ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94(479.24)_
КУРС ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ _ОТНОШЕНИЙ 2000 - 2015 ГГ._
Аласов И. Ф.
Аспирант кафедры История России, факультета Социально Политических Наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова, г. Ярославль
АННОТАЦИЯ.
В статье показано место, и роль Азербайджана у России в новом геополитическом поле на Кавказе занимает то стратегическое место, которое Азербайджан в этом контексте, с давних пор находится в центре внимания различных аналитических центров, экспертов и политологов многих стран, имеющих политические, экономические и иные интересы в этом регионе. У России на Южном Кавказе исторически сложившиеся важные политико-экономические интересы, и все происходящее здесь не может не интересовать ее как региональную державу.
Ключевые слова: Азербайджан; Российская Федерация; ЕС; Кавказ; Каспийский бассейн.
UDC 94 (479.24)
THE COURSE OF FOREIGN POLICY OF RUSSIAN-AZERBAIJANI _RELATIONS IN 2000-2015._
Alasov I.F.
Post-graduate student of the Department of History of Russia,
Faculty of Socio
Political Sciences YSU. P. G. Demidova, Yaroslavl
ABSTRACT.
The article shows the place, and Azerbaijan's role in Russia in the new geopolitical field in the Caucasus occupies that strategic place that Azerbaijan in this context has long been in the center of attention of various analytical centers, experts and political scientists of many countries that have political, economic and other interests in this region. Russia in the South Caucasus has historically formed important political and economic interests, and everything that happens here can not but interest it as a regional power.
Keywords: Azerbaijan; Russian Federation; EU; Caucasus; The Caspian basin.
У России Азербайджан в новом геополитическом поле на Кавказе занимает то стратегическое место, которое Азербайджан в этом контексте, с давних пор находится в центре внимания различных аналитических центров, экспертов и политологов многих стран, имеющих политические, экономические и иные интересы в этом регионе. У России на Южном Кавказе исторически сложившиеся важные политико-экономические интересы, и все происходящее здесь не может не интересовать ее как региональную державу.
Крах СССР в геополитическом смысле обозначил резкое сужение зоны влияния Евразии (России) и расширение позиций США и их союзников по НАТО на постсоветском пространстве. Геополитика - это и есть та «шахматная доска», о которой писал Збигнев Бжезинский в одноименной книге. И здесь всегда стоит помнить, кто играет и с кем: ат-лантизм против евразийства, Вашингтон против Москвы. Кавказ в этой партии - одна из важнейших зон, контроль над которой дает каждому из игроков множество позиционных преимуществ.
А у азербайджанского народа, несмотря на генетику и на религиозные взгляды, культурный уро-
вень советского и русскоязычного образования оказался выше и привлекательнее турецкого. Нашим отечественным исследователем и экспертом есть чем задуматься, причину тяги к нам. Чтобы в дальнейшем не потерять по вине одного руководителя страны, как это было в последнее десятилетие прошлого столетие. Так как дальнейшая судьба целой страны, прежде всего зависит от его выбранного президента. Выбранный курс внешней политики нынешнего президента Российской Федерации кардинально изменил политику страны в целом. Примером можно называть особенно южные горячие точки, с учетом целого Кавказа.
В этот период происходит серия очень важных геополитических сдвигов в ситуации основных игроков кавказской политики. Приход В. Путина символизирует последовательную волю Кремля к возвращению утраченных позиций и укреплению влияния, что во время правления Б.Ельцина было лишь спорадическими и эпизодическими всплесками, а при В.Путине превратилось с системные действия.
Это означает новый евразийский альянс трех качественно евразийских держав - России, Турции и Азербайджана, которые оказались в нынешней
ситуации в сходном положении: процесс вестерни-зации и модернизации, с одной стороны, является необходимостью, а с другой - специфика «традиционного общества», преобладающая в этих странах, ставит на этом пути серьезные ограничения, требует глубокой корректировки политических и экономических процессов, обнажает значительный «восточный» аспект в структуре этих стран, который может быть расценен и как преимущество и неотъемлемое свойство исторической национальной и политической идентичности.
Соответственно, евразийская ось Москва-Анкара придает Азербайджану новое геостратегическое и геополитическое значение, делая Баку важнейшей составляющей всей конструкции в тройственной модели Москва-Баку-Анкара.
Азербайджан в проекте «Великий Ближний Восток» так как этот регион можно назвать транзитным коридорам соединяющий Европу и Азию по суши и море. В 2006 году президент США на саммите стран НАТО в Стамбуле озвучил проект «Великий Ближний Восток», который описывает картину трансформаций расклада сил в этом регионе, как ее видит Вашингтон. Речь идет о низвержении тех исламских режимов, которые отказываются покорно следовать в русле американской политики и отстаивают свои собственные стратегии. Вслед за Ираком, который уже поплатился за свое упорство оккупацией и ужасами партизанской войны, на очереди стоят Иран и Сирия.
2006 год называет годом России в Азербайджане, а 2007 года годом Азербайджана в России [1, с.57-60].
