A UNiVERSUM:
¿ЖЖ-Ь ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
КВЕСТ - ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА
Серых Лариса Владимировна
канд. пед. наук, доцент, преподаватель кафедры теории и методики воспитания, Сумской областной институт последипломного педагогического образования,
40007, Украина, г. Сумы, ул. Р.-Корсакова, 5 E-mail: Su181260SL [email protected]
QUEST CREATIVE OF INTELLECTUAL-PUZZLE GAME
Larisa Sierykh
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Lecturer of Theory and Principles of Education Chair, Sumy Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education,
40007, Ukraine, Sumy, R.- Korsakov St., 5
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются и обобщаются научные работы по педагогической теории и эмпирический опыт воспитательной практики развития подростков во внеурочное время. Раскрываются возможности игрового квеста в развитии коммуникативных, умственных и эстетичных качеств воспитанника. Акцентируется внимание на креативном потенциале квеста, что позволяет при соблюдении педагогических условий и методики проведения, развивать внимание, память, мышление, умение работать в команде, воспитывать интерес к изобразительному искусству, умению его воспринимать и наслаждаться им.
ABSTRACT
The article analyzes and summarizes research works on the educational theory and empirical experience of educational practice of teens' development at non-school hours. Possibilities of gaming quest are revealed to develop communicative,
Серых Л.В. Квест - творческая интеллектуально логическая игра // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 5 (23) URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3171
mental and aesthetic qualities of pupils. Attention is drawn to the creative potential of the quest that allows obeying pedagogical conditions and methods of procedure, develop attention, memory, thinking, ability to work in the team, nurture interest in fine arts, the ability to perceive and enjoy it.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, внешкольное образование, квест, подростки.
Keywords: aesthetic education, out-of-school education, quest, adolescents.
Введение. Мы живем в интересную эпоху, когда изменения стремительно набирают обороты, а это значит, что нам нужно, во-первых, быть осведомленными в них, держать руку на пульсе жизни, а во-вторых, гибко адаптироваться к новым условиям. И те, кто не сможет (не захочет) так быстро изменяться, повторят судьбу динозавров. Сегодня молодежь является интеллектуальной, творчески развитой частью нашего общества. Педагогу, который осуществляет учебно-воспитательную работу, чтобы быть интересным для молодежи, следует внедрять те или иные виды современной деятельности.
Результаты исследования и обсуждение. Проблему эстетического воспитания личности в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях ученые рассматривали с многих позиций. С позиции совершенствования сущностных основ педагогического образования (С. Гончаренко, И. Зязюн, М. Лещенко, Н. Миропольска, Н. Ничкало, О. Рудницкая, О. Савченко и др.); естественных характеристик и развития личности (И. Бех, Л. Выготский, Г. Костюк, П. Мясоед, Б. Теплов и др.); анализа содержания и направления воспитания личности во внешкольных учебных заведениях (О. Биковская, В. Вербицкий, Л. Ковбасенко, Е. Литовченко, В. Мачуский, Г. Пустовит, Т. Сушенко, Л. Тихенко, В. Шахрай и др.); идеи интегративного художественного образования, поликультурного и полихудожественного подхода (Ю. Борев, О. Комаровская, Л. Масол, М. Семко, Л. Серых и др.); сущности и многофункциональности эстетического
отношения, его содержания, диалектики (Г. Апресян, С. Гольдентрихт, М. Каган, М. Киященко, В. Крутоус, М. Овсянников, В. Орлов, В. Чиаурели, Г. Шевченко и др.); психологии взаимосвязи учения, воспитания и развития личности (А. Запорожец, Я. Неверович); психологии эмоций (В. Вилюнас, С. Носенко, П. Симонов, С. Якобсон); единства интеллектуального (Л. Божович, В. Мясищев, В. Поплужный, Л. Путляева, О. Тихомиров и др.) [1, с. 36-53].
В контексте отмеченного, накопленный материал нуждается в систематизации, поэтому статья посвящена анализу и обобщению научных доработок педагогической теории и эмпирический опыт воспитательной практики развития подростков во внеурочное время.
Стоит заметить, что по традиционному определению, урок - это форма организации учебных занятий, при которой соблюдаются временные локальные рамки, постоянный состав учеников и определена дидактичная организация [2, с. 5]. Урок - форма учебной работы, где учитель в рамках установленного времени, с постоянным составом учеников одинакового возраста при постоянном расписании решает определенные учебно-воспитанные задание. Кроме урока, учеба может быть организована в форме творческой мастерской, проектного, семинарского занятий учеников [2, с. 9].
В.Д. Шарко, обобщая взгляды многих научных работников, к основным компонентам урока как системы относит: содержание учебного материала, методы и средства учебы, формы организации учебной деятельности учеников. Все они находятся в тесной связи и определяются целью урока. Педагог замечает, что существенное влияние на определение структуры урока и его композиции, а также на ход и результаты осуществляют участники учебно-воспитательного процесса - ученики и учителя. От особенностей каждого из них в значительной мере зависят и выбор приемов познавательной деятельности, и производительность их реализации [2, с. 9].
