Научная статья на тему 'Курсом инновационного развития'

Курсом инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНАЯ ФЕРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенчук О. В.

Аграрный кризис и сегодняшняя ситуация в молочно-продуктовом подкомплексе заставляют искать новые механизмы преодоления существующих проблем. Это служит основой для разработки рекомендаций, которые способны дать направление инновационным решениям на уровне региональных отраслевых органов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курсом инновационного развития»

УДК 338

О. В. Косенчук Омская гуманитарная академия;

Институт экономики и финансов Омского государственного аграрного университета

КУРСОМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аграрный кризис и сегодняшняя ситуация в молочно-продуктовом подкомплексе заставляют искать новые механизмы преодоления существующих проблем. Это служит основой для разработки рекомендаций, которые способны дать направление инновационным решениям на уровне региональных отраслевых органов управления.

Ключевые слова: молочно-продуктовый подкомплекс, малое предпринимательство, семейная ферма.

В условиях перехода к рынку эффективное развитие экономики страны в целом во многом зависит от уровня развития агропромышленного комплекса. В современных кризисных условиях устойчивое снабжение населения продовольствием возможно при внедрении инновационных технологий, совершенствовании экономических отношений между сельхозтоваропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, проведении структурных трансформаций в АПК. В аграрном секторе экономики для преодоления сложившегося критического положения, в частности в молочно-продуктовом подкомплексе, необходим поиск новых путей, позволяющих постепенно наращивать объемы производимой продукции и повысить эффективность производства.

В советское время колхозы сдавали молоко на государственные молочные заводы (городской или районный) по централизованному принципу на паевой основе. Молоко перерабатывалось на большом заводе, а выпускавшаяся молочная продукция по цене, установленной государством, поставлялась жителям села. При этом разницу в цене между сырым молоком и готовым фасованным продуктом никто не считал, так как сельское хозяйство было дотируемым (хозяйство за литр молока получало около 24 коп.). В современной экономической практике хозяйствам предоставляется субсидия на возмещение части затрат. Так, в 2010 г. омским производителям молока планировалось выделить от 3 до 4,5 руб. для ЛПХ и не менее 11 руб. за литр для сельскохозяйственных организаций и КФХ [1].

Тем не менее, в настоящее время сельхозтоваропроизводители испытывают большое количество проблем, связанных с высоким моральным и физическим износом производственной базы, низкими заработными платами, ростом безработицы на селе. Важной проблемой на сегодняшний момент является низкая инновационная активность сельхозтоваропроизводителей. Это связано, во-первых, с недостатком финансовых средств у крестьян и трудностями в получении кредитных ресурсов, особенно для субъектов малого предпринимательства. Во-вторых, зачастую крестьяне не располагают необходимой информацией для грамотного оформления соответствующей документации, согласования и взаимодействия с местными органами власти и Роспотребнадзором. В-третьих, деструктивные процессы в сельском хозяйстве спровоцировали массовый отток квалифицированных кадров из села. А современный уровень развития производственной базы, инфраструктуры в сельской местности не способствуют притоку новых. В настоящее время предпринимаются попытки привлечения кадров в сельскую местность: в рамках государственной программы развития сельского хозяйства до 2014 г. на развитие сельских территорий выделено около 1,3 млрд руб., в том числе на обеспечение жильем молодых специалистов - 176 млн руб. Но пока данные меры не позволяют решить проблему полностью [2].

Проблемы существуют и при выходе производителей на рынок с готовым продуктом. Крупные перерабатывающие молокозаводы поставляют свою продукцию повсеместно, во все магазины, а фермеры-крестьяне оказались на грани выживания. Кроме того, практически все крупные перерабатывающие заводы на сегодняшний день имеют собственную сырьевую базу. Молоко, которое собирается в небольших объемах и дальних районах, для них малоинтересно из-за того, что трудно отследить качество сырья, и по причине больших транспортных расходов. В ситуации, когда продажная цена ниже трудовых затрат, из-за убыточности некоторые молокопроизводители пускают под нож все стадо. Но и самим крупным заводам неинтересно работать с мелкими производителями: процесс сбора молока длительный, а молоко бывает разное - и с положительной микробиологией, и с отрицательной. Поэтому существует риск не довезти молоко свежим.

Помимо крупных перерабатывающих предприятий конкуренцию усиливают иностранные производители молочной продукции (их доля на отечественном рынке достигает 40%).

Поэтому сегодня нужно дать каждому крестьянину-фермеру возможность производить молоко и перерабатывать его, хотя бы для социальных нужд (для детских учреждений, пенсионеров, больниц, школ и т. п.). При возрождении семейных ферм, создании мини-заводов для переработки молока и налаженной системе сбыта готовой продукции у фермеров не будет конкуренции с мегафермами и мегазаводами. Это разные объемы и разные задачи. Большим заводам объемы семейных ферм неинтересны. При налаженном выпуске цельного пастеризованного молока постепенно можно будет расширять свой ассортимент в зависимости от спроса.

