Научная статья на тему 'Особенности правового статуса экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи'

Особенности правового статуса экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
187
27
Поделиться
Ключевые слова
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ КОМИССИИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ / СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО / СУДЬИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / СУДЬИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ / ИМЕЮЩИХ УЧЕНУЮ СТЕПЕНЬ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЮРИСТОВ / EXAMINATION BOARD / QUALIFYING EXAMINATION / JUDGES / JUDICIAL COMMUNITY / JUDGES OF GENERAL JURISDICTION COURTS / JUDGES OF ARBITRATION COURTS / PROFESSORS OF LAW EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / SCIENTIFIC WORKERS WITH ACADEMIC DEGREES IN THE LEGAL SPECIALTY / REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN PUBLIC ASSOCIATIONS OF LAWYERS

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Романовская Ольга Валентиновна, Безрукова Олеся Владимировна

В статье рассматриваются особенности правового статуса экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Анализируются введенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 388-ФЗ существенные изменения в принципы создания и деятельности экзаменационных комиссий, которые свидетельствуют о том, что закон от 3 декабря 2011 г. № 388-ФЗ продолжил традицию вовлечения представителей общественности в деятельность органов судейского сообщества. Авторы размышляют о возможности принятия специального закона о статусе квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, благодаря которому могло бы быть утверждено их специальное правовое положение, от-личное от органов судейского сообщества. Делается вывод о том, что статус члена квалификационной коллегии судей и экзаменационной комиссии следует уравнять.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Романовская Ольга Валентиновна, Безрукова Олеся Владимировна,

SPECIAL FEATURES OF EXAMINATION BOARDS LEGAL STATUS ON THE JUDGE QUALIFYING EXAMINATION

The article considers special features of examination boards legal status on the judge qualifying examination. The authors analyze introduced by the Federal law of December 3rd, 2011 № 388-FZ essential changes in the principles of establishment and activities of examination boards, which suggest that the law of December 3rd, 2011 № 388-FZ continued the tradition of involving the public representatives in the activity of bodies of the judicial community. The authors reflect on the possibility of adopting a special law on the status of the qualification and examination boards, through which could be endorsed by their special legal status, different from the bodies of the judicial community. The authors conclude that the status of members of the qualification Collegium of judges and the examination board should be equalized.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи»

УДК 342.56

О. В. Романовская

доктор юридических наук, профессор заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

О. В. Безрукова

кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ КОМИССИЙ ПО ПРИЕМУ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового статуса экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Анализируются введенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 388-Ф3 существенные изменения в принципы создания и деятельности экзаменационных комиссий, которые свидетельствуют о том, что закон от 3 декабря 2011 г. № 388-Ф3 продолжил традицию вовлечения представителей общественности в деятельность органов судейского сообщества. Авторы размышляют о возможности принятия специального закона о статусе квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, благодаря которому могло бы быть утверждено их специальное правовое положение, отличное от органов судейского сообщества. Делается вывод о том, что статус члена квалификационной коллегии судей и экзаменационной комиссии следует уравнять.

Ключевые слова: экзаменационные комиссии, квалификационный экзамен, должность судьи, судейское сообщество, судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов, преподаватели юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научные работники, имеющих ученую степень по юридической специальности, представители общероссийских общественных объединений юристов.

O. V. Romanovskaya

Doctor of law, professor Head of department of State and Legal disciplines Penza State University, Penza, the Russian Federation

O. V. Bezrukova

Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

SPECIAL FEATURES OF EXAMINATION BOARDS LEGAL STATUS ON THE JUDGE QUALIFYING EXAMINATION

Abstract. The article considers special features of examination boards legal status on the judge qualifying examination. The authors analyze introduced by the Federal law of December 3rd, 2011 № 388-FZ essential changes in the principles of establishment and activities of examination boards, which suggest that the law of December 3rd, 2011 № 388-FZ continued the tradition of involving the public representatives in the activity of bodies of the judicial community. The authors reflect on the possibility of adopting a special law on the status of the qualification and examination boards, through which could be endorsed by their special legal status, different from the bodies of the judicial community. The authors conclude that the status of members of the qualification Collegium of judges and the examination board should be equalized.

Key words: examination board, qualifying examination, judges, judicial community, judges of General jurisdiction courts, judges of arbitration courts, professors of law educational institutions of higher professional education, scien-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

tific workers with academic degrees in the legal specialty, representatives of the Russian public associations of lawyers.

