Научная статья на тему 'ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС'

ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / SOVIET UNION / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ЯПОНИЯ / JAPAN / СОВЕТСКО-ЯПОНСКИЕ И РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / SOVIET-JAPANESE AND RUSSIAN-JAPANESE RELATIONS / ЮЖНЫЕ КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА / SOUTHERN KURILE ISLANDS / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС / TERRITORIAL ISSUE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронов Василий Олегович

Статья посвящена анализу истории и современного состояния российско-японских межгосударственных отношений применительно к вопросу о территориальной принадлежности Южных Курильских островов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUTHERN KURIL ISLANDS: THE TERRITORIAL ISSUE

The article is devoted to the analysis of the history and current state of Russian-Japanese interstate relations in relation to the question of the territorial affiliation of the Southern Kuril Islands

Текст научной работы на тему «ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС»

ЮРИДИЧЕСКИЕ

НАУКИ -

ПОЛИТИКА И ПРАВО

МИРОНОВ Василий Олегович,

доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры «Государственное право и управление таможенной деятельностью» Юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, e-mail: mironov-vo@yandex.ru

12.00.10 - международное право; европейское право

ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Аннотация. Статья посвящена анализу истории и современного состояния российско-японских межгосударственных отношений применительно к вопросу о территориальной принадлежности Южных Курильских островов.

Ключевые слова: Советский Союз, Российская Федерация, Япония, советско-японские и российско-японские отношения, Южные Курильские острова, территориальный вопрос.

MIRONOV Vasily Olegovich,

doctor of legal Sciences, Professor, honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, Professor of the Department «Public law and management of customs activity» Legal Institute M.M. Speransky Vladimir state University them A.G. and N.G. Stoletovs

SOUTHERN KURIL ISLANDS: THE TERRITORIAL ISSUE

Abstract. The article is devoted to the analysis of the history and current state of Russian-Japanese interstate relations in relation to the question of the territorial affiliation of the Southern Kuril Islands.

Keywords: Soviet Union, Russian Federation, Japan, Soviet-Japanese and Russian-Japanese relations, Southern Kurile Islands, territorial issue.

Ф

УДК - 341 ББК - 67

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017

Предъявляя России территориальные претензии по поводу Южно-Курильских островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной группы Хабомаи общей площадью около пяти тысяч квадратных километров, японская сторона, в частности, ссылается на Симодский трактат о торговле и границах от 7 февраля 1855 г. [13], которым эти острова признавались японскими. Для Российской Федерации такой подход неприемлем в силу ряда причин.

Одна из них заключается в том, что Южные Курильские острова отошли к Советскому Союзу по итогам второй мировой войны в соответствии с Ялтинским соглашением, заключенным на Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, состоявшейся 4 — 12 февраля 1945 г. [9, с. 484], а также Потсдамским соглашением, подписанным главами этих государств на одноименной конференции, проходившей 17 июля — 7 августа 1945 г. [9, с. 493].

В Ялтинском соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока оговаривалось, что СССР, будучи верен союзническому долгу, вступит в войну против Японии на стороне союзников через два-три месяца после окончания войны в Европе на определенных условиях и, в частности, при «условии возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов» [24, с. 154]. Главы правительств трех держав пришли к согласию в том, что «эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией» [24, с. 155]. Иными словами, Ялтинским соглашением признаны бесспорные права СССР на южную часть острова Сахалин и прилегающие к нему острова, включая Курильские [10, с. 125].

В соответствии с принятыми на себя обязательствами правительство Советского Союза 5 апреля 1945 г. денонсировало советско-японский пакт о нейтралитете, заключенный сторонами в апреле 1941 г., отказавшись от его продления и заявив, что «пакт о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл и продление этого пакта стало невозможным» [7, с. 166]. Спу-

стя некоторое время американское и английское правительства поставили перед Советским Союзом вопрос о его вступлении в войну против Японии [14]. Выполняя обязательство, принятое в Ялте, СССР 8 августа 1945 г. объявил войну Японии, что вызвало замешательство в ее правящих кругах [6, с. 483].

