УДК 338.433; 348.48
DOI 10.18413/2075-4671 -2019-43 -4-362-374
КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПЕРМСКОГО КРАЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
RESORT AND RECREATIONAL SYSTEM OF PERM REGION AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR CONSUMER MARKET DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES OF THE REGION
М.С. Оборин M.S. Oborin
Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет
им. Г.В. Плеханова», Россия, 614070, г. Пермь, ул. бульвар Гагарина, 57; ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»,
Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет
им. ак. Д.Н. Прянишникова», Россия, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23; ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Россия, 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26-А
Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch, 57 Gagarin Boulevard St, Perm, 614070, Russia; Perm State National Research University, 15 Bukireva St, Perm, 614990, Russia; State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, 23 Petropavlovskaya St, Perm, 614990, Russia; Sochi State University, 26-A Sovetskaya St, Sochi, 354000, Russia
E-mail: recreachin@rambler.ru
Аннотация
В статье рассматриваются особенности региональных курортно-рекреационных систем и их влияние на преобразование социально-экономического пространства сельских территорий на основе развития потребительского рынка. Курортная специализация положительно влияет на повышение качества жизни населения сельских территорий, способствует решению социально-демографических проблем и привлекает дополнительные финансовые ресурсы. Целью исследования является выявление влияния курортно-рекреационной системы на развитие потребительского рынка. Положительный эффект может быть связан с расширением предложения в сфере услуг, которое будет оказывать влияние на рост их количества и разнообразия в сфере санаторно-курортного комплекса, транспорта, питания, досуга. Оптимизация использования природно-ресурсного потенциала курортно-рекреационных систем должна учитывать уровень развития санаторно-курортного комплекса отдельно взятой территории и его способность удовлетворить растущие запросы потребителей. В исследовании показана значимость соотношения цены и качества лечебно-оздоровительных услуг для потребителя, необходимость учета параметров спроса при развитии рынка лечебно-оздоровительных услуг сельских территорий региона.
Abstract
The article discusses the features of regional resort and recreational systems and their impact on the transformation of socio-economic space of rural areas based on the development of the consumer market.
Resort specialization has a positive impact on improving the quality of life of the population of rural areas, contributes to the solution of socio-demographic problems and attracts additional financial resources. The aim of the study is to identify the impact of the resort and recreational system on the development of the consumer market. The positive effect may be associated with the expansion of the supply of services, which will have an impact on the growth of their number and diversity in the sphere of sanatorium-resort complex, transport, food, leisure. Optimization of the use of natural resource potential of resort and recreational systems should take into account the level of development of the Spa complex of a particular territory and its ability to meet the growing demands of consumers. The resort and recreation system is an effective mechanism for the development of the consumer market, as it influences the formation of proposals for services in various activities: catering, excursions, transport and logistics. The study shows the importance of the ratio of price and quality of health services for the consumer, the need to take into account the parameters of demand in the development of the market of health services in rural areas of the region. The assessment of resort and recreational systems of rural territories of Perm Krai promotes the choice of strategic directions of application of natural medical resources in activity of the profile enterprises taking into account tendencies of consumer demand. An important technology for assessing and stimulating demand for health services is to conduct systematic studies of customer satisfaction and loyalty. The reasons that affect these parameters are studied. One of the main reasons for tourism is the desire to get quality rest and entertainment services at the resort. Impressions, positive emotions and feelings affect the final assessment of the quality of rest. The study showed that the most preferred is a long-term treatment, some services do not correspond, in the opinion of the consumer price policy resorts.
Ключевые слова: Пермский край, курортно-рекреационная система, сельские территории, лечебно-оздоровительная услуга, потребительский рынок, санаторно-курортный комплекс, потребительский спрос.
Key words: Perm region, resort and recreational system, rural areas, medical and health service, consumer market, sanatorium and resort complex, consumer demand.
Введение
Сельские территории являются объектом государственного управления, поскольку обладают разнообразным природно-ресурсным потенциалом, позволяющим развивать не только сельскохозяйственную специализацию, но и альтернативные виды деятельности. В некоторых нормативно-правовых документах понятие «сельская территория» рассматривается как территория сельских поселений и соответствующих межселенных территорий [Концепция устойчивого развития ..., 2010]. Проблема развития сельских территорий затрагивается в законах, посвященных устойчивому росту и модернизации сельского хозяйства [О мерах ..., 2016; Федеральная научно-техническая программа ..., 2017]. В данных нормативно-правовых актах акцент сделан на инновационную и кадровую политику, решение социально-экономических проблем, инфраструктурное развитие.
