в заморские территории была следующей: сначала принимался senatus consultum de provinciis quaestorum, затем проходило собственно бросание жребия (после Суллы - 5 декабря)6. Цицерон обвинял Марка Антония в несоблюдении этих публичных правил (Cic. Phil. II 50: Quaestor es factus: deinde continuo sine senatus consulto, sine sorte, sine lege ad Caesarem cucurristi), из чего, собственно, становится понятной правовая норма. Однако отдельные провинции между квесторами могли сразу распределяться сенатом, без дальнейшей жеребьевки. Тит Ливий в рассказе о событиях войны с Ганнибалом повествует о действиях Сципиона: Laelium, cuius ante legati, eo anno quaestoris extra sortem ex senatus consulto... (Liv. XXX 33.2). Свидетельство Цицерона: Pompeius, eo robore vir, iis radicibus, Q. Cassium sine sorte delegit, Caesar Antonium... (Cic. Att. VI 6.4). Примеры можно продолжить, но вопрос о соотношении способов поручения квесторам провинций вне Италии, как и в целом о публично-правовой стороне данных актов, должен быть предметом отдельного рассмотрения. В данный момент мы только констатируем способы вручения квесторских полномочий вне Италии.
Назначение квестора в аппарат наместника без жеребьевки обычно было следствием инициативы самого этого наместника. Желание видеть в своем окружении устраивающую носителя империя фигуру было естественным. Проконсулы (пропреторы) стремились получить себе в качестве квестора человека, связанного с ними neces situdo, отношениями близкими (родственными, дружескими). Однако и собственно жребий, согласно mos maio-rum, предполагал близость и святость отношений между квестором и высшим магистратом, о чем писал Цицерон (Cic. Verr. I 11), обвиняя Верреса в нарушении таковых: sortis necessitudinem reli-gionemque violatam. Тот же Цицерон писал брату Квинту в бытность того пропретором в Азии, что должно, чтобы квестор (имелся в виду распределенный к обязанностям жребием) «и по собственному побуждению был сдержанным, и подчинялся твоим указа-
ниям и предписаниям» (hunc oportet et sua sponte esse moderatum et tuis institutis ac praeceptis obtemperare. - Cic. Q.f. I 1.11). И еще более определенно он характеризовал отношения между квестором и наместником провинции как самые тесные в письме к Марку Юнию Бруту: Cum ad te tuus quaestor, M. Varro, proficisceretur, com-mendatione egere eum non putabam; satis enim commendatum tibi eum arbitrabar ab ipso more maiorum, qui, ut te non fugit, hanc quaesturae coniunctionem liberorum necessitudini proximam voluit esse (Cic. Fam. XIII 1Q. 1)7. Л.А. Томпсон полагал, что взаимоотношения квестора и наместника провинций - это «священный вид клиентеллы», со сыл-кой на слова Цицерона о том, что praetor quaestori suo parentis loco esse oporte» (Cic. Div. in Caes. 61)S. Л.А. Томпсон считал также, что один только обычай предков не может объяснить взаимоотношения между Суллой и его квестором Л. Лукуллом или Помпеем Великим и его квестором Меммнием, между Сципионом Aфриканским и Лелием (2Q2 г. до н. э.) или Цезарем и Антонием (52 г. до н. э.)9. Но мы не видим необходимости (в силу отсутствия о том реальных ис-точниковых данных) искать в названных отношениях клиентские связи, думая, что обычая предков, этого «прецедентного права»1", более чем достаточно в данном случае для римских политиков.
Реальные отношения квесторов и носителей империя вне пределов Италии могли складываться различным образом, в том числе и вопреки изложенной норме mos maiorum. Хорошо известен случай, описанный Корнелием Непотом, квестуры Катона 2Q4 г. до н. э.: quaestor obtigit P. Africano consuli, cum quo non pro sortis necessitudine uixit: namque ab eo perpetua dissensit uita (Nepos Cato I 3)11. Н.Н. Трухина справедливо считает, что «причиной ссоры консула и квестора послужил, видимо, новый стиль сципионов-ского командования, способствовавший развитию мародерства»12.
