Научная статья на тему 'Квалификация преступных нарушений правил дорожного движения по месту их совершения'

Квалификация преступных нарушений правил дорожного движения по месту их совершения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2314
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ДОРОГА / КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранчикова М. В.

В статье раскрываются особенности уголовно-правовой оценки преступных нарушений Правил дорожного движения в зависимости от места их совершения, показано значение места совершения данных преступлений в их квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баранчикова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификация преступных нарушений правил дорожного движения по месту их совершения»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 343.346.2

М.В. Баранчикова

квалификация преступных НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ дорожного движения по месту их совершения

В статье раскрываются особенности уголовно-правовой оценки преступных нарушений Правил дорожного движения в зависимости от места их совершения, показано значение места совершения данных преступлений в их квалификации.

Ключевые слова: нарушения правил дорожного движения, место совершения преступления, дорога, квалификация преступлений, обеспечение безопасности дорожного движения, транспортное средство, уголовное законодательство.

Обеспечение законной и справедливой уголовно-правовой оценки преступных нарушений правил дорожного движения является важным направлением правоприменительной деятельности. Это особенно актуально в условиях, когда практика разграничения составов, смежных с дорожно-транспортными преступлениями, выглядит противоречивой вследствие как их бланкетности, так и недостаточной полноты их официального толкования.

Очевидно, что единообразная квалификация действий виновных участников дорожного движения выступает важным средством повышения эффективности уголовно-правового воздействия на безопасность дорожного движения.

Сегодня из общего количества дорожно-транспортных происшествий каждое третье является преступлением, а число последних за последние десять лет возросло почти на 15%. При этом, несмотря на то, что, согласно официальным статистическим данным, доля преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, составляет всего 2-6% в общей структуре преступности [1], масштабность и тяжесть их последствий часто превышают физический вред от иных преступлений против личности и общественной безопасности.

В современной практике привлечения к уголовной ответственности за преступные

нарушения Правил дорожного движения возникают сложности, связанные с неоднозначной оценкой влияния места совершения дорожно-транспортного преступления на его квалификацию.

Проведенный опрос сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (В анкетировании принимали участие 370 слушателей факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, проходивших повышение квалификации в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова в период с 2013 по 2015 годы по различным должностным категориям начальников (заместителей) подразделений ГИБДД.) показал, что около 85% из них недооценивают значение места совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП) в квалификации нарушений Правил дорожного движения. При этом они отмечали, что практика отнесения отдельных участков местности к категории «дорога» как месту совершения преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ «Нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства», а также оценки аварийной ситуации как дорожно-транспортного, а не иного преступления, в разных регионах складывается противоречиво.

В соответствии с Правилами дорожного движения дорога представляет собой обу-

29

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

строенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В свою очередь, дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог [2].

В случаях когда транспортное средство движется по дороге, на водителя, как и на других участников дорожного движения, распространяется действие Правил дорожного движения. Однако движение транспортных средств может осуществляться не только по дорогам в общепринятом законодательном представлении о них, но и в иных местах. Это может быть территория дворов, строительных площадок, АЗС, автомобильных моек, гаражей, закрытых производственных предприятий, а также полей, лесов, замерзших водоемов и т.д.

В п. 4. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» указано, что «действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ» [3].

Это положение постановления вводит такой критерий разграничения ст. 264 УК

_______________________№ 4(22) 2015

РФ со смежными составами, как место совершения преступления. Предполагается, что определение места совершения дорожно-транспортного происшествия как дороги, прилегающей к ней территории либо местности с иным правовым статусом должно влиять на квалификацию содеянного.

Однако большинство ученых считают, что уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств должна наступать вне зависимости от места, где было допущено нарушение. Несмотря на то, что дорожное движение, в основном, осуществляется по дорогам, оно может происходить и в условиях бездорожья, во дворе дома, поле, на автомобильных стоянках и т.п. Не имеет значения, где были нарушены эти правила, например, на шоссе, улице, железнодорожном переезде, в лесу, при движении на территории предприятия. Местом совершения преступления могут быть также замерзшие акватории морского залива, озера, реки [4, с. 249; 5, с. 121; 6, с. 493].

