Научная статья на тему 'KUNTER, KATHARINA & SCHILLING, ANNEGRETH (EDS) (2014) GLOBALISIERUNG DER KIRCHEN: DER ÖKUMENISCHE RAT DER KIRCHEN UND DIE ENTDECKUNG DER DRITTEN WELT IN DEN 1960ER UND 1970ER JAHREN. GöTTINGENS VANDENHOECK & RUPRECHT. - 379 P'

KUNTER, KATHARINA & SCHILLING, ANNEGRETH (EDS) (2014) GLOBALISIERUNG DER KIRCHEN: DER ÖKUMENISCHE RAT DER KIRCHEN UND DIE ENTDECKUNG DER DRITTEN WELT IN DEN 1960ER UND 1970ER JAHREN. GöTTINGENS VANDENHOECK & RUPRECHT. - 379 P Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «KUNTER, KATHARINA & SCHILLING, ANNEGRETH (EDS) (2014) GLOBALISIERUNG DER KIRCHEN: DER ÖKUMENISCHE RAT DER KIRCHEN UND DIE ENTDECKUNG DER DRITTEN WELT IN DEN 1960ER UND 1970ER JAHREN. GöTTINGENS VANDENHOECK & RUPRECHT. - 379 P»

лодная война актуализировала понимание политическими элитами важности религиозного фактора, и появление на политической сцене общественных сил, привлекающих внимание к страдающим за железным занавесом христианам (а кардинал Миндсенти был живым символом таких страданий) создало новые возможности для формировании образа другого через информационный конфликт. Одновременно в «деле Миндсен-

ти» присутствовал и другой фактор — США, которые в условиях блокового противостояния вынужденно стали покровительствовать католическому князю-примасу, ностальгирующему по имперскому прошлому Венгрии, но убежденному в том, что только США могут быть гарантом свободы вероисповедания.

Н. Белякова

Kunter, Katharina & Schilling, Annegreth (eds) (2014) Globalisierung der Kirchen: Der Ökumenische Rat der Kirchen und die Entdeckung der Dritten Welt in den 1960er und 1970er Jahren. Göttingens Vandenhoeck & Ruprecht. — 379 p.

Рецензируемая книга представляет собой сборник статей, посвященных изменениям, произошедшим во Всемирном совете церквей (ВСЦ) в 60-70-ее гг. XX столетия, вызванным появлением на исторической арене стран третьего мира.

Книга был выпущена в Гёт-тингене (Германия) издательским домом Vandenhoeck & Ruprecht в 2014 году. Сборник достаточно велик по объему, состоит из нескольких разделов, которые включают введение, 3 тематические главы и приложения. Интересен подход редакторов к группировке статей по главам: в каждой из них две статьи

выполнены на немецком языке, две другие — на английском языке, при этом статьи, написанные авторами на английском языке, имеют аннотации на немецком и vice versa. Подобный билингвизм сохраняется на протяжении всего сборника.

Книга — результат научно-исследовательского проекта «На пути к глобализованно-му христианству: Европейский экуменизм и открытие третьего мира между 1966 и 1973 гг.», проходившего в период с 2009 по 2011 гг. под руководством доктора истории Катарины Кунтер СKatharina Kunter, 1968) — научного сотрудника исследователь-

ской группы «История и современность» Рурского университета в г. Бохуме (Германия). ВСЦ как объект исследования заинтересовал К. Кунтер в ходе изучения холодной войны, когда она анализировала первый опыт общения христиан Востока и Запада после окончания Второй мировой войны и падения Берлинской стены. Взаимодействие северных церквей с церквями глобального Юга в равной степени повлияло на ВСЦ и его церквей-членов в этот период.

В 2009 году Катарина Кунтер возглавила проект, одной из центральных идей которого стал процесс трансформации ВСЦ в период с момента его основания в 1948 году до 19601970 гг. — периода, когда ВСЦ становится глобальной межрелигиозной и международной плюралистической организацией. Результаты проведенной исследовательской работы были представлены на международной конференции в Экуменическом институте Боссе (Швейцария) 4-6 марта 2011 года. Их публикация преследует две важные цели: во-первых, внести вклад в дискурс современных исследований по церковной истории 1960-х и 1970-х гг. как с глобальной, так и с международной точек зрения, во-вторых, показать, как христианские церкви, которые до этого момента воспринимались в мировой истории лишь

вскользь, выходят на первый план, становясь глобальными игроками на исторической сцене, что позволяет читателю совершенно по-новому взглянуть на историю второй половины XX века.

