УДК 342.56
Махмудова Л.Р. студент магистратуры 2 курс Юридический факультет Иванцова Г.А., к.ю.н доцент г. Стерлитамак КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ Аннотация: в статье рассматривается роль квалификационной коллегии судей в судебной системе Российской Федерации. Квалификационные коллегии судей, согласно ст.18 Закона о статусе судей в Российской Федерации создаются для рассмотрения вопросов: по отбору кандидатов на должность судьи; по приостановлению или прекращению полномочий судьи; по прекращению отставки судьи; по обеспечению неприкосновенности судьи; по проведению аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.
Ключевые слова: квалификационные коллегии судей, органы судейского сообщества, аттестация, судья.
Makhmudova L.R. Master's student, 2 course faculty of Law Ivantsova G.A. Candidate of Law Sterlitamak city
QUALIFICATIONS COURSES OF JUDGES
Annotation: the article discusses the role of the qualification board of judges in the judicial system of the Russian Federation. Qualification boards of judges, in accordance with Article 18 of the Law on the Status of Judges in the Russian Federation, are created to consider the following issues: on the selection of candidates for the position of judge; on the suspension or termination of the powers of the judge; on the termination of the resignation of a judge; to ensure the integrity of the judge; on the certification of judges and assigning him qualification class.
Keywords: qualification boards of judges, bodies of the judicial community, certification, judge.
Органы судейского сообщества, которые обеспечивают реализацию номы Закона «О статусе судей в Российской Федерации», являются квалификационные коллегии судей (далее - ККС).
Систему квалификационных коллегий судей составляют Высшая квалификационная коллегия РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
Квалификационные коллегии судей не вмешиваются в деятельность судей, не осуществляют контроль (надзор) над судопроизводством и
делопроизводством в судах и не наделены полномочиями ревизии судебных актов с целью установления наличия оснований для применения к судье мер дисциплинарной ответственности. Цель деятельности ККС - управление кадрами суда.
Если подойти к вопросу содержательной компетенции ККС, объему их функций, масштабов, полномочий и т. п. объективно, то данные объем и масштабы представляются чрезмерными. ККС осуществляет функции:
- подбор кадров: именно ККС в конкурсном режиме отбирают кандидатов и, по сути дела, дают им разрешение на занятие вакантной должности судьи в конкретном суде.
В «обычной» организации отдел кадров лишь оформляет документы о приеме сотрудника на работу, для судей эта же роль ККС более значима, она решает, годен ли кандидат быть судьей; проверку же на профпригодность и по другим параметрам проводят «кадровые» службы в обоих случаях. По сути дела, роль ККС в вопросе комплектования судейского корпуса России (за исключением судей Конституционного суда РФ) определяющая -без положительного решения ККС не может быть назначен ни один судья.
- аттестация судей. Безусловно, эта сторона мотивации долговременной добросовестной работы судей, стремление к повышению уровня их квалификации и эффективности их правосудной деятельности должна быть резко усилена, что означает необходимость уже в ближайшем будущем резко расширить функции ККС в осуществлении аттестационной работы, что повлечет существенное увеличение объемов работы, в этом сегменте у ККС и без того чрезмерные.
- дисциплинарное производство в отношении судей117.
Именно ККС проводят проверки по жалобам и заявлениям, поступившим к ним в отношении судей и по результатам проведенных им проверок выносят заключения.
ККС выносят решение о применении установленной законом ответственности, в том числе в качестве крайней меры дисциплинарной ответственности о досрочном прекращении полномочий судьи по так называемым компрометирующим (дискредитирующим) основаниям. То обстоятельство, что законодательством отдельных субъектов РФ может быть установлено неучастие ККС в решении вопросов прекращения полномочий судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ (что признал не противоречащим Конституции РФ Конституционный суд РФ Определением от 27 декабря 2005 г. № 491-0) на общую проблемную ситуацию влияет крайне незначительно - такие суды действуют сегодня лишь в 16 субъектах РФ, и работает там в совокупности не более 70 судей, тогда как под
117 Бурдина Е.В. Органы судейского сообщества в Российской Федерации: традиции, современность, перспективы развития. Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2013. С.44.