Несмотря на значимость стратегического управления развитием сельских территорий, в отечественной и зарубежной практике выявлены объективные проблемы и ограничения их устойчивого роста, которые связаны с деградацией или отсутствием материально-технической производственной базы, сложной социально-экономической ситуацией, низким уровнем жизни населения. В связи с этим необходима последовательная реализация системных мер по улучшению инвестиционного климата и оптимизации использования ресурсного потенциала. Значимым направлением улучшения сложившейся ситуации в сельских территориях является развитие потребительского рынка и сферы услуг.
Основным содержанием определения потребительского рынка является территориальная основа взаимодействия продавцов и покупателей, качество развития товарно-денежного обмена, уровень удовлетворенности населения в приобретаемых услугах, товарах. Механизмы развития потребительского рынка основываются на преимуществах территорий и формировании специализации, имеющей положительный социальный и коммерческий эффект.
Сфера услуг становится важным фактором стратегического развития государства и в настоящее время испытывает влияние макроэкономических и геополитических факторов. Ряд преимуществ нематериальных видов экономической деятельности позволяет ей более успешно адаптироваться к кризисным явлениям внешней среды: низкие затраты на диверсификацию, универсальность компетенций основного персонала, гибкая оптимизация основных видов деятельности с учетом сокращения объема продаж. Стратегические ориентиры экономики и социальной политики сельских территорий опираются на различные виды услуг, поскольку это позволяет повысить привлекательность региона, привлечь дополнительные финансовые ресурсы и обеспечить занятость трудоспособной части населения.
Важным элементом потребительского рынка является сфера услуг, направленность которых формируется с учетом природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала. Природные лечебные ресурсы способствуют развитию курортно-рекреационных систем и услуг лечебно-оздоровительного туризма. Рассмотрим влияние курортно-рекреационных систем на преобразование социально-экономического пространства и рынка сельских территорий.
Территории с курортно-рекреационной специализацией выполняют разнообразные функции, связанные с повышением качества здоровья, улучшением социально-демографических показателей населения, положительно влияют на организацию досуга и отдыха различных групп населения. Выполнение экономических функций способствует инфраструктурному развитию и росту занятости, повышению налоговых платежей в местные и региональный бюджеты.
Влияние лечебно-оздоровительных услуг на медико-демографические характеристики местного населения и отдыхающих подтверждено результатами исследований. Использование в процессе лечения природных лечебных факторов дает возможность значительно усилить результативность оздоровления граждан и уменьшить расходы на оплату больничных на 15 % [Оборин, 2015]. Значение лечебно-оздоровительного туризма в улучшении качества жизни населения отражено в многочисленных научных публикациях.
Услуги предприятий санаторно-курортного комплекса способствуют укреплению здоровья населения путем предоставления лечебно-оздоровительных и рекреационных процедур, направленных на улучшение здоровья, восстановление, реабилитацию и отдых человека на основе применения природных лечебных ресурсов. В российской науке в исследовании эффективности санаторно-курортных услуг выделим ряд научных направлений. В работе Д.И. Асланова [2012] охарактеризованы особенности и содержание санаторно-курортной деятельности, А.М. Ветитнев и А.А. Торгашева [2013] определили основные свойства и характеристики СКУ, закономерности формирования санаторно-курортного продукта, сервисный характер деятельности здравниц. Ученые А.Н. Разумов [2015], Н.Б. Коржачкина [2012], О.А. Никитина [2012] считают, что санаторно-курортная услуга - это современный и доступный способ для населения получить высокотехнологичную медицинскую помощь. Научный анализ показателей восстановительной медицины свидетельствует о том, что санаторно-курортное лечение вносит значительный вклад в решение главных задач здравоохранения по уменьшению заболеваемости и ранней смертности, профилактике болезней, сохранению и укреплению здоровья, медико-социального восстановления больных и инвалидов.
Развитие рынка санаторно-курортных услуг обеспечивает значительный синерге-тический эффект в экономике и социальной сфере, способствует качественному улучшению социально-демографических показателей. Потребительский рынок развивается в нескольких направлениях: расширяется туристско-рекреационное предложение, становится разнообразным перечень лечебно-оздоровительных и диагностических процедур, формируется многофункциональная инфраструктура сельских территорий, связанная с услугами размещения, питания, досуга.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования является Пермский край как регион с большим количеством сельских территорий, обладающих разнообразными курортно-рекреационными ресурсами и развитым санаторно-курортным комплексом.
