В.А. ЛИВЦОВ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой сервиса и туризма Орловского государственного университета.
Тел. (4862) 555-211; [email protected]
УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АССАМБЛЕЕ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ В г. УПСАЛА (ШВЕЦИЯ) В 1968 г.
Статья посвящена проблемам участия Русской Православной Церкви (РПЦ) в Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в г. Упсала (Швеция) в 1968 г. Исследуются механизмы государственного влияния на РПЦ, имевшие целью продвижение советской внешнеполитической доктрины на международной арене с помощью ВСЦ. Статья основана на материалах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ).
Ключевые слова: экуменизм, Всемирный Совет Церквей (ВСЦ).
Экуменическое движение, стремящееся к сближению христианских религий, возникло в прошлом веке. Крупнейшая экуменическая организация - Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) - всегда стремилась привлечь к сотрудничеству мощную Русскую Православную Церковь (РПЦ), находившуюся в СССР под прессом государства. В начале 1960-х гг. это удалось, но РПЦ, стремясь сохраниться, была вынуждена выполнять государственные установки - использовать трибуну ВСЦ для поддержки внешнеполитических инициатив советского руководства.
Показательной была IV Генеральная ассамблея ВСЦ в Упсале (Швеция), проходившая в июне 1968 г. Здесь взаимные компромиссы РПЦ, ВСЦ и Советского государства привели к удовлетворившему всех консенсусу.
К этому времени РПЦ стала уже авторитетной участницей ВСЦ. Однако пришедший к руководству ВСЦ новый Генеральный секретарь Юджин Карсон Блейк, по всей видимости, под влиянием церковных диссидентов в СССР в первое время не высказывал большого почтения к РПЦ, считая, что она находится под контролем Советского государства.
Но положение изменилось после его визитов в СССР. После очередного возвращения из СССР, с празднования юбилея восстановления патриаршества, и перед Ассамблеей в Упсале Генеральный секретарь ВСЦ выступил в Женеве по европейскому телевидению. Ему задавали много вопросов о перспективах Ассамблеи. Он тепло отозвался о поездке в Москву. При этом сказал сдержанно, но ясно: «Мы все знаем, что Русская Церковь имеет свои трудности, но только та церковь, которая имеет достаточно свободы для своего существования и миссию, может устраивать такие церковные торжества, стоящие больших материальных, организационных и моральных средств». Он подчеркнул, что РПЦ вполне может жить в тех условиях, в которых она находится [1].
Последовал вопрос: «Всем известно, что представители Русской Церкви на всех заседаниях занимаются только политикой, что их заставляет делать власть». Корреспондента интересовало, будет ли то же самое и в Упсале? Блейк ответил, что русские, действительно, неплохие политики, «в каждом политическом документе они не пропустят мимо ничего». Он добавил: «они хорошие граждане», но, «уверяю вас, они такие же хорошие церковники, и, где касается дело Церкви, богословия, они не пропустят тоже абсолютно ничего» [2].
Накануне IV Генеральной ассамблеи ВСЦ в Упсале, 18 июня 1968 г., в Берлине для _________ «оказания влияния на Ассамблею в интересах миролюбивой политики социалисти-
© В.А. Ливцов
ческих государств» состоялась встреча представителей государственных учреждений по делам религий ВНР, ГДР, ПНР и СССР. Основное внимание было уделено «выработке согласованных резолюций делегациям церквей ... социалистических стран в целях оказания влияния на Ассамблею в интересах миролюбивой политики социалистических государств» [3]. На встрече была достигнута договоренность о том, чтобы выезжающие на Ассамблею представители церквей социалистических стран использовали трибуну Ассамблеи для осуждения американской агрессии во Вьетнаме, оккупации Израилем арабских земель, реваншистских тенденций правящих кругов ФРГ, империалистической политики и неоколониализма, проявлений расизма и фашизма и чтобы они противодействовали акциям, враждебным делу мира и социализма. В целях дальнейшего усиления влияния религиозных организаций социалистических стран на деятельность ВСЦ участники встречи условились о необходимости добиваться увеличения мест церковных деятелей социалистических стран в руководящих органах ВСЦ и договорились о конкретных кандидатурах, избранию которых необходимо содействовать [4].
