Научная статья на тему 'Квалиметрическая оценка развития тезауруса личности при реализации воспитательного проекта'

Квалиметрическая оценка развития тезауруса личности при реализации воспитательного проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ТЕЗАУРУС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / РЕЗУЛЬТАТЫ / EDUCATION / THESAURUS / EFFICIENCY / QUALIMETRICAL ESTIMATION / EDUCATIONAL PROJECT / EXPERIMENT / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куртеева Ольга Валерьевна

В статье обозначена проблема оценки эффективности воспитательного процесса. Поставленная проблема исследуется с точки зрения тезаурусного подхода и квалиметрического анализа. Введено понятие «воспитательный проект». Рассматриваются возможности воспитательного проекта в развитии тезауруса личности. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что расширение тезуаруса личности станет возможным, если: личность вовлечена в активную специально организованную деятельность в рамках воспитательного проекта; реализованы воспитательные и проектные условия деятельности обучающихся; обучающимися усвоен квалиметрически обоснованный тезаурус проекта. В работе анализируется личностный рост обучающихся в процессе разработки воспитательного проекта в рамках фестиваля студенческого творчества «Весна ГГПИ». Приведены результаты изменений тезаурусов участников контрольной и экспериментальной групп. Результаты экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The qualimetrical estimation of the development of thesaurus of personality through the realization of the educational project

The article deals with the problem of estimating of the effectiveness of the educational process. The problem is investigated from the point of view of the thesaurus approach and qualimetrical analysis. In the article, the concept "educational process" is introduced. The author analyses the possibilities of the educational project in the development of the thesaurus of personality. The hypothesis of the study is that the extension of person's thesuarus will be possible if he/she is involved in active specially organized activities of educational project, educational and project conditions of students' activity are met, students learned qualimatrically grounded thesaurus of the project. This paper analyzes the personal growth of students through educational project activity in the framework of the students' creativity festival "Spring of GGPI". The author gives the results of thesaurus changes of the participants in the control and experimental groups. The results of this experiment confirm the hypothesis of the study.

Текст научной работы на тему «Квалиметрическая оценка развития тезауруса личности при реализации воспитательного проекта»

18. Halskova N. D. Obrazovanie v oblasti inostrannyh yazykov: novye vyzovy i prioritety [Education in the field of foreign languages: new challenges and priorities] // Inostrannye yazyki v shkole - Foreign languages at school. 2008, No. 5, pp. 3-7.

19. Danyshenkov V. S. Problemy sovremennogo obrazovaniya i vozmozhnosti ego uluchsheniya [Problems of contemporary education and possibilities of its improvement] / Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State University of Humanities. 2013, No. 4(1), p. 126.

УДК 378. 147

О. В. Куртеева

Квалиметрическая оценка развития тезауруса личности при реализации воспитательного проекта

В статье обозначена проблема оценки эффективности воспитательного процесса. Поставленная проблема исследуется с точки зрения тезаурусного подхода и квалиметрического анализа. Введено понятие «воспитательный проект». Рассматриваются возможности воспитательного проекта в развитии тезауруса личности. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что расширение те-зуаруса личности станет возможным, если: личность вовлечена в активную специально организованную деятельность в рамках воспитательного проекта; реализованы воспитательные и проектные условия деятельности обучающихся; обучающимися усвоен квалиметрически обоснованный тезаурус проекта. В работе анализируется личностный рост обучающихся в процессе разработки воспитательного проекта в рамках фестиваля студенческого творчества «Весна ГГПИ». Приведены результаты изменений тезаурусов участников контрольной и экспериментальной групп. Результаты экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования.

The article deals with the problem of estimating of the effectiveness of the educational process. The problem is investigated from the point of view of the thesaurus approach and qualimetrical analysis. In the article, the concept "educational process" is introduced. The author analyses the possibilities of the educational project in the development of the thesaurus of personality. The hypothesis of the study is that the extension of person's thesuarus will be possible if he/she is involved in active specially organized activities of educational project, educational and project conditions of students' activity are met, students learned qualimatrically grounded thesaurus of the pro-ject.This paper analyzes the personal growth of students through educational project activity in the framework of the students' creativity festival "Spring of GGPI". The author gives the results of thesaurus changes of the participants in the control and experimental groups. The results of this experiment confirm the hypothesis of the study.

Ключевые слова: воспитание, тезаурус, эффективность, квалиметрическая оценка, воспитательный проект, эксперимент, результаты.

