Научная статья на тему '«КУМЫС: В НЕМ СОЧНОСТЬ И ДУШИСТОСТЬ СТЕПНЫХ ТРАВ» (ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ КУМЫСОЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КАЛМЫКИИ В 1915-1916 гг.)'

«КУМЫС: В НЕМ СОЧНОСТЬ И ДУШИСТОСТЬ СТЕПНЫХ ТРАВ» (ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ КУМЫСОЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КАЛМЫКИИ В 1915-1916 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кумысолечение / кумыс / природно-климатические факторы / ставка Башанта / Большедербетовский улус / улусная больница / Бакши Ш. Бадминов. / Kumis treatment / natural and climatic factors / Bashanta headquarters / Bolshederbetovsky ulus / ulus hospital / Bakshi Sh.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бадмаева Е.Н.

В статье рассмотрены вопросы организации медицинского обслуживания в ставке Башанта Большедербетовского улуса Ставропольской губернии. Описан положительный опыт использования кумысолечения в имперский период на территории Большедербетовского улуса Ставропольской губернии. Методы. Использование хронологического метода исследования в синтезе с методом реконструкции позволило рассмотреть организацию кумысолечения в 1915–1916 гг. во временной последовательности. В работе применен идеографический метод, предполагающий конкретное описание изучаемого события. Основным источником в ходе исследования послужили документальные материалы из фондов Российского государственного исторического архива, Государственного архива Астраханской области, Национального архива Республики Калмыкия, а также работы дореволюционных и современных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“KUMIS: IT CONTAINS THE JUICY AND AROMATICITY OF STEPPE GRASSES” (FROM THE HISTORY OF THE ORGANIZATION OF THE FIRST INSTITUTIONS FOR KUMIS TREATMENT IN KALMYKIA IN 1915-1916)

The article considers the issues of organization of medical care at the headquarters of Bashanta of Bolshederbetovsky ulus of Stavropol province. The article describes the positive experience of using kumis treatment in the imperial period on the territory of Bolshederbetovsky ulus of Stavropol province. Methods. The use of the chronological method of research in synthesis with the reconstruction method allowed us to consider the organization of kumis treatment in 1915-1916 in time sequence, while the use of the ideographic method allowed us to describe the event under study. The main source in the course of the study were documentary materials from the funds of the Russian State Historical Archive, the State Archive of the Astrakhan Region, the National Archive of the Republic of Kalmykia, as well as the works of pre-revolutionary and modern authors.

Текст научной работы на тему ««КУМЫС: В НЕМ СОЧНОСТЬ И ДУШИСТОСТЬ СТЕПНЫХ ТРАВ» (ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ КУМЫСОЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КАЛМЫКИИ В 1915-1916 гг.)»

УДК 94(470+571) DOI: 10.53315/1995-0713-2024-63-3-6-12

Е.Н. Бадмаева

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

«КУМЫС: В НЕМ СОЧНОСТЬ И ДУШИСТОСТЬ СТЕПНЫХ ТРАВ» (ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ КУМЫСОЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КАЛМЫКИИ В 1915-1916 гг.)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 22-18-00313, https://rscf.ru/project/22-18-00313/. «Трансформация кочевых обществ Юга России в контексте природно-климатических факторов (XIX XX) вв.»

В статье рассмотрены вопросы организации медицинского обслуживания в ставке Башан-та Большедербетовского улуса Ставропольской губернии. Описан положительный опыт использования кумысолечения в имперский период на территории Большедербетовского улуса Ставропольской губернии. Методы. Использование хронологического метода исследования в синтезе с методом реконструкции позволило рассмотреть организацию кумысолечения в 1915-1916 гг. во временной последовательности. В работе применен идеографический метод, предполагающий конкретное описание изучаемого события. Основным источником в ходе исследования послужили документальные материалы из фондов Российского государственного исторического архива, Государственного архива Астраханской области, Национального архива Республики Калмыкия, а также работы дореволюционных и современных авторов.

Ключевые слова: кумысолечение, кумыс, природно-климатические факторы, ставка Башанта, Большедербетовский улус, улусная больница, Бакши Ш. Бадминов.

E.N. Badmaeva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

"KUMIS: IT CONTAINS THE JUICY AND AROMATICITY OF STEPPE GRASSES" (FROM THE HISTORY OF THE ORGANIZATION

OF THE FIRST INSTITUTIONS FOR KUMIS TREATMENT IN KALMYKIA IN 1915-1916)

The article has been prepared with financial support of the Russian Science Foundation no. № 22-18-00313, https://rscf.ru/project/22-18-00313/.

