Научная статья на тему 'Духовность как проблемное поле современного медиапространства в аспекте аксиологии журналистики'

Духовность как проблемное поле современного медиапространства в аспекте аксиологии журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
632
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТМОДЕРН / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / МЕНТАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антропова Вера Владимировна

На фоне последних тенденций в социально-гуманитарных науках автор рассматривает проблему духовно-ценностных смыслов новой эпохи и нового социума, именуемого по-разному: «информационное общество», «общество постмодерна», «общество потребления». В контексте новой формирующейся парадигмы аксиологии журналистики обосновывается актуальность духовно-ценностного прочтения современной полимодальной, поликультурной журналистики, продуцирующей и репродуцирующей ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Антропова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность как проблемное поле современного медиапространства в аспекте аксиологии журналистики»

язык и стиль

Вера ВладимировнаАнтропова

Челябинский государственный университет

ДУХОВНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГОМЕДИАПРОСТРАНСТВА ВАСПЕКТЕАКСИОЛОГИИЖУРНАЛИСТИКИ

На фоне последних тенденций в социально-гуманитарных науках автор рассматривает проблему духовно-ценностных смыслов новой эпохи и нового социума, именуемого по-разному: «информационное общество», «общество постмодерна», «общество потребления». В контексте новой формирующейся парадигмы - аксиологии журналистики - обосновывается актуальность духовно-ценностного прочтения современной полимодальной, поликультурной журналистики, продуцирующей ирепродуцирующей ценности.

Ключевые слова: информационное общество, постмодерн, духовность, ценности, аксиология журналистики, ментальность.

Начало третьего тысячелетия, как показывает обзор новейших исследований по философии, культурологии, педагогике, социологии, политологии, журналистике, отмечено усилением внимания к проблемам перспектив развития человечества вообще и российского общества в частности, обусловленным идеей радикальных системных преобразований современного мира, которые порождают новый тип цивилизации и новое общество. Наша эпоха может войти в историю как время «нового великого исторического перелома» [31], или даже, по Ф. Фукуяме, «конца истории» [37], поскольку мы становимся свидетелями беспрецедентных по своим масштабам изменений: «смены индустриального общества постиндустриальным, капитализма посткапитализмом, модернизма постмодернизмом» и т. п. [31]. Общая приставка этих терминов передает ощущение если не «конца истории», то «законченности определенного исторического и мировоззренческого периода» [11].

Начавшийся XXI век уже получил множество положительных атрибуций в исследовательской литературе, основывающихся на критическом сравнении с предыдущим столетием и отражающих футурологические настроения человечества: «эпоха мира и добра», «век торжества человеческого разума», «век индустрии знаний», время «гуманистической направленности в условиях открытого общества» [5. С. 3] и др. Настоящее же положение современной техногенно-потребительской цивилизации абсолютное большинство специалистов определяет как состояние «кризиса фундаментальных

онтологических оснований бытия человека» [42. С. 3], «кризиса цивилизационных оснований» [18], «<глубокого> системного кризиса» [41; 6. С. 18], «кризиса во всех сферах бытия общества» [7. С. 3], «глобального кризиса» [8. С. 3], «антропологического кризиса» [22. С. 3;

4. С. 3], «углубляющегося глобального кризиса культурной жизненной среды» [23. С. 15], «кризиса всех сторон человеческой жизни» [46. С. 3], который «привел к расколу материальнодуховного единства человека и пространства цивилизации» [6. С. 18]. Современное состояние духовной жизни планеты Э. Тоффлер сравнивает с «водоворотом противоречивых, спутанных, разнообразных идей. Сталкивающиеся противоположные восприятия сотрясают нашу духовную Вселенную. Каждый день приносит нам новые причуды, научные открытия, религиозные и общественные движения и выступления» [35].