Keywords: education, thesaurus, efficiency, qualimetrical estimation, educational project, experiment, results.

Воспитание - одна из сфер профессиональной деятельности, где сложно оценить результаты и эффекты. Решение некоторых аспектов данной проблемы представляется перспективным в свете тезаурусного подхода и квалиметрического анализа возможностей воспитательного проекта.

Для дальнейшей работы введем понятия:

1) Тезаурус - информационно-семантическая структура, полезная внутренняя информация системы о себе и среде, определяющая способность распознавать ситуацию и управлять собой. Каждый обучающий обладает тезаурусом личности (ТЛ), который характеризуется определенным уровнем семантического содержания [1] и изменяется в процессе жизнедеятельности.

2) Учебный тезаурус (тезаурус учебной дисциплины) - система информационно-семантических (структурных) и коммутационных (обеспечивающих взаимосвязь) элементов учебного материала [2].

3) Воспитательный проект (ВП) - деятельность педагога и обучающихся-партнеров, направленная на достижение общего результата по решению значимой проблемы и предполагающая развитие ТЛ обучающихся в процессе реализации проекта за счет усвоения социокультурных ценностей, правил и норм поведения [3].

© Куртеева О. В., 2015

4) Тезаурус воспитательного проекта (воспитательный тезаурус) по аналогии с учебным тезаурусом обозначим как систему, состоящую из информационно-семантических элементов ВП и связей между ними (коммутационных элементов). Расширение ТЛ за счет усвоения тезауруса воспитательного проекта будем рассматривать как результат решения частных воспитательных задач и воспитания в целом [4].

По-нашему мнению, для оценки эффективности результатов воспитания необходим ква-лиметрический анализ изменений ТЛ, которые выражаются в личностном росте обучающихся, реализующих ВП.

В работе сделана попытка оценить изменения в ТЛ участников воспитательного проекта. В качестве ВП выступил конкурс «Лучшая творческая программа» (многожанровая сценическая постановка) фестиваля «Весна ГГПИ - 2015», где центральной воспитательной задачей обозначено гражданско-патриотическое воспитание. Такой выбор определен противоречием между растущим значением патриотизации общественного сознания россиян и отсутствием действенного механизма оценки качества гражданско-патриотического воспитания в ГГПИ.

Цель экспериментального исследования - выявление эффективности ВП в расширении тезауруса личности участников.

Объект исследования - расширение тезауруса личности участников ВП.

Предмет исследования - оценка возможностей расширения тезауруса личности участников проектных групп как результата эффективности ВП.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что расширение тезуаруса личности станет возможным, если:

1) личность вовлечена в активную специально организованную деятельность в рамках ВП;

2) реализованы воспитательные и проектные условия деятельности обучающихся;

3) обучающимися усвоен квалиметрически обоснованный тезаурус ВП.

Для практического подтверждения изложенных теоретических положений нами в течение января - мая 2015 г. было проведено экспериментальное исследование. В нем приняли участие 50 студентов и 20 организаторов воспитательной деятельности в вузе (кураторов, заместителей деканов по воспитательной и социальной работе, членов дирекции фестиваля).

На подготовительном этапе исследования определены критерии и показатели для оценки изменения ТЛ, подобраны и адаптированы диагностические методики выявления его исходного и итогового уровней. С помощью метода групповой экспертной оценки дифференцировано содержание тезауруса воспитательного проекта. Сформированы контрольные и экспериментальные группы. В состав контрольной группы (далее - КГ) вошли студенты, не участвующие в проекте ни активно (в составе проектной группы), ни пассивно (в качестве зрителя). Экспериментальную группу (далее - ЭГ) составили студенты - активные участники творческой программы. Созданы воспитательные и проектные условия деятельности обучающихся. На контрольном этапе выявлено исходное состояние тезаурусов студентов в обеих группах. На формирующем - члены ЭГ были вовлечены в ВП. На заключительном - проведены итоговая оценка изменений ТЛ участников обеих групп и общий анализ опытно-экспериментальной работы.

