Научная статья на тему 'Курс истории политических учений: значение, предмет и метод'

Курс истории политических учений: значение, предмет и метод Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4079
771
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курс истории политических учений: значение, предмет и метод»

В. В. Лазарев

В. В. Лазарев*

КУРС ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ЗНАЧЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД

Памяти проф. Нено Неновски посвящаю

-Ф-

1. Значение курса. В системе высшего образования особое внимание уделяется формированию мировоззрения студентов, воспитанию у них передового политического идеала. Наряду с другими дисциплинами этим целям призван служить курс истории политических учений. Долгое время в российском гуманитарном образовании он не занимал достойного места. Даже на юридических факультетах университетов учебные планы не предусматривали проведение по курсу семинарских занятий. Для определенного времени и для определенных политических режимов, курирующих образование, это вполне объяснимо. Имела место явная боязнь первоисточников. Для власти всегда опасно, если о ней много знают, вдвойне опасно, если что-то становится известно о подводной части гигантского государственного айсберга. Политические же мыслители не только умело скрывали, но часто не менее умело вскрывали сущностные стороны государственного организма, этого страшного чудища — Левиафана. Впрочем, постиндустриальная цивилизация постаралась облагородить государственное тело и теперь многим оно представляется в виде прирученного льва, служащего общей пользе, общему благу, общему делу защиты граждан от посягательств на них разных тварей. Так ли это?

Курс истории политических учений не даст окончательного ответа на поставленный вопрос. Но ознакомление с разными взглядами политических мыслителей и их разными оценками государственности, хотя бы и представленными в изложении современных авторов, а, может быть, именно благодаря этому последнему обстоятельству, позволит размышлять о таинствах политических институтов с большим знанием и пониманием всей сложности политических проблем.

Государство и право изначально находятся в эпицентре политической борьбы. И сокрушительные баталии политических идей в их историческом развитии проливают много света на поступь исторического движения. Настоящее вообще, как верно заметил признанный отечественный историк Н. М. Карамзин, «бывает следствием прошедшего <.. .> одно другим дополняется <.. .> и в связи представляется мыслям яснее».1 К тому же можно только повторить вслед за П. Я. Чаадаевым, Виссарионом Белинским и многими другими, что история вся-

* Доктор юридических наук, профессор, Московская государственная юридическая академия.

1 Карамзин Н. М. История государства Российского. 5-е изд. СПб., 1845. Кн. III. Приложение 11.

С. X.

234

Проблемы юридического образования

кого народа представляет собой не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей, что содержание исторической жизни составляют идеи, а не одни факты.

На протяжении многих веков человечество развивается в условиях политической организации общества. Можно спорить, является ли политическая система в конечном счете продуктом развития экономических отношений и не есть ли она результат классовой борьбы. История дает свидетельства и того, и другого. Однако бесспорно одно: на формы и структуру политической организации общества, кроме указанных (основных) факторов, оказывала и продолжает оказывать большое влияние идеология соответствующих классов, борющихся групп и их наиболее одаренных представителей. Политическая идеология, обусловленная в итоге процессами, происходящими в социально-экономической области, — это относительно самостоятельная, творческая сила, воздействующая на все стороны общественной жизни. Вследствие этого, помимо изучения процессов экономического развития и гражданской истории, неизбежно обращение и к истории политической мысли.

История политических учений не просто вооружает необходимыми знаниями, она позволяет дать оценку соответствующим идеям и высказываниям в свете общественно-исторической практики. Поэтому учебный курс строится таким образом, чтобы показать борьбу передовой мысли с идеологией, враждебной прогрессу, чуждой праву и справедливости.

Неверно ограничивать значение истории политических учений лишь просветительской функцией. Знание ее необходимо для преобразования и совершенствования существующих политических отношений, оно позволяет находить новые, более верные пути и средства борьбы за установление строя, действительно отвечающего гуманистическим началам общежития.

История идей всегда мобилизуется для решения задач сегодняшнего дня. При этом, как и раньше, при политико-правовом истолковании не только современных идей, рецептов и моделей политико-правового устройства общества, но и учений и проектов прошлого разворачивается настоящая идеологическая борьба. Для введения ее в цивилизованные рамки необходимо совершенствовать преподавание истории политических учений. Важно подчеркнуть практическое значение курса не только для тех, кто принимает непосредственное участие в управлении государственными делами, но и для всех граждан, делающих сознательный выбор в своих политико-правовых ориентациях.

Как правило, интерес к политическим учениям обусловлен напряженностью в политической жизни страны. Задача, однако, состоит в том, чтобы постоянно поддерживать и сознательно направлять этот интерес. В противном случае люди оказываются неподготовленными к соответствующему восприятию тех или иных закономерных преобразований современности. В этой связи необходимо особо обратить внимание на один феномен, на ту своеобразную и не преодоленную веками болезнь, именуемую мисологией. Выражается она в недоверии к об-

-Ф-

В. В. Лазарев

щественно-политическим идеям и соответствующей терминологии, в скептическом отношении к политико-правовым ценностям.

В середине прошлого века было замечено, что «бедствия последней войны, ошеломляющая, сбивающая с толку запутанность послевоенного развития основательно подорвали <...> доверие к разуму, веру в силу всякой мысли, кроме естественнонаучной и практически приложимой, — все остальное кажется уже только словами, пустым умствованием или своекорыстной демагогией».1

«Неудивительно, что в политических делах такие слова, как „демократия'1, „безопасность'1, „оборона11 и „мир11, означают все что угодно, кроме своего подлинного смысла», — это констатирует Дж. Бернал. И продолжает: «Поскольку пустота этих прекрасных фраз была вскоре обнаружена, то место идеализма военного времени занял всеобщий цинизм, открывший путь к фашизму».2 Альбер Камю при вручении ему Нобелевской премии в 1957 г. сказал, что общество пишет слова «свобода» и «равенство» одинаково на тюрьмах и финансовых храмах. Однако «нельзя безнаказанно проституировать слова».

