Научная статья на тему 'Количественный и качественный анализ рисков на примере ЧОУ во "Тольяттинская академия управления"'

Количественный и качественный анализ рисков на примере ЧОУ во "Тольяттинская академия управления" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ ВУЗА / ОЦЕНКА РИСКОВ / АНАЛИЗ РИСКОВ / МАТРИЦА РИСКОВ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / UNIVERSITY RISKS / RISK ASSESSMENT / RISK ANALYSIS / RISK MATRIX / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онук Александра Сергеевна

С использованием метода Дельфи проведен анализ и оценка рисков частного образовательного учреждения высшего образования «Тольяттинская академия управления». В результате исследования проанализированы риски со средней и высокой степенью важности, разработаны рекомендации по управлению рисками вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE AND QUALITATIVE RISK ANALYSIS ON THE EXAMPLE OF THE PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION "TOGLIATTI ACADEMY OF MANAGEMENT"

Using the Delphi method was carried out the analysis and risk assessment of a private educational institution of higher education «Togliatti academy of management». As a result of the study, risks with medium and high degree of importance were analyzed, recommendations for managing the risks of the university were developed.

Текст научной работы на тему «Количественный и качественный анализ рисков на примере ЧОУ во "Тольяттинская академия управления"»

УДК 658

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ЧОУ ВО «ТОЛЬЯТТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

АС. Онук

QUANTITATIVE AND QUALITATIVE RISK ANALYSIS ON THE EXAMPLE OF THE PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «TOGLIATTI ACADEMY OF MANAGEMENT».

А.Б. Onuk

Аннотация. С использованием метода Дельфи проведен анализ и оценка рисков частного образовательного учреждения высшего образования «Тольяттинская академия управления». В результате исследования проанализированы риски со средней и высокой степенью важности, разработаны рекомендации по управлению рисками вуза.

Ключевые слова: риски вуза; оценка рисков; анализ рисков; матрица рисков; управление рисками.

Abstract: Using the Delphi method was carried out the analysis and risk assessment of a private educational institution of higher education «Togliatti academy of management». As a result of the study, risks with medium and high degree of importance were analyzed, recommendations for managing the risks of the university were developed.

Keywords: university risks; risk assessment; risk analysis; risk matrix; risk management.

Введение

Риск и восприятие риска являются важными понятиями для стратегического планирования и управления образовательным учреждением. Им, как и любым организациям, свойственны следующие черты: неопределенность, случайность и вероятность, влияющие на их функционирование. Это связано с усилением конкуренции, изменениями на рынке образовательных услуг, а внедрение органа федерального казначейства с целью контроля над использованием бюджетных средств вузов и остающийся сметный вид финансирования сформировали существенные проблемы в финансовых взаимоотношениях вуза с государством.

Образовательные учреждения столкнулись с потребностью поиска резервов своего дальнейшего развития, спровоцированного насыщением по отдельным специальностям рынка высшего образования, демографическим спадом, расширением и усложнением их хозяйственной деятельности, а кроме того почти исчерпанными возможностями и условиями экстенсивного развития.

Любой участник рыночной экономики, даже образовательное учреждение, несет определенные риски и ответственность за наступление различных негативных событий.

Руководители учебных заведений должны разработать стратегии и инструменты, необходимые для преодоления социальных, политических и экономических проблем.

Крупные университеты, а также большинство колледжей и институтов сталкиваются с необходимостью защитить свою миссию и основополагающие ключевые компетенции в области преподавания, исследований, предоставление и качество услуг. Традиционные структуры управления и образовательные программы больше не защищены. Перед руководителями образовательных заведений стоит задача развивать, поддерживать и применять навыки, которые раньше считались уместными только в «коммерческом секторе» экономики.

Внедрение управления рисками следует рассматривать как средство улучшения операционной деятельности любой организации. Тем не менее, управление рисками в

Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2019, Т.5, №2

- http://vestmk-nauki.ru -^ 2133-9888

секторе высшего образования ещё не было признано в качестве важного аспекта стадии развития. Основное внимание по-прежнему уделялось наращиванию потенциала, что, как я считаю, сопряжено с рисками и возможностями.