Такая общепланетарная динамика, связанная с глобализационными процессами, а также ряд внутренних политических и социально-экономических факторов - «разрушение государственности, возникновение рыночных отношений, олигархического капитала, влияющего на политическую структуру страны, неспособность православной религии заполнить «экзистенциальный вакуум»» [9], «социальное и имущественное расслоение, преобладание технократического мышления» [44. С. 5]

- спровоцировали в нашей стране ситуацию «социокультурного кризиса и утраты духовных ориентиров» [29. С. 3], «духовного и мировоззренческого кризиса» [25], «духовного

кризиса» [26. С. 10; 39], «кризиса духовности и культуры» [2. С. 3], «катастрофы духовной культуры» [43. С. 10], «кризиса важнейших сфер духовной жизни человечества - науки, религии, образования» [6. С. 18], «ценностных кризисов» [3. С. 2], «кризиса самоопределения человека» [38], «кризиса прежних идентичностей россиян» [10. С. 34], «кризиса идентичности» [15. С. 6; 45], «острейшего кризиса идентификации» [4. С. 3]. «Миллионы людей,

- пишет Э. Тоффлер, - занимаются поисками своей идентичности или какого-то магического средства, которое помогло бы им вновь обрести свою личность, мгновенно дало бы ощущение близости или экстаза, привело бы их к более «высокому» состоянию сознания» [35].

Таким образом, современные ученые констатируют углубление и обострение процесса, о котором писал в свое время Н. А. Бердяев: «Гуманизм нового времени изжил себя и дошел до пределов, за которыми он исчезает. Мы живем в античеловечную эпоху» [1]. При этом в исследовательской литературе отмечается один немаловажный момент - невнятность, несформулированность в российском обществе базовых ценностей - простых, ясных и понятных, всеобщая «размытость» современных ориентиров общественного развития. Так, современный философ В. Н. Порус отмечает: «Наша «духовная культура» тяжело больна. Она страдает не от дефицита средств на «культурные мероприятия» - размыты или перестали существовать границы, за которыми культура обращается в «посткультурную действительность» <...> Речь об основаниях культуры, <...> речь не о том, что некие ценности разрушены или отброшены. Речь о «вырождении» ценностей как таковых, об отказе от самого понятия культуры как того, что образуется «духовными универсалиями»» [27].

Основной перспективой преодоления всем очевидного культурно-духовного и ментально-мировоззренческого кризиса в условиях трансформирующейся российской реальности, по единогласному мнению ученых, признается апелляция к духовности как основе восстановления социокультурной трансмиссии, которая в последнее время особенно часто становится объектом воздействия различных вызовов и угроз, инициированных, с одной стороны, внедрением в общественное и индивидуальное сознание чуждого россиянам потребительски-гедонистического идеала, «вдохновлявшего на протяжении нескольких последних веков чело-

вечество» и ставшего «в масштабе человечества на пороге XXI века явным анахронизмом» [20], а с другой - развитием новейших информационных технологий и утверждением в социально-культурной парадигме человеческого бытия ценностей информационного общества. Его главной аксиологической максимой, как известно, признается информация, которая «из отражения превращается в самостоятельную сущность, новую субстанцию мира, проявляющуюся на всех его уровнях и во всех формах, трансформируя общество в социотехническую систему, заменяя непосредственное общение его членов коммуникацией, а культуру - технологией» [16. С. 3]. Обе названные причины, в конечном счете, укладываются в объединяющую их новую социокультурную модель -постмодерн, «основным содержанием которой является человек в информационном обществе» и признание которой означает «отказ от культа индивидуальности с ренессансно-романтическим цветением личности, с духом критицизма, новизны, историзма, отказ от принципа cogito <...>- принципа не только свободной мысли, но и ответственности человека за себя и созданный им мир, принципа нравственной и духовной вменяемости «я»» [Там же].

Таким образом, понятие духовности как «ценности высшего ранга, аккумулирующей в себе все «царство ценностей» Вселенной» [17. С. 30], становится одним из наиболее востребованных в новейших исследованиях по философии, культурологии, поскольку особый интерес к вечным проблемам возникает в кризисные моменты истории цивилизации и чаще всего инициируется обострением социальной надобности в человеке духовном. Выявляются все новые грани духовности в стремительно меняющемся социокультурном пространстве России, при этом активно проводится мысль о том, что радикальные трансформации общества обусловливают становление новой системы смыслов и ценностей бытия, отменяющей прежнюю. По словам В. А. Сидорова, сегодня мы являемся свидетелями конфликта полярных ценностей, который может завершиться непредсказуемым результатом [31].