Отдельным разделом в сборнике вынесено введение. Это совместный труд Катарины Кунтер и Аннегрет Шиллинг, который называется «Христианин не боится перемен. Всемирный совет церквей в поле напряжения деколонизации, дезинтеграции и политизации».

Во введении авторами дается оценка нового понимания всемирной христианской ответственности, международной этики и политического действия в 1960-е и 1970-е годы. К. Кунтер и А. Шиллинг следуют концепции британского историка Артура Марвика (1936-2006), по убеждению которого подлинно переломным десятилетием XX века были шестидесятые годы — период с 1958 до 1974 гг-Опираясь на эту историческую концепцию авторы утверждают, что в период между 1955 и 1973 годами ВСЦ пережил сложную трансформацию, в ходе которой его богословские, политические, культурные и структурные ориентиры существенно изменились. Ключевым же вопросом статьи остается: в какие моменты и какими путями христиане и Церкви из стран треть-

его мира повлияли на изменения, в результате которых ВСЦ превратился из послевоенной организации, главным образом ориентированной на Европу и Северную Америку, во всемирную организацию. К. Кунтер и А. Шиллинг рассматривают эти изменения как исторический процесс глобализации, характеризующийся элементами деколонизации, девестерниза-ции и роста политической информированности среди церквей-членов ВСЦ.

Первая глава «От послевоенного общества к мировому сообществу» представляет скорее исторический обзор, нежели тематический, который характерен для второй главы. В первой главе читатель знакомится с историей 4-х первых Ассамблей ВСЦ, приближается к пониманию истоков процесса глобализации, узнает особенности экуменической утопии Э. Ланге.

Книгу открывает статья «Отцы-основатели и новое видение. Всемирный совет церквей, 19481958». Это самая небольшая по объему статья и единственная в сборнике, посвященная ранней истории ВСЦ. Ее автор, Эндрю Чандлер (Andrew Chandler, 1965) — директор Института Джорджа Белла в Университете Чичестера (Великобритания).

Э. Чандлер предлагает своеобразное погружение в историю, возвращающее читателя

во времена основания ВСЦ, в конец 1940-х гг., когда состоялась 1-я Ассамблея в Амстердаме (Нидерланды). В ней приняли участие представители 147 Церквей из 44 стран мира. Прошла Ассамблея очень плодотворно: был принят устав ВСЦ, определены условия вступления в него, а также названы приоритетные направления деятельности ВСЦ.

В продолжении статьи автор рассказывает о переменах и трансформациях, происходивших в течение первого десятилетия существования ВСЦ. В этот период проходит и 2-я Ассамблея ВСЦ в Эвастоне (США) в 1954 году, ознаменовавшая рост новообразованного ВСЦ. Количество делегатов на ней увеличилось на 150 человек, а количество церквей-членов — на 15. Особенное внимание Ассамблеи было сосредоточено на дискуссии между представителями европейских и североамериканских церквей по вопросу понимания христианской надежды. На примере 2-й Ассамблеи, по мнению автора, четко прослеживается европейская и североамериканская ориентированность ВСЦ.

Завершением первого десятилетия истории ВСЦ стала подготовка к 3-й Ассамблее, сыгравшей очень важную роль в истории экуменического движения. Именно в конце первого десятилетия после основания ВСЦ началась подготовка ко вступле-

нию в него 4 Восточных Православных церквей: Русской, Болгарской, Польской и Румынской. Их вступление ознаменовала смена устава — Базиса ВСЦ, в который была добавлена три-нитарная формула, принципиально важная с богословской точки зрения для православных христиан.

В заключении статьи автор вновь отмечает важность первого десятилетия ВСЦ, ставшего основанием и импульсом дальнейшего развития экуменического движения, которое происходило в непосредственной связи с событиями мировой истории. В качестве завершающего примера Э. Чандлер проводит параллель с уже образовавшейся Организацией Объединенный Наций.

Две следующие статьи первой главы посвящены 4-й Ассамблее ВСЦ, прошедшей в Уппсале (Швеция) в 1968 году. В ней приняли участие в два раза больше церквей, равно как и в два раза больше делегатов от церквей-членов ВСЦ по сравнению с 1-й Ассамблеей 1948 года.