В инструкции делегатам РПЦ на Ассамблею говорилось: «По всем основным проблемам международной жизни они должны выступать с реальных, конкретных и справедливых общественно-политических позиций Советского правительства и не допускать в выступлениях делегатов Ассамблеи и в ее итоговых документах антикоммунистических и антисоветских высказываний» [5].
Рекомендовалось, чтобы «вся деятельность наших делегатов, все их выступления» были «экуменическими по своему характеру» и служили «росту общехристианского авторитета» РПЦ в ВСЦ. Особое внимание необходимо было уделить общественно-политическим вопросам: «подготовить все выступления и действия», направленные на «разоблачение и предотвращение империалистической агрессии, на последовательное проведение курса мирного сосуществования государств с различным общественным строем» [6].
В частности, делегаты должны были добиваться включения в документы Ассамблеи требования немедленного решения вьетнамского вопроса путём прекращения военных действий США против Вьетнама [7].
IV Генеральная ассамблея ВСЦ проходила с 4 по 19 июля 1968 г. в г. Упсала (Швеция) [8]. На ней присутствовали 2400 участников, из них 730 -официальные делегаты с правом голоса [9].
В работе Ассамблеи принимали участие представители религиозных организаций СССР, в том числе делегация РПЦ, во главе с митрополитом Никодимом (Ротовым) [10].
Началась Ассамблея с паломничества на могилу Н. Седерблома, стоявшего у истоков экуменического движения. На торжественном богослужении - открытии присутствовал шведский король. На Ассамблее было заявлено, что «политически-общественная программа ВСЦ» - в постановке вопроса о «богатых и бедных, в выдвижении на передний план вопроса о правах человека и в намеченной стратегии массовой информации» [11].
На второй день работы Ассамблеи, 5 июля 1968 г., с большим докладом «Православные Церкви и экуменическое движение» выступил митрополит Никодим [12]. Правда, позже в своём отчёте делегат Ассамблеи епископ Михаил отмечал, что доклад митрополита создал у многих «впечатление отхода РПЦ от экуменических позиций и попытки возвращения к тенденциям изолированного существования» [13].
Эмигранты, представители РПЦ на Западе хотели видеть в словах русских иерархов на Ассамблее скрытую правду. Так, архиепископ Василий (Кривошеин) вспоминал, что на этом форуме митрополит Никодим был решительным противником модного на Западе в католических и протестантских кругах синтеза между христианством и марксизмом. «Диалог между марксизмом и христианством он отвергал, считая его нечестным взаимным обманом». Твёрдо держаться такой позиции ему помогало то, что Советская власть тоже была против диалога марксистов и христиан там, где марксисты уже захватывали власть [14].
Более устойчивое сотрудничество с Римом и постоянное православное давление привело Ассамблею к необходимости поставить вопрос о новых структурах, где «большие конфессиональные семьи» могли бы встречаться и высказывать свои взгляды. Уже Альянс реформатских церквей и Лютеранская Федерация установили собственные отношения с ВСЦ, назначив постоянного «связного» и разослав «братские делегации» в комиссии и комитеты. Ассамблея выразила желание, чтобы понятие «конфессиональной семьи» распространялось на православие и на католическую церковь [15].
Правда, во время Ассамблеи имелись некоторые «антикоммунистические нападки». Наблюдатели от РПЦ отмечали, что «антикоммунистическая пропаганда вне Ассамблеи была сильнее, чем на предыдущей Ассамблее ВСЦ» [16]. Чувствовалось влияние положения в Чехословакии [17]. Так,
проживавший в США чехословацкий эмигрант Благослав Грубы издавал «двухнедельный информационно-пропагандистский материал, ведущий в связи с религией антикоммунистическую пропаганду». Он был озаглавлен «Религия в коммунистической эре». В сопровождение своего письма Грубы апрельский и майский выпуски бюллетеня направил в номера гостиницы, где жили делегаты. Кроме того, эстонские и латышские эмигранты провели пресс-конференцию «с антисоветскими сообщениями», материалы которой затем были опубликованы в газетах США, ФРГ, Швеции и других стран [18]. Отмечалось, что Запад пытался воздействовать на венгров [19].