Поскольку число кандидатов на должность квестора было для наместника провинции ограничено предшествующим избранием квесторов на комициях, потенциальные проконсулы во время своих консульских полномочий могли заранее озаботиться формированием своего будущего провинциального штата и оказать помощь на квесторских выборах желательному для них кандидату, лично или через посредство влиятельных друзей. Практика такой поддержки была в Риме распространена, например, Цицерон в «Филиппиках» (Cic. Phil. II 49) говорил, что Марк Антоний по-
лучил от него помощь при соискании квестуры. Во всяком случае (даже с перспективой жребия квесторских провинций) они могли внимательно отнестись вообще к избранию отдельных лиц в низшую магистратуру. Вероятно, потребность добиваться кве-сторского назначения extra sortem появлялась прежде всего тогда, когда возникали особенно нежелательные (по тем или иным причинам) для наместника провинции кандидатуры квесторов. В крайнем случае, как это было в изложенной выше ситуации 204 г. до н. э., консул мог отослать квестора и потребовать его замены на проквестора.
А мог ли сам квестор отказаться от своей провинции за пределами Италии? Источники фиксируют такие единичные случаи. Например, Марк Юний Брут не направился к Цезарю в качестве квестора, о чем Аврелий Виктор пишет так: «Но квестором Цезаря поехать в Галлию не захотел, так как тот не нравился никому из добропорядочных людей» (Aur. Vict. De viris illustr. 14 LXXXII 3. Перев. В.С. Соколова). Думается, что возможность такого отказа была обусловлена назначением квестора extra sortem - вероятность такого способа выделения провинции Бруту велика13. Либо же, на наш взгляд, все могло обстоять еще проще. Брут отказался «на стадии предложения», правовая процедура для его назначения даже и вне жребия и не осуществлялась.
Квестор мог прибыть в провинцию и до начала административного года, на который он был избран в низшую магистратуру, т. е. в качестве десигната. Есть, в частности, указания на квестора-десигната на сицилийской монете, где использовано сокращение от этого должностного статуса: L. Apu. de(signatus) q(uaestor)14. Е. Линдерски и А. Каминска-Линдерски обосновывали, что Марк Антоний, не получив квестуры на 52 г. до н. э. (дело Клодия заставило его снять свою кандидатуру), прибыл летом или осенью того же года после квесторских выборов на 51-й год (на который он опять баллотировался) к Цезарю в Галлию, не дожидаясь сенатус-консульта о провинциях квесторов, и был у него сначала в статусе легата15, а мы добавим - и квестора-десигната.
Каков был срок деятельности квестора в рамках «провинциальной» провинции? Иначе говоря, обязан ли был квестор оставаться в аппарате наместника все время исполнения последним своих обязанностей, или же квестура слагалась по истечении ад-
министративного года? Э.С. Груен в 19бб г. опубликовал статью, в которой, рассмотрев возможные датировки квестуры Норбана при носителе империя Марке Антонии на рубеже 1QQ^ - 9Q^ гг. до н. э. (во время претуры М. Антония, его проконсульского командования в Киликии или позже, во время консулата 99 г. до н. э.), сделал предположение, что квестор оставался с командующим на протяжении всего срока службы последнего115. Груен указал на такие случаи в Поздней Республике, как служба Суллы при Марии во время войны в Нумидии, которая продлилась более двух лет, и служба Верреса при Карбоне в Италии, которая продлилась больше, чем один год. По этому поводу Э. Бадиан высказывает такие соображения: Марий, возможно, лично выбрал Суллу в качестве квестора. Веррес при Гнее Карбоне в Италии был во время вторжения Суллы и краха регулярного правительства17 ( имеется в виду, что ситуации - экстраординарные и потому не показательны).
