Квебек, Канада и институционализация
УДК 94(714) + 327.3
КВЕБЕК, КАНАДА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНКОФОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (КОНЕЦ 1960-х - НАЧАЛО 1970-х гг.)
© 2014 г. Ю.Г. Акимов
ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург. Российская Федерация
В статье рассматривается участие Канады и Квебека в международном франкофонном сотрудничестве конца 1960-х гг. - прежде всего в конференциях по образованию и конференциях Ниамей-I и Ниамей-II, в ходе которых обсуждалось создание Агентства культурного и технического сотрудничества (АССТ), первого международного института франкофонии. Особое внимание уделено дискуссиям федерального и провинциального квебекского правительства по вопросу о формате участия Канады и Квебека во Франкофонии.
Ключевые слова: Квебек, Канада, международное франкофонное сотрудничество, АССТ, провинциальная пара-дипломатия, внешняя политика Канады, федерально-провинциальные отношения
The Article analyses participation of Canada and Quebec in the international francophone cooperation at the end of the1960s. It deals with the conferences of the francophone ministers of education as well as conferences Niamey-I and Niamey-II, which established the first institute of La Francophonie, i.e. ACCT (Agence de cooperation culturelle et technique). Special attention is given to the Canada-Quebec intergovernmental discussion of Quebec participation in La Francophonie.
Key words: Quebec, Canada, International Francophone Cooperation, ACCT, Provincial Paradiplomacy, Canadian Foreign Policy, Federal-Provincial Relations
Акимов Юрий Германович - доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург. Российская Федерация. Email: [email protected]
26
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
1960-е годы в Квебеке были ознаменованы подъемом национального движения франко-канадцев, который помимо прочего весьма существенно преобразил провинциальную политику и федеральнопровинциальные отношения. В этот период, получивший название Тихая революция, Квебек стал позиционировать себя как «федерированное государство», являющееся выразителем и защитником интересов франко-канадцев. Одним из проявлений этого стало стремление руководства Прекрасной провинции (неофициальное название Квебека) к самостоятельным действиям на международной арене, как с целью получения моральных и материальных дивидендов от сотрудничества с другими странами и регионами, так и для решения определенных внутриполитических задач.
Важным моментом, способствовавшим развитию квебекской парадипломатии в 1960-е гг. была позиция тогдашнего французского руководства и лично президента Шарля де Голля, не только внимательно следившего за развитием событий в Квебеке, но и пытавшегося направить их в выгодное Парижу русло. Уже в 1961 г. во французской столице было открыто постоянное представительство Прекрасной провинции (Дом Квебека), а в 1965 г. было подписано квебекско-французское «согласие» о сотрудничестве в сфере
образования.
В то же время следует подчеркнуть, что, развивая международное сотрудничество, квебекские лидеры (независимо от своей политической принадлежности), исходили из того, что все их действия укладываются в конституционные рамки и не противоречат принципам канадского федерализма. В 1965 г. министр образования и вицепремьер правительства Квебека либерал Поль Жерен-Лажуа сформулировал доктрину, названную впоследствии его именем, суть которой сводилась к тому, что по вопросам, отнесенным конституцией к исключительной юрисдикции субъектов федерации, последние могут не только обеспечивать применение и исполнение международных договоров (как это уже было принято в Канаде), но и сами заключать международные договоры [1].
Федеральное правительство первоначально отнеслось к международной деятельности Квебека достаточно индифферентно, однако постепенно стало воспринимать ее с все возрастающим беспокойст-
27
Квебек, Канада и институционализация
вом. Это беспокойство было обусловлено рядом причин как внутреннего, так и внешнего свойства - прежде всего усилением сепаратистских настроений в Квебеке и известной моральной поддержкой этих настроений со стороны Франции. В июле 1967 г. де Голль прибыл в Канаду с официальным визитом, в ходе которого, в Монреале, выступая перед многотысячной толпой с балкона городской ратуши, он произнес: «Да здравствует свободный Квебек!» (это был популярный лозунг сепаратистов). Сразу же после этого во второй половине 1967 - начале 1968 гг. Париж резко активизировал контакты с Квебеком, надеясь таким образом «подготовить» его к независимости. Это переполнило чашу терпения официальной Оттавы, которая стала противодействовать любым шагам французской стороны, казавшимся вмешательством во внутренние дела Канады, а также препятствовать дальнейшему развитию квебекско-французских отношений и международных связей Квебека в целом [2].
В это самое время на повестку дня встал вопрос об институционализации международного франкофонного сотрудничества. Оно развивалось с начала 1960-х гг., однако первоначально ограничивалось Францией и бывшими французскими колониями в Африке, незадолго до этого получившими независимость. С 1968 г. это сотрудничество вступило в новую фазу своего развития, завершившуюся созданием в 1970 г. Агентства культурного и технического сотрудничества (АССТ), на базе которого в дальнейшем оформилась Международная организация Франкофонии (МОФ). На данном этапе к сотрудничеству франкоязычных стран подключились Квебек и Канада; по этому поводу между федеральными властями и правительством Прекрасной провинции развернулась напряженная борьба, в которой также участвовал Париж, и которая оказала влияние на весь процесс создания АССТ и его дальнейшее развитие и эволюцию.
В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с участием Квебека и Канады в международных конференциях франкоязычных стран, на которых велась подготовительная работа по созданию АССТ (прежде всего, это конференции Ниамей I и Ниамей II), выясним позиции заинтересованных сторон по поводу участия несуверенного актора в организации, объединяющей суверенные государства, проанализируем значение рассматриваемых процессов.