Легче всего было отнести симптомы названной болезни к западному миру. Однако вскоре все могли удостовериться, что поражены ею прежде всего страны социалистической системы. Умные люди тревожились по этому поводу. Поэт Константин Ваншенкин писал: «Перемешано, перемолото и зерно, и его полова. Дорожает на рынке золото. Обесценивается слово». Роберт Рождественский мучился: «Только бы жизнь не увязла в выспренной говорильне. Лишь бы избитой фразой голову не дурили!». Предупреждения звучали в выступлении Е. Евтушенко на Пленуме Правления Союза писателей СССР (апрель 1973 г.) и в выступлении Виктора Астафьева в Останкино (октябрь 1979 г.). Душевным стриптизом назвал Федор Абрамов игру в нравственность и интеллектуализм при забвении о действительных болях и заботах: «.И пора, давно пора повести решительную борьбу с инфляцией, с обесцениванием высоких понятий, вернуть им подлинный смысл и весомость» (Выступление на VII съезде писателей СССР). Власть имущие и те политики, которые этой власти домогались, не обременялись последствиями. Симптомы недоверия к власти и пренебрежения ко всему тому, что произносилось ее устами, переходили все границы. И кто знает, не явилась ли эпидемия этой болезни в СССР одной из причин такого разрушения общественно-политического организма, каковое имело место в ходе развала советского государства. Оставляя ответ на этот вопрос исследователям новейшей истории, и предупреждая возможные недоразумения на этот счет, заметим следующее:

— болезнь эта в первую очередь поражает политическую сферу;

— она способна распространяться на обыденные отношения людей;3

1 Маркиш С. Античность и современность II «Новый мир». 1968. № 4. С. 235.

2 Бернал Дж. Наука в истории общества II ИЛ. М., 1956. С. 594.

3 Предложения о замене слов по причине их «затертости» и неработоспособности звучали неоднократно: «санитарка» — «помощник медсестры», «дворник» — «смотритель двора», «посудомойка» — «оператор посудомоечного цеха», «доярка» — «мастер машинной дойки» и т. д. и т. п.

236

Проблемы юридического образования

-Ф-

— она имеет сугубо социальное происхождение и ведет свое начало от зарождения политико-правовых институтов.

Еще до Рождества Христова Сократ вынужден был предупреждать своих сограждан, дабы те хранили мужество и здравомыслие и не давали сбить себя с толку хитроумным людям, которые в угоду своим устремлениям к власти беспринципно оперировали высокими понятиями. Очень уж легко было вследствие этого всякую мудрость почитать за шарлатанство. Мы-то теперь знаем, что кал-ликлы находятся во все времена и смотрят они на дело так, как Номах в «Стране негодяев» Сергея Есенина: « Старая гнусавая шарманка этот мир идейных дел и слов. Для глупцов — хорошая приманка. Подлецам — порядочный улов». Полагаю, что не устарели в этой связи известные призывы проводить различие между фразами и действительными интересами: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы, тех или иных классов».1 Для России все сказанное имеет особую актуальность. Свидетельств много. Сошлемся только на Василия Федорова:

О, Русь, моя!..

Огонь и дым,

Законы вкривь и вкось.

О, сколько именем твоим Страдальческим клялось!

От мономаховой зари Тобой — сочти пойди —

Клялись цари и лжецари,

Вожди и лжевожди.

Ручьи кровавые лились,

Потоки слез лились.

Все, все — и левые клялись,

И правые клялись.

История политических учений дает историческую оценку идей и в то же время воспитывает уважение, утверждает авторитет исторически оправданных политических и правовых институтов общественной жизни. Разумеется, не в словах заключается дело, но в делах живет слово. Поэтому освоение всего политического наследия позволяет предупредить циничное отношение к светлым идеалам человечества, вызванное злоупотреблениями в словоупотреблении и, возможно,

И мало кого волновало, изменилось ли содержательное наполнение слова. Меньше всего думали об улучшении условий работы людей непривлекательных профессий — главное «задурить» голову сменой вывесок. «Затюканный Апостол» со сцен советских театров предлагал «новые идеи» и новые слова вместо «не убий», «не укради», «не обижай ближнего». Последние не увлекают массу. С ними президентом не станешь.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 47.

В. В. Лазарев

предотвратить антиобщественное поведение, навеянное забвением тех подлинных ценностей, которые скрываются за высокими понятиями.

Возможно именно причинами мисологического свойства обусловлены некоторые негативные оценки истории как науки и, соответственно, как учебной дисциплины. Например, поэт Поль Валери объявил историю самым опасным продуктом, вырабатываемым химией интеллекта, поскольку она оправдывает все, что пожелает и не учит ничему, так как дает примеры всему. Из «уроков истории» можно извлечь любую политику, любую мораль, любую философию. Более того, история «опьяняет народы, порождает в них ложные воспоминания, усугубляет их рефлексы, растравляет их старые язвы, смущает их покой, ведет их к мании величия или преследования и делает нации ожесточившимися, спесивыми, невыносимыми и суетными».1 Конечно, иногда история, говоря словами Шиллера, «вместо того, чтобы служить школой просвещения, должна довольствоваться жалкой заслугой удовлетворить наше любопытство», а иногда та же история знает времена похуже. Уже другой поэт пишет в стихотворении «История»:

Тобой клянясь

Народы одурманивали.

Тобою прикрываясь

Земли грабили!

Тебя припудривали.

И подрумянивали.

И перекрашивали!

И перекраивали!

Но, в отличии от Валери, Роберт Рождественский выражает надежду, что история будет «точнее всяких математик». Только с таким оптимистическим убеждением можно писать историю, историю политической мысли в том числе. Прочитывать же ее следует по возможности бесстрастно, без слез и гнева, пытаясь понять и самих вершителей судеб, и их идеологов.

2. Особенности предмета истории политических и правовых учений. Наименования науки (и вузовского курса) «История политических учений», «История учений о праве и государстве», «История политических и правовых учений» говорят только о том, что в предмет входят учения, рассматриваемые в историческом развитии. Однако требуют пояснения и термин «учения» и, в особенности, термин «политические».

Понятие «политика» и его производные употребляются в научном обороте не всегда однозначно. В советской философской литературе были распространены определения политики, в которых основным содержательным элементом политических отношений называлась борьба классов за определенный способ производства. В том же смысле экономисты говорили о политической экономии как науке об общественно-производственных отношениях людей. Правда, одновре-

1 См.: Моруа А. Литературные портреты. М., 2000. С. 264.

238

Проблемы юридического образования

-Ф-

менно высказывались также соображения, что для политики наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью вообще и любой властной деятельностью. В последние годы многие отечественные ученые пропагандируют политическую науку без вхождения в нее наук о государстве и праве.

Представляется все-таки неоправданным как выведение политики за рамки государственно-правовой сферы, так и ограничение ее внутригосударственными рамками (например, определение политики как «искусства управления государством»). Уже этимология слова «политика» свидетельствует об односторонности и того, и другого взгляда. По-гречески «полис» (государство), «политика» (государственные дела), «политический» (касающийся государства) означали рассмотрение в качестве политики всего, что связано с государственной властью. Конечно, такое понимание политики пришло не сразу. Но если вести речь об оформлении политической науки и связывать этот процесс, например, с Макиавелли, мы вынуждены констатировать трактовку им политики в неразрывной связи с государством. Впрочем, это было свойственно и древним грекам, и древним римлянам.

