Научная статья на тему 'Квалификационные требования и формирование профессиональной ориентации студентов энергетиков'

Квалификационные требования и формирование профессиональной ориентации студентов энергетиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИК / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК / ЭНЕРГОНАДЗОР / ЭНЕРГОАУДИТ / POWER ENGINEER / PROJECTING / ELECTRICIAN / ENERGY AUDIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатанова Ирина Алексеевна, Хатанов Дмитрий Викторович

Рассмотрены требования к уровню профессиональных знаний специалистов энергетиков для их работы в различных областях народного хозяйства и формирование профессиональной ориентации студентов энергетиков в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хатанова Ирина Алексеевна, Хатанов Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIFICATION REQUIREMENTS AND THE FORMATION OF THE VOCATIONAL GUIDANCE AMONG THE STUDENTS OF POWER ENGINEERING UNIVERSITY

The article points out the requirements to the level of professional knowledge and skills of power engineers for their work in various areas of agriculture and the formation of vocational guidance among students of Power Engineering University in the system of higher education.

Текст научной работы на тему «Квалификационные требования и формирование профессиональной ориентации студентов энергетиков»

ХатановаИ.А., Хатанов Д.В.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИКОВ

Рассмотрены требования к уровню профессиональных знаний специалистов энергетиков для их работы в различных областях народного хозяйства и формирование профессиональной ориентации студентов энергетиков в системе высшего образования.

Ключевые слова: энергетик, проектирование, электромонтажник, энергонадзор, энергоаудит.

Обзор литературы по проблемам профессиональной подготовки специалистов высших учебных заведениях показал, что публикаций по вопросам формирования профессиональной ориентации студентов энергетиков на сегодняшний день не выявлено[1-8] .Тем не менее, в современных экономических условиях, когда выпускники энергетических вузов устраиваются на работу самостоятельно, им желательно знать перспективы трудоустройства, востребованность профессии энергетика по отраслям народного хозяйства и требования, предъявляемые работодателями к уровню профессиональных знаний выпускника. Всё вышеуказанное делает тему настоящего работы актуальной и практически значимой.

Востребованность выпускников энергетического вуза по некоторым специальностям, а именно: «Электрооборудование и электрохозяйство промышленных предприятий, организаций и учреждений» (ЭХП), «Электроснабжение промышленных предприятий»(Э1111), «Электроснабжение сельского хозяйства»(ЭСХ), а также «Монтаж и эксплуатация электро-оборудования»(МЭП) для работы в городских, сельских и промышленных системах электроснабжения, определяется примерным соотношением отраслей народного хозяйства, показанных на рисунке 1.

Точное соотношение секторов народного хозяйства и соответствующая востребованность энергетиков определяется постоянно меняющимися планами по эксплуатации и реконструкции систем электроснабжения в регионе. В частности, в Казани в настоящее время лидирует строительный сектор в связи с вводом объектов универсиады и ростом градостроительства, что определяет необходимость в специалистах в области электрооборудования и электрохозяйства для городских систем электроснабжения.

хозяйство.

4% ^ Строительство

34%

Энергетика.

30%

Промышленость---------

32%

Рис. 1. Диаграмма соотношения отраслей народного хозяйства (данные на октябрь 2011 г.)

Помимо знаний, определяемых специальности дипломом о высшем образовании, к энергетикам в зависимости от направления их профессиональной деятельности предъявляются дополнительные требования. Некоторые из них приведены в таблице 1, где приняты следующие сокращения: электрооборудование (ЭО); технико-экономические расчеты (ТЭР); персональный компьютер (ПК). Согласно межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) по эксплуатации электроустановок стаж работы по специальности должен соответствовать группе по технике безопасности и устанавливается в зависимости от требований, указанных в [9]. Необходимые квалификационные требования по нормам и правилам работы в электроустановках, в том числе и по правилам безопасности, подтверждаются удостоверением, выдаваемым предприятием при приёме на работу, удостоверение действительно только после соответствующих записей о результатах проверки знаний работника.

