Научная статья на тему 'КУРИЛЫ - РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ'

КУРИЛЫ - РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Афанасьев В. И., Дуреев С. П.

Исследуется сущность проблемы передачи Курильских островов, несостоятельность оснований для подобных действий, а также раскрываются экономические, стратегические и территориальные риски Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KURIL ISLANDS - NUCLEAR MISSILE SHIELD OF RUSSIA

The essence of the problem of the transfer of the Kuril Islands, the failure of the grounds for such actions, as well as the economic, strategic and territorial risks of the Russian Federation are investigated.

Текст научной работы на тему «КУРИЛЫ - РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ»

Секция

«АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОСА

И КОСМОНАВТИКИ»

УДК 327.57

КУРИЛЫ - РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ

В. И. Афанасьев, С. П. Дуреев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: vector19900613@mail.ru

Исследуется сущность проблемы передачи Курильских островов, несостоятельность оснований для подобных действий, а также раскрываются экономические, стратегические и территориальные риски Российской Федерации.

Ключевые слова: Курильские острова, национальная безопасность, стратегическая ценность, политические основания, военно-стратегические потери.

KURIL ISLANDS - NUCLEAR MISSILE SHIELD OF RUSSIA

V. I. Afanasyev, S. P. Dureev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vector19900613@mail.ru

The essence of the problem of the transfer of the Kuril Islands, the failure of the grounds for such actions, as well as the economic, strategic and territorial risks of the Russian Federation are investigated.

Keywords: Kuril Islands, national security, strategic value, political grounds, military-strategic losses.

Курильские острова всегда являлись важнейшей составляющей стратегической безопасности России. Пусть на этих островах нет российских военных баз, однако отсутствие там иностранных гидролокаторов - важнейшее условие обеспечения национальной безопасности нашего государства. Важнейшим политическим событием первых месяцев 2019 года стал вопрос о передаче Российской Федерацией некоторых островов Курильской гряды Японской стороне. Современная проблема состоит в том, что Российская Федерация планирует подарить Японии 2 южных острова Курильской гряды: остров Шикотан и группу из 19 мелких островов, отмелей, мелких камней под общим названием Хабомаи.

«В ноябре, встречаясь с японским премьером Синдзо Абе в Сингапуре, - сообщает газета «Наша версия», - Владимир Путин неожиданно сам затронул тему мирного договора, предложив японцам заключить его на основе так называемой Московской Декларации 1956 года» [1, С. 10].

По этому поводу возникает ряд вопросов: во-первых, действительно ли Декларация 1956 года может быть основанием для переговоров? И во-вторых, какими будут политические последствия для России от передачи двух важнейших островов в экономическом и территориальном плане?

Итак, начнём с первого вопроса. Основанием для передачи островов Курильской гряды на современном этапе развития руководители России и Японии считают Советско-Японскую Декларацию от 19 октября 1956 года. Эта Декларация была в значительной степени выгодным политическим предложением для Японии. В частности, статья 1 Декларации гласила: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения. <...> Союз Советских Социалистических Республик поддержит просьбу Японии о принятии ее в члены Организации Объединенных Наций (статья 4). Все осужденные в Союзе Советских Социалистических Республик японские граждане со вступлением в силу настоящей Совместной Декларации будут освобождены и репатриированы в Японию (статья 5). <...> Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора (статья 9)». При этом Союз Советских Социалистических Республик, принимая во внимание и идя навстречу пожеланиям Японии, учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан при условии, что фактическая передача этих островов Японии «будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». - указывается в тексте Советско-Японской Декларации 1956 года [2].

Вероятнее всего, основанием для переговоров о передаче островов послужила статья 9 Декларации, согласно которой СССР предусматривал передачу двух вышеперечисленных островов Курильской гряды. Однако, это предполагалось сделать без каких-либо обсуждений, только после подписания Декларации обеими сторонами, а также на известном нам условии полной демилитаризации японских островов с точки зрения присутствия там американских военных баз. В условиях холодной войны Н. С. Хрущёв хотел передачей двух островов и последующим мирным договором подвигнуть Японию к принятию статуса нейтрального государства. Однако японская сторона отказалась от подписания мирного договора под давлением США, которые пригрозили, что в случае снятия Японией претензий на острова Кунашир и Итуруп, в состав Японии не будет возвращён архипелаг Рюкю с островом Окинава, который на основании Статьи 3 Сан-Францисского мирного договора тогда находился под управлением США. 19 января 1960 года Япония подписала с США «Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», согласно которому японские власти разрешили американцам пользоваться в течение последующих 10 лет военными базами на своей территории, содержать там сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы. 27 января 1960 года правительство СССР заявило, что отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками. После этого заявления Советско-Японская Декларация перестала существовать, и соответственно никаких притязаний у Японской стороны на передачу островов быть не должно.

Притязания Японии на территорию России не имеют политических оснований ещё по одной причине - это Сан-Франциский мирный договор от 8 сентября 1951 года. В статье 2 второй главы указанного договора говорится, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому Договору от 5 сентября 1905 года» [3]. Тот факт, что СССР не подписал Сан-Франциский мирный договор, не значит ровным счётом ничего, поскольку договор не требовал от СССР никаких обязательств, все обязательства по его выполнению брала на себя Японская сторона.