В медиалогии в соответствии с этими магистральными тенденциями как никогда актуализировалась проблема духовно-ценностного измерения журналистики, продуцирующей и репродуцирующей ценности. Сегодня медиасфера стала своеобразным полем военных действий, где ломаются копья вокруг острейшего

и очень важного для переходного общества и для самой журналистики вопроса ценностных ориентиров. Поэтому вполне закономерно, что именно сегодня в журналистику и в практику СМИ, переживающих кризис, с новой, даже особенной силой входит ценностное восприятие мира. Более того, природа журналистики такова, что она является важнейшим звеном духовной жизни человека и сама выступает в качестве общественно значимой ценности, ведь «характерной чертой результата журналистского исследования (то есть социального познания в журналистике. - В. А.) является его ярко выраженная аксиологичность» [34. С. 67], а реалии информационной эпохи лишь усиливают восприятие общественного назначения журналистики как социальной ценности. И наконец, если иметь в виду то, что сегодня СМИ «превращаются в один из важнейших факторов создания информационно-духовной жизненной среды» [19. С. 26], а значит, претендуют на экзистенциально-онтологический статус в качестве конститутивного признака современного бытия, актуальность аксиологического анализа становится очевидной втройне.

Поэтому неудивительно, что в последнее время все чаще в названиях статей медиаведов фигурируют слова и словосочетания философско-этического толка, концептуализирующие проблему различных идентичностей - духовно-культурной, социальной: «ценность», «ценностные установки», «ценностное поле», «ценностные ориентации», «аксиология», «социальная ответственность», «кризис доверия к прессе», «гражданские инициативы», «гражданская журналистика», «духовно-просветительская функция СМИ», «ценностноориентационная функция журналистики» и подобные. Глубоко символичен и тот факт, что недавние конференции, проводимые факультетами журналистики двух главных вузов страны, имели прямое отношение к ценностной парадигме журналистики и социальной среды СМИ: «Журналистика в 2011 году. Ценности современного общества и средства массовой информации» (МГУ, 2012 год) и «Ценности журналистики и достоинство журналиста» (СПбГУ, 2009 год).

Активное обсуждение как в академических, так и в журналистских кругах проблемы ценностного прочтения современной журналистики вызвало к жизни новое направление

- аксиологию журналистики. Разумеется, оно появилась не на пустом месте: прежде всего,

аксиология журналистики имеет серьезные исторические предпосылки, ведь для русской журналистики, «детищем которой стала вся новейшая русская философия» [13. С. 9], такие понятия, как «истина», «правда», «добро», «благо», всегда имели первостепенное значение. Во-вторых, ее широкое проблемно-концептуальное поле было подготовлено многочисленными работами теоретиков и практиков журналистики, отразивших различные аспекты журналистского творчества, акцентировавших свое внимание на аксиологических функциях журналистики, ее культурно-исторических традициях, аксиологической сущности института СМИ: В. А. Аграновского, А. И. Волкова, Г. В. Лазутиной, С. А. Муратова, С. Г. Корко-носенко, М. Н. Кима, В. Ф. Олешко, И. Д. Фомичевой, Л. Г. Свитич, Е. П. Прохорова, В. А. Сидорова, Е. В. Поликарповой, С. Л. Страшно-ва, А. А. Тертычного.

В настоящее время аксиология журналистики как «новое и слабо структурированное поле деятельности для исследователей» [12. С. 5] переживает этап становления и утверждения. Так, один из ее основоположников В. А. Сидоров отмечает: еще не определен особый ракурс рассмотрения ценностной структуры журналистики, исходящей из самой журналистики, а не аксиологии как части философского знания, нет и каких-либо специфических методов исследования (инструментария), не структурирован ее понятийно-терминологический аппарат.

Такое положение дел оставляет возможность довольно широкого понимания аксиологии журналистики, которую, по словам В. А. Сидорова, «можно рассматривать: во-первых, как метод ценностного исследования масс-медиа; во-вторых, как способ рассмотрения журналистики в качестве источника и ретранслятора ценностей общества; в-третьих, как новую социальную теорию журналистики, соответствующую информационной эпохе начала XXI в., - теорию, которая органично интегрирует в себе «надбытийность» и «онтологичность» ценностей, пронизывающих бытие журналистики» [30. С. 38]. Подобные трактовки отнюдь не отрицают друг друга и не вносят разноголосицы в понимание аксиологии журналистики, а представляют, на наш взгляд, попытку целостного, интегративного, предельно полного ее осмысления, высвечивающего все грани ее возможного приложения в журналистской науке и социально-гуманитарных науках в целом, которое систематизирует и объединя-

ет написанные в разное время работы под эгидой ценностного прочтения журналистики.