Пищу для размышлений дает исследователям Плутарх в биографии Гая Гракха: ...гаг фaveгç év 'Pœmv pap' élpíSaj où móvov 0po tœv é%0pœv aítíav eî%ev, allá гаг toîç polloîç allóratov é5óкei to tamíav Ôvta ppoapoatflvai toà apcovtoç. où m^v allá raTngopíaj aùtù gevomévnç épг tœv timhtîv, aíthsámevoj lógov oûtœ metécthse tàç gvœp,aç tœv arauravtwv, œç àpelôeîv °01кАо6ш. tá mégista Só^aj. éatpateàG0ai m^v gáp efh ôœôera eth, tœv al-lœv 5éкa atpateuomévœv év avágraij, tapaeùœv 5è tœ atpathgœ лapamemevhкéval tpietíav, toà vómou met' éviautov épavelôeîv 5i-Sóvtoj (Plut. Gracch. 23)1S. Многим, как видим у Плутарха, показалось странным, что квестор покидает провинцию раньше наместника, но сам Гракх был убежден, что закон позволяет ему оставить ее через год. Данное свидетельство Плутарха было подробно проанализировано Бадианом, который пришел к выводу, что Гракх виноват был в том, что покинул провинцию без разрешения сената или магистрата с империем. Но то, что цензоры в ходе своего процесса его оправдали, свидетельствует о том, что Гай Гракх не нарушил закон, вероятно, он нарушил mos maiorum19. Бадиан обращает внимание также на то, что за три года, в которые Веррес управлял Сицилией, ни один квестор не оставался с ним больше, чем на два года. Отсюда, а также проанализировав другие ситуации, Бадиан делает вывод, что свидетельства от конца Ганнибаловой войны и после Суллы показывают: от квесторов не ожидали, что они оста-
нутся с их командующими до возвращения в Рим последних. Ожидали, что они останутся только на год, или самое большое на два. И хотя более долгая служба была возможной, данных, что это было нормальным, нет20.
Бадиан выстраивает такую логическую цепочку: если при Грак-хе было правило для квесторов - оставаться, пока командующий не возвратился в Рим, тогда следует утверждать, что эта практика, которая существовала в более ранний, догракханский период, в дальнейшем полностью изменилась, а потом была восстановлена Суллой. На взгляд исследователя, «кажется легче полагать... что такого изменения никогда не было, и что Сулла, как и во многих других случаях, кодифицировал то, что было»21. Соглашаясь с наблюдениями Бадиана, добавим от себя следующее. Между экс-магистратом с империем (наместником провинции) и квестором была принципиальная разница в том, что проконсул или пропретор специально получал полномочия для управления провинцией после выполнения магистратуры в Риме, это была уже отдельная должность, а квестор был и в провинции римским магистратом, не бывшим, а настоящим квестором (в отличие от консуляра), и для квестора поэтому действовало правило административного года. Его могли (при его желании) оставить в штате наместника провинций и на следующие год или два, но закон его к этому не обязывал. Другое дело, что процесс его отъезда требовал согласований с сенатом и наместником, чтобы не «оголить» функции квестора, а нормальным образом передать их в другие руки.
Судя по тому, что пишет о квестуре Цезаря Светоний, по просьбе магистрата квестору могли предоставить возможность покинуть провинцию и до истечения административного года22. Мы видим, что в изложении Светония Цезарь не самовольно покинул Испанию, а добивался разрешения; возможно, что ему поменяли квесторскую сферу деятельности - Цезарь хотел уехать в Рим, но отправился в латинские колонии транспаданской Галлии.
Квестору могли и пролонгировать (как мы уже видели) полномочия и по истечении административного года, и тогда он нередко именуется в источниках как ргодиае81ог. Цицерон называл Верреса проквестором Гнея Долабеллы в Азии и Памфилии (Уегг. IV. 11)23.
В 62 г. до н. э. Цицерон обращался в письме к Публию Сестию как к проквестору (Баш. V 6), а в речи в его защиту называл долж-
ность Сестия в период консулата Цицерона 63 г. до н. э. квесторской (Pro Sest. III 8). Причем квестором Сестий был у Гая Антония, одновременно с Цицероном занимавшего консульскую должность, а затем ставшего проконсулом Македонии. Квестором же в Македонии называет в дальнейшем изложении Цицерон и Сестия (Pro Sest. V 13). Анализируя сказанное Цицероном, можно полагать, что про-квестором Сестий стал в результате продления квесторской potestas в провинции на следующий административный год. Для Цицерона, следовательно, полномочия Сестия в Македонии были по сути кве-сторскими, поэтому он использует обозначения quaestor и proqua-estor как взаимозаменяемые. Бадиан отмечал, что в неофициальных контекстах термин quaestor может действительно обозначать pro-quaestor, так же как может претором именоваться проконсул24.