Для оценки изменений ТЛ на подготовительном этапе выделены критерии (табл. 1), позволяющие судить о единстве содержания, существенных сторонах развития ТЛ и результатах конечной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию:

Таблица 1

№ Критерий Содержание

1 Когнитивный Усвоение участниками ВП патриотически ориентированных знаний, представлений, являющихся основой понимания патриотизма

2 Мотивационно-ценностный Уровень патриотической направленности личности, ее ориентации, цели, установки, отношения к базовым общественным ценностям

3 Деятельностный Готовность личности (группы) к полноценной самореализации в качестве гражданина-патриота в социально значимой деятельности, приобретение участниками проекта опыта социально значимого действия

Параметры выделенных критериев обобщены через конкретные показатели и диагностический инструментарий (табл. 2):

Таблица 2

Когнитивный Мотивационно-оценочный Деятельностный

Показатели

- Понимание содержания дефиниции «патриотизм». - Дифференциация содержания по базовым ценностям - Осмысление своего места в жизни общества и государства. - Наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов как регуля-тивов жизнедеятельности личности. - Следование патриотическим принципам, проявление гражданской позиции. - Приоритетность ценностей и интересов государства перед личными - Наличие опыта участия в социально значимой деятельности. - Социальная активность личности в качестве субъекта патриотической деятельности

Диагностический инструментарий

Опрос «Патриотизм -это.» - Методика «Диагностика личностного роста» (П. В. Степанов и др.). - Анкета сформированности патриотизма (В. И. Лу-товинов) Оценка деятельностного участия в гражданско-пат-риотических мероприятиях

Дифференцированы уровни развития ТЛ как проявления ценностных отношений к Отечеству: высокий уровень (устойчиво-позитивное отношение); средний уровень (ситуативно-позитивное отношение); низкий уровень (ситуативно-негативное отношение); нулевой уровень (устойчиво-негативное отношение).

Для обеспечения воспитательного и проектного характера деятельности участников творческих программ созданы следующие условия:

1. Для разработки проекта и создания творческой программы формируются временные студенческие проектные группы, в которых каждый участник выполняет определенные функции (организатор, специалист по привлечению ресурсов, оформитель сцены, автор сценария, режиссер и т. д.).

2. Участники творческих групп - это субъекты проектной деятельности, которые имеют внутреннюю мотивацию к преобразованию действительности и созданию проектного продукта (творческое выступление). Они сознательно и самостоятельно:

- выбирают социально значимую проблему (тему творческого выступления);

- находят способ (идею) ее решения (жанр, сценарий, постановка);

- планируют деятельность по реализации проекта (от формирования коллектива и постановки цели до анализа результатов);

- привлекают необходимые ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и пр.);

- публично презентуют результаты своей деятельности перед экспертами - членами жюри конкурса;

- анализируют результаты своей деятельности в форме отчетов.

3. Деятельность участников проекта организуется дирекцией фестиваля не столько для получения прямого продукта - творческой программы, сколько для решения конкретных воспитательных задач.

Результаты опытно-экспериментальной работы

Когнитивный критерий развития ТЛ был исследован через анализ результатов опроса «Патриотизм - это...», проведенного среди ЭГ и КГ. Полученные определения методом групповой экспертной оценки были дифференцированы по 5 базовым ценностям [5], что позволило сформировать содержание тезауруса понятия «патриотизм». Наиболее частотные определения представлены в табл. 3.

Таблица3

№ Базовая ценность Результаты, %

КГ КГ2 ЭГ ЭГ2

Национальное самосознание (я - россиянин)

1 Любовь к Родине 60 79 79 79

2 Любовь к малой родине 0 0 25 9

3 Гордость за свое Отечество 8 12 21 31

4 Прославление Отечества 0 0 8 14

5 Преданность Отечеству 12 0 8 8

6 Уважение государства 8 4 0 14

7 Нравственный критерий 12 8 4 4

8 Я - гражданин, россиянин 4 0 4 4

Окончание табл. 3

Культурные ценности (я - носитель культуры и истории Отчества и малой родины)

1 Уважение и благодарность предкам 16 0 37 41

2 Знание и уважение истории своей страны, народа 16 12 13 23

3 Чтить память воинов, уважение их подвига 4 4 8 18

4 Знание, сохранение и преумножение культуры народа 8 0 4 14

5 Празднование Дня Победы 0 4 4 9

6 Воспоминания и войне 4 0 4 4

7 Знание национальных символов (флаг, герб) 0 4 0 0

Социальная ответственность (я - гражданин)

1 Защита Родины от внешних и внутренних врагов 16 31 25 45

2 Служба на благо Родины, ее интересов 12 8 25 27

3 Геройски показать себя в военных действиях 0 0 4 0

4 Свобода действий 4 0 0 0

5 Охрана и забота о природе 8 0 0 0

6 Сохранение целостности страны 0 4 0 0

Социально значимая деятельность (я - деятельностное)