В конце работы Ассамблеи Ю. Блейк рассказал представителю РПЦ при ВСЦ епископу Владимиру (Сабодану), неоднократно это подчёркивая, что в штаб Ассамблеи «поступала масса всякой литературы, материалов и документов антисоветского характера и против Русской Церкви, как служанки коммунистов», но все эти материалы «оставались без хода», поскольку сам Блейк на них «наложил свою руку». Он сказал: «То, что я делал, я делал для Русской Церкви» [20].
Тем не менее, по оценкам делегатов РПЦ, решения Ассамблеи по международным вопросам были «на том уровне, который можно ожидать от церковной организации, находящейся под западным влиянием» [21]. Ассамблея приняла специальную резолюцию по Вьетнаму [22], в которой благодаря поправкам, внесённым делегатами от РПЦ [23], осуждалась политика США [24]. Отмечалось, что за неё Ассамблея проголосовала единодушно, «подавляющим большинством голосов» [25].
Делегаты не дали представителям западного мира «протащить в президенты Шарля Малина (Ливан)». После заявления представителя РПЦ его имя было вычеркнуто из списка [26].
Наблюдатели РПЦ отмечали, что Ассамблея отличалась двумя чертами: «ввела в моду социально-этические, политические, экономические проблемы», которые при наличии неоколониаль-ной и неокапиталистической опасности «имеют прогрессивное значение», и продолжила укрепление христианского единства, разработала перспективные планы, что создаёт необходимость считаться «с возможностью дальнейшего распространения экуменизма» [27].
Уже оставивший свой пост прежний Генеральный секретарь ВСЦ Виссерт Хуфт был избран Ассамблеей почётным президентом ВСЦ [28]. Президентами ВСЦ стали: Хуфт, а также Сербский патриарх Герман, Западно-Германский епископ Ли-лье, епископ Нилес с Цейлона, Пейн - представи-
тель баптистской церкви Англии, Смитт - президент реформатской церкви из Зулу, епископ из Южной Африки. Число членов ЦК было увеличено со 100 до 120. Было отдано много мест представителям третьего мира. Участие социалистических стран выражалось в следующих пропорциях: СССР - 8, Венгрия - 2, Чехословакия - 1, Румыния - 2, Югославия - 2, ГДР - 3, Болгария - 1, всего -20, что равнялось около 16%. Многие представители соцстран вошли также и в состав комиссий ВСЦ [29].
В новый состав ЦК ВСЦ от РПЦ были избраны: митрополит Никодим, патриарший экзарх в Западной Европе митрополит Сурожский Антоний, патриарший экзарх в Средней Европе архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Владимир, заместитель председателя ОВЦС МП епископ Зарайский Ювеналий, профессор Ленинградской духовной академии протоиерей Л. Воронов, профессор Московской духовной академии В.Д. Са-рычев и секретарь ОВЦС МП А.С. Буевский [30].
Ю. Блейк высказал представителю РПЦ при ВСЦ удовлетворение, что русская делегация была хорошо представлена и активно работала. Виссерт Хуфт, как говорил Блейк, посещал все секции, подсекции, комитеты и «с большим удовлетворением докладывал» о работе секций и «активном участии, которое принимали русские, и о вкладе русских в эти работы». Ю. Блейк считал, что надо «еще больше сотрудничать» с РПЦ - самой большой -православной церковью, поскольку это «необходимо для всемирного успеха ВСЦ» [31].