Понятие proquaestor содержится в эпиграфических памятниках и на монетных легендах. Надпись из Самофракии: C. Caecilio Cn. Papirio cos. C. Aercello proq.25 Монеты указывают на проквестора в Азии 82 г. до н. э.: аверс: L. Manli proq.; реверс: L. Sulla im(perator)26. М. Теренций Варрон зафиксирован на монете в качестве проквестора проконсула Помпея в 75 г. до н. э.: аверс: Varro proq.; реверс: Magn. procos.27 Минаций Сабин был проквестором в Испании в 46 или 45 г. до н. э.: аверс - Cn. Magnus imp.; реверс - M. Minat. Sabin pr. q.28 Л. Сестий был проквестором в Македонии 44/43 гг. до н. э.: аверс - L. Sesti proq.; реверс - Q. Caepio Brutus pro cos.29
Греческим эквивалентом термина proquaestor было слово ávti-ta|j,ía$. Оно дошло до нас в четырех надписях, но лишь в одной, относящейся к 35/34 г. до н. э., в полном виде, без лакун30. В остальных оно сохранилось в таких видах: в надписи, созданной между 84 и 78 гг. до н. э., - (á)vraa|ía$31; в надписи, датируемой перед 56 г. до н. э., - áv(ti)tamíav32; в надписи, дата которой не поддается установлению и в которой не известно имя должностного лица, -ávTi(ta|j,íaav?)33. Уверенности в реконструкции последней нет, но в целом все надписи относятся к функционированию ávraa|iíai (proquaestores) не в Риме и не в Италии, а в провинциях.
Принято считать, что проквестор - это такой республиканский квестор, который замещал умершего или вообще выбывшего квестора34. Действительно, например, на легата «вместо квестора» в Македонии 88/87 г. до н. э. указывает монетная легенда: Make-5óvrov. Suura leg. pro q.35. Или, допустим, Варрон в 75 г. до н. э. был
проквестором у Помпея вместо умершего предшественника. Но чаще всего термином «проквестор» обозначался квестор за пределами Италии с продленными сверх годичного срока полномочиями.
В чем же состояли непосредственные функции квесторов за пределами Италии, т. е. что собой представляла квесторская «провинция в провинции» с точки зрения видов непосредственной деятельности?
Круг квесторских задач в территорриальных провинциях римского государства может быть очерчен следующим образом. Не приходится сомневаться, что и вне Италии квесторы должны были заботиться о государственных финансах. О том, что квестор имел доступ к казенным деньгам, говорил в речи против Верреса Цицерон: quaestura, primus gradus honoris, quid aliud habet in se nisi Cn. Carbonem spoliatum a quaestore suo pecunia publica, nudatum et proditum consulem, desertum exercitum, relictam proviciam... (Cic. Verr. I 11)36. Связана с этим была и интендантская служба, о которой сообщает Гиртий: Caesar M. Antonium quaestorem suis praefecit hi-bernis (Hirt. Bell. Gall. 8.2.1)37.
Р. Шульц акцентировал, что важнейшей задачей квестора, находившегося в когорте наместника, было управление провинциальным бюджетом. Это было связано как с оплатой и снабжением продовольствием солдат, так и с поставками зерна администрации наместника (frumentum in cellam, frumentum aestimatum)38. Со ссылкой на Цицерона Шульц отмечает, что в Сицилии сиракузский квестор до 75 г. до н. э. сдавал в аренду сбор десятины вином, маслом и мелкими плодами; в остальных западных провинциях квестор занимался раскладкой поземельных налогов39.
Предстают квесторы вне Италии перед нами и в роли военных командиров, что неоднократно мы видим в «Записках о галльской войне»: Caesar singulis legionibus singulos legatos et quaestorem praefecit, uti eos testes suae quisque virtutis haberet (Caes. Bell. Gall. 1.52.1) Или, в другом месте: tres in Belgio conlocavit; his M. Crassum quaestorem et L. Munatium Plancum et C. Trebonium legatos praefecit (Caes. Bell. Gall. 5.24.3). У Гиртия Марк Антоний в качестве квестора пребывает то во главе легиона, то с 15 когортами (Hirt. Bell. Gall. 8.24.2; 8.38.1). У Веллея Патеркула содержится информация о военных подвигах Кассия в бытность его квестором при Крассе (Veil. II 42 XLVI 4-5)40: Обратим внимание на то, что на театрах
военных действий мы застаем не особых «военных» квесторов, какими их иногда видят исследователи, а обычных квесторов, с компетенцией не только в военной, но и гражданской сфере41.
