Научная статья на тему 'Кумулятивные эффекты сотрудничества стран ЕС в области высшего образования'

Кумулятивные эффекты сотрудничества стран ЕС в области высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кумулятивный эффект / сближение образовательных систем / общеевропейские нормы в образовательной сфере / признание эквивалентности дипломов и сроков обучения / cumulative impact / convergence of European educational systems / common European educational rules / the recognition of diploma and terms equivalence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Яна Львовна, Жилякова Светлана Анатольевна, Новоселова Наталья Васильевна, Чичерина Надежда Николаевна

Статья посвящена анализу изменений, которые могут быть рассмотрены как результат практического сотрудничества стран-членов ЕС в экономической и социальной сфере. Такие изменения могут быть охарактеризованы, как кумулятивный эффект, то есть, как незапланированное качественное изменение процесса, происходящее под влиянием накопившихся факторов. В данной статье предпринята попытка рассмотрения только одного из возможных кумулятивных эффектов, а именно: понимание необходимости создания единого европейского образовательного пространства, что привело к существенному изменению изначальных целей взаимодействия стран Евросоюза в образовательной сфере. В результате можно констатировать, что сближение образовательных систем отдельных государств постепенно трансформировалось в унификацию, что в определенном смысле означает утрату части национальной идентичности в таком важном процессе социализации как получение профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUMULATIVE IMPACT OF COLLABORATION OF THE EU COUNTRIES IN THE EDUCATIONAL SPHERE

The article is devoted to analysis of the changes which could be considered as the result of practical collaboration of the EU-countries in the economic and social sphere. These changes could be also interpreted as cumulative impact, in other words as unplanned qualitative change of the process under the influence of accumulated factors. This article attempts to consider one of possible cumulative impacts, namely: understanding of the need to create the common Europe Educational Area which resulted in significant changes of original collaboration intents of European countries in the sphere of high education. As s result it can be stated that convergence of educational systems of individual EU-member states gradually transformed into unification, in a certain sense it can mean partly losing of the national identity in such important process of socialization what the vocational education is.

Текст научной работы на тему «Кумулятивные эффекты сотрудничества стран ЕС в области высшего образования»

Кумулятивные эффекты сотрудничества стран ЕС в области высшего образования

Горшенина Яна Львовна,

к. пед. наук, кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО «Омский Государственный Педагогический университет» E-mail: evangelina7@mail.ru

Жилякова Светлана Анатольевна,

старший преподаватель, кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО «Омский Государственный Педагогический университет» E-mail: svetlana.zh.omsk@mail.ru

Новоселова Наталья Васильевна,

к.фил. наук, кафедра французского языка, ФГБОУ ВО «Омский Государственный Педагогический университет» E-mail: n-novosselova@yandex.ru

Чичерина Надежда Николаевна,

к. пед. наук, доцент, кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО «Омский Государственный Педагогический университет» E-mail: chicherina- nadezda@yandex.ru

Статья посвящена анализу изменений, которые могут быть рассмотрены как результат практического сотрудничества стран-членов ЕС в экономической и социальной сфере. Такие изменения могут быть охарактеризованы, как кумулятивный эффект, то есть, как незапланированное качественное изменение процесса, происходящее под влиянием накопившихся факторов. В данной статье предпринята попытка рассмотрения только одного из возможных кумулятивных эффектов, а именно: понимание необходимости создания единого европейского образовательного пространства, что привело к существенному изменению изначальных целей взаимодействия стран Евросоюза в образовательной сфере. В результате можно констатировать, что сближение образовательных систем отдельных государств постепенно трансформировалось в унификацию, что в определенном смысле означает утрату части национальной идентичности в таком важном процессе социализации как получение профессионального образования.

Ключевые слова: кумулятивный эффект, сближение образовательных систем, общеевропейские нормы в образовательной сфере, признание эквивалентности дипломов и сроков обучения.