1 Стремление сделать Родину лучше, помочь Отечеству 0 0 0 10

2 Выполнение обязанностей гражданина РФ 0 0 0 5

3 Интерес к положению страны в мире 0 0 4 8

4 Активно участвовать в патриотических мероприятиях 4 0 10 10

5 Поднятие показателей страны 0 4 0 0

Общественные взаимоотношения (я - социальное)

1 Любовь к родителям, родным (уважение к родителям) 4 17 17 23

2 Толерантность 0 12 4 9

3 Единение с соотечественниками 4 0 6 12

4 Знать семейное древо 0 0 4 4

5 Защита своей семьи, близких 0 4 0 0

6 Уважение к народу 0 8 0 0

По итогам эксперимента зафиксирован рост количества определений патриотизма в ЭГ2 в сравнении с КГ2 по большинству позиций. Кроме того, выросло среднее арифметическое число определений, данных в ЭГ2 (до эксперимента - 2,9 определения; после - 3,2), рост в КГ2 составил только 0,1 ед. (до - 2,8, после - 2,9). Обращает на себя внимание фактическое отсутствие в КГ и КГ2 определений, дифференцируемых как «я - деятель-ностное», что, по нашему мнению, свидетельствует о значимости активности при характеристике групп. Подтверждает это предположение выявленное различие в источниках формирования патриотических знаний у студентов (рис. 1). При общности основы знаний (родители, школа, вуз) выделяется значимость личного участия в деятельности для ЭГ, что может быть объяснено большей жизненной активностью членов ЭГ.

Мотивационно-оценочный критерий усвоения воспитательного тезауруса был исследован при

Характер отношений к Отечеству

80 70

60 50

40 30

20 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокий высокий средний средний низкийКГнизкийЭГ нулевой КГ ЭГ КГ ЭГ ЭГ и КГ

Рис. 2

помощи методики «Диагностика личностного роста» [6] и анализа изменений значимости жизненных ценностей [7]. Методом групповой экспертной оценки ответы студентов были дифференцированы по 4 названным выше уровням.

1) Анализ показал (рис. 2), что на начало эксперимента у значительной части ЭГ преобладало устойчиво-позитивное отношение к Отечеству (высокий уровень) - 58%; низкий и нулевой уровни не выявлены. В КГ у большей студентов части диагностировано ситуативно-позитивное отношение (средний уровень) - 54%; кроме того, у 4% зафиксирован низкий уровень. В конце формирующего этапа обнаружена положительная динамика в ЭГ за счет роста высокого уровня до 63% и пропорционального снижения среднего до 37%. Динамика КГ оказалась отрицательной на высоком уровне (-17%) за счет роста среднего уровня до 71%. Низкий уровень остался неизменным.

2) Анализ изменения значимости жизненных ценностей.

Таблица 4

Показатель Уровень Результаты, %

КГ КГ2 ЭГ ЭГ2

Что является для Вас наиболее значимым в жизни?

Возрождение России как сильной державы Высокий 4 4 18 21

Любовь к родителям 64 67 42 59

Итого 68 71 60 80

Развитие и самосовершенствование Средний 12 21 33 18

Отношение к любимому человеку (девушке, юноше) 8 4 7 0

Дружба 8 - - 2

Итого 28 25 40 20

Материальное благополучие Низкий 4 4 - -

Любимые увлечения - - - -

Итого 4 4 0 0

Результаты изменений ТЛ, приведенные в табл. 4, показывают преобладание ценностей высокого уровня в обеих группах до начала эксперимента: КГ - 68%, ЭГ- 60%. Превалирование любви к родителям может быть детерминировано возрастными особенностями. 4% студентов в КГ на первое место в жизни ставят ценности низкого уровня, чего в ЭГ не обнаружено. По итогам эксперимента выявлен общий рост показателей высокого уровня в обеих группах. Однако зафиксированное ЭГ2 > КГ2 на высоком уровне, а также КГ = КГ2 на низком уровне дают право сделать вывод о более эффективном расширении ТЛ в области изменения значимости жизненных ценно-

Деятельностный критерий был реализован в ходе участия ЭГ в конкурсе «Лучшая творческая программа фестиваля «Весна ГГПИ - 2015». Кроме того, самооценка личного участия в граж-данско-патриотических мероприятиях подтверждает деятельную, активную жизненную позицию членов ЭГ (рис. 3).