Соглашаясь с такой позицией, С.В. Проценко отмечает, что место совершения преступления нельзя отнести к конструктивным (обязательным) признакам, отграничивающим преступление, предусмотренное ст. 264 УК, от преступлений против личности либо нарушений правил при производстве работ. Он даже предлагает внести коррективы в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г., а именно исключить словосочетание «а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги» [7, с. 4].

Однако изучение практики квалификации преступных нарушений Правил дорожного движения, совершенных в условиях разных видов дорог и вне места их нахождения, не всегда согласуется с позицией большинства исследователей относительно неважности места движения транспортного средства в момент создания аварийной ситуации.

Общеизвестно, что дороги могут быть разных категорий, в том числе дороги местного значения, полевые, лесные дороги и др. Сегодня практика оценки нарушений Правил дорожного движения, совершенного на таких дорогах, складывается противо-

30

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

речиво в разных российских регионах.

В одних случаях, значение приобретает качество дороги, связанное с очередностью проезда по ней транспортного средства, управляя которым водитель совершил преступление, в других - ее нахождение на территории организаций и предприятий, имеющих особый статус.

На практике ситуации, когда нарушитель правила дорожного движения, управляя транспортным средством, движется впервые по территории поля, леса, замерзшего водоема и т.п., такие действия часто не признаются дорожно-транспортным преступлением и квалифицируются как преступления против личности. Считается, что в данном случае автомобиль движется вне дороги.

Примером такой квалификации может выступать ситуация, когда на берегу реки Уршак, расположенном в д. Вязовка Карма-скалинского района РБ, водитель Васильев М.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя технически исправным грузовым автомобилем марки КамАЗ 35410, не предвидя, что от его действий наступят тяжкие последствия, в том числе смерть человека, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, во время движения не убедился в безопасности совершаемого им маневра на поле, расположенном на берегу реки, рядом с проселочной дорогой, совершил наезд на спящего Мухиярова А.З. Потерпевшему был причинен тяжкий вред здоровью, который осложнился травматическим шоком и явился причиной его смерти. Было признано, что своими действиями Васильев М.П. совершил причинение смерти по неосторожности, то есть преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 109 УК РФ [8].

Н.И. Пикуров считает, что «часть правил, обеспечивающих безопасность движения, имеет универсальный характер и не привязана к дороге. В случае нарушения таких универсальных правил вне дорог более адекватной характеру опасности была бы квалификация нарушений по ст. 264 УК, а не по ст. 109 или ст. 114 УК РФ. Ограничение действия правил безопасности движения лишь пределом дороги оставляет

вне поля правового регулирования движение источника повышенной опасности вне специально отведенных участков. Между тем ни в одном нормативном акте нет запрета на управление автомобилем вне дорог» [9, с. 61-66].

Н.И. Исаев отмечает, что вопрос о квалификации действий водителя, управляющего транспортным средством, осуществляющим движение, например, по тротуару, по пешеходной зоне и т.п. (другими словами, такой критерий, как «вне дороги» является оценочным и трудно устанавливаемым, с правовой точки зрения). На его взгляд, было бы правильнее говорить о местах вне дорожного движения и действии соответствующих правил» [10, с. 82].

Особой уголовно-правовой оценке подвергаются ситуации, когда на поверхности земли (поля, леса и т.п.), по которой движется автомобиль, уже имеется колея от движения предыдущего транспортного средства. В случае когда водитель, допустивший нарушение Правил дорожного движения, движется по такой (считается уже приспособленной для движения) дороге, квалификация осуществляется по ст. 264 УК РФ как дорожно-транспортное преступления.

Совершение преступного нарушения Правил дорожного движения при движении транспортного средства по закрытой территории автопредприятий, автоколонн, колоний, тюрем и т.п., то есть в условиях, где действуют особые правила передвижения и безопасности, действия виновных должны квалифицироваться не по ст. 264 УК РФ, а как преступления на производстве, при нарушении правил охраны труда или др.

Если местом совершения преступных нарушений правил дорожного движения становится территория АЗС, прилегающая непосредственно к проезжей части, зачастую имеющая сквозной проезд, а также территория дворов, такие деяния полностью охватываются составом ст. 264 УК РФ.

В то же время, если дорожно-транспортное преступление совершено на территории автомойки, внутри гаражей и т.п., являющихся закрытой территорией, действия виновного должны квалифицировать как преступление против личности. А в случаях,

31

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

когда происшествие произошло при выезде транспортного средства, например из закрытого гаражного бокса, то налицо дорожно-транспортное происшествие.