«Transformation of nomadic societies of the South of Russia in the context of natural and climatic factors

(XIX — mid-XX centuries)»

The article considers the issues of organization of medical care at the headquarters of Bashanta of Bolshederbetovsky ulus of Stavropol province. The article describes the positive experience of using kumis treatment in the imperial period on the territory of Bolshederbetovsky ulus of Stavropol province. Methods. The use ofthe chronological method of research in synthesis with the reconstruction method allowed us to consider the organization of kumis treatment in 1915-1916 in time sequence, while the use ofthe ideographic method allowed us to describe the event under study. The main source in the course of the study were documentary materials from the funds of the Russian State Historical Archive, the State Archive ofthe Astrakhan Region, the National Archive ofthe Republic of Kalmykia, as well as the works of pre-revolutionary and modern authors.

Key words: Kumis treatment, natural and climaticfactors, Bashanta headquarters, Bolshederbetovsky ulus, ulus hospital, Bakshi Sh.

В Башкортостане, Татарстане, Калмыкии и других регионах России кумыс издавна является не только любимым напитком, но и лечебным средством. Данное молочное изделие широко применялось и применяется в настоящее время для лечения брон-хо-легочных заболеваний, туберкулеза легких, центральной нервной системы, нормализации органов пищеварения, поджелудочной железы и т.п., в частности, в период пандемии.

Согласно Федеральному закону РФ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г., определившему основные принципы государственной политики в данной области, производство кумыса является перспективным направлением рекреационного природопользования для Республики Калмыкия. Природно-климатические особенности территории степного региона, располагающейся между широкими степями Астраханской области и обширными полями Ставропольского края, благоприятны для развития традиционных видов туризма, в первую очередь оздоровительного туризма - кумысолечения. К тому же Калмыкия имеет богатый исторический опыт разведения породистых лошадей, широко использовавшихся в повседневной хозяйственной жизни степных кочевников, в частности, для приготовления из кобыльего молока натурального лечебного кумыса.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение открытия и функционирования первой кумысолечебницы в улусной ставке Башанта Большедербетовского улуса Ставропольской губернии. Для достижения поставленной цели первостепенной задачей являлось выявление и комплексный анализ архивных источников с последующим введением их в научный оборот.

Материалы и методы. Основным источником исследования послужили документальные материалы из фондов Российского государственного исторического архива, Государственного архива Астраханской области и Национального архива Республики Калмыкия, а также работы дореволюционных и современных авторов. Методологической основой являются принципы историзма и объективизма. Использование идеографического и хронологического методов исследования (конкретное описание изучаемого события во временной последовательности) в синтезе с методом реконструкции позволило подробно рассмотреть открытие бакши хурула Шарапом Бадми-новым первой кумысолечебницы и в улусной больнице в ставке Башанта Большедер-бетовского улуса Ставропольской губернии.

Обсуждение

Развитие кумысоделия и кумысолечения в России связано с именами известных ученых и медицинских светил Н.В. Постникова, А.Н. Рубеля, П.Ю. Берлина, А.В. Сигриста, М.Н. Карнаухова, Н.А. Крамова и многих других1. Научное обоснование кумысолечения наиболее широко дано в работах проф. Н.В. Постникова. Он впервые на основании глубокого и всестороннего изучения кумысолечения в организованном им санатории выявил и показал сущность благотворного действия кумыса на человеческий организм, который «упитывает, укрепляет, обновляет». Первооткрывательскую роль Н.В. Постникова отметил в своей знаменитой книге «О кумысе...» его ближайший соратник - английский ученый Джордж Каррик: «В 1958 году доктор Н.В.Постников, пораженный замечательным выздоровлением одного чахоточного,

1Постников Н.В. О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм. 3-е изд. Самара, 1867; Рубель А.Н. Искусственный пневмоторакс при лечении туберкулеза легких. Спб, 1912; Берлин П.Ю. Кумы -солечение [Текст]/ П.Ю. Берлин; под ред. В.А. Александрова. М.: Всорос. Объединение курортов «ВОК», 1935 (тип. «Моск. печатник»). 33 с.; Сигрист А.В. Кумыс и основы кумысолечения. М.: Свердл. Отд-е Медги-за, 1948. 211 с.; Карнаухов М.Н. Как уберечься от туберкулеза. Уфа: Башгосиздат, 1950. 32 с.; Крамов Н.А. Кумыс и его действие. Казань: Татгосиздат, 1936. 276 с.