Упсальская Ассамблея была отмечена активным участием Римско-католической церкви (РКЦ). В ходе Ассамблеи было заявлено о возможности вступления РКЦ в ВСЦ, однако это не состоялось. И сегодня РКЦ не является членом ВСЦ, но тесно сотрудничает с ним. РКЦ регулярно направляет своих предста-

вителей на крупные конференции ВСЦ, а также на заседания Центрального комитета и Генеральные Ассамблеи.

Одной из причин такого сближения РКЦ с ВСЦ стал II Ватиканский собор, проходивший в период с 1962 по 1965 годами, непосредственно перед 4-й Ассамблеей ВСЦ. Двумя годами ранее начала собора, в i960 году, папой римским Иоанном XXIII был учреждён Секретариат по содействию христианскому единству, ныне Папский Совет по содействию христианскому единству. Именно этот Секретариат занимался подготовкой нескольких итоговых документов Второго Ватиканского собора, в том числе касающихся экуменизма. Например, декретом Unitatis Redintegratio. Секретариат также назначил 12 представителей в комиссию ВСЦ Вера и церковное устройство и сотрудничал с ВСЦ в подготовке материалов, используемых во время ежегодной недели Молитвы о христианском единстве.

После II Ватиканского собора представители РКЦ начали активно присутствовать на разных экуменических конференциях и Ассамблеях ВСЦ, демонстрируя живой интерес к решаемым там проблемам межхристианского общения. Так, совместная комиссия представителей РКЦ и ВСЦ выработала документ «Ка-

фоличность и апостоличность», на основании которого специально для Ассамблеи был подготовлен доклад «Святой Дух и кафо-личность Церкви», который был выдвинут для обсуждения.

Ко времени начала 4-й Ассамблеи ВСЦ папа римский Павел VI направил послание председателю Ассамблеи. Это стало первым в истории прямым обращением понтифика к руководству ведущей экуменической организации. Кроме того, от РКЦ на Ассамблею в Упсале прибыли 14 делегатов, а также несколько официальных гостей.

Среди достижений Ассамблеи можно отметить призыв к усилению миссионерской деятельности и расширению диалога церквей с миром. Церквям-членам ВСЦ рекомендовалось взаимное изучение молитвенных практик друг друга. Кроме того, в административном плане были приняты новые программы и созданы новые комитеты и комиссии, такие как: по борьбе с расизмом, по диалогу с представителями других религий, по справедливости и служению и прочие.

Авторы двух следующих статьей рассматривают Уппсаль-скую Ассамблею с различных ракурсов: исторического и коммуникационного. Первая из них и самая большая по объему во всем сборнике носит название «1968 год и экуменизм. Ас-

самблея ВСЦ в Уппсале как начало новой эры?» Ее автор, Аннег-рет Шиллинг (Annegret Schilling, 1981) — научный сотрудник кафедры экуменического и догматического богословия Рурского университета в Бохуме (Германия). В настоящее время работает над исследованием о том, как Латинская Америка была представлена в ВСЦ в 1960-е и 1970-е годы.

В своей статье автор рассказывает об экуменическом движении в 1968 году—периоде, который определяется как поворотный момент, обозначивший конец так называемого раннего экуменизма и начало новой эпохи развития ВСЦ. А. Шиллинг ставит под сомнение традиционное понимание значения Ассамблеи в Уппсале, а также исследует причины ее значимости через анализ основных тем и конфликтов, имевших место в ходе 4-й Ассамблеи.

Из интересных выводов автора стоит отметить взаимосвязь между Ассамблеей в Уппсале и студенческими протестами 1968 года, известными тем, что они были направлены против участия США в войне во Вьетнаме. Однако кроме этого протестующие боролись также за права человека, высказывались против расизма, выступали в поддержку феминизма и защиту экологии — затрагивали те самые темы и вопросы, которые были подня-

ты в ходе 4-й Ассамблеи и которые впоследствии стали символом серьезных перемен в экуменическом движении, прочно ассоциируемых и сегодня с Уп-сальской Ассамблеей.

В заключении статьи А. Шиллинг, однако, доказывает, что перемены начались значительно раньше, еще в самом начале 1960-х, а прошедшая в конце 1960-х Ассамблея стала скорее видимым проявлением, серединной точкой нарастающей турбулентности в среде экуменического движения, нежели ее началом.