28
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
* * *
Вопрос о самостоятельном участии в международном мероприятии впервые встал на повестку дня в Квебеке в конце 1967 г. Это произошло благодаря усилиям Шарля де Голля, в окружении которого появилась идея пригласить представителя Прекрасной провинции принять участие в конференции министров образования франкоязычных стран, которая должна была состояться в феврале следующего, 1968 г. в Либревилле (Габон). Эти конференции (CONFENEM) регулярно (два раза в год) проводились с начала 1960-х гг., однако участвовали в них только французы и африканцы. Премьер-министр Квебека Даниэль Джонсон и члены его правительства с энтузиазмом восприняли данную идею. Марсель Масс (тогда занимавший пост государственного министра) даже предлагал провести такую конференцию в г. Квебек. Партия Национальный союз, которую они представляли, выступала за то, чтобы Квебек оставался в составе канадской федерации, однако при этом стремилась всячески подчеркивать его этнолингвистическую специфику и продвигать ее и в Канаде и за ее пределами, а также очень ревниво оберегала провинциальные права. Поскольку по конституции образование относится исключительно к сфере провинциальной юрисдикции (в Канаде нет даже поста федерального министра образования), в соответствии с доктриной Жерен-Лажуа провинциальный премьер и его соратники считали себя вправе в данном вопросе действовать самостоятельно, не оглядываясь на Оттаву и не допуская ее вмешательства. Как заявил Джонсон:
Поскольку речь идет об образовании, Квебек должен быть приглашен напрямую, без федерального посредничества и не по федеральным каналам, и если Оттаве различными маневрами удастся завладеть предназначенным нам приглашением, чтобы затем со своим обычным патернализмом передать его нам, мы его не примем, даже если квебекскому министру будет предложено возглавить канадскую делегацию [15, 116].
В самом начале 1968 г. вопрос об участии Квебека в предстоящей конференции был согласован с Габоном как с принимающей стороной (очевидно, что в данном случае габонские власти послушно выполнили то, о чем их попросил французский посол Морис Дело-нэ). О приглашении Канады на данное мероприятие речь не шла.
29
Квебек, Канада и институционализация
Хотя во французском МИДе по этому поводу высказывались определенные опасения, последнее слово было за де Голлем, который еще 27 декабря 1967 г. вынес по этому поводу следующую резолюцию: «Нужно помочь Квебеку принять участие в конференции в Либревилле, участие же там Оттавы, сейчас, напротив, является нежелательным» [8, 31; 17, 372].
Тем временем информация о предстоящей конференции и участии в ней Квебека наряду с представителями суверенных государств вызвала тревогу в федеральной столице. Канадскому послу в Париже было поручено выпустить и распространить специальное коммюнике, где прямо говорилось, что в связи с приближением даты конференции в Либревиле Оттава «желает указать правительствам франкофонных стран, что всякое приглашение, направленное не должным образом, будет интерпретироваться как вмешательство в дела нашей страны» [15, 119]. Также федеральное правительство решило в спешном порядке направить во франкоязычные африканские страны экономическую миссию во главе с известным федеральным политиком франко-канадцем Лионелем Шеврие, чтобы укрепить там свои позиции и продемонстрировать преимущества поддержания контактов с Оттавой. Первоначально планировалось, что график поездки этой миссии будет составлен таким образом, чтобы она посетила столицу Габона именно в те дни, когда там должна была проходить конференция по образованию, однако затем по настоянию габонской стороны сроки все же были перенесены.
Семнадцатого января правительство Квебека получило (причем обычной почтой!) официальное приглашение на конференцию. Несмотря на явно выраженное неудовольствие федерального правительства, провинциальные власти решили не отступать и отправить своего представителя в Габон без какого-либо согласования с Оттавой, тем более что об этом уже было широко объявлено. Две недели спустя министр образования Квебека Жан-Ги Кардиналь вылетел в Либревилль, где с 5 по 10 февраля принимал участие в работе конференции наравне с представителями суверенных государств. Важным символическим подтверждением этого стали квебекские флаги, вывешенные рядом с флагами других стран.
30
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
Следует отметить, что провинциальный министр не просто был принят по такому же протоколу, как и все остальные участники, но сверх того удостоился некоторых особых почестей, которые кроме него были оказаны только министру образования Франции Алену Пейрефитту. В ходе конференции французские представители неоднократно указывали на важность участия Квебека в международном франкофонном сотрудничестве. Кроме Пейрефитта в дни конференции в Либревиле находился Ивон Бурж - высокопоставленный сотрудник французского МИДа, ответственный за международное сотрудничество. На официальном обеде, который он устроил в «Доме Франции» для участников конференции, Бурж выступил с речью, где особо подчеркнул факт присутствия квебекского представителя. В ответном слове министр национального образования Камеруна Заше Монго Соо, от лица африканских франкофонов также приветствовал Прекрасную провинцию [9, 292-293].
Канадское правительство «до последнего» пыталось воздействовать на ситуацию. В то время у Канады не было своего посольства в Габоне, и ее интересы там представлял посол в Камеруне Ж. Тибо. Последний три раза приезжал из Яунде в Либревиль, однако в итоге ничего не добился. В то же время никому не пришло в голову каким-то образом препятствовать поездке Кардиналя в Габон, хотя тот, по его собственным словам опасался, что по возвращении его арестуют «за измену» и на всякий случай захватил с собой французское охранное свидетельство [12, 65].
Вскоре после окончания конференции 4 марта 1968 г. премьер-министр Канады Лестер Б. Пирсон направил в Либревиль ноту протеста, где говорилось, что «...правительство Габона действовало таким образом, который не соответствует ни нормам международного права, ни поддержанию тесных и дружественных отношений между Канадой и Габоном». Дипломатические отношения с Габоном были приостановлены (Канада не совершала ничего подобного со времен Второй мировой войны) [4]. Это имело, прежде всего, символическое значение (очевидно, что в данном случае габонские власти не играли никакой самостоятельной роли, а просто шли на поводу у бывшей метрополии). С точки зрения некоторых исследователей этот жест свидетельствовал о том, какое большое значение в Оттаве придавали случившемуся инциденту. Айван Хэд вскоре занявший
31
Квебек, Канада и институционализация
пост специального советника премьер-министра по вопросам внешней политики, считал, что факт приглашения Квебека габонским правительством представлял «одну из наиболее серьезных угроз целостности Канады, с которой она когда-либо сталкивалась. Это зерна разрушения Канады в качестве члена международного сообщества» [12, 66]. Однако при всем этом дальше громогласных заявлений в адрес маленькой африканской страны дело не пошло. Прозвучавшие было предложения разорвать дипломатические отношения с Францией никто не воспринимал всерьез. Очевидно, что это нанесло бы еще больший ущерб престижу Канады и действительно заставило усомниться в наличии у нее единой внешней политики, особенно учитывая, что в Париже оставалась Генеральная делегация Квебека.