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 388-Ф3 [3] введены существенные изменения в принципы создания и деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии). В соответствии с ним в Федеральном законе от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [4] появилась статья 11.1, а сами экзаменационные комиссии вошли в перечень органов судейского сообщества. Согласно указанным нормам экзаменационные комиссии формируются из числа:

1) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом число судей судов общей юрисдикции и число судей арбитражных судов в составе соответствующей экзаменационной комиссии должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;

2) преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.

Таким образом, закон продолжил традицию вовлечения представителей общественности в деятельность органов судейского сообщества. Напомним, что когда только данный процесс происходил применительно к квалификационным коллегиям судей, эта инициатива была встречена в штыки самим судейским сообществом. Так характеризовал нововведение председатель одной из квалификационных коллегий: «Предлагается ввести в их состав представителей других ветвей власти, общественности. Считаю, что это неприемлемо: в этом случае квалификационные коллегии станут в основном карательными органами» [1, с. 17]. На сайте Верховного Суда РФ было размещено обращение конференции судей Тульской области: «Есть еще одно очень интересное предложение (в обращении говорится об инициативах Д. Козака). Это - попытки ввести в состав квалификационных коллегий судей представителей юридической общественности и Президента РФ. Предполагается, что таковых в составе квалификационных коллегий будет не менее 1/3 части. Возникает вопрос, а почему надо контролировать аттестацию судей, решать вопросы об ответственности судьи лицам, понятия не имеющим о работе судьи. Почему представители общественности и Президента не входят в состав аттестационных комиссий для врачей, учителей, военнослужащих, прокуроров, следователей и других специалистов? Ответ очевиден - потому что эти органы не являются властью. Управлять судами через решение кадровых вопросов в квалификационных коллегиях судей очень хочется некоторым представителям исполнительной власти» [5].

Однако данные введения направлены на то, чтобы поставить под больший общественный контроль судебную власть. Основная задача реформы - не допустить превращения принципа независимости судебной власти в принцип безответственности судей. Благодаря включению представителей общественности можно говорить о том, что граждане России участвуют в формировании органов судебной власти [6, с. 17].

Члены экзаменационной комиссии, не являющиеся судьями, подразделяются на две категории: представители научно-педагогической юридической общественности (это - представители образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций) и представители общероссийских общественных объединений юристов. Наиболее значимой организацией, объединяющих юристов, является Ассоциация юристов России. По-видимому, после-

дующая практика покажет, что именно Ассоциация юристов России будет «поставлять» своих представителей в экзаменационные комиссии.

Закон подчеркивает, что представители общественности при осуществлении своих полномочий не связаны решениями этих учреждений, организаций и общественных объединений, и отзыв членов экзаменационной комиссии не допускается.

В то же время еще при принятии закона об органах судейского сообщества обращалось внимание на нестыковки общего понятия судейского сообщества и статуса квалификационной коллегии. Эти же проблемы видны и при оценке статуса экзаменационных комиссий. Так, в соответствии со статьей 1 закона об органах судейского сообщества судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. В юридической литературе отмечается: «Судейское сообщество - это форма самоорганизации, одной из задач которой является защита прав и законных интересов судей, связующее звено, крайне необходимое для выработки ими совместных решений по вопросам функционирования судебной власти, совершенствования законодательства. Судейское сообщество является формой жизнедеятельности третьей ветви государственной власти, накопления и передачи из поколения в поколение значимого опыта и традиций, формой представительства интересов судей перед государством и обществом, регулирования отношений и утверждения фактического равенства судебной власти с другими ветвями государственной власти» [8, с. 19]. Нетрудно увидеть, что представители научно-педагогической общественности и объединений юристов «не вписываются» в общее понятие органа судейского сообщества, не являясь судьями [7, с. 44].

VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 года) были разработаны Основные принципы независимости судебных органов, в которых создание профессиональных корпораций рассматривается как одна из юридических гарантий существования в демократическом обществе компетентного, независимого и беспристрастного суда. Согласно п. 9 Основных принципов «судьи обладают свободой организовывать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости» [2, с. 327]. Исходя из своего законодательно установленного предназначения, органы судейского сообщества реализуют одну основную цель - коллективное выражение интересов судей. Предназначение экзаменационных комиссий видится все-таки в другом. В совокупности с квалификационными коллегиями судей экзаменационные комиссии несколько «размывают» понятие органа судейского сообщества. Нередко можно услышать, что именно на защиту прав и интересов судей, как представителей профессиональной юридической корпорации, у органов судейского сообщества не хватает ни сил, ни времени. В юридической литературе уже неоднократно подчеркивалась возможность принятия специального закона о статусе квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, благодаря которому могло бы быть утверждено их специальное правовое положение, отличное от органов судейского сообщества.

