Научная статья на тему 'РПЦ и экуменическая деятельность международных просоветских организаций'

РПЦ и экуменическая деятельность международных просоветских организаций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ливцов Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РПЦ и экуменическая деятельность международных просоветских организаций»

__________________________История____________________________

Виктор ЛИВЦОВ

рпц и экуменическая деятельность международных просоветских организаций

Идея использования РПЦ как международный политический авторитет, возможно, зародилась вскоре после 1943 года в связи с обращением И. В. Сталина к православию и началом государственной поддержки Московского патриархата.

В тот период церковные и близкие к ним государственные круги охватило некое подобие эйфории от внезапно открытого кислорода, которого так долго Церковь была лишена. Стали появляться фантастические проекты по обращению военнопленных в православие и возвращение их на родину уже в качестве агентов православия-социализма. Москву стали называть Вторым Римом, говоря о ее перспективах в объединении православных церквей вокруг нее в противовес Ватикану1.

ЛИВЦОВ Виктор Анатольевич — к. и. н., профессор Орловского госуниверситета

В тот период РПЦ не очень торопилась включиться в деятельность западных организаций, вынашивая идеи о создании новой организации под своей эгидой. Так, в письме от 23 января 1946 года председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпову Патриарх Алексий пишет, что «если Русская Православная Церковь станет принимать участие в экуменическом движении, то первым ее вопросом будет предложение — созвать «Всемирную ассамблею мира» (так мы ее назовем)»2. Можно даже сказать, что Московское Всецерковное совещание 1948 года было такой первой попыткой создания всеправославной международной организации. Однако возражения и протесты ряда древних церквей (Кипрской, Александрийской и др.) помешали осуществлению этого проекта3.

В феврале 1949 г. патриарх Алексий отмечал, что «Православная Русская Церковь с удовлетворением встретила предложение Международного комитета связи деятелей культуры в защиту мира о созыве Всемирного конгресса сторонников мира». Сам конгресс проходил в Париже 20—25 апреля 1949 г. Делегация патриархии была приглашена и на первую Всесоюзную конференцию сторонников мира в августе 1949 г. Глава делегации митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) в своем выступлении на конференции 26.08.1949 г. подчеркивал: «...когда темные силы поклонников золотого тельца готовятся ввергнуть все человечество в новую катастрофу.. Русская Церковь не может остаться равнодушной. Жадные щупальца заокеанского спрута пытаются опутать весь Земной шар. Капиталистическая Америка, эта неистовая блудница воскрешенного Вавилона, устроив мировое торжище, пытается соблазнять народы, толкая их к войне.» Митрополит Николай (Ярушевич) вошел в состав постоянного Советского комитета защиты мира.

9—12 мая 1952 г. по инициативе патриарха Алексия в Загорске была проведена Конференция всех церквей и религиозных объединений в СССР в защиту мира. В обращении конференции к церквам, религиозным объединениям, духовенству и верующим

1 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1 Д. 142. Л. 251-252 об.

2 Там же, Л. 30

3 АВП. Фонд 7. Оп. 12. Пор. 111 Пап. 8

80 ВЛАСТЬ 01’2008

всех религий всего мира, говорилось: «Все люди, любящие мир, охвачены тревогой... по нашему убеждению, источник войны скрывается не здесь, где люди в неустанном труде создают условия для общего счастья, а там, где. готовятся к войне, мечтая о господстве над всем миром. мы призываем все церкви. помочь своим народам в борьбе за сохранение мира. Мы поддерживаем предложения Всемирного совета мира об осуждении агрессии. Осуждая американскую агрессию в Корее, мы твердо уверены в том, что все церкви. готовы действенно поддержать призыв Бюро Всемирного совета мира от 1 апреля сего года «Против бактериологической войны».

В июле 1958 г. по инициативе видных теологов Чехословакии Поспешила и И. Громадки, при участии церквей части социалистических стран и некоторых членов западногерманских церковных братств, находящихся в оппозиции к руководству Евангелической церкви Германии, была основана Пражская христианская мирная конференция (ХМК). На ее первой конференции присутствовали лишь 37 делегатов, почти исключительно из социалистических стран. хМК отводилась роль противовеса Всемирному совету церквей (ВСЦ), находящемуся под контролем США. Задачей ХМК было вовлечение церковных деятелей социалистических стран в движение сторонников мира и более активное использование имеющихся контактов с церковными кругами Запада, оказание на них влияния в духе необходимости совместной борьбы христиан за мир. С 1958 г. РПЦ включилась в работу ХМК. При штаб-квартире ХМК в Праге Московская патриархия имела своего постоянного представителя, входящего в руководство ХМК.