Таким образом, в ходе эксперимента были диагностированы изменения тезаурусов в контрольной и экспериментальной группах, в то же время:

1) обнаружена взаимосвязь и взаимообусловленность изменений элементов тезауруса личности в ЭГ на всех трех уровнях, что выразилось в большей динамике изменений по сравнению с КГ;

2) выявлено связующее значение активности и деятельности как основы формирования тезауруса ЭГ;

3) выявлена положительная динамика изменений ЭГ в сравнении с КГ, что подтверждает гипотезу исследования и свидетельствует об эффективности воспитательного проекта «Лучшая

стей в ЭГ2 по итогам эксперимента.

Рис. 3

творческая программа фестиваля «Весна ГГПИ - 2015» в расширении тезауруса личности участников творческих программ.

Полученные результаты позволили сформировать представление о расширении тезауруса личности как усвоении обучающимся информационно-семантической структуры (тезауруса) ВП в процессе его реализации. Подтверждены возможности квалиметрической оценки как эффективного механизма измерения результатов расширения тезауруса личности.

Примечания

1. Мирошниченко А. А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов. Глазов, 1999. 62 с.; Мирошниченко А. А. Предметная область экспертной когнитивно-педагогической системы. Глазов, 1997. 86 с.

2. Там же.

3. Мирошниченко А. А., Куртеева О. В. Квалиметрия воспитательного проекта // Вестник Ижевского государственного технического университета: рецензируемый науч.-теорет. журнал. Ижевск: Изд-во Иж-ГТУ, 2014. № 2(62). С. 182-184.

4. Там же.

5. Лутовинов В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательская работа / под ред. Ю. П. Квятковского. М.: Армпресс, 2006. С. 8.

6. Степанов П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-1.shtml (дата обращения - 12.01.2015)

7. Лутовинов В. И. Указ. соч. С. 69.

Notes

1. Miroshnichenko A. A. Professionals orientirovannye struktury uchebnyh ehlementov [Professionally oriented curriculum elements]. Glazov. 1999. 62 p.; Miroshnichenko A. A. Predmetnaya oblast' ehkspertnoj kognitivno-pedagogicheskoj sistemy [Subject area of expert cognitive-pedagogical system]. Glazov. 1997. 86 P.

2.Ibid.

3. Miroshnichenko A. A., O. V. Kurteeva Kvalimetriya vospitatel'nogo proekta [Qualimetry of educational project] // Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta: recenziruemyj nauch.-teoret. zhurnal -Herald of Izhevsk State Technical University: reviewed scientific-theoret. magazine. Izhevsk. Publishing house of ISTU. 2014, No. 2(62), pp. 182-184.

4. Ibid.

5. Lutovinov V.I. Kriterii i osnovy metodiki ocenki rezul'tatov raboty po patrioticheskomu vospitaniyu: nauchno-issledovatel'skaya rabota [Criteria and basic methodology for assessing the results of work on Patriotic education: research] / ed. by Y. P. Kwiatkowski. M. Armpress. 2006. P.8.

6. Stepanov P. V. Diagnostika i monitoring processa vospitaniya v shkole [Diagnostics and monitoring of the process of education in school] / V. P. Stepanov, D. V. Grigoriev, I. V. Kuleshova. Available at: http://pedlib.ru/ Books/1/0259/1_0259-1.shtml (access date - 12.01.2015)

7. Lutovinov V. I. Op. cit. P. 69.

УДК 372.881.1

Л. Н. Голованова, Е. Н. Панкратова

Некоторые основы развития лингвокреативности в обучении иностранным языкам

Авторы статьи рассматривают некоторые основы развития креативности, лингвокреативности, коммуникативно-интеллектуальное творчество в основе творческого мышления на иностранном языке. Основой развития данных способностей является творческий, коммуникативный и интеллектуальный потенциалы, которые создают благоприятные предпосылки для успешного овладения иноязычной речевой деятельностью и эффективно развивают иноязычные способности. В этом процессе одну из важных ролей играет метафора как мощный инструмент стимулирования и развития лигвокреативности. Создание и использование метафор определенного концептуального поля в речи является естественным способом творческого мышления на основе лексической комбинаторики, которая активизирует умственную, деятельность и способствует преодолению пассивности мышления. Авторы отмечают, что развитие лингвокреа-тивности неразрывно связано с совершенствованием умений коммуникативной деятельности на иностранном языке и основано на формировании в тезаурусе обучаемых лингвокогнитивных структур, обеспечивающих адекватную интерпретацию иноязычного дискурса и решения речемыслительных задач.

© Голованова Л. Н., Панкратова Е. Н., 2015 136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.