Во многих странах широко действует программа «Школьное молоко», по которой дети-школьники должны получать молоко бесплатно каждый день по 200 г. В России программа только набирает обороты и действует лишь в нескольких регионах. Однако не каждый крупный завод работает на эту программу. А ведь молоко дотируется большинством муниципальных образований. Одно дело, если муниципальные образования будут закупать молоко по 30 руб. в магазинах от крупных производителей, а другое, если они закупят оптом у фермера по 17 руб. Если у мелкого производителя будет налажен собственный сбыт молочной продукции, то он будет продавать ее по сниженной цене, но все равно по более высокой, чем для «перекупщиков». Учитывая и тот факт, что в Омской области малыми формами хозяйствования (крестьянскими фермерскими и личными подсобными) производится до 60% сельскохозяйственной продукции - просто необходимы меры по поддержке данного сектора.

Сегодня в России имеется опыт развития малого предпринимательства в сельской местности. Существуют предприятия, которые реализуют небольшие проекты, направленные на малую переработку - до 10 т по сырому молоку (ООО «Молоконт»). Данные проекты могут быть востребованы по программе «Семейные фермы», которая действует с 2009 г. Программа предусматривает создание семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств с финансированием строительства, реконструкции или модернизации молочных ферм за счет кредитов ОАО «Россельхозбанк» и комплектации их по лизингу за счет поставок племенного скота, техники, оборудования, а также оборудования для цеха по переработке молока через ОАО «Росагролизинг». В рамках программы предусматривается построить и модернизировать семейные фермы. Предполагается, что 8-10 семейных ферм будут связаны с одним молокозаводом, продукция которого будет уходить через сеть автомагазинов [3]. В этом пилотном проекте пока участвуют пять регионов России: Белгородская, Ленинградская, Тамбовская, Липецкая области и Мордовия.

По мнению автора, Омская область также располагает достаточным потенциалом для участия в данной программе. Внедрение мини-перерабатывающих производств сможет повысить эффективность деятельности мелких и средних производителей

молочной продукции, так как им невыгодно работать с крупными переработчиками, а тем более с посредниками.

Для реализации данной программы в Омской области необходимо создать сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив или хозяйственное общество для организации производства и переработки молока. Обязательное условие - наличие договоров о долгосрочном сотрудничестве товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий и субъектов инфраструктуры. Расположение вех участников процесса должно строиться на так называемом кластерном принципе взаимодействия, т. е. должен учитываться региональный аспект (допустим, критерий включения в общество - транспортное плечо по доставке ресурсов и готовой продукции не более 50 км), конкуренция товаропроизводителей не должна ограничиваться искусственно, инфраструктурная составляющая должна развиваться пропорционально потребностям участников проекта. Большое внимание следует уделять внедрению систем контроля качества продукции, поэтому для каждого подобного формирования необходимо организовать лабораторию входного контроля при переработке молока. Естественно, особый акцент важно сделать именно на переработке молока, а не на его сборе и отгрузке в сыром виде.

Реализация данной программы в нашем регионе позволит достичь значительного социального и экономического эффекта. Во-первых, возрождение семейных ферм во многом решит проблему безработицы и оттока населения из сельской местности. Во-вторых, процессы глобального расширения деятельности и интеграции имеют лишь частный экономический эффект. Практика показывает, что зачастую наблюдается не интенсификация производства, а, наоборот, выкачивание ресурсов местных производителей и, что немаловажно, отток бюджетных отчислений (налоговых и пр.) в другие регионы (бюджеты регионов фирм-интеграторов). И в-третьих, развитие местного товарного производства обеспечит укрепление продовольственной безопасности региона.

Библиографический список

1. Об утверждении порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного фонда софинансирования расходов, определенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2010 году, на софинансирование отдельных видов расходов в сфере сельского хозяйства : постановление правительства Омской области от 17 февраля 2010 г. № 30-п // Официальный информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant55.ru (дата обращения 02.10.2010 г.).

2. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010-2014) : целевая программа Омской области // Официальная интернет-правовая система «Референт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referent.ru (дата обращения 05.10.2010 г.).

3. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru (дата обращения 11.10.2010 г.).

© Косенчук О. В., 2010

Автор статьи - Ольга Виталиевна Косенчук, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, НОУ ВПО «ОмГА».

Рецензент - Е. А. Быкова, кандидат экономических наук, доцент, Омский экономический институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.