Научная жизнь
УДК 378.046.4
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИГУ КАК ЭЛЕМЕНТ АНДРАГОГИКИ
© Верхозина О. А., Сутурин М. А., 2014
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Представлен анализ деятельности Юридического института Иркутского государственного университета в рамках организации и проведения курсов повышения квалификации. Рассмотрены основные элементы андрагогического подхода в образовании и их применение в работе со слушателями курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: повышение квалификации; андрагогика; одаренность; талантливые дети.
Одним из необходимых элементов образовательного процесса в классическом университете является организация деятельности по повышению квалификации специалистов в различных отраслях государственной и общественной жизни. Речь идет о такой специфической деятельности, как предоставление образовательных услуг лицу, обладающему определенным уровнем социальной и профессиональной зрелости.
В педагогической доктрине образование взрослых получило развитие в направлении, которое было названо андрагогикой. Андрагогика (aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду) — буквально: «ведение взрослого человека», «человековедение». Предметом андрагоги-ки является образование взрослых как процесс и результат, как деятельность, направленная на обретение образовательных ценностей.
Андрагогическая модель обучения как лейтмотив организации и реализации программ повышения квалификации должна отвечать определенным условиям, необходимое соблюдение которых позволяет решить поставленные перед образовательным учреждением задачи в данном направлении деятельности. В качестве условий следует отметить:
1. Высокий уровень самосознания и ответственности человека.
2. Наличие у обучающегося жизненного опыта.
3. Наличие практических навыков и умений в той или иной сфере деятельности.
4. Стремление при помощи обучения достичь определенной цели.
5. Краткие сроки.
6. Применение интенсивных форм обучения.
Принимая во внимание необходимость
обеспечения данного направления образовательной деятельности и соблюдая вышеперечисленные условия андрагогического подхода в обучении, Юридический институт ИГУ в течение нескольких последних лет организовывает и реализует программы повышения квалификации для специалистов в различных отраслях социально полезной деятельности.
Например, в течение 2013 г. деятельность по повышению квалификации осуществлялась по нескольким направлениям.
Во-первых, на основании Договора о прохождении практики студентами ЮИ ИГУ были проведены занятия (в форме лекций) для сотрудников администрации г. Иркутска по теме «Уголовная ответственность служащих и работников за дачу, получение взятки».
Во-вторых, в соответствии с заключенным между ФГБОУ ВПО «ИГУ» и Министерством образования Иркутской области Договором о повышении квалификации учителей образовательных учрежде-
ний посредством модульно-накопительной системы, Юридический институт ИГУ в течение 2013 г. организовал и провел краткосрочные курсы повышения квалификации по нескольким модулям: «Медиаци-онные технологии в образовательной деятельности», «Основы государства и права», «Особенности современного российского законодательства», «Правовые особенности управления образовательным учреждением», «Общая характеристика образовательной деятельности», «Нормативно-правовые основы образования».
В-третьих, в рамках реализации Программы стратегического развития ИГУ, Центр дополнительного профессионального образования ЮИ ИГУ организовал проведение трех программ повышения квалификации: «Уголовно-правовые и криминалистические особенности деятельности дозна-вательных подразделений ГПН ГУ МЧС в профессиональной сфере» (для сотрудников ГУ МЧС России по Иркутской области); «Право и общество» (для сотрудников общеобразовательных учреждений Иркутской области); «Особенности квалификации преступлений в сфере экономической деятельности» (для сотрудников Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области).
Одним из наиболее приоритетных направлений по повышению квалификации в деятельности Юридического института ИГУ является участие в реализации проектов Министерства образования и науки Российской Федерации.
В 2013 г. Юридический институт ИГУ участвовал в реализации двух программ повышения квалификации научно-педагогических работников по заявке, поданной на конкурс осенью 2012 г.
Так, в августе — сентябре 2012 г. были разработаны учебные планы и поданы заявки на проведение двух программ повышения квалификации научно-педагогических работников в рамках Федеральной программы Министерства образования и науки Российской Федерации. По результатам конкурса в 2013 г. Юридическим институтом ИГУ были реализованы две программы.
С 23 сентября по 4 октября 2013 г. в рамках реализации приказа Министерства и образования науки Российской Федерации № 1098 от 26 декабря 2012 г. в Юридическом институте ИГУ прошли
курсы повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений Российской Федерации по программе «Система противодействия коррупции в высшей школе». Программа повышения квалификации проводилась вне рамок рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации направлений.