В последние годы в ряде регионов приобрели распространенность случаи, когда действия виновного по нарушению Правил дорожного движения, в результате которых транспортные средства после их опрокидывания оказались в реке, а люди утонули, квалифицируются лишь первоначально как дорожно-транспортное преступление. Впоследствии после проведения судебно-медицинской экспертизы часто устанавливается, что необходимой причинно-следственной связи между опрокидыванием транспортного средства и смертью людей нет. В результате квалификация действий виновного меняется, и его преступное нарушение правил переходит в разряд административных правонарушений.

Очевидно, что квалификация дорожно-транспортных преступлений осложняется бланкетностью их диспозиций, необходимостью применения целого ряда нормативных правовых актов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, которые в ряде случае не дают исчерпывающего перечня и не раскрывают в достаточном объеме дорожно-транспортную терминологию.

Анализ судебной практики свидетельствует о необходимости тщательного изучения действующего уголовного законодательства об автотранспортных преступлениях и научного обобщения опыта его применения следственными и судебны-

ми органами, о необходимости разработки предложений по совершенствованию практики его применения [11, с. 185].

Сегодня деятельность полиции осуществляется в экстремальных условиях, характеризующихся ненормированным объемом решаемых задач, эмоционально напряженным характером содержания, организации, критериев оценки и условий деятельности и общения [12, с. 14-20]. Это требует четких обоснованных рекомендаций по ее реализации в уголовно-правовой сфере.

Причиной трудностей, возникающих у правоприменителя при квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, является нечеткое разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации по данной категории уголовных дел [13, с. 39].

Сегодня совершенствование уголовного закона является важным направлением уголовной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, изменения которого влияют на последствия дорожно-транспортной аварийности [14, с. 13]. Наряду с этим требуют своей оптимизации Правила дорожного движения Российской Федерации и другие нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Необходимы дополнения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части разъяснения особенностей совершения дорожно-транспортных преступлений вне дороги, что обеспечит единообразие квалификации нарушений правил дорожного движения в разных дорожных условиях.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. URL: http: //www.crimpravo.ru/pag/mvdstatistic

2. О Правилах дорожного движения : постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 47, ст. 4531.

3. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения : постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 // Российская газета. - 2008. - 26 декабря.

4. Есаков Г. А., Рарог А. И., Чучаев А. И. Настольная книга судьи по уголовным делам / отв. ред. А. И. Рарог. - М.: Велби, Проспект, 2007.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) / под ред. С. В. Дьякова, Н. Г. Кадникова. - М.: Юриспруденция, 2013.

6. Российское уголовное право: курс лекций / под ред. А. И. Коробеева. - Владивосток, 2001. -Т. 5. - Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

32

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

7. Проценко С. В. О месте совершения преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ // Транспортное право. - 2012. - № 2.

8. Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан - Судебные акты. Дело № 1 115/10. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/TyXhssWMEKxj/

9. Пикуров Н. Отграничение состава дорожно-транспортного преступления от смежных составов преступлений // Уголовное право. - 2009. - № 5.

10. Исаев Н. И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: научно-практическое пособие / под ред. Н. Г. Кадникова. - М.: Юриспруденция, 2011.

11. Рудакова Г. И. Правовые аспекты безопасности дорожного движения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культорология. - 2013. - № 1 (113).

12. Уразаева Г. И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 2 (16).

13. Бохан А. П., Райгородский В. Л. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта как одно из направлений уголовной политики // Юристъ-Правоведъ. - 2012.- № 2 (51).

14. Баранчикова М. В. Социальная обусловленность декриминализации нарушений правил дорожного движения // Наука и практика. - № 1(62). - 2015.

© Баранчикова М.В., 2015 Получено: 26.06.2015

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

А.Е. Шалагин

Незаконный оборот наркотиков -угроза национальной безопасности

Шалагин А.Е.

Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности: монография / под ред. доктора педагогических наук, доцента Ф.К. Зиннурова. - Казань, 2014. - 326 с.

Монография посвящена актуальным проблемам противодействия наркомании и наркотизму в Российской Федерации. В ней рассмотрены исторические, криминологические, международные, уголовно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и нарушением правил их легального обращения.

Монография предназначена для научных работников и практиков, курсантов, слушателей, студентов юридических вузов.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.