Методические указания о порядке подготовки и аттестации инспекторского состава по вопросам государственного надзора за энергоустановками
РД-12-05-2007
(Продолжение. Начало № 5, 2007)
К.Б. Герцев,
главный специалист-эксперт
Управления государственного энергетического надзора (Ростехнадзор)
VIII. Порядок допуска к самостоятельной работе
71. Допуск к самостоятельной работе оформляется указанием начальника Управления государственного энергетического надзора или организационно-распорядительным документом руководителя (заместителя руководителя по виду надзора) территориального органа:
- для работников, осуществляющих энергетический надзор, - при положительном результате проверки знаний;
- для вновь принятых работников или имевших перерыв в работе более шести месяцев - после прохождения необходимых инструктажей по безопасности труда, обучения (стажировки) и проверки знаний в объеме требований настоящих Методических указаний.
72. Действие допуска к самостоятельной работе лиц, для которых проверка знаний обязательна, сохраняется до срока очередной проверки и может быть прервана решением начальника Управления государственного энергетического надзора, руководителем территориального органа при нарушении этими лицами норм и правил, которые они должны соблюдать согласно должностному регламенту.
73. При перерыве в работе свыше шести месяцев форму подготовки персонала для допуска к самостоятельной работе определяет начальник Управления государственного энергетического надзора, руководитель территориального органа с учетом уровня профессиональной подготовки работника, его
опыта работы, должностных обязанностей и др. При этом в любых случаях должен быть проведен внеплановый инструктаж по безопасности труда.
74. Работник, имевший длительный перерыв в работе (в соответствии с п.72 настоящих Методических указаний), независимо от проводимых форм подготовки перед оформлением допуска к работе должен самостоятельно ознакомиться:
- с вновь введенными в действие законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам, входящим в его компетенцию;
- с новыми организационно-распорядительными документами Службы, территориального органа и другими материалами по данной должности.
Объем законодательных и иных нормативных правовых актов, а также материалов, необходимых для ознакомления работника, имевшего длительный перерыв в работе, определяет непосредственный начальник (заместитель начальника) отдела Управления государственного энергетического надзора, территориального органа, в котором непосредственно работает работник. Объем, необходимых документов и их краткое содержание доводятся до работника в форме внепланового инструктажа.
IX. Порядок проведения инструктажей по безопасности труда
75. Одним из принципов непрерывности обучения является проведение инструктажей по безопасности труда.
76. С инспекторским составом проводят следующие инструктажи:
- вводный - со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу (независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности);
- внеплановый - индивидуально или с группой инспекторского состава. Объем и содержание инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших его проведение;
- целевой - непосредственно перед началом мероприятия по контролю председателем комиссии по проверке (старшим группы), а также при выполнении мероприятий по контролю в действующих энергоустановках уполномоченным представителем (с правами оперативного персонала) организации, в отношении которой проводится данное мероприятие, имеющим право единоличного осмотра энергоустановок.
77. Вновь принятый работник или государственный инспектор, имевший перерыв в работе более шести месяцев, проходит вводный инструктаж в Управлении государственного энергетического надзора (территориальном органе). Проведение вводного инструктажа возлагается на лицо, назначенное указанием начальника Управления государственного энергетического надзора, или организационно - распорядительным документом территориального органа.
78. Работник в процессе вводного инструктажа должен усвоить:
- правила внутреннего трудового распорядка в Управлении государственного энергетического надзора (территориальном органе), ответственность за нарушение правил;
- основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для выполнения работы;
- основные требования производственной санитарии и личной гигиены;
- правила пожарной безопасности, способы и средства предотвращения пожара, взрыва, действия работника при их возникновении;
- порядок оказания первой помощи пострадавшим, действия работника при возникновении несчастного случая.
79. По окончании вводного инструктажа работник расписывается о его получении в журнале вводного инструктажа.
80. Внеплановый инструктаж проводится:
- при введении новых или переработанных норм и правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
- при нарушении работником требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву, пожару или отравлению;
- при перерывах в работе более шести месяцев.
81. Внеплановый инструктаж проводит непосредственный начальник (заместитель начальника) отдела Управления государственного энергетического надзора (территориального органа), в котором
непосредственно работает государственный инспектор.
82. Проведение внепланового инструктажа завершается проверкой знаний путем устного опроса или с помощью технических средств обучения. После получения положительной оценки проверки знаний работник расписывается в получении соответствующего инструктажа в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
83. Проведение целевого инструктажа завершается устным повторением инструктажа инструктируемым работником и оформляется его подписью и подписью инструктирующего на последней странице оборотной стороны программы проведения мероприятия по контролю перед началом проверки, а при выполнении мероприятий по контролю в действующих энергоустановках - в журнале проверяемой организации.
84. Инспектор, показавший неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускается и обязан вновь пройти инструктаж.
X. Повышение квалификации
85. Повышение квалификации работников, осуществляющих энергетический надзор, должно носить непрерывный характер и складываться из различных форм профессионального образования.
86. Ответственность за организацию повышения квалификации этих работников возлагается на начальника Управления государственного энергетического надзора, руководителя территориального органа.
87. Краткосрочное повышение квалификации должно проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в год по месту работы или в образовательных учреждениях. Продолжительность обучения должна составлять до трех недель.
88. Проект годового плана (график и программа технической учебы) краткосрочного повышения квалификации работников, осуществляющих энергетический надзор, утверждают:
- для работников центрального аппарата Службы - руководитель Службы;
- для работников территориальных органов -руководитель территориального органа или его заместитель по виду надзора.
89. Длительное периодическое повышение квалификации работников, осуществляющих энергетический надзор, должно проводиться не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации кадров по разнарядке Службы.
НЯЕИ18ШИЙИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое)
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСПЕКТОРСКОГО СОСТАВА ПО НОВОЙ ДОЛЖНОСТИ
Настоящая программа предназначена для предэкзаменационной подготовки инспекторского состава, осуществляющего деятельность в области контроля за энергетической безопасностью производственных объектов, подконтрольных территориальным органам Службы. Программы подготовки инспекторского состава, разрабатываемые в Управлении государственного энергетического надзора, территориальных органах Службы, должны содержать разделы данной программы, в которых излагаются требования к устройству и безопасной эксплуатации энергооборудования и осуществлению мероприятий по контролю, установленные федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные программы должны также содержать разделы, в которых рассматриваются требования нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области обеспечения энергетической безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции обучаемых.
Список нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в энергетической области, рекомендуемых для изучения в процессе профессиональной подготовки инспекторского состава, должен актуализироваться по мере принятия новых документов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп Тема Количество часов
1 Законодательство Российской Федерации в области энергетической безопасности 8
2 Система государственного регулирования и контроля в энергетике 2
3 Реестр поднадзорных энергетических организаций и порядок его ведения 1
4 Лицензирование деятельности в области энергетики 1
5 Сертификация. Требования к техническим устройствам, применяемым на энергетических объектах 1
6 Организация контроля (надзора) за соблюдением требований безопасной эксплуатации энергооборудования 7
7 Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на энергетических объектах 8
8 Порядок подготовки и аттестации работников энергетических организаций 8
9 Требования обеспечения энергобезопасности в конкретной отрасли надзора 16
10 Требования правил охраны труда и техники безопасности при эксплуатации энергоустановок и тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей 8
11 Порядок, условия и меры безопасности при производстве работ в электроустановках 8
Аттестация (проверка знаний) 4
ВСЕГО 72
Примечания:
1. Темы могут разбиваться, перегруппировываться и дополняться.