Перед тем, как сказать, что получит Россия, подарив острова Японии, стоит обозначить следующие экономические, территориальные и военно-стратегические потери:

Основная статья доходов острова Шикотан - рыболовство и переработка рыбы. На острове имеется два предприятия - Рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск» и рыбокомбинат «Островной». Гряда Хабомаи не представляет особой экономической ценности, но вместе эти два острова обладают огромной территориальной и стратегической ценностью.

Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОСА И КОСМОНАВТИКИ»

Во-первых, у островов есть шельф, т. е. подводная часть материка, которая, как утверждают геологи, является потенциально нефте-газоносной территорией. Во вторых, спорные острова это территория в 5174 квадратных километра и примыкающая к ним подконтрольная акватория в 200 тысяч квадратных километров (это территориальные воды плюс исключительная экономическая зона). В-третьих, смыкание исключительных экономических зон Курильских островов и Сахалина - делает Охотское море «внутренним» морем. А это значит, что морские биоресурсы Охотского моря принадлежат только Российской Федерации. Отдав острова - Россия открывает Охотское море всем желающим. И, наконец, в-четвертых, незамерзающие проливы между южными Курильскими островами (проливы Фриза и Екатерины) - единственные, доступные российским судам, судоходные в любую погоду проходы в Тихий океан.

Военно-стратегические потери также очевидны. Какие бы заявления не делал Синдзо Абе, но как только острова будут переданы, на Шикотане появится американская военная база. Ну и, как было сказано выше, Охотское море прекратит быть «внутренним» российским морем и превратится в «проходной двор», по которому будут свободно ходить американские военные корабли.

И что же мы получим в обмен на передачу островов Курильской гряды? Япония обещает РФ некие инвестиции. Но здесь необходимо понимать, что японская экономика сейчас находится в стагнации, а внешний долг Японии составляет 2719 млрд долларов [4]. Поэтому, совершенно точно Японская экономика сейчас не в состоянии сейчас поддерживать такую же стагнирующую российскую экономику. Поэтому, японские инвестиции являются только обещаниями, не более.

Желание получить острова у японцев вполне объяснимо: Япония ещё с середины XIX века считает всю курильскую гряду своей собственной. В 1855 году подписание русско-японского договора «О мире и дружбе» определило морскую границу России и Японии между островами Уруп и Итуруп. Русские суда получили возможность заходить в японские порты Самада, Хакодате и Нагасаки. В 1875 г. русское правительство пошло на уступки Японии, обменяв Курильские острова на Южный Сахалин.

8 февраля 1904 года Япония без объявления войны, в нарушение всех дипломатических норм, атаковала российский флот на рейде Порт-Артура, чем перечеркнула все договоры и соглашения, которые имели Российская Империя и Япония. Эту войну Россия проиграла, и в 1905 г. был заключен Портсмутский мирный договор между Россией и Японией. Согласно ему, Россия не мешала Японии в её сфере влияния на Корею. Также были вновь отданы Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний.

В 1939 году началась Вторая мировая война, в которую японцы вступили без объявления войны. Действия японской армии однозначно обозначили Японию как агрессора. Советский Союз, верный союзническому долгу, ровно через 3 месяца после разгрома гитлеровской Германии вступил в войну с Японией на Дальнем Востоке. СССР одержал блестящую победу в этой войне и вернул себе Сахалин и все Курильские острова.

В заключении следует отметить, что современная Россия как правопреемница СССР, должна следовать в отношении островов Курильской гряды политического курса СССР, который Декларацию 1956 года денонсировал, т. е. Советский Союз в одностороннем порядке отказался от неё, после чего Декларация перестала существовать, следовательно, заключать договор по несуществующему документу не допустимо. К тому же, по мирному договору 1951 г. Япония в одностороннем порядке отказалась от Курильских островов. Кроме того, и это самое главное, передача островов нанесет огромный урон национальной безопасности России, ведь чем ближе ракеты к нашим границам, тем прочнее становятся позиции наших недругов на дипломатических переговорах. А тезис о том, что Шикотан и Хабомаи признаны японцами как продолжение острова Хоккайдо, обсуждению вообще не подлежит. К тому же, передача островов Японии, помимо всего прочего - это опасный политический прецедент. Глядя на который Германия станет требовать Калининград, Финляндия - часть Карелии, Латвия - часть Пскова, и т. д.

Библиографические ссылки

1. Курильский консенсус [Текст] // Наша версия. - 2019. - №3 (678). - 28 января 2019 г. 24 с.

2. Совместная Декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии [Текст] / Декларации, заявления и коммюнике Советского правительства с правительствами иностранных государств 1954-1957 гг. - М. : Госполитиздат, 1957. С. 313-316.

3. Сан-Франциский мирный договор [Текст] / Сборник документов и материалов по Японии (1951-1954 гг.). - М. : ДПО МИД СССР, 1954. С. 89-104.

4. Экономика Японии [Электронный ресурс] // URL: Ийр8://ги.шк1реШа.о^/шк1/Экономи-ка_Японии# (дата обращения 21.03.2019)

© Афанасьев В. И., Дуреев С. П., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.