Политические учения отражают политическую деятельность, обосновывают или, наоборот, отвергают определенное устройство государства, основные его функции и методы властвования. С этой точки зрения нуждаются в корректировке и уточнении выдержанные в марксистском ключе определения политической идеологии как совокупности основных положений и общих идей, выражающих отношение определенного класса к данному общественному строю и его взгляд на исторический процесс в целом. Связь политической идеологии с существованием государства не выделена здесь в качестве основного момента. Но даже такой широкий подход к политике, как марксистский взгляд о политическом господстве классов, у классиков предполагал господство при помощи государственной власти.1 Самым существенным в политике В. И. Ленин считал устройство государства, определяя политику как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».2 «...Политическая сущность какого-нибудь вопроса, — писал К. Маркс, — заключается вообще в его отношении к различным властям политического госу-дарства».3 Политика сопутствует развитию государства и разделяет его судьбу. Вне государства нет, и не может быть, политики.4 Политическая деятельность — это деятельность в связи, по поводу или через посредство государства.

1 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 298; Т. 21. С. 171.

2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 239.

3 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 360.

4 Ни здесь, ни далее мы пока не входим в содержательную характеристику. В последующем мы увидим самые разные ее характеристики, порой прямо противоположные. Читавший лекции в только что образовавшемся Казанском университете немецкий профессор Иоган Христофор Финке определял политику как учение о благоразумии, учение о приличных средствах к достижению какой-нибудь цели. А ироничный французский поэт Поль Валери полагал, что с самого начала политика была искусством мешать людям заниматься тем, что их касается, к чему потом прибавилось искусство принуждать людей выносить решения о том, чего они не понимают.

В. В. Лазарев

239

-ф-

Указание на связь политики (политических отношений) с государством как первостепенный ее признак необходимо в связи с дискуссиями о предмете политической науки и соотношении его с предметом истории политических учений. Разумеется, при изучении политической системы современного общества нельзя ограничиться рассмотрением устройства и деятельности государства. Но, с другой стороны, деятельность политических партий и других общественных образований, равно как и их представителей (общественных деятелей), может быть предметом политической науки только в той мере, в какой указанные организации ведут борьбу за завоевание, упрочение либо использование государственной власти. Современная политология практически полностью открещивается от изучения права. История политических учений, даже если бы она брала своим предметом только учения о государстве, не могла бы игнорировать правовые теории, поскольку всякое государство развивалось в условиях определенного правопорядка, поскольку и само государство, и его законодательство являлись во многом плодом соответствующих идей.

В разные периоды развития политической мысли многочисленные ее представители акцентировали внимание на различных проявлениях политики. Одним важно было показать совершенную организацию государства, другим — осмыслить политику в качестве искусства управления государственными делами в связи с личными качествами отдельных деятелей и т. д. Было замечено, например, что западная политическая наука является, с одной стороны, гипертрофированным, а с другой — усеченным социологическим комментарием конституционного права.

Как бы то ни было, политические учения всегда рассматривали общественные явления применительно к функционированию государства. В этом смысле политические теории прошлого имеют нечто общее с современной политической наукой, даже если последняя и социологизировалась. Было бы неправильно отрицать преемственность в развитии политических учений. Политические учения прошлого, предварительно отфильтровавшись, вошли в ткань политической теории наших дней.

Теории, составляющие предмет истории политических учений, хотя и ставят во главу угла государство, не игнорируют и социальную структуру общества, отношение различных слоев в обществе к государству, роль других общественных образований в управлении государственными делами и т. д. В центре внимания всегда находились такие вопросы как личность и государство, права человека, привилегии групп и сословий, правовые и революционные способы осуществления реформ, политические режимы, соотношение властей, смена форм правления, источники права и т. п. И выражались идеи по-разному — в форме политических мифов и политических трактатов, добротных сочинений и проектов конституций. Разумеется, в прошлом исследования проводились не на том уровне, на каком делает это современная политическая наука. Однако многие работы сохраняют свою «изуминку» до наших дней.

-Ф-

240

Проблемы юридического образования

-ф-

В каждом развернутом учении можно выделить его содержательную часть, в которой дается решение того или иного вопроса (о происхождении государства и права, о смене одной формы правления другой, о конечных судьбах государства и права и т. д.); форму изложения (монография, политический памфлет, законопроект и т. п.); методологическую (мировоззренческую) часть (религиозную, светскую, материалистическую или идеалистическую и пр.); программнооценочную часть, содержащую оценки и выводы (рекомендации) на перспективу. Первая и последняя части наиболее отчетливо могут демонстрировать общечеловеческие или классовые, демократические или клановые, передовые или отжившие социально-политические и собственно правовые ценности.

Распространено мнение, согласно которому от политических взглядов следует отличать правовые теории. Теорию права при этом объявляют наукой юридической, а теорию государства — представляют как социально-политическую науку. Стремление ученых подчеркнуть специфичность исследования проблем государства и правовых вопросов вполне объяснимо, но это разграничение не должно препятствовать изучению социально-политического в праве и, наоборот, юридического (правового) в государстве.

Формально-позитивистским исследованиям государства и права всегда свойственна ограниченность. Весьма сложно представить изучение государственноправовых явлений вне политики. Только естественно-правовое мировоззрение сориентировано на внегосударственные основания. Но коль скоро право — творение государства и один из инструментов осуществления его функций, коль скоро право — это государственная воля, учения о праве несомненно носят политический характер. И даже если не сводить все право к законам, даже если объявлять некоторые законы неправовыми, все-таки без упоминания законов не обходится ни одно представление о праве. О позитивном праве — законодательстве ведет речь и упомянутое естественно-правовое направление. А закон, согласно известной формуле, «есть мера политическая, есть политика». Да и как может быть иначе, если каждый закон рождается в полемике (иногда в бескомпромиссной борьбе) разных политических сил, являя всегда победу одной или другой партии (в редких случаях политический компромисс). Поэтому, в конечном счете, действительно все юридическое в основе своей имеет политическую природу. Поэтому при всех оговорках правильно вести речь о политикоюридических формах общественной жизни вообще, политико-правовой сущности законодательства в особенности, и политико-правовой мысли в частности.

Предмет существующего сегодня курса истории политических учений составляют, помимо сугубо государствоведческих, взятые в историческом развитии преимущественно философские правовые идеи и, в меньшей степени, — догмати-ко-теоретические взгляды юристов. Это одна из особенностей предмета. Здесь прежде всего берутся те теоретические конструкции, в которых затрагиваются вопросы сущности, ценности, роли правовых явлений политической жизни.

Действительно, некоторые правовые теории, в целом или в отдельных своих частях, выполняют сугубо практические функции в области права (теории зако-

-ф-

В. В. Лазарев

241

-ф-

нодательной техники, систематизации нормативных актов и пр.). Однако и эти теории не должны выходить из сферы истории политических учений в той мере, в какой они выполняют определенные идеологические функции. Подлежат освещению и анализу не «юридическо-технические» части этих доктрин, а партийноидеологические выводы, которые за ними следуют, и общетеоретические основания, на которых покоятся данные учения. Пример тому — правовая идеология римских юристов, концепции исторической школы права и др.

