УДК 378.016
DOI: 10.35211/2500-2635-2024-2-58-72-77
КУРС «УЧИМ РУССКИЙ ВМЕСТЕ. ПАДЕЖИ. (А1)» В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
THE COURSE "LEARNING RUSSIAN TOGETHER. CASES. (A1)" IN TEACHING FOREIGN STUDENTS
ХАРЛАМОВА Наталья Владимировна
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]
МИХАЙЛУШКИНА Ольга Александровна
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]
KHARLAMOVA Natalia V.
Volgograd State Technical University Volgograd, Russia E-mail: [email protected]
MIKHAILUSHKINA Olga A.
Volgograd State Technical University Volgograd, Russia E-mail: [email protected]
© Харламова Н. В., Михайлушкина О. А., 2024.
Аннотация. В статье описывается курс «Учим русский язык вместе. Падежи (А1)», представленный на образовательной платформе Stepik, его место в образовательном пространстве, показана новизна, определена цель обучения; в заключение приведены результаты работы с курсом. Данный курс представляет собой систему эффективных материалов для обучения и контроля иностранных студентов русскому языку. Описанный онлайн-курс позволяет выполнять все основные методические функции: справочно-информационную; демонстрационную; функцию тренажера: контролирующую; имитационную; моделирующую. Курс прошел апробацию в течение 2022-2023 учебного года по модели «life + online + offline». Курс можно интегрировать в образовательный процесс в виде отдельных уроков или специальных модулей, которые помогут вводить новый материал, закреплять его или проводить контроль как в онлайн, так и в офлайн-форматах занятий.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, массовый открытый онлайн-курс, падежная система, смешанная модель обучения.
Abstract. The article describes the course "Learning Russian together. Cases (A1)", presented on the educational platform Stepik, its place in the educational space, novelty is presented, the purpose of learning and objectives are defined; Finally, the results of working with the course are presented. This course is a system of effective materials for teaching and supervising foreign students in the Russian language. The described online course allows you to perform all the main methodological functions: reference and information; demonstration, simulator function, controlling; imononic; modeling. The course has been tested for the 2022-2023 academic year on life models + online + offline. The course can be integrated into the educational process in the form of separate lessons or special modules that help introduce new material, reinforce it, or monitor it both online and offline.
Keywords: Russian as a foreign language, massive open online course, case system, mixed learning model.
Интеграция информационно-образовательных технологий в процесс преподавания русского языка как иностранного уже не является чем-то уникальным. Массовый открытый онлайн-курс стал неотъемлемым элементом образовательного процесса обучения русскому языку как иностранному, а также общеобразовательным дисциплинам на русском языке. Существует множество платформ для обучения русскому языку как иностранному. Более востребованными на российском образовательном пространстве являются такие системы, как Moodle, BlackBoard, Cambridge LMS, Canvas, Schoology, Eliademy, Wiziq, Novoed, Pathgather и многие другие. Российская образовательная платформа Stepik также занимает свое место в системе обучения и является востребованной среди преподавателей и студентов (Тюмен-цева, Панова, Бубнова, Фролова, Харламова, Кортунов, Лобанова 2022).
Понимая возможности электронных курсов (охват аудитории, возможности наполнения содержанием, контроль и др.), многие вузы предоставили свои материалы на образовательной платформе Stepik. Среди них Казанский федеральный университет, Высшая школа лингвистики и педагогики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Российский университет дружбы народов, Томский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет и др.
Волгоградский государственный технический университет занимает свою нишу в системе интерактивного обучения русскому языку. Онлайн-курсы, представленные университетами на данной образовательной платформе, охватывают широкий спектр программ для обучения РКИ: это русский язык в специальных целях (лингвистика, экономика, медико-биологический профиль, технический профиль и др.) и курсы для обучения языку общего владения. Данные курсы, как правило, посвящены обучению какому-либо виду речевой деятельности («Русский язык как иностранный. Учусь в России. Правила чтения», «Изучаем алфавит» (КФУ), «Экспресс-курс по обучению русскому произношению» (Дальневосточный федеральный университет) или грамматическому блоку (например, виды глагола, глаголы движения, и др.).
Новизна онлайн-курса «Русский язык как иностранный. Учим русский вместе. Падежи. (А1)» (web) в разработке материалов для обучения пред-ложно-падежной системе русского языка, что ранее не выделялось в самостоятельный образовательный курс. При этом данный грамматический блок является востребованным среди иностранных студентов. Курс предназначен широкой аудитории иностранцев, изучающих русский язык на элементарном уровне. Учебные материалы могут быть использованы для повторения грамматики, для подготовки к экзаменам и др.