о с

U

со см о см см

В современных педагогических исследованиях при описании каких-либо процессов часто используется понятие кумуляции. В-основном, это понятия используют для того, чтобы описать характер изменений и их значимость для дальнейшего осуществления процесса. Такие изменения, происходящие за счет постепенного накопления различных факторов, принято рассматривать как кумулятивные эффекты, достигаемые за счет постоянного увеличения объема знаний и опыта, которые обогащают или даже качественно меняют изначальные цели и характеристики осуществляемого процесса. Считается, что кумулятивные эффекты характерны, в том числе и для процессов, касающихся социума, так как социальная общность представляет собой живой, постоянно меняющийся организм, поэтому трудно предусмотреть все возможные факторы влияния. С другой стороны, не вполне ожидаемые эффекты осуществляемого процесса являются, сами по себе, наиболее интересным явлением для изучения, так как с их помощью можно выявить действительно значимые факторы, которые привели к таким изменениям. Обратимся к имеющимся определениям.

В широком понимании термин кумуляция (от лат. cumulatio - увеличение, скопление) означает эффект, достигаемый за счет постепенного накопления определенных факторов и последующего их «взрывного» действия, в результате чего происходит качественное изменение какого-либо процесса [1]. Согласно данным словарного корпуса английского языка (Cambridge English Corpus), процесс кумуляции представляет собой многократно повторяющиеся действия [2]. В Кембриджском словаре английского языка (Cambridge Dictionary) кумулятивный эффект рассматривается как качественное изменение какого-либо процесса под воздействием накопившихся обстоятельств, влияющих на ход процесса [3]. Похожие определения мы находим и в других источниках, например, словарь немецкого языка трактует процесс кумуляции как изменение, происходящее в результате накопления новых данных или обстоятельств [4].

Основываясь на приведенных выше определениях, можно предположить, что кумулятивные эффекты, полученные в ходе реализации какого-либо процесса, не всегда являются вполне ожидаемыми, так как под влиянием различных обстоятельств меняется вектор развития процесса, и в этом случае масштаб происходящих изменений влияет на изначально планируемый результат.

В этой связи нам представляется интересным рассмотреть кумулятивные эффекты сотрудниче-

ства стран ЕС в образовательной сфере, которые привели к заключению Болонского соглашения. Анализируя изменения, происходящие с течением времени в плане организации и осуществления совместной работы стран-участниц ЕС в образовательной сфере, мы можем констатировать существенные изменения в формулировке целей. То есть, от улучшения качества образования при полном сохранении автономности государств в плане содержания и организации образования, что зафиксировано в статье 149 Римского соглашения от 1957 года, до достижения сопоставимости и гармонизации систем образования стран-членов ЕС, о чем, в свою очередь, свидетельствует текст Болонской декларации от 1999 года. На наш взгляд, это можно считать эффектом кумуляции, так как основанием этих трансформаций является опыт, накопленный в ходе осуществления практической деятельности.

Принято считать, что первым этапом на пути становления Болонской системы является подписание в 1957 году Римского соглашения об учреждении ЕЭС. В основном, его текст содержит статьи, регламентирующие создание единого экономического и таможенного пространства, но, кроме того, соглашение касается сфер культуры и высшего образования. Так, например, согласно статье 149 Соглашения, задачами, стоящими перед национальными системами высшего образования, являются следующие: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам; расширение сотрудничества между учебными заведениями; повышение доступности высшего образования; повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, что подразумевает признание в научной среде дипломов и сроков обучения; создание долгосрочных систем обучения.

Следующим этапом принято считать встречу министров образования стран-участниц ЕС в 1971 году, которая фактически констатировала отсутствие единого мнения по реализации вышеназванных задач, в частности, отмечалось, что не определено общее направление европейского образования, нет единого решения стран-участниц ЕС о том, станет ли оно продуктом межправительственного сотрудничества, либо функцией европейского сообщества [5]. В то же время, в итоговой резолюции встречи отмечалось, что дальнейшее расхождение между странами в области образования будет нежелательным. То есть, другими словами, дальнейшее развитие национальных систем образования должно идти в одном направлении. Но на этом этапе не было выработано каких-либо общих принципов развития за исключением того, что была достигнута договоренность о начале процесса признания эквивалентности дипломов высшего профессионального образования. Таким образом, можно сделать вывод, что задачи разработки стратегии сотрудничества стран ЕС в области образовательных систем были лишь сформулированы, но еще не осознавались как таковые.