Целью данного исследования является выявление и оценка рисков, а также предложения по управлению рисками в ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления».

Анализ и оценка рисков частного образовательного учреждения высшего образования «Тольяттинская академия управления»

«Деятельность структурных подразделений регламентируется внутренними технологическими картами Тольяттинской академии управления, которые описывают процессы деятельности, технологию осуществления работ, их последовательность, ответственных лиц и др. Поэтому целесообразно определять риски и их последствия на базе имеющихся описаний процессов» [1].

Для достижения цели исследования была разработана дорожная карта исследования (рисунок 1).

Рисунок 1 - Дорожная карта исследования рисков ЧОУ ВО «Тольяттинская академия

управления»

Исследование, проведенное в ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» с участием студентов, персонала, может помочь придать актуальность и обоснованность выводам оценки риска.

Такой подход исследования в управлении рисками образовательного учреждения будет очень полезен при выявлении угроз и их управлении. Это также принесет пользу руководству организации тем, что план управления рисками разрабатывается в консультации с заинтересованными сторонами для обеспечения достижения стратегических целей организации.

Первый этап стал основой исследования, так как другие этапы зависят от его результатов. Были разработаны критерии отбора документов, как внутренних, так и внешних, чтобы систематизировать процесс и сделать его более научным. А. А. Кудрявцев подчеркивает, что «использование внешних источников возможно, но соответствующий эффект все равно желательно подтвердить на основе анализа внутренней информации» [2]. Документы также охватывали национальные и международные вузы. На этом этапе был

составлен длинный список потенциальных рисков, который был представлен фокус-группе, состоящей из восьми сотрудников из различных подразделений Академии.

В течение двух встреч мы смогли завершить список потенциальных рисков, и по электронной почте мы утвердили контрольный перечень рисков.

Целью второго этапа было оценить потенциальные риски с помощью двухэтапного опроса Дельфи с участием сотрудников и студентов. Это структурированный или полуструктурированный подход, используемый для достижения консенсуса в группе экспертов по дискуссионным или новым вопросам. В зависимости от уровня консенсуса, к которому он стремится, это может быть сделано через серию встреч с использованием анкет, контрольных списков или фокус-групп. Обратная связь должна предоставляться участникам между встречами, и некоторые могут изменить свои взгляды на основании результатов или принять решение не менять свое мнение.

Этот метод имеет много преимуществ, которые соответствуют целям этого исследования. Обсуждение управления рисками и восприятия риска с точки зрения образования является не простым вопросом, особенно в условиях, когда опыт в области управления рисками в образовательной сфере слишком мал.

Опросы были разделены на два раздела; первый раздел состоял из вопросов с несколькими вариантами ответов, охватывающих демографические данные и уровень осведомленности о рисках. Второй раздел включал оценку 67 потенциальных рисков в первом раунде и 11 рисков во втором раунде. Опросы проводились через Интернет, поэтому были получены мгновенные ответы и анализ.

Третий этап был направлен на оценку рисков, разработку реестра рисков, и плана по управлению рисками.

На наш взгляд, наиболее распространенным и простым методом оценки выявленных рисков является использование шкалы оценки риска для оценки вероятности (табл. 1) и воздействия (табл. 2). Оценка риска может быть рассчитана с использованием матрицы риска (рисунок 2), так Вероятность * влияние = оценка риска.

Таблица 1 - Таблица вероятности появления риска

Оценка вероятности Вероятность Значение Описание

1 1%-30% Низкий Известно, что событие происходило раньше, по крайней мере, один раз в пять лет.

2 31%-60% Средний Событие происходит иногда, по крайней мере, один или два раза в год

3 Более 60% Высокий Событие происходит часто; раз в несколько недель или месяцев

Таблица 2 - Таблица влияния риска на деятельность учебного заведения

Влияние Значение Описание

1 Низкий Если последствия не будут серьезными и любые связанные с этим потери и / или финансовые последствия будут низкими. Незначительное влияние на организацию.

Продолжение таблицы 2

2 Средний Будет иметь заметное влияние на организацию. Может привести к значительным финансовым потерям.

3 Высокий Будет иметь большое влияние на организацию. Может привести к крупным финансовым потерям, серьезным сбоям.