Некоторое время назад в юридических вузах в качестве юридической науки изучалась история политических учений. С того времени предмет ее не изменился, но называться она стала историей политических и правовых учений. Некоторым ученым такое наименование кажется более точным и отличающим ее от политической науки. Возможно и так. Однако союз «и» отделяет правовое от политического, что в свою очередь может породить неправильное представление и о политическом. В дореволюционной России самый капитальный курс, подготовленный проф. Б. Н. Чичериным, носил название «История политических учений», но были также и курсы лекций «История философии права».

В предмет истории политических учений входят, прежде всего, концептуально оформленные, более или менее систематизированные, оригинальные взгляды и идеи, заслуживающие наименования «учения». Через призму авторского миропонимания в них отражается, как правило, массовая идеология народов, наций, классов и других общественных образований. Учение отдельного мыслителя является одновременно продуктом эпохи, и познание его наиболее плодотворно в рамках определенной школы, течения и направления в развитии политической мысли.

Учение — первичный феномен историко-философского процесса. Развитие или модификация какого-либо учения в работах исследователей означает формирование школы, а совокупность различных модификаций одного и того же учения, развиваемого разными школами, образует течение. Направление представляет собой совокупность течений (а следовательно, и учений), которые при всех своих расхождениях друг с другом разделяют некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения, основные идеи. Сознавая относительность предлагаемых в науке дефиниций, мы все же считаем возможным их использование в учебном курсе истории политических учений.

Иногда проводят различие между политической теорией и политической доктриной. Первая устанавливает связи между фактами и связь эту можно установить экспериментально. Доктрина же представляет собой совокупность ценностных суждений, суждений мировоззренческих и практических одновременно, но не поддающихся доказательствам.

В предмет курса не входят идеи на уровне обыденного сознания, хотя они могли стать основой для формирования теоретических конструкций того или другого мыслителя. Вместе с тем история политических учений не игнорирует наиболее значимые групповые и массовые идеи, игравшие свою роль в истории (идеи раннего христианства, идеи Реформации, Возрождения и т. д.).

-ф-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

242

Проблемы юридического образования

-ф-

Безусловно, учитывается время и география распространения идей. Учения формировались и продолжали свое развитие в разное время в разных частях света, в разных странах, в условиях разных политических режимов. Строить учебный курс следует с учетом всех перечисленных обстоятельств. Здесь сочетаются портретный, предметный, временной и страноведческий подходы к изложению материала. Весьма уместны и обобщения на уровне эпох, соответствующих типов государства и права.

Каждый из названных подходов позволяет понимать множественность политических доктрин. Разные авторы в разное время, по разным поводам, в разных условиях не могли мыслить идентично. Кроме того, субъективные устремления этих авторов могли быть разными: от желания бесстрастно-математического исследования до откровенно-продажного служения существующей власти. История политических учений проявляет все социальные функции науки:

— познавательную;

— мировоззренческую;

— праксеологическую;

— программную.

Было бы крайне односторонне сводить роль самих политических учений к служению тому или другому классу, к служению власти, и на этой основе отрицать возможность их оценки в категориях истины. В той части, в какой мыслители описывали существующие политические реалии, они могли следовать истинному положению дел или отходить от него, затем они могли давать правильные оценки (соответствующие положению дел) или в угоду кому-либо искажать настоящую картину. Искренние заблуждения и непреднамеренные погрешности в логике суждений, равно как и явный утопизм, также могли быть свойственны авторам. Но курс истории политических учений способен внести ясность и установить истину в понимании соответствующих высказываний.

Не оправдано также и принижение программной функции самих учений и вузовского курса. Такого рода сомнения приходят во времена развала государств, упадка обществ, господства синкретических обстоятельств. Однако это преходяще. Случайное всегда уступает в конечном счете закономерному. А по большому счету предвидения серьезных мыслителей все-таки находили подтверждение в жизни. Их советами не без успеха пользовались сколько-нибудь образованные правители. И если отдельные теории никогда не воплощались в практике, то это не обязательно характеризует их сущность. Кроме того, «еще не вечер». В любом случае, ближе к истине представление истории политических учений в качестве процесса «накопления и трансляции знаний» о государстве и праве.

Традиционно в уяснении предмета данного курса принято разграничивать его с предметами близких учебных дисциплин.

Историю политических учений можно рассматривать как историю теории государства и права.

С историей государства и права связь тоже самая тесная: там историческое развитие самих государства и права (государственно-правовых институтов),

-ф-

-Ф-

В. В. Лазарев

243

здесь — история идей о них. Изучение той и другой возможно только во взаимосвязи.

С отраслевыми юридическими дисциплинами связь прямая, но разной интенсивности. В тех из них, которые выходят на общее политико-правовое устройство (например, конституционное право, административное право), содержатся положения, идентичные по своему предмету тем, которыми располагает история политических учений. Только курс истории политучений излагает эти положения в их возникновении и развитии. Чем дальше отраслевые юридические науки от общеполитических позиций, чем больше в них догматики, техники и естественнонаучного, тем меньше дает им современный курс истории политических учений.

Как любой другой курс, история политических учений связана с философией — этой общеметодологической наукой и определяющей дисциплиной, и с историей философии, которая также содержит фиксацию исторически возникающего и развивающегося общетеоретического знания, концептуально оформленных его конструкций. Но там предмет более общего характера, не специализированный на политике: материя, мироздание, планетарный мир, общество, человек.

В той степени, в какой можно разграничить теорию государства и вообще юридическую науку с политической наукой и с политологией как особым вузовским курсом, следует видеть их связь и особенности предмета истории политических учений. Предмет политологии — политическая система, которая включает четыре органически связанные между собой подсистемы:

— политические организации (структуры);

— политические нормы;

— политические отношения;

— политическую идеологию.

Как убеждаемся, место истории учений в последней подсистеме. Но, в той части, в какой политическая идеология касается государства и права, она образует курс истории политических учений как равнозначный курсу истории учений о государстве и праве. В широком смысле история политучений включает в себя все политологические идеи в полном объеме.

Таким образом, можно сказать, что история политических учений наука одновременно теоретическая, историческая, политическая и юридическая.

3. Методология исследования и методика изучения истории политических учений. Предмет науки непосредственно связан с ее методологией. В зависимости от того, что надлежит изучать, избираются и соответствующие методы анализа и, наоборот, из того, какие методы используются, можно сделать вывод о результатах и пределах исследования. Наряду с общенаучными методами, история политических учений имеет свои, только ей присущие методы исследования. В качестве таковых можно назвать:

-Ф-

хронологический;

проблемно-теоретический;

244

Проблемы юридического образования

-ф-

— портретный;

— страноведческий.