2. Количество часов может варьироваться в зависимости от категорий работников, но не должно быть менее указанного объема.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Законодательство Российской Федерации в области энергетической безопасности
1.1. Федеральные законы
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. (с изменениями на 22 августа 2004 года).
"О техническом регулировании" № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. (с изменениями на 9 мая 2005 года).
"О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. (с изменениями на 21 марта 2005 года).
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г.
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государ-
ственного контроля (надзора)" № 134-Ф3 от 8 августа 2001 г.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" № 45-ФЗ от 9 мая 2005 г.
"Об основах охраны труда в Российской Федерации" № 181-ФЗ от 17 июля 1999 г.
Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.
"Об электроэнергетике" № 35-ФЗ от 26 марта 2003 г.
"О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 80-ФЗ от 2 июля 2005 г.
"О государственной гражданской службе Российской Федерации" № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.
1.2. Указы Президента Российской Федерации
"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" № 314 от 9 марта 2004 (с изменениями на 15 марта 2005 года).
"Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" № 649 от 20 мая 2004.
1.3. Постановления Правительства Российской Федерации
"О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" № 54 от 1 февраля 2006 г.
"О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" № 401 от 30 июля 2004 г. (с изменениями на 21 января 2006 года).
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказанию этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" № 861 от 27 декабря 2004 г.
"Об утверждении правил оперативно - диспетчерского управления в электроэнергетике" № 854 от 27 декабря 2004 г.
"Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" № 530 от 31 августа 2006 г.
1.4. Приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
"О территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" № 179 от 22 ноября 2004 г.
"Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных
составлять протоколы об административных нарушениях" № 278 от 29 ноября 2004 г.
"О приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2004 г. № 278 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" № 21 от 21 января 2005 г.
"Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" № 173 от 23 марта 2005 г.
"Об утверждении форм служебного контракта, должностного регламента гражданского служащего, трудового договора" № 312/лс от 12 мая 2005 г.
"О продолжительности ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" № 458 от 1 июня 2005 г.
"О создании отраслевых аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" № 459 от 6 июня 2005 г.
"Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении государственного энергетического надзора" № 688 от 17 июля 2006 г.
"Об утверждении Регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 августа 2006 г. № 8174) № 724 от 24 июля 2006 г.
1.5. Нормативные акты в области энергетики
Инструкция по переключениям в электроустановках [СО 153-34.20.505-2003 (РД 153-34.0-20.5052001)]. Утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 266.
Инструкция по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части [СО 153-34.20.561-2003 (РД 34.20.561-92)]. Утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 289.
Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках [СО 153-34.03.603-2003 (РД 34.03.603)]. Утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 261.
Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций [СО 153-34.21.122-2003 (РД 34.21.122)]. Утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 280.
Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок [ПОТ Р М-016-2001 (РД 153-34.0-03.150-00)]. Утверждены приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. № 163, постановлением Минтруда России от 05 января 2001 г. № 3.
Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей [СО 34.03.2001-97]. Утверждены заместителем министра Министерства топлива и энергетики Российской Федерации 3 апреля 1997 г. Согласованы Главгосэнергонадзором России 2 апреля 1997 г.
НЕИАИИИИЯИ
Методика определения и установления величины технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии. Утверждена приказом Минтопэнерго России от 4 августа 1999 г. № 262.
Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации. Утверждены приказом Минтопэнерго России от 19 февраля 2000 г. № 49 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2000 г., рег. № 2150).
Правила разработки и применения графиков ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения. Утверждены приказом Минтопэнерго России от 15 декабря 1999 г. № 427 (не нуждаются в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 1351-ЭР).
Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации [СО 153-34.20.501-2003 (РД 34.20.501-95)]. Утверждены приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2000 г., рег. № 4799).
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2003 г., рег. № 4358).
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Утверждены приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 22 января 2003 г., рег. № 4145).
Правила устройства электроустановок (с изменениями на 20 июня 2003 г.) Минэнерго СССР, 10 декабря 1979 г.
Рекомендации по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше (СО 153-34.20.186-2003). Утверждены приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 284.
Рекомендации по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (СО 153-34.20.187-2003). Утверждены приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 288.
Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 В. Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667.
Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В. Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. № 255.
2. Система государственного регулирования и контроля в энергетике
Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного регулирования в энергетике.
Элементы государственного регулирования в электроэнергетике и теплоснабжении, определенные Федеральными законами "Об электроэнергетике" и "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный осуществлять контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в энергетике. Основные задачи в энергетической области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Сфера надзорной деятельности Управления государственного энергетического надзора, территориального органа Службы.
Функции Управления государственного энергетического надзора в области государственного нормативного регулирования в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) на объектах промышленности и энергетики. Функции Управления государственного энергетического надзора, территориального органа в области государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности. Специальные разрешительные функции. Управления государственного энергетического надзора, территориального органа.
Права должностных лиц Управления государственного энергетического надзора, территориального органа при осуществлении ими должностных обязанностей.
3. Реестр поднадзорных энергетических организаций и порядок его ведения
Порядок организационно-технического обеспечения деятельности по ведению реестра поднадзорных организаций.
Критерии отнесения организаций к категории организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, генерирующих компаний (предприятий), энергосетевых, энергосбытовых организаций, потребителей, испытательных (измерительных) электротехнических лабораторий (далее в данном разделе - электротехнические лаборатории), учебных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и аттестацию теплоэнергетического, электротехнического, электротехнологического, неэлектротехнического персонала на группы по электробезопасности,
Нормативные документы по регистрации электротехнических лабораторий. Требования к организациям, эксплуатирующим электротехнические лаборатории. Требования к регистрации электротехнических лабораторий.
Ведение реестра поднадзорных организаций.
4. Лицензирование деятельности в области энергетики
Обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности.
Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру лицензирования видов деятельности в энергетике.
Лицензирование видов деятельности в энергетической области. Порядок и условия выдачи лицензии. Порядок контроля условий действия лицензий.
5. Сертификация.
Требования к техническим устройствам, применяемым на энергетических объектах
Нормативные документы, регламентирующие процедуру сертификации, и требования к устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.
Правовые основы обязательной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Требования к техническому состоянию и устройству энергоустановок, применяемых на энергетическом объекте.
Порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на энергетическом объекте.
6. Организация контроля (надзора) за соблюдением требований безопасной эксплуатации энергооборудования
Нормативные документы, регламентирующие процедуру организации и проведения контроля (надзора):
- за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание энергетического оборудования;
- за системой оперативно - диспетчерского управления.
Правовые основы контроля (надзора) за соблюдением требований безопасной эксплуатации и управления энергетическим оборудованием.
Организация и порядок осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований безопасной эксплуатации и управления энергетическим оборудованием. Обязанности и права инспекторского состава, ответственного за проведение мероприятия по контролю. Проверки соблюдения требований безопасной эксплуатации и управления энергетическим оборудованием. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований нормативных актов. Обеспечение информационного взаимодействия территориальных органов с Управлением государственного энергетического надзора.
7. Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на энергетических объектах
Порядок представления, регистрации и анализа информации об авариях, несчастных случаях, инцидентах.
Обобщение причины аварий и несчастных случаев.
Правовые основы технического расследования причин аварии на энергетическом объекте.
Нормативные документы, регламентирующие порядок расследования причин аварий и несчастных случаев. Порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий.
Оформление документов по расходованию средств, связанных с участием территориальных органов Службы в техническом расследовании причин аварий и мероприятиях по контролю, при направлении работника в командировку.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией энергетического оборудования.
8. Порядок подготовки и аттестации работников энергетических организаций
Трудовое законодательство. Законодательство Российской Федерации об охране труда.
Применение нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Проведение подготовки персонала в энергетических организациях.
Организация проведения проверки знаний и аттестации персонала в энергетических организациях. Аттестация и проверка знаний в аттестационных комиссиях. Центральная и территориальные аттестационные комиссии Службы, Управления государственного энергетического надзора, территориального органа Службы.
Оформление результатов аттестации и проверки знаний.
9. Требования обеспечения энергобезопасности в конкретной отрасли надзора
9.1. Общие требования
Требования безопасности в электроэнергетике.
Нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, регламентирующие требования к техническому устройству и безопасной эксплуатации энергетического оборудования.
Требования по организации подготовки электро-, теплоснабжающих организаций к осеннее - зимнему периоду.
Требования по предупреждению и ликвидации аварий в энергетике.
Признаки и классификация нарушений по причинам их возникновения и развития.
Основные причины травматизма и аварийности в энергетической отрасли.
Факторы, влияющие на техническое состояние и обеспечение безопасного обслуживания энергетического оборудования. Методы повышения эффективности в работе по обеспечению требуемого уровня технического состояния и безопасной эксплуатации энергетического оборудования. Прогноз и предотвращение аварийных ситуаций и травматизма на энергетическом производстве.
Требования к организации ведомственного контроля по соблюдению требований по техническому состоянию, управлению и безопасной эксплуатации энергетического оборудования. Организация системы ведомственного энергетического контроля на предприятиях и в организациях.
9.2. Требования к устройству и технической эксплуатации электрооборудования электростанций, сетей и электроустановок потребителей
Категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения.
Требования к качеству электроэнергии.
Генераторы и синхронные компенсаторы.
Электродвигатели.
Силовые трансформаторы и масляные шунтирующие реакторы.
Изоляция электроустановок.
Распределительные устройства и подстанции.
Аккумуляторные установки.
Конденсаторные установки.
Воздушные линии электропередачи (ВЛ) и токо-проводы. Требования к охранным зонам ВЛ.
Кабельные линии (КЛ). Требования к охранным зонам КЛ.
Релейная защита и электроавтоматика, телемеханика и вторичные цепи.
Заземляющие устройства.
Защита от перенапряжений.
Электрическое освещение.
Электролизные установки.
Средства контроля, измерений и учета.
Энергетические масла.
Электроустановки специального назначения.
9.3. Организация эксплуатации электроустановок
Общие требования по организации эксплуатации электроустановок.
Обязанности и ответственность руководителей и персонала предприятий и организаций за соблюдение безопасного обслуживания оборудования и сооружений, требований по техническому состоянию электроустановок, а также правил работы с персоналом.
Предъявляемые требования к территории, производственным зданиям и сооружениям.
Приемка в эксплуатацию оборудования и сооружений.
Требования к персоналу.
Контроль за эффективностью работы электроустановок.
Технический контроль. Технический и технологический надзор за организацией эксплуатации энергообъектов.
Техническое обслуживание, ремонт и модернизация электроустановок.
Техническая документация.
Автоматизированные системы диспетчерского управления.
Обеспечение единства измерений.
Расследование технологических нарушений.
Нормы испытаний электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей.
Требования пожарной безопасности.
9.4. Требования к устройству и технической эксплуатации тепловых энергоустановок
Топливное хозяйство.
Золоулавливание и золоудаление. Золоулавливающие установки.
Нетрадиционные теплогенерирующие энергоустановки.
Тепловые сети.
Системы сбора и возврата конденсата.
Баки - аккумуляторы.
Теплопотребляющие установки.
Теплотехнические энергоустановки.
Теплогенерирующие установки.
Энергетические масла.
9.5. Организация эксплуатации тепловых энергоустановок
Общие требования по организации эксплуатации.
Обязанности и ответственность руководителей и персонала предприятий и организаций за соблюдение безопасного обслуживания оборудования и сооружений, требований по техническому состоянию электроустановок, а также правил работы с персоналом.
Требования к территории, производственным зданиям и сооружениям.
Требования к персоналу и его подготовка.
Приемка и допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок.
Контроль за эффективностью работы тепловых энергоустановок.
Технический контроль за состоянием тепловых энергоустановок.
Техническая документация на тепловые энергоустановки.
Метрологическое обеспечение.
Обеспечение безопасной эксплуатации.
Требования пожарной безопасности.
9.6. Требования безопасности на объектах котлонадзора
Нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, устанавливающие требования промышленной безопасности на объектах котлонадзора.
Идентификация объектов котлонадзора.
Проектирование объектов котлонадзора. Разработка проектов. Изменения проектов.
Требования нормативно-технических документов к конструкции паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением.
Требования промышленной безопасности:
- к изготовлению, реконструкции, монтажу и ремонту объектов котлонадзора;
- к арматуре, контрольно-измерительным приборам; предохранительным, питательным и редуцирующим устройствам;
- к установке сосудов, работающих под давлением, к соответствующим помещениям;
- к водно-химическому режиму котлов.
Регистрация, техническое освидетельствование и
разрешение на пуск в эксплуатацию объектов котлонадзора.
Требования к организации безопасной эксплуатации и ремонта котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды.
Дополнительные требования к цистернам и бочкам для перевозки сжиженных газов, баллонам, содорегенерационным и работающим с высокотемпературными органическими теплоносителями котлам.
9.7. Требования к осуществлению оперативнодиспетчерского управления в электроэнергетике, теплоснабжении и теплопотреблении
Задачи и организация управления.
Планирование режима работы.
Управление режимами работы.
Управление оборудованием.
Предупреждение и ликвидация технологических нарушений
Требования к оперативным схемам.
Оперативно-диспетчерский персонал.
Переключения в электрических установках.
Переключения в тепловых схемах электростанций, тепловых схемах котельных и тепловых сетей.
Автоматизированные системы диспетчерского управления.
Средства диспетчерского и технологического управления.
Автоматизированные системы контроля и учета электрической, тепловой энергии и мощности (АСКУЭ).
10. Требования правил охраны труда и техники безопасности при эксплуатации энергоустановок и тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей
Требования к персоналу.
Требования, предъявляемые к территории, помещениям и рабочим местам.
Требования к оборудованию.
Обслуживание (оперативное) энергетического оборудования. Обходы и осмотры энергоустановок.
Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ:
- организация работ по наряду;
- организация работ по распоряжению;
- организация работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;
- организация работ командированного персонала (подрядных организаций).
Технические мероприятия, обеспечивающие безопасное производство работ в энергоустановках.
Выдача разрешений на подготовку рабочего места и допуск бригады к работе по наряду и распоряжению.