Таблица 1. Квалификационные требования к специальностям энергетической отрасли

Направление профессиональной деятельности Квалификационные требования

Образование Стаж работы и группа ТБ Дополнительные требования

1 Проектно- конструкторское Высшее, среднеспециальное [9] ПК Программы проектирования

2 Монтаж и эксплуатация Высшее, среднеспециальное [9] ПК Программы по настройке ЭО

3 Энергонадзор, энергоаудит Высшее, среднеспециальное [9] ПК Программы составления энергобалансов и др.

4 Организационно -управленческое: главный энергетик, главный инженер Высшее [9] ПК Программы Microsoft Word, Microsoft Excel, справочноправовая система

Указанные в таблице 1 квалификационные требования не являются исчерпывающими. Другие требования, предъявляемые работодателями, соответствуют должностной инструкции, принятой на предприятии. Например, согласно должностной инструкции главного энергетика компании ОАО «СМП-Нефтегаз» основной задачей начальника управления энергетики является организация эксплуатации энергооборудования и бесперебойного энергоснабжения производственных объектов, разработка перспективных планов потребления энергоресурсов структурных подразделений.

В соответствии с главной задачей главный энергетик обязан обеспечить:

1. Надежную, экономную и безопасную работу электрических и теплотехнических установок.

2. Разработку и внедрение мероприятий по экономии топливноэнергетических ресурсов, удельных норм расхода на единицу продукции, выполнение режимов энергопотребления, задаваемых энергосистемой и энергоснабжающими организациями.

3. Организацию учета ТЭР, ведение установленной отчетности и своевременное ее представление вышестоящим организациям.

4. Своевременное составление заявок на материально-техническое обеспечение энергохозяйства, а также заключение договоров на производство запасных частей и узлов в подрядных организациях согласно графиков производство запчастей.

5. Правильное хранение резервного и неустановленного энергооборудования.

6. Своевременное списание и демонтаж изношенного энергооборудования и определение потребности в новом на основе обследования технического состояния энергооборудования, находящегося в эксплуатации.

7. Разработку и выполнение мероприятий по подготовке промышленных объектов к зиме, паводку и грозовым периодам, гражданской обороне.

8. Своевременное проведение ремонта и технического обслуживания оборудования объектов.

9. Надежную и безопасную эксплуатацию, своевременное и качественное проведение профилактических осмотров и испытаний, плановопредупредительных ремонтов электрических и теплотехнических установок. Обеспечить соответствие технического состояния оборудования и установок требованием правил устройства, технической эксплуатации и

безопасности.

10. Контроль технического состояния, безопасность эксплуатации, своевременность и качество ремонта и испытания электрических и теплоэнергетических установок и сетей.

11. Правильное ведение необходимой документации по вопросам эксплуатации оборудования и установок, предусмотренной соответствующими правилами.

12. Контроль своевременности проверки исправности защитного заземления и сопротивления изоляции электрического и технологического оборудования и установок в соответствии с требованиями правил и инструкций согласно графиков обеспечивает выполнение технических мероприятий по снятию статического электричества.

13. Контроль наличия и своевременного испытания защитных средств в сроки, установленные правилами, правильность хранения и пользования защитными средствами в структурных подразделениях.

14. Устранение конструктивных недостатков энергетического оборудования и установок, по своевременную замену морально устаревших установок, машин м механизмов.

15. Соблюдение Правил промышленной безопасности персоналом энергослужбы.

16. Своевременную разработку инструкции по безопасному ведению работ для персонала, обслуживающего электрические и теплоэнергетические установки, оказывать методическую помощь руководителям энергослужб структурных подразделений в разработке таких инструкций.

17. Участие в расследовании аварий и несчастных случаев, происшедших при эксплуатации электроустановок, газового оборудования,

18. Внедрение устройств, улучшающих условия труда и способствующих автоматизации и безопасной работе электроустановок, газового оборудования.

19. Разработку и контроль выполнения плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на объектах энергоснабжения.