Квебекское руководство, безусловно, было воодушевлено своей «мировой премьерой». Участие субъекта федерации в международной конференции, бок о бок с суверенными государствами стало свершившимся фактом. Джонсон был убежден в правомерности и конституционности своих действий. После вышеупомянутого заявления Пирсона провинциальный премьер подтвердил, что Квебек, несмотря ни на что, будет оказывать Габону, техническую помощь, как было запланировано ранее [12, 66].
В последующие месяцы Оттава упорно пыталась различными способами воспрепятствовать дальнейшему самостоятельному участию Квебека в работе конференций министров образования франкофонных стран. Правительство выпустило Белую книгу «Федерализм и международные отношения», где говорилось, что только федеральный центр имеет полномочия, чтобы действовать от имени Канады в международных делах; это значит, что только федеральное правительство может вести переговоры и заключать договоры, быть членом международных организаций, направлять и принимать дипломатических представителей. Передача канадского суверенитета в руки «провинциальных, лингвистических и культурных интересов <.. .> приведет к дезинтеграции канадской федерации» [10].
По сложившейся традиции вторая конференция 1968 г. должна была состояться в Париже. Она была запланирована на 22 апреля, и на нее опять был приглашен только Квебек. Накануне конферен-
32
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
ции Пирсон прямо заявил Джонсону, что участие в ней Прекрасной провинции «плохо согласуется с выживанием страны как субъекта международного права» [12, 67]. Федеральный премьер предложил, чтобы решение о составе канадской делегации принял межпровинциальный Совет министров образования Канады. Однако Джонсон отверг эту предложение. Тогда Оттава попыталась повлиять на Квебек с помощью других провинций, прежде всего тех, где проживали значительные группы франкофонов. К Джонсону обратился премьер-министр Нью-Брансуика Луи Робишо, сам являвшийся представителем акадийского сообщества и очень много сделавший для улучшения положения франкофонов в этой провинции. Он заявил, что Нью-Брансуик также желает участвовать в образовательных конференциях франкофонных стран, но в рамках единой канадской делегации. Это ставило Квебек перед сложным выбором - отстаивать ли только свои провинциальные права, защищать интересы только франкоязычных квебекцев и пренебречь интересами франкофонов других провинций, или же согласиться на формирование единой делегации, что в свою очередь означало уступки Оттаве и отказ от международных амбиций Прекрасной провинции. После некоторых колебаний Джонсон все же остановился на первом варианте, сделав упор в первую очередь на защите провинциальных прав (в духе конкурирующего федерализма). Оттава предприняла отчаянную попытку оказать нажим на Париж, однако это также не помогло. Квебек во второй раз оказался за столом переговоров вместе с суверенными государствами.
Однако уже в середине - второй половине 1968 г. наметившаяся было тенденция была прервана из-за серьезных изменений, произошедших почти одновременно в Париже, Оттаве и г. Квебек. В мае во французской столице вспыхнули знаменитые студенческие волнения, вслед за которыми разразился политический кризис, отвлекший внимание де Голля и его окружения от проблем, связанных с «канадскими французами» (как генерал называл франко-канадцев) и их международным представительством. Тем временем еще в апреле резиденцию премьер-министра в канадской столице вместо осторожного Пирсона занял энергичный и харизматичный Пьер Элиот Трюдо - франко-канадец по отцу, убежденный федералист и противник каких-либо уступок, свидетельствовавших об особом положении одной из провинций. Как отметила Л. Бодуэн, «Трюдо был
33
Квебек, Канада и институционализация
крайне враждебно настроен по отношению к международным притязаниям Квебека, даже в рамках франкофонного пространства. Для него Квебек был такой же провинцией, как и все остальные; внешняя же политика Канады должна отражать “национальные” интересы канадцев и служить “национальному единству”» [6, 203].
В сентябре скоропостижно скончался Даниэль Джонсон, являвшийся активным сторонником отстаивания провинциальных прав и развития внешних связей Квебека, и не боявшийся при этом конфликтов с федеральными властями. Его преемником стал Жан-Жак Бертран, который, не возражая в принципе против продвижения интересов Прекрасной провинции за рубежом, в то же время полагал, что это продвижение вовсе не обязательно должно осуществляться изолированно от федерального центра и других провинций и был склонен к поискам компромиссов с Оттавой по вопросам международного представительства.
В 1969 г. конференция министров образования франкофонных стран должна была состояться в Киншасе (Заир, ныне Демократическая республика Конго). Оттаве удалось получить приглашение на эту конференцию, очевидно используя заинтересованность заирского диктатора Мобуту в канадской экономической помощи. В этой ситуации Бертран пошел на заключение разового соглашения с Трюдо о том, что в Киншасу направится единая канадская делегация, которую возглавит представитель Квебека, но которая будет также включать представителей Нью-Брансуика и Онтарио. На последующих конференциях франкофонных министров образования канадская делегация формировалась аналогичным образом. Федеральному центру удалось подтвердить свое верховенство во внешнеполитической сфере и взять ситуацию под контроль. Привлечение представителей других провинций позволило в очередной раз отвергнуть притязания Квебека на какую-либо уникальность (что было очень важным моментом для Трюдо). По выражению С. Пакена таким образом происходило «обезличивание» квебекского присутствия на этих конференциях [12, 68]. При этом представители других провинций (к Онтарио и Нью-Брансуику затем была добавлена Манитоба) часто выступали просто в роли статистов (не все из них даже владели французским языком) [5, 55].