Включение энергоустановок после полного окончания работ.
11. Порядок, условия и меры безопасности при производстве работ в энергоустановках
Работы в зоне влияния электрического и магнитного полей.
Испытание, ремонт генераторов и синхронных компенсаторов.
Обслуживание электролизных установок.
Обслуживание электродвигателей.
Обслуживание коммутационных аппаратов.
Работы на оборудовании комплектных распределительных устройств.
Работы на оборудовании мачтовых (столбовых) трансформаторных подстанций. Обслуживание силовых трансформаторов, масляных шунтирующих и дугогасящих реакторов.
Работы на измерительных трансформаторах тока.
Работы на электрофильтрах.
Обслуживание аккумуляторных батарей.
Обслуживание конденсаторных установок.
Работы на кабельных линиях.
Работы на воздушных линиях.
Обслуживание энергетического оборудования.
Обслуживание оборудования котельных установок.
Обслуживание оборудования паротурбинных установок.
Обслуживание системы водоснабжения.
Обслуживание хлораторных установок.
Обслуживание оборудования химических цехов и сооружений по очистке сточных вод.
Обслуживание и ремонт тепловых сетей.
Работы (в энергоустановках, при подъеме и транспортировании тяжестей) с применением автомобилей, грузоподъемных машин, механизмов и лестниц, подмостей и других приспособлений.
Сварочные работы, работы с паяльной лампой.
Меры безопасности при дефектоскопии оборудования.
Обслуживание теплообменных аппаратов и трубопроводов.
Ремонт вращающихся механизмов.
Теплоизоляционные и обмуровочные работы.
Обслуживание компрессоров и воздуховодов.
Земляные работы в зоне действующих подземных коммуникаций и кабельных линий.
Работы по испытанию электрооборудования с подачей напряжения от постороннего источника.
Работы с электроизмерительными клещами, измерительными штангами, импульсными измерителями линий, мегомметром.
Работы по обмывке и чистке изоляторов под напряжением.
Работы на устройствах средств связи, диспетчерского и технологического управления.
Работы на устройствах релейной защиты и электроавтоматики, средствах измерений, приборах учета электроэнергии, во вторичных цепях.
Работы в электрической части устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений и защит.
Работы с переносным электроинструментом, светильниками, ручными электрическими машинами и разделительными трансформаторами тока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное)
ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ РАБОТНИКОВ, КОНТРОЛИРУЮЩИХ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ.
УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ РАБОТНИКОВ, КОНТРОЛИРУЮЩИХ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ
УДОСТОВЕРЕНИЕ
Первая страница:
Вторая страница:
ивиииииииИ
Третья страница:
Результаты проверки знаний законодательных и иных нормативных правовых актов в области электроэнергетики
Дата проверки Причина проверки Группа по электробезопасности Общая оценка Дата следующей проверки Подпись председателя
Четвертая страница:
Результаты проверки знаний законодательных и иных нормативных правовых актов в области теплоэнергетики
Дата проверки Причина проверки Общая оценка Дата следующей проверки Подпись председателя
Пятая страница:
Без записи проверки знаний удостоверение не действительно. Во время исполнения служебных обязанностей работник должен иметь удостоверение при себе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное)
ФОРМА ПРОТОКОЛА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ. ПРОТОКОЛ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ
№_____________________
Дата проверки ___________________________________________________________________________________________
Причина проверки_________________________________________________________________________________________
Комиссия_________________________________________________________________________________________________
(наименование комиссии)
в составе:
председатель комиссии____________________________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы)
члены комиссии (должность, фамилия и инициалы):__________________________________________________________
провела проверку знаний ПУЭ, ПОТРМ, ПТЭЭСиС, ПТЭЭП, ППБ, ПТЭТЭ и других нормативно-технических документов (ненужное зачеркнуть)
Проверяемый
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________
Место работы___________________________________________________________________
Должность______________________________________________________________________
Дата предыдущей проверки,______________________________________________________
оценка, группа по электробезопасности__________________________________________
Результаты проверки знаний:
По устройству энергоустановок и технической эксплуатации_______________________
По охране труда.
По пожарной безопасности
Других правил и инструкций органов государственного надзора
(наименование правил)
Заключение комиссии
Общая оценка______________________________________________________
Группа по электробезопасности_____________________________________
Допущен к работе в качестве Дата следующей проверки
Подписи:
Председатель комиссии
(подпись, фамилия и инициалы)
Члены комиссии____________________________________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
С заключением комиссии ознакомлен
(подпись, фамилия и инициалы)
НВИМІИИИЙЙИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное)
ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ.
ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ
Заглавный лист:
(наименование организации) (структурное подразделение)
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ
Начат «_____»_______________20_____г.
Окончен« » 20 г
Последующие листы:
№ п/п Фамилия, имя, отчество, должность (профессия) Дата проверки Номер протокола, фамилия председа- теля комиссии Общая оценка Дата следующей проверки Группа по электробезопасности
Примечания:
1. Страницы журнала должны быть пронумерованы и защищены от изъятия и вложений.
2. Проверка знаний норм и правил работы в энергоустановках персонала энергетической организации оформляется в журнале на основании протокола проверки знаний (Приложение 3 к настоящим Методическим указаниям).
Начальник Управления государственного
энергетического надзора В.И. Поливанов
------------------- 2007 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и особенностях организации и проведения аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике
РД-12-04-2007
VI.HI. Проведение проверок
69. Непосредственно перед началом проверки председатель комиссии по проверке (лицо, его замещающее) должен провести с руководящим составом проверяемой организации совещание, в процессе которого он обязан:
- предъявить приказ о проведении мероприятия по контролю одновременно со служебными удостоверениями проверяющих лиц;
- познакомиться лично и познакомить проверяющих лиц с руководящим составом проверяемой организации;
- заслушать информацию руководителя организации или проверяемого структурного подразделения об общем состоянии оперативно-диспетчерского управления и принимаемых мерах по обеспечению надежного энергоснабжения и качества электрической энергии;
- ознакомиться с информацией представителя службы безопасности (охраны) о порядке входа на территорию организации и выхода с нее, установленной системе посещения диспетчерского центра, служб и иных подразделений, ограничениях при перемещении проверяющих лиц во время ликвидации технологических нарушений и подлежащих соблюдению ими режимных требованиях;
- убедиться в полноте номенклатуры документов организации, подготовленных для представления проверяющим лицам;
- рассмотреть предложение руководителя организации о рабочем месте комиссии по проверке и принять соответствующее решение;
- предоставить возможность руководящему составу организации и проверяющим лицам высказать соображения (задать вопросы), касающиеся общей организации предстоящей проверки и деталей ее проведения.
70. В соответствии с программой и с учетом результатов совещания, проведенного согласно требованиям п. 69 настоящего Положения, комиссия по проверке составляет календарный план проверки, в котором указываются мероприятия, подлежащие выполнению в процессе проверки, планируемые даты их проведения и фамилии проверяющих лиц, которым поручено выполнение конкретных мероприятий.
Календарный план проверки утверждается председателем комиссии по проверке и в возможно короткий срок доводится до руководителя проверяемой организации.
71. Все проверки должны проводиться в присутствии ответственных представителей проверяемой организации.