Две геополитические стратегии - евразийская и атлантистская - применительно к Кавказу являются взаимоисключающими. Здесь, как и в шахматах, нельзя играть одновременно и «за белых», и «за черных». Поэтому у республик Южного Кавказа есть определенная свобода выбора.
Совершенно очевидно, что ни одна из них не обладает достаточным геополитическим потенциалом, чтобы в новых условиях претендовать на собственную игру - правила игры определены заведомо, и можно выбрать только лагерь и соучастие в той или иной стратегии. Соответственно у России остается курс выбора на юге прежде всего на Азербайджана. Почему? Потому что по геополитически занимает выгодное положение, богатой природными ресурсами среди Южных Республик.
От Азербайджана зависеть многое, то есть какую позицию занимать- от того, как решит эту геополитическую задачу Баку. Очевидно, что, в отличие от простых шахмат, шахматы геополитические - это не игра. От того или иного шага зависит судьба народа, государства, нации, войны и мира. Но каким бы ни был окончательный выбор, правители как минимум должны ясно отдавать себе отчет в той объективной картине, в которой им суждено жить, действовать и править.
Запуск нефтепровода Баку - Тбилиси - Джей-хан в новом тысячелетии сделал экономическую революцию в Азербайджане, где активно участвует
в разработке западных проектов нефте - газопроводов, предназначенных для вывода энергоресурсов Центральной Азии на мировой рынок в обход России. Такая политико-экономическая позиция И.Алиева вполне выгодна для Запада.
Россия граничит с 16-ю государствами, в том числе и с Азербайджаном и по «суше» и по «воде», протяженность который составляет с Азербайджаном — 350 километров. Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.
Соответственно, в союзе с Турцией Азербайджан может без особых проблем наладить контакты с Западом и решить свои проблемы.
Западные страны, в первую очередь США, обратили внимание на Азербайджан. Важнейшим этапом в ходе укрепления позиций Запада и, особенно, США в Азербайджане, а также в целом регионе, стал 1997 год. Именно тогда администрация США в лице президента Б. Клинтона, а также Конгресс впервые публично объявили Каспийский регион не только «зоной жизненных интересов», но и «главным направлением» внешней политики США.
О его значимости для США говорят следующие факты: были созданы специальный отдел по региону, рабочая группа в составе Совета безопасности при президенте, а также учрежден пост специального советника президента и госсекретаря США по вопросам энергетики Каспийского региона. Плюс к этому ЦРУ создало специальное оперативное подразделение, в задачу которого входит отслеживание политических процессов, происходящих в регионе, оценка и прогноз по освоению природных богатств. Иначе говоря, в общей сложности несколько сот специалистов и экспертов в администрации президента, Конгрессе, ЦРУ и научно-исследовательских центрах США занялись изучением ситуации в регионе и разработкой каспийской стратегии.
Не случайно З. Бжезинский открыто назвал Азербайджан «геополитическим центром» не только Южного Кавказа, но и всего Каспийского региона, государством, «заслуживающим мощнейшей геополитической поддержки со стороны Америки».
Именно Азербайджан инициировал, причем в качестве противовеса влиянию России в СНГ, в 1997 г. создание объединения четырех стран СНГ, получившего название ГУАМ (по первым буквам входящих в него стран - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова). Тогда же Азербайджан принял окончательное решение о маршруте транспортировки нефти, проигнорировав очевидную экономическую целесообразность. В 1998 г. было принято окончательное решение о прокладке трубопровода из Баку в турецкий средиземноморский порт Джей-хан через территорию Грузии. Наконец, в январе того же 2001 г. Азербайджан стал членом СЕ [2, с.63-71].
В 1997 г. разразился скандал вокруг месторождения «Кяпаз». Когда Россия и Азербайджан подписали соглашение об освоении этого месторожде-
ния, последовал резкий протест Туркменистана, который заявил о своих претензиях на это месторождение. Россия тотчас отказалась от подписанного соглашения, а отношения между Азербайджаном и Туркменистаном накалились, туркменские самолеты начали полеты над месторождением «Кяпаз». Вслед за этим у официального Баку возник конфликт с Тегераном, который также обвинил Азербайджан в захвате месторождений, мол, находящихся в пределах Ирана. Вновь в воздухе над месторождениями замаячили самолеты и вертолеты, теперь иранские.
В начале июня 2008 года Запад резко активизировал усилия по выдавливанию России из Закавказья. Со стороны России востребован ассиметрич-ный ответ.
21 мая 2007 года Министр иностранных дел России Сергей Лавров отправляется с двухдневным официальным визитом в Азербайджан. В Баку у него запланированы встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министром Артуром Раси-заде и главой азербайджанского внешнеполитического ведомства Эльмаром Ма-медъяровым.
Как заявил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин, в ходе переговоров С.Лаврова с его азербайджанским коллегой Э. Мамедъ-яровым «будет рассмотрен ход реализации достигнутых на высшем уровне двусторонних договоренностей о выводе межгосударственных отношений на качественно новый уровень путем совершенствования взаимодействия в политической, военной, экономической и гуманитарной сферах».