На наш взгляд, это объясняется, прежде всего, сложившимися национальными традициями различных образовательных систем. Образование, особенно профессиональное, не мыслилось тогда вне национальной общности и страны. Идеи объединения европейских стран до сих пор относились к сфере экономики, и, принимая во внимание относительно небольшой размер европейского континента, могли считаться вполне логичными и ожидаемыми, то есть, экономическая выгода такого сотрудничества была достаточно очевидна. Другой причиной может являться осознание масштабов тех изменений, которые нужно будет осуществить, если страны-участницы ЕС решат развивать сотрудничество в сфере образования, так как трансформация такого рода должна привести к изменениям на ментальном уровне. Как следует из опыта исторического общественного развития, идея осознания себя единой общностью должна формироваться и развиваться естественно, на протяжении определенного, достаточно длительного времени. В случае привнесения такой идеи извне, процесс ее осознания будет, очевидно, проходить по-другому, поэтому возникает определенный круг задач, требующих решения, как, например, сформулировать идею так, чтобы она была правильно воспринята всеми членами сообщества, разработать механизмы обеспечения изменений и так далее. Оптимальным способом решения таких задач, очевидно, является использование тех средств, которыми располагает система образования.

Известно, что образовательная сфера представляет собой социальную систему, основной функцией которой является развитие личности и ее социализация, то есть, приобщение к общественной жизни и социальному порядку данного общества; таким образом, сфера образования может считаться, прежде всего, проводником национальных культурных ценностей. Но после того, как стал распространятся тезис о европейском единстве, стало очевидно, что задачи образования в плане социализации личности нуждаются в изменении, так как менялась социальная общность, становясь не национальной, а общеевропейской.

До 1974 года сотрудничество в сфере образования между странами ЕС оставалось актуальным, но изменения, результатом которых могло быть сближение систем образования, не предполагались. Высказывались опасения, что в случае объединения нескольких стран в решении вопросов образования, учет интересов всех участников может представлять определенную трудность, то есть, должны быть выработаны некие универсальные положения, обеспечивающие равный подход к решению задач образования всех стран-участниц ЕС. То есть, на данном этапе совместная деятельность в образовательной сфере оставалась на уровне подписания различного рода соглашений, а опыт совместной практической работы отсутствовал.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см см

Но постепенно становится очевидным, что идея единого европейского пространства не может быть полноценно реализована, если она не найдет своего отражения и в сфере образования. Доклад о состоянии образования в странах ЕС, опубликованном Еврокомиссией в 1974 году эксперты считают началом осмысления тех изменений, которые были необходимы для организации сотрудничества стран-участниц ЕС в образовательной сфере.

Это нашло отражение в итоговой резолюции, принятой министрами образования стран-участниц. Главной идеей является сотрудничество в сфере образования, причем образовательные традиции каждой страны должны быть учтены, несмотря на имеющиеся между ними различия. Но в резолюции отдельно отмечается, что гармонизация и координация систем образования стран-участниц ЕС не только нежелательна, но и нереалистична, то есть, направления и формы будущего сотрудничества не были определены. Таким образом можно констатировать, что вопрос о возможности достижения полноценного сотрудничества между странами-участницами ЕС в области образования пока не приобрел актуальность, то есть, реального сближения в образовательной сфере тогда не предполагалось. С другой стороны, вопрос о работе над признанием эквивалентности дипломов получил свое дальнейшее развитие, что зафиксировано в резолюции как предоставление улучшенных возможностей для признания дипломов, что можно рассматривать как постепенное накопление факторов, то есть начало процесса кумуляции.

Идея о продвижении понятия европейского единства средствами образовательной политики впервые возникает только в 1976 году на конференции министров образования европейских стран. Следует отметить, что до этого момента вопросами европейской политики в области образования занимались, в-основном, государственные чиновники, возможно, поэтому до 1976 года не была выработана программа действий, которая способствовала бы сближению европейских стран в области образования. Принятая программа определила направления и формы будущего сотрудничества, но не предлагала каких-либо радикальных изменений. Основная цель программы была определена как ознакомление с особенностями систем образования государств-членов ЕС, задачи для выполнения этой цели, по сути, обеспечивали только получение избыточной и актуальной информации о традициях систем образования других европейских стран. К ним относятся, например, ознакомительные поездки представителей администраций учреждений школьного и высшего образования иинформирование школьников и студентов о традициях систем образования и об учебных заведениях европейских стран.