По мнению председателя госдумов-ского комитета по образованию и науке В.А. Никонова, «японцы до сих пор на нас обижены страшно, что мы тогда им объявили войну» [18]. Таким образом, получается, что японцы недовольны Советским Союзом и соответственно современной Россией потому, что были изгнаны с прежде оккупированных ими наших земель.

Советское наступление началось в ночь на 9 августа 1945 г. Боевые действия были завершены 2 сентября 1945 г. разгромом японских войск всего за 24 дня [15]. В Советском Союзе 3 сентября стал днем победы над Японией в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 г. «Об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией в честь победы СССР в советско-японской войне 1945 года» [6, с. 492], который не отменен и не утратил силу до настоящего времени.

Подписанный представителями Японии 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе акт о безоговорочной капитуляции не давал японской стороне права даже упоминать о «северных территориях» [10, с. 109]. Эти территории были переданы Советскому Союзу в соответствии с международными соглашениями и отказом Японии от всех прав, правооснований и претензий в отношении Курильских островов и Южного Сахалина с прилегающими к нему островами Монерон и Тюлений [10, с. 123], которые были отторгнуты японцами у Российской империи на основании Портсмутского договора от 5 сентября 1905 г. после поражения царской армии в русско-японской войне 1904-1905 гг. [22].

Следовательно, суверенитет Российской Федерации как правопреемницы СССР над этими территориями не может подвергаться сомнению. В 1945 г. свершилось историческое событие, вернувшее России ее

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

законные территории [2]. Как один из итогов второй мировой войны 2 февраля 1946 г. первоначально была образована Южно-Сахалинская область РСФСР, а 2 января 1947 г. — Сахалинская область в ее современных границах. Существовавшая прежде Сахалинская область в составе Хабаровского края занимала лишь северную часть острова Сахалин [19].

Советский Союз в дальнейшем последовательно выступал за заключение с Японией справедливого мирного договора [10, с. 119], но японское правительство в течение продолжительного времени уклонялось от нормализации отношений с СССР [10, с. 227]. Тем не менее 3 июня 1955 г. в Лондоне все-таки начались советско-японские переговоры, на которых японская делегация выдвинула в качестве предварительного условия восстановления отношений и заключения мирного договора удовлетворение территориальных претензий Японии — передачу ей Курильских островов и Южного Сахалина [10, с. 228].

В ходе переговоров советская делегация 14 июня 1955 г. предложила проект мирного договора, проявив готовность удовлетворить некоторые пожелания японской стороны [1]. Стремясь к нормализации отношений и учитывая, что острова Шикотан и Хабомаи расположены близко к японскому острову Хоккайдо, было заявлено о согласии включить в проект договора статью по территориальному вопросу: идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая ее интересы, Советский Союз передаст японскому государству острова Малой Курильской гряды Шикотан и Хабо-маи. Однако представитель японского правительства настаивал на передаче Японии дополнительно островов Итуруп и Куна-шир. Вопрос о статусе остальных японских островов и южной части Сахалина японцы безосновательно предлагали передать на решение международной конференции. В результате в марте 1956 г. переговоры были прерваны по инициативе японской стороны [10, с. 229].

Они возобновились 31 июля 1956 г. в Москве. По итогам переговоров 19 октября 1956 г. была подписана совместная декларация [20], провозгласившая прекраще-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017

ние состояния войны (ст. 1) и восстановление дипломатических и консульских отношений между двумя странами (ст. 2), согласие СССР передать Японии острова Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора (ст. 9) и др. Пункт о передаче, но не возвращении этих островов был вписан в ст. 9 декларации тогдашним руководителем Советского Союза Н.С. Хрущевым. Японцы на такой его широкий жест даже не рассчитывали. «Северные территории» - это национальная идея, подаренная им Н.С. Хрущевым [23].