34
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
* * *
С начала 1960-х гг. руководители ряда африканских стран из числа бывших французских колоний неоднократно поднимали вопрос о создании некого «духовного сообщества французского языка», «Commonwealth a la frangaise» и т.п. У истоков этой идеи стоял первый президент Сенегала, поэт и философ Леопольд Седар Сенгор. Однако Франция, без участия которой такое сообщество не имело бы особого смысла, и которой там должна была принадлежать особая роль, первоначально весьма прохладно отнеслась к этой идее. Париж, очевидно, опасался обвинений в неоколониализме, не желал брать на себя дополнительные обязательства, а также предпочитал иные форматы сотрудничества с государствами, возникшими на обломках его империи. Однако постепенно под давлением со стороны лидеров африканских франкофонов, среди которых наибольшую активность помимо Сенгора проявляли президент Туниса Хабиб Бургиба и президент Нигера Хамани Диори (втроем они вошли в историю как «отцы-основатели» Франкофонии) Франция изменила свою позицию. Свою роль сыграло и то, что проект будущей организации стал гораздо более скромным. Пока речь шла только о создании международной структуры для координации многостороннего сотрудничества франкофонных стран в гуманитарной и экономической области. В итоге в конце 1960-х гг. был запущен процесс, результатом которого стало создание 20 марта 1970 г. Агентства культурного и технического сотрудничества (АССТ), объединившего более двадцати стран - этот день впоследствии стал отмечаться как Международный день Франкофонии [3, 118-121].
Канада и Квебек не остались в стороне от этого процесса. В то же время между ними с новой силой разгорелись дискуссии по поводу формата участия в создающейся структуре. В конце 1968 г. в Ниамее (Нигер) планировалось провести первую конференцию франкофонных стран, на которой предполагалось наметить контуры будущей организации. В середине - второй половине 1968 г. Оттава, г. Квебек и Париж вели сложную игру друг с другом и с правительством Нигера, с целью добиться приглашения только для одной Канады или наоборот только для одной Прекрасной провинции.
35
Квебек, Канада и институционализация
С начала 1968 г. Оттава резко активизировала контакты с франкоязычными африканскими государствами и существенно увеличила объемы направляемой им помощи. После вышеупомянутой миссии Шеврие странам, которые он посетил, было выделено в общей сложности 30 млн. кан. долл. В июле 1968 г. директор Канадского бюро внешней помощи (ныне CIDA) Морис Стронг заявил о том, что в течение ближайших пяти лет франкофонная Африка должна получить еще 40 млн. Это был весьма значительный скачок, учитывая, что с начала 1960-х гг. туда было направлено 19,3 млн. Канадские чиновники и дипломаты открыто признавали, что помощь франкоязычным африканским странам оказывается не только с целью поддержки их «мирного и успешного развития», но и для того, чтобы заставить их признавать канадские интересы и поощрять их идти навстречу Канаде. Соответственно Оттава рассчитывала, что президент Нигера Хамани Диори поступит именно таким образом и пригласит на предстоящую конференцию только Канаду, учитывая, что непосредственно его стране было обещано 2,8 млн. кан. долл., а также поставки 20 тыс. тонн пшеницы [11, 141].
Однако Диори в очень большой степени зависел от Парижа и эта зависимость явно «перевешивала» канадские программы помощи (только французский персонал в Ниамее и его окрестностях насчитывал 3000 человек гражданских и военных специалистов). Французская же сторона настойчиво давала понять Нигеру, что на конференцию следует отдельно пригласить Квебек. В середине ноября 1968 г. в Ниамей прибыл Ивон Бурж, который пытался убедить Диори вообще не посылать никакого приглашения в Оттаву. Тот сначала отказывался, а потом выдвинул встречное предложение - пригласить квебекцев как представителей всей Канады. Однако это не устроило Буржа, который продолжал давить на президента Нигера, используя одновременно кнут и пряник. В качестве пряника выступало обещание полностью компенсировать возможную потерю канадской помощи, а также увеличить объемы французских дотаций, а в качестве кнута - угроза бойкотировать конференцию, если туда будет приглашено только федеральное правительство Канады.
Президент Диори оказался в сложном положении. Очевидно, что он хотел избежать существенных осложнений отношений своей небольшой молодой страны и с Парижем и с Оттавой. В этой ситуа-
36
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
ции ему приходилось вести двойную игру. Семнадцатого ноября Диори выслал приглашение на конференцию квебекскому премьеру, одновременно выразив надежду, что вопрос участия Прекрасной провинции будет должным образом согласован с федеральными властями. Вскоре после этого он направил в Оттаву Жака Болена, известного эксперта, который незадолго до этого занял пост советника президента Нигера. Болен встретился с Трюдо, и, очевидно, дал ему понять, что Диори готов пойти на компромисс.
В это же время достоянием гласности стал предложенный Парижем проект франкофонного агентства, который планировалось вынести на обсуждение в ходе конференции в Ниамее. Согласно этому проекту агентство должно было объединять «страны» (pays), однако среди них не упоминалась Канада, зато фигурировал Квебек. Также предполагалось, что Прекрасная провинция станет вторым после Франции основным спонсором создающейся организации, и будет обеспечивать 20% ее в целом довольно скромного бюджета (Франция - 45%, Бельгия - 10%, все остальные страны - оставшиеся 25%).
В конце ноября - начале декабря 1968 г. в Оттаве в срочном порядке решали, какой линии в сложившейся ситуации следует придерживаться федеральному правительству. Обсуждалось несколько вопросов: принимать ли участие в предстоящей конференции, поддерживать ли предложенный Францией проект создания франкофонного агентства, предпринимать ли какие-либо действия в отношении Нигера? В итоге пришли к выводу, что Оттава должна, во-первых, обязательно принять участие в конференции, чтобы не оставлять Квебеку простор для самостоятельной деятельности; во-вторых, выступить категорически против французского проекта агентства; в-третьих, продолжить давление на Нигер и постараться склонить его хотя бы к компромиссу. Однако в конечном итоге все упиралось в то, согласится ли Квебек сотрудничать с федеральным правительством в процессе формирования единой канадской делегации.