Кроме «традиционного набора» обмена мнениями по актуальным вопросам развития региональной и международной обстановки, укрепления центральной роли ООН, сотрудничества в рамках СНГ и повышения взаимодействия в международных организациях, на переговорах планируется обсудить проблемы, связанные с Нагорным Карабахом.
Нагорный Карабах и прилегающие к нему территории до конца 80-х годов прошлого столетие был автономной областью Азербайджана, большинством населенными азербайджанцами в перевесе к армянским этносам, в период распада Великой Советской империи. Затем местные законодатели этнические армяне, переселенные в КараБах из Иранского Азербайджана и территорий Османской империи, при правлении Александра I и Николая I в начале 19 века, после присоединения Северного Азербайджана к Царской российской империи по Гюлистанскому и Туркменчайскому договору, объявили о своей самостоятельности, при поддержке Армянской ССР.
13 августа 2013 года президент России В.Путин совершил свою первую за последние семь лет поездку в Баку, которая стала всего лишь третьим его визитом в Азербайджан в качестве президента России. Подобная частота визитов российского президента является отражением сложных и порой весьма напряженных отношений между Москвой и Баку. Эти две столицы отдалились друг от друга в
связи с тем, что Москва продолжает укреплять свои связи с Арменией, а Азербайджан с его запасами энергетических ресурсов повернулся в сторону Запада.
Лидеры Азербайджана пытались выгодно использовать центральное географическое положение своей страны, ее энергетические ресурсы и другие активы, чтобы навести некоторый порядок среди его капризных соседей. Между тем, он продолжает преследовать свои собственные цели в регионе, которые включают в себя возвращение территорий, оккупированных Арменией, предотвращение войны с Ираном и прекращение его подрывной деятельности, минимизация иностранного влияния на внутреннюю политику Азербайджана и превращение Баку, столицы страны и ее главного портового города, в центр региональной торговли. Ключевым элементом здесь является попытка Азербайджана вести сбалансированную внешнюю политику по отношению к другим государствам.
Правительство Азербайджана стремилось поддерживать хорошие отношения с Россией и одновременно укреплять связи с правительствами Запада. Россия является вторым по величине торговым партнером Азербайджана после Италии, и в 2012 году объемы торговли между странами составили 3,4 миллиарда долларов. Показатели объемов торговли за период с января по май 2013 года свидетельствуют о том, что они выросли на 50% по сравнению с тем же периодом времени в 2012 году. По словам Путина, более 70 российских регионов имеют тесные торговые связи с Азербайджаном, и более 500 российских компаний работают в автомобильном, энергетическом, финансовом и других жизненно важных секторах азербайджанской экономики. С 2009 года Азербайджан является главным экспортером природного газа в Россию, действующим по соглашению, заключенному между Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (SOCAR) и ведущим российским энергетическим конгломератом Газпром.
В Баку в своей вступительной речи Путин назвал гуманитарные связи между странами «самым главным аспектом» российско-азербайджанских отношений. Он похвалил правительство Азербайджана за внедрение курсов обучения русскому языку в школах и приглашение основать кампусы российских университетов в Азербайджане. Страны продолжат реализацию этих целей посредством двухлетней Программы гуманитарного сотрудничества, которая будет действовать до 2015 года.
Между двумя государствами существуют глубокие социальные связи. Многие азербайджанцы сейчас живут на территории России и наоборот. Азербайджанцы России сыграли очень важную роль в развитии российской экономики, а также в налаживании связей между двумя странами. По словам Путина, в России сейчас работают более миллиона граждан Азербайджана, а еще миллион этнических азербайджанцев уже имеют российское
гражданство. Глава Лукойла является азербайджанцем по происхождению, а еще один этнический азербайджанец, имеющий российское гражданство, Рустам Ибрагимбеков, рассматривает возможность участия в предстоящих выборах президента Азербайджана. В Азербайджане сейчас работают несколько сотен тысяч этнических русских.
Тем не менее, российско-азербайджанские экономические отношения были бы еще более тесными, если бы двусторонние связи в сфере энергетики развивались по плану России. Западные компании играют значительно более весомую роль в энергетическом секторе Азербайджана, чем их российские коллеги. Единственная российская энергетическая компания, активно работающая на территории Азербайджана, это частная компания Лукойл, которая владеет сетью автомобильных заправок в Азербайджане и ведет разработку газового месторождения Шах-Дениз. В течение некоторого периода времени казалось, что российская государственная монополия Газпром сумела заполучить практически весь экспорт азербайджанского газа, однако условия этого договора были выполнены лишь наполовину. В 2012 году Азербайджан поставил в Россию 1,55 миллиардов кубических метров газа, то есть только половину от оговоренного объема. Между тем, недавно Азербайджан договорился о том, что начиная с 2019 года он будет поставлять большую часть своих газовых запасов, общий объем которых достигает 1 триллиона кубических метров, в Европу по новому газопроводу.