Поскольку деятельность СМИ по сути ак-сиологична и представить журналиста «этаким роботизированным субъектом, равнодушным к добру и злу, благородству и подлости» [40] невозможно, мы можем говорить о том, что ценностная рефлексия научного сообщества пронизывает все бытие журналистики: от попыток современных авторов определить саму журналистику в духе Г. Пёршке, от интенций осмыслить основополагающие философско-этические основания журналистики до анализа аксиосферы конкретных медиатекстов. Зону особого напряжения ценностного вектора исследований, вовлекающих в фокус внимания коммуникативные стратеги СМИ, этические качества представителей этой изначально гуманной профессии, создает социальная среда СМИ - «совокупность обстоятельств общественной жизни, т. е. социально-экономических, политических и культурных условий, в которых функционируют СМИ» [36].

Первый конфликт, который условно назовем субстанционально-социальным (или ценностно-сущностным) в этом контексте нам видится между правом на свободу слова как фундаментальным и этико-онтологическим основанием самой журналистики и невозможностью этим правом воспользоваться в силу объективных и субъективных причин. Такое противостояние более детально можно выразить через основополагающие для института гражданской журналистки этико-социальные категории:

- с одной стороны, право журналистов «на собственное мнение, право иметь совесть», «право оставаться честными людьми», право на свободу слова [14], право на информацию и на свободное творчество, в котором журналист выражает «особенности своей личности - свои интересы и потребности, свои идеалы и вкусы, свои нравственные и эстетические убеждения, свои профессиональные способности, дарования и таланты [32], а

- с другой стороны, «несвобода в экономическом, политическом и творческом поведении СМИ», связанная с «все возрастающей их ролью в решении многих общественно-политических и социально-экономических проблем посредством организации потоков информации, производства и распространения смыслов, одновременного воздействия на значительную часть населения страны», поскольку «власть и

бизнес рассматривают СМИ в качестве инструмента реализации собственных задач и источника доходов, контролируя и направляя потоки информации с помощью различных практик [21. С. 22]; экономическая зависимость от бизнеса и институтов государства, что не может «обеспечить информационный плюрализм и идеологическое разнообразие журналистики» [28. С. 16].

Закономерным следствием первого - ценностно-сущностного - столкновения явился ценностно-трансляционный конфликт, в связи с чем исследователи констатируют «подмену объективного ценностного ориентирования аудитории пропагандой ценностей владельца издания», трансляцию «ценностей властных структур и, особенно, <...> финансовых, коммерческих структур» [24]. Все это, по мнению специалистов, приводит к «господству в СМИ «меркантильных», «деловых» ценностей, <.> безразличию к человеку как таковому» [Там же].

Таким образом, высокий градус аксиологического напряжения, отражающего диссонанс в отношении ценностных систем, имеют работы, в которых анализируются этико-профессиональные качества журналистов, а также коммуникативные стратегии современных СМИ. Так, в контексте деонтологической культуры рассматриваются ценности «свобода», «ответственность», «нравственная позиция», «самоограничение», «толерантность», «призвание» и их антиподы, ассоциирующиеся у исследователей соответственно с «качественной» («новой», «гражданской», «социальной», «человечной») журналистикой и «рыночной» («ангажированной») (И. А. Павлихин, И. В. Филатова,

О. М. Рыбалко, М. В. Симкачева, А. П. Коро-ченский и мн. др.). Изучение же отдельных аспектов коммуникативных стратегий СМИ позволяет медиаведам делать выводы о ценностных ориентациях СМИ и, соответственно, о приоритетных для них функциях (В. А. Байме-тов, А. Н. Кудинова, О. В. Устимова, С. Б. Сте-бловская, В. В. Тулупов, А. И. Верховская, С. П. Суворова, Г. В. Жирков, М. Л. Халтурина, С. С. Ильченко, О. В. Федотова, М. А. Найдён, И. В. Ерофеева, Л. Г. Лисицкая), при этом под коммуникативными стратегиями специалисты обычно понимают «определенную концепцию СМИ, обосновывающую и оправдывающую его существование, дающую конкретные установки, типы реагирования, фильтрации событий, отбора материала, его подачи и трактовки» [33. С. 143].