В качестве специфического можно также назвать контекстный метод исследования. Он ориентирует и даже требует рассматривать каждое учение в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли — в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития. С более широких позиций уместно обратить внимание на системный подход, который уже выходит за рамки контекстного и используется фактически во всех науках.

Специфическим методом является ценностный (праксеологический) подход к изучению политических учений. И здесь производится прежде всего оценка учения на предмет его отношения к государству и праву. Учения бывают разными: от апологетических до напрямую отрицающих необходимость государства и права. Последние были реакцией на отчуждение государства и права от общества. Служение государства одному тирану или кучке правителей, публично пренебрегающих интересами народа, заставляло оценивать государственно-правовые институты в категориях их полезности и необходимости вообще. Мы же, соответственно, оцениваем обоснованность учений применительно к обстоятельствам места и времени, выявляем ценностное их содержание: в какой степени они отражают общечеловеческие ценности, и в какой — классовые или единоличные интересы.

Признавая актуальность вопроса о частных и специфических методах исследований применительно к истории политических учений, необходимо, тем не менее, сосредоточить внимание на основных требованиях общих методов.

Всеобщими являются четыре метода: материалистический и идеалистический; метафизический и диалектический.

Материалистический метод в истории политических учений требует рассмотрения идей и их движения в зависимости от объективных факторов человеческого бытия, от обстоятельств, находящихся вне сферы сознания человека, а, в конечном счете, как того требовал марксизм, от состояния экономического базиса и положения общественных классов. Марксизм представляет развитие общества как естественно-исторический процесс, где рост производительных сил обусловливает, в конечном счете, смену одной общественно-экономической формации другой. Соответственно этому развиваются идеи. Вместе с тем признавалось значительное влияние на политические учения других факторов общественного развития: «Пытаться вывести идеологию непосредственно из экономического строя, останавливая внимание только на экономике и классовой сущности взглядов и игнорируя ряд других моментов, обусловливающих характер и содержание идеологии, — значит вульгаризировать и упрощать исторический материализм».1 На-

-Ф-

1 Кечекъян С. Ф. Методологические вопросы истории политических учений II «Вопросы философии». 1962. № 2. С. 90.

В. В. Лазарев

245

-ф-

пример, в основе значительного распространения в крепостнической России идей исторической школы права лежит сходство экономических и социальных условий развития России и Германии, которая явилась родиной названной школы. Но следует принять во внимание и то, что первыми профессорами права в российских университетах были немецкие ученые, которые способствовали внедрению определенного образа мышления.

Материалистический метод не отрицает обратное воздействие политических учений на все стороны общественной жизни, в том числе и на экономику. Примеров тому достаточно много: значение идей эпохи Возрождения, периода буржуазных революций и т. д. Большим оказалось революционизирующее влияние марксистской политической мысли. Известны и такие случаи, когда политическая идеология тормозила социально-экономическое развитие. Особенность политической идеологии — известная «живучесть»: она способна оказывать воздействие спустя долгое время после того, как отмерли базисные отношения, ее породившие. Причем неправильно было бы полагать, что это воздействие обязательно должно быть отрицательным. Например, революционными идеями раннего христианства впоследствии не раз вдохновлялись массы в своей справедливой борьбе против несправедливых режимов.

Относительная самостоятельность политической идеологии проявляется также в несовпадении гражданской истории, и даже истории государства и права, с учениями о них. Подчиняясь собственным закономерностям развития, некоторые учения зарождаются раньше и гибнут позднее соответствующих институтов и учреждений. Тем не менее требуется, чтобы политические идеи и доктрины изучались вместе с определенными политическими и юридическими учреждениями. Без этого нельзя полностью раскрыть материальные источники идей и их социальную роль. С другой стороны, исследование политической мысли на фоне социально-политической практики облегчит исследование и познание самих государственно-политических институтов и учреждений. Здесь обнаруживается определенная связь и соотношение между историей политических учений и остальными политико-правовыми науками.

Идеалистический метод сориентирован на поиск источника всяких идей и учений вне материальных условий жизни людей. При этом субъективный идеализм видит эти источники в сознании или подсознании человека, а объективный идеализм считает их данными объективно (применительно к человеку даже до его рождения) и часто обращен к Богу. Последнее есть предмет исключительно веры и не поддается рациональному осмыслению. Что же касается субъективного идеализма, то его трудно отвергать, поскольку некоторые идеи озвучивались задолго до созревания их материальных предпосылок, являли собой озарение отдельных людей, их прозрение, их интуицию. Идеалистический подход к пониманию идеологии плодотворен, если отыскивается источник отдельных идей. Но когда анализируются учения политической мысли, ее школы, течения и направления, приходится обращаться к внешним условиям жизни людей и, в конечном

-ф-

246

Проблемы юридического образования

-ф-

счете, роль материальных факторов, в том числе производственных отношений, окажется преобладающей.

Метафизический подход господствовал в давние времена. Он утверждал неизменность, вечность идей, раз навсегда установленных истин. Сегодня его влияние преодолено. От него в большой мере отказывается даже церковь. Идеи возрожденного естественного права, как мы убедимся в дальнейшем, даже в теологическом варианте признают развитие мысли, последовательное движение к истине. Впрочем, при тщательном анализе и при соответствующих оговорках этот метод может оказаться не столь вреден и его с пользой можно использовать в интерпретации некоторых политико-правовых институтов. Достаточно сослаться на неизменность неотъемлемых прав человека. Они базируются на неизменных ценностях человеческой жизни. Пока. Клонирование человека, общение с обитателями других миров и т. д. может развить и эти ценности, но на определенное время станут неизменными другие.

Диалектический метод имеет превосходство над метафизическим. Нет вечных, неизменных политических идей. Диалектический метод требует рассматривать их развитие как движение по спирали от низших представлений к высшим в рамках действия закона отрицания отрицания, как объективно обусловленное поступательное движение к пониманию сущности идей о государстве и праве. Одни идеи приходят на смену другим (отрицают другие, вбирая кое-что от отрицаемых), а потом и сами уступают место новым. История политических учений в ее реальном историческом бытии есть не что иное, как процесс познания истинной природы государственно-правовых институтов. Процесс этот, имеющий свои ступени, как правило, протекает через борьбу идей отживших и нарождающихся, прогрессивных и реакционных, клановых и массовидных, авторитарных и демократических и т. д. Весьма популярны утверждения, будто одни идеи повторяют другие в замкнутом круге. Эти иллюзии основаны на том, что многие учения являются отражением одних и тех же общечеловеческих ценностей и самого человека. Однако гуманизацию политической идеологии со времени рабовладельческого и феодального строя вряд ли кто-либо отважится отрицать. Кстати, нельзя не видеть в этом заслуг марксизма, побудившего западные государства выводить политическую теорию и практику за рамки эксплуататорского образа мышления, поднимать ее на качественно новую ступень развития. Тот факт, что марксистское учение возникло как отрицание эксплуататорской сущности государства и права, а само оно преодолевалось теориями социального и правового государства, есть свидетельство движения мировой цивилизации в духовной сфере, и лишний раз подтверждает действие закона отрицания отрицания.