Другая статья, продолжающая тему 4-й Ассамблеи, носит название «Се ... все новое. Упсала 1968 и экранизированный экуменизм». Ее автор —Николай Ханниг (Nicolai Hannig, 1980) — научный сотрудник Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана.

Н. Ханниг предлагает читателю совершенно новый подход к Ассамблее ВСЦ 1968 года, рассматривая ее через призму перемен, произошедших в этот период в средствах массовой информации. Автор исходит из аксиомы сильного влияния прессы, радио и телевидения в формирующемся обществе и культуре, отмечая, что ВСЦ вовремя принял ее во внимание. Специально для грядущей Ассамблеи в Упсале был выпущен документальный фильм « Се, творю все новое». Подобный ме-

диа ход, с одной стороны, послужил средством рекламы церкви, с другой же — стал некоторой формой документирования.

В статье Н. Ханниг анализирует фильм с точки зрения особенностей его съемки, техники изложения информации, визуальных эффектов в контексте взаимоотношений Церкви и СМИ, подчеркивая факт растущей медиализации религии в XX веке. Связь между секуляризацией и медиализацией, которая в современных условиях воспринимается как должное, в фильме просматривается в перспективе. По сути фильм представляет собой своеобразную интеграцию церквей в современное медиа-общество. В заключении автор делает акцент на доступности фильма, который является одновременно как источником по истории ВСЦ, так и глобализации церквей.

Завершающая статья первой главы продолжает уже поднятую тему, — «Глобализация и единство Церквей. Экуменическая утопия немецкого богослова Эрнста Ланге». Ее автор, Стивен Браун (Stephen Brown, 1958) — ответственный редактор портала по богословию и экуменизму Globethics.net в Женеве (Швейцария).

В статье описываются дебаты, происходившие в ВСЦ в конце 1960-х — начале 1970-х, основным содержанием которых стал

поиск ответа на вопрос: как соотносятся понятия «единство Церкви» и «единство человечества» с точки зрения протестантского теолога и реформатора Эрнста Ланге (1927-1974).

Автор знакомит читателя с краткой биографией Э. Ланге, уделяя особенное внимание приверженности Ланге ВСЦ, в частности в свете оформления нового понимания единства в ВСЦ в 1960-х годах. После окончания Второй мировой войны Эрнст Ланге изучал теологию в Берлине, Сигтуне (Швеция) и Гет-тингене (Германия). Свою экуменическую деятельность начал в 1954 году в качестве молодежного делегата на 2-й Ассамблее ВСЦ в Эванстоне (США). В 1963 году Эрнст Ланге становится профессором практической теологии в Духовной семинарии в Берлине, но вскоре оставляет это место по состоянию здоровья, оставаясь тем не менее пастором в Берлине. В 1968 году Э. Ланге начал работать в ВСЦ в качестве директора Департамента экуменических действий, который вскоре был преобразован в Отдел образования и обновления.

Эрнст Ланге до сих пор считается одним из самых важных немецких церковных реформаторов XX века. Конференция Вера и церковное устройство в Лёвене в 1971 году оказала большое влияние на Ланге

и послужила отправной точкой для разработки теории церковной деятельности. Согласно ей, в мире, который находится под угрозой дезинтеграции, Церковь призвана быть примером единства, инструментом примирения и надежным хранителем мира. Однако сыграть эту важную роль Церковь может только на экуменическом уровне, т.е. на уровне ВСЦ. Ланге уверен, что ВСЦ справится со своей задачей, обеспечивая полное равенство между неравными, сильными и слабыми, богатыми и бедными во всех процессах принятия решений. Эта убежденность и легла в основание экуменической утопии Ланге, о которой автор статьи высказывается, критически, особенно в свете исторического контекста, в котором она возникла.

После небольшого исторического экскурса следует обращение к тематическим вопросам. Во второй главе, которая называется «Правачеловека, социализм и освобождение. Борьба за единство между Востоком и Западом, Севером и Югом», поднимается тема растущей включенности в работу международных экуменических организаций христиан из стран третьего мира. Вопросы экуменической солидарности в служении нуждам страждущих и угнетенных, в совместной защите прав человека, справедливости, мира, экологии и це-

лостности творения, в помощи беженцам, мигрантам и преследуемым этническим группам, национальным меньшинствам, реакция на процесс деколонизации, а также вклад Латинской Америки в перемены в работе ВСЦ последовательно продолжают наполнение сборника.