Не исчерпан и методологический вопрос измерения ценностной направленности конкретных медиапродуктов. Предлагаются различные оригинальные методики с использованием психологического, лингвокультурологического инструментария.

Список литературы

1. Бердяев, Н. Пути гуманизма [Электронный ресурс] / Н. Бердяев // Электронная библиотека Якова Кротова. - иЯЬ: http://krotov.info/ 11Ьгагу/02_Ь/Ьегёуаеу/19460001.Ь1т1.

2. Беспаленко, П. Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России : проблема институционализации и модели решения [Текст] : автореф. дис. ... д-ра полит. наук / П. Н. Беспаленко. - Ростов н/Д., 2009. - 60 с.

3. Бирюкова, Э. А. Духовно-нравственное оздоровление человека : анализ сущности и виртуально-образных форм [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Э. А. Бирюкова. -Тула, 2010.- 46 с.

4. Бокачев, С. И. Духовность: личностный аспект в социальном контексте современности [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. И. Бокачев. - Ставрополь, 2006. - 26 с.

5. Ботвинова, А. В. Духовность и гуманизм в открытом обществе (социально-философский анализ) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. В. Ботвинова. - М., 2004. - 53 с.

6. Брюханцева, Н. В. Идеалы, идолы и ценности в современном медиапространстве [Текст] / Н. В. Брюханцева // Медиаобразование : от теории - к практике : сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». - Томск, 2008. - С. 18-25.

7. Бурцев, С. А. Трансформация систем ценностей в переходном обществе [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. А. Бурцев.

- М., 2008. - 26 с.

8. Бурцева, Е. А. Проблема духовного бытия : экзистенциально-феноменологический подход [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е. А. Бурцева. - Иваново, 2007. - 23 с.

9. Гришин, В. В. Социально-философский анализ кризиса духовности в Древней Греции и в современной России [Текст] : дис. ... канд. филос. наук / В. В. Гришин. - Нижний Новгород, 2005. - 197 с. - иКЕ: http://www.dissеrcаt. com/contеnt/sotsiа1no-fi1osofskii-аnа1iz-krizisа-

dukhovnosti-v-drеvnеi-grеtsii-i-v-sovrеmеnnoi-

rossii.

10. Даминдарова, Ф. В. Духовно-нравственная традиция в жизни общества [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Ф. В. Даминдарова. - Челябинск, 2011.-43 с.

11. Емелин, В. А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна [Электронный ресурс] / В. А. Емелин. - иЯЕ: http://еmе1inе. nаrod.ru/postindustriа1.htm.

12. Ерофеева, И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И. В. Ерофеева. - СПб., 2010. - 53 с.

13. Замалеев, А. Ф. Философия и русская журналистика [Текст] / А. Ф. Замалеев // Журнал русской философии и культуры «Вече».

- Выпуск 20. - СПб. : Изд-во С.-Петер. ун-та, 2009. - С. 5-9.

14. Засурский, Я. Н. Свобода слова как одно из фундаментальных прав человека [Электронный ресурс] : лекция / Я. Н. Засурский // Библиотека Центра экстремальной журналистики. - иЯЕ: http://www.1ibrаrу.cjеs.ru/on1inе/?b_ id=216.

15. Зубанова, Л. Б. Духовное лидерство в социокультурном пространстве современной России [Текст] : автореф. дис. ... д-ра культурологии / Л. Б. Зубанова. - Челябинск, 2009. - 45 с.

16. Изместьева, Н. Н. Русская духовность как социально-философская проблема [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н. Н. Изместьева. - Пермь, 2005. - 23 с.

17. Канапацкий, А. Я. Онтологическая истинность духовности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. Я. Канапацкий. - Уфа, 2004. - 44 с.

18. Карлова, Л. В. Конституирование духовности как философская проблема [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филос. наук / Л. В. Карлова. - Томск, 2004. - 137 с. - URЕ:http://www. ds1ib.nеt/soc-fi1osofiа/kаr1ovа.htm1.