указанную юрисдикцию ККС подпадает более 35 тыс. федеральных мировых судей118.
Важно при этом учесть, что каждая из названных функций ККС уникальна -ее не может осуществлять ни иной государственный или общественный орган, ни какое-либо должностное лицо. Не может ее также осуществлять и любой другой орган судейского сообщества.
Практически ККС как институт сегодня монополизировали для государственных судей функции, которые нельзя монополизировать по определению, как нельзя объединить и отдать в монопольное ведение одному, пусть и самому объективному, сформулированному на базе самых демократичных принципов, но одному (объединенному) правоохранительному органу функции дознания, предварительного следствия и суда. Прокуратуру России раньше часто критиковали за то, что у нее совмещены функции следствия и надзора за следствием и поддержки обвинения в суде. Сейчас положение в этом плане, как известно, изменилось. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о разделении принадлежащих ККС функций119.
В ФЗ «Об органах судейского сообщества» содержатся гарантии объективности и непредвзятости квалификационных коллегий судей:
1) сменяемость членов квалификационных коллегий;
2) членство в квалификационной коллегии осуществляется без отрыва от выполнения судейских обязанностей;
3) запрет избрания на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд (за исключением председателя ВККС РФ);
4) наличие в составе коллегий представителей общественности и Президента РФ. Сегодня в Высшей квалификационной коллегии судей представители общественности составляют одну треть. Одним из предложений является их увеличение в целях обеспечения подлинной независимости квалификационной коллегии. Кроме того, представителями от общественности должны быть не только ученые-юристы и представители Ассоциации юристов России, как это практикуется сегодня, а, например, представители правозащитных организаций, Общероссийского народного фронта и других.
Итак, квалификационные коллегии судей в подсистеме органов судейского сообщества осуществляют государственно-властные полномочия, связанные со статусом судей. К задачам ККС относится: отбор кандидатов в судьи, продвижение судей в карьере, привлечения судей к ответственности. Следует признать необходимым отделить принадлежащую Квалификационной коллегии судей функцию дисциплинарного «суда над
118 Цветков Ю.А. Особенности уголовного преследования судей // Уголовный процесс. 2017. № 3. С.24.
119 Ковбенко Н.Д. Органы судейского сообщества Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 5. С. 159.
судьями» и передать ее иному органу судейского сообщества, для проведения на своем заседании своеобразного «судебного следствия» по материалам заключения дисциплинарного судейского комитета (дисциплинарной судейской комиссии) и вынесения соответствующего решения о применении к провинившемуся судье конкретной санкции -дисциплинарной меры ответственности, адекватной совершенному судьей дисциплинарному поступку. В субъектах РФ также могут быть созданы такие органы.
Ипользованные источники:
1. Бурдина Е.В. Органы судейского сообщества в Российской Федерации: традиции, современность, перспективы развития. Саранск : Изд -во Мордовского ун-та, 2013. 280 с.
2. Ковбенко Н.Д. Органы судейского сообщества Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 5. С. 159 - 162.
3. Цветков Ю.А. Особенности уголовного преследования судей // Уголовный процесс. 2017. № 3. С.24 - 29.
УДК 343.851
Обжерин Е. А. студент магистратуры Тольяттинский государственный университет
Россия, г. Тольятти ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы правотворческой деятельности в Российской Федерации, связанные с основными направлениями правовой политики государства по предупреждению преступности. Приведена база нормативно-правовых актов, направленных на профилактику преступности в государстве. Ключевые слова: предупреждение преступности, профилактика, меры профилактики, задачи профилактики.
Obzherin E. A. Master's Degree student Togliatti State University Russia, Togliatti THE LEGAL BASIS FOR CRIME PREVENTION Abstract: the article deals with topical issues of law-making activities in the Russian Federation related to the main directions of the legal policy of the state on crime prevention. The base of normative legal acts aimed at crime prevention in the state is given.
Key words: crime prevention, prevention, prevention, prevention.
Предупреждение преступности - это криминологическая категория, обозначающая систему преодоления субъективных и объективных условий