72. Мероприятия по контролю проводятся работниками Службы на основании действующей нормативно-технической документации с использованием разработанных и утвержденных Службой положений, программ, методик и рекомендаций.
73. Во всех случаях, независимо от видов проверок, инспекторский состав обязан:
- выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на обеспечение безопасного энергоснабжения;
- оценивать уровень организационного и технического обеспечения безопасности при управлении технологическими режимами работы объектов электроэнергетики (в том числе деятельность инженерных служб, служб технического аудита и охраны труда) и осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение безопасного оперативнодиспетчерского управления.
74. При проверке должностные лица Службы должны выявлять все имеющиеся нарушения требований нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, проверять выполнение ранее выданных предписаний.
75. При выявлении нарушений, не представляющих угрозы жизни и здоровью людей и которые могут быть устранены в процессе ведения работ, должностные лица Службы могут установить срок устранения нарушений и потребовать от руководителей организации разработки и применения дополнительных мер по обеспечению безопасности при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
76. По окончании проверки председатель комиссии по проверке (в случаях, определенных в п. 62 настоящего Положения - ответственный за проверку) должен провести с руководящим составом проверенной организации итоговое совещание, в процессе которого он обязан:
ЩбШШ»
- довести до руководящего состава выводы по результатам проверки и выявленные при ее проведении основные недостатки (нарушения) с указанием причин и условий, способствовавших их возникновению;
- дать ответы на вопросы руководителя и иных должностных лиц организации по поводу проведенной проверки;
- вручить руководителю организации (под его роспись) подлинный экземпляр акта о результатах проведенной проверки.
VI.IV. Ограничения при проведении мероприятий по контролю
77. При проведении мероприятий по контролю работники Службы не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Службы, от имени которой действует инспектор, должностное лицо;
- осуществлять плановые или внеплановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей;
- требовать предоставления документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- выносить оперативную и иную документацию за пределы диспетчерского центра без предоставления копий указанных документов работникам, выполняющим функции диспетчера. Проверка ведения оперативной документации, непосредственно ведущейся диспетчером (оперативный журнал, журналы заявок, релейной защиты, распоряжений, карты уставок РЗ и т.п.), осуществляется на рабочем месте работника, вынос ее за пределы рабочего места диспетчера запрещается;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну, полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
78. При осуществлении проверки диспетчерского центра во время ликвидации технологических нарушений, произошедших на объектах, находящихся в управлении, ведении организации, запрещается проводить мероприятия по контролю, которые могут привести к ошибочным действиям диспетчерского персонала или отсутствию возможности выполнять функции диспетчера в полном объеме.
VI.V. Оформление результатов проверок
79. По результатам целевой (тематической) и комплексной проверки комиссией по проверке дол-
жен быть составлен акт о результатах проверки деятельности организации по форме, приведенной в Приложении 8 к настоящему Положению.
80. Текст акта условно должен быть разделен на вступительную, констатирующую и заключительную части.
Вступительная часть акта должна содержать следующие сведения:
- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
- наименование органа Службы, осуществляющего мероприятие по контролю;
- дата и номер приказа, на основании которого проведены мероприятия по контролю;
- должность, фамилия, имя и отчество лица (лиц), проводившего мероприятия по контролю;
- наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя отчество, должность представителя юридического лица, присутствовавшего при проведении мероприятий по контролю;
- вид мероприятия.
В констатирующей части акта следует привести краткие сведения о проверенной организации. Здесь же следует отразить и наиболее серьёзные нарушения, выявленные в ходе проведения проверки.
Информация о нарушениях и недостатках, выявленных и устраненных в период проверки, отражается в констатирующей части акта.
В заключительной части акта формулируются выводы по результатам проверки, при необходимости рекомендуется целесообразность подготовки приказа, разработки плана мероприятий по устранению выявленных недостатков.
81. В акт вносятся только сведения, подтверждаемые официальной отчетностью, рассмотренной документацией и личным осмотром систем, средств диспетчерского и технологического управления.
82. Текст акта перед его оформлением необходимо обсудить с представителем проверяемой организации, его аргументированные возражения принять во внимание.
83. Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющую государственную и иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
84. В конце акта записывается фраза: "Первый экземпляр получил и с его содержанием ознакомлен" и ставится подпись руководителя проверяемой организации.
85. Все акты должны быть зарегистрированы в порядке, установленном Управлением государственного энергетического надзора.
86. Время, требующееся для составления акта, должно определяться с таким расчетом, чтобы он был готов к подписанию до начала итогового совещания, предусмотренного п. 76 настоящего Положения.
В исключительных случаях, связанных с большим объемом собранной информации, требующей внесения в акт, срок составления акта может быть продлен председателем комиссии до десяти дней после окончания проводимых мероприятий по контролю и сбора информации.
87. В части количества подготавливаемых экземпляров акта и адресов их рассылки необходимо руководствоваться сведениями, содержащимися в приказе, предусмотренном пунктом 54 настоящего Положения.
88. Первый экземпляр акта вручается руководителю проверенной организации под его роспись.
89. Если руководитель проверенной организации не согласен с существом акта и (или) содержащимися в нем констатациями и предложениями (включая сроки реализации предложений) и не подписывает его, то члены комиссии по проверке производят соответствующую запись в акте и подтверждают ее своими подписями. Такой акт незамедлительно передается руководителю территориального органа.
VI.VI. Предписания и контроль их исполнения
90. Предписание - документ, содержащий обязательные для исполнения требования и мероприятия по устранению выявленных нарушений технических регламентов и иных обязательных требований, установленных нормативными и правовыми актами при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - нарушения), с указанием сроков устранения нарушений, выдаваемый уполномоченными на то должностными лицами Службы руководителю организации, осуществляющей вышеуказанную деятельность.
91. Предписание составляется по форме, приведенной в Приложении 9 к настоящему Положению. Форма предписания является единой для всех видов проверок деятельности поднадзорной организации.
92. Текст предписания должен обязательно содержать ссылку на конкретный пункт или параграф документа. Предписания должны содержать как организационные, так и технические мероприятия по устранению выявленных нарушений с указанием конкретного срока выполнения каждого мероприятия. Предписание не должно противоречить нормативным документам или ужесточать их требования.
93. Требования, мероприятия предписания записываются в повелительной форме: "Выполнить", "Разработать", "Устранить", "Издать приказ" и т.п.
Указанные в предписании мероприятия должны быть конкретными (следует избегать формулировок "Улучшить", "Усилить", "Принять меры" и т.п.) и поддающимися контролю.
94. Сроки выполнения требований, мероприятий предписания (с указанием числа, месяца и года) должны быть реальными, исходить из характера нарушений, важности мероприятий по обеспечению безопасности персонала и управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики, возможностей проверяемой организации. Не следует указывать в предписании срок "немедленно", так как в случаях, не терпящих отлагательства, лица (лицо), указанные в п. 53 настоящего Положения, должны потребовать устранения недостатков во время их пребывания на предприятии.
Для мероприятий, не требующих затрат времени, следует указать срок "по получении акта".
95. Сроки выполнения требований, мероприятий предписания устанавливается с учетом мнения руководителя проверяемой организации и должны быть минимальными.
96. При невыполнении мероприятий по предыдущему предписанию следует рассмотреть причины их невыполнения и, если это необходимо, включить их в предписание вновь с записью "Предписывается повторно" и указанием нового срока исполнения.