Вторая глава открывается статьей «Союзники против имперского Запада. Иозеф Лукл Гро-мадка, экуменическое движение и интернационализация Восточного блока с 1950-х». Ее автор Питер Море (Peter Morée, 1964) — доцент церковной истории на факультете протестантской теологии Карлова университета в Праге (Чехия).

Статья Питера Море посвящена Иозефу Громадке (1889— 1969) — чешскому богослову и активному деятелю экуменического движения. Иозеф Гро-мадка, участник 1-й, 2-й и 3-й Ассамблей ВСЦ, член Исполкома ВСЦ, Центрального комитета ВСЦ, Президиума Чехословацкого комитета сторонников мира (с 195°) и Бюро Всемирного Совета Мира (с 1952).

Автор статьи приводит некоторые интересные факты из экуменической биографии И. Гро-мадка, например, то, что он попытался установить диалог между ВСЦ и Всемирным Советом Мира. Попытка эта, однако, была отвергнута руководством ВСЦ, и впоследствии

Й. Громадка выступил инициатором создания Христианской мирной конференции. Питер Море не отрицает тот факт, что мнения относительно взглядов и деятельности И. Громадка расходятся и по сей день. Спор вокруг его личности особенно в 1990-ые гг. приобрел в Чехии весьма острый характер. Многие по достоинству оценивают его как богослова и уважают как харизматическую личность. В то же время далеко не все могут принять его политическую позицию, особенно благосклонность к коммунистическим властям ЧССР.

Тем не менее, акцент П. Море делает на неоспоримых заслугах И. Громадка. Среди них — образование в Чехословакии экуменической организации «Христианская Мирная Конференция», которую он и возглавил в июне 1958 года. С самого начала ее основания И. Громадка поставил перед собой задачу объединения всех христиан в деле защиты мира на земле, подразумевая как христиан из Восточной и Западной Европы, так и христиан из стран третьего мира. Он начал активно и энергично включать последних в работу Христианской мирной конференции, что по праву остается его заслугой и несомненным достижением в деле развития и трансформации экуменического движения.

Тема включенности в ВСЦ и прочие международные организации христиан из стран третьего мира тесно связана с вопросами прав человека, а также освобождения от колониальной зависимости, которым посвящена следующая статья «ВСЦ и права человека в контексте холодной войны и деколонизации». Ее автор, Кристиан Аль-берс (Christian Albers, 1976), изучал протестантскую теологию в университетах в Майнце, Гёт-тингене (Германия) и Глазго (Великобритания).

Автор анализирует степень вовлеченности экуменического движения в вопросы, касающиеся прав человека, а также отмечает важные изменения в этой области в течение 1970-х годов. Внимание К. Альберса сосредоточено на соотношении различных «измерений» прав человека и того, как их понимали в Комиссии церквей по международным делам ВСЦ. Особый интерес для автора представляют консультация Комиссии, прошедшая в Санкт-Пёльтене (Австрия) в 1974 году, а также 5-я Ассамблея ВСЦ в Найроби (Кения) в 1975 году, которые стали основными вехами в истории участия экуменического движения в вопросах прав человека.

Трансформацию понимания прав человека в ВСЦ, К. Аль-берс видит в первую очередь в том, что вопросы, их касающи-

еся, больше не рассматриваются изолированно, но, напротив, часто поднимаются как непосредственно связанные с иными областями, например, проблемой милитаризма, межрелигиозного диалога и проч. Обсуждение прав человека постепенно выходит далеко за пределы узких кругов политиков, ученых и дипломатов, продолжается как в штаб-квартире ВСЦ, так и на международных площадках в ходе проведения экуменических встреч и заседаний разного уровня, региональных консультаций, местных коллоквиумов. Создается особый ресурсный центр по правам человека в Латинской Америке. Многие подразделения ВСЦ находят вопросы прав человека непосредственно связанными именно с их деятельностью, поэтому права человека постепенно становятся неотъемлемой частью политики ВСЦ. В то же время все большая включенность христиан из стран третьего мира в работу ВСЦ способствует пониманию концепции прав человека, как бесспорно универсальной и неотъемлемой для Севера и Юга, Востока и Запада, открывая возможность общения на равных на языке прав человека.