Говоря о второй программе в рамках проектов Министерства образования и науки Российской Федерации, следует поделиться уникальным опытом в ее реализации. В период с 25 ноября по 6 декабря 2013 г. в Юридическом институте ИГУ прошли курсы повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений Российской Федерации по программе «Выявление одаренных, талантливых студентов и организация работы с молодыми талантами». Курсы проходили в рамках реализации приказа № 47 от 25 января 2013 г. Министерства образования и науки Российской Федерации. Программа повышения квалификации проводилась вне рамок рекомендованных Министерством образования и науки направлений. Реализация данной программы является уникальным примером в деятельности не только Юридического института ИГУ, но и высших учебных заведений России в целом, поскольку носит исключительно комплексный, междисциплинарный характер. В содержательную часть программы вошли разделы и темы, в большей степени не связанные с формально юридической составляющей в деятельности по выявлению талантливых и одаренных студентов и организации работы с ними. Программа состояла из трех основных разделов:
- основные теоретико-методологические подходы в обучении, воспитании и развитии одаренных детей;
- процессуально-технологические характеристики обучения, воспитания и развития талантливой молодежи;
- готовность научно-педагогических работников к работе с молодыми талантами.
В Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов [1] указывается, что в современной цивилизации возрастает роль одаренности, интеллекта, творческих возможностей человека. Большую роль играет творчество. Экономика в мире все в большей степени основывается на знаниях и способностях
людей к новаторству. Ученые сегодня подтверждают роль интеллекта, креативности как факторов первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств.
Технологический прогресс, по мнению В. Л. Иноземцева [2], приводит к тому, что творческие возможности личности, ее способности к генерированию нового знания и информации становятся главным ресурсом завтрашнего дня, конкурентным преимуществом любого государства, в том числе и России.
Общество создает потребность в «новых» людях, в «новой» системе образования, способной адекватно ответить на вызов возрастающего ускорения в развитии всех сфер общественной жизни.
В комплексе мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов предусмотрено направление, связанное с педагогическим образованием, предусматривающим формирование у преподавателей необходимых компетентностей в сфере выявления, развития, сопровождения талантливой молодежи, мотивирования и стимулирования к данной сфере профессиональной деятельности, повышения профессионализма и квалификации.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Выявление одаренных, талантливых студентов и организация работы с молодыми талантами» для научно-педагогических работников является необходимым условием формирования мотивации, профессиональных ком-петентностей преподавателей вузов, опирается на принципы андрагогического образования: учет жизненного, профессионального опыта, наличие практических навыков и умений в той или иной сфере деятельности, использование интенсивных способов обучения, постановку определенных целей, краткие сроки.
В основу данной программы была положена авторская дополнительная образовательная программа повышения квалификации работников образования «Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания и развития способных, одаренных, талантливых обучающихся» (автор Верхозина О. А.). Теоретической основой программы являются положения психологов и педагогов: Н. С. Лейтеса, Л. И. Ларионовой, А. М. Матюшкина,
A. И. Савенкова о том, что на развитие способностей, одаренности обучающегося оказывают влияние социально-педагогические факторы, в частности особенности личности преподавателя, характер его межличностного взаимодействия, а также положения динамической теории одаренности и принцип социальной обусловленности развития одаренности (Ю. Д. Бабаева); идеи Л. М. Митиной, В. И. Панова и
B. А. Ясвина, Л. В. Поповой о подготовке преподавателей к эффективному педагогическому взаимодействию с одаренными, талантливыми обучающимися.
Особенностью реализованной программы выступило то, что рассматриваемая тематика включала в себя различные аспекты юриспруденции, психологии, педагогики. В этой связи в качестве лекторов и преподавателей, проводивших практические занятия и тренинги, были приглашены специалисты из иных, не юридических, отраслей знания. Например, блок занятий по теме «Муниципальная практика выявления, сопровождения, поддержки одаренных и мотивированных детей в общеобразовательных организациях» провела Е. Н. Шмидт, начальник отдела общего образования Департамента образования комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска. Доктор педагогических наук, профессор А. К. Костин провел несколько занятий по теме «Концепции творческой одаренности и технологии креативного обучения». Лекции и практические занятия по темам: «Одаренный студент как проблема личности и проблема окружающих его взрослых», «Требования к учебным планам и программам. Индивидуальные образовательные программы», «Готовность педагогов к работе с молодыми талантами в современных образовательных учреждениях высшего образования» провел кандидат исторических наук, доцент С. Ф. Шмидт.
Одной из методических целей реализации программы повышения связана с мотивированием научно-педагогических работников к данной сфере деятельности, определяемым как процесс воздействия на человека для побуждения его к деятельности путем активизации в нем комплекса познавательных мотивов. Механизмом, который используется в программе для развития личностных, познавательных мотивов, является формирование у преподавателей новых «смыслов» и «значений» (А. Н. Леонтьев)
[3] путем педагогической рефлексии, связанных с новой парадигмой образования, приоритетами государственной образовательной политики, достижениями науки и практики в современных условиях.
