Научная статья на тему 'Квалиметрический подход к управлению рисками в образовательной организации'

Квалиметрический подход к управлению рисками в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / РИСКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / RISK MANAGEMENT / RISK-BASED APPROACH / QUALIMETRIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лупанова А.В., Черкасский Г.А., Кононенко Е.В.

Практическое применение риск-ориентированного подхода к менеджменту образовательного процесса требует разработки эффективных методов оценки рисков. Для этого предлагается использовать квалиметрические методики к построению реестра риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIMETRIC APPROACH TO RISK MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

The practical application of the risk-based approach to the management of the educational process requires the development of effective risk assessment methods. To this end, it is proposed to use qualimetric methods for building a risk register.

Текст научной работы на тему «Квалиметрический подход к управлению рисками в образовательной организации»

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А.В. Лупанова; Г.А. Черкасский;

Е.В. Кононенко, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник. Уральский институт ГПС МЧС России

Практическое применение риск-ориентированного подхода к менеджменту образовательного процесса требует разработки эффективных методов оценки рисков. Для этого предлагается использовать квалиметрические методики к построению реестра риска.

Ключевые слова: риск-менеджмент, рискологический подход, управление рисками, квалиметрический подход

QUALIMETRIC APPROACH TO RISK MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

A.V. Lupanova; G.A. Cherkasskiy; E.V. Kononenko. Ural institute of State fire service of EMERCOM of Russia

The practical application of the risk-based approach to the management of the educational process requires the development of effective risk assessment methods. To this end, it is proposed to use qualimetric methods for building a risk register.

Keywords: risk management, risk-based approach, risk management, qualimetric approach

Понятие риска является ключевым понятием в современном техническом регулировании, которое применяет научные, технические и организационные методы оценки риска и снижения его до приемлемого уровня [1]. Рискологический подход применяется организациями различного профиля.

Сегодня разработано и применяется достаточно много нормативных документов, содержащих опыт управления рисками. Среди них следует выделить международные стандарты ИСО серии 31000. В 2018 г. принята новая версия стандарта ИСО 31000:2018 «Управление рисками - принципы и руководящие указания» [2], имеющего структуру, аналогичную структуре стандарта ИСО 9001:2015 [3], лежащего в основе систем менеджмента качества. Вопросам риск-менеджмента посвящена также серия национальных стандартов ГОСТ Р 51901.21-23-2012 [4-6].

Образовательные организации высшего образования (ОО ВО) являются полноправными участниками экономической деятельности, которым присущи различные виды рисков, влияющих на качество их функционирования. Управленческие мероприятия по снижению рисков возможны только в отношении известных и ранжированных опасностей. Поэтому при риск-менеджменте необходимо регулярное и систематическое выявление возможных угроз, влияющих на образовательную деятельность, с последующей их оценкой и принятием управленческих решений, направленных на снижение идентифицированных рисков.

Важнейшей задачей практического применения риск-ориентированного подхода является создание объективных и простых в применении методик оценивания рисков в динамике (квалиметрии рисков). Анализ имеющихся публикаций и опыт работы в ОО ВО,

имеющей сертифицированную систему менеджмента качества (СМК), свидетельствуют о перспективности привлечения квалиметрического подхода.

Предлагаемая в настоящей статье методика управления рисками в образовательной организации различной подведомственности основана на квалиметрическом подходе. Традиционно предметом квалиметрии является количественная оценка качества объектов (продукции, процессов, работ, услуг). Квалиметрический подход базируется на применении сравниваемых показателей различного вида и шкал, от выбора которых напрямую зависит эффективность и достоверность результатов оценивания. В условиях действующей СМК источниками квалиметрической информации являются результаты внутренних и внешних проверок, регулярно проводимого самообследования и анализа результативности выделенных процессов.

Методы, используемые для оценки и анализа риска, могут быть сгруппированы в три общих группы:

- эмпирические методы, основанные на индексации (присвоении индексов или баллов, используемых в виде квалиметрических показателей);

- методы, основанные на применении статистических данных;

- расчетно-аналитические методы.

Процесс управления рисками состоит из следующих этапов:

- определение направлений и задач риск-менеджмента в организации;

- выявление и идентификация потенциальных опасностей и рисков;

- количественная (вероятностная или частотная) или полуколичественная (балльная) состоятельная оценка приоритетных рисков с использованием приемов ранжирования;

- разработка и выполнение мероприятий по реагированию на риски;

- обработка и контроль риска, в том числе принятие и реализация принятых решений, а также оценка их результативности.