Немаловажно, что квесторы в административных провинциях были заняты и с сфере судопроизводства (Suet. Iul. 7.1; 8.1). Юрист Гай отмечает, что в провинциях римского народа квесторы имели юрисдикцию, равную таковой у курульных эдилов: item in edictis aedilium curulium, quorum iurisdictionem in prouinciis populi Romani quaestores habent (Gaius. I 6), что вполне резонно понимать как функции судопроизводства в вопросах, связанных с хозяйственной жизнью (экономического характера); известно, что курульные эдилы имели специальную юрисдикцию по торговым спорам.
Квестор в провинции был человеком, облеченным магистратской potestas, поэтому в случае, когда носители империя покидали пределы провинции, квестор был самым реальным претендентом на то, чтобы именно ему делегировалась власть наместника. Цицерон в письме к Аттику в августе 50 г. до н. э. объяснял, почему он, покидая Киликию, оставил во главе провинции Целия, бывшего при нем квестором на основании жребия (Cic. Att. VI 6. 3-4). В подобных случаях квестор получал иной статус.
Веллий Патеркул (II 45.4) дает обозначение quaestor cum iure praetorio, т. е. квестор с преторской властью (с преторским правом) - в таком статусе Клодий отправил Катона на Кипр. У Цезаря встречаются обозначения quaestor pro praetore (квестор вместо претора или в качестве претора), в частности, так определена должность Квинта Корнифиция в Иллирии (Bell. Alex. 42). Статус Пизо-на quaestor pro praetore называет в Ближней Испании Саллюстий (Cat. 19.1.1). Эти сведения нарративной традиции подтверждаются эпиграфикой: Cn. Calpurnius Cn. f. Piso, quaestor pro pr(aetore) ex s(enatus) c(consulto) provinciam Hispaniam citeriorem obtinuit (CIL I 598 = VI 1276), в которой Кальпуриний Пизон назван квестором «вместо претора» в провинции Испании (65/64 гг. до н. э.), причем на основе сенатусконсульта. Так же (только в сокращении) названа должность Папирия в недатированной надписи (видимо, конца Республики): C. Papirius C. f. Clu. Carbo tr. mil. XXVI vir q. pro pr. Antullia Q. f. uxor. (CIL. VI 1317). Такой же сокращенный вариант того же названия представлен и в надписи, найденной недалеко от Карфагена и относящейся к 44-42 г. до н. э.: D. Laelius
D. f. Balbus q(uaestor) pro pr(aetore) assa destrictar(ium) solariumque faciundu(m) coerav(it). (CIL VIII, 24106).
Таким образом, quaestor pro praetore выполнял функции претора в провинции, а уже не собственно квесторские полномочия. В той же роли - с делегированными полномочиями наместника провинции - мог оказаться и проквестор. Это зафиксировано эпиграфикой: (Scribonio) L. f. Liboni pro q. pro pr. apsenti42, надпись из Испании Дальней, по начертанию букв датируется концом Республики, сокращение со всей очевидностью означает proquaestor pro praetore - проквестор вместо претора. Мы полагаем, что тот же самый термин для обозначения должностного лица содержится в переписке Цицерона (Ad fam. XII 15): P. Lentulus P. f. proq. pro pr. s. d. coss. pr. tr. pl. senatui populo plebeique Romanae. В переводе В.О. Горенштейна слова переставлены местами и между ними поставлена запятая - «пропретор, проквестор Публий Лентул, сын Публия, шлет привет консулам, преторам, народным трибунам, сенату, римскому народу и плебсу». Получается, что Лентул приветствует, будучи одновременно и пропретором, и проквестором. Однако не приходится сомневаться, что должность указана как proquaestor pro praetore.