В статье 4 декларации СССР выразил готовность поддержать просьбу Японии о принятии ее в члены Организации Объединенных Наций и свое обещание в дальнейшем выполнил. В настоящее время Япония уже претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН. Но можно ли допустить туда государство, имеющее территориальные претензии ко всем соседним странам? Японская сторона официально предъявляет такие претензии Китайской Народной Республике (острова Дяоюйдаю), Республике Корее (острова Токто) и Российской Федерации (часть Курильских островов).

В соответствии со ст. 5 декларации Советский Союз обязался освободить и репатриировать всех осужденных японских военных преступников. На следующий день после обмена ратификационными грамотами, 13 декабря 1956 г., Президиум Верховного Совета СССР издал указ об амнистии этих лиц. И 25 декабря 1956 г. последние 1025 японцев в порту Находки сели на пароход «Коан-мару» и отплыли на родину.

Исходя из ст. 6 декларации, стороны отказались с 9 августа 1945 г. от возникших в результате войны взаимных претензий, а на основании ст. 8 в декабре 1956 г. вступили в действие подписанные 14 мая 1956 г. советско-японские конвенция по рыболовству и соглашение по оказанию помощи людям, терпящим бедствие на море. Практическая реализация последнего позволила спасти немало жизней моряков и рыбаков с обеих сторон [10, с. 230].

Следует отметить, что в январе 1960 г. советское правительство заявило, что только при условии вывода всех иностран-

ных войск с территории Японии и подписания советско-японского мирного договора острова Шикотан и Хабомаи будут переданы Японии, так как Советский Союз не может содействовать тому, чтобы передачей японской стороне этих островов была расширена территория, используемая американскими войсками [21]. Кстати, Президент Российской Федерации В.В. Путин по этому поводу сказал следующее: «Если предположить, что Курильские острова когда-то перейдут под суверенитет Японии, то действительно есть теоретическая возможность размещения там американских войск» [17].

Японское руководство также полагает возможным размещение на Южных Курилах в случае передачи их Японии военных баз США и создание на Дальнем Востоке нового позиционного района противоракетной обороны на основании действующего американо-японского договора о безопасности. Генеральный секретарь совета национальной безопасности Японии С. Яти заявил об этом в Москве 9 ноября 2016 г. на встрече с секретарем совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушевым [4].

Рассматриваемая территориальная проблема является следствием усиливающегося государственного экспансиозима Японии, ее претензий на пересмотр итогов второй мировой войны. Наличие такой проблемы обоснованно не признавали руководители СССР, кроме М.С. Горбачева. В результате визита последнего в Японию в апреле 1991 г. было официально признано ее наличие как проблемы территориального размежевания [25]. М.С. Горбачев не только признал наличие территориального спора с Японией по поводу Южных Курил, но даже выражал намерение продать острова японцам [16].

Японская сторона поставила цель - добиться от Российской Федерации передачи ей также островов Итуруп и Кунашир, упомянутых в совместном советско-японском заявлении 1991 г., подписанном с советской стороны М.С. Горбачевым, в Токийской декларации о российско-японских отношениях 1993 г., Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и

Японией 1998 г., подписанных с российской стороны тогдашним Президентом России Б.Н. Ельциным, в заявлении Президента Российской Федерации и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 г. и их Иркутском заявлении о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора 2001 г., подписанных В.В. Путиным [25].

На переговорах в Иркутске российская сторона признала действительными все статьи советско-японской декларации 1956 г., включая ст. 9, содержащую обещание передать Японии острова Малой Курильской гряды после подписания мирного договора. В 2001 и 2003 гг. В.В. Путин заявлял о стремлении разрешить данную проблему именно на основе выполнения положений декларации 1956 г., ратифицированной парламентами обеих стран.

Современное состояние российско-японских отношений остается довольно сложным. Даже согласие российской стороны на передачу Японии при условии подписания мирного договора острова Шикотан и островной группы Хабомаи не устраивает последнюю. Японцам трудно поступиться принципами. В политике, как и во многом другом, они очень консервативны. По их мнению, путь к заключению договора обязывает Российскую Федерацию идти на уступки - отдать им Южные Курилы. Генеральный секретарь кабинета министров Японии Е. Суга прямо заявил: «Сначала возвращение четырех островов, потом заключение мирного договора» [25].