Для систематического применения квалиметрического подхода к менеджменту рисков авторами предлагается применение методики ведения Реестра рисков в соответствии с рекомендациями [4-6]. При внедрении методики необходимо проанализировать процессы СМК, их стадии (подпроцессы) и факторы, влияющие на результативность выделенных ключевых процессов. Для этого необходимо создать рабочие группы, которые будут состоять из двух-трех «экспертов» по каждому направлению (описанию учебного процесса, процесса кадрового обеспечения и т.п.) и одного «новичка» - дилетанта. Последнее позволяет расширить взгляды на рассматриваемую область, способствует вовлечению и мотивации персонала, принятию взвешенных решений.

После разработки и согласованного принятия шкалы баллов проводится экспертная оценка последствий реализации рисков и их значимости всеми участниками рабочих групп по ключевым процессам. Для всех выявленных последствий каждый участник рабочей группы (эксперт) определяет балл значимости при помощи принятой шкалы баллов. При расхождении баллов оценки эксперты дополнительно обсуждают спорный вопрос. Итоговые баллы, принятые всеми экспертами рабочей группы, вносятся в раздел «Первоначальная оценка рисков» документа «Реестр рисков».

По каждому идентифицированному риску выставляется окончательный балл «уровня последствий» наступления предполагаемого нежелательного события и «уровня возможности (вероятности)» реализации конкретного риска. Затем баллы «уровня последствий» и «уровня вероятности» перемножаются; в итоге получается показатель, определяющий «уровень риска» в конкретной организации на момент проведения оценки. Шкалы баллов рекомендуется уточнить после первого применения и установить в локальном нормативном акте по управлению рисками в организации. Примеры шкал оценки риска для образовательных организаций представлены в табл. 1, 2.

Качественная характеристика Уровень последствий реализации риска Уровень возможности (вероятности) возникновения риска Количественная оценка (балл уровня последствий, уровня вероятности)

Высокий Реализация процесса невозможна 1. Всегда; 2. Практически неизбежно; 3. Очень часто 3

Средний Отрицательное влияние на функционирование процессов, ведущее к снижению показателей результативности 1. Часто; 2. Возможно; 3. Случайность, вызванная человеческим фактором; 4. Периодически (время от времени) 2

Низкий Незначительное влияние на функционирование процессов, показатели результативности не изменяются 1. Очень редко; 2. Практически невозможно; 3. Невозможно 1

Таблица 2. Пятибалльная шкала оценки риска

Качественная характеристика Уровень последствий реализации риска Уровень возможности (вероятности) возникновения риска Количественная оценка (балл уровня последствий, уровня вероятности)

Очень высокий (вероятность реализации ~ 100 %) Реализация процесса невозможна 1. Всегда; 2. Практически неизбежно 5

Высокий Негативное влияние на функционирование процесса; возможно приостановление функционирования данного процесса 1. Очень часто; 2. Часто 4

Средний Негативное влияние на функционирование процесса; показатели результативности ухудшаются 1. Возможно; 2. Случайность, чаще вызванная человеческим фактором 3

Низкий Незначительное влияние на функционирование процесса; показатели результативности не изменяются 1. Периодически (время от времени); 2. Очень редко 2

Очень низкий (несущественный) Негативного влияния нет 1. Практически невозможно; 2. Невозможно 1

В зависимости от выбранной шкалы оценки риска одно и то же влияющее событие может иметь различные уровни последствий и вероятности возникновения. Примеры ранжирования риска для образовательной организации представлены в табл. 3, 4.

Качественная характеристика Уровень последствий реализации риска (примеры) Уровень возможности (вероятности) возникновения риска (возможные формулировки) Количественная оценка (балл уровня последствий, уровня вероятности)

Высокий 1. Лишение / приостановление действия лицензии; 2. Отказ в государственной аккредитации образовательных программ При проведении любой проверки Рособрнадзором 3

Средний 1. Падение успеваемости обучающихся; 2. Несвоевременная актуализация методических материалов Возникает периодически: 1. При участии обучающихся во внеучебных мероприятиях; 2. При смене нормативно-правовой базы 2

Низкий Изменение аудитории в расписании учебных занятий Не чаще одного раза в семестр 1

Таблица 4. Пятибалльная шкала оценки риска

Качественная характеристика Уровень последствий реализации риска (примеры) Уровень возможности (вероятности) возникновения риска (возможные формулировки) Количественная оценка (балл уровня последствий, уровня вероятности)

Очень высокий (вероятность реализации ~ 100 %) Лишение / приостановление действия лицензии При проведении внеплановой проверки Рособрнадзором 5

Высокий Отказ в государственной аккредитации образовательных программ При проведении плановой проверки Рособрнадзором 4

Средний Падение успеваемости обучающихся Изменение режима учебной работы по потребностям службы курсантов (при подготовке курсантов к Параду Победы и пр.); летний период для студентов 3

Низкий Несвоевременная актуализация методических материалов Время от времени: при смене нормативно-правовой базы; изменения вносятся в течение одного месяца 2

Очень низкий (несущественный) Изменение аудитории в расписании учебных занятий Чрезвычайно редко / никогда 1

Для всех идентифицированных рисков определяются и ранжируются по значимости возможные причины их возникновения, поскольку каждое потенциальное негативное событие может быть вызвано несколькими возможными причинами. Сначала определяются наиболее вероятные причины, затем устанавливают для них вероятные причины второго уровня и т.д. В результате последовательного анализа причин становится понятным, какие действия по устранению причин можно предпринять на практике. Установленные причины также вносятся в Реестр рисков. Пример заполнения Реестра рисков представлен в табл. 5.