Ранее на кафедре русского языка Волгоградского государственного технического университета в 2020-2021 учебном году был создан учебный курс для дистанционного обучения иностранных предбакалавров языку общего владения «Учим русский язык вместе», включающий вводно-фонетический модуль, модуль «Элементарный уровень (А1)» и модуль «Базовый+ (А2+)» (Михайлушкина, Попова, Харламова 2021), материалы которого легли в основу онлайн-курса «Русский язык как иностранный. Учим русский вместе. Падежи. (А1)».
Процесс создания курса «Русский язык как иностранный. Учим русский вместе. Падежи. (А1)» проходил в несколько этапов. Авторы проанализировали языковые потребности иностранных учащихся на данном этапе обучения русскому языку, выявили частоту ошибок при глагольном управлении, обозначили сложность выбора для большинства учащихся предложно-падежной формы. Это привело к постановке учебных целей с учетом конкретных языковых потребностей иностранцев. Данный курс предназначен для овладения навыками употребления падежных форм студентами-иностранцами на элементарном уровне (А1). Данный курс носит практический характер. Цель обучения - формирование у иностранных студентов грамматических навыков как основы владения русским языком. В результате освоения данного курса иностранный учащийся должен:
- знать функции и значения падежей, понимать многообразие флексий, принцип формоизменений существительных и местоимений;
- уметь задавать вопрос или сообщать о факте или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета, о количестве, качестве, принадлежности предметов, о месте действия или события; о возможности, необходимости, вероятности, невозможности действия, о движении на транспорте, о профессии и интересах, о совместном действии, инструменте и пр.;
- владеть навыками употребления падежей в речи.
Важным этапом работы авторского коллектива было написание сценария по модулям, где материал должен быть предъявлен в соответствии с принципами методики РКИ и лингводидактической программой (Есина и др. 2017). После чего последовало проектирование системы заданий к каждому модулю с разбиением на конкретные шаги (выбор материала для видеолекций, составление презентаций к ним, составление грамматических таблиц, упражнений, тестов) и определение онлайн-инструментов для решения этих задач. В процессе обучения на курсе учащийся должен позна-
комиться с формами, значениями падежей, понимать выбор глагола, строить ситуативное высказывание.
В каждом модуле материал предъявлен в соответствии с традиционной дидактической схемой «изучение нового материала - закрепление - контроль». Таким образом, организация онлайн-курса «Русский язык как иностранный. Учим русский вместе. Падежи. (А1)» выглядит следующим образом:
- лекция (видеолекция, сопровождаемая мультимедийными материалами продолжительностью 7-15 мин.);
- практикум (представлен в виде грамматических таблиц, заданий с автоматической проверкой, упражнений, сформированных с помощью образовательного инструмента LiveWorksheets, которые позволяют проверить и закрепить изученный языковой материал). Таблицы и схемы, а также яркие иллюстрации курса работают на восприятие студента и способствуют запоминанию грамматического материала;
- тесты (конструктор тестов платформы Stepik).
Предлагается подробнее рассмотреть содержание курса. В представленном курсе семь модулей. В каждом модуле содержится от двух до пяти видеоуроков. Подтемы модулей - это лекции. Курс состоит из 20 лекций.
Модуль 1 «Понятие о предложной системе русского языка» раскрывает сведения о названиях падежей и дает обзорную информацию о роли слов в предложении.
Модуль 2 «Именительный падеж» содержит информацию о функционировании имени существительного в именительном падеже в предложении, о категории одушевленности/неодушевленности, о категории рода и числа.
Модуль 3 «Предложный падеж» включает подтемы: «Предложный падеж в значении места», «Предлоги в и на», «Предложный падеж в значении транспорта», «Предложный падеж в значении объекта действия».
Модуль 4 «Винительный падеж» содержит материалы таких значений, как «Винительный падеж в значении прямого объекта», «Винительный падеж в значении направления», а также «Сопоставление где? - куда?».
В Модуле 5 «Родительный падеж» предлагаются лекции: «Родительный падеж в значении лица обладателя», «Родительный падеж в значении количества», «Родительный падеж в значении места и начала движения», «Родительный падеж в значении принадлежности объекта».