В Японии в целом также все чаще раздаются голоса о территориальных притязаниях к России. С 2009 г. там официально считают упомянутые острова своими «северными территориями», пытаясь таким образом явочным порядком пересмотреть итоги второй мировой войны. Формально не озвученные претензии Японии еще больше: с 1969 г. там печатают карты, на которых Курильские острова и южная часть Сахалина обозначены как японская территория, а японско-российская граница проходит между северокурильским островом Шум-шу и полуостровом Камчатка [19].

Японские территориальные претензии к Российской Федерации осложняют раз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

витие двустороннего сотрудничества и препятствуют заключению мирного договора. Заместитель руководителя администрации - пресс-секретарь Президента России Д.С. Песков в связи с этим заметил, что заключение договора и японские претензии требуют «скрупулезной, продолжительной и основательной работы на экспертном уровне» [25]. По его мнению, «подписание мирного договора связано с территориальными вопросами. Территориальная проблема, безусловно, подлежит некому урегулированию, в понимании сторон, так, чтобы это было приемлемо и для Москвы, и для Токио. Это, в свою очередь, откроет путь для подписания мирного договора... Политическая воля рано или поздно позволит нам подписать этот важный документ. Ведется работа по развитию и совершенствованию отношений по самому широкому спектру вопросов и областей» [17].

Получается, что Россия и Япония, невзирая на все препятствия, декларирует политическую волю искать пути выхода на подписание договора, занимаются поиском «компромиссного способа сотрудничества, который бы юридически устраивал Москву и Токио» [12]. Это было подчеркнуто на встрече В.В. Путина и японского премьера С. Абэ в рамках Восточного экономического форума, где они договорились о выработке повестки дня дальнейших взаимоотношений. Ранее В.В. Путин отмечал, что «Япония - наш добрый сосед и очень перспективный партнер. Мы договорились об активизации наших отношений и наших контактов, нашей совместной работы. Движение вперед есть» [17]. Он предложил вести совместную хозяйственную деятельность с японцами на «спорных территориях». Термин этот уже широко употребляется в средствах массовой информации [18].

С. Абэ также говорил, что «мы смогли достичь хороших результатов. экономические отношения развиваются в соответствии с планом сотрудничества. Двусторонние отношения развиваются как следует... включая проблему заключения мирного договора, а также обеспечение безопасности и региональную ситуацию» [17]. Он подтвердил, что достигнуты договоренно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017

сти о возможности чартерного сообщения между Японией и четырьмя островами Южных Курил, об увеличении количества пунктов въезда на эти острова для японских подданных, о направлении туда двусторонней группы из представителей правительств и бизнес-кругов для изучения возможностей совместной экономической деятельности [8].

Соглашение о совместном освоении Курильских островов как предпосылке заключения мирного договора было достигнуто по итогам визита в Японию В.В. Путина в декабре 2016 г. Предполагается, что, благодаря экономическому сотрудничеству, стороны смогут снизить свою обеспокоенность в сфере безопасности. Российская Федерация и Япония договорились о развитии сотрудничества в ряде проектов, включая совместную добычу нефти и газа на российском Дальнем Востоке, взаимодействие в ветроэнергетике, дезактивации японской атомной электростанции «Фуку-сима». Рассматривается также возможность прокладки пятидесятикилометрового подводного кабеля для экспорта российской электроэнергии в Японию. Еще один совместный проект - строительство железнодорожного тоннеля между Сахалином и японским островом Хоккайдо. В случае реализации последнего Япония получит возможность прямого железнодорожного сообщения с Европой по Транссибирской магистрали [11].

Через развитие экономического сотрудничества японская сторона рассчитывает приблизиться к разрешению территориального спора по поводу Южных Курил. Научный сотрудник университета Мэйдзи Ю. Окумура полагает, что «Абэ крайне упорный и целеустремленный человек. В данный момент вероятность добиться хороших условий в вопросе «северных территорий» мала, но. он закладывает основу продолжительной кампании» [11].