Рынок санаторно-курортных услуг сельских территорий Пермского края в качестве объекта изучения выбран по нескольким причинам. Пермский край знаменит традициями в сфере санаторно-курортной деятельности, основывающимися на комплексном подходе к применению природных лечебных ресурсов Прикамья и различных рекреационных ресурсов, а также использованием современных медицинских технологий.
Приволжский федеральный округ в 2018 году занимал третье место в Российской Федерации по рейтингу санаторно-курортного комплекса, Пермский край уступает Республикам Башкортостан и Татарстан в регионе [Пермский край в цифрах, 2018]. Следует отметить разнонаправленные тенденции рынка лечебно-оздоровительных услуг и санаторно-курортного комплекса Пермского края. В первую очередь сложилась устойчивая тенденция сокращения количества здравниц, которая сопровождается положительным финансовым результатом. Санаторно-курортный комплекс региона является прибыльным в период 2016-2018 гг., занимая по данному показателю одну из лидирующих позиций в Приволжском федеральном округе (ПФО).
Исследование курортно-рекреационных систем опирается на труды таких авторов, как Д.И. Асланов, А.М. Ветитнев, А.Н. Разумов, Н.Б. Коржачкина, О.А. Никитина, Л.Ю. Мажар, М.С. Оборин, А.И. Чистобаев, М.Д. Шарыгин.
В статье в качестве основного метода используется социологический опрос, а также анализ данных статистики деятельности санаторно-курортного комплекса Пермского края.
Результаты и их обсуждение
Развитие рынка курортно-рекреационных услуг и санаторно-курортного комплекса в России и Пермском крае имеет важное стратегическое значение. Промышленная специализация региона способствует ухудшению условий жизни населения, негативно влияет на экологическую обстановку и деградацию окружающей природной среды. Сельские территории Пермского края являются потенциально привлекательными для отдыха и лечения в связи с отсутствием промышленного загрязнения и урбанизированной застройки, возможностью вести активный образ жизни на природе. Улучшение психофизиологического состояния рекреантов связано с качеством лечебно-оздоровительных услуг в условиях санаторно-курортного комплекса и временным изменением привычной среды, способствующим реабилитации и восстановлению сил.
Результативность санаторно-курортного лечения высока как у взрослых, так и у детей [Разумов, 2015], а именно: снижается в 3-5 раз число обострений разных болезней; в 2.5 раза снижается необходимость в госпитализации; в 2.7-3 раза уменьшаются затраты на лечение в поликлиниках и стационарах; в 1.9-2.7 раза снижаются льготы по временной нетрудоспособности.
Нестабильность показателей рынка лечебно-оздоровительных услуг региона связана с экономическими и природными факторами. Падение спроса и недоступность приобретения путевок для некоторых категорий населения способствует низкой инвестиционной активности в развитии курортной инфраструктуры, материальной и технологической модернизации предприятий санаторно-курортного комплекса, низком уровне освоения и использования природных лечебных ресурсов, потенциал которых является значительным и представляет коммерческий интерес.
Рассмотренные причины могут привести к деградации курортно-рекреационных систем на территории Пермского края и снизить потребительский интерес к лечебно-оздоровительным услугам. Рассмотрим роль курортно-рекреационной системы в социаль-
но-экономическом пространстве региона, ее особенности как элемента более сложных территориальных образований.
В основе социального и экономического развития общества в науке рассматривают территориальные социальные системы - пространственные ячейки жизни людей, в которые включены все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому человек является центральным элементом системы. Как считает М.Д. Шарыгин [2006], центром территориальной социальной системы является человек и территориальные общности людей. В трудах известных авторов [Шарыгин, 2006; Чистобаев, Шарыгин, 2007] охарактеризованы элементы и взаимосвязи территориальной социальной системы.
Территориальная социальная система состоит из элементов, к основным из которых относится рекреационная система, в основе функционирования которой - рынок санаторно-курортных услуг. Важность исследования рекреационных систем в пределах территорий, а также структурирование и описание элементов территориальной рекреационной системы стало предметом изучения Л.Ю. Мажар [2014], которая, исследуя территориальную рекреационную систему, в качестве стержневого звена определила человека, его потребности в отдыхе, реабилитации, оздоровлении. Концептуальная модель территориальной туристско-рекреационной системы (ТРС), разработанная Л.Ю. Мажар, содержит качественные внутренние и внешние характеристики и взаимосвязи.
