ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373
О.В. Крежевских, г. Шадринск
Курс «Организация краеведческой работы в дошкольной образовательной организации» как условие эффективности вхождения студентов в региональную образовательную среду
В статье освещен ряд вопросов, касающихся особенностей, структуры и содержания курса «Организация краеведческой работы в дошкольной образовательной организации», реализуемого при подготовке по профилю «Дошкольное образование». Названный курс рассматривается как условие эффективности вхождения студентов в региональную образовательную среду, поскольку позволяет сформировать систему знаний о социокультурных и природных особенностях региона.
Региональные программы дошкольного образования, вхождение студентов в региональную образовательную среду, подготовка будущих воспитателей.
O. V. Krezhevskikh, Shadrinsk
The organization of local history work in the preschool educational
organization
The number of questions, the concerning features, structure and content of the rate «The organization of local history work in the preschool educational organization» realized by preparation on the Preschool education profile is covered in article. The called rate is considered as a condition of efficiency of entry of students into the regional educational environment as allows to create system of knowledge of sociocultural and natural features of the region.
Keywords: regional programs of preschool education, entry of students into the regional educational environment, training of future tutors.
Глобализация и интенсификация высшего образования поставили на сегодня задачу, связанную с быстрым и эффективным вхождением студента в региональную образовательную среду, в результате чего растет его способность к адаптации, развивается интерес традициям, истории и природе региона, повышается его общий культурный уровень. Для решения названных задач в Шадринском государственном педагогическом университете для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», имеющему профиль «Дошкольное образование» реализуется курс «Организация краеведческой работы в дошкольной образовательной организации», целью которого является формирование у будущих воспитателей профессиональных компетенций в области разработки и реализации региональных образовательных программ дошкольного образования.
В профессиональном стандарте педагога в качестве трудовых действий воспитателя указано участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования. В то же время в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что «часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно... может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (2.11.2)». Это положение Стандарта актуализировало творческую инициативу, связанную с разработкой программ, учитывающих национальные, региональные, социокультурные, природно-географические и другие условия. Однако изучение будущими воспитателями этих особенностей вызывает ряд сложностей: недостаточность доступной литературы по данной проблеме, несформированность компетенций, связанных с поиском и отбором необходимой информации, нехватка профессионального опыта, неумение определить «зону ближайшего развития ребенка» и др. Именно поэтому данный курс является особенно актуальным для студентов. В результате изучения курса проводится зачетное мероприятие, на котором будущие воспитатели защищают проект региональной программы, составленной по всем соответствующим требованиям.
Содержание разделов курса позволяет наиболее полно осветить нормативно-правовые, научные, методологические и методические аспекты разработки региональной программы.
В раздел «Нормативно-правовые основы разработки региональных программ» включено содержание, связанное с изучением студентами основных документов, касающихся разработки программ дошкольного образования: Закона РФ «Об образовании в РФ» (2012), ФГОС ДО, Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, Постановления от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и др.
Научные основы разработки региональных программ составляют целый комплекс общественных, технических, естественных и гуманитарных наук. Например, для разработки части программы, связанной с формированием у дошкольников интереса к природе родного края, будущему воспитателю понадобятся знания в области биологии, экологии, географии родного края. Для иллюстрации этого положения приведем примерное содержание региональной программы, ориентированное на формирование у дошкольников представлений о природе Зауралья, разработанное автором публикуемого материала.
Блок занятий «За Уралом - Зауралье, там своя, иная даль»
Обучающий компонент. Зауралье - территория, на которой мы живем, находящаяся за Уралом. Зауралье на карте (объекты: Уральские горы, Урал, Зауралье, города: Курган, Шадринск, Долматово, Катайск и др.). Природная карта участка детского сада.
Зауралье как лесостепная зона (сочетание лесов и степей). Зауральский пейзаж: степи, озера, речки в низинах, болота, березовые рощи, перелески, хвойные и лиственные леса. Произведения живописи, отобразившие красоту Зауралья (Герман Травников
«Причал», «Чибис прилетел», «Посвящение И.И. Шишкину», «Батурино», «Цветущий луг», «Осенняя заря», «Над прудом»).
Животный мир Зауралья: заяц, белка, еж, лиса, кабан, барсук, рысь, лось, косуля и др. Значение внешних особенностей в жизни этих животных.