Во время визита Путина в Баку российская государственная нефтяная компания Роснефть и SOCAR подписали сотрудническое соглашение, однако в других конкретных нефтяных и газовых договорах не оговаривается ничего, кроме согласия на совместное использование определенных терминалов и газопроводов. В мае Россия прекратила импортировать нефть по нефтепроводу Баку-Новороссийск из-за постоянных сокращений объемов поставок, которые объясняются общим спадом нефтяного производства в Азербайджане. Российский государственный оператор магистральных нефтепроводов Транснефть начал нести убытки в связи с тем, что нефтепровод работал только в половину своей мощности. Тем не менее, Роснефть все еще готовится получить свою долю в газовом месторождении «Апшерон» в Каспийском море.
Россия недавно подтвердила свою крупную сделку на поставки оружия в Азербайджан, чья армия имеет на вооружении множество российских и советских боевых комплексов. Тем не менее, два государства отказались продлить сроки аренды станции дальнего радиолокационного обнаружения в Габала, на территории Азербайджана. Россия, в свою очередь, укрепила свою основную военную базу в Гюмри, Армения, арендованную ей на несколько десятилетий, и продолжает в рамках Организации Договора о коллективной безопасности продавать оружие по сниженным ценам Армении, главному врагу Азербайджана.
Географическое положение Азербайджана на пересечении путей из Ирана, России, Ближнего Востока и Европы мешает Баку вести независимую внешнюю политику. Азербайджан и весь Кавказский регион в течение многих веков были объектами споров между Персидской, Османской и Российской империями. Соперничество продолжилось даже после заката этих империй, а также после подъема и краха Советского Союза.
Несмотря на быстрые темпы развития экономики и религиозную терпимость, Азербайджан до сих пор остается довольно слабым игроком по сравнению со своими соседями, что в первую очередь объясняется его небольшими размерами — всего 33000 квадратных миль и 9 миллионов жителей. Сегодня все еще сохраняется риск столкновения интересов Ирана, России, Европы и США на Южном Кавказе и в Каспийском регионе, что ставит перед правительством Азербайджана задачу, с одной стороны, максимально примирить эти стороны, с другой - преследовать свои собственные интересы [3].
В 2014 году объем товарооборота между РФ и Азербайджаном достиг рекордного уровня и составил 4 млрд долларов, что на 12% больше по сравнению с предыдущим годом. В первом квартале текущего года товарооборот увеличился на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 707 млн долларов.
В Кремле отмечают, что дальнейшему расширению торговых обменов между двумя странами будет способствовать сооружение нового автомобильного моста через пограничную реку Самур в соответствии с межправительственным соглашением от 13 августа 2013 года.
Что касается Нагорного Карабаха, то эта тема регулярно затрагивается на переговорах Путина с лидерами Азербайджана и Армении. Конфликт между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха продолжается с 1988 года, когда после изгнание всех азербайджанцев до последнего, запичканная чисто армянами из Ближнего Востока и из Армении Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР.
Впервые в истории I Европейские игры состоялась 12 июня 2015 года на Олимпийском стадионе в Баку. Соответственно президент РФ В.В. Путин участвовал в церемонии на открытие Европейских игр, и встретился с президентом Международного олимпийского комитета. Также В. Путин провел переговоры со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым и президентом Турции Редже-пом Тайипом Эрдоганом. Первые в истории Европейские игры, которые в дальнейшем будут проводиться раз в четыре года, прошла в Баку с 12 по 28 июня [4]. На церемонии открытия присутствовали глава Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах, а также главы 6 государств, чьи спортсмены принимали участие в соревнованиях: президент России Владимир Путин, князь Монако Альбер II, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Турции Реджеп Тайип Эрдо-
ган, президент Сербии Томислав Николич, президент Черногории Филип Вуянович. Кроме того на церемонии открытия присутствовали президент ТуркменистанаГурбангулы Бердымухамедов и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Значение Олимпийских игр заложила новую волну в в российско-азербайджанских отношениях [5, с.13].
Во время совместной встречи глав трех стран, глава МИД России С. Лавров рассказал, что Россия, Иран и Азербайджан договорились о начале конкретной проработки проекта транспортного коридора «Север-Юг» по западному побережью Каспийского моря. Также в свою очередь, МИД Ирана Джавад Зариф по итогам трехсторонней встречи заявил, что Иран, Азербайджан и Россия договорились о сотрудничестве по линии разведок. Так же Иранский министр, заявил, что существуют возможности для развития сотрудничества в сфере транспорта, автомобильного и морского, что сотрудничество Ирана, России и Азербайджана служит интересам безопасности и стабильности в регионе [6. с.1-3].