97. Требования, мероприятия с неистекшими сроками исполнения по предыдущему предписанию (если их количество не превышает пяти) могут быть перенесены во вновь составляемое предписание, после чего предыдущее предписание снимается с контроля, о чем в составляемом предписании следует сделать соответствующую запись.
98. Порядок информирования о выполнении требований, мероприятий предписания определяется совместным решением председателя комиссии (старшим, ответственным должностным лицом) и представителя проверяемой организации.
99. В конце предписания записывается фраза: "Первый экземпляр предписания для исполнения получил и с его содержанием ознакомлен".
100. В зависимости от серьезности выявленных нарушений предписание может составляться безотлагательно (непосредственно после их выявления в процессе проверки) или до конца рабочего дня, в течение которого выявлены эти нарушения.
Если выявленные нарушения по своим прогнозируемым последствиям не требуют принятия мер по их оперативному устранению, то предписание допускается составлять по окончании проверки (с изложением в нем всех нарушений, выявленных за время ее проведения).
101. Предписание составляется в трех экземплярах, которые предназначаются:
- для руководителя проверяемой организации (первый экземпляр);
- для территориального органа Службы, на территории деятельности которого расположена проверяемая организация (второй экземпляр);
- для должностного лица (одного из должностных лиц) Службы, подписавшего предписание (третий экземпляр).
При участии в проверке представителей других органов и организаций количество экземпляров предписания по их просьбе может быть увеличено.
102. Предписание должно быть вручено руководителю проверяемой организации:
- в случаях, указанных в первом абзаце п. 100 настоящего Положения, - в минимально возможный срок после его составления;
- в случаях, указанных во втором абзаце п. 100 настоящего Положения, - не позднее времени начала итогового совещания, предусмотренного п. 76 настоящего Положения.
103. Снятие с контроля выданного предписания производится после его полного выполнения или по решению начальника Управления государственного энергетического надзора, руководителя территори-
ального органа, при наличии соответствующего обоснования.
104. Если выявленные нарушения устранены в процессе проверки, сведения о них в предписание не вносятся (такие сведения должны отражаться в акте о результатах проверки).
Все предписания должны быть зарегистрированы в порядке, установленном в Управлении государственного энергетического надзора.
105. Контроль исполнения выданного предписания осуществляется путем анализа содержания представляемого проверенной организацией уведомления об исполнении предписания и (или) материалов проведения очередной (плановой) проверки ранее проверенной организации.
Контроль исполнения выданного предписания может осуществляться посредством целевой (тематической) проверки этого вопроса (с непосредственным выездом должностного лица Службы в соответствующую организацию).
106. В случае выявления факта невыполнения предписания (или его отдельных пунктов) должностное лицо Службы обязано потребовать от руководителя организации письменное объяснение.
Если причина невыполнения предписания (или его отдельных пунктов) не может быть признана уважительной, то, в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно), должностное лицо Службы производит временный запрет деятельности структурных подразделений организации, производственных участков, а также эксплуатации систем и средств управления, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в порядке, указанном в подп. "б" п. 109 настоящего Положения. Последующее возобновление деятельности (работ) осуществляется на основании решения суда.
107. В случае невыполнения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам допускается продление срока выполнения предписания на устанавливаемый начальником Управления государственного энергетического надзора, руководством территориального органа период при условии представления руководителем организации обоснования продления срока и разработки организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ по осуществлению оперативно-диспетчерского управления до устранения нарушений, указанных в предписании.
VII. Взаимодействие с контролирующими и другими органами исполнительной власти
108. Взаимодействие территориальных органов Службы с территориальными органами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, Министерства по делам гражданской оборо-
ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, прокуратуры в части вопросов, связанных с обеспечением контроля за системой оперативно-диспетчерского управления, организуется и осуществляется в соответствии с законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с этими актами соглашениями и иными документами о взаимодействии Службы с вышеупомянутыми федеральными органами исполнительной власти.
VIII. Санкции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
109. В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору его должностным лицам предоставлено право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений, а именно:
а) выдавать организациям, осуществляющим оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, предписания об устранении выявленных нарушений требований регламентов и иных обязательных требований, установленных иными нормативными актами (далее в настоящем пункте - нормативные акты);
б) производить временный запрет деятельности. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Временный запрет деятельности должен оформляться специальным протоколом, форма которого приведена в Приложении 10 к настоящему Положению;
в) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований нормативных актов, а также направлять в правоохранительные органы материалы с предложениями о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
г) применять в отношении организаций (юридических лиц) административные наказания в виде административных штрафов за нарушение требований нормативных документов. Формы протокола об административном правонарушении в отношении физического (юридического) лица и постановления о назначении административного наказания приведены в приложениях 11 и 12 к настоящему Положению;
е) вносить представления руководителям организаций об отстранении от работы (о несоответствии занимаемой должности руководителя, специалиста) работников:
1) допустивших нарушение установленного порядка организации оперативно-диспетчерского управления, планирования (прогнозирования), управления энергетическим режимом энергосистемы и управления оборудованием объектов электроэнергетики, которое привело или могло привести к несчастному случаю либо аварии;
2) не прошедших в установленном порядке проверку знаний норм и правил работы в электроустановках;
3) не прошедших аттестацию в соответствии с Едиными аттестационными требованиями к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.
110. Дела об административных правонарушениях правомочны рассматривать уполномоченные лица, указанные в Перечне должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2004 года № 278, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2004 года, рег. № 6248.
111. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, должностное лицо Службы или территориального органа (главный государственный инспектор, старший государственный инспектор, государственный инспектор), рассматривающее дело об административном правонарушении, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению этих причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть поступившее представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу Службы, вынесшему представление (ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
IX. Основные принципы применения санкций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
112. Должностные лица Службы и ее территориальных органов должны эффективно использовать предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по применению санкций. Применение санкций должно быть, прежде всего, направлено на предупреждение нарушений требований к обеспечению безопасности, что в конечном итоге способствует предупреждению возможных технологических нарушений в работе энергосистем.
113. При установлении процедур и применении санкций следует руководствоваться следующими положениями и принципами:
- санкции применяются к юридическим лицам, которые в силу возложенных на них обязанностей и ответственности, а также предоставленных полномочий должны обеспечивать соблюдение требований к обеспечению безопасности и соблюдать их;
- выявленные должностным лицом Службы правонарушения требований к обеспечению безопасности влекут за собой оформление в установленном порядке протокола об административном правонарушении, а при определенных условиях применение санкций, указанных в подп. "б", "г", "д", "е" п. 109 настоящего Положения;
- применение той или иной санкции, ее значимость должны соответствовать характеру и степени влияния допущенных нарушений на обеспечение безопасности, при этом необходимо учитывать повторяемость нарушений после ранее принятых мер;
- применение санкций должностными лицами Службы должно осуществляться в гласном порядке;
- осуществляющие управленческие функции должностные лица организаций, на которые возложена организация оперативно-диспетчерского управления, несут ответственность за действия подчиненных им работников (персонала).