Все решилось 26 ноября 1968 г. в ходе встречи представителей квебекского правительства Клода Морена и Жюльена Шуинара с их коллегами из федерального правительства Марком Лалондом и Аланом Готлибом. Ее главным итогом было принципиальное решение
37
Квебек, Канада и институционализация
об отправке в Ниамей единой канадской делегации. Это, безусловно, был прорыв, хотя отдельные разногласия сохранялись (в том числе и символического характера - по вопросу о флагах). Также Оттава и г. Квебек сошлись на том, что конференцию следует проводить в начале следующего 1969 г. (а не в конце 1968 г., как настаивал Париж). Вслед за этим в декабре 1968 г. бывший глава внешнеполитического ведомства Канады Пол Мартин (старший), занимавший в то время пост лидера правительства в сенате, лично посетил Нигер и добился от Диори приглашения для федерального правительства.
Принципы формирования и функционирования канадской делегации были окончательно одобрены Трюдо и Бертраном в январе 1969 г. В целом их соглашение напоминало вышеупомянутую договоренность по поводу конференции в Киншасе. В Ниамее Канаду должны были представлять сотрудники федерального правительства, а также Квебека, Онтарио и Нью-Брансуика. Квебекские делегаты (подразумевалось, что и делегаты других провинций тоже) могли самостоятельно (то есть от имени провинции) участвовать в обсуждении всех вопросов, которые относились к сфере провинциальной юрисдикции, однако список этих вопросов должен был предварительно передаваться руководителю делегации. Представительство Квебека должно было быть «надлежащим образом отмечено» (табличками, флагами и т.п.). В случае если среди членов канадской делегации возникали разногласия - делегация воздерживалась от голосования. Очевидно, что это объективно должно было побуждать все стороны к поискам компромисса, поскольку иначе, обладая, по сути, правом вето, они могли легко заблокировать работу делегации.
Первая франкофонная конференция в Ниамее (ее часто называют Ниамей-I) открылась 17 февраля 1969 г. Канадскую делегацию возглавлял государственный секретарь Жерар Пеллетье - давний единомышленник и сподвижник Трюдо (в 1965 г. они оба вместе с Жаном Маршаном по приглашению Пирсона отправились в Оттаву делать карьеру на федеральном уровне; их тогда прозвали «тремя голубями»). На первом заседании, когда после приветствия Диори и речи министра культуры Франции Андре Мальро, слово было предоставлено Пеллетье, произошел небольшой инцидент. Среди гостей конференции присутствовала квебекская певица Полин Жюльен, известная своими радикальными сепаратистскими взглядами. Воз-
38
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
мущенная тем, что в своей речи Пеллетье, говоря о франкофонах в Канаде, ухитрился ни разу не упомянуть про Прекрасную провинцию, она крикнула: «Да здравствует свободный Квебек!». Пеллетье в тот момент никак не среагировал, но вечером во время приема он подошел к Жюльен и сказал: «Полин, ты поешь лучше, чем кричишь» [11, 144]. Этот инцидент, конечно, не способствовал укреплению международной репутации Канады, внутренние проблемы которой стали достоянием международной общественности. Об этом всерьез беспокоились канадские дипломаты. Кстати у многих журналистов и участников конференции вызывал недоумение состав канадской делегации - особенно присутствие представителей провинции Онтарио - исторического ядра Английской Канады, о чем напоминал, в том числе, ее флаг, представлявший собой британский «красный штандарт» с гербом провинции .
Квебек на конференции 1969 г. представлял Марсель Масс - тогда молодой государственный министр (впоследствии он занимал пост провинциального министра по межправительственным делам, а затем ушел в федеральную политику и работал в консервативном правительстве Малруни). В своем выступлении он отметил, что для Прекрасной провинции важно не просто сотрудничество с франкофонными странами само по себе, но поддержание именно «прямых отношений» с ними.
«Возможно, будет небесполезно напомнить, что в Канаде насчитывается около 6 миллионов франкофонов, что составляет примерно 30% населения этой страны и что 4/5 из находятся в Квебеке. Одно это напоминание легко делает понятной ту насущную необходимость, которую представляют для нас прямые отношения с братскими народами Европы, Африки и Востока, поскольку, как столь справедливо заметил бывший премьер-министр Квебека Даниэль Джон-
«Красный штандарт» (Red Ensign) - название флага, представляющего собой красное полотнище с британским «Юнион Джеком» в левом верхнем углу (крыже). Этот флаг использовался в Англии еще с XVII в., сначала в военном флоте, а затем в торговом. Впоследствии он получил широкое распространение в Британской империи. До 1965 г. аналогичным образом выглядел канадский флаг (с добавлением малого канадского герба в правой части).
39
Квебек, Канада и институционализация
сон “активное участие во Франкофонии - это кислород нашей культурной жизни”» [13].
Итогом конференции стало согласование общих принципов будущей организации и решение о создании подготовительного комитета, который должен был подготовить окончательный вариант устава агентства. Предполагалось, что через год там же в Ниамее состоится новая встреча, где будет принято окончательное решение. Французская сторона предложила, чтобы подготовительный комитет возглавил Жан-Марк Леже - квебекский журналист, отличавшийся просепаратистскими симпатиями. У Пеллетье состоялась беседа с Леже, в ходе которой тот пообещал пренебречь своими политическими пристрастиями и стать нейтральным международным функционером. В итоге Канада поддержала его кандидатуру, и Леже стал главой комитета и первым (временным) исполнительным секретарем создаваемого Агентства.
