Научная статья на тему 'Культурология журналистики: генезис современной науки'

Культурология журналистики: генезис современной науки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
797
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ГЕНЕЗИС / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОНТОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марьина Л.П.

Современная российская культурология объединяет социальные и гуманитарные напрвления изучения культуры. Предмет нашего исследования генезис культурологии в контексте теории журналистики и массовых коммуникаций. Прямой аналог отечественной культурологии в зарубежных классификациях наук выявить сложно. Представим генезис культурологии в аспекте международных научных и образовательных контактов, межкультурных коммуникаций и журналистской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGY OF JOURNALISM: THE GENESIS OF CONTEMPORARY SCIENCE

Modern Russian culture unites the social and humanitarian directions of stud Modern Russian culture unites the social and humanitarian directions of studying culture. The subject of our study is the genesis of cultural studies in the context of the theory of journalism and mass communications. It is difficult to reveal a direct analogue of Russian cultural studies in foreign classifications of sciences. We suggest the genesis of cultural studies in the context of international scientific and educational communications, intercultural communication and journalistic activities.

Текст научной работы на тему «Культурология журналистики: генезис современной науки»

CULTUROLOGY

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ: ГЕНЕЗИС СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Марьина Л.П.

Санкт-Петербургский государственный университет, канд. социологич. н., доцент,

доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций

CULTUROLOGY OF JOURNALISM: THE GENESIS OF CONTEMPORARY

SCIENCE

Maryina L.P.

St.Petersburg State University, Sant-Peterburg Theory of journalism аnd mass communications department Саndidate of Sociology, Assistant Professor of the Theory ofjournalism

and mass communications department.

АННОТАЦИЯ

Современная российская культурология объединяет социальные и гуманитарные напрвления изучения культуры. Предмет нашего исследования - генезис культурологии в контексте теории журналистики и массовых коммуникаций. Прямой аналог отечественной культурологии в зарубежных классификациях наук выявить сложно. Представим генезис культурологии в аспекте международных научных и образовательных контактов, межкультурных коммуникаций и журналистской деятельности.

ABSTRACT

Modern Russian culture unites the social and humanitarian directions of stud Modern Russian culture unites the social and humanitarian directions of studying culture. The subject of our study is the genesis of cultural studies in the context of the theory of journalism and mass communications. It is difficult to reveal a direct analogue of Russian cultural studies in foreign classifications of sciences. We suggest the genesis of cultural studies in the context of international scientific and educational communications, intercultural communication and journalistic activities.

Ключевые слова: аксиология, генезис, культура, культурология, культурология журналистики, культурная социализация, онтология, социальный институт.

Keywords: axiology, genesis, culture, culturology, culturology of journalism, cultural socialization, ontology, social institute.

Современная российская культурология стремится к объединению теоретических направлений и методологий изучения культуры с отечественными традициями исследований истории быта, мифологии и культурно-филологических реконструкций, концепций культурно-исторических типов, философией и идеологией просветительских функций культуры. Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Л.А. Уайта. В западной науке это название не привилось, но закрепилось в России. В западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом (поведенческом и коммуникативном) смысле. В Европе и США ведущие дисциплины, изучающие культуру общества, социальная и культурная антропология. Российская культурология, безусловно, шире западной «Anthropology», но и не охватывает полностью понятия «Humanitariens» [4, с. 47].

Предмет нашего исследования - генезис культурологии в контексте теории журналистики и массовых коммуникаций. Изучая взаимосвязь теории журналистики со смежными дисциплинами, в структуре теоретического знания целесообразно выделить культурологию журналистики. Сделаем

небольшой экскурс в историю вопроса, чтобы представить генезис науки о культуре.

В 60-80-г. г. прошедшего столетия культурология рассматривалась как интеллектуальная тенденция времени. Данная наука формировалась как ин-тегративное знание об обществе и культуре. В культурологическом ракурсе социокультурное развитие рассматривалось такими представителями русской интеллигенции, как М.К. Мамардашвили и Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и Л.Н. Гумилев, Г.С. Поме-ранц и С.С. Аверинцев.

Становление массовой культуры, смена философских парадигм в мировоззрении, возрастание «антропологичности» науки стимулировали развитие в большинстве стран мира комплекса культурно-антропологических наук, изучающих перечисленные процессы. Отечественным эквивалентом подобной науки стала культурология, которая в 1990-х годах XXI столетия включается в число обязательных общеобразовательных курсов высшего и среднего специального образования.