которого он отправил предыдущим летом к башкирам пить кумыс, открыл кумысное заведение в 6 верстах от Самары с целью лечить бродящим кобыльим молоком чахотку и другие изнурительные болезни». Далее Д. Каррик пишет, что «в несколько лет кумыс приобрел известность не только по всей России, но и в соседних странах, как самое действенное средство против чахотки»1.

Известный ученый, проф. А.Н. Рубель по праву считается основоположником медицинских учений, касающихся кумысолечения в России. Он в начале XX в. свыше 13 лет возглавлял одно из известных медицинских учреждений в Башкирии - Андреевскую кумысолечебницу. Благодаря его усилиям были выработаны основные показания к кумысолечению и разработана методика санитарного лечения при туберкулезе. А.Н. Рубель всегда настаивал на улучшенном благоустройстве санаториев, и лечение кумысолечением рассматривалось им как укрепляющий, причем необходимый метод лечения при туберкулезе, именно при ранней форме. Показательно, что в Андреевском санатории проходил лечение врач по специальности, известный русский писатель А.П. Чехов.

В 1930-е гг. проф. П.Ю. Берлин, много лет проработавший в Башкирском Шафра-новском курорте, совместно с проф. Л.И. Моделем в результате научных изысканий сумел доказать, что кобылье молоко и кумыс содержат во много раз больше жизненно важных витаминов, чем коровье молоко.

Весомый вклад в изучение истории кумысолечения на современном этапе внесла О.В. Зубова. Она рассмотрела историю возникновения кумысного производства и организацию кумысолечебных заведений на территории Самарской губернии с середины XIX в. по первые десятилетия XX в.2 Сравнительный анализ развития кумысолечебных учреждений в Самарской и Уфимской губерниях, близких по территориальному расположению и исторически значимых в использовании кумыса как лечебного средства, сделан исследователем Д. Горловым3.

В калмыцкой историографии научных разработок, посвященных истории развития кумысолечения, не имеется, за исключением одной научной публикации И.В. Лиджиевой и брошюры краеведческого характера Н. Букаева 4.

Результаты

Калмыцкая степь с сухим воздухом, богатые пастбищные угодья для молочных кобылиц: сочность и душистость степных трав определили особые вкусовые качества и лечебные свойства конского молока. Выгодное географическое положение, жаркий климат, в целом специфика природно-климатических условий региона во многом определили благоприятные условия для кумысоделания в Калмыцкой степи. Не случайно, многие ученые считали, что «кочевники русских степей, башкиры и калмыки, обладали секретом приготовления поистине «волшебного» напитка - кумыса, с помощью которого успешно лечился этот недуг (туберкулез легких - Е.Б.) и многие другие. О целебных свойствах напитка ходили слухи даже в высшем обществе России, некоторые представители которого, испробовав все «цивилизованные» методы

'Каррик Дж. О кумысе и его употреблении в легочной чахотке и других изнурительных болезнях. 2 изд-е. СПб: Тип. Я. Трея, 1903. 212 с.

2Зубова О.В. приятно и полезно (Из истории кумысолечения Самарской губернии) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки, 2021, Т.2. №2. С. 14—25.

3Горлов Д. Ф. Создание и развитие первых кумысолечебных учреждений на территории Самарской и Уфимской губерний в XIX - XX в. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2022. №3 (63). С. 76-81.

"Лиджиева И.В. Калмыцкое самоуправление и развитие кумысолечения в Калмыкии во время Первой мировой войны // Новый исторический вестник, 2017. №3 (53). С. 85-95.; Букаев Н.Б. Калмыцкий кумыс. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1988. 37 с.

лечения, обращались за помощью к кочевникам. Они арендовали или покупали кибитку (юрту), устанавливали ее на лето в кочевье и здесь на месте пили кумыс, дышали степным воздухом, и болезнь надолго отступала или совсем уходила. Именно таким способом поправил свое здоровье великий русский писатель Л.Н. Толстой»1.