Изучение политических теорий предполагает уяснение источников их развития. Было бы упрощенчеством и схематизмом ограничиваться анализом процессов, происходящих в сфере производительных сил и производственных отношений. Смена политических режимов и форм также не всегда объясняет историю политической мысли. Те и другие факты всегда имеют значение лишь

-ф-

В. В. Лазарев

247

-ф-

в главном, существенном и только в конечном счете. Законы диалектики ориентируют на отыскание внутренних источников развития любого явления, в том числе политической идеологии. Таким источником в данном случае является борьба противоречивых сторон и тенденций самих государственно-правовых учений.

Диалектический подход требует рассматривать развитие идей в их взаимосвязи и в обязательной связи с иными факторами. В первую очередь — с теми институтами, которые являются предметом этих идей, с государством и правом вообще, с политикой в особенности.

Общие методы включают в себя исторический подход к оценке соответствующего направления или школы, равно как и отдельных политических идей. Учение Макиавелли, изложенное им в «Князе», имело прогрессивное значение в условиях современной автору Италии. Естественноправовые идеи играли прогрессивную роль в эпоху первых буржуазных революций, но получили совершенно иное звучание при возрождении их в начале XX в. Было бы искажением истории замалчивание прогрессивной роли и влияния буржуазных идеологов только потому, что их идеи уже утратили то политическое значение, какое они имели в борьбе с феодализмом, и столь же большой изменой историзму было бы замалчивание влияния марксистских идеологов в борьбе с пороками дикого капитализма. Рассмотрение исторических идей в свете современности и, напротив, — современных в свете истории — таково требование исторического метода.

Конкретно-исторический подход обнаруживает разное содержание одних и тех же понятий, употребляемых идеологами противоположных направлений, что не должно мешать пониманию сущности учения в целом. Республиканец Руссо не отрицал монархии как формы правления, но его «монархия» существенно отличалась от того идеала, который рисовал, скажем, Боден или некоторые другие защитники королевской власти. В современных условиях многие политические партии имеют своей программной целью установление и упрочение парламентской республики. Между тем, некоторые европейские монархические государства дают иногда не меньше примеров демократии, чем славная своими республиканскими идеями Франция.

Конкретно-исторический подход дает представление о конкретных авторах идей, обстоятельствах появления идей, конкретных интересах, стоящих за этими идеями и т. д. Но нельзя упустить теоретическую сторону вопроса. Общеметодологический, гносеологический момент переживает конкретику и часто создает имя мыслителю.

Конкретно-историческое исследование учитывает диалектику общего, особенного и единичного в политических учениях различных авторов, вскрывает коренную противоположность во взглядах идеологов разных партий и разных направлений. Только на этой основе обнаруживаются закономерности развития идей, устанавливаются связи того или иного учения со всеми сторонами социальной жизни данной эпохи. Крылатое выражение «Новейшая философия так же

-ф-

248

Проблемы юридического образования

-ф-

партийна, как и две тысячи лет тому назад»1 не утратило своего значения. Хотя, разумеется, имеют место компромиссы, наблюдаются, как и прежде, попытки встать над борющимися партиями и их идеологиями. Если это удачные попытки, то им суждено оформиться в самостоятельные политические движения (партии). А далее все как обычно — по кругу, на новом витке идеологического противостояния.

Всматриваясь в политико-правовую систему взглядов конкретного общества конкретного периода, можно увидеть картину социального расслоения, классового строения и политического устройства общества. Однако отражение будет и неполным, и расплывчатым. А если рассматривать взгляды отдельных представителей того или другого слоя, той или другой партии, той или другой подсистемы государственного устройства и т. д., то и вовсе можно ошибиться. Ошибочно, например, рассматривать всякое указание на принадлежность мыслителя к определенному классу, как непременно положительную или отрицательную оценку его идей. Этим часто грешили. Между тем выходцы из самых реакционных кругов могли пропагандировать весьма прогрессивные идеи, пусть это и было исключением из правила. Задача всегда состояла в том, чтобы раскрыть: что именно хотел выразить, к чему субъективно стремился мыслитель; что объективно выразили его высказывания, каково общественное значение высказанных им мыслей. Личностные характеристики отойдут на второй план.

Б. Спиноза, например, будучи выходцем из буржуазии и по большому счету представителем буржуазной идеологии, отнюдь не стремился отстаивать корыстные интересы своего класса, и неоднократно заявлял о своем стремлении математически, объективно изучить природу человека и созданные им учреждения. История знает многих авторов, которые совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, предлагали совершенно утопичные преобразования, искренне заблуждаясь в возможностях их проведения; совершенно не замечавших, а порой и объективно не имея возможности заметить, что существующий строй, установившийся политический порядок коренится в непреодолимых закономерностях общественного развития. Прочитывая первоисточник по истории политических учений, приходится разграничивать познавательную и идеологическую функцию предлагаемой теории. Но еще в большей степени приходится задумываться о политической функции сформировавшихся школ и направлений в рамках общей истории политической мысли. Таким образом, приобретает самостоятельное значение в познавательной деятельности не только исторический, но и политический подход.

Политический подход в советской науке отождествлялся с партийностью. В той мере, в какой партийность понималась как необходимость подходить к вопросу объективно, — она вне критики. Ее можно поддержать даже и в том, чтобы смотреть на учения с позиций передовых в обществе сил, с позиций гума-

-Ф-

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 380.

В. В. Лазарев

249

-ф-

нистических принципов, определявших непримиримое отношение к враждебной делу мира и прогресса идеологии. Но принцип партийности был справедливо отвергнут в том содержании, в каком он не допускал даже знакомства с непартийной идеологией; в каком он провозглашал истиной в последней инстанции идеологические постулаты, выраженные в последних партийных решениях; в каком он под флагом борьбы с ревизионизмом опирался на метафизическую интерпретацию установившихся догм.