Формирование новых «смыслов» и «значений» зачастую противоречит существующим представлениям (стереотипам) преподавателей в понимании своей деятельности по выявлению одаренных, талантливых студентов и организации работы с молодыми талантам. Например, до сих пор «живучими» остаются такие стереотипы, как: «одаренный студент — это идеальный студент», «одаренные — это те, кто учится легко и быстро», «талантливый человек талантлив во всем», «у нас нет одаренных студентов» и др.
Сложности понимания у преподавателей могут быть связаны с незнанием и непониманием новых концептуальных подходов к проблеме одаренности, с тем, что деятельность по выявлению и развитию одаренности и талантов должна реализоваться не только в отношении студентов со сформировавшейся, проявившейся, актуальной одаренностью, но и быть связана с созданием психолого-педагогической, творческой среды, способствующей проявлению, развитию способностей, склонностей и талантов каждой личности в образовательных учреждениях разного уровня и вида образования.
Одним из необходимых условий повышения мотивации преподавателей, развития их компетентностей в деятельности по выявлению и развитию способностей, талантов молодежи является использование различных форм, технологий обучения, что позволяет учитывать индивидуальные, профессиональные потребности и интересы слушателей. Программа имеет модульный, персонифицированный характер и предполагает следующие принципы отбора содержания и организации учебного материала:
- рассмотрение образовательного процесса на основе компетентностного подхода к его построению;
- сочетание теоретического усвоения систематизированных знаний с прикладной направленностью, практикоорентирован-ностью занятий. С этой целью использовались разнообразные, в том числе активные и интерактивные, формы и методы работы: лекция-информация, обзорная лекция, лекция-консультация, проблемная лекция, лекция-визуализация.
Одной из ключевых методических задач программы является развитие и формирование компетентностей педагогического взаимодействия преподавателя как субъекта общения со студентами. Психолого-педагогическая практика реализации программы свидетельствует, что преодоление стереотипности восприятия, мышления и поведения является очень трудной задачей, которую нельзя решить традиционными семинарскими, лекционными методами профессиональной подготовки. Поэтому в программе использовались интерактивные и имитационные технологии (тренинги, дискуссия, перекрестная дискуссия, мозговой штурм, дебаты, кейсы, форсайт-мастерские, игровое проектирование, дидактические игры и др.), которые позволили слушателям в организуемой деятельности осознать и изменить собственные стереотипы восприятия, мышления и поведения, оказывающие непосредственное влияние на процесс педагогического взаимодействия со студентами и стимулирующие преподавателей к построению конструктивного взаимодействия со студентами, к деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов студентов.
Основными задачами формирования и развития компетентностей сфер преподавателя как субъекта педагогического взаимодействия в реализуемой программе являлись:
- выявление затруднений в педагогическом взаимодействии;
- укрепление личностной и профессиональной самооценки участников, осознание ими своих личностных особенностей и творческих возможностей;
- развитие представлений о себе как о субъекте образовательного процесса с позиции позитивной Я-концепции;
- формирование и развитие психологических и социально-психологических качеств преподавателя как субъекта общения;
- формирование компетенций сотрудничества преподавателей со студентами на основе субъект-субъектного взаимодействия;
- разработка сценариев решения проблемных ситуаций (использовалась технология форсайта) в ходе совместного обсуждения и выбор наиболее эффективных путей решения.
Результаты реализации программы показывают, что у преподавателей увеличивается показатель умения сотрудничать, производится выбор более продуктивной моде-
ли педагогического взаимодействия, позитивно изменяются показатели, характеризующие коммуникативную толерантность, повышается уровень мотивации во взаимодействии с одаренными студентами. Слушатели более адекватно оценивают свои профессионально значимые качества, обнаруживают скрытый и недоступный ранее для осознания потенциал своего «Я», раскрывают и используют возможности своего саморазвития.
Реализация дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации позволяет изменить подходы преподавателей к понятиям «одаренность», «талант», «одаренный студент», осмыслить приемы и методы свой деятельности по созданию образовательной среды, способствующей проявлению и развитию одаренности и талантов, повышает эффективность решения профессиональных задач, способствует развитию компетентно-стей, определяющих профессиональный рост научно-педагогических работников в данном направлении. ^
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов : утв. Президентом РФ 3 апр. 2012 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
2. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. С. 22.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ru/PSIHO/ LEONTIEV/dsl.txt
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов : утв. Президентом РФ 3 апр. 2012 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы : учеб. пособие / В. Л. Иноземцев. — М. : Логос, 2000. - 304 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lib.ru/ PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt
Raising of Gualification in the Activity of the Law Institute of ISU as an Element of Andragogy
© Verkhozina O., Suturin M., 2014
Analysis of activities of the Law Institute of Irkutsk state university within the organization and conducting of courses for raising qualifications is presented in this article. The article considers the main elements of the andra-gogical approach in education and its application to a work with participant of courses for raising qualifications.
Key words: рrofessional development; andragogy; endowments; talented children.