Рассматривая урок как систему учебно-воспитательной деятельности, привлечем внимание к его общей цели и частичным целям. Проблема целеустремленной деятельности человека не новая. Она сводится
к утверждению: без цели нет деятельности, без цели нет результата. Четкость цели помогает найти главное звено и сосредоточить на нем усилие участников учебного процесса [2, с. 9].
Ссылаясь на научную работу В.Д. Шарко, заметим, что функционирование любой системы, в том числе и такой, как урок, всегда связано с процессом целепостановки и целереализации.
Целепостановка - сложная, наиболее ответственная часть работы из организации учебной деятельности учителя и учеников, которая предусматривает определение конечного результата, к которому должны прийти участники учебно-воспитательного процесса [2, с. 10].
Целереализация - это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель - внутренняя причина) переходит в следствие - результат деятельности. Достижение социально значимых целей учебы предусматривает постановку и решение воспитательных, развивающих и учебных (когнитивных) целей урока, которые связаны с развитием личностных качеств человека, ее духовного мира; развитием способностей и приобретением знаний, умений и навыков [2, с. 10].
Одно из требований учебно-воспитательного процесса заключается в том, чтобы предмет учебы был для ребенка интересным, поэтому в своем педагогическом арсенале педагог все время должен находить что-то новое, поощрять учеников к поискам нужной информации, чтению, качественной проработки новой темы и т. п. На помощь могут прийти такие формы работы, которые используются в музейной, театральной педагогике, работе кружка, психологических тренингах. Среди таких форм, которые мало используются в школе, однако столь популярной за ее пределами, квест.
Квест (от английского guest - «поиск») - разновидность интеллектуально логических активных игр, синоним активного отдыха. Сегодня квест считают главным конкурентом компьютерных игр в борьбе за время молодежи. Это игровая форма группового выполнения заданий, которая имеет длительную
историю развития, много вариантов использования и немало позитивных моментов [3, с. 1].
Во время квеста ученики отгадывают непростые, неожиданные загадки (задание), что характеризует квест как экстремально интеллектуальную игру, что объединяет элементы игр «Что? Где? Когда?» с интригой «Острова сокровищ». Эта увлекающая, драйвовая игра предусматривает применение как физических (игроки постоянно в движении), так и умственных усилий, смекалки, артистизма, проявления командного духа [3, с. 2].
В идеальном варианте квест - это командная игра, для которой нужна сильная координация действий всех игроков [5]. Интересно проводить квест в группах, предварительно определив название команды-группы. Здесь есть сопереживание, соперничество, поддержка игроков своей команды и тому подобное. Определив тему и цель, рассмотрим методику проведения квеста.
Квест для группы «Живописцы» учитель разрабатывает заранее изучаемый материал. Проводить его можно как в классе, так и на пленере, в музейной комнате.
Цель: обобщить знание о живописи, видах и жанрах живописи; понять, как передается настроение в композиции; развивать внимание, память, мышление, умение работать в команде, толерантность; воспитывать интерес к изобразительному искусству, уметь его воспринимать и наслаждаться им.
Задания: учить различать виды и жанры живописи; учить использовать дидактичный материал; развивать умение решать головоломки, кроссворды, загадки; формировать умение выполнять задание за определенное время; формировать умение работать в команде, поддерживая друг друга; учить выполнять короткие (быстрые) зарисовки «по-влажному».
Оборудование: плакаты с кроссвордами, головоломками, репродукциями живописных произведений (натюрмортами). Геометрические фигуры; муляжи фруктов, овощей; карточки «Этапы рисования». Стенд с магнитными карточками «Виды и жанры живописи»; секундомер, наушники, звуковоспроизводящая аппаратура, маршрутные листки (или карты маршрута).
Карта маршрута
Остановка 1. Натюрморт. Остановка 2. Цвет. Остановка 3. Исследование цвета. Остановка 4. Композиция натюрморту. Остановка 5. Планирование. Остановка 6. Пейзаж.
Рисунок 1. Остановка 1. «Натюрморт»
1. Составьте слово из данных букв и угадайте название первой остановки: Т-2, А-1, Н-1, Р-2, Ю-1, М-1, О-1 (натюрморт).
2. Слово французского происхождения, в переводе значит «неживая природа».
3. Вид изобразительного искусства, в котором изображаются овощи и цветы.
4. Изберите натюрморт среди нескольких жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж).
5. Конкурс «Знатоки предметного мира» (среди муляжей найдите предметы, которые можно использовать в построении натюрморта).
Остановка 2. «Цвет»
1. Отгадайте загадку, отгадка - название второй остановки. «Из чего состоит радуга?» (из цветов).
2. Проведем «Блиц». Из серии дидактических карточек выберите необходимую.
• Что общего между этими жанрами? (выполненные в живописи).
• Что является выразительными средствами? (форма, цвет, пятно).
• Какие элементы помогают нам воспринимать объемную форму, материал и пространственное размещение предметов? (светотень, цвет).
• - Как свет влияет на цвет предмета?