В последние два года В.В. Путин стал часто встречаться с японскими деятелями, а С. Абэ зачастил в Россию, демонстрируя стремление к сближению. Однако называть российско-японские отношения дружбой — преувеличение. Это — мирное сосуществование, продолжающееся уже много

лет, причем без заключения мирного договора [23].

В феврале 2017 г. российские власти дали понять, что не слишком заинтересованы в передаче Южно-Курильских островов под контроль Японии. Сначала ими было объявлено, что пяти прежде безымянным островам Курильской гряды присвоены имена советских и российских государственных деятелей. Затем министерство обороны Российской Федерации сообщило о планах по размещению на Южных Курилах дивизий до конца 2017 г. Обе эти новости вызвали протесты японской стороны. В официальном протесте от 13 февраля 2017 г. по поводу наименования пяти островов оспаривается не только их российская территориальная принадлежность, но и принадлежность России всех Курильских островов.

23 августа 2017 г. Председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев подписал постановление о создании территории опережающего развития «Южные Курилы». Правительство России также скорректировало программу социально-экономического развития Курильских островов до 2015 г. Объем ее финансирования вырос до 80,9 млрд. рублей [5]. Министр по развитию Дальнего Востока А.С. Галушка в связи с этим заявил, что «Курилы - стратегически важная часть нашего Дальнего Востока. Мы хотим и должны развивать острова с их богатым потенциалом» [5].

Профессор Токийского международного христианского университета С. Нэйджи считает, что нет ни малейшего шанса, что С. Абэ удастся вернуть острова, что понимает и сам японский премьер. В то же время «у Путина нет причин не желать большей вовлеченности Японии в экономическое развитие Дальнего Востока. Для Японии сближение с Россией как экономическим партнером поможет сбалансировать угрозу со стороны Китая... Россия тоже обеспокоена тем, что Китай в поисках ресурсов может быть заинтересован в экспансии на север, то есть в направлении Российской Федерации» [11].

По мнению Ю. Окумуры, также не похоже, чтобы в разрешении территориаль-

ного спора двух стран наметился какой-либо прогресс: «Не вижу причин, которые заставили бы Путина сделать шаг, определенно пошедший бы ему в минус в глазах националистически настроенной части его электората. У него и без этого достаточно проблем на международной арене. Зачем ему делать шаг, который, очевидно, выглядел бы как уступка» [11].

Следует также учитывать, что приглашение японцев на Южные Курилы может вызвать у них всплеск реваншистских притязаний и ослабит позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Особый правовой статус японского бизнеса на Южно-Курильских островах, их совместное хозяйственное освоение дадут ему конкурентные преимущества перед российскими предпринимателями. Это приведет к экономическому доминированию Японии на островах, что в дальнейшем чревато утратой нашего суверенитета над ними со всеми вытекающими последствиями, включая военно-стратегические. Постепенная сдача Южных Курил японцам под заявления о нехватке инвестиций, налаживании добрососедских отношений и заключении мирного договора недопустима [16].

В.В. Путин 14 апреля 2017 г. высказал мнение о том, что территориальный вопрос, поднимаемый японским правительством, когда-то найдет свое компромиссное решение [25]. Однако уступки (или обещания таковых) территориальным претензиям Японии неизбежно повлекут за собой активизацию там сил, выступающих с притязаниями на все Курильские острова, а также Южный Сахалин. Основной целью для японской стороны является не заключение мирного договора, а удовлетворение ее территориальных претензий. Для России же по прошествии более семидесяти лет после окончания второй мировой войны заключение такого договора ценой территориальных уступок не отвечает ее долгосрочным геополитическим, экономическим, оборонным интересам и не имеет практического значения, поскольку лишено смысла.

Япония настаивает на заключении договора потому, что декларацией 1956 г. предусмотрена передача ей части ЮжноКурильских островов именно после его

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

заключения. Иными словами, договор нужен японской стороне, но не Российской Федерации. Передачу островов теоретически можно допустить, но при условии ликвидации иностранных баз и иностранного военного присутствия на территории Японии и превращения ее в нейтральное, дружественное России государство. Должны быть также безусловно соблюдены требования российского конституционного законодательства применительно к изменению российской территории.