Почетным гостям кочевники-калмыки преподносили в знак особого уважения благотворный «белый напиток» - кумыс. Летом 1871 г. император Александр II вместе с наследником цесаревичем Александром Александровичем, будущим императором Александром III, во время своего путешествия на Кавказ посетил ставку Хошеутовского улуса. «Владельцем Хошеутовского улуса князем Тюменем в дар императору Александру II были преподнесены халат, сшитый из голубого бархата, на мерлушечьем меху, обитый собольим мехом, две деревянные маленькие чашки, маленькая серебряная тарелка, кожаная фляга в серебряной оправе для водки. В числе подарков от калмыцкого народа, кочевавшего в Астрахани, значился деревянный кувшин в серебряной оправе для кумыса и такая же кружка для чая»2. Как видим, калмыки преподнесли самое лучшее из своего декоративно-прикладного искусства, тем самым выказав глубочайшее почтение, преданность и патриотизм, проявление наивысшего уважения к царствующей особе. Сам факт преподнесения среди перечисленных подарков предметов для хранения кумыса говорит о распространенности кумыса в повседневной жизни калмыков-кочевников, занимавшего почетное место в их рационе. Однако к середине XIX в., в связи со значительным сокращением коневодства в Калмыцкой степи, кумыс становится доступным напитком только для зажиточного слоя калмыков.

Организация первого кумысолечебного учреждения в Калмыкии датируется 1915 г. Предыстория началась с того, что в декабре 1914 г. Николай II, направляясь на Кавказ, принял инициативную группу из Большедербетовского улуса, которая вручила ему прошение «Желательные мероприятия». В третьем пункте данного документа, в числе прочих прошений Императору, калмыки просили «предоставить для лечения раненых и больных военнослужащих Большедербетовскую улусную больницу, рассчитанную на 80 человек, а, кроме того, в случае необходимости передать помещение пансиона Ики-Чоновского двуклассного училища, где также можно разместить 50 человек»3. В указанных медицинских помещениях предполагалось открыть кумысолечебницу для лечения военнослужащих. Таким образом, калмыки Большедербетов-ского улуса Ставропольской губернии в годы первой мировой войны не остались в стороне и желали из чувства глубокого патриотизма организовать на собственные средства помощь раненым и больным воинам Российской армии в виде лечения народным средством - кумысолечением. В документе подчеркивалось, что калмыки производили и производят в настоящее время кумыс из молока кобылиц (^ня чигян), что являлось калмыцким национальным питательным и целебным напитком4.

Как справедливо отмечала в этой связи исследователь И.В. Лиджиева, «... лечение различных болезней кумысом было давней традицией калмыцкого народа, и, естественно, свой уникальный опыт кумысолечения калмыки стремились использовать для лечения раненых и больных военнослужащих»5.

'Зубова О.В. Приятно и полезно (Из истории кумысолечения Самарской губернии) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки, 2021. Т. 3. №2. С. 14.

2Государственный архив Астраханской области (далее ГААО). Ф-1. Оп. 11. Д. 689. Л. 86.

3Национальный архив Республики Калмыкия (далее - НАРК). Ф. И-21. Оп.1. Д. 316. Л. 7об.

4Букаев Н.Б. Калмыцкий кумыс. Элиста: Калм кн. изд-во, 1988. 37 с.

5Лиджиева И.В. Калмыцкое самоуправление и развитие кумысолечения в Калмыкии во время первой мировой войны // Новый исторический вестник, 2017. №3 (53). С. 87.

Посильную помощь в организации лечения российских военнослужащих старалось оказать и калмыцкое духовенство, в частности, в лице Бакши Ш. Бадминова. В марте 1915 г. на имя Императорского Величества Великого Государя от Бакши хурула «В память 300-летия царствования Дома Романовых» Большедербетовского улуса Ставропольской губернии Шарапа Бадминова поступило «верно подданиче-ское» прошение о разрешении открыть за свой счет кумысо-лечебное заведение. При этом Бакши Ш. Бадминов сердечно благодарил за предоставление в июле 1914 г. ху-рулу 1-го Багатуктуновского рода Большедербетовского улуса права именоваться «В память 300-летия царствования Дома Романовых» и пожалование хурулу портрета наследника Цесаревича1. В указанном прошении излагалось желание содержать раненых воинов за свой счет на полном пансионе: «В ознаменование Высокой Царской милости, одушевляемый чувством верноподданической благодарности Белому царю, желая принести полную помощь Отечеству в годину тяжелых испытаний, припадая к священным стопам обожаемого монарха, верноподданически прошу Ваше Императорское Величество и подвергаю к священным стопам Вашего Императорского Величества о моем верноподданическом и смиренном желании содержать за свой счет на полном пансионе, 20 раненых воинов из Царскосельского Дворцового лазарета и из лазарета Наследника Цесаревича в Царском селе, для поправления здоровья в кумысо-лечебном заведении, учреждаемое мною при хуруле «В память 300-летия царствования Дома Романовых» на время от 20 мая до 1 сентября с.г.»2. На письме Бакши Ш. Бадминова собственноручно Его Величеством было написано: «Сердечно благодарить»3. Во исполнение данного поручения, 26 марта 1915 г. Бакше Ш. Бадминову из канцелярии Ея Императорского Величества поступило письмо, где отмечалось, что «... сердечно благодарит от имени Ея Императорского Величества за выраженное Вами желание содержать за свой счет на полном пансионе в кумысолечебном заведении, учреждаемом Вами при хуруле в память 300-летия царствования Дома Романовых с 20 мая по 1 сентября»4.