16 апреля 2015 года в Санкт Петербурге состоялся очередное заседание межпарламентской ассамблеи стран СНГ и мероприятие посвященной в честь 70 летие победы в ВОВ. В рамках визита в Санкт-Петербург возглавляемая О. Асадовым парламентская делегация Азербайджана провела встречи с председателем Совета Федерации Федерального Собрания и Совета межпарламентской Ассамблеи СНГ Валентиной Матвиенко и председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным. На очередном заседании Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ председатель Совета Федерации Федерального Собрания и Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ Валентина Матвиенко вручила председателю Милли Меджлиса (парламент) Азербайджана Огтаю Асадову орден «Дружба». Указ о награждении спикера парламента Азербайджана орденом «Дружба» ранее подписал президент России Владимир Путин. В ходе визита О. Асадовым были проведены несколько встреч и мероприятий, и была высказана об укреплении отношений между странами благодаря развитии взаимоотношений. В развитие взаимоотношений особую роль играют прежде всего торгово-экономические, где торговый товарооборот между странами достиг 1 миллиард 954 миллион долларов США.
Другим приоритетным направлением также является региональные взаимоотношения между Россией и Азербайджаном. С этой точки позиции проводимые форумы между странами имеет большое значение. Также особую роль О.Асадов подчеркнул о плотности взаимоотношений между законодательными органами страны. Также В. Матвиенко рассказала об укрепление взаимных встреч и визитов между странами. Далее состоялся встреча спикера парламента Азербайджан О. Асадова со спикером Государственной Думы РФ С. Нарышкиным. «Динамика российско-азербайджанских взаимоотношений растет во всей сферах жизнедеятельности. Между странами были подписаны около 200
межгосударственных и межправительственных документов, а более 30 находятся на рассмотрение. Этому примером служит экономические, энергетические, нефтегазовые, транспортные, а также сельскохозяйственные направления. Деятельность Комиссии межправительственных экономических отношений между двумя странами отдают положительных результатов» - цитировал председатель парламента Милли Меджлиса Азербайджанской республики О. Асадов.
Далее 17 апреля 2015 года состоялся 42-ое пла-нарное заседание членов стран межпарламентской ассамблеи СНГ в честь победы 70-летие в войне в 1941 -1945 гг. «Эта историческая дата была, есть и будет священным символом нашей дружбы, священным днем для каждого, кому дороги идеалы свободы, гуманизма и справедливости. Многовековая историческая дружба между нашими народами, выдержавшая суровые испытания войны, является залогом для развития всестороннего сотрудничества в новом тысячелетии», - заявила, открывая торжественное заседание Председатель Совета МПА СНГ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Матвиенко. Также выступая на кулинарном заседании Спикер Милли Меджлиса Азербайджана О. Асадов, говорил, что «на войне в 1941 -1945 годах против фашистской Германии входящий в состав бывшего Союза все нации плечом плечо вели мужественную борьбу. Победа была завоевана в результате совместных усилий незаменимой потерей каждого. Вторая мировая война вошла в мировую историю как самым кровавым и жестоким военным конфликтом. Это был, единственным конфликтом где была применена ядерная оружия. Во второй мировой войне самой большой потерей среди государств был СССР» [7, с.2].
Как сообщает АПА со ссылкой на «vestikavkaza.ru», среди кораблей, наносивших удары по целям, - ракетный корабль «Дагестан». 4 корабля Каспийской флотилии произвели 26 пусков крылатых ракет морского базирования «Калибр» по 11 целям террористической организации «Исламское государство» в Сирии, в результате которых все цели были уничтожены и никто из мирных жителей не пострадал. Командиром его является капитан II ранга Вусал Мириев родом из Азербайджана. 13 августа 2013 года корабль посетили президент России Владимир Путин и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Главам государств представили его командира, и для азербайджанского лидера стал приятным сюрпризом тот факт, что Вусал Мириев является его земляком [8].
Россия на основе двусторонних контрактов отправляет в Азербайджан танки Т-90С, БМП-3, самоходные артиллерийские установки и тяжелые огнеметные системы. Как передает АПА со ссылкой на «ТАСС», об этом сообщили в Российском Центре анализа стратегий и технологий [9.].
По приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова 24 - 26 мая
2015 года Министр иностранных дел Азербайджанской Республики Э.М. Мамедъяров посетил с официальным визитом Российскую Федерацию.
25 мая в ходе переговоров министров были обсуждены актуальные аспекты двустороннего взаимодействия в политической, торгово- экономической и гуманитарной сферах, а также широкий круг вопросов региональной и международной повестки дня. Выражено обоюдное стремление содействовать укреплению стратегического партнерства между Россией и Азербайджаном путем интенсификации политического диалога и наращивания полноформатных связей в различных областях сотрудничества.
По общей оценке, развитие двустороннего взаимодействия отвечает коренным интересам народов двух стран, является важным фактором поддержания мира и стабильности на Кавказе и в Каспийском регионе.
Высокую оценку получило динамичное развитие торгово-экономических связей. Отмечено, что по итогам 2014 г. двусторонний товарооборот достиг исторического максимума.