Ю.В. Поросенков и Т.М. Худякова [2009] анализировали территориальную рекреационную систему как один из видов социально-экономических систем, отмечали сложность ее рекреационно-географического исследования. Научно-теоретические представления о ТРС были положены в основу описания рыночных условий туристско-рекреационной деятельности [Александрова, 2014].
Иерархическая модель пространственной организации с учетом ТРС рассматривается во многих научных работах [Ветитнев и др., 2007; Матющенко, 2012; Александрова, 2014]. Курортно-рекреационные системы - это сложные полифункциональные территориальные социальные геосистемы, осуществляющие значительные лечебно-оздоровительные и социально-экономические функции в составе территориальной общественной системы. Субъектами, которые предоставляют услуги, являются санаторно-курортные организации и комплексы - это основная составляющая рынка санаторно-курортных услуг.
Санаторно-курортный комплекс охватывает не только санаторно-курортные организации в качестве основного компонента, но и институциональные и инфраструктурные объекты. Курортная инфраструктура включает в себя объекты лечебной, оздоровительной и профилактической деятельности.
Лечебные объекты - это поликлиники, специализированные отделения, бальнеологические лечебницы. В снабжающую инфраструктуру входят объекты технической, коммунальной, транспортной, торговой сферы и объекты общественного питания. Объекты инфраструктуры способствуют расширению функций рынка санаторно-курортных услуг, ориентированных на рост требований потребителей. Связи рынка с институциональной средой являются условием, которое гарантирует стабильный рост сферы услуг.
Потребителями услуг являются физические лица, покупателями могут быть организации и учреждения системы здравоохранения и социального страхования.
Стратегия развития санаторно-курортного комплекса - важная часть государственной экономической политики, направленной на решение социально-экономических проблем в регионах. Поэтому ключевыми направлениями достижения устойчивого роста региональных рынков лечебно-оздоровительных услуг являются удовлетворение потребительского спроса и рациональное использование ресурсного потенциала курортно-рекреационных систем в соответствии с политикой повышения качества обслуживания.
Качество лечебно-оздоровительных услуг является важным параметром спроса. Эту проблему рассматривал в своих работах А.М. Ветитнев. Он оценивает качество услуг с разных точек зрения, в частности влияние квалификации персонала на уровень обслу-
живания [Ветитнев и др., 2007]. Разработана модель оценки качества детских лечебно-оздоровительных услуг [Ветитнев, Оргина, 2010], оцениваются результаты ее применения. Выявлена прямая взаимосвязь выбора отдыха с доходами семьи, социально-экономического статуса родителей и качества информации о курорте. Высокая лояльность к здравнице в целом одинаково сформирована у детей и родителей одной семьи. Автором проведены исследования различных показателей оценки качества услуг предприятий санаторно-курортного комплекса потребителями в зависимости от демографических и социальных характеристик [Ветитнев, Волынец, 2007].
Сфера лечебно-оздоровительного туризма характеризуется достаточно высокими ценами за услуги, которые в нее входят. Процесс ценообразования и ценовые стратегии являются неотъемлемой частью развития рассматриваемого вида услуг.
Разработка эффективной ценовой политики и стратегии на рынке санаторно-курортных услуг является одним из направлений общей стратегии развития здравниц [Романова, Набарян, 2007]. Итоговая цена для потребителя складывается не только исходя из желаемого уровня рентабельности санаторно-курортного учреждения, но и лечебного профиля, востребованности данных услуг, цифровизации основных процессов, связанных с диагностикой и лечением. Значимыми условиями ценообразования является система распределения путевок и качество сетевого взаимодействия на рынке, которое характеризуется количеством прямых партнеров и посредников.
Пермский край кроме развитых курортно-рекреационных территорий располагает редкими природными, историко-культурными объектами, на его территории развит событийный туризм. Формирование единого бренда обеспечит необходимую идентификацию у потребителей лечебно-оздоровительного туризма региона и повысит уровень конкурентоспособности СКК [Оборин, 2013]. В России, к примеру, для популяризации направлений внутреннего лечебно-оздоровительного туризма удачно действует бренд «Курорты Краснодарского края» (с 2002 г.). Проектным названием бренда Пермского края может стать «Курорты Пермского края».
Санаторно-курортный комплекс Пермского края представлен 44 здравницами, имеющими широкий лечебный профиль. Основные показатели предприятий санаторно-курортного комплекса региона представлены в табл. 1 [Мингазинова и др., 2015].