Две следующие статьи второй главы посвящены Латинской Америке. Они открывают для читателя возможность посмотреть на вопросы глобали-

зации и единства христиан с совершенно новой и неизвестной стороны, так сказать, глазами латиноамериканцев.

Первая из них носит название «Демократический социализм, гуманизация и освобождение. Вклад Латинской Америки в глобализацию экуменизма». В ней автор—Аннегрет Шиллинг (Annegret Schilling, 1981) — рассматривает глобализацию ВСЦ с точки зрения Латинской Америки в период между 1966 и 1975 годами на основании исследования путей, которыми представители латиноамериканского протестантизма поставили под сомнение европейское и североамериканское понимание экуменизма и экуменического сотрудничества.

Основной площадкой для дискуссий стали как международные экуменические конференции, так и сама штаб-квартира ВСЦ в Женеве, где, начиная с конца 1960-х годов, группа левых латиноамериканцев вошла в штат сотрудников и таким образом оказала влияние на экуменическую политику и стратегии экуменического движения непосредственно изнутри.

В статье автор настаивает на том, что присутствие этой группы латиноамериканцев в штате ВСЦ было не только символом географической глобализации ВСЦ, на что традиционно указывают в данном

контексте. А. Шиллинг выявляет существовавшие тогда глубокие противоречия в понимании ответственной совместной деятельности, революции, социализма и освобождения, в свете которых особенно интересным становится новый латиноамериканский подход, который благодаря своему непосредственному участию в работе ВСЦ, они смогли представить и воплотить в жизнь.

Тему Латинской Америки продолжает статья Одаира Пед-росо Матеуша (Ос1шг РесЬохо М^еиэ, 1955) — преподавателя экуменической теологии в Экуменическом институте Боссе (Женева) при Всемирном совете церквей и члена Секретариата Комиссии ВСЦ Вера и церковное устройство. Его статья называется «Мигес Бонино и борьба за мировое единство христиан в 1970-е годы».

В самом ее начале автор предлагает краткий исторический обзор, в ходе которого обозначает перемены в понимании отношений между Богом, Церковью и миром, которые наблюдались в период с момента основания ВСЦ до начала 1970-х, подчеркивая, что с конца 1960-х складывается новое, альтернативное и даже критическое видение христианского единства.

Следующим шагом О. Матеуша становится анализ участия аргентинского методистского

богослова Мигеса Бонино в двух крупных конференциях Комиссии Вера и церковное устройство ВСЦ. Обе эти конференции были посвящены теме видимого единства Церкви. Первая состоялась в городе Лёвен (Бельгия) в 1971 году, вторая имела места двумя годами позднее на Саламанке (Испания) в 1973 году.

Особое внимание автор уделяет личности Мигеса Бонино (1924-2012), поскольку критическое понимание христианского единства в 1970-е годы было высказано именно этим решительным латиноамериканским богословом. Он написал большое количество книг очень разных по содержанию, объединенных, однако, общей идеей социальной и экономической борьбы угнетенных. Следует отметить, что М. Бонино был одним из ведущих участников протестантской теологии освобождения. Лейтмотивом ее стало осознание факта угнетения народных масс в Латинской Америке. Представители этого направления пытались переосмыслить все содержание христианства, исходя из требований освобождения, но освобождения не только от первородного греха, но от всех форм угнетения, включающее участие в борьбе за освобождение народов Латинской Америки от социального, политического, экономического гнета. Главным ориентиром развивающейся те-

ологии освобождения стала генеральная линия, которая была выработана Всемирным советом церквей после Ассамблей в Упп-сале (1968) и Найроби (1976). В свете понимания этого сложно переоценить вклад М. Бонина в преодоление разделений на пути к христианскому единству.

Наконец, завершающая третья глава носит название «Развитие глобального сознания. Межнациональные формы религиозного взаимодействия». Ее открывает статья «Разделенная нация в разделенном мире. Совет Евангелической Церкви Германии и глобализация немецкого протестантизма с 1950-х до 1970-х годов». Ее автор — Бенджамин Пирсон (Benjamin Pearson, 1976) — доцент кафедры истории в Тускулум колледже в Гриневилль (США).