С.В.Лавров и Э.М.Мамедъяров подробно обсудили карабахскую проблему. С учетом того, что содействие сторонам в нагорно-карабахском урегулировании относится к числу российских внешнеполитических приоритетов, Россия продолжит играть активную роль в этом процессе. Самостоятельная работа с Ереваном и Баку в этом направлении сочетается, как и прежде, с участием в деятельности Минской группы ОБСЕ и ее сопредседательстве. В этом формате накоплен уникальный опыт, позволяющий поддерживать армяно-азербайджанский диалог, направленный на постепенное сближение позиций сторон.
Министры иностранных дел России и Азербайджана высказались за совершенствование двустороннего сотрудничества в рамках универсальных и региональных международных организаций. С.В.Лавров и Э.М.Мамедъяров подписали План консультаций между МИД России и МИД Азербайджана на 2015-2016 годы.
В свою очередь глава МИД России Сергей Лавров 02 сентября 2015 года прибыл в Азербайджан, сообщил Trend диписточник. Как ранее сообщил Trend официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, в ходе визита Лаврова будут обсуждаться различные аспекты двусторонних связей, урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, а также роль России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ в решении конфликта [10].
Директор Делового клуба ШОС Денис Тюрин, в свою очередь, подчеркнул, что для России очень важно будущее Кавказского региона, так как от него «зависит устойчивое развитие РФ». «Мы придерживаемся той точки зрения, что разрубленную дружбу между народами нужно развивать с экономических и гуманитарных позиций. Многие конфликты удавалось разморозить как раз осуществлением совместных проектов, контактов бизнесменов
и культурных деятелей. В восстановлении контактов между Азербайджаном и Арменией экономические вопросы могли бы сыграть положительную роль. Экономика даст импульс для политического диалога», - считает Тюрин.
Член Международного союза экономистов Игорь Диденко констатировал, что антироссийские и российские санкции - «хороший повод для развития наших отношений». «Я восхищен экономическим скачком, который проделал Азербайджан за последнее десятилетие, Баку - это каспийский Дубай. Сейчас в условиях ограничения импорта продукции в РФ для Азербайджана появилась существенная возможность расширить свой продовольственный экспорт на российские рынки. Это позволит еще больше укрепить наши отношения. Очень важно оставить позади прошлые разногласия. Если мы все вместе будем работать на благо своих стран, то будущие поколения скажут нам за это спасибо, и политические проблемы будут решаться значительно проще», - заключил он [11].
Что касается Азербайджана, то российские интересы в восточной части Южного Кавказа изначально были реализованы, в основном, на основе отношений с Ираном - с учетом войн и мирных договоров. Можно сказать, что до 90-х годов прошлого века в отношениях России и Азербайджана -если не считать краткого периода 1918-1920 годов - не отмечено каких-либо резких негативных процессов. Ситуация радикально изменилась в период распада Советского Союза, когда Азербайджан стал суверенным государством, и параллельно с этим возникли погранично-территориальные споры, стремительно переросшие в вооруженный конфликт. С этого момента значение Азербайджана для России резко возрастает вследствие двух основных причин:
Первый - геоэкономический. Компоненты: каспийские нефтегазовые месторождения, которые могли бы стать весьма полезными источником энергоресурсов для Западной Европы (позже так оно и произошло); реализация транспортного коридора «Север-Юг» с целью интенсификации российско-иранских связей;
Второй - геополитический. Компоненты: сепаратизм (вооруженный конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха); милитаризм (вопрос самых больших складов оружия и военных баз стратегического назначения, включая военно-воздушные, принадлежавших бывшему Закавказскому военному округу; проблема передислокации Каспийской военной флотилии из Баку в Махачкалу; под конец - вопрос сверхсекретной радиолокационной станции вблизи азербайджанского города Габала. Следует принять во внимание также азербайджанский фактор для России в иранском вопросе.
Перечисленные причины со своими компонентами остаются стабильно актуальными и оказывают значительное влияние как на региональную, так и на глобальную политику. Для России, как активного игрока регионального и глобального уровня, необходимо положительное развитие отношений с Азербайджаном.
Несмотря на улучшения российско-азербайджанских отношений, проблемы существует в целом на Южном Кавказе на начало 13.01.2013 года.
Уровень отношений России с государствами Южного Кавказа условно можно разделить на три категории: с Грузией - минимальный (конфронта-ционный), с Арменией - максимальный (стратегический), с Азербайджаном - умеренный (добрососедский).
Хотя проблемы отношений Москвы с Баку обусловлены именно несовпадением интересов в ряде случаев. Проблема первая: деструктивная роль в карабахском урегулировании.