В течение последующего года вопрос о формате квебекского участия в очередной конференции и в целом - в создающемся агентстве оставался предметом дискуссий во французского-квебекско-канад-ском треугольнике. В апреле 1969 г. свой пост покинул де Голль, и было не совсем понятно, какую позицию по отношению к Квебеку займет его преемник. Есть точка зрения, что Жорж Помпиду не всегда разделял проквебекские симпатии генерала и был сторонником более сдержанного курса по отношению к Прекрасной провинции (хотя, конечно, не собирался сбрасывать ее со счетов). Отчасти с этим можно согласиться, особенно учитывая события последующих лет; однако в первые месяцы своего пребывания в Елисейском дворце Помпиду, безусловно, во многих вопросах, в том числе в квебекском, продолжал двигаться «по инерции». Не случайно все французские дипломатические представители получили информацию о том, что они должны следовать своим прежним инструкциям. Следует также учитывать, что идея независимости Квебека пользовалась достаточно широкой поддержкой среди французской политической элиты, причем не только среди голлистов. Что же касается последних, то они, по выражению Дж. Гранатстина и Р. Босуэла считали поддержку Прекрасной провинции своим «общим делом», что также заставляло Помпиду сохранять определенную преемственность в квебекском вопросе [11, 145]. Наконец, не являясь сто-
40
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
ронником безоговорочной поддержки квебекского сепаратизма, второй президент Пятой республики полагал, что в создающихся франкофонных структурах Прекрасной провинции должно быть обеспечено достойное место. По этому поводу он высказывался весьма откровенно: «По сути, мы создаем Франкофонию для Квебека, и будет совершенно нелепо создавать ее вместе с Канадой и без Квебека» [5, 62].
Со своей стороны Оттава не желала допускать, чтобы Квебек получал отдельное приглашение на вторую конференцию в Ниамее. Федеральные власти рассчитывали, что им удастся закрепить успех, достигнутый в ходе подготовки к Ниамею-I и навсегда снять вопрос о каком-либо самостоятельном участии Прекрасной провинции в создающейся франкофонной структуре. Это вызвало недоумение у Жака Болена, снова посетившего Оттаву. Болен привез предложение Диори - выслать пять приглашений - федеральному правительству и провинциальным правительствам Квебека, Онтарио, Нью-Брансуика и Манитобы, в которых пойдет речь об отправке единой канадской делегации. Еще год назад федеральные власти добивались именно этого. Однако к удивлению Болена принимавший его главный секретарь правительства Марк Лалонд в достаточно жесткой форме дал понять, что это теперь это уже не устраивает Оттаву, которая хочет воспользоваться моментом и «припереть Квебек к стене», заставив его признать ее абсолютное верховенство в делах, относящихся к международному праву [5, 59]. Иными словами, федеральное правительство добивалось того, чтобы Квебек вообще не получал никакого приглашения и таким образом оказался в полной зависимости от Оттавы.
Естественно, это не устраивало Квебек и Францию. Прекрасная провинция не собиралась отказываться от своих международных амбиций. Пятого февраля 1969 г. Клод Морен (в то время он занимал пост заместителя министра межправительственных дел и активно занимался внешними связями провинции) представил в Постоянный комитет по конституционным вопросам 35-страничный текст, озаглавленный «Документ об отношениях с заграницей» [16]. Несколько дней спустя этот документ был обнародован и затем представлен на конституционной конференции. В нем говорилось, что канадская конституция позволяет провинциям взять на себя большую часть
41
Квебек, Канада и институционализация
функций в сфере культурной дипломатии, оставив федеральному центру лишь роль координатора. Соответственно на всех международных конференциях, где будут обсуждаться данные вопросы, канадские делегации должны состоять преимущественно из представителей провинций. На франкофонных же конференциях квебекцы должны возглавлять канадскую делегацию, а представители федерального центра - следить за соблюдением общеканадских внешнеполитических интересов. Оттава выступала против такого подхода -она была готова выслушивать провинции, но не хотела передавать им никаких реальных полномочий.
В г. Квебек надеялись, что с помощью Парижа Прекрасной провинции удастся получить приглашение на вторую конференцию в Ниамее, и это можно будет использовать в качестве козыря на переговорах с Оттавой. В этом направлении активно работали такие убежденные сторонники самостоятельной квебекской внешней политики как Марсель Масс и Клод Морен. Однако президент Помпи-ду, очевидно, не решился откровенно «давить» на Диори, поскольку не был уверен в результате. А для нового французского президента это имело большое значение, поскольку было связано с его престижем. Помпиду откровенно заявил: «Чего я не хочу - так это натолкнуться на отказ. Это заставит усомниться в моем международном влиянии. Ведь об этом тут же узнает Оттава, а затем американцы и англичане» [5, 60]. В итоге Квебек не получил приглашения и довольствовался лишь заверениями Парижа, что французская делегация едет в Ниамей с «очень жестким намерением» добиться того, чтобы Квебек в будущем смог присоединиться к создаваемому Агентству [14, 259].
Это естественно осложнило позицию Бертрана на переговорах, которые у него шли с Трюдо в начале 1970 г. Федеральный премьер, воодушевленный «не-приглашением» Прекрасной провинции, исходя из своих представлений о неделимости суверенитета страны, рассчитывал убедить своего квебекского коллегу отказаться от каких-либо притязаний на самостоятельность. За это Трюдо предлагал назначить сопредседателем канадской делегации Марселя Масса, занимавшего в то время в Квебеке пост министра по межправительственным делам. В то же время Оттава намекала, что она может вообще прекратить финансировать франкофонное сотрудничество,
42
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
если Франция или кто-либо еще, действуя от имени Квебека, будет «подрывать» федеральную власть, и тогда вся затея с созданием АССТ может провалиться, а ответственность за провал будет лежать на «упрямом» Квебеке.
Однако Бертран, несмотря на отдельные колебания, отстаивал свое видение канадского федерализма и международные интересы Квебека. Десятого марта он направил Трюдо письмо, где сформулировал четыре пункта, относящиеся к участию Квебека в предстоящей конференции:
1. Присутствие Квебека должно быть адекватно обозначено.
2. Квебек должен иметь возможность говорить от своего собственного имени и брать на себя собственные обязательства в вопросах своей компетенции.