Остановка 3. «Исследование»
1. Рассмотрите образцы репродукций картин с изображением освещения разной интенсивности. Подготовьте ответы:
• Как солнечный, электрический, лунный свет влияет на цвет предметов? (Солнечный свет делает цвет предметов светлее; лунный - серым, бледно голубым, бледно-зеленым; электрический - светло-желтым).
• Изменяется ли цвет в зависимости от расположения предметов? Каким образом? (На переднем плане важную роль играют собственные цвета; на дальнем - условные).
• Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно использовать цвет).
2. Исследуйте на примере двух произведений искусства, как художники передают настроение в композиции (В. Кандинский «Мрачное», В. Конашевич «Синерария»).
Робота В. Кандинского «Мрачное» совмещает в себе пятна на контрастах, цвета использованы насыщенные, густые. Вызывает страх, тревогу, напряженность. В. Конашевич в картине «Синерария» использовал акварель «по-влажному». Этот прием делает изображение с мягкими переходами одного цвета в другой. Преобладают холодные цвета. Знакомство с картиной дает ощущения покоя, уюта, летней прохлады. Работу «по-влажному» вы будете выполнять на пятой остановке.
Остановка 4. «Композиция натюрморта»
Перед тем, как выполнять работу акварелью или гуашью, нужно сначала отгадать зашифрованное слово (композиция) и выполнить композицию натюрморта.
1. Постройте натюрморт из отдельных предметов: фрукты, цветы и др.
2. Проанализируйте ваши композиции.
3. Постройте совместные работы (композиции).
4. Презентуйте идеи, мысли относительно изображения натюрморта членам вашей команды.
5. Стендовая игра «Композиция натюрморта».
• Ключевое слово - направление следующей остановки.
Остановка 5. «Планирование»
1. Расположите этапы рисования акварели, которые поданы на карточках, в правильной последовательности.
2. Утвердите план ваших действий.
3. Выполните быстрые зарисовки предметов натюрморта.
1) Карандашом легкими линиями обозначьте контуры предметов. Такими же тонкими линиями отметьте блики, свет и тени всех предметов.
2) Увлажните лист бумаги, прорисовывая общий фон. Прокладывайте краской цвета светлых предметов, а затем более темных, за исключением бликов, которые пока еще останутся незакрашенными и могут остаться незакрашенными в окончательной работе.
3) Моделируйте форму предметов, пытаясь передать их освещенность. Поверхности, которые создают эти формы, освещены по-разному. Цвет на светлых и полутеневых поверхностях ярче, а на неосвещенных - темнее. Цвет теней сложный, поскольку его обусловливает среда. Каждый мазок, положенный во время изображения тени, должен использоваться правильно по цветовому тону, насыщенности и свету, относительно тех поверхностей, которые сталкиваются с поверхностями других предметов и другими тенями.
4) В конце все цвета обобщите, подчиняя условиям освещенности. Если нужно, прорисовывайте некоторые части более насыщенным цветом, а чрезвычайно яркие, что выделяются в общей цветовой гамме, тонируйте.
Остановка 6. «Пейзаж» Поработайте с карточками в течение 12 мин., дайте ответ на вопрос и угадайте название остановки:
1. К какому виду искусства принадлежат картины? (Докажите).
2. Что является выразительным средством живописи? (Докажите).
3. От чего зависит цвет предметов? (Обоснуйте свой ответ).
4. Что такое пейзаж?
5. Каких украинских живописцев вы знаете?
6. Кто изображен на портрете?
7. Какие работы Никифора Харитоновича Онацкого вы знаете?
8. Какой это жанр? Почему вы так считаете? (Докажите).
9. Какому времени суток она отвечает? Почему вы так считаете?
10. О чем рассказывает эта картина?
11. Как вы считаете, что хотел донести до зрителя художник?
12. Какие соотношения цветов избрал художник, чтобы отобразить настроение и свое отношение?
Выводы. Квест подтверждает воспитательный потенциал искусства. Изложенный материал не претендует на исчерпывающее раскрытие всех возможностей эстетического воспитания личности. Впрочем, он может служить основой для последующих поисков эффективных методов и приемов эстетического воспитания подростков в урочное и внеурочное время.
Список литературы:
1. Серих Л.В. Взаемодiя загальноосвптах та позашкшьних навчальних закладiв в естетичному вихованш тдлггюв: монографiя / Л. Серих. - Суми: Н1КО, 2015. - 374 с.
2. Шарко В.Д. Сучасний урок: технолопчний аспект: пошбн. для вчителiв i студентiв / В. Шарко. - К.: Вид-во «Фешкс», 2006. - 220 с.
3. City Quest / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scribd. com/doc/8418790/Scenario-Quest-Tolerance (дата обращения: 07.04.2016).
4. Kononychenko N. Quest - New generation for young I not only / Nikolai Abstracts, Swetlana Gritsenko // Сайт квесторiв «Ш^дники»: авторськ ^ри /[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skodniki.org.ua/index.php? (дата обращения: 08.04.2016).
5. Sierykh L.V. Technology of cooperation of general and out-of-school educational establishments are in aesthetic education of teenagers / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pptp.kubg.edu.ua/numbers/39-arkhiv-nomeriv-2014-roku/122-3-2014-roku.html (дата обращения: 30.04.2016).