Поскольку в течение более пятидесяти лет мирный договор между сторонами не был заключен, декларация 1956 г. фактически стала таким договором. Ею было прекращено состояние войны между Советским Союзом и Японией, восстановлены мир и добрососедские отношения, решены другие вопросы, характерные для мирных договоров. Отсутствие такого договора между Россией и Японией никак не мешает им поддерживать полноценные дипломатические, экономические, культурные и иные отношения [23]. Если, конечно, не оглядываться на США. Именно подстрекаемые Соединенными Штатами японцы мечтают вернуться на Южные Курилы [18].

Поэтому российско-японский диалог не следует рассматривать в отрыве от отношений Японии и США. Последние для японцев существенно важнее сотрудничества с Российской Федерацией как крупнейший экономический партнер и ключевой военно-политический союзник. Соединенные Штаты делают все, чтобы не допустить проведения Японией независимой внешней политики вопреки их стратегическим интересам и японо-американскому договору о безопасности. Имевшие у нас место предположения о том, что в случае достижения российско-японского соглашения по Южно-Курильским островам они могут быть выведены Японией из этого договора, несколько наивны [3].

Для России необходимости в мирном договоре с Японией нет, как не было и до сих пор нет у нас такого договора с Германией, что совершенно не мешает выстраиванию российско-германских отношений и о чем никто даже не вспоминает. Состояние войны между Советским Союзом и Гер-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017

манией было прекращено в одностороннем порядке, и между ними установлены мирные отношения в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. «О прекращении состояния войны между СССР и Германией» [10, с. 595].

Любой пересмотр итогов второй мировой войны создаст опасный прецедент, которым пожелают воспользоваться другие ее участники. Так, современная объединенная Германия в случае подписания Российской Федерацией мирного договора с Японией может выйти с настоятельным предложением заключить такой договор и с ней, одновременно подняв вопрос о принадлежности Калининградской области, в прошлом Восточной Пруссии [23].

Какие-либо уступки в вопросе российского суверенитета над Курильскими островами, включая их южную группу, безосновательны. Тем более что, согласно ст. 2 Сан-Францисского мирного договора от 8 сентября 1951 г., Япония полностью и окончательно отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильс-ке острова и Южный Сахалин [10, с. 126]. Законность вхождения Южных Курил в состав Советского Союза, а ныне России, по итогам второй мировой войны неоспорима, как и российский суверенитет над всеми Курильскими островами и Южным Сахалином.

Список литературы:

[1]АВП СССР. Советский проект мирного договора с Японией от 14 июня 1955 г.

[2] Антонов И. Территориальный вопрос // Парламентская газета. 2016. 3 ноября.

[3] Антонов И. Японский премьер за сближение с Россией, но с оглядкой на США // Парламентская газета. 2016. 3 ноября.

[4] Асахи. 2016. 14 декабря.

[5] Березина Е. Гряда развития // Росс. газета. 2017. 17 октября.

[6] Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Краткая история. М. 1984.

[7] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. 3. М., 1947.

[8] В Японии оценили переговоры Абэ с Путиным как насыщенные и откровенные // Сов. Россия. 2017. 29 апреля.

[9] История внешней политики СССР 19171975 гг. Т. 1. М., 1976.

[10] История внешней политики СССР 1917— 1975 гг. Т. 2. М., 1976.

[11] Коваль И., Райэл Д. Япония меняет тактику в споре вокруг Курил? // Сов. Россия. 2017. 29 апреля.

[12] Коммюнике о встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина с японским премьером С. Абе во Владивостоке 7 сентября 2017 г.

[13] Краткая всемирная история. Книга первая. М., 1966.

[14] Краткая всемирная история. Книга вторая. М., 1966.

[15] Краткая история СССР. Ч. 2. М., 1972.

[16] Кульнев А., Скурлатов В., Федяева Т. Южнокурильцы говорят: «Освоим острова сами» // Сов. Россия. 2017. 5 октября.