В результате открытая в ставке Башанта в 1915 г. кумысолечебница стала содержаться из средств калмыцкого общественного капитала. В следующем 1916 году сход калмыков Большедербетовского улуса Ставропольской губернии вновь постановил своим приговором открыть на сезон май-август кумысолечебницу для раненых и больных воинов на 50 кроватей. Хотя для открытия кумысолечебницы в 1916 г. требовалось распоряжение господина Министра внутренних дел об отпуске на содержание ее из средств калмыцкого общественного капитала. В ходе совещания было вынесено решение, что «хороший климат Калмыцкой степи; бывший опыт кумысолечения раненых воинов из Царскосельского Дворцового лазарета летом 1915 г., давший вполне хороший результат; наличие земель с прекрасным кормом для выпаса кобылиц (1500 дес. ковыльной степи)»5 позволяют учредить кумысолечебное заведение именно на ставке Башанта. Однако соответствующее письменное обращение схода калмыков Большедербетовского улуса в Министерство внутренних дел не было отправлено, очевидно, причина крылась в формальном незнании, как и в какие сроки необходимо было отправить официальный документ в центральные органы власти. В состоявшейся переписке между канцеляриями Его Величества государыни Императрицы Александры Федоровны и министерства Внутренних дел на запрос от 29 марта 1916 г.:

1Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 71. Л. 1

2РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 712. Л. 1об.

3РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 712. Л. 1.

4РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 712. Л. 3.

5РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 712. Л. 2.

«поступало ли в Министерство внутренних дел ходатайство об открытии упомянутой кумысолечебницы и могут ли быть отпущены средства на ее содержание»1 был получен ответ за подписью министра Б. Штюрмера, что «ходатайства калмыков Боль-шедербетовского улуса Ставропольской губернии об открытии кумысолечебницы в ставке Башанта для раненых и больных воинов во вверенное мне Министерство не поступало и по существу этого ходатайства, запрошен [запрос] 31 минувшего марта по телеграфу [на имя] Ставропольского губернатора»2. В апреле 1916 г. губернатор Ставропольской губернии А. М. Никитин в своем письме министру Внутренних дел Б.В. Штюрмеру (министр с марта по июль 1916 г.) сообщал: «что касается возможности отпуска средств на устройство означенной кумысолечебницы, то по состоянию сумм калмыцкого общественного капитала Ставропольской губернии (на 1 февраля 1916 г. в наличности 1429376 руб.), отпуск необходимых для сего средств мог бы быть произведен, но не иначе, как с Высочайшего Государя Императора соизволения, ввиду того, что капитал этот предназначается по закону на удовлетворение нужд калмыков»3. К тому же переписка Главного врачебного инспектора МВД Л. Н. Малиновского с управляющим Земским отделом МВД А.Н. Неверовым подтвердила отсутствие ходатайства калмыков Большедербетовского улуса Ставропольской губернии об открытии кумысолечебницы в ставке Башанта для раненых и больных воинов4.

Но все же в мае 1916 г. решился вопрос об открытии кумысолечебницы в Башанте. Согласно архивному документу, по повелению императора Николая II из калмыцкого общественного капитала было выделено 10 тыс. руб. «на расширение и содержание Большедербетовского кумысолечебного пункта»5. Решающую роль в открытии кумысолечебницы сыграли благоприятные природно-климатические факторы: сухой климат, уникальные фитонцидные свойства степной растительности. Немаловажное значение имели лошади, специально выращенные для производства кумыса, и то, что коневодство являлось традиционной формой хозяйствования калмыков.