Таблица 1 Table 1
Показатели деятельности санаторно-курортного комплекса Пермского края Performance indicators of the health resort complex of the Perm region
Показатель 2010 2013 2014 2015 2018 Темп роста, %
Численность предприятий санаторно-курортного комплекса, ед. 48 45 43 38 44 91.7
Количество койко-мест в санаторно-курортных организациях, ед. 8538 7934 7905 6920 6875 80.5
Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях, чел. 123771 131757 130517 123947 147110 115.6
Количество здравниц сохраняет тенденцию к снижению, так же как и количество койко-мест, однако рост численности размещенных лиц показывает устойчивый спрос на лечебно-оздоровительные услуги в регионе [Оборин, 2018а; Оборин, 2018б].
На рис. 1 указаны населенные пункты, специализация которых сформирована в зависимости от природно-ресурсного потенциала, транспортной и производственной инфраструктуры.
Рис. 1. Специализация малых городов и сельских территорий Пермского края Fig. 1. Specialization of small towns and rural areas of Perm Krai
Туристский поток сельских территорий Пермского края представим на примере Пермского муниципального района, который занимает первое место в Приволжском федеральном округе по численности населения (табл. 2).
Таблица 2 Table 2
Показатели туристского потока сельских территорий Пермского края в 2018 году Indicators of tourist flow in rural areas of the Perm region in 2018 year
Турпоток, чел. Деловой туризм Лечебный туризм Активный туризм Прочие виды туризма Итого
01.01.2017 г. 17509 37307 6127 16659 77602
01.01.2018 г. 31017 33446 4041 25826 94330
01.01.2019 г. 34258 36678 1111 31549 103596
К природно-рекреационным территориям относятся три «пригородных» сельских поселения Пермского муниципального района (Фроловское, Двуреченское, Култаевское) и 5 «удаленных» сельских поселений (Сылвенское, Хохловское, Усть-Качкинское, Юго-Камское, Заболотское).
Необходимо подчеркнуть, что профиль туриста, отдающего предпочтение отдыху внутри страны, существенно изменился, увеличился диапазон его запросов и требования к
качеству услуг. При выборе СКО для лечения и реабилитации, согласно соответствующим исследованиям, туристов чаще интересуют возможности курортов по организации отдыха, различные виды экскурсионного обслуживания.
Исследование проводилось путем опроса потребителей санаторно-курортных услуг в количестве 1200 человек. Опрос проводился по разработанной анкете, которую предлагалось заполнить по окончании лечения респондентам, входящим в различные возрастные и социальные группы. Целью исследования было соотношение удовлетворенности основными параметрами лечебно-оздоровительных услуг в зависимости от социально-демографических характеристик рекреантов.
Большая часть респондентов приобретает путевки на санаторно-курортное лечение за счет собственных средств (56 %), также полностью или частично отдых и лечение оплачивается работодателями (в совокупности 25.1 %). Незначительная доля приходится на финансирование профсоюзами и различными фондами.
Путевки за счет собственных средств (рис. 2) приобретают люди, занятые в сфере услуг, торговле, промышленном производстве и медицине (в совокупности 51.8 %). За счет средств работодателей полностью или частично путевки оплачиваются людям, занятым в сфере промышленного производства, медицины и образования (в совокупности 59.5 %).
Рис. 2. Источники финансирования путевок, % Fig. 2. Sources of financing of vouchers, %
Собственные средства на приобретение путевок расходуют люди с высшим или средним профессиональным образованием, являющиеся в своей профессиональной деятельности специалистами (37.3 %), руководителями (17.7 %) и служащими (15.2 %). Доход данной категории респондентов больше всего от 11 до 25 тыс. рублей (в совокупности 63.3 %).
Частично или за счет собственных средств приобретают путевку люди с высшим и средним профессиональным образованием, являющиеся в своей профессиональной деятельности специалистами (свыше 43 %), с более низким доходом - от 10 до 20 тыс. рублей (в совокупности 62.2 %).
Полностью или частично финансируется лечение и отдых из фондов профсоюзов людям, занятым в сфере медицины, строительства и промышленного производства (в совокупности 53.9 %). Финансирование из фондов социального страхования осуществляется так же редко для людей, занятых в сфере промышленного производства (32.7 %), примерно в равных долях - по 10-12 % - медицина, образование и строительство.
Основными целями приобретения путевки на курорты Пермского края является лечение (53 %) и оздоровление (24 %). При выборе курорта или санатория в будущем согласно рис. 3 значение лечения возрастает. Также респонденты выделяют отдых (17 %) и
общение (5 %). Целью воспользоваться рекреационными услугами ставят себе всего 1 % респондентов.