В статье рассматриваются на примере Совета Евангелической Церкви Германии изменения западногерманского протестантского отношения к третьему миру с конца 195°" х до начала 1970-х годов. В этот период протестантские церкви Западной Германии испытали настоящий взрыв интереса к экуменическим и международным делам. К концу 1960-х и начале 1970-х годов, однако, среди протестантских церквей шли жаркие дебаты по поводу барьеров на пути развития стран тре-

тьего мира, необходимости поощрения всемирного равенства и социальной справедливости, а также обсуждались пути, посредством которых европейские христиане могли бы выразить свою солидарность с социальной и политической революцией, происходящей по всему земному шару.

В заключении статьи Б. Пирсон обращает внимание на то, что в исследуемый период тема стран третьего мира перемещается от периферии к самому центру протестантского дискурса. В то же время интересы протестантского мышления смещались все более от вопросов миссии и благотворительности в новое русло к темам мира и социальной справедливости. Безусловно, эти изменения происходили по целому ряду причин. Автор статьи подчеркивает, в частности, связи между описываемым изменением и переосмыслением немецкой идентичности в контексте холодной войны и нацистского прошлого.

Следующая статья переносит читателя из западногерманских регионов в далекую Юго-Восточную Азию, открывая для него под новым углом события одного из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века. Называется она «Война во Вьетнаме, как глобальный вызов для протестантских церквей в ФРГ и во всемирном экумени-

ческом движении». Ее автор — Катарина Волькерт (Ca.tha.rina УоШеП, 1983).

К. Волькерт занимается исследованием войны во Вьетнаме — серьезного военного конфликта, оставившего неизгладимый след в культуре и истории не только Вьетнама, но и стран Европы и Америки. В этом контексте автора интересуют позиции разных церквей в этом военном противостоянии, так как церкви и в Европе, и Северной Америке были осведомлены о политических и социальных вопросах, имевших место во время войны во Вьетнаме. Как раз в этом ключе автор подходит к рассмотрению реакций на военные действия как со стороны Евангелической церкви Германии и ВСЦ, так и других религиозных групп, и отдельных лиц, имеющих отношение к церкви.

Катарина Волькерт сосредотачивает свое внимание на анализе двух главных примеров: 1) отказ Евангелической церкви Германии принять экуменическую делегацию из Соединенных Штатов Америки, что явилось проявлением растущего антиамериканизма, но в то же время обозначило позицию западногерманских церквей, озабоченных скорейшим установлением мира во Вьетнаме; 2) письмо протеста Юджина Карсона Блэйка — генерального секретаря

ВСЦ, ранее долгое время занимавшего пост министра пресвитерианских церквей в Америке, Ричарду Никсону — президенту США, с требованием прекратить бомбардировки во Вьетнаме. Это письмо особенно взволновало Евангелическую церковь Германии, активно обсуждавшую его на разных уровнях. Дискуссии вокруг письма породили многочисленные споры внутри самой Евангелической церкви в первую очередь относительно роли и места церкви в современном мире, а также возможности церкви выступать в качестве политического субъекта.

Таким образом, в своей статье автор не только рассматривает войну во Вьетнаме как затянувшийся жестокий эпизод холодной войны, но и иллюстрирует дискуссии и волнения, происходившие в среде протестантских церквей Германии, которые привели их к дистанцированию от ВСЦ и даже кризису доверия экуменическому движению.

Следующая статья плавно переводит читателя от глобализации к глокализации — понятию, появившемуся в конце 1980-х — начале 1990-х гг. как реакции исследователей на понимание процессов глобализации. Об этом идет речь в статье «Программа по борьбе с расизмом и «глокализация» церквей», автором которой выступил Се-

бастьян Трипп (Sebastian Tripp, 1980).

С. Трипп обращается к истокам появления понятия «глокализация», которая представляет собой определенную модель, которая могла бы объединить одновременно сосуществующие противоположные тенденции для обозначения взаимосвязи между глобальными и локальными процессами. Одну из ключевых позиций в изучении данного феномена занял английский социолог Роланд Робертсон (Roland Robertson, 1938). По его мнению, глобальные и локальные тенденции взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга.

Себастья Трипп использует понятие глокализация с тем, чтобы проанализировать влияние глобального экуменического движения на местные и региональные уровни в конце 1960-х и начале 1970-х годов. В качестве примера, автор приводит программу по борьбе с расизмом и утверждает, что она послужила катализатором в повышении осведомленности об экуменическом движении, которое в 1960-е годы было ограничено почти исключительно богословскими элитами. Таким образом, он подводит к выводу о том, что события, происходившие внутри глобального мирового экуменического движения, в значительной степени повлияли на дискуссии

и процессы внутри региональных церквей и местных приходов.