В сентябре 1958 года И. Громадка получил Ленинскую премию «За укрепление мира между народами». 25 февраля 1959 г. И. Громадка был принят сотрудником Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР А. А. Пузиным и отчитался о подготовке ко 2-й Пражской конференции религиозных деятелей. И в плане мероприятий по усилению деятельности Русской Православной Церкви», разработанном Советом по делам РПЦ и предназначенном для Московской патриархии, последней было рекомендовано «активно содействовать экуменическому

Совету церквей Чехословакии в подготовке Всемирной христианской конференции в защиту мира».

С 16 по 19.04.1959 г. в Праге состоялось II расширенное заседание ХМК. Предварительно вопрос о целях и характере второй Христианской конференции рассматривался на заседании Политбюро ЦК КПСС от 13 января 1959 г., которое утвердило представленный Министерством просвещения и культуры ЧСР проект плана проведения этой конференции.

Несмотря на препятствия со стороны официального руководства западных церквей и на бойкот некоторых епископов германской евангелической церкви, в работе II конференции принял участие 91 иностранный делегат из 16 государств, из них примерно половина делегатов из капиталистических стран.

Конференция обсудила три основных вопроса: 1) о проведении Дня христианского покаяния — День Хиросимы, 2) о прекращении холодной войны, 3) о созыве Вселенского христианского мирного собора.

Было, в частности, решено созвать весной 1961 г. Вселенский христианский собор для выражения всеобщего мнения христиан против использования атомного оружия. В опубликованном коммюнике говорится также, что «конференция была обеспокоена вооружением Западной Германии атомным оружием и отдалением справедливого решения общегерманского вопроса путем мирных переговоров».

Проф. Громадке и секретарю конференции Поспешилу «удалось с помощью делегатов из СССР путем личных бесед в кулуарах подготовить встречу делегатов из ГДР, ФРГ, ЧСР и ПНР для поддержки плана Рапацкого, поставленные перед конференцией задачи были выполнены. Организаторам конференции удалось привлечь на свою сторону значительное количество представителей западных церквей и тем самым расширить на них свое влияние».

6—9 сентября 1960 г. в Праге состоялась Третья христианская конференция в защиту мира, на которой обсуждался вопрос «На пути к мирной эпохе человечества». На конференции присутствовали представители христианских церквей из социалистических стран, а также отдель-

01’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________81

ные церковные деятели из США, ФРГ, Англии, Австрии, Франции и Швейцарии. 2 сентября 1960 г. сотрудник Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР А. А. Пузин принял и напутствовал руководителей религиозных центров в СССР, выезжающих в Прагу для участия в 3-й Христианской мирной конференции. Глава делегации от Русской Православной Церкви митрополит Питирим выступил на конференции с докладом «Мир и Православная Церковь», в котором подверг резкой критике реакционную политику Ватикана и некоторых церковных деятелей протестантских церквей. Такая оценка деятельности Папы Римского давалась Русской Православной Церковью впервые.

Важным фактором в межцерковных отношениях социалистических стран были совещания руководителей ведомств по делам религий. С 25 по 30 мая 1964 г. в Берлине состоялось совещание руководи -телей государственных ведомств по делам Церкви ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и СССР с участием руководителей идеологических отделов Центральных Комитетов коммунистичес -ких и рабочих партий указанных стран.

Участники совещания единодушно отметили, что деятельность Пражской христианской организации оказывает существенное влияние на работу других международных церковных организаций в пользу мира.

Участники совещания поставили задачу — шире привлекать в руководящие органы движения авторитетных церковных деятелей, в том числе из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Были намечены меры по усилению роли международного секретариата движения, в частности, высказано пожелание, чтобы одним из заместителей генерального секретаря был назначен представитель Русской Православной Церкви.

С 26 мая по 4 июня 1968 г. проходило празднование 50-летия восстановления патриаршества в РПЦ. В связи с этим в Москву прибыли представители церквей из ряда стран и руководители международных религиозных организаций. Среди прибывших иностранцев были и «враждебно настроенные лица», в отношении которых органы госбезопасности «провели ряд мероприятий по их изучению, предотвращению возможных нежелательных

акций с их стороны, а также оказанию на них выгодного нам идеологического воздействия и получению интересующей нас информации». «Источниками информации» КГБ о религиозной ситуации в других странах становились некоторые религиозные деятели, которые часто не персонализировались даже в секретной информации для ЦК КПСС.