Рис. 3. Основные цели приобретения санаторно-курортной путевки, % Fig. 3. The main objectives of the acquisition of sanatorium vouchers, %
Самыми популярными по продолжительности путевками являются путевки от 11 до 14 дней (60.7%), а также отдых и лечение на 10, 11-15 дней, так как они позволяют оптимально применить полный комплекс санаторно-профилакторного лечения, являются оптимальными по стоимости и оптимально укладываются в стандартные оплачиваемые отпуска. Низким спросом пользуются краткосрочные путевки и путевки более чем на 21 день (рис. 4).
15-21 день
11-14 дней
10 дней
7 дней
1 1,5 19,1
■ 2 1 1,6 1 1,5 ■ 13,5
60,7
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
Рис. 4. Продолжительность санаторно-курортного отдыха, % Fig. 4. The duration of the Spa holiday, %
К главным факторам, по которым потребители выбирают конкретный курорт можно отнести возможность употребления минеральной воды (36.1 %), принимать лечебные грязи (16.5 %), а также качество и разнообразие оказываемых медицинских услуг (в совокупности 27.2 %) (рис. 5).
Рис. 5. Причины выбора курорта или санатория в Пермском крае, % Fig. 5. Reasons for choosing a resort or sanatorium in the Perm region, %
К менее важным факторам можно отнести географическое положение курортов, транспортную доступность, климат и имидж, скорее всего, потому, что при выборе курорта многие руководствуются собственным опытом (рис. 6).
Деловые встречи ■ 2,1
Семейный отдых ■ 3,6
Природные объекты ■ 3,4
Спорткомплекс ■ 3,8
БРА-услуги 7
Развлекательные мероприятия ■ 3,4
Отдых
Лечение
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рис. 6. Причины выбора курорта или санатория в будущем, % Fig. 6. Reasons for choosing a resort or sanatorium in the future, %
При выборе курорта в будущем большая часть потребителей отмечают, что для них так же будут важны лечение и отдых. Однако имеют место SPA-услуги, посещение спорткомплекса, экскурсии, деловые встречи и возможность семейного отдыха. При этом лечение выбирают люди старшего возраста. Для молодых людей и людей среднего возраста более важным является отдых и другие виды услуг.
Заключение
Курортно-рекреационные системы, являясь элементом в структуре более сложных территориальных образований, оказывают влияние на формирование специализации региона и развитие санаторно-курортного комплекса, устойчивый рост потребительского рынка сельских территорий. Пермский край характеризуется уникальным местоположением, отраслевой структурой экономики, генерацией инноваций, рекреационным сервисом, возможностью культурного обогащения, информационной поддержки. Сельские территории
региона обладают необходимыми ресурсами для оптимизации развития курортно-рекреационных систем в целях решения актуальных социально-экономических задач. Развитие потребительского рынка является важным направлением удовлетворения потребительского спроса в качественных и разнообразных продуктах и услугах. Санаторно-курортные услуги способствуют синергетическому эффекту на уровне отрасли и территории, связанному с повышением доходов бизнес-среды и населения, ростом качества жизни.
Санаторно-курортный комплекс Пермского края представлен по состоянию на 2018 год 44 здравницами, обладающими широким лечебным профилем. Значительная часть профильных предприятий расположена в сельской местности, являясь потенциалом социально-экономического развития территорий с аграрной и туристско-рекреационной специализацией. Потребительский рынок сельских территорий формируется на основе предложения товаров и услуг, которые создаются в сферах деятельности, пользующихся спросом, являющихся перспективными с точки зрения привлечения доходов.
Оценка курортно-рекреационных систем сельских территорий Пермского края способствует выбору стратегических направлений применения природных лечебных ресурсов в деятельности профильных предприятий с учетом тенденций потребительского спроса. Важной технологией оценки и стимулирования спроса на лечебно-оздоровительные услуги является проведение систематических исследований потребительских предпочтений. Проведенное исследование показало, что наиболее предпочтительным является длительное лечение, некоторые услуги не соответствуют, по мнению потребителя, ценовой политике курортов.
Сбалансированная ценовая политика и выбор наиболее перспективных направлений применения ресурсов курортно-рекреационных систем сельских территорий Пермского края будет способствовать развитию потребительского рынка в сфере торговли, транспорта, экскурсионного обслуживания.
Список литературы
1. Асланов Д.И. 2012. Системная диагностика деятельности санаторно-курортного комплекса. Современные проблемы науки и образования, 3: 122-129.
