УДК 72.01 ИОВЛЕВ В. И.
Квазивиртуальное пространство в архитектуре
Показано развитие пространственных представлений в архитектурно-художественной деятельности в конце ХХ — начале ХХ! века. Проанализирована проблема влияния вир-туалистики на современное архитектурное мышление. Выявляются особенности перехода виртуального в реальное архитектурное пространство через промежуточный тип — квазивиртуальное пространство. Дается характеристика и примеры проявления этого типа пространства в архитектуре.
Ключевые слова: архитектурное мышление, прототипы виртуального пространства, квазивиртуальное пространство.
IOVLEV V. I.
QUASIVIRTUAL SPACE IN ARCHITECTURE
The trend of spatial representations in the architectural and artistic activities development is considered. Attention is focused on the problem of the virtualistic influence on the modern architectural thinking. It is discovered the trend of virtual space transition into the real architectural space through an intermediate type — quasivirtual space. Examples of this space type in architecture are described and displayed.
Keywords: architectural thinking, prototypes of virtual space, quasivirtual space.
Иовлев
Валерий
Иванович
кандидат архитектуры,
профессор
ГОУ ВПО УралГАХА,
заведующий кафедрой
основ архитектурного
проектирования
e-mail: [email protected]
Информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности. Это относится и к архитектуре, где новые технологии резко расширили диапазон профессиональных представлений. Совершенствование компьютерных технологий, виртуалистики повлияло не только на внешние атрибуты и инструменты работы архитектора, но и на формирование нового видения и понимания пространства. Развитие нового типа пространственного мышления в архитектуре связано с феноменом виртуального пространства, изучение влияния которого на архитектурную деятельность в связи с этим приобретает актуальность.
Изучению виртуального пространства в архитектуре посвящен ряд современных работ [1, 2]. Однако остается не до конца ясным множество вопросов. В частности, необходимо исследование механизма формирования представлений, связанных с виртуальным пространством и взаимодействия его с реальным архитектурным пространством. Это задача настоящей работы.
Для изучения данного вопроса важно вначале рассмотреть особенности зарождения и развития представлений о виртуальном пространстве.
В отечественной философской и специальной литературе 1970-х гг. выделялось три аспекта проблемы пространства: онтологический, гносеологический и психологический, которые позволяли провести разграничения между реальным, концептуальным и перцеп-туальным пространством и временем [3, 8]. Реальное пространство выступает в виде материальной структуры, концептуальное — как идеальная модель воображаемой среды, перцептуальное — как форма восприятия произведения. По сути, последние два вида служат проявлением внутреннего, психологического пространства, разновидности которого, на наш взгляд, можно дополнить новыми. К ним относится пространство, существующее в представлении и мышлении человека, которое можно обозначить как «ментальное». Основанием для включения этого понятия в научный обиход служат исследования образа города, проведенные К. Линчем на основе метода «ментальных карт» [4, 17].
Дальнейшие исследования и эксперименты в искусстве и архитектуре, проведенные архитекторами, художниками, искусствоведами, показали, что существуют формы пространства, которые не вписываются в рамки традиционных представлений о нем [5, 73; 6, 29]. Это,
42
© Иовлев В. И., 2015
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2015
прежде всего, разные виды так называемого «невозможного пространства», иллюзорные формы, архитектурные фантазии, зеркальные композиции (Иллюстрации 1, 2). Указанные формы представления пространства стали переходными формами от реального к виртуальному. Они послужили прототипами виртуального пространства, которое на фоне развития информационных технологий окончательно оформилось и выделилось как самостоятельное явление. (Характерно, что в 1980-е гг. понятие «виртуальное» употреблялось как синоним «психологического» [6, 28]). В настоящее время это явление вошло в жизнь как порождение интерактивного диалога человека и компьютера.
Сравнение виртуального пространства с наиболее близким к нему концептуальным показывает их сходство и различие. Сходство в том, что и концептуальное, и виртуальное пространства существуют в виде моделей, создание которых требует определенной фантазии и творчества. Однако в первом случае пространство существует как отражение в представлении, мышлении, сознании человека. Концептуальные модели строятся на базе реальных пространственных представлений самого человека, связанных с его бытием, реальностью, и они индивидуализированы. Для существования виртуального пространства недостаточно представлений человека, нужно наличие компьютерной виртуальной модели-стимула и интерактивного процесса игры с этой моделью.
Итак, на данный момент можно выделить три обобщенных аспекта представления пространства. Оно может быть представлено как реальное (или внешнее, сущностное, физическое), психологическое (или внутреннее, включающее перцептуальные, концептуальные, ментальные формы) и виртуальное.
Появление и проникновение в профессиональную деятельность архитекторов феномена виртуального пространства создает неоднозначную ситуацию. Его появление раздвигает границы пространственных представлений и творческих возможностей человека, в то же время создает угрозы экологического плана. Это опасность утраты человеком чувства реального пространства и потери естественной ориентации в реальном мире.