3. Процедуры голосования должны отражать эту двойственность, предусматривая обязательное неучастие [всей делегации в голосовании] в случае разногласий в вопросах квебекской компетенции
4. Статус агентства должен вдохновляться теми же принципами и позволять прямое участие Квебека в деятельности Агентства [13].
В противном случае Бертран собирался прибегнуть к единственному, имеющемуся в его распоряжении средству - бойкотировать Ниамей-II.
Очевидно, угроза бойкота подействовала на Трюдо, поскольку тот пошел на уступки. В результате буквально за несколько дней до начала конференции Оттава согласилась в основном принять вышеназванные условия и сформировать единую делегацию на принципах, в целом аналогичных тем, которые были выработаны для Киншасы и Ниамея-I.
На конференции, которая открылась 16 марта 1970 г. наиболее важным для Квебека и, соответственно Канады, был вопрос о членстве в создаваемой организации. Еще до начала конференции комитет под руководством Леже, подготовил проект устава Агентства, согласно которому его членами могли быть только суверенные госу-
43
Квебек, Канада и институционализация
дарства. Объективно это в наибольшей степени соответствовало интересам Оттавы. Впрочем, можно предположить, что Леже искреннее надеялся, что Квебек вскоре станет независимым и проблема его статуса отпадет сама собой (по крайней мере, некоторым критикам казалось, что визиты Леже в Квебек в качестве международного чиновника обставлялись как посещения суверенного государства).
Однако ни Квебек, ни Францию в тот момент такой устав не устраивал. Париж предложил, чтобы хартию создаваемого Агентства могло подписать «любое правительство, которое обладает компетенцией в сфере, которую затрагивает настоящее соглашение» [12, 73]. В этом случае двери франкофонной организации были бы открыты для любых несуверенных акторов, которые могли бы вступать в нее без ведома властей «своих» государств. Однако против этого выступило не только федеральное правительство Канады, но и многие африканские страны. Тогда Франция предложила внести компромиссное уточнение о том, что подписывать хартию «любое правительство» может «при условии одобрения со стороны государства-члена, в рамках которого [оно] действует» (это получило название «компромисс Юргенсона», по фамилии предложившего ее французского дипломата) [7, 116]. В данном случае Квебек мог стать членом создаваемой организации, получив соответствующую санкцию Оттавы. Канадская сторона пыталась воспротивиться и этому, однако на сей раз ее позиция не получила поддержки.
Двадцатого марта 1970 г. 22 страны и среди них Канада подписали Ниамейскую Конвенцию о создании АССТ. По поводу членства несуверенных государственных образований в ней говорилось следующее (пункт 3.3): «Полностью уважая суверенитет и международную компетенцию государств-членов, всякое правительство может быть принято как участвующее правительство в институты и программы Агентства и допущено к деятельности в нем при условии одобрения государства-члена к которому относится территория, над которой заинтересованное участвующее правительство осуществляет свою власть и согласно условиям, согласованным между этим правительством и правительством государства-члена» [15, 227]. Эта же формулировка была повторена в Хартии (уставе) АССТ (статья 11). В соответствии с ней членом АССТ первоначально стала
44
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
только Канада (хотя под Ниамейской хартией и стояла подпись представителя Квебека Жюльена Шуинара). В то же время Прекрасная провинция была сразу же допущена к участию в работе агентства.
Окончательное присоединение Квебека к АССТ в качестве «участвующего правительства» произошло во время Второй генеральной конференции агентства, проводившейся в Оттаве с 10 по 15 октября 1971 г. Накануне конференции (1 октября 1971 г.) новый премьер-министр Квебека либерал Робер Бурраса (он выиграл провинциальные выборы в апреле 1970 г.) и министр иностранных дел Канады Митчелл Шарп подписали соглашение об условиях участия Прекрасной провинции в работе АССТ. В целом условия этого соглашения были аналогичны договоренностям 1968-1970 гг., касавшимся участия Квебека в международных конференциях (в частности в АССТ у Квебека также не было своей собственной делегации, но лишь группа представителей в составе канадской делегации). Одиннадцатого октября 1971 г. стало днем официального вступления Квебека в международную франкофонную организацию.
* * *
Участие в международном франкофонном сотрудничестве безусловно имело (и сохраняет в наши дни) огромное значение для Квебека. Оно не только помогает сохранять французский язык и развивать образовательные и культурные связи с родственными в лингвистическом плане государствами и регионами, но также подчеркивает его специфику в рамках канадской федерации и способствует продвижению его идентичности в мировом масштабе. Во многом благодаря счастливому стечению разнородных обстоятельств (подъем франкоканадского национального движения, конституционные особенности канадского федерализма, поддержка со стороны Франции и т.д.) Прекрасной провинции удалось стать членом организации, где кроме нее присутствовали только суверенные государства. Причем в дальнейшем ее членство вышло за рамки, предусмотренные соглашением Трюдо-Бурраса 1971 г., и практически перестало отличаться от членства этих государств; а сам Квебек de facto стал восприниматься другими странами как полноценный (и весьма активный) участник франкофонного сотрудничества.
45
Квебек, Канада и институционализация
Для Канады членство в АССТ также было чрезвычайно важно. Во-первых, оно подчеркивало ее двуязычный характер (в духе политики, которую тогда начало проводить правительство Трюдо). Во-вторых, франкофонная составляющая была и остается важной отличительной чертой Канады, составной частью общеканадской идентичности, поддержание которой чрезвычайно важно для Страны Кленового листа, постоянно испытывающей сильное и агрессивное воздействие со стороны своего южного соседа (в том числе и культурное). В-третьих, федеральному правительству было важно максимально ослабить эффект самостоятельного участия Квебека во франкофонном сотрудничестве и франкофонных структурах, подчеркнуть свою роль и продемонстрировать, что оно в своей политике может не менее эффективно выражать интересы франкоязычных жителей страны. Свою роль играли и опасения за целостность канадской федерации и приверженность «симметричному» федерализму, где все субъекты имеют равные права. В дальнейшем, это последнее обстоятельство, несомненно, способствовало тому, что к франкофонному сотрудничеству при активной поддержке Оттавы подключился Нью-Брансуик (чтобы лишний раз продемонстрировать, что Квебекский случай не является уникальным).