В исследовательской литературе и энциклопедиях иногда встречается латинское словосочетание quaestores provinciales - оно содержится, например в словаре Любкера43. Такой термин - латинский новодел, он не является термином источников, и понятно почему. Квесторы - они все «провинциальные», в том смысле, что они все со своей провинцией - и в Риме, и в Италии, и за ее рубежами. Но они все именно римские квесторы, ибо и вне Италии это собственно римские магистраты. Принципиальным отличием от посланных за пределы Италии проконсулов и пропреторов было для них то, что квесторы обычно отправлялись туда не как промагистраты, а как магистраты. Они могли стать промагистратами уже там, оставшись по истечении административного года, что вызвано было, по всей видимости, несоответствием числа квесторов и количества административно-территориальных единиц римского государства. Оставляя квесторов еще на один, два, а то и три года в штате наместника провинции, римляне решали проблему «комплектования провинциальной администрации», это было «технически» проще, чем увеличивать количество должностных мест в квестуре (кото-
рое, хотя постоянно и росло, тем не менее, видимо, несколько отставало от реальных управленческих потребностей).
Итак, что являлось квесторской провинцией вне Италии? Р. Стюарт заострила вопрос так - была ли это географическая область или консул (имея в виду собирательно - высшее должностное лицо с империем)? Рассмотрев случаи «географической провинции», Стюарт пришла к выводу, что территориальное указание в источниках обычно связано с различением, «преторская» или «консульская» это провинция. Квесторская же провинция, по ее мнению, - это командующий44. Согласимся, что не «география» определяла суть квесторской провинции, что направляли квестора к определенному «наместнику провинции», независимо от того, была ли у того в управлении территория, включенная в состав римского государства, или же его провинцией было чисто военное поручение. Но, на наш взгляд, дефиниция квесторской провинции все же нуждается в уточнении. Квесторская провинция - это все-таки определенный набор видов деятельности в пределах действия римского империя и интересов римского государства. Вне Италии персонифицировал то и другое (и римский империй, и римские интересы) наместник провинции. Однако сфера деятельности в «ко -горте наместника» у квестора была вполне очерченной. Если бы она была неопределенной (помощник для любых поручений), мы бы тогда сказали, что да, действительно, квесторская провинция это командующий, но предыдущее изложение показывает, что это не так. Особенно подчеркивает провинцию квестора - как компетенцию в определенных делах - наличие двух квесторов с двумя разными провинциями внутри одного «наместничества» (как это было в Сицилии и в Киликии, см. выше).
В связи с тем, что деятельность квестора за пределами Италии имела гораздо большую привязку к держателю империя, чем к территории, следует остановиться и на имеющейся в научной литературе теории, согласно которой во времена Цицерона создаются особые должностные места так называемых консульских квесторов45. О специальной «консульской квестуре» писал, например, В. Кун -кель46. Под «консульскими» понимаются квесторы с сугубо гражданскими функциями, возникшие в результате развития «военной квестуры». Трактуется такой процесс следующим образом: если консул действовал в военной сфере, то при нем был квестор. Этого
квестора консул получал до того, как покидал Рим, и он с течением времени стал оставаться при консуле также и после войны, до конца административного года. Сам Цицерон, действительно, делает своеобразную «персональную привязку» определенного квестора к определенному консулу. (Pro Sest. Verr. I 11). Фрагменты источников, которые приводятся в литературе как аргумент в доказательство существования в Поздней Республике и Империи особой группы консульских квесторов, следующие. Плиний (Ep. 23.5) дает следующее выражение: Qua industria qua modestia quaestor, consulibus suis et plures habuit non minus iucundus et gratus quam utilis fuit! Светоний (Caes. 23) отмечает: et statim quaestor eius in praeiudicium aliquot cri-minibus arreptus est. Тацит (Ann. XVI 34), повествуя уже о временах Нерона, пишет: Tum ad Thraseam in hortis agentem quaestor consulis missus vesperascente iam die. В этих пассажах квестор определяется через существительное «консул» в соответствующем падеже и числе. Но, на наш взгляд, во всех этих фрагментах речь идет только о том, что квестор - как низший магистрат - всегда «при консуле», как магистрате высшем. И в этом смысле любой квестор - «консульский» (в значении «при должностном лице с империем»), но выделять в таком статусе особую квесторскую провинцию и находить особые должностные места квесторов мы оснований не видим. В I в. до н. э. в связи с расширением римской экспансии в Средиземноморье квесторов, направленных к «консулам» за рубежи Италии, стало заметно больше, и задерживаться они стали у них дольше, что, по нашему мнению, и создало у исследователей иллюзию существования особой «консульской квестуры», выросшей из «военной». Существование специальной «военной квестуры» и, соответственно, «военной провинции» квесторов мы не находили и для времени, когда военные действия римлян не вышли за пределы Италии, не находим мы ее и для времени их активных действий за ее рубежами.