Таблица 5. Пример заполнения Реестра рисков

Решение

№ п/п Риск Причина Последствия Уровень последст вий Уровень вероятно сти Уровень риска о приемлемости риска; необходимые мероприятия

Неверная трактовка требований ФГОС Отсутствие Несоответ При выбранной трехбалльной системе оценки Риск неприемлем; необходимо

1 соответствую ствие реализу емых ОПОП 3 2 3*2=6 повышение квалификации ответственных

щей подготовки установлен ным При выбранной пятибалльной системе оценки

персонала требованиям 5 3 5*3=15 лиц не реже одного раза в год

Несвоевре менное Отсутствие информиро Получение недостовер ной информации обучающи При выбранной трехбалльной системе оценки Риск неприемлем; необходимо назначение

вания о наличии 2 2 2*2=4 ответственного сотрудника, контролирующего внесение

2 внесение изменений изменений в При выбранной пятибалльной системе оценки

во нормативно- изменений

внутренние правовых мися/сотруд в нормативно-

документы актах органов никами 4 3 4*3=12 правовые акты,

исполнитель влияющие

ной власти на деятельность организации

С целью определения приоритетов при разработке мероприятий по реагированию на риски рабочая группа определяет те виды рисков, уровень которых находится на критической границе или превышает ее. Специфика деятельности организации определяет критическую границу уровня риска, которая устанавливается в каждой организации самостоятельно.

Для всех потенциальных событий и их причин с уровнем риска, превышающим критическую границу, разрабатываются мероприятия для повышения качества оперативного управления организацией. Они могут быть направлены на снижение тяжести последствий реализации рисков, исключение или снижение частоты возникновения причин нежелательных событий и повышения эффективности управления процессами в организации.

В ОО ВО, имеющих СМК, вопросы управления рисками могут решаться в рамках включения элементов риск-менеджмента в действующую систему менеджмента. При этом может быть использована классическая методика разработки документов СМК по структуре и применению Реестра рисков и квалиметрического подхода к их управлению.

Риск-менеджмент, основанный на объективных оценках, особенно значим в условиях постоянной инновационной деятельности, характерной для работы ОО ВО в современных

условиях (постоянное изменение требований и условий подготовки специалистов, адаптация образовательной организации к изменяющимся потребностям работодателей и общества в целом, выполнение постоянно актуализируемых требований регулирующих органов и др.).

Литература

1. Особенности управления рисками при подготовке специалистов в области пожарной безопасности / А.В. Лупанова [и др.] // Техносферная безопасность. 2017. № 1 (14). С. 30-34.

2. ИСО 31000:2018. Управление рисками - принципы и руководящие указания. URL: https://risk-academy.ru/download/iso31000/ (дата обращения: 03.12.2018).

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 03.12.2018).

4. ГОСТ Р 51901.21-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200100074/ (дата обращения: 04.12.2018).

5. ГОСТ Р 51901.22-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200100075/ (дата обращения: 04.12.2018).

6. ГОСТ Р 51901.23-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200100076 (дата обращения: 04.12.2018).

References

1. Osobennosti upravleniya riskami pri podgotovke specialistov v oblasti pozharnoj bezopasnosti / A.V. Lupanova [i dr.] // Tekhnosfernaya bezopasnost'. 2017. № 1 (14). S. 30-34.

2. ISO 31000:2018. Upravlenie riskami - principy i rukovodyashchie ukazaniya. URL: https://risk-academy.ru/download/iso31000/ (data obrashcheniya: 03.12.2018).

3. GOST R ISO 9001-2015. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (data obrashcheniya: 03.12.2018).

4. GOST R 51901.21-2012. Menedzhment riska. Reestr riska. Obshchie polozheniya. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200100074/ (data obrashcheniya: 04.12.2018).

5. GOST R 51901.22-2012. Menedzhment riska. Reestr riska. Pravila postroeniya. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200100075/ (data obrashcheniya: 04.12.2018).

6. GOST R 51901.23-2012. Menedzhment riska. Reestr riska. Rukovodstvo po ocenke riska opasnyh sobytij dlya vklyucheniya v reestr riska. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200100076 (data obrashcheniya: 04.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.