Содержанием Модуля 6 «Дательный падеж» являются «Дательный падеж в значении адресата действия», «Дательный падеж в значении возраста», «Дательный падеж в значении направления к лицу», «Дательный падеж с глаголом "нравиться"», «Дательный падеж со словами можно/нельзя».
Модуль 7 «Творительный падеж» включает следующие подтемы: «Творительный падеж в значении совместного действия», «Творительный падеж в значении профессии», «С глаголами "интересоваться" и "увлекаться"», «Инструмент», «Творительный падеж в значении определения объекта».
В каждом модуле содержится много лексико-грамматических упражнений. В упражнениях отрабатываются такие грамматические категории,
как род, число, падеж, употребление верного глагола в конкретной речевой ситуации. Лексика курса охватывает такие темы, как семья, учеба, транспорт, еда, дом, спорт, свободное время и др. Грамматические таблицы помогают иностранцу проверить окончания слова в том или ином падеже, найти свои ошибки и исправить их.
Важным этапом в обучении русскому языку как иностранному является контроль знаний, поэтому в конце каждого урока содержатся тесты, проверяющие знание грамматики и лексики конкретного урока. Варианты заданий в тестах: множественный выбор, текстовая задача, выбор правильного написания слов и др. Курс завершает итоговое тестирование. Овладение материалами курса обеспечивает необходимую грамматическую базу для прохождения тестирования по русскому языку при сдаче экзамена в части предложно-падежной системы на получение элементарного уровня.
Описанный онлайн-курс «Русский язык как иностранный. Учим русский вместе. Падежи. (А1)» обладает информационно-справочной составляющей, которая посредством видеоуроков и таблиц позволяет получить необходимые сведения о предложно-падежной системе русского языка на элементарном уровне. Кроме того, данный курс выполняет функцию контроля, давая возможность проверить усвоение языкового материала и речевые навыки. Также он может использоваться в качестве тренажера, позволяющего применять использование падежей в конкретных речевых ситуациях. Данный курс имеет имитационную функцию, позволяющую создать иллюзию общения с преподавателем. Наконец, он обладает демонстрационной составляющей, позволяющей показать примеры правильного использования падежей в различных конструкциях речи.
Курс прошел апробацию в течение 2022-2023 учебного года по модели «life + online + offline», активно реализуемой в Волгоградском государственном техническом университете (Васильева, Петрунева, Беришева, Чудасова, Ситникова 2022). Курс был интегрирован в учебный процесс для обучения первокурсников, чьи знания не соответствовали первому сертификационному уровню (Есина и др. 2017). В настоящее время продолжается процесс апробации курса по смешанной модели обучения. Авторы статьи полагают, что работа по развитию курса «Русский язык как иностранный. Учим русский вместе. Падежи. (А1)» имеет свои перспективы. Преподаватели активно используют материалы, видеолекции, тесты и таблицы курса на занятиях как онлайн, так и офлайн.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Курс «Русский язык как иностранный. Учим русский вместе. Падежи. (А1)». - Режим доступа: https://stepik.org/course/127077/syllabus
2. Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному: элементарный уровень (А1), базовый уровень (А2), первый сертификационный уровень (В1): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 «Филологическое образование» / [З. И. Есина и др.]; М-во образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : РУДН, 2017. - 185 с.
3. Михайлушкина, О. А. Опыт дистанционного обучения иностранных студентов на подготовительном факультете с использованием электронного учебного комплекса «Учим рус-
ПЕДАГОГИКА
77
ский язык вместе» / О. А. Михайлушкина, Ан. В. Попова, Н. В. Харламова // Стратегии привлечения иностранных студентов в российские образовательные организации в современных условиях экспорта образования : материалы науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 3 июня 2021 г.)/ ФГБОУ ВО «Волгоградский ГАУ». - Волгоград, 2021. - C. 39-47.
4. Васильева, В. Д. О разнообразии моделей смешанного обучения в техническом вузе / В. Д. Васильева, Р. М. Петрунева, Е. Д. Беришева, Т. Д. Чудасова, О. И. Ситникова // Primo aspectu. - 2022. - № 2 (50). - C. 42-49.
5. Тюменцева, Е. В. Обучение с помощью цифровых технологий: первые итоги / Е. В. Тю-менцева, Е. П. Панова, М. И. Бубнова, Н. Н. Фролова, Н. В. Харламова, В. В. Кортунов, Ю. В. Лобанова // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - № 6А. - Ч. II. - С. 1043-1058. DOI: 10.34670/AR.2022.12.89.134