Итак, свои provinciae за пределами Италии квесторы получали после вынесения постановления сената об их распределении между данными магистратами с последующей затем процедурой жеребьевки или без нее. Находясь в штате наместника провинции в течение административного года, они решали финансовые и интендантские задачи, привлекались в сферы судопроизводства и военного командования. Полномочия квесторов вне Италии мог-
ли быть пролонгированы, но законодательной нормы, обязывавшей их находиться с наместником до конца его срока, не было. Пребывание квестора в когорте наместника могло быть меньше административного года, если на то было желание той или другой стороны, подкрепленное - в случае, если этой стороной был квестор, - согласием носителя империя и/или сената. Ргоутс1ае квесторов за пределами Италии - не территория, но и не проконсул (пропретор), т. е. не любая помощь высшему магистрату или промагистрату, а выполнение должностных функций в когорте наместника в рамках определенных видов деятельности в пределах действия римского империя и интересов римского государства. Ргоутаае диае81огиш - это сферы реализации ро1е81а8 диае81югит, в том числе и вне Италии.
Примечания
Цит. по: Dahlheim W. Gewalt und Herrschaftssystem der römischen Republik. Berlin; New York, 1977. S. 30.
См.: АбрамзонМ.Г. Римское владычество на Востоке: Рим и Киликия (II в. до н. э. - 74 г. н. э. СПб., 2005. С. 116-117.
Mommsen Th. Römisches Staatsrecht. 3. Aufl. Leipzig, 1952. Bd. 2. S. 570572.
Marino R. La Sicilia dal 241 al 210 a.C. Rome, 1988. S. 25-27; Kunkel W. Staatsordnung und Staatspraxis der Römischen Republik. 2. Abschnitt: Die Magistratur. München, 1995. S. 142-143. Подробнее об этом см.: Власова О.А. Эволюция магистратуры римского претора (367-122 гг. до н. э.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. Вып. 23 (1). С. 28-43.
Brennan C. The Praetorship in the Roman Republic. Vol. I. Oxford, 2000. Р. 87-89. См. об этом: Власова О.А. Указ соч. С. 35. Linderski J, Kaminska-Linderski A. The Quaestorship of Markus Antonius // Phoenix. The Journal of the Classical Association of Canada (Revue de la Societe canadienne des Etudes classiques. 1974. Vol. 28. P. 220-221. (Linderski J. Roman Questions. Selected Papers. Stuttgart, 1995. P. 258259); Schulz R. Herrschaft und Regierung Roms Regiment in der Provinzen in der Zeit Republik. Paderborn; München; Wien; Zürich, 1997. S. 175. «Когда твой квестор Марк Варрон выезжал к тебе, я не считал, чтобы он нуждался в рекомендации. Ведь я полагал, что он достаточно пре-
2
3
4
5
6
7
9 10
13
14
15
16
17
18
19
20 21 22
поручен тебе самим обычаем предков, который, как тебе известно, велит, чтобы союз наместника с квестором ближе всего напоминал родственную связь с детьми» (перев. В.О. Горенштейна). Thompson L.A. The Appointment of Quaestors extra sortem // The Proceeding of the African classical associations (PACA). 1962. Vol. 5. P. 17. Ibid. P. 18.
Badian E. The Silence of Norbanus. A Note on Provincial Quaestors under the Republic // American Journal of Philology. 1983. Vol. 104. P. 162. «Будучи квестором, он попал под начало консула П. Африканского, но не ужился с ним вопреки служебному долгу: так он ссорился с ним потом всю жизнь» (перев. Н.Н. Трухиной).