Таким образом, несмотря на сложности военного времени, Российское государство смогло обеспечить подготовку и организацию открытия кумысолечебницы в Боль-шедербетовском улусе Ставропольской губернии для раненых и больных воинов. Сегодня, изучая состояние кумысолечения в Калмыкии, можно констатировать, что в регионе имеется единственная конеферма в крестьянско-фермерском хозяйстве «Лола», производящая этот уникальный целебный напиток. Фермеры этого хозяйства сохранили традиции изготовления напитка из кобыльего молока. Закваска для кумыса хранится у них с 1936 года. Ее берегут как зеницу ока, причем рецепт изготовления закваски держат в секрете. Земельный надел небольшой - всего 1 тысяча гектаров. В КФХ «Лола» насчитывается 60 лошадей разных пород, и кумыс готовят на заказ, причем сезон изготовления его такой же - с мая по сентябрь6.

Использование кумыса для лечения больных особо актуально в настоящее время -во время пандемии коронавируса - в период восстановления организма, а также при лечении туберкулеза легких и обострения бронхиальной астмы, желудочно-кишечных заболеваний. Изготовление в больших объемах конского кумыса, имеющего хорошие лечебные, диетические и профилактические свойства, могло бы стать одним из привлекательных аспектов для привлечения туристов в Республику Калмыкия.

[РГИА. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 1152. Л. 54. м/ф.

2РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 71. Л. 4.

3РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 71. Л. 4.

4РГИА. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 1152. Л. 56, 57, 58 м/ф.

5НАРК. Ф. И-21. Оп. 1. Д. 317. Л. 24.

6Анджукаева О. Кумыс: божественный напиток кочевых народов. Ьйрв:// asiarussia.ru/ агйс^/444/ (дата обращения 15 июня 2024 г.)

Список литературы

1. Анджукаева О. Кумыс: божественный напиток кочевых народов. https://asiarussia.ru/ ай!С^/444/ (дата обращения 15 июня 2024 г.)

2. Берлин П.Ю. Кумысолечение [Текст]/ П.Ю. Берлин; под ред. В.А. Александрова. М.: Всорос. Объединение курортов «ВОК», 1935 (тип. «Моск. печатник»). 33 с.

3. Букаев Н.Б. Калмыцкий кумыс. Элиста: Калм.кн. изд-во, 1988. 37 с.

4. Горлов Д.Ф. Создание и развитие первых кумысолечебных учреждений на территории Самарской и Уфимской губерний в XIX - XX в. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2022. №3 (63). С. 76-81.

5. Государственный архив Астраханской области (далее ГААО). Ф-1. Оп. 11. Д. 689. Л. 86.

6. Зубова О.В. Приятно и полезно (Из истории кумысолечения Самарской губернии) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки, 2021, Т.2. №2. С. 14-25.

7. Карнаухов М.Н. Как уберечься от туберкулеза. Уфа: Башгосиздат, 1950. 32 с. Крамов Н.А. Кумыс и его действие. Казань: Татгосиздат, 1936. 276 с.

8. Каррик Дж. О кумысе и его употреблении в легочной чахотке и других изнурительных болезнях. 2 изд-е. СПб: Тип. Я. Трея, 1903. 212 с.

9. Лиджиева И.В. Калмыцкое самоуправление и развитие кумысолечения в Калмыкии во время Первой мировой войны // Новый исторический вестник, 2017. №3 (53). С. 85-95.

10. Национальный архив Республики Калмыкия (далее - НАРК). Ф. И-21. Оп.1. Д. 316. Л. 7об.

11. НАРК. Ф. И-21. Оп. 1. Д. 317. Л. 24.

12. Постников Н.В. О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм. 3-е изд. Самара, 1867.

13. Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 71. Л. 1.

14. РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 712. Л. 1об.

15. РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 712. Л. 3.

16. РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 712. Л. 2.

17. РГИА. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 1152. Л. 54. м/ф.

18. РГИА. Ф. 525. Оп.2 (225/2747). Д. 71. Л. 4.

19. РГИА. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 1152. Л. 56, 57, 58 м/ф.

20. Рубель А.Н. Искусственный пневмоторакс при лечении туберкулеза легких. Спб, 1912.

21. Сигрист А.В. Кумыс и основы кумысолечения. М.: Свердл. Отд-е Медгиза, 1948. 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.