Для формирующейся франкофонной организации и для сотрудничества франкофонных государств в целом, «сдвоенное» участие Канады и Квебека имело такое же двойственное значение. С одной стороны, дискуссии федеральных и провинциальных властей не всегда были понятны другим государствам и воспринимались негативно, как фактор, тормозящий поступательное развитие Франкофо-нии и ее институционализации. В связи с эти некоторые представители африканских франкофонов даже предлагали исключить Канаду из переговорного процесса: «Это неприемлемо, чтобы федеративное государство, большинство населения которого говорит на английском языке, мешало нам создавать франкофонное агентство. В крайнем случае, мы обойдемся без них» [18, 20]. С другой стороны, развивающиеся государства (составлявшие большинство во Франкофо-нии) объективно извлекали выгоду из сложившейся ситуации. Это было связано с тем, что, стремясь к усилению своих позиций во франкофонной Африке, Оттава запустила ряд программ сотрудничества и значительно увеличила объемы помощи многим государствам (в некоторых случаях канадские показатели приближались к тради-
46
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
ционно высоким французским). Со своей стороны Квебек также начал осуществление собственных гуманитарных проектов (пусть и относительно скромных) в ряде франкоязычных африканских стран.
Жан-Марк Леже, ставший первым генеральным секретарем АССТ, заметил, что канадское правительство потратило как минимум столько же усилий на то, чтобы не допустить самостоятельного участия Квебека во Франкофонии, сколько оно уделило самой Фран-кофонии [12, 74]. Отчасти с этим можно согласиться. Однако в то же время у Оттавы и г. Квебека хватило терпения и политической мудрости, чтобы пойти достичь компромисса, от которого в конечном итоге выиграли все - и Канада, и Квебек и Франкофония.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов Ю.Г. Международная деятельность Квебека и канадская внешняя политика: путь к компромиссу или путь к консенсусу? // Канадский ежегодник. - М., 2011. - Вып. 15. - С. 115-138.
2. Акимов Ю.Г. Шарль де Голль и становление «особых отношений» Франции и Квебека // Вестник С.-Петерб. ун-та. - 2014. - Сер. 6. Вып. 2. - С. 146-152.
3. Чернов И.В. Международная организация Франкофонии: Лингвистическое измерение мировой политики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 224 с.
4. Balthazar L., Belanger L., Mace G. et coll. Trente ans de politique exterieure du Quebec, 1960-1990. - Sillery : Septentrion, 1993. - 412 p.
5. Bastien F. Relations particulieres. La France face au Quebec apres de Gaulle. - Montreal : Boreal, 1999. - 423 p.
6. Beaudoin L. Le Quebec a la rencontre de son destin francophone // Pourquoi la francophonie? / Sous la dir. de L.Beaudoin et S.Paquin. -Montreal : VLB editeur, 2008. - 236 p.
47
Квебек, Канада и институционализация
7. Dilevko J. La Francophonie: An Emerging International Governmental Organization // International Information: Documents, Publications, and Electronic Information on International Governmental Organizations / Ed. by P. I. Hajnal. 2001. Vol. 2. P. 108-137, 116.
8. Dorin B. Un combat de 40 ans pour la cause du Quebec // Les cahiers d’histoire du Quebec au XXe siecle. - 1997. - N 7. - P. 24-38.
9. Documents diplomatiques frangais: 1968. T. I. (1er janvier - 29 juin). -Bruxelles : P.I.E. Peter Lang, 2009. - 1086 p.
10. Federalism and International Relations. - Ottawa : Queen’s Printer, 1968.
11. Granatstein J.L., Bothwell R. Pirouette: Pierre Eliot Trudeau and Canadian Foreign Policy. - Toronto : UTP, 1991. - 477 p.
12. Histoire des relations internationales du Quebec / Sous la dir. de S. Paquin avec la coll. de L. Beaudoin. - Montreal, 2006. - 357 p.
13. Masse M. Le Quebec et l'ACCT: tribulations d'un etat federe en Francophonie // Senghor et la francophonie. Textes du colloque du 12 mai 2006 a Paris et 29 novembre 2006 a Dakar. Cercle Richelieu Senghor de Paris URL:http://www.cercle-richelieu-senghor.org/index.php?option= com_ content &view=article&id=65 (дата обращения: 10.07.2014)
14. Meren D. With Friends Like These: Entangled Nationalisms and the Canada-Quebec-France Triangle, 1944-1970. - UBC Press, 2012. -355 p.
15. Morin Cl. L’art de l'impossible, la diplomatie quebecoise depuis 1960, Montreal, Boreal, 1987. - 476 p.
16. Quebec, ministere des Affaires intergouvernementales. Documents de travail sur les relations avec l’etranger, 5 fevrier 1969. - 35 p.
17. Peyrefitte A. C’etait de Gaulle. T. III. « Tout le monde a besoin d’une France qui marche ». - Paris, 2000. - 680 p.
48
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
18 Sabourin L. Ottawa et Quebec dans l’Agence : une cooperation a inventer // Perspectives international. - 1972. - Janvier-fevrier.
P. 18-24.
Информация об авторе
Ф.И.О.: Акимов Юрий Германович / Akimov Yury Germanovich
Место работы: ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург. Российская Федерация / St Petersburg State University, St Petersburg. Russian Federation
Подразделение: факультет международных отношений, кафедра американских исследований
Должность: профессор
Ученая степень: доктор исторических наук
Ученое звание: профессор (по кафедре теории и истории международных отношений)
Электронная почта: [email protected]
Почтовый адрес: 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3
Название статьи: Квебек, Канада и институционализация международного франкофонного сотрудничества (конец 1960-х - начало 1970-х гг.) / Quebec, Canada and the Institutionalization of the International Francophone Cooperation in the Late 1960s - Early 1970s
49