ХатановаИ.А., Хатанов Д.В.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИКОВ
Рассмотрены требования к уровню профессиональных знаний специалистов энергетиков для их работы в различных областях народного хозяйства и формирование профессиональной ориентации студентов энергетиков в системе высшего образования.
Ключевые слова: энергетик, проектирование, электромонтажник, энергонадзор, энергоаудит.
Обзор литературы по проблемам профессиональной подготовки специалистов высших учебных заведениях показал, что публикаций по вопросам формирования профессиональной ориентации студентов энергетиков на сегодняшний день не выявлено[1-8] .Тем не менее, в современных экономических условиях, когда выпускники энергетических вузов устраиваются на работу самостоятельно, им желательно знать перспективы трудоустройства, востребованность профессии энергетика по отраслям народного хозяйства и требования, предъявляемые работодателями к уровню профессиональных знаний выпускника. Всё вышеуказанное делает тему настоящего работы актуальной и практически значимой.
Востребованность выпускников энергетического вуза по некоторым специальностям, а именно: «Электрооборудование и электрохозяйство промышленных предприятий, организаций и учреждений» (ЭХП), «Электроснабжение промышленных предприятий»(Э1111), «Электроснабжение сельского хозяйства»(ЭСХ), а также «Монтаж и эксплуатация электро-оборудования»(МЭП) для работы в городских, сельских и промышленных системах электроснабжения, определяется примерным соотношением отраслей народного хозяйства, показанных на рисунке 1.
Точное соотношение секторов народного хозяйства и соответствующая востребованность энергетиков определяется постоянно меняющимися планами по эксплуатации и реконструкции систем электроснабжения в регионе. В частности, в Казани в настоящее время лидирует строительный сектор в связи с вводом объектов универсиады и ростом градостроительства, что определяет необходимость в специалистах в области электрооборудования и электрохозяйства для городских систем электроснабжения.
хозяйство.
4% ^ Строительство
34%
Энергетика.
30%
Промышленость---------
32%
Рис. 1. Диаграмма соотношения отраслей народного хозяйства (данные на октябрь 2011 г.)
Помимо знаний, определяемых специальности дипломом о высшем образовании, к энергетикам в зависимости от направления их профессиональной деятельности предъявляются дополнительные требования. Некоторые из них приведены в таблице 1, где приняты следующие сокращения: электрооборудование (ЭО); технико-экономические расчеты (ТЭР); персональный компьютер (ПК). Согласно межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) по эксплуатации электроустановок стаж работы по специальности должен соответствовать группе по технике безопасности и устанавливается в зависимости от требований, указанных в [9]. Необходимые квалификационные требования по нормам и правилам работы в электроустановках, в том числе и по правилам безопасности, подтверждаются удостоверением, выдаваемым предприятием при приёме на работу, удостоверение действительно только после соответствующих записей о результатах проверки знаний работника.
Таблица 1. Квалификационные требования к специальностям энергетической отрасли
Направление профессиональной деятельности Квалификационные требования
Образование Стаж работы и группа ТБ Дополнительные требования
1 Проектно- конструкторское Высшее, среднеспециальное [9] ПК Программы проектирования
2 Монтаж и эксплуатация Высшее, среднеспециальное [9] ПК Программы по настройке ЭО
3 Энергонадзор, энергоаудит Высшее, среднеспециальное [9] ПК Программы составления энергобалансов и др.
4 Организационно -управленческое: главный энергетик, главный инженер Высшее [9] ПК Программы Microsoft Word, Microsoft Excel, справочноправовая система
Указанные в таблице 1 квалификационные требования не являются исчерпывающими. Другие требования, предъявляемые работодателями, соответствуют должностной инструкции, принятой на предприятии. Например, согласно должностной инструкции главного энергетика компании ОАО «СМП-Нефтегаз» основной задачей начальника управления энергетики является организация эксплуатации энергооборудования и бесперебойного энергоснабжения производственных объектов, разработка перспективных планов потребления энергоресурсов структурных подразделений.
В соответствии с главной задачей главный энергетик обязан обеспечить:
1. Надежную, экономную и безопасную работу электрических и теплотехнических установок.
2. Разработку и внедрение мероприятий по экономии топливноэнергетических ресурсов, удельных норм расхода на единицу продукции, выполнение режимов энергопотребления, задаваемых энергосистемой и энергоснабжающими организациями.
3. Организацию учета ТЭР, ведение установленной отчетности и своевременное ее представление вышестоящим организациям.
4. Своевременное составление заявок на материально-техническое обеспечение энергохозяйства, а также заключение договоров на производство запасных частей и узлов в подрядных организациях согласно графиков производство запчастей.
5. Правильное хранение резервного и неустановленного энергооборудования.
6. Своевременное списание и демонтаж изношенного энергооборудования и определение потребности в новом на основе обследования технического состояния энергооборудования, находящегося в эксплуатации.
7. Разработку и выполнение мероприятий по подготовке промышленных объектов к зиме, паводку и грозовым периодам, гражданской обороне.
8. Своевременное проведение ремонта и технического обслуживания оборудования объектов.
9. Надежную и безопасную эксплуатацию, своевременное и качественное проведение профилактических осмотров и испытаний, плановопредупредительных ремонтов электрических и теплотехнических установок. Обеспечить соответствие технического состояния оборудования и установок требованием правил устройства, технической эксплуатации и
безопасности.