Шкала вероятности обозначает вероятность возникновения риска в организации для конкретного оцениваемого события.

Влияние риска относится к ожидаемым потерям или последствиям риска. Таблица 2 является примером шкалы воздействия, которую можно использовать в любой организации. Это влияние может повлиять на стратегии, операции, финансы, активы (включая персонал) и репутацию организации.

Матрица риска [3] - это оценка риска, полученная путем объединения вероятности и воздействия риска, которая дает быстрое и четкое представление о приоритете, необходимом для каждого риска, который затем может быть использован для принятия решения о распределении ресурсов для управлять этим конкретным риском.

Матрица риска создаёт визуальное представление о рисках внутри организации, предоставляет возможность увидеть риски по отношению друг к другу (рисунок 2).

Рисунок 2 - Матрица рисков

Реагирование на риск - это процесс превращения информации о риске в действия. Это оценка того, следует ли рассматривать, принимать, переносить или отклонять риск на основе баллов риска. Существует четыре стратегии управления риском [4]:

1. Приятие риска с низкой вероятностью и воздействием. Фактически, в некоторых ситуациях ничего нельзя сделать с риском, или стоимость управления им выше, чем полученная выгода.

2. Перенос риска с низкой вероятностью и высоким влиянием. Разделение риска с третьей стороной уменьшит влияние риска на организацию (например, страхование или аренда оборудования).

3. Снижение риска с высокой вероятностью и воздействием. Это можно сделать, разработав стратегии, чтобы уменьшить вероятность риска или ограничить последствия риска до приемлемого уровня.

4. Предотвращение риска. Организация может принять решение о прекращении деятельности, когда риск высок.

Используя метод Дельфи, были определены риски учебного процесса ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» и проведена их оценка. В таблице 3 указаны оценки рисков с рекомендуемыми действиями. Оценка риска рассчитывалась двумя способами (в процентах и в среднем), чтобы избежать пропуска какого-либо критического риска в результате обработки результатов.

Таблица 3 - Оценка рисков ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления»

№ Оценка риска

риска Описание риска Значение Среднее значение Действие

1 Катастрофическое 3 2

природное явление

2 Производственные 1 1

травмы

Отключение

3 электричества или водоснабжения 3 2

4 Поломка оборудования 3 2

во время занятий

Недостаточная

5 инфраструктура для проведения занятий 2 2

6 Нарушение ИТ или безопасности данных 2 2

7 Устаревание 3 2

транслируемого знания

Недостаточное

8 количество часов, 3 2

отведённых на дисциплины

9 Несвоевременное финансирование 9 3

Невыполнение

10 юридических или договорных обязательств 4 2

Несоответствие

11 квалификации преподавателей 2 2

Светофорный индикатор выделяет серьезность риска, где зеленый цвет обозначает низкий уровень риска и требует мониторинга, а желтый и красный - средний и высокий риски, которые требуют принятие определенных действий и неотложного принятия решений по управлению выделенными рисками.

Четыре пункта были восприняты как не рискованные, поэтому не требуется никаких действий. Семь пунктов были восприняты как средние или высокие риски и были включены

в план управления рисками. Все риски необходимо отслеживать. Важно понимать, что приоритеты риска будут меняться со временем при управлении конкретными рисками.

Важно отметить, что выявленный риск может иметь отношение к нескольким целям одного учреждения. Его влияние может отличаться, и реакция на риск может отличаться в зависимости от различных целей. Точно так же один риск может быть источником других рисков. Например, недостаточное финансирование может привести к риску плохой инфраструктуры, и это может привести к неудовлетворенности учебным процессом. Это, в свою очередь, может привести к потере репутации, что может привести к снижению числа студентов.

Устранение рисков одной цели может повлиять на риски другой цели. Это оправдывает необходимость взглянуть на управление рисками с использованием целостного подхода и, таким образом, избегать рассмотрения одного риска или проведения оценки риска для отдела в отрыве от других подразделений организации. Это повышает эффективность и действенность организации в достижении ее целей посредством совместного управления рисками путем обмена опытом и ресурсами и позволяет избежать дублирования одной и той же деятельности в различных подразделениях.