Ученые выделяют два направления в изучении культуры — гуманитарное и социально-научное.

Гуманитарная культурология (культуроведе-ние) имеет многовековую традицию исследований: литературоведческих и фольклористских, мифоло-

гических и религиоведческих, историко-философских и искусствоведческих, по истории общественной мысли по истории быта, костюма, нравов, а также по ряду иных направлений, относящихся к области гуманитарного, духовно-творческого и просветительского аспектов жизни общества.

Социально-научная культурология объединяет философию и теорию культуры, антропологию и прикладную культурологию, которая занимается разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

Одной из целей нашего исследования является выявление механизмов взаимодействия теории журналистики с социальной и гуманитарной куль-турологиями. Пограничное положение в этой научной системе занимает, по нашему мнению, культурология журналистики. Это объясняется тем, что журналистское произведение как культурно-эстетический продукт СМИ творит публицистическую реальность с помощью художественного воображения журналиста и представляет собой образное отражение реальности.

Попробуем определить место культурологии журналистики в структуре социальных теорий. Предметная область исследуемого социально-культурного явления - разнопланова. Относительно самостоятельными элементами могут быть особенности культурной среды СМИ, культура делового общения журналиста, культурология сознания, специфика культурологического познания журналистом, культурные процессы. Данная система характеризуется открытостью и может быть дополнена под воздействием исследовательских интересов ученого и объективных факторов внешней среды.

Культурология ограничивает свое познание комплексом нормативно-регулятивных, ценностно-смысловых, знаково-коммуникативных социально-воспроизводственных механизмов и средств, обеспечивающих жизнедеятельности общества и формирующих культурную память социума [7, с. 99].

К числу главных предметных областей культурологии относится и исследование знаково-комму-никативных процессов информационных связей между людьми. В отличие от наук лингвистического профиля, культурологию интересуют не технические механизмы порождения, фиксации, кодирования, передачи и декодирования информации, а сами культурно-смысловые содержания, составляющие предмет этих информационных обменов между людьми и выраженные в определенных символах.

Таким образом, в любой области социального и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход к определенным социально-нормативным функциям изучаемой сферы жизнедеятельности и выраженной в таких направлениях исследований, как «культурология экономики», «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства», «культурология журналистики». Комплексная научная дисциплина дифференцируется на два вида: теоретическую и

прикладную. Сегодня актуальна проблема формирования культурной компетентности личности. Значительную роль в этом процессе играют СМИ. Одним из важнейших направлений повышения эффективности культурной социализации при решении образовательных, просветительских задач является его культурологизация, введение элементов систематизированного культурологического знания во все социальные институты.

Развитие современной науки находится под влиянием социодинамики, которая подразумевает развертыване культуры во времени и пространстве, во взаимосвязи с организацией общества, с социальными переменами. Современная наука характеризуется синкретизмом. Начало нового тысячелетия подвигло к тому, что во всех странах заново об-думываются социальный статус культуры, перспективы, приоритетные направления и тенденции ее развития, сопровождающиеся интеграцией и дифференциацией. Журналистика, освещающая проблемы культуры, быть может, как никакая другая профессиональная деятельность, способна совершенствовать динамику социальных процессов. Вся история ХХ в. окрашена взаимодействием массовой и классической культур. Современные художественные произведения обращены, прежде всего, к чувствам, эмоциям читателя и зрителя. С достижениями новейшей техники и технологии, связано появление фотографии, кино, дизайна, телевидения, видеоклипов и оснащенных супертехническими достижениями шоу. В художественное пространство всё увереннее входят компьютерные и сетевые арт-проекты, "сетевое искусство " (netart). Сегодня создаются такие новые произведения, как инсталляции, хэппенинги, перформансы. Социально-гуманитарные научные дисциплины исследуют общекультурные процессы. Тем не менее, сейчас, все активнее стиль жизни общества, нравы, состояние культурного пространства мегаполиса входят в проблематику СМИ. Современные социальные изменения обуславливают многоплановость журналистики [5].