10. Контроль технического состояния, безопасность эксплуатации, своевременность и качество ремонта и испытания электрических и теплоэнергетических установок и сетей.
11. Правильное ведение необходимой документации по вопросам эксплуатации оборудования и установок, предусмотренной соответствующими правилами.
12. Контроль своевременности проверки исправности защитного заземления и сопротивления изоляции электрического и технологического оборудования и установок в соответствии с требованиями правил и инструкций согласно графиков обеспечивает выполнение технических мероприятий по снятию статического электричества.
13. Контроль наличия и своевременного испытания защитных средств в сроки, установленные правилами, правильность хранения и пользования защитными средствами в структурных подразделениях.
14. Устранение конструктивных недостатков энергетического оборудования и установок, по своевременную замену морально устаревших установок, машин м механизмов.
15. Соблюдение Правил промышленной безопасности персоналом энергослужбы.
16. Своевременную разработку инструкции по безопасному ведению работ для персонала, обслуживающего электрические и теплоэнергетические установки, оказывать методическую помощь руководителям энергослужб структурных подразделений в разработке таких инструкций.
17. Участие в расследовании аварий и несчастных случаев, происшедших при эксплуатации электроустановок, газового оборудования,
18. Внедрение устройств, улучшающих условия труда и способствующих автоматизации и безопасной работе электроустановок, газового оборудования.
19. Разработку и контроль выполнения плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на объектах энергоснабжения.
20. Разработку плана мероприятий по локализации аварий и ликвидации их последствий на объектах энергоснабжения.
21. Не разглашение сведений, содержащих коммерческую тайну .
22. Своевременное техническое освидетельствование и испытания оборудования опасных производственных объектов.
В его должностные обязанности входит также безопасная эксплуата-
ция и внедрение мероприятий по энергосбережению и модернизации энергоустановок предприятий компании, что требует кроме высшего электротехнического образования стажа работы про специальности не менее 5 лет, группы по технике безопасности не ниже 5, знания экономики предприятия и методик технико-экономических расчетов, владение ПК (Программы Microsoft Word, Microsoft Excel, справочно-правовая система).
В структуру управления энергетики ОАО «СМП-Нефтегаз» кроме отдела главного энергетика входят: энергоцех, электроцех, службы эксплуатации Начальники и инженеры указанных цехов решают вопросы строительства и реконструкции систем энергоснабжения; осуществляют изменение технического оснащения энергоустановок и связанные с этим закупку наладку оборудования энергоустановок, текущий и капитальный ремонт энергооборудования. Квалификационные требования к этой категории работников изложены в таблице 1 (раздел 2). Требования ко всем энергетикам работающим в научно-исследовательских, проектных, энергоснабжающих, электромонтажных и эксплуатационных организациях приведены в Нормативно техническом сборнике по основам устройства и эксплуатации электроустановок [3].
Формирование профессиональных качеств у студентов энергетиков осуществляется в энергетических вузах на всех этапах обучения, начиная с первого курса. Чтобы определить, когда возникает интерес к профессии энергетика, проведено тестирование 54 студентов очной формы обучения из групп ЭП 1-11, ЭСХ 1-09, МЭП 1-09.
На первый вопрос теста, что повлияло на выбор профессии энергетика, студенты ответили следующим образом:
• рекомендации родителей, родственников, друзей работающих в энергетике - 48%;
• обучение в малом энергетическом колледже, электротехническом лицее, техникуме - 32%;
• другие варианты ответов - 20%.
На второй вопрос теста о дальнейшем обучении после получение диплома бакалавра ответы распределились в следующей последовательности:
• продолжу обучение в магистратуре - 60%;
• продолжу обучения на специалиста - 28%;
• закончу обучение с дипломом бакалавра - 12%.
Для студентов специальностей ЭХП и ЭПП, обучающихся в магист-
ратуре, проведено тестирование 15 студентов. На первый вопрос теста, что даёт обучение в магистратуре, ответы распределись так:
• более полное изучение дисциплин по специальности - 45%;
• перспективы трудоустройства - 35%;
• другие варианты - 20%.
Подводя итоги формального тестирования и общения с студентами, при котором они более искренне отвечают на поставленные в тестах вопросы, следует отметить, что:
1. обучение в энергоуниверситете и освоение технических специальностей является более сложным, чем гуманитарное образование и большинство студентов делает свой выбор технического вуза осознано (80%);
2. продолжать обучение или его закончить, получив диплом бакалавра, обусловлено также тем, есть ли у студента возможность оплачивать дальнейшее обучение;
3. формирование профессиональной ориентации студентов энергетиков могут обеспечить выпускающие кафедры и преподаватели специальных дисциплин, имеющие производственный опыт работы в промышленности или в энергетике.
Источники
1. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе / Формирование личности специалиста в ВУЗе: сб. науч. тр. Грозный, 1980. С. 5-13.
2. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 2004. №4.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 2006.
4. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Л., 1998.
5. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н.В.Кузьминой. Л., 2000.
6. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 2004. 95 с.
7. Каташев В.Г. Исследование мотивации профессионального обучения. ЦКЪ: http://www.ksu.ru/ тй^/шко1аеу/2002^12_2_1 .Мт
8. Нестерова Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности. М., 1984.
9. Нормативные основы устройства и эксплуатации электроустановок: нормативно-технический сборник. Барнаул, 2002.
Зарегистрирована 17.01.2012