Непот Корнелий. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках / Перев., ст. и коммент. Н.Н. Трухиной. М., 1992. С. 101.
Thompson L.A. Op. cit. P. 26.
Sobeck F. Die Quästoren der Römischen Republik. Inaugural-Dissertation. Trebnitz, 1909. S. 85.
Linderski J., Kaminska-Linderski A. Op. cit. P. 223. Badian E. Op. cit. P. 157. Ibid. P. 159.
«...неожиданно появился в Риме, так что не только враги хулили его повсюду, но и народу казалось странным, как это квестор слагает с себя обязанности раньше наместника. Однако, когда против него возбудили обвинение перед цензорами, Гай, попросив слова, сумел произвести полную перемену в суждениях своих слушателей, которые под конец были уже твердо убеждены, что он сам - жертва величайшей несправедливости. Он прослужил в войске, сказал Гай, двенадцать лет, тогда как обязательный срок службы - всего десять, и пробыл квестором при полководце три года, тогда как по закону мог бы вернуться через год» (перев. С.П. Маркиша). Badian E. Op. cit. P. 162-164. Ibid. P. 166. Ibid. P. 167.
Suet. Iul. I 7-8: Quaestori ulterior Hispania obuenit; ubi cum mandatu praetoris iure dicundo conuentus circumiret Gadisque uenisset, animaduersa apud Herculis templum Magni Alexandri imagine ingemuit et quasi pertae-sus ignauiam suam, quod nihil dum a se memorabile actum esset in aetate, qua iam Alexander orbem terrarum subegisset, missionem continuo effla-gitauit ad captandas quam primum maiorum rerum occasiones in urbe. cuius legatio exitium fuit Asiae totius et Pamphyliae, quibus in provinciis multas domos, plurimas urbis, omnia fana depeculatus est, tum cum in
8
11
12
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
38
39
40
42
43
44
45
46
Cn. Dolabellam suum scelus illud pristinum renovavit et instauravit qua-
estorium, cum eum, cui et legatus et pro quaestore fuisset, et in invidiam
suis maleficiis adduxit, et in ipsis periculis non solum deseruit, sed etiam
oppugnavit ac prodidit...
Badian E. Op. cit. P. 159.
SobeckF. Op. cit. S. 19.
Babelon E.Ch.F. Op. cit. Vol. II P. 177.
Ibid. P. 486.
Ibid. P. 225.
Ibid. P.457.
Sobeck F. Op. cit. S. 72. Ibid. S.32. Ibid. S.56. Ibid. S. 81.
Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. Т. 3. М., 2001. С. 158.
Sobeck F. Op. cit. S. 37.
«...к чему иному свелась его квестура, первая почетная должность, как не к тому, что он украл у Гнея Карбона, чьим квестором он был, казенные деньги, ограбил и предал своего консула, бросил войско, покинул провинцию...» (перев. В.О. Горенштейна). «..Цезарь назначил комендантом своего зимнего лагеря квестора М. Антония..» (перев. М.М. Покровского). Schulz R. Op. cit. S. 174. Ibid. S. 174-175.
Transgressum Euphraten Crassum petentemque Seleuciam circumfusus immanibus copiis equitum rex Orodes una cum parte maiore Romani exercitus interemit. Reliquias legionum C. Cassius, atrocissimi mox auc-tor facinoris, tum quaestor, conseruauit Syriamque adeo in populi Romani potestate retinuit ut transgressos in eam Parthos felici rerum euentu fuga-ret ac funderet.
См.: Wesener G. Quaestor // Pauly / Wissowa Real-Encyclopedie der clas-sischen Alterthumswissenschaft. Bd. XXIV. Stuttgart, 1963. Sp. 815. Sobeck F. Op. cit. S. 78-79. Любкер Ф. Указ. соч. С. 188.
Stewart R.L. Sors et provincia: Praetors and quaestors in Republican
Rome. Michigan, 1987. P. 342-349.
См об этом: Wesener G. Op. cit. Sp. 817-818.
Kunkel W. Op. cit. S. 528.
37
41