2. Александрова А.Ю. 2014. Новейшее представление о сфере туризма как системе. Современные проблемы сервиса и туризма, 1: 24-38.
3. Ветитнев А.М., Торгашева А.А. 2013. Определение влияния лечебно-оздоровительного туризма на экономику региона. Проблемы современной экономики, 4: 352-355.
4. Ветитнев А.М., Волынец Е.А. 2007. Оценка имиджа и качества услуг персоналом санаторно-курортной организации. Вестник Национальной академии туризма, 3: 40-42.
5. Ветитнев А.М., Оргина Е.В. 2010. Изучение совместной удовлетворенности взрослых и детей качеством санаторно-курортного лечения. Вестник Национальной академии туризма, 2:32-35.
6. Ветитнев А.М., Селищева Е.В., Волынец Е.А. 2007. Концептуальные подходы к потребительской оценке качества санаторно-курортных услуг. Курортное дело, туризм и рекреация, 1 (2): 50-55.
7. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-Р // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/ (дата обращения: 10 сентября 2019).
8. Коржачкина Н.Б. 2012. Современное состояние и пути дальнейшего развития санаторно-курортного лечения в Российской Федерации. Кремлевская медицина: клинический вестник, 4: 63-69.
9. Мингазинова Е.Р., Фролова Н.В., Оборин М.С. 2015. Анализ позиции Пермского края на рынке санаторно-курортных услуг Приволжского федерального округа. Фундаментальные исследования, 2 (1): 83-88.
10. Матющенко Н.С. 2012. Качество обслуживания туристов организациями индустрии досуга и развлечений в туристских дестинациях Краснодарского края. Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика, 24: 57-63.
11. Мажар Л.Ю. 2014. Туризм в пространстве и времени: взгляд географа. Современные проблемы сервиса и туризма, 1: 16-23.
12. Никитина О.А. 2012. Управление формированием интегрированных санаторно-курортных комплексов в регионе. СПб., СПбГИЭУ, 290 с.
13. О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства: указ Президента Российской Федерации от 21.07.2016 № 350 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202183/ (дата обращения: 10 сентября 2019).
14. Оборин М.С. 2015. Социально-экономические условия и функции санаторно-курортной системы региона как фактор создания маркетинговой стратегии развития рынка санаторно-курортных услуг. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, 2: 49-56.
15. Оборин М.С. 2013. Региональный анализ изучения рекреационных систем. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки, 2: 35-42.
16. Оборин М.С. 2018а. Влияние санаторно-курортных услуг на социально-демографическую ситуацию в регионе. Вестник НГИЭИ, 3 (82): 120-130.
17. Оборин М.С. 2018б. Оценка возможности использования потенциальных природных лечебных ресурсов в курортно-рекреационной деятельности региона. Вестник ЗабГУ. Науки о Земле, 24 (3): 4-14.
18. Пермский край в цифрах. 2018. Краткий статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Пермь, 181 с.
19. Поросенков Ю.В., Худякова Т.М. 2009. Формирование отечественной рекреационной географии и проблемы социально-экономико-географических исследований рекреационной деятельности. Вестник ВГУ. Серия: География, Геоэкология, 2: 5-11.
20. Разумов А.Н. 2015. Концептуально-стратегические аспекты развития санаторно-курортного комплекса. Кремлевская медицина: клинический вестник, 1: 35-48.
21. Романова Г.М., Набарян Г.Д. 2007. Показатели туристского центра мирового уровня. Вестник СГУТиКД, 1 (2): 13-24.
22. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 996 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223631/ (дата обращения: 10 сентября 2019).
23. Чистобаев А.И., Шарыгин М.Д. 2007. Объектно-предметная и функциональная сущность общественной географии. Вестник СПбГУ. Серия 7: Геология. География, 1: 88-92.
24. Шарыгин М.Д. 2006. Эволюция учения о территориальных общественных системах. Географический вестник, 1: 4-13.
References
1. Aslanov D.I. 2012. System diagnostics of the health resort complex. Modern problems of science and education, 3: 122-129 (in Russian).
2. Alexandrova A.Yu. 2014. The latest understanding of the tourism industry as a system. Service and Tourism: Current Challenges, 1: 24-38 (in Russian).
3. Vetitnev A.M., Torgasheva A.A. 2013. Determination of the impact of health tourism on the economy of the region. Problems of the modern economy, 4: 352-355 (in Russian).
4. Vetitnev A.M., Volynets E.A. 2007. Assessment of the image and quality of services by the staff of the sanatorium organization. Bulletin of the National Academy of tourism, 3: 40-42 (in Russian).