Именно культурная социодинамика создаёт возможность появления культурологии журналистики как самостоятельной области научного знания и предлагается нами в дискуссионном порядке. Каковы же основные аспекты взаимодействия культурологи и журналистики?

Культурология в наше время охватывает разные уровни и аспекты изучения культуры, среди которых основополагающим является ее онтологическое рассмотрение.

Таким образом, выявление механизмов взаимодействия культурологии журналистики с социальной и гуманитарной культурологиями позволит выработать методолгию решения социокультурного воспроизводства, которое занимает центральное место в журналисткой деятельности. Методология журналистского труда, технологии современных СМИ формируются под воздействием социокультурной среды, одновременно видоизменяя ее. Нельзя недооценить, например, роль СМИ в формировании этнических стереотипов, которые

отражают представления, возникшие в результате воспитания, образования, восприятия различных видов искусства, усвоения информации, почерпнутой из средств массовой коммуникации. Чем выше развита культура мышления, тем меньше человек склонен оперировать стереотипами. Мотивами к сотрудничеству все чаще становятся культурные потребности. СМИ участвуют в социализации личности, способствуют формированию установок, ценностных ориентаций, приобщают к социальному опыту, культуре. Сегодня представители различных политических сил, деловых кругов, деятели науки и культуры стремятся донести свои мнения посредством СМИ. Журналистика, занимающая ключевые позиции в системе массового информирования, способна интегрировать различия во взглядах или, наоборот, обострять их. В задачи журналистики входит не только трансляция, но и обобщение ценностей - культурных, духовных, социальных, что может способствовать уточнению и изменению политических, психологических, нравственных ориентиров общества.

«Культура передает социальный опыт, формирует общественное отношение, оценивает явления окружающей среды, осуществляет коммуникативные связи между людьми в процессе производства и освоения материальных и духовных ценностей» [6, с. 476]. Активным современным средством удовлетворения потребностей в получении сведений о мире, механизмом аксиологического познания являются СМИ. А журналистика как профессия способствует формированию ценностного потенциала общества. Культурологический аспект освоения действительности журналистом есть результат духовного общения, основу которого составляет культура "как живое, функционирующее и развивающееся целое: форма ее бытия - качества человека, которые не врожденны ему, а благоприобретены в ходе его жизни; и способы человеческой деятельности, в которых реализуются названные качества человека; третья модальность культуры -опредмеченные плоды этой деятельности, "вторая природа", создаваемая им как искусственная среда его обитания - материальная, духовная и художественная" [2, с. 50].. Культурная модернизация начала XXI века ведет к синкретизму, что отражается в структуре культурологии и обуславливает выделение нами культурологии журналистики как самостоятельной области познания.

Многообразие причин становления культурологии журналистики можно свести к двум основным:

- внутренние: логика развития гуманитарного научного знания и выделение новых дисциплин, охватывающих все более сложные феномены реальности;

- внешние: понимание ведущей роли журналистики и СМИ, как приоритетных агентов культурной социализации.

Журналистика как часть духовной культуры формирует аксиологию социума. Она создает ценности, посредствам которых формирует общественное мнение. К материальной культуре имеют

отношение ее носители - газеты, журналы, видеокассеты, диски, блоги. СМИ и журналистская деятельность, в частности, обуславливают динамику культуры и транслируют следующие ее функции.

- творческую - создание произведений культуры;

- познавательную - познание мира;

- трансляционную - передача культурных достижений;

- регулятивную - формирование поведенческих стереотипов;

- ценностную - создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;

- знаковую (семиотическую) - создание языка культуры;

- синтезирующую - соединение больших масс населения в единое целое;

- смысловую - обретение смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

«Институциональность журналистики подразумевает ее субъективность, способность влияния на принятие решений и воздействияна других субъектов общественных отношений» [1, с. 14]. Например, журналистика наряду с общественными объединениями - главная движущая сила в деле сохранения культурного наследия. Очень активно отстаивают культурные ценности города журналисты Санкт-Петербурга. Межкультурная коммуникация - одна из главных тем современных СМИ. Петербург хорошо ведет диалог культур с другими странами. Неделя Германии, Италии в Петербурге, Неделя французского кино - все эти мероприятия нам знакомы, мы посещаем их, узнаём о них из СМИ. В журналистском творчестве Петербург, как правило, идентичен, самобытен. Это всеми узнаваемый образ. При освещении культурных событий журналисты часто пользуются теми ценностными ориентирами, которые влекут горожан в учреждения культуры.