Обратим внимание еще на один момент. В соответствии с частью 12 статьи 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» полномочия члена экзаменационной комиссии из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, или в случае совершения им дисциплинарного проступка, или в случае его отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Полномочия иных членов экзаменационных комиссий могут быть досрочно прекращены по их инициативе, либо в случае совершения ими преступлений или административных правонарушений, установленных вступившими в законную силу актами уполно-

моченного органа, либо в случае их отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Относительно совершения административного правонарушения следует отметить, что таковые могут быть с неосторожной формой вины. Примечание к статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, закрепляющей принцип презумпции невиновности, устанавливает, что таковой не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ (правонарушения в области дорожного движения), и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Иными словами, правонарушения (и не только предусмотренные главой 12 КоАП РФ) могут иметь незначительную степень общественной опасности. Кроме того, для членов квалификационной коллегии судей нет такого основания прекращения полномочий, говорится только о совершении порочащего поступка. По-видимому, в этой части статус члена квалификационной коллегии судей и экзаменационной комиссии следует уравнять.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ванямов Н. Совершенствовать работу квалификационных коллегий судей / Н. Ванямов // Российская юстиция. — 2001. — № 2. - С. 14-15.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. — М. : Юридическая литература, 1990. — 672 с.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи: федер. закон РФ от 3 декабря 2011 г. № 388-Ф3 (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 49 (ч. 5). — Ст. 7066.

4. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федер. закон РФ от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 11. — Ст. 1022.

5. Обращение конференции судей Тульской области от 26.04.2001 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.supcourt.ru/oss_detale.php?id=192 (дата обращения 07.09.2015).

6. Романовская О.В. Квалификационные коллегии судей и судебная реформа / О.В. Романовская // Российская юстиция. — 2009. — № 11. — С. 17-21.

7. Романовский Г.Б. Конституционное право граждан на судебную защиту / Г.Б. Романовский // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2015. — Т. 3, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru (дата обращения 02.09.2015).

8. Цепляева Г. И. De facto и de jure судейского сообщества / Г. Цепляева, И. Ябло-кова // Российская юстиция. — 2001. — № 11. — 30-31 с.

REFERENSES

1. Vaniamov N. Improving of expert judges work. Rossiiskaia iustitsiia = Russian justice, 2001, no. 2, pp. 14-15.

2. Mezhdun.arodn.aia zashchita prav i svobod cheloveka: Sbornik dokumentov [Internationa! protection of Human Rights and Freedoms: Collection of documents]. Moscow, Iu-ridicheskaia literature Publ., 1990, 672 p.

3. Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the activities of the examination commissions on the Admission of the qualifying examination for judge: Feder. Law of the Russian Federation of December 3, 2011 №

388-FZ (revised 08.03.2015) Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2011, no. 49 (part 5), art. 7066.

4. On the Judicial Community Bodies in the Russian Federation: Feder. Law of the Russian Federation on March 14, 2002 № 30-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2002, no. 11, art. 1022.

5. Obrashchenie konferentsii sudei Tul'skoi oblasti ot 26.04.2001 g (Appeal of Judicial Conference of the Tula region of April 26, 2001). Available at: http://www.supcourt.ru/oss_detale.php?id= 192 (accessed 07.09.2015).

6. Romanovskaia O.V. Qualification boards of judges and judicial reform. Rossiiskaia iustitsiia = Russian justice, 2009, no. 11, pp. 17-21.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

7. Romanovskii G.B. Konstitutsionnoe pravo grazhdan na sudebnuiu zashchitu. El-ektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2015, vol. 3, no. 1. Available at: http://esj.pnzgu.ru (access 02.09.2015).

8. Tsepliaeva G.I. De facto i de jure of community of judges. Rossiiskaia iustitsiia = Russian justice, 2001, no.11, pp. 30-31.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Романовская Ольга Валентиновна — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: vlad93@sura.ru.

Безрукова Олеся Владимировна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.

AUTHORS

Romanovskaya Olga Valentinovna — Doctor of law, professor, Head of department of State and Legal disciplines, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: vlad93@sura.ru.

Bezrukova Olesya Vladimirovna — Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law, Penza State University,40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Романовская О.В. Особенности правового статуса экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи / О.В. Романовская, О.В. Безрукова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2015. — Т. 3, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Romanovskaya O.V. Bezrukova O.V. Special features of examination boards legal status on the judge qualifying examination. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2015, vol. 3, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).