Проблема Нагорного Карабаха переросла в армяно-азербайджанский военный конфликт. Два соседних государства по сегодняшний день остаются врагами. Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, главная цель которой - урегулирование карабахского конфликта на основе норм международного права. Первым этапом должно стать освобождение оккупированных Арменией территорий. В то же время Армения является стратегическим союзником России на Кавказе, что выражается в широкой политической, экономической и военной помощи. Возникает закономерный и логичный вопрос: может ли Россия быть справедливым и беспристрастным арбитром в урегулировании азербайджанских проблем, особенно - карабахского конфликта? Сомнительно... Несмотря на миролюбивые заявления Москвы, несмотря на то, что при посредничестве России состоялась встреча президентов Азербайджана и Армении, несмотря на то, что Россия якобы прилагает большие усилия для решения этой проблемы - конфликт продолжается. Очевидно, что РФ не предаст своего главного стратегического союзника - Армению. Исходя из этого, Азербайджан имеет полное право не верить утверждениям своего северного соседа и обвинить Россию в подстрекательстве сепаратизма, что он практически и делает.
Проблема вторая: транспортировка каспийской нефти и газа в Европу
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, экспорт бакинской нефти в Европу осуществлялся только через территорию России (по нефтепроводу Баку-Новороссийск). Естественно, РФ получила определенный финансовый выигрыш - хотя деньги для нее имели не столь важное значение, как сам маршрут. Проходящий через Северный Кавказ трубопровод являлся для Москвы своего рода рычагом политического и экономического влияния на Азербайджан. Понятно, что после ввода нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в эксплуатацию актуальность направления Баку-Новороссийск ослабла, в итоге этот трубопровод почти лишился своего значения. Соответственно, Россия потеряла рычаг давления. И еще один момент - Азербайджан недоволен тем, что Россия мешает строительству Транскаспийского газопровода, призванного экспортировать туркменский газ в Европу через территорию Азербайджана. Правда, вопрос этого трубопровода в последнее время, казалось бы, не
стоит столь остро - но вопрос транспортировки каспийских энергоносителей остается весьма раздражающей проблемой в российско-азербайджанских отношениях. Москва не прощает обид.
Проблема третья: военно-политическое измерение Габалы.
Габалинская радиолокационная система типа «Дарьял», построенная еще в период Советского Союза - в 1985 году - начинает приобретать важнейшую роль в системе противоракетной защиты России с 1992 года. С помощью этого военного объекта министерство обороны РФ имеет возможность эффективно контролировать пространство в радиусе 8000 километров. Этого достаточно, чтобы зафиксировать пуски ракет в Индийском океане. Соответственно, «око» габалинского локатора полностью охватывает территории Турции, Ирака, Ирана, Индии и всех государств Ближнего Востока. Еще одно преимущество Габалинской станции -она не только фиксирует пуски ракет, но и отслеживает траекторию их полета, позволяя нейтрализовать угрозу.
После провозглашения независимости Азербайджана в Москве предложили Баку передать Га-балинскую станцию России в аренду. Был разработан проект соответствующего соглашения, которое было подписано 9 декабря 2002 года. Согласно документу, станция получила статус «военного информационно-аналитического центра», является собственностью Азербайджана и предоставлена России в аренду сроком на 10 лет (с правом пролонгации). Стоимость аренды составляет 14 миллионов долларов в год. Работу станции обеспечивают около 1,5 тысяч российских военнослужащих (там же создан военный городок, в котором проживают члены их семей). В настоящее время срок действия соглашения истек.
Интересно, что вопрос денонсации соглашения по Габале не раз становился предметом обсуждения в политических кругах Азербайджана, в парламенте и внутрипартийных дискуссиях. Дело в том, что этот военный объект несет экологическую опасность, поскольку имеет мощное радиоэлектронное излучение. Кроме того, по мнению азербайджанских властей, стоимость аренды сильно занижена (в Баку считают, что Россия должна выплачивать Азербайджану не 14 миллионов, а значительно больше - 150 миллионов долларов). Еще один аргумент в пользу противников Габаль-ской станции: Запад, особенно государства НАТО, конфиденциально требуют от Баку вытеснить военное «око» России с территории Азербайджана, тем более что Турция - родственное Азербайджану государство - является членом Североатлантического альянса.
Таким образом, с учетом экологических проблем и под своего рода давлением Запада, Азербайджан стал проявлять медлительность в вопросе пролонгации договора.
Дополнительной мотивацией для промедления Баку в вопросе пролонгации договора по Габале также стало то обстоятельство, что Москва предло-
жила Баку за аренду территории меньшую, сравнительно с прежней, сумму. Как утверждают некоторые российские военные специалисты, габалин-ский радар не имеет прежнего стратегического значения, и с течением времени его коэффициент полезного действия снижается. Устройства изнашиваются, выходят из строя - их замена обходится столь дорого, что было бы лучше передать функции этого локатора расположенной на Северном Кавказе (в Армавире) новой, уже фактически построенной станции.
Похоже, правительство России учло как «колеблющуюся» позицию Азербайджана, так и мнение своих военных экспертов - и отказалось от использования локатора. Москва передала Баку соответствующую ноту, согласно которой эксплуатация станции прекращена с 10 декабря 2012 года и, соответственно, соглашение, подписанное на 10-летний срок, считается потерявшим юридическую силу.