Культура образуется взаимосвязью множества различных форм деятельности, в ходе которых реализуются знания, ценности, идеалы личности. Самоорганизация общества, представляющая целостную систему бытия природы - бытия общества -бытия человека, обеспечивается культурой. А результат духовной деятельности журналиста - журналистское произведение, формирующее массовое сознание с помощью СМИ, возникает под воздействием социокультурной динамики.

Культурология в наше время охватывает разные уровни изучения культуры [4, с. 47]. Мы считаем, что в этой многофункциональной системе культурология журналистики может быть рассмотрена, как пересечение онтологии и культурологии.

Рассматривая культурологию журналистики как разновидность духовной деятельности мы считаем целесообразным выделение следующих объектов ее научного познания:

- специфика журналистского познание мира (культурные аспекты);

- культура межсубъектного духовного взаимодействия журналиста и социума;

- влияние профессиональной культуры журналистского корпуса на взаимодействие СМИ и аудитории;

- культура интеллектуального и творческого процессов журналистской деятельности;

- СМИ как средство формирования культурных ценностей современного общества;

- корпоративная культура журналистской деятельности;

- способы духовного освоения журналистом объективной реальности и специфика воздействия журналистского текста на социокультурную систему;

- специфика аксиологического осмысления объективной реальности;

- коммуникативные технологии в СМИ;

- СМИ и глобализация.

В предметном поле культурологии журналистики важное значение имеет субкультура журналистских элит, лидерств с точки зрения их умения выражать общественные интересы, определять и формировать ценностные приоритеты.

Инструментами социально-культурной организации и регуляции социума являются социальные институты — специализированные структуры, занимающиеся производством «культурных текстов», внедрением их в сознание людей. Эта социокультурная регуляция охватывает по существу все стороны жизни сообществ и осуществляется таким агентом социализации как СМИ.

Для культуры, как социального явления, системообразующими являются понятия культурной статики и динамики. Традиционно культурную динамику делят на историческую и социальную. Данные проблемы изучаются многими социальными и гуманитарными науками, среди которых и культурология. Новое направление которой культурология журналистики, разрабатывает методологию доведения информации до аудитории, механизм формирования аксиологического потенциала.

Анализ генезиса культурологии показывает, что это - относительно молодая область научного познания. Тем более не отличается зрелостью культурология журналистики. В связи с чем, ее понятийный аппарат, предметное поле, объект исследования находятся в стадии формирования. Мы представляем свое видение структуры научного познания, которое обозначили - культурология журналистики и при этом не претендуем на завершенность, абсолютность модели, она открыта к трансформациям.

В любой области социального и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход к определенным социально-нормативным функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования специализированных «профессиональных культур» и специфической символики «языка форм» этого вида деятельности, выраженной в таких направлениях исследований, как «культурология экономики», «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства», «культурология журналистики».

Культурология журналистики оперирует понятийным аппаратом и культурологии, и теории журналистики как специализированной деятельности человека по сбору, анализу социально значимой информации. Журналист, являясь биосоциальным субъектом, устанавливает культурные взаимосвязи между главными модификациями бытия - природой, обществом, культурой и человеком.

Цели и задачи культурологии журналистики как специальной области знания целесообразно определять посредством моделирования самой структуры культурологической науки.

В культурологии принято выделять два направления: фундаментальное и прикладное. При этом цель фундаментальной культурологии— изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей. Прикладная же культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

В практике фундаментальной культурологии журналистики с большей или меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (выделяемых по объектной сфере):

- социальная культурология, акцентирующая внимание на социокультурных процессах и явлениях, порождаемых СМИ и современными PR- технологиями, журналисткой деятельностью, в ходе которых создаются духовные ценности, культурные стереотипы, образцы массовой культуры, формирующие общественное сознание;

- психология культуры, сосредоточенная, напротив, на проблемах «субъективации» культуры личности; применительно к предмету культурологи журналистики - культура журналиста, специалиста СМИ, проявляющаяся в ее творческом, интерпрета-тивном подходе к культурным нормам, образцам и стереотипам общества, психологической мотивации лояльности и нелояльности создателя духовных ценностей;

- культурная семантика журналисткой деятельности, изучающая культурные феномены прежде всего как средство коммуникации между специалистами СМИ, журналистами и обществом; как обмен культурными ценностями, как систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется социально значимая информация (культура, социальный опыт), выраженная на том или ином вербальном или невербальном языке, в символических чертах технологий и продуктов всякой человеческой деятельности. Таким образом, культурная семантика занимает промежуточное положение между лингвистической семиотикой, филологическими реконструкциями истории культуры на литературной основе и собственно «культурной текстологией», акцентирующей внимание преимущественно на

медиарынке.