Несколько позже, 28 июля, Виссерт Хуфт в своём «восторженном тосте» в доме настоятеля Женевского прихода РПЦ по случаю его именин сказал: «Я сопоставляю предыдущую Ассамблею с только что прошедшей. На предыдущей Ассамблее Русская Церковь вступила во ВСЦ. Не все были рады этому. Многие даже высказывали мысль, что это скомпрометирует ВСЦ, позволившую себе связаться с Русской Церковью. Я тогда говорил, что это необходимо. Я чувствовал и высказывал мои чувства: многие будут еще в будущем бояться, что Русская Церковь слишком порядочный и привлекательный член ВСЦ. Уже эта Ассамблея подтвердила мое предсказание. Без Русской Церкви ВСЦ не имел бы такой солидности, какую он приобрел и приобретает за последнее время». Затем Виссерт Хуфт просил всех петь русские песни, особенно его любимую «Жили двенадцать разбойников» [32].
Один из лидеров ВСЦ, доктор Лукас Фишер, почти в конце Ассамблеи говорил епископу Владимиру (Сабодану): «Вы понимаете, ваша делега-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
ция слишком заметная. Такие бороды, такие рукава, такой состав, получается как-то так, что многие выглядят по сравнению с вами слишком бледно и даже мелко. От этого они чувствуют себя подавленными. На вас всех и объективы все, и общее внимание. Вот посмотрите, греки, они совсем по-другому, их незаметно, некоторые из них говорили мне свое недовольство, что русские слишком заметны.» [33].
Действительно, во время Ассамблеи и после неё греки «высказывали недовольство», что им в ВСЦ и на Ассамблее «не было дано специальных привилегий». Они спрашивали: «Почему Русская Церковь не поднимала специально вопроса об усилении участия и присутствия православных в стафе ВСЦ и во всех его мероприятиях?» [34].
Правда, некоторые делегаты от РПЦ в своих отчётах критически констатировали, что группа представителей РПЦ на Ассамблее была недостаточно подготовлена, в том числе отсутствовали богословские кадры, делегатам РПЦ поздно были розданы материалы и тезисы [35].
Но в итоге советские органы всё-таки остались довольны результатами Ассамблеи. Её решения считались «достаточно хорошими». Заместитель председателя КГБ СССР Цвигун так проинформировал об итогах Ассамблеи ЦК КПСС: «В процессе подготовки Ассамблеи руководство ВСЦ, используя материальную зависимость церквей в странах Азии, Африки и Латинской Америки от Всемирного Совета Церквей, воспрепятствовало приезду в Упсалу в качестве делегатов некоторых прогрессивных деятелей из этих стран. В ходе самой Ассамблеи представители Запада стремились не допустить широких дискуссий по таким проблемам, как агрессия США во Вьетнаме и Израиля против арабских стран. При обсуждении положения на Ближнем Востоке предпринимались попытки протащить в резолюции по этому вопросу идею о необходимости двусторонних переговоров Израиля с арабскими странами. Активную работу по обработке делегатов Ассамблеи, особенно из стран Африки, в этом плане проводили представители Израиля (доктор Верди - ответственный сотрудник Министерства по делам религий и доктор Мендес - секретарь посольства Израиля в Риме).
Органы госбезопасности «через свои возможности» принимали меры по «срыву замыслов» не-
которых делегатов Запада использовать трибуну Ассамблеи «во враждебных социалистическим странам целях», а также «продвижению выгодных нам решений» по обсуждавшимся вопросам, «укреплению позиций прогрессивных сил в руководстве ВСЦ» [36].
Несмотря на активное противодействие представителей Запада, в итоговых документах Ассамблеи «удалось провести линию» по осуждению агрессивных действий США и Израиля. Были «сорваны также попытки избрать на посты председателя Центрального комитета ВСЦ и его заместителя враждебно настроенных к СССР лиц». В состав ЦК ВСЦ вошло 9 представителей Русской Православной, армянской церквей и Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов (вместо пяти представителей в прежнем составе Центрального комитета). Одним из 6 президентов ВСЦ впервые избран представитель из социалистической страны (сербский патриарх Герман)» [37].