Нельзя сказать, что РФ не интересует Габала. Именно интерес Москвы обусловил визит в Азербайджан российского вице-премьера, куратора оборонной сферы Дмитрия Рогозина 15-16 августа 2012 года. Он провел встречу с Ильхамом Алиевым, которая носила конфиденциальный характер -но, по просочившейся информации, стороны не пришли к согласию по вопросу стоимости аренды станции.
Азербайджанские политологи считают, что задержка в решении судьбы Габалы была связана с торгом между Путиным и Алиевым, но роль денег в этом вопросе была формальной. Главное в том, что обе стороны использовали данный военный объект для решения внешнеполитических вопросов. Интерес Ильхама Алиева состоял в том, чтобы вынудить Россию осуществить какой-либо позитивный шаг в урегулировании карабахской проблемы - в то время как Владимир Путин стремился использовать Габалинскую станцию в качестве козыря в случае, если Азербайджан станет реальной военной угрозой для российского союзника Армении.
Габалинская радиолокационная станция -сложнейший военный объект, управление которым требует большого опыта и знаний. Факт, что Баку не сможет использовать этот объект самостоятельно. Надо будет найти нового арендатора станции - естественно, среди стран-членов НАТО. Так кто же станет следующим «хозяином» Габалы -США или Турция?
Еще в 2007 году российский президент Владимир Путин предложил своему американскому коллеге Джорджу Бушу совместно использовать Габа-линскую станцию вместо размещения американских радаров в Чехии. Вашингтон почти согласился, но впоследствии - ответил отказом. Такая же судьба постигла инициативу Москвы сделать Габалу элементом совместной противоракетной системы, которую Россия выдвинула на Лиссабонском саммите в 2010 году.
20 апреля 2015 года президент Азербайджана Ильхам Алиев принял делегацию, возглавляемую генеральным директором российской государственной корпорации «Ростех» Сергеем Чеме-зовым. Сергей Чемезов передал главе государства приветствия президента России Владимира Путина. Чемезов проинформировал главу государства о проводимых в возглавляемой им госкорпорации
«Ростех» структурных реформах и осуществляемых работах.
На встрече было выражено удовлетворение высоким уровнем связей между Азербайджаном и Россией, состоялся обмен мнениями по перспективам сотрудничества в сферах оборонной промышленности, машиностроения, высоких технологий, фармацевтики и др. Президент Ильхам Алиев поблагодарил за приветствия президента России Владимира Путина и попросил передать ему свои приветствия [12, с.3].
По состоянию на 2015 -2016 годы наибольшие проблемы в реализации программы ТРАСЕКА связаны с работой транскавказского транспортного коридора. Среди проблем этого коридора -трудности введения единого перевозочного тарифа, а также большие задержки транспортных средств на пограничных пунктах [13, с.87-90].
Так в целом в российско-азербайджанских отношениях теоретически на 2014 -2015 года не осталось нерешенных проблем - данное положение дел констатировали российские и азербайджанские эксперты в ходе видеомоста, посвященного укреплению взаимодействия двух стран. По их оценке, в настоящий момент можно говорить о «весне» отношений России и Азербайджана.
После распада СССР Азербайджан смог сохранить культурные связи, и сегодня в республике ни один человек, говорящий на русском языке, не останется без ответа. Подобные отношения на пользу и России, и Азербайджану, представляющему собой ключевую страну Южного Кавказа и превзошедшему по населению и экономике Беларусь.
Список литературы
References
1.Р. Мусабеков. Россия и мусульманский мир №4 (178) Москва и Баку избавились от неоправданных ожиданий в отношении друг друга. С. 57-60. М. 2007.
2.С. Маркедонов. Россия и мусульманский мир №11 (185) Азербайджан: без друзей и без врагов. С. 63-71. М. 2007.
3.Ричард Вайц (Richard Weitz). Журнал World politics review. США. 21.08.2013.
4. Газета Взгляд . Путин совершит двухдневный визит в Баку 12.06.2015 г.
5. Газета Ses № 068 (4810) 16 aprel 2015. S. 13.
6.Газета Zaman. sayi 066/4169. 8 aprel 2015. S.
1-3
7. Газета: Azerbaycan 22 aprel 2015. № 84 (6938) Akif Tevekkulloglu s. 2
8.Общественно-политическая газета Эхо № 183 (3580). 8 Октября 2015.
9.Общественно-политическая газета Эхо № 165 (3562). 10 сентября 2015.
10.0бщественно-политическая газета Эхо № 93 (3763). 25 мая 2016.
11. Информационно аналитический журнал «Вестник Кавказа» 21 августа 2014
12.Газета: iki sahil 21 aprel 2015. № 69 (6338) s.3
13.Аманова М. В. Интеграция транспортной системы Казахстана во Всемирную экономическую систему //Вюник економши транспорту i промисло-восп : журнал. - 2013. - № 44. - С. 87-90.
Тураева М. О. Транспортно-инфраструктур-ные проекты в Евразии // Мир перемен : журнал. - М., 2016. - № 1. - С. 127-137.