Завершает сборник очень интересная и в то же время непростая статья под названием «Конец колониального мышления. Апартеид как вызов для протестантских церквей в Нидерландах», написанная Эрикой Мей-ерс (Erica Meijers, 1966). Автор — главный редактор de Helling — ведущего периодического издания о политике и культуре в Нидерландах.

Рассматривая вопрос деколонизации, Э. Мейерс утверждает, что глобальные изменения и темы, которые обсуждались на международном экуменическом уровне, сыграли важную роль в своеобразном «изменении ума», которому подверглись протестантские церкви в Нидерландах в период между 1945 и 1972 гг. Среди таких тем можно выделить дискуссии о Церкви и обществе, конец эпохи колониализма, развитие стран третьего мира, образование международных организаций, в том числе ВСЦ — все это радикальным образом изменило мировоззрение голландских протестантов, что стало особенно заметным во время дебатов в этих церквах по поводу апартеида в Южной Африке. В своей статье автор прослеживает переход от критического отношения нидерландских протестантов к апартеиду в 1950-х годах, до переосмысления и четкого отказа

от апартеида в начале 1970-х годов. В результате этих дискуссий, в которых ВСЦ принимал активное участие, Южная Африка перестала считаться белой страной с черной проблемой, но воспринималась как черная страна под белым господством. Вопрос апартеида буквально натолкнул протестантские церкви на переосмысление их роли на колониальной арене и привел к формированию нового взгляда на церковь и общество. Ожесточенные дебаты об апартеиде глубоко изменили сами протестантские церкви, которые перестали быть закрытыми традиционными церковными общинами, становясь напротив все более открытыми для обсуждения вопросов и вызовов современности.

Наконец, последний раздел книги, приложение состоит из 5 частей и дает возможность читателю более подробно ознакомиться со следующей информацией:

1. Таблицы и диаграммы, отражающие количество представителей от Африки, Азии и Латинской Америки во Всемирном совете церквей в период 1948-1975 гг.

2. Краткие биографии людей так или иначе связанных с ВСЦ и экуменическим движением в период 1960-1970 гг.

3. Список аббревиатур

4. Краткие биографии авторов статей

5. Алфавитный указатель Несмотря на множество разнообразных и зачастую, казалось бы, не связанных между собой тем, сборник получился вполне целостным и качественным. Он будет интересен широкому кругу исследователей, как

занимающихся непосредственно ВСЦ и экуменическим движением, так и соответствующим периодом мировой истории.

Т. Пыка

Роккуччи А. Сталин и патриарх: Православная церковь и советская власть, 1917—1958 /пер. с итал. O.P. Щелоковой. M.s Политическая энциклопедия, 2016. — 582 с. — (Серия: История сталинизма).

В издательстве РОССПЭН в серии «История сталинизма» вышел перевод книги итальянского историка, профессора новейшей истории университета «Рим III», специалиста по истории России Адриано Роккуччи (по-итальянски книга увидела свет в 2011 г.). Нужно отметить усилия издательства, которое стремится познакомить читателя как с новыми российскими исследованиями религиозной политики советского государства, так и с переводами работ зарубежных ученых. Так, в серии «История сталинизма» вышли несколько книг М.И. Одинцова, совместное исследование Т.В. Волокитиной, Г.П. Мурашко и А.Ф. Носковой, книга американского исследователя С.М. Майнера16 и теперь книга А. Роккуччи.

16. Одинцов М. И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталин-

Публикация книги итальянского историка, безусловно, важное событие и для русского читателя. Роккуччи обладает редкой авторской оптикой — одновременно стороннего и «включенного» наблюдателя. Разумеется, главный адресат этой работы — итальянский читатель. Поэтому автору было

ского социализма. 19!7-1953 гг- М., 2014; Одинцов М. И., Кочетова А. С. Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 2014; Одинцов М. И. Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). М., 2015; Во-локитина Т. В., Мурашко Г. П., Но-скова А. Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов XX века: Очерки истории. М., 2008; Майнер С. М. Сталинская священная война. Религия, национализм и союзническая политика/пер. с англ. В. Артемова. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.