В то же время, в резолюции по итогам конференции упоминается развитие академической мобильности учащихся, студентов, преподавателей

высшей школы, особенно занимающихся исследованиями; поддержание связей между учреждениями высшего образования европейских стран, и, что особенно важно, разработка совместных учебных и исследовательских программ между университетами отдельных стран-членов ЕС. Кроме того, одной из задач, упомянутых в резолюции, является интеграция европейского измерения в практику преподавания начальной и средней школы, что, на наш взгляд, можно считать началом сближения образовательных систем стран-членов ЕС.

На данном этапе уже можно наблюдать довольно значительную трансформацию целей объединения европейских стран: в самом начале процесса актуальной сферой сотрудничества являлась только экономика, хотя еще на этапе формирования Евросоюз уже рассматривался как социально-экономическое объединение. Впоследствии стало очевидным, что такое экономическое объединение стран, которое предусматривает создание общего внутреннего рынка и осуществление единой экономической, налоговой и бюджетной политики, подразумевает и создание единой социальной среды.

В этой связи возникает идея формирования единого европейского пространства, то есть, фактически, речь идет о социальном объединении различных европейских государств для создания единой европейской общности, что может означать отход от национальной культурной идентичности в пользу идентичности европейской, которая должна быть постепенно сформирована и принята обществом. Поэтому новое поколение европейцев должно быть воспитано в русле этой идеи, для чего предполагалось использовать ресурсные возможности системы высшего образования.

Утверждение этой идеи на уровне министров образования европейских стран мы можем рассматривать как кумулятивный эффект совместной практической деятельности стран ЕС в сфере образования.

Практические шаги по воплощению этой идеи последовали только в 1981 году. Причинами такого длительного перерыва называют процесс перераспределения полномочий между национальными и общеевропейскими институтами, который не мог осуществляться без ущемления интересов национальных образовательных структур стран ЕС, а, значит, и без сопротивления. Так, в частности, уже запланированную на 27 ноября 1978 встречу министров образования стран-участниц ЕС и Еврокомиссии пришлось отложить на неопределенный срок по требованию представителей Франции и Дании. Результатом встреч министров образования стран-членов ЕС с 1981 по 1983 год было подписание соглашения о продвижении академической мобильности в сфере высшего образования, что фактически являлось еще одним шагом к унификации национальных систем высшего образования.

Таким образом, мы можем констатировать трансформацию изначальных целей сотрудниче-

ства стран ЕС в области высшего образования, которая может быть рассмотрена как один из кумулятивных эффектов процесса создания единого европейского пространства.

Литература

1. https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 14.10 23)

2. https://www.cambridge.es/en (дата обраще-ния:20.10 23)

3. https://dictionary.cambridge.org (дата обраще-ния:20.10.23)

4. https://www.wortbedeutung.info (дата обращения: 21.10.23)

5. https://www.euromesco.net/institute/ (дата обращения: 03.11.23)

CUMULATIVE IMPACT OF COLLABORATION OF THE EU COUNTRIES IN THE EDUCATIONAL SPHERE

Gorshenina Ya.L., Zhilyakova S.A., Novosselova N.V., Chicherina N.N.

Omsk State Pedagogical University

The article is devoted to analysis of the changes which could be considered as the result of practical collaboration of the EU-coun-tries in the economic and social sphere. These changes could be also interpreted as cumulative impact, in other words as unplanned qualitative change of the process under the influence of accumulated factors. This article attempts to consider one of possible cumulative impacts, namely: understanding of the need to create the common Europe Educational Area which resulted in significant changes of original collaboration intents of European countries in the sphere of high education. As s result it can be stated that convergence of educational systems of individual EU-member states gradually transformed into unification, in a certain sense it can mean partly losing of the national identity in such important process of socialization what the vocational education is.

Keywords: cumulative impact, convergence of European educational systems, common European educational rules, the recognition of diploma and terms equivalence/

References

1. https://dic.academic.ru/ (date of access: 10/14/23)

2. https://www.cambridge.es/en (date of access: 20.10.23)

3. https://dictionary.cambridge.org (access date: 10/20/23)

4. https://www.wortbedeutung.info (access date: 10/21/23)

5. https://www.euromesco.net/institute/ (date of access: 03.11.23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.