Взаимосвязь неживой и живой природы Зауралья, приспособленность к условиям среды на примерах животных, ведущих околоводный образ жизни (например, большая белая цапля, бобр, ондатра), луговых растений (злаков: ковыль, ломкоколосник, размножающихся с помощью ветра), водных растений (кубышка желтая, осока, ряска трехдольчатая). Приспособленность мелких позвоночных (сурок, степная мышь, хомячок и др.) с помощью коричневого, темно-коричневого или бурого окраса шерсти.
Человек (ребенок) и зауральская природа. Природные ресурсы - богатство Зауралья, важность их сохранения и восстановления.
Воспитывающий компонент: понимание значения природы в жизни зауральца, формирование эстетического отношения к окружающему природному миру, умение видеть красоту природы, желания общаться с природой.
Блок занятий «Водоемы Зауралья»
Обучающий компонент. Разнообразие водоемов Зауралья: реки, озера, болота, водохранилища, ручьи. Обозначение водоемов на карте синим цветом. Подземные минеральные воды - то, что не обозначено на карте.
Главные реки Зауралья: Тобол, Исеть и Миас. Основные отличия рек от других водоемов: течение воды, наличие истока (места, где река берет свое начало) и устья (места, где река впадает в другой водоем).
Зауралье - край голубых озер. Соленые и пресные озера. Лечебное значение соленых озер: «Озеро Медвежье», «Сосновая роща», «Озеро Горькое». Водохранилища как источник чистой пресной воды (Орловское и Митинское водохранилище). Превращение озер в болота.
Обитатели водоемов - водные растения, животные (моллюски, земноводные, личинки насекомых) и рыбы (язь, щука, окунь, плотва, елец и др.).
Знакомство детей с отдельными представителями рыб. Приспособленность к водной среде (приспособительная окраска, чешуя, органы дыхания - жабры, органы движения - плавники, обтекаемая форма тела и др.). Зимовка рыб под толщей льда. Питание рыб водной растительностью, личинками насекомых, мелкими рачками, другими рыбами и др. Судак, окунь и плотва как индикаторы загрязнения воды.
Птицы и млекопитающие, обитающие в водоемах Зауралья. Животные, ведущие полуводный образ жизни (на примере бобра и ондатры). Их приспособленность к среде обитания (наличие и бобра между пальцами плавательных перепонок, хвоста, выполняющего роль руля и весла, специфической формы зубов и др.).
Загрязнение водоемов, его влияние на жизнь растений, животных и человека. Роль животных и растений в поддержании чистоты водоема. Важность экономного использования воды в быту. Очистка водоемов (уборка мусора сачком, насосы и фильтры).
Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как важнейшему природному ресурсу и источнику оздоровления. Формирование экологически грамотного поведения во время отдыха на природе.
Блок занятий «Зеленый цех Зауралья»
Обучающий компонент.
Лес - богатство Зауралья, почему лес можно назвать «зеленым цехом». Хвойные, лиственные и смешанные леса.
«Этажи леса» Зауралья. Верхний древесный ярус - осины, березы и сосны, средний - кусты (заросли ивы, шиповник, вишня, боярышник, черемуха и др.) травяной ярус -камыш, тростник, костянка.
Отдельные представители хвойных деревьев (на примере сосны и сибирской ели и лиственницы). Их санитарно-оздоровительное значение.
Лиственные деревья. Береза, осина, ольха, липа, дуб, тополь. Их внешние особенности, эстетические и оздоровительные свойства.
Лекарственные и ядовитые растения Зауралья. Растения - «часы» и растения -«барометры».
Съедобные и ядовитые грибы.
Жители многоэтажного леса (животные, обитающие на разных ярусах). Отдельные представители млекопитающих, птиц, насекомых. Их морфофункциональная приспособленность к среде обитания, образ жизни.
Сезонные изменения в Зауральском лесу. Приспособленность животных, деревьев, трав и кустарников к сезонным явлениям.
Человек и лес. Опасности в лесу. Как необходимо вести себя, если ты оказался в лесу. Охрана леса от пожаров, загрязнений, вырубки, браконьеров.
Воспитывающий компонент. Воспитание эмоционально-бережного отношения к лесным растениям и животным, понимание значимости леса в жизни человека. Умение прогнозировать последствия своих действий по отношению к лесным растениям и животным. Познавательная, эстетическая и оздоровительная ценность леса.
Хозяйственная деятельность людей.
Обучающий компонент. Виды хозяйственной деятельности людей: полеводство, охота и рыболовство, пчеловодство. Отличия охоты от браконьерства. Добыча полезных ископаемых (железной руды, песка, глины).