В связи с этим особое значение приобретает такое качество виртуального пространства, как его свойство переходить в реальное (Иллюстрации 3-5). Этому способствуют переходные формы пространства. И если на заре появления этого феномена переходные формы служили прототипами виртуального и моделировали движение от реального к виртуальному, то в настоящее время актуальным становится обратный процесс: от виртуального к реальному. На современном этапе развития пространственных представлений промежуточные формы пространства стали играть новую, обратную роль, роль проводников при переходе виртуального пространства в реальное. В этой связи промежуточные формы можно обозначить как «квазивиртуальное пространство» (от лат.: как бы, мнимое). Их функция заключается в переводе языка и средств виртуального, иллюзорного, флюидного на язык материальных форм. Но это еще не сами реальные материальные формы.
Квазивиртуальное пространство формируется в среде коммуникации, управляемой информации, включающей такие формы существования, как телематическое, мультимедийное, дигитальное пространство. Формируется область нового альтернативного пространства, которое становится реальностью — и не только в «бумажной» архитектуре, но и в конкретных объектах. Например, в ботаническом саду города Квинсленда создается «не-
Иллюстрация 1. Композиция «невозможное пространство». Студенческая работа Н. А. Зуйковой (УралГАХА, 1998 г)
Иллюстрация 2. Пространственная композиция. Студенческая работа [7, 109]
Таблица 1. Качества квазивиртуального пространства. Автор В. И. Иовлев
Реальное ^ Квазивиртуальное ^ Виртуальное
4 Размерность 4
Трехмерность Иллюзорность Многомерность
Переход в реальность
Прямой Опосредованный Потенциальный
Форма (характер носителей)
Материальная Иллюзорная Дематериализованная
Доминирующее мышление
Мышление человека Фантазии на основе искусственного стимула Диалоговое мышление
W Р 1 ■ ' ■ J 1 . .Ufifte, —^JiS
^ , ^CBSSbi
л ^^Baufde^Mj^^M^Kjff^ ••;' ¡ЙрЗГ "-И^Яг
'•■•*..?-" -__■ f ¡.'"-кi ;
Иллюстрация 3. Площадь университета г. Тромсе, Норвегия (с разрешения Б. Ларсена [8])
видимыи туристическим центр» с помощью мультимедийных средств.
Квазивиртуальные формы существования пространства могут быть получены с помощью дополнительных средств и устройств (графических, оптических, электромагнитных, средств медиакуль-туры и рекламы). В архитектурной среде эти формы создают эффекты временного отрыва от реальности при параллельном сохранении человеком ощущения реального пространства.
Таким образом, характерным для квазивиртуального пространства является одновременное наличие признаков виртуальности (многомерности, бестелесности), а также признаков реального пространства (Таблица 1).
В настоящее время появилось значительное количество различных средств и комплексов моделирования нового альтернативного пространства. К этим формам, которые занимают промежуточное положение между виртуальной моделью и реальным объектом и уже сегодня включаются в реальную среду, относятся средства иллюзорной архитектуры: нематериальные светоцве-товые динамические изображения, которые основаны на телематических эффектах, медиаэкраны и ме-диафасады. Уже сейчас они реально применяются в средовом моделировании архитектурного пространства. К таким примерам относятся виртуальные музеи, в которых сочетаются реальные и виртуальные формы презентации, средства рекламы. Проявлением квазивиртуального
Иллюстрация 4. Невидимый туристический центр в ботаническом саду Квинсленда. Ch. W. Architects. URL: http://stat2.architizer-cnd.com/mediadata/projects (дата обращения: 10.11.2014)
44
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2015
Иллюстрация 5. Жан Нувель. Как изменится Париж (20 фото). Триникси. 1Ж1_: Ь1Нр:/Лгуп1ху.ги|3097-как_|1тегЙ8]а_рап1Ь1_20_ foto.html (дата обращения: 10.11.2014)
пространства на материально-физическом уровне служат также разные виды управляемого, интеллектуального пространства («умные» дома, киберпространствен-ные объекты, саморегулируемые системы, основанные на применении новых технологий).
Заключение
На современном этапе развития пространственных представлений все более ярко проявляется феномен виртуального пространства. В ходе внедрения информационных технологий в архитектурную деятельность переходные формы от виртуального к реальному пространству приобретают значение «квазивиртуальных». На практике эти формы способствуют трансляции виртуальных проектных разработок в реальную архитектурную среду, обогащению ее новыми визуальными образами. В конечном итоге это способствует появлению и развитию новых форм профессионального мышления, ориентированных на интеграцию информационных технологий и живой фантазии архитектора.
Список использованной литературы
1 Добрицына И. А. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки. М., 2004.
2 Bonfantini Massimo A. The Three spaces and Architectural Design // The Future of the Architect (Mind, Land, Society) : International Congress. Barcelona, 2000. P. 54-55.
3 Раппапорт А. Г. Концепции архитектурного пространства. Обзорная информация. Разд. 1. М., 1988.
4 Линч К. Образ города. М., 1982.
5 Иовлев В. И. Архитектурное пространство и экология : монография. Екатеринбург, 2006.
6 Seele R. — M. Computergrafiken // Form + Zweck DDR5. M., 1989. № 1. Р. 28-30.
7 Марков В. И. Начала композиционно-графического моделирования. Иркутск, 2003.
8 Prosjektets navn: Universitetsplassen I Tromso // Byggekunst. 1992. № 2. P. 133.