Правда, по итогам Ассамблеи были сделаны и некоторые политические выводы, имевшие далеко идущие кадровые последствия. С большим вниманием в Совете по делам религий отнеслись к информации делегата Ассамблеи епископа Михаила, который со ссылкой на слова теолога-эмиг-ранта П. Струве утверждал, что «на Западе в церковных кругах распространено убеждение, что Митрополит Ленинградский Никодим подбирает себе «партию» посредством нарочитого подбора вновь посвящаемых архиереев, преимущественно из церковной молодежи». Эта фраза в тексте его отчёта подчеркнута и, видимо, вызвала «соответствующую» реакцию [38].
30 июля 1968 г. Священный Синод РПЦ на своём заседании заслушал и обсудил доклад митрополита Никодима как главы делегации РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ в Упсале о работе и результатах «этого выдающегося экуменического события». Синод выразил удовлетворение итогами Ассамблеи и принял к сведению избрание Ассамблеей в новый состав ЦК ВСЦ представителей РПЦ. Об этом митрополит Никодим тут же сообщил письмом «к сведению» Генеральному секретарю ВСЦ Ю.К. Блейку в Женеву [39].
Ассамблея в Упсале стала последним образцом столь полного единодушия Советского государства, РПЦ и ВСЦ. Вскоре события в Чехословакии нарушили идиллические настроения.
Библиографический список
[1] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 183. Л. 36.
[2] Там же. Лл. 36-37.
[3] РГАНИ. Ф. 5. Оп. 60. Д. 24. Л.101.
4] Там же. Лл. 101-102.
б] ГAPФ. Ф. б991. Оп. б. Д. 17B. Лл. 1-2.
6] Там же. Л. 1.
7] Там же. Л. 19.
B] Там же. Д. 174. Л. 2.
9] Там же. Д. 17B. Л. 19.
Ювеналий, митрополит. Человек Церкви. - М.: Изд. Моск. епархии. - 199B. - С. 1б.
ПАРФ. Ф. б991. Оп. б. Д. 17B. Л. 19.
Там же. Д. 174. Л. 3.
Там же. Д. 179. Л. 17б.
Bасилий (Кривошеин), архиепископ. Bоспоминания. Письма. - Н. Новгород, 199B. - С. 330. Клеман Оливье. Roma Amor. Беседы с патриархом Афинагором. - Брюссель, 1993. - С. б74, ббО. ГAPФ. Ф. б991. Оп. б. Д. 17B. Л. бЗ.
Там же. Л. бб.
Там же. Л. б2.
Там же. Л. бЗ.
ГAPФ. Ф. б991. Оп. б. Д. 1B3. Л. 40.
Там же. Д. 17B. Л. б1.
Там же. Д. 17б. Лл. 2бВ-27б.
Там же. Д. 17B. Л. 143.
Там же. Л. б1.
ПЛРФ. Ф. б991. Оп. б. Д. 179. Лл. 3B, 1б0-1б1 Там же. Д. 17B. Л. Вб.
Там же. Л. б1.
Там же. Л. ЗВ.
Там же. Л. б0.
П^Ф. Ф. б991. Оп. б. Д. 247. Л.1.
Там же. Д. 1ВЗ. Лл. 40-41.
Там же. Л. 41.
Там же. Л. 39.
Там же. Л. 42.
П^Ф. Ф. б991. Оп. б. Д. 179. Л. 17б.
Там же. Д. 24. Лл. 1Зб-1ЗВ.
Там же. Лл. 1Зб-1З7.
ГAPФ. Ф. б991. Оп. б. Д. 179. Л. 174.
Там же. Д. 247. Л.1.
V.A. LIVTSOV
THE PARTICIPATION OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE WORLD COUNCIL OF CHURCHES
ASSEMBLY IN UPPSALA (SWEDEN) IN 1968
The article is devoted to the problems of participation the Russian Orthodox Church (ROC) in the World Council of Churches (WCC) Assembly in Uppsala (Sweden). It is devoted to the mechanisms of the state influence on the ROC, directed to the advancement of the Soviet foreign doctrine with the help of the WCC. This article is based on the materials of the State Record Office of Russian Federation and Russian State Record Office of Modern History.
Key words: ecumenism, World Council of Churches (WCC).