Подлинный предмет исследования во всех направлениях культурологии остается единым: социально-интегрирующие, ценностно-нормативные, регулятивно-коммуникативные и социально-воспроизводственные механизмы организации жизнедеятельности. Более того, на самом деле речь идет об одном единственном механизме — культуре, исполняющей все эти многообразные социальные функции [4].

Обращаем внимание на то, что в предлагаемой структуре культурологического знания (особенно в ее прикладной части) мы выделяем культурологию журналистики как самостоятельное научное направление исследования культурной среды, создаваемой средствами массовой информации. Журналистика - это составляющая духовного производства, в котором именно культура выступает универсальным способом творческой реализации журналиста, PR - специалиста через созданную духовную ценность. Для журналиста культура - это универсальный способ творческой самореализации через смысл. В этом контексте культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей, сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу). Если в обыденном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и другие виды духовной деятельности, то культурология журналистики в системе культурологического научного познания использует понятие культуры, для раскрытия сущности журналистского бытия, как реализацию творчества и специфического воздействия на массовое сознание. Культура - это социальная система функциональных форм деятельности, закрепившихся в общественной практике и сознании. Это содержательная дефиниция позволяет нам выделить следующие объекты культурологии журналистики: профессиональная культура журналиста, этика журналистского труда, политическая, экономическая, психологическая, эстетическая культуры. Мы не претендуем на завершенность этого исследовательского поля, ведь культурология как область научного познания возникла в середине ХХ века. Любая наука начинается с изучения простых систем, распространяясь в последствии на более сложные. Поэтому не удивительно, что предмет изучения культурологи - сложные культурные системы. Носителем и субъектом культуры является человек. Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность. Ценности культуры превращаются в акты поведения субъекта - культура живет в личностном поведении человека. Культурную социализацию осуществляют социальные институты, которые представляют собой систему общественных взаимодействий социальных структур, призванных удовлетворять потребности людей. В этой социокультурной системе приоритетны позиции СМИ и журналистики как феноменов духовной деятельности.

Санкт-Петербургские ученые классифицируют науку о журналистике на историю, теорию и практику. Мы разделяем эту точку зрения и допускаем, что наряду со смежными с теорией журналистики дисциплинами, культурология журналистики может решать следующие задачи:

- научное исследование современного социокультурного пространства и особенности его трансляции СМИ;

- анализ журналистской практики с точки зрения культурологического потенциала;

- культурные аспекты изучения моделей поведения аудитории;

- культурологические коммуникации в СМИ;

- формирование культурных стереотипов средствами массовой информации;

- СМИ и практика взаимодействия культур;

- совершенствование нравственных и эстетических норм журналисткой деятельности;

- культура медиарынка.

Культурология журналистики способна дать прогностические ориентиры смежным научным дисциплинам в силу того, что культура задает ценностные образцы поведения людей в виде нравственных норм, морали, традиций, стилей жизни и ценностных ориентиров в форме мифологем, идеологий, идеалов; которые, влияя на мотивацию людей, пронизывают институциональный и статусно -ролевой уровни общества. Журналистика, будучи социально обусловленной сферой деятельности, органично связана с формированием аксиологического потенциала общества. Передача материальных ценностей (печатная и аудиовизуальная продукция медиаиндустрии) и духовных происходит посредством журналистики как особого социального института и части культуры общества. Журналистика сформировалась как способ общения людей по значимым вопросам их бытия, поэтому она ищет и находит своего носителя в информационной среде. Таковым сначала стала печать, а с ХХ-го века - СМИ. Журналистика в целом может рассматриваться, как неисчерпаемый источник изучения социальной действительности.