Курганская область как аграрный регион, благоприятный для роста и развития многих сельскохозяйственных культур: пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, картофеля и др. Чем отличаются эти культуры по внешнему виду, каким образом используются человеком. Рост и развитие сельскохозяйственных культур, зависимость от деятельности человека.
Многообразие культурных растений, выращиваемых на огороде.
Воспитывающий компонент. Понимание природного богатства Курганской области, значимости природных ресурсов для человека, их охраны и восстановления. Воспитание уважительного отношения к человеку труда.
Охрана и изучение природы
Обучающий компонент.
Охрана природы - важнейшая деятельность людей. Способы охраны природы: обустройство заповедников и заказников, памятников природы, запрет на охоту, уборка и озеленение территорий, природоохранные акции и др. Памятники природы регионального значения и зоологические заказники Курганской области.
Красная Книга Курганской области, ее значение. Объекты, занесенные в Красную Книгу области. Причины, по которым происходит сокращение и исчезновение видов животных и растений.
Ученые, изучающие природу. Как проводить наблюдения и эксперименты дома. Принцип «не навреди». Ограниченность экспериментирования с живыми объектами. Инструменты для познания (микроскоп, лупа, прибор для наблюдения за солнцем, флюгер и др.).
Воспитывающий компонент. Важность охраны природы, понимание возможности охраны и восстановления природы, начиная с дошкольного возраста. Воспитание интереса к деятельности ученых, изучающих природу.
Приведенное содержание носит условный характер, но позволяет студентам увидеть особенности структуры разделов, отраженную в нем специфику региона, что в дальнейшем поможет им самостоятельно осуществить отбор краеведческих знаний для дошкольников.
В качестве методологической основы разработки региональной программы выступает система методологических подходов, чему посвящен отдельный раздел курса. Событийно-личностный - это один из концептуальных подходов программ, разработанный в трудах А.Ф. Бурлачук, Н.Е. Щурковой, Е.Ю. Коржовой и др. Познание происходит через яркие события прошлого и настоящего, истории о жизни и творчестве замечательных людей, которые затрагивают эмоциональный опыт дошкольника и позволяют включить «особенное» региональной среды в свой личный опыт, фантазировать, использовать в привлекательных видах детской деятельности (игре, продуктивных видах деятельности, труде, экспериментировании).
Проектирование программы в соответствии с культурологическим подходом (К.А. Альбуханова-Славская, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова) позволяют ребенку войти в контекст современной культуры, освоить многовековой опыт человечества. Приобщение ребенка к нормам и ценностям культуры региона осуществляется на основе проживания им традиций, обычаев, культурного наследия (фольклор, литература, поэзия, живопись, архитектура, скульптура и др.).
Известный философ и психолог К.А. Альбуханова-Славская полагает, что человек выступает как: своеобразный продукт культуры, ее потребитель и производитель и транслятор. В процессе реализации программы ребенок активно воспринимает историю Зауралья, народные промыслы и произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи; творчески воссоздает в виде детских поделок, коллажей, макетов, моделей, книжек-малышек, построек, тематических альбомов, фильмов и др. и транслирует усвоенные культурные ценности сверстникам, младшим детям, родителям, обществу.
Деятельность - это путь освоения ребенком окружающего мира. Существенными характеристиками деятельности, таким образом, являются: предметность, мотивированность, целеположенность (целенаправленность), осознанность (А.Г. Асмолов).
В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры.
Эти походы ложатся в основу методики, изучаемой студентами в рамках раздела «Методические основы реализации региональной программы дошкольного образования». Особенное внимание в рамках данного раздела уделяется принципам отбора содержания программы (научности, доступности), применения педагогических приемов, осознания студентами важности обучения ребенка через деятельность и в деятельности, поддержке активности и инициативы дошкольника, важности организации сетевого взаимодействия с другими социальными институтами и организациями. Особенную значимость имеет подготовка педагогов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды, включающей краеведческий центр активности, экологические тропинки на участке ДОО, гербарии растений, тематические выставки и альбомы, инструменты для познания окружающего мира, создание специальных дидактических игр и наглядных пособий и др.
Итак, реализация курса «Организация краеведческой работы в дошкольной образовательной организации» может быть рассмотрена как условие эффективности вхождения студентов в региональную образовательную среду, поскольку позволяет сформировать систему знаний о социокультурных и природных особенностях региона. Данный курс включает широкие сведения, позволяющие студенты эффективно разрабатывать и реализовывать часть образовательной программы дошкольного образования, которая формируется участниками образовательных отношений, что составляет одну из важнейших направлений деятельности современного педагога ДОО.