X. Основные требования к порядку и процедурам применения санкций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
114. Применение должностными лицами Службы административных наказаний в отношении юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализации административного наказания должен предшествовать выбор решения о его применении к отдельному лицу, нескольким лицам или к организации в целом. Критерием принятия решения может служить причина или условия, приведшие к нарушениям. Если данные причины или условия являются следствием сложившегося в организации порядка, то административное наказание применя-
ется к организации, что не исключает возможности одновременного применения административного наказания к виновным должностным лицам.
115. Направление правоохранительным органам материалов о нарушениях должностными лицами законодательства Российской Федерации, требований норм и правил по оперативно-диспетчерскому управлению, содержащих признаки преступлений, осуществляется согласно уголовному законодательству Российской Федерации.
XI. Учет и анализ результатов государственного контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
116. Важным условием обеспечения эффективности контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является накопление, анализ и комплексное использование информации об организации оперативно - диспетчерского управления (далее - информация).
Результаты контроля учитываются и анализируются подразделениями центрального аппарата Службы, территориальными органами Службы, специализирующимися на контроле за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в целях последующего использования в процедурах государственного регулирования в сфере оперативно-диспетчерского управления и для совершенствования контроля.
Накопление, учет и анализ информации осуществляются в территориальных органах и в Управлении государственного энергетического надзора.
Сбор такой информации осуществляется по результатам проверок организаций, изучения их отчетов, уведомлений и иных документов, заключений экспертизы, анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве и пр.
117. Учет и анализ результатов контроля за обеспечением безопасности при осуществлении оперативно-диспетчерского управления осуществляются:
- каждым инспектором территориального органа, специализирующимся на контроле за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
- каждым подразделением территориального органа, специализирующимся на контроле за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
- Управлением государственного энергетического надзора.
118. Учету и анализу подлежат:
- акты, предписания, выдаваемые по результатам проверок организаций в соответствии с гл. VI настоящего Положения;
- уведомления организаций об устранении выявленных должностными лицами Службы нарушений правил и нормативных документов;
- постановления и иные материалы по применению санкций;
- отчеты территориальных органов Службы и другая информация, характеризующая эффективность контрольной деятельности;
- акты проверок деятельности по государственному контролю инспекторов и подразделений Управления государственного энергетического надзора, территориальных органов, а также документы о реализации предложений по этим актам.
119. Для обеспечения учета и проведения анализа:
- все выдаваемые комиссиями, инспекторами акты и предписания подлежат направлению в территориальные органы;
- территориальные органы направляют в Управление государственного надзора:
1) копии актов и предписаний по результатам проведенных территориальными органами комплексных проверок (по требованию Управления государственного энергетического надзора);
2) сведения по установленным формам отчетности о всех проведенных проверках и результатах их анализа;
3) сведения о применении санкций.
При анализе деятельности по контролю должны учитываться результаты расследований несчастных случаев на производстве, расследований причин аварий в работе энергосистем.
120. В процессе анализа результатов контроля должны рассматриваться следующие вопросы:
- учет всей полноты вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Службы, в части, касающейся оперативно-диспетчерского управления (обеспечение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии), при проведении проверок;
- эффективность проведенных проверок и правильность сделанных выводов о причинах и условиях выявленных нарушений;
- объективность выданных предписаний, а также достаточность примененных санкций;
- оценка причин невыполнения предписаний и эффективность примененных при этом санкций.
121. По результатам анализа контроля разрабатываются и реализуются в планах работ Службы меры по его совершенствованию и повышению эффективности, а также должны предусматриваться:
- разработка и направление в организации информационных писем;
- назначение комиссий для проверки полноты и достоверности представленной информации, установления на месте причин и обстоятельств, приведших к нарушениям требований, обеспечивающих безопасность при осуществлении оперативно-диспетчерского управления;
- выдача в установленном порядке предписаний должностным лицам организаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное)
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА
АПВ - автоматическое повторное включение
АРМ - автоматическая регулировка мощности
АРС - автоматические регуляторы скорости вращения турбин
АСДУ - автоматизированная система диспетчерского управления
АЧР - автоматическая частотная разгрузка
ГЭС - гидроэлектростанция
ЛЭП - линия электропередачи
НТД - нормативно-техническая документация
ОДУ - объединенное диспетчерское управление
ОИК - оперативно-информационный комплекс
ПА - противоаварийная автоматика
ПОТРМ - Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок*
ПРП - Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской
Федерации**
ПТЭ - Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской
Федерации***
РДУ - региональное диспетчерское управление
РЗА - релейная защита и автоматика
РЗ - релейная защита
САОН - специальная автоматика отключения нагрузки
СДТУ - средства диспетчерского и технологического управления
ОТ - охрана труда
ЦДУ - центральное диспетчерское управление
ЧАПВ - частотная автоматика повторного включения.
* Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. Утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.01.01 г. № 3 с изменениями и дополнениями, утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.03 г., и приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.12.00 г. № 163, с изменениями и дополнениями, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации от 20.02.03 г.
** Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации. Утверждены приказом Министерства электроэнергетики Российской Федерации от 19.02.03 № 229, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 16.03.00 г., регистрационный № 2150.
*** Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. Утверждены приказом Министерства электроэнергетики Российской Федерации от 19.02.00 № 49, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 20.06.03 г., регистрационный № 4799.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное)
ФОРМА СПРАВКИ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СО СВЕДЕНИЯМИ ОБ АТТЕСТУЕМОМ ЛИЦЕ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В
(наименование аттестационной комиссии)
СПРАВКА-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СО СВЕДЕНИЯМИ ОБ АТТЕСТУЕМОМ ЛИЦЕ
(Фамилия, имя, отчество)
(Дата рождения)
(Сведения о документах, удостоверяющих личность аттестуемого)
4. Сведения о предыдущем трудовом стаже*
№№ Полное наименование организации Должность Период работы Причина (основание) увольнения
5. Стаж работы в диспетчерском центре
№№ Должность Дата и номер приказа о приеме на работу Примечания*
6. Сведения об образовании_________________________________________________________________________
7. Сведения об обучении (переобучении) для работы в диспетчерском центре в должности диспетчера
* Указываются особенности труда работника в диспетчерском центре: работа по совместительству; срок трудового договора; если трудовой договор является срочным, то указывается обстоятельство (причина) послужившее основанием для его заключения; сведения о совмещении профессий (должностей) и т.п.
8. Сведения о планируемой работе, связанной с выполнением функций диспетчера:
Наименование должности, в которой планируется осуществлять допуск к выполнению функций диспетчера________________________________________________________________________________________________
8.2. Дополнительные сведения*__________________________________________________________________________
9. Сведения о прохождении предаттестационной подготовки
10. Наименование диспетчерского центра, в котором планируется допуск к выполнению функций диспетчера
11. Дата заполнения "___________"________________20_______г.
М.П. Руководитель диспетчерского центра_____________________________________________________________________
(наименование должности) (подпись) (Ф.И.О.)