Предметная область культурологии журналистики - явления, закономерности и тенденции развития культуры СМИ, методология журналисткой деятельности, взятые в контексте социокультурной жизни. Центральное понятие обозначенной области научного познания - культура, с помощью которой анализируем предмет с точки зрения коммуникационных процессов (журналист - текст - канал информации - аудитория - личность - журналист). В рамках коммуникативного подхода целесообразно исследовать культурогенез социального поведения журналиста и аудитории, функционально - ролевую специфику журналистики и СМИ в соответствии с дифференциацией общества. Данная логика определяется системно - функциональным методом изучения социальных систем, сформулированным Т. Парсонсом. Самосохранение социальной системы обеспечивают ценности, социокультурные образцы поведения, вырабатываемые в ходе соци-

ального взаимодействия. Культура в духовной деятельности журналиста выполняет следующие функции, обеспечивающие целостность системы:

- адаптация к окружающей среде и социализация;

- целедостижение (наличие у системы объективной способности поддерживать целостность, влияя на свое окружение);

- поддержание образца, т.е. способность системы воспроизводить свои элементы, сохраняя внутреннюю структуру;

- интеграция.

Культурология журналистики акцентирует свое внимание на факторах, условиях, социокультурных институтах, различных социальных субъектах, которые формируют культурную и аксиологическую атмосферу общества в целом и журналистского корпуса, в частности. Данная социальная структура обеспечивает продуктивное функционирование и самосохранение социума как открытой системы.

Задача журналиста - формирование культурной компетентности личности, где немаловажную роль играет профессионализм журналиста, который позволяет обеспечить:

- компетентность по отношению к институциональным нормам социальной организации — основным социальным институтам: экономическим политическим, правовым и конфессиональным структурам, учреждениям;

- компетентность по отношению к конвенциональным нормам социальной и культурной регуляции — национальным и сословным традициям, господствующей морали, ценностям, нравственности, мировоззрению, и оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях;

- компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности — моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям;

- компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языками социальной коммуникации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди современных агентов социализации важнейшим являются средства массовой информации, формирующие общественное мнение, систему предпочтений, стереотипы поведения, вкусы, моду. СМИ активно используют игровые приемы общения с аудиторией, методологию семиотики [8].

Осмысление и отражение бытия журналистом - это результат синтезированного познания различных сфер общественной жизни. Университетские программы закрепляют многообразие дисциплин

социально - гуманитарного цикла. Мы считаем, что ведущая роль культурологии журналистики в этой образовательной системе - методологическая, определяемая такими функциями журналистики:

- формирование общественного сознания;

- коммуникативная;

- поддержание социальных ценностей.

Сегодня теоретические воззрения на журналистику многоплановы. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета С. Г. Корко-носенко предостерегает от абсолютизации коммуникативной теории и предлагает в один ряд научных направлений « поместить политологический, культурологический, эстетический, социологический и другие подходы» для анализа журналистики [3, с. 41].

Именно современная журналистика решает задачи повышения уровня культуры, сохранения духовных ценностей, формирования условий для свободного развития личности. В сложной и динамичной современной жизни СМИ призваны сохранять и передавать будущим поколениям вечные ценности. Культурологический аспект освоения действительности журналистом представляет собой результат духовного общения, основу которого составляет культура.

Литература

1. Блохин И. Н. Личность в пространстве массовой коммуникации: начало ролевого анализ: Монография /И. Н. Блохин. - СПб.: SCIENTIA, 2016 -360 С., с. 14.

2. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб., 2016 - 360 С., с. 50.

3. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебное пособие / С. Г. Корконосенко. - М.: КНОРУС, 2016. - 272 С., с. 41.

4. Культурология ХХв. Энциклопедия/ гл. ред. С. Я. Левит. СПб., 1998. т. 2. с.47.

5. Марьина Л. П. Журналистика и культурные коммуникации: образовательный контекст //Век информации. Медиа в современном мире - Петербургские чтения: матер. Междун. форума / ре.-сост. С. Г. Корконосенко, СПб., 2017,№ 1, с. 253-263.6. Современный словарь по общественным наукам /под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. М., 2005, с. 476.

7. Социология. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 288 С., с. 99.

8. Maryina L. P. Global communications and mass media: performativity of epistemology// Sciences of Europe, Praha,Czech Republic,2017,Vol. 2, №21, p. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.