Оценивая теорию того или иного мыслителя, следует помнить, что «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками».1

Определиться в том, что суть новое в политико-правовой мысли, а что повторение ее задов — гораздо проще, чем сойтись во мнении относительно прогрессивности и реакционности теории, относительно ее полезности или вредности, необходимости негативной или позитивной ее оценки. Показателен в этом отношении пример оценки В. И. Лениным творчества Льва Толстого: «Учение Толстого безусловно утопично и, по своему содержанию, реакционно в самом точном и в самом глубоком значении этого слова. Но отсюда вовсе не следует ни того, чтобы это учение не было социалистическим, ни того, чтобы в нем не было критических элементов, способных доставлять ценный материал для просвещения передовых классов».2

Невозможно было бы убедить сегодня сторонников ненасильственной теории преобразования общества в реакционности учения Льва Толстого. Это трудно было бы сделать вообще. Не бесспорно и утверждение об утопичности его идей. Скорее реакционными оказались идеи насильственного ниспровержения существующего строя в России, скорее утопичными оказались прогнозы насильственного построения нового мира на основании насильственно разрушенного старого. Однако тот подход, согласно которому в любых учениях можно найти «ценные зерна», должен определять наше отношение ко всяким учениям о государстве и праве. К сожалению, именно это и трудно достижимо в действительности, поскольку всякий властвующий мировой правопорядок решительно отвергает отличный от него. Кто, например, из представителей господствующего христианского вероучения, и даже из светских политиков, задается вопросом позитивных сторон исламистской фундаменталистики. Между тем и в материалистическом, и в идеалистическом, как в светском, так и в религиозном, как в автократическом, так и в демократическом миропонимании имеет место отражение, часто в смещенном виде, определенных аспектов реальной действительности.

Обязательно следует иметь в виду связь и соотношение истории политических учений с историей государства и права, а также с общей теорией государства и

-Ф-

1 Там же. Т. 2. С. 178.

2 Там же. Т. 20. С. 103.

250

Проблемы юридического образования

-ф-

права не только в плане их предмета, но и метода. История политических учений входит в группу теоретико-исторических правовых наук. Исследуя политикоправовые идеи в их хронологической последовательности, она, как и история государства и права, пользуется историческим методом. Однако, имея своим предметом государственно-правовые учения, а не государственно-правовые институты и учреждения, она пользуется почти в равной мере логическим методом исследования, который характерен уже для общей теории государства и права. Таким образом, с точки зрения некоторых особенностей метода исследования, история политических учений помещается между историей государства и права и общей теорией государства и права. Одни и те же политико-правовые теории могут быть предметом как истории политических учений, так и общей теории государства и права, что уже предопределяет тесную связь (в предметном и методологическом отношении) той и другой научных дисциплин.

Диалектический подход ориентирует на особого рода методику изложения и изучения материала. Так, учитывая диалектическое соотношение общего, особенного и единичного, резонно сочетать портретный метод освещения материала с предметным, и тогда изучение идей отдельного мыслителя (в отдельном всегда присутствует общее, отдельное всегда богаче общего) помогает правильней и полнее понять то направление политической мысли, которое он представляет.

Аналогично можно рассуждать и об изучении политической мысли отдельной страны. Причем в силу языковых и иных обстоятельств своя страна в большей степени подвластна пониманию. Вместе с тем, нельзя понять ее в отрыве от мировой цивилизации. С другой стороны, нет такой страны, которая бы не внесла в сокровищницу политической и правовой мысли чего-то своего. В качестве особенного в данном случае может выступить регион, материк, часть света и т. д.

В свете названных категорий следует изучать также развитие учений во времени. Уместен своего рода дискретный подход. Учения одни в конкретно обозначенное историческое время, по особенному иные в строго определенный отрезок времени, и другие во вневременном свете. Самая высокая ступень абстракции достигается тогда, когда учение рассматривается вне времени и пространства, вне привязки к его творцам и носителям. Понятия «чистого» разума, «чистого» учения права и т. п. имеют хождение до настоящего времени.

В свете сказанного можно допустить не только исторический подход с его историчностью истины, но и так называемый релятивистский подход, согласно которому всякая истина относительна.

Признавая относительность политических и правовых истин, можно ли отдавать предпочтение какому либо учению, можно ли рекомендовать учащемуся примыкать к определенному направлению политической мысли? И вообще стоит ли осваивать то, что не имеет абсолютной ценности?

Представляется, что именно по этой причине и надо учить: в меняющемся мире, в вихре политических баталий определиться в своей карьере, выжить и дос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-ф-

В. В. Лазарев 251

тичь хороших результатов можно лишь со знанием дела. Точнее — с умением полученные знания видеть в свете данной ситуации и использовать применительно к данным обстоятельствам. Они становятся в таком случае абсолютно истинными. Не могут не импонировать в этой связи суждения Инессы Арманд, адресованные своей дочери Инне, вознамерившейся в юношестве примкнуть к марксизму: «Оригинальность же простых смертных выражается не в том, что они изобретают совершенно новые идеи, а в том, что между существующими они умеют делать сознательный, критически обдуманный выбор <...> плохо только то, если ты к нему примыкаешь без критики, не продумав его, не сравнив его с другими миросозерцаниями, не сделав, одним словом, сознательного выбора».1

Всякая теория, всякое учение, в той мере, в какой они отвечают на вопрос, как понимать такие политические явления, как государство и право, являются методологическими, образуют методологию исследования государства и права. Во всех ее аспектах: общемировоззренческом, познавательном, оценочном. Наиболее значимые учения вышли на уровень общефилософских методов и имеют свое продолжение (неокантианство, неогегельянство и др.). Курс истории политических учений — одновременно и курс истории методологии государства и права.

1 Комсомольская правда. 8 марта 1966 г.

ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРИСЫЛАЕМЫМ В ЖУРНАЛ

Авторы присылают в редакционную коллегию:

1. Текст статьи, набранный в программе Word в формате файла с расширением doc., на магнитном носителе.

Текст статьи в электронном наборе может быть выслан в редакционную коллегию по адресу электронной почты, при этом одновременно высылается справка об авторе (соавторах).

При наборе необходимо соблюдать следующие требования: сквозная нумерация страниц; сквозная нумерация сносок; сноски оформляются в соответствии с действующим ГОСТом.

2. Текст статьи на бумажном носителе.

Статья на бумажном носителе должна быть подписана автором (соавторами).

3. Справку об авторе (соавторах) с указанием фамилии, имени, отчества, ученой степени, ученого звания, основного места работы, должности, домашнего и служебного адресов и телефонов, адреса электронной почты.

Авторский оригинал статьи представляется в редакционную коллегию в двух идентичных вариантах: на бумажном носителе и в электронном наборе.

Если статья одновременно направляется или была направлена и другое издание, либо была уже опубликована ранее, автор обязан сообщить об этом в редакционную коллегию.

В случае несоблюдения настоящих требований редакционная коллегия вправе не рассматривать рукопись.

Редакция оставляет за собой право вносить редакционные (не меняющие смысла) изменения в авторский оригинал.

При передаче в журнал рукописи статьи для опубликования презюмируется передача автором права на размещение текста статьи на сайте журнала в системе Интернет.

Гонорар за публикации не выплачивается.