Согласен:_________________________________________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О. аттестуемого лица)
(число) (месяц - словом) (год)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное)
ФОРМА СПРАВКИ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СО СВЕДЕНИЯМИ ОБ АТТЕСТУЕМОМ ЛИЦЕ ПРИ ПОВТОРНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В____________________________________
(наименование аттестационной комиссии)
СПРАВКА-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СО СВЕДЕНИЯМИ ОБ АТТЕСТУЕМОМ ЛИЦЕ
1. __________________________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
2. __________________________________________________________________________________________________
(Дата рождения)
з.___________________________________________________________________________________________________
(Сведения о документах, удостоверяющих личность аттестуемого)
4. Сведения о предыдущем трудовом стаже, включая стаж работы в диспетчерском центре, не связанный с выполнением функций диспетчера
№№ Полное наименование организации Должность Период работы Причина (основание) увольнения
5. Сведения о прохождении предыдущей аттестации:
5.1. Дата
5.2. Наименование аттестационной комиссии
5.3. Решение аттестационной комиссии
5.4. Серия, номер аттестата диспетчера
5.5. Срок действия аттестата диспетчера
6. Сведения об отстранениях от работы, прекращениях допуска к выполнению функций диспетчера в диспетчерском центре
№№ Дата отстранения от работы, прекращения допуска Причина (основание) Дата возобновления допуска Причина (основание) возобновления допуска
7. Сведения об образовании, о повышении квалификации, переподготовке, прохождении в установленном порядке специальной подготовки, тренировок в системе оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике____________________________________________________________________
8. Сведения о прохождении предаттестационной подготовки
9. Наименование диспетчерского центра, в котором планируется (осуществляется) допуск к выполнению функций диспетчера
10. Дата заполнения____________________________________________
(число) (месяц - словом) (год)
М.П.
Руководитель диспетчерского центра_______________________________________________________________________
(наименование должности) (подпись) (Ф.И.О.)
Согласен:________________________________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О. аттестуемого лица)
(число) (месяц - словом) (год)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное)
ФОРМА АТТЕСТАТА ДИСПЕТЧЕРА
(Полное наименование органа Ростехнадзора, при котором создана аттестационная комиссия)
АТТЕСТАТ ДИСПЕТЧЕРА
№__________________________________________________________
(число) (месяц - словом) (год)
Выдан__________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
в том, что он(а) прошел(а) аттестацию на соответствие Единым аттестационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативнодиспетчерским управлением в электроэнергетике, заключающуюся в выполнении функций диспетчера в пределах операционной зоны
(наименование операционной зоны, в пределах которой диспетчерский центр осуществляет оперативно-диспетчерское управление)
Срок действия настоящего аттестата: до______________________________________________
(число) (месяц - словом) (год)
Настоящий аттестат выдан в соответствии с Решением аттестационной комиссии
(наименование аттестационной комиссии)
протокол №____________от________________________________________
(номер) (число) (месяц - словом) (год)
Руководитель:
(должность) ( подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
Председатель комиссии:
(должность) Члены комиссии: ( подпись) (Ф.И.О.)
(должность) ( подпись) (Ф.И.О.)
(должность) ( подпись) (Ф.И.О.)
(должность) Секретарь комиссии: ( подпись) (Ф.И.О.)
(должность) ( подпись) (Ф.И.О.)
серия и номер бланка
1. СВЕДЕНИЯ О РАНЕЕ ВЫДАННЫХ АТТЕСТАТАХ
№№ Серия и номер аттестата Дата выдачи Дата прекращения Причина прекращения действия
2. СВЕДЕНИЯ О ПРОДЛЕНИИ АТТЕСТАТА
(должность) ( подпись) (Ф.И.О.)
Срок действия аттестата продлен до_________________________20______г.
Основание: решение аттестационной комиссии
(наименование аттестационной комиссии)
протокол №_____________от ______ __________________ 20_____г.
Руководитель уполномоченного органа:
(должность) ( подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
Председатель комиссии:
(должность) Члены комиссии: ( подпись) (Ф.И.О.)
(должность) ( подпись) (Ф.И.О.)
(должность) ( подпись) (Ф.И.О.)
(должность) Секретарь комиссии: ( подпись) (Ф.И.О.)
(должность) ( подпись) (Ф.И.О.)
серия и номер бланка
НВИМІВИИИИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (обязательное)
ФОРМА ПРОТОКОЛА РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
ПРОТОКОЛ №__________от_________________________________г.
результатов аттестации лица, осуществляющего профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике
Дата проведения аттестационной проверки знаний
Причина аттестации___________________________________________________________________________
(получение, подтверждение аттестата диспетчера)
Аттестационная комиссия______________________________________________________________________
(наименование органа Ростехнадзора, при котором создана комиссия)
в составе:
председатель комиссии__________________________________________________________________
(должность, место работы, фамилия, инициалы)
члены комиссии:
(должность, место работы, фамилия, инициалы)
в соответствии с Порядком аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, на основании Единых аттестационных требований, утвержденных приказом Минпромэнерго РФ от 20.07.2006 г. № 164 провела аттестационную проверку знаний (рассмотрела результаты аттестационной проверки знаний и сведения об аттестуемом).
Аттестуемый
Фамилия, имя, отчество______________________________________________________________________________
Место работы________________________________________________________________________________________
Должность__________________________________________________________________________________________
Дата предыдущей аттестации__________________________________________________________________________
Группа по электробезопасности_______________________________________________________________________
Остальные сведения об аттестуемом лице содержатся в справке - представлении.
Результаты проверки
Положения и требования действующих актов в области электроэнергетики________________________________
Сведения о технологических условиях работы диспетчерского центра ____________________________
Подробный протокол с результатами аттестационной проверки прилагается_______________________________
Решение комиссии
аттестацию на соответствие
(Фамилия, инициалы) (прошел, не прошел)
Единым аттестационным требованиям к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в пределах операционной_______________________________
(наименование диспетчерского центра)
Дата следующей аттестационной проверки Подписи:
Председатель комиссии
(подпись, фамилия, инициалы)
Члены комиссии:
(подпись, фамилия, инициалы)
С решением комиссии ознакомлен
(подпись, фамилия, инициалы, дата)
НЕИАИИИИЯи
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (обязательное)
ФОРМА АКТА О ВЫДАЧЕ ДУБЛИКАТА АТТЕСТАТА ДИСПЕТЧЕРА
(наименование управления Центрального аппарата Службы, территориального органа)
АКТ
_________________№ ____________________
УТВЕРЖДАЮ Начальник (руководитель)
(наименование управления Центрального
аппарата Службы, территориального органа)
Подпись
Дата
Расшифровка
подписи
(место составления)
О выдаче дубликата аттестата диспетчера
На основании заявления
(Ф.И.О., наименование субъекта оперативно-диспетчерского управления)
об утрате аттестата диспетчера №
(номер)
(число)
, выданного
(месяц)
(год)
(наименование управления Центрального аппарата Службы, территориального органа)
выдан дубликат диспетчера взамен утраченного.
СВЕДЕНИЯ О РАНЕЕ ВЫДАННЫХ АТТЕСТАТАХ
№№ Серия и номер аттестата Дата выдачи Дата прекращения Причина прекращения действия
Изменение в учетные документы внесены Секретарь Подпись
Дата
Расшифровка подписи
Примечания:
1. При выдаче дубликата диспетчера дубликату присваивается номер и дата ранее выданного аттестата.
2. В таблице "Сведения о ранее выданных аттестатах" (применительно к дубликату аттестата диспетчера и акту о выдаче дубликата аттестата диспетчера) заполняются все графы таблицы. В графе "Причина прекращения действия" указывается "Утрачен".