«Реестр риска является одним из способов представления и хранения информации об опасных событиях и риске. В реестр риска обычно включают основные виды опасностей, применяемые методы оценки и снижения риска и мероприятия по предупреждению, снижению и обработке риска» [5]. План управления рисками - это документ, разработанный для руководства учреждения по стратегиям управления рисками. Он отличается от реестра рисков тем, что в нем предусмотрены более подробные действия по минимизации рисков. Реестр представляет собой дорожную карту, а план управления рисками - процедурный документ. Н.В. Капустина пишет: «Управление рисками можно сравнить с попытками выявить будущее и взять его под свой контроль» [6].

Заключение

По результатам исследования были разработаны рекомендации по управлению рисками вуза:

1. В реестр были внести риски, определенные участниками фокус-группы: в раздел идентификации рисков, а их оценки - в разделе оценки; оценки риска учесть при разработке плана управления рисками.

2. В плане управления рисками указать: персонал, который будет нести ответственность за конкретный риск, мониторинг достижений; даты, время мониторинга, а также стратегические показатели, чтобы отслеживать прогресс.

Основным результатом исследования можно считать, во-первых, предложенный руководству ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» план управления рисками, позволяющий улучшит практику управления рисками и достижения стратегических целей, во-вторых, методику исследований и оценки рисков вуза, обеспечивающую анализ и управление рисками, в том числе при разработке исследовательских проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ишкильдина С. А. Управление рисками организации // Вопросы экономики и права. 2016. № 4. С. 105-108

2. Кудрявцев А.А., Радионов А.В. Введение в количественный риск-менеджмент: учебник [Электронный ресурс]. СПб: Изд-во СПбГУ, 2016. 192 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941170 (дата обращения 29.09.2018).

3. Воробьева Т.В. Управление рисками: учебное пособие / Т.В. Воробьева. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. 68 с.

4. Варфоломеев А. А. Управление информационными рисками: учебное пособие Москва: Изд-во РУДН, 2008. 158 с.

5. ГОСТ Р 51901.22-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=182059 (дата обращения: 21.03.2019).

6. Капустина Н.В. Развитие организации на основе риск-менеджмента: теория, методология и практика: монография [Электронный ресурс]. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 178 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/494325 (дата обращения 16.05.2018).

REFERENCES

1. Ishki'ldina S.A. Upravlenie riskami organizatsii [Enterprise risk management]. Voprosy ehkonomiki i prava. 2016. No. 4, pp. 105-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kudriavtsev A.A., Radionov A.V. Vvedenie v kolichestvennyi risk-menedzhment [Introduction to quantitative risk management] [Electronic resource]. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2016. 192 p. Available at: http://znanium.com/catal og/product/941170 (date accessed: 29.09.2018).

3. Vorob eva T.V. Upravlenie riskami [Risk management]. Tomsk: Izd-vo Tom. gos.arxit.-stroit. un-ta, 2014. 68 p.

4. GOST R 51901.22-2012 Menedzhment riska. Reestr riska. Pravila postroeniya [GOST R 51901.22-2012 Risk management. Risk register. Build rules] [Electronic resource]. Available at: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=182059 (date accessed: 21.03.2019).

5. Varfolomeev A. A. Upravlenie informacionnymi riskami [Information risk management]. Moscow: RUDN, 2008. 158 p.

6. Kapustina N.V. Razvitie organizatsii na osnove risk-menedzhmenta: teoriia, metodologiia i praktika [Development of the organization on the basis of risk management: theory, methodology and practice] [Electronic resource]. Moscow: SIC INFRA-M, 2014. 178 p. Available at: http://znanium.com/catalog/product/494325 (date accessed: 16.05.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Онук Александра Сергеевна Тольяттинская академия управления, г. Тольятти, Россия, магистрант, кафедра управления и связей с общественностью, ведущий экономист, E-mail: sashaOB2tl@yandex.ru

Onuk Alexandra Sergeevna Togliatti Academy of Management, Togliatti, Russia, undergraduate, department of management and public relations, leading economist, E-mail: sashaOB2tl@yandex.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 445057, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, Приморский бульвар, дом 25. Онук А.С.

B(927)ll-2B-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.