[17] Латухина К. ТАСС уполномочен заявить // Росс. газета. 2017. 2 июня.

[18] Платова Г. Была ли победа над Японией в 1945-м? // Сов. Россия. 2017. 23 сентября.

[19] Пономарев С. Малокурильская заноза // Сов. Россия. 2016. 8 октября.

[20] Правда. 1956. 20 октября.

[21] Правда. 1960. 29 января.

[22] Сборник документов и материалов по Японии 1951 — 1954 гг. М., 1954. С. 90.

[23] Субботин Ю. Без темы Курил переговоров с Токио не бывает // Парламентская газета. 2016. 3 ноября.

[24] Тегеран. Ялта. Потсдам: Сборник документов. М., 1967.

[25] Ткаченко Б. Опасная игра // Сов. Россия. 2017. 25 апреля.

8р1зок Шега^гу:

[1]AVP БББК. 5оуе1вк1] ргоек mirnogo dogovora б Уароше] о1 14 iyunya 1955 g.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2]Antonov I. Тегп^паГпу'] vopros // РаНате^Бкауа gazeta. 2016. 3 муаЬгуа.

[3] Antonov I. Yaponskij ргет'ег za БЬ^Ьеше б Rossiej, no б og1yadkoj па ББЬА // Раг1ате^Бкауа gazeta. 2016. 3 муаЬгуа.

[4] АБахь 2016. 14 dekabrya.

[5] Berezina E. Gryada razvitiya // Ross. gazeta. 2017. 17 oktyabrya.

[6] Velikaya Otechestvennaya vojna Sovetskogo Soyuza 1941-1945 gg. Kratkaya istoriya. M. 1984.

[7] Vneshnyaya politika Sovetskogo Soyuza v period Otechestvennoj vojny'. T. 3. M., 1947.

[8] V Yaponii ocenili peregovory' Abe' s Putiny'm kak nasy'shhenny'e i otkrovenny'e // Sov. Rossiya. 2017. 29 aprelya.

[9] Istoriya vneshnej politiki SSSR 19171975 gg. T. 1. M., 1976.

[10] Istoriya vneshnej politiki SSSR 19171975 gg. T. 2. M., 1976.

[11] Koval' I., Raje'l D. Yaponiya menyaet taktiku v spore vokrug Kuril? // Sov. Rossiya. 2017. 29 aprelya.

[12] Kommyunike o vstreche Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina s yaponskim prem'erom S. Abe vo Vladivostoke 7 sentyabrya 2017 g.

[13] Kratkaya vsemirnaya istoriya. Kniga pervaya. M., 1966.

[14] Kratkaya vsemirnaya istoriya. Kniga vtoraya. M., 1966.

[15] Kratkaya istoriya SSSR. Ch. 2. M., 1972.

[16] Kul'nev A., Skurlatov V., Fedyaeva T. Yuzhnokuril'cy' govoryat: «Osvoim ostrova sami» // Sov. Rossiya. 2017. 5 oktyabrya.

[17] Latuxina K. TASS upolnomochen zayavit' // Ross. gazeta. 2017. 2 iyunya.

[18] Platova G. By'la li pobeda nad Yaponiej v 1945-m? // Sov. Rossiya. 2017. 23 sentyabrya.

[19] Ponomarev S. Malokuril'skaya zanoza // Sov. Rossiya. 2016. 8 oktyabrya.

[20] Pravda. 1956. 20 oktyabrya.

[21] Pravda. 1960. 29 yanvarya.

[22] Sbornik dokumentov i materialov po Yaponii 1951-1954 gg. M., 1954. S. 90.

[23] Subbotin Yu. Bez temy' Kuril peregovorov s Tokio ne by'vaet // Parlamentskaya gazeta. 2016. 3 noyabrya.

[24] Tegeran. Yalta. Potsdam: Sbornik dokumentov. M., 1967.

[25] Tkachenko B. Opasnaya igra // Sov. Rossiya. 2017. 25 aprelya.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.