5. Vetitnev A.M., Orgina E.V. 2010. To study the joint satisfaction of adults and children with the quality of Spa treatment. Bulletin of the National Academy of tourism, 2: 32-35 (in Russian).
6. Vetitnev M.A., Selishcheva E.V., Volynets E.A. 2007. Conceptual approaches to consumer assessment of the quality of Spa services. Resort business, tourism and recreation, 1 (2): 50-55 (in Russian).
7. The concept of sustainable development of rural areas of the Russian Federation for the period up to 2020: Order of the Government of the Russian Federation by 30.11.2010 № 2136-R. Reference Le-
gal System Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/ (date of application: 10 September 2019) (in Russian).
8. Korzhachkina N.B. 2012. Current state and ways of further development of sanatorium treatment in the Russian Federation. Kremlin medicine: clinical Bulletin, 4: 63-69 (in Russian).
9. Mingazinova E.R., Frolova N.V., Oborin M.S. 2015. Analysis of the position of the Perm region in the market of Spa services of the Volga Federal district. Basic research, 2 (1): 83-88 (in Russian).
10. Matyushchenko N.S. 2012. Quality of service of tourists by the organizations of the industry of leisure and entertainments in tourist destinations of Krasnodar Krai. Bulletin of the Volga state University of service. Series: Economics, 24: 57-63 (in Russian).
11. Mazhar L.Yu. 2014. Tourism in space and time: a geographer's view. Modern problems of service and tourism, 1: 16-23 (in Russian).
12. Nikitina O.A. 2012. Management of the formation of integrated health resorts in the region. St. Petersburg, SPBGIEU, 290 p.
13. On measures to implement the state science and technology policy for the development of agriculture: Presidential decree by 21.07.2016 № 350. Reference Legal System Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202183/ (date of application: 10 September 2019) (in Russian).
14. Oborin M.S. 2015. Socio-economic conditions and functions of the health resort system of the region as a factor in creating a marketing strategy for the development of the market of health resort services. Bulletin of Astrakhan state technical University. Series: Economics, 2: 49-56 (in Russian).
15. Oborin M.S. 2013. Regional analysis of the study of recreational systems. Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Natural Sciences, 2: 35-42 (in Russian).
16. Oborin M.S. 2018a. The impact of Spa services on the socio-demographic situation in the region. Bulletin of NGIEI, 3 (82): 120-130 (in Russian).
17. Oborin M.S. 2018b. Assessment of the possibility of using potential natural healing resources in the resort and recreational activities of the region. Bulletin Of ZabGU. Earth science, 24 (3): 4-14 (in Russian).
18. Perm region in numbers. 2018. Statistical digest. Territorial body of the Federal state statistics service for the Perm region. Perm, 181 р.
19. Porosenkov Yu.V., Khudyakova T.M. 2009. Formation of domestic recreational geography and problems of socio-economic-geographical research of recreational activities. Bulletin of VSU. Series: Geography, Geoecology, 2: 5-11 (in Russian).
20. Razumov A.N. 2015. Conceptual and strategic aspects of the development of the Spa complex. Kremlin medicine: clinical Bulletin, 1: 35-48 (in Russian).
21. Romanova G.M., Nubarian G.D. 2007. Indicators of the world-class tourist center. Bulleti SGUTiKD, 1 (2): 13-24 (in Russian).
22. The Federal scientific and technical program for the development of agriculture for 20172025: Decree of the Government of the Russian Federation by 25.08.2017 № 996. Reference Legal System Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223631/ (date of application: 10 September 2019) (in Russian).
23. Chistobaev A.I., Sharygin M.D. 2007. Object-subject and functional essence of social geography. Bulletin Of St. Petersburg State University. Series 7: Geology. Geography, 1: 88-92 (in Russian).
24. Sharygin M.D. 2006. Evolution of the doctrine of territorial social systems. Geographical Bulletin, 1: 4-13 (in Russian).
Ссылка для цитирования статьи Link for article citation
Оборин М.С. 2019. Курортно-рекреационная система Пермского края как эффективный механизм развития потребительского рынка сельских территорий региона. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 43(4): 362-374. DOI 10.18413/2075-4671-2019-43-4-362-374
Oborin M.S. 2019. Resort and recreational system of Perm region as an effective mechanism for consumer market development of rural territories of the region. Belgorod State University Scientific Bulletin. Natural Sciences Series. 43(4): 362-374 (in Russian). DOI 10.18413/2075-4671-2019-43-4362-374