Редакционная коллегия:

196605, Санкт-Петербург, Пушкин,

Санкт-Петербургское шоссе, 10 e-mail: lenjurmag@mail. ru

ЛЕНИНГРАДСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА

-Ф-

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина основан в 1992 г., имеет государственную аттестацию и аккредитацию и осуществляет образовательную деятельность по 63 программам высшего, послевузовского, среднего профессионального и дополнительного образования. Вуз имеет филиалы в Бокситогорске, Кингисеппе, Норильске, Дудинке, Магадане, представительства в Москве и Ярославле.

В состав университета входят 13 факультетов:

— естествознания, географии и туризма;

— иностранных языков;

— искусств;

— истории и социальных наук;

— коррекционной педагогики и специальной психологии;

— математики, физики и информатики;

— психологии и педагогики;

— физической культуры и спорта;

— филологический;

— философии и культурологии;

— химико-технологический;

— юридический;

— экономики и инвестиций.

В университете функционирует 40 кафедр: 36 из них на факультетах и четыре межфакультетские (педагогики, психологии, философии и социологии, иностранных языков).

Приоритетное направление в деятельности университета — подготовка специалистов для предприятий и учреждений Ленинградской области, в том числе для сферы образования. Университет активно содействует трудоустройству выпускников, способствует их профессиональному росту, принимает участие в повышении их квалификации.

Открыты новые направления в подготовке студентов по следующим специальностям: юриспруденция, изобразительное искусство, дизайн, прикладная информатика в экономике, химическая технология неорганических веществ, клиническая психология, лингвистика и межкультурная коммуникация, социальнокультурный сервис и туризм.

Высокое качество подготовки специалистов осуществляет профессорско-преподавательский состав университета (более пятисот преподавателей и научных сотрудников), 64,8% которых имеют ученую степень и звание, в том числе 16,6% — доктора наук.

Инфраструктура университета включает здания учебного, учебно-лабораторного и административного назначения, вспомогательные помещения, общежития для проживания студентов и сотрудников, санаторий-профилакторий. Материально-техническая база университета интенсивно развивается. Имеется

-ф-

высокопроизводительная структурированная кабельная сеть с оптоволоконными линиями связи, выход в Интернет, функционируют 26 компьютерных классов. Количество персональных компьютеров составляет более 500 единиц.

При университете работает центр повышения квалификации. В практику его работы внедрены сложившиеся традиционные и инновационные формы: курсы профессиональной переподготовки; годичные курсы повышения квалификации; краткосрочные курсы повышения квалификации; проблемные курсы и семинары; авторские курсы и семинары; Школа Молодого Учителя .

Работают три диссертационных совета по шести специальностям в области педагогики, психологии, истории, философии.

Научно-техническая библиотека университета, насчитывающая более 650 000 книг, брошюр, периодических изданий, оснащена персональными компьютерами.

Успешно развивается международная деятельность университета — сложились партнерские связи с Педагогическим институтом г. Фрайбурга, Институтом немецкого языка г. Маннгейма (Германия), Мичиганским университетом (США), заключено соглашение о сотрудничестве с Балтиморским университетом (США). ЛГУ имени А. С. Пушкина приглашает с лекциями ведущих ученых из-за рубежа. Лучшие студенты и аспиранты ежегодно получают стипендии различных научных фондов и проходят стажировки в университетах Германии, Франции и США.

Ректор университета — Скворцов Вячеслав Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заслуженный учитель школы Российской Федерации, автор более 70 научных трудов, среди которых монографии, учебники, учебные пособия, член Коллегии Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Организация учебного процесса в ЛГУ имени А. С. Пушкина полностью соответствует требованиям классического университета.

Наш адрес: Россия, 196605, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Телефон: (812) 466-65-58;

Факс: (812) 466-49-99 E-mail: [email protected]

-Ф-

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 3 (4)

Редакторы Т. Г. Захарова, С. Ю. Крицкая Технический редактор А. А. Беляева

Главный редактор издательства О. Л. Новикова Корректор Н. В. Малышева Компьютерная верстка Р. К. Скрипник

Подписано в печать 00.00.2005. Формат 70x100 !/16 Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Уч.-изд. л. 16,5. Тираж 1000 экз.

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ООО «Невская жемчужина». 194044, Санкт-Петербург, Чугунная ул., 22. Заказ № 87

Издательство «Альянс-Архео»

-Ф-

ЗАВОД ИМ. ВЛ. КЛИМОВА РСКсМиГ»

-Ф-

ФГУП «Завод им. В. Я. Климова» ФГУП «РСК «МиГ» — один из ведущих разработчиков авиационных двигателей в России и за рубежом.

История фирмы насчитывает более 90 лет. Основанное в 1914 г. как АО «Русский Рено», предприятие быстро накопило опыт создания двигателей и вскоре успешно приступило к собственным разработкам. В годы Великой Отечественной войны здесь разрабатывались моторы для истребителей «Як» и пикирующих бомбардировщиков. После Победы на заводе разрабатывались уникальные силовые установки для самолетов, вертолетов, ракетной и бронетанковой техники. За последние годы создано более 50 различных двигателей, которые были запущены в производство на десятках российских и зарубежных моторостроительных заводах. Многие моторы стали мировыми лидерами в своем классе. В настоящее время 95% российских вертолетов малой и средней грузоподъемности (27% мирового вертолетного парка) оснащены двигателями марки «Климов» и эксплуатируются в 80 странах мира — в Азии, Африке, Америке и Европе.

Сегодня ФГУП «Завод им. В. Я. Климова» — это современное высокотехнологичное предприятие. Разработки фирмы не уступают лучшим мировым аналогам и высоко оцениваются профессионалами как в России, так и за рубежом. Особое внимание уделяется эксплуатационной надежности двигателей, их долговечности и соответствию современным потребностям рынка. На предприятии сложилась мощная инженерно-конструкторская школа, активно привлекаются молодые кадры.

Фирма является уникальным для России предприятием, которое одновременно занимается несколькими направлениями деятельности в области газотурбо-строения: вертолетные двигатели, турбовинтовые, реактивные двигатели для боевых самолетов, наземные силовые и энергетические установки. В настоящее время усиленно развивается новая область деятельности: создание и производство собственных систем автоматического управления двигателями (САУ) типа БАОБС на основе разработки и внедрения электронных систем управления (БАРК).

ФГУП «Завод им. В. Я. Климова» осуществляет производство и капитальный ремонт вертолетных двигателей на самом современном оборудовании с применением новейших технологий, а также сопровождение эксплуатации авиатехники собственной разработки на всех этапах жизненного цикла.

ФГУП «Завод имени В. Я. Климова» — это техника для тех, кто ценит надежность, долговечность, экономичность и передовые технологии, для компаний, которые стремятся быть лучшими в своей области.

-ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.