20. Разработку плана мероприятий по локализации аварий и ликвидации их последствий на объектах энергоснабжения.

21. Не разглашение сведений, содержащих коммерческую тайну .

22. Своевременное техническое освидетельствование и испытания оборудования опасных производственных объектов.

В его должностные обязанности входит также безопасная эксплуата-

ция и внедрение мероприятий по энергосбережению и модернизации энергоустановок предприятий компании, что требует кроме высшего электротехнического образования стажа работы про специальности не менее 5 лет, группы по технике безопасности не ниже 5, знания экономики предприятия и методик технико-экономических расчетов, владение ПК (Программы Microsoft Word, Microsoft Excel, справочно-правовая система).

В структуру управления энергетики ОАО «СМП-Нефтегаз» кроме отдела главного энергетика входят: энергоцех, электроцех, службы эксплуатации Начальники и инженеры указанных цехов решают вопросы строительства и реконструкции систем энергоснабжения; осуществляют изменение технического оснащения энергоустановок и связанные с этим закупку наладку оборудования энергоустановок, текущий и капитальный ремонт энергооборудования. Квалификационные требования к этой категории работников изложены в таблице 1 (раздел 2). Требования ко всем энергетикам работающим в научно-исследовательских, проектных, энергоснабжающих, электромонтажных и эксплуатационных организациях приведены в Нормативно техническом сборнике по основам устройства и эксплуатации электроустановок [3].

Формирование профессиональных качеств у студентов энергетиков осуществляется в энергетических вузах на всех этапах обучения, начиная с первого курса. Чтобы определить, когда возникает интерес к профессии энергетика, проведено тестирование 54 студентов очной формы обучения из групп ЭП 1-11, ЭСХ 1-09, МЭП 1-09.

На первый вопрос теста, что повлияло на выбор профессии энергетика, студенты ответили следующим образом:

• рекомендации родителей, родственников, друзей работающих в энергетике - 48%;

• обучение в малом энергетическом колледже, электротехническом лицее, техникуме - 32%;

• другие варианты ответов - 20%.

На второй вопрос теста о дальнейшем обучении после получение диплома бакалавра ответы распределились в следующей последовательности:

• продолжу обучение в магистратуре - 60%;

• продолжу обучения на специалиста - 28%;

• закончу обучение с дипломом бакалавра - 12%.

Для студентов специальностей ЭХП и ЭПП, обучающихся в магист-

ратуре, проведено тестирование 15 студентов. На первый вопрос теста, что даёт обучение в магистратуре, ответы распределись так:

• более полное изучение дисциплин по специальности - 45%;

• перспективы трудоустройства - 35%;

• другие варианты - 20%.

Подводя итоги формального тестирования и общения с студентами, при котором они более искренне отвечают на поставленные в тестах вопросы, следует отметить, что:

1. обучение в энергоуниверситете и освоение технических специальностей является более сложным, чем гуманитарное образование и большинство студентов делает свой выбор технического вуза осознано (80%);

2. продолжать обучение или его закончить, получив диплом бакалавра, обусловлено также тем, есть ли у студента возможность оплачивать дальнейшее обучение;

3. формирование профессиональной ориентации студентов энергетиков могут обеспечить выпускающие кафедры и преподаватели специальных дисциплин, имеющие производственный опыт работы в промышленности или в энергетике.

Источники

1. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе / Формирование личности специалиста в ВУЗе: сб. науч. тр. Грозный, 1980. С. 5-13.

2. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 2004. №4.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 2006.

4. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Л., 1998.

5. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н.В.Кузьминой. Л., 2000.

6. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 2004. 95 с.

7. Каташев В.Г. Исследование мотивации профессионального обучения. ЦКЪ: http://www.ksu.ru/ тй^/шко1аеу/2002^12_2_1 .Мт

8. Нестерова Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности. М., 1984.

9. Нормативные основы устройства и эксплуатации электроустановок: нормативно-технический сборник. Барнаул, 2002.

Зарегистрирована 17.01.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.