18 июня 1968 г. в Берлине вновь состоялась встреча представителей государственных учреждений по делам религий. Во время встречи тов. Зайгевассер информировал об итогах состоявшейся в начале июня 1968 г. в Берлине Конференции левых католиков европейских стран, обсудившей задачи католиков в решении проблем европейской безопасности. В результатеактивныхсогласованныхдейст-вий католических деятелей из Венгрии, ГДР, Польши и Советского Союза «удалось обеспечить на конференции принятие правильных, соответствующих духу миролюбивой политики социалистических государств решений по Вьетнаму и европейской безопасности, которые будут иметь положительное значение в работе с католическими массами в странах Западной Европы».

С 28 июля по 2 августа 1970 г. в Москве проходило совещание руководителей государственных ведомств по делам религий НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СРР, ЧССР и СССР. В нем также приняли участие работники Центральных Комитетов коммунистических и рабочих партий указанных стран.

Одним из главных обсуждаемых вопросов стал вопрос об усилении роли церквей социалистических стран в борьбе за мир в международных религиозных организациях.

По этому вопросу делегации пришли к общему выводу, что в условиях обострения идеологической и политической борьбы на международной арене империалистические круги все более активно используют в своих политических интересах церковные организации и в этих целях усиливают нажим на все международные религиозные центры, стремясь придать их деятельности реакционный и про-империалистический характер. Церкви социалистических стран, являясь членами более 10 международных церковных организаций, в частности Всемирного совета церквей, Конференции евро-

82 ВЛАСТЬ 01 ’2008

пейских церквей и некоторых других, несмотря на преобладание в этих организациях влияния западных стран, проводят в них определенную положительную работу по разоблачению реакционной политики империалистических держав, разъяснению миролюбивой политики стран социалистического содружества и опровержению распространяемой в капиталистических странах клеветнической пропаганды о положении религии и Церкви в социалистических странах. Поэтому было признано целесообразным всемерно повышать роль церквей социалистических стран в указанных международных организациях, добиваться увеличения числа представителей церквей социалистических стран в руководящих органах этих организаций, обеспечивать более тесное сотрудничество и координацию действий церквей соцстран на международной арене, содействовать расширению их контактов с прогрессивными религиозными деятелями за рубежом, улучшить политическую подготовку направляемых за границу представителей церквей социалистических стран.

6 августа 1970 г. председатель КГБ Ю. В. Андропов сообщал в ЦК КПСС, что в целях противодействия стремлениям Ватикана «объединить все религии на антикоммунистической основе» мероприятия органов КГБ «направлялись на продвижение в руководящие органы международных религиозных организаций, такие, как Всемирный совет церквей (ВСЦ), Пражская христианская мирная конференция (ПХМК), Конференция европейских церквей (КЕЦ) «прогрессивных религиозных деятелей» из СССР

и других социалистических стран и «компрометацию отдельных представителей Запада в этих организациях». В результате были «укреплены наши позиции» в ВСЦ, ПХМК и «скомпрометирован ряд западных религиозных деятелей, выступающих за создание единого блока религий».

На IV Всехристианском мирном конгрессе в Праге в октябре 1971 г. президентом Христианской мирной конференции был избран митрополит Никодим (Ротов), который занимал эту должность почти семь последующих лет.

Таким образом, с первых послевоенных лет патриархия участвовала в миротворчестве на мировой арене и в самой советской стране: во Всемирных ассамблеях мира, сессиях Всемирного совета мира. На всех конференциях в стране, международных форумах и межконфессиональ-ных конгрессах, посвященных вопросам мира и разоружения, а позже ядерной проблематике в 1950, 1951, 1952, 1955, 1969, 1977, 1982 гг. присутствовали делегаты патриархии. На нескольких с речами выступали сами патриархи.

К 70-м годам представителям РПЦ удалось занять ключевые места в руководстве христианских мирных движений, что сделало их полностью подконтрольными советским и партийным органам и позволило использовать авторитет этих движений на пользу советской внешней политике, поддержку советских мирных инициатив и предотвращение выпадов против СССР. Христианские мирные движения наряду со Всемирным советом церквей заняли свое место в числе просоветских международных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.