19. Короченский, А. П. Развитие медиаобразования в современном обществе как общедемократическая задача [Текст] / А. П. Короченский // Журналистика в 2009 году : трансформация систем СМИ в современном мире : сборник материалов Международной научнопрактической конференции. - М. : Фак-т журналистики МГУ, 2010.- С. 26.

20. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности : социально-философский анализ [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра филос.

наук / Р. Л. Лившиц. - Екатеринбург, 2007. -303 с. - иЯЬ: http://www.dissercat.com/content/ с1 икЬ оу п о яГ-1 -Ьс 7(1 икЬ о уп ояГ- ИсИ п ost.i-sot.s-fi I о я -апа11г.

21. Лозовский, Б. Н. Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург, 2011. - 58 с.

22. Макаров, Д. В. Идея преображения в русской духовной традиции[Текст] : автореф. дис. ... д-ра культурологии / Д. В. Макаров. -М., 2009. - 38 с.

23. Марченко, Ю. Г. Русская культура в ХХ веке: трансформация системообразующих оснований [Текст] : автореф. дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01. Кемерово, 2009. 42 с.

24. Науменко, Т. В. Ценности, оценка и журналистика [Электронный ресурс] / Т. В. Науменко, О. В. Устимова. -иКЬ:Ийр://НЬгагу. Ьy/porta1us/modu1сs/phi1osophy/rсfсrat_show_ar-chiyсs.php?suЬaction=showfu11&id= 1109153755 &archiyс=0217&start_from=&ucat=&.

25. Некрасова, Н. А. Феномен духовности, бытие и ценность [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра филос. наук / Н. А. Некрасов. - Иваново, 2002. - 313 с. - ЦЯЬ: http://www.dissercat.com/ contсnt/fсnomсn-dukhoynosti-Ьytiс-i-tsсnnost.

26. Носов, И. П. Правосознание : духовные и мировоззренческие основания [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук / И. П. Носов. -Волгоград, 2006. - 22 с.

27. Порус, В. Н. Обжить катастрофу. Своевременные размышления о духовной культуре России [Электронный ресурс] / В. Н. Порус. -иЯЬ: http://spkurdyumoy.narod.ru/Porus.htm.

28. Рихтер, А. Г. Свобода массовой информации в постсоветских государствах: регулирование и саморегулирование журналистики в условиях переходного периода [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А. Г. Рихтер. -М., 2007. - 61 с.

29. Руденко, В. А. Образование и духовность в современном российском обществе : факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ [Текст] : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / В. А. Руденко. - Ростов н/Д., 2007.-47 с.

30. Сидоров, В. А. Информационная эпоха и аксиология журналистики [Текст] / В. А. Сидоров // Журналистика в 2009 году : трансформация систем СМИ в современном мире : сборник материалов Международной научнопрактической конференции. - М. : Фак-т журналистики МГУ, 2010. - С. 37-38.

31. Сидоров, В. А. Ценностный анализ в журналистике : время и метод [Электронный ресурс] / В. А. Сидоров // Глобальный медиажурнал. Российское издание. - URL: http:// www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_sidorov.htm.

32. Снетков, В. Н. Средства массовой информации как фактор реализации свободы слова и права на информацию : политико-правовой аспект [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра полит. наук / В. Н. Снетков. - СПб., 2001. - 489 с. - URL: http://www.dslib.net/zhurnalistika/snet-kov.html.

33. Стебловская, С. Б. Качественные СМИ и культура: современные коммуникативные стратегии [Текст] / С. Б. Стебловская // Журналистика в 200З году : трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве : сб. материалов научно-практической конференции. - М. : Фак-т журналистики МГУ, 200б. - С. 143.

34. Тертычный, А. А. Социальное познание в журналистике [Текст] / А. А. Тертычный // Журналистика и медиаобразование в XXI веке : c6. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород, 200б. - С. б4-б8.

ЗЗ. Тоффлер, Э. Третья волна [Электронный ресурс] / Э. Тоффлер. - URL: http://www. nadprof.ru/library/books/Toffler/21.shtml.

36. Филатова, И. В. Профессионально-этические ценности журналистского сообщества и ценности социальной среды СМИ [Текст] / И. В. Филатова // Медиаскоп. - Выпуск №

2. - 2011. - URL: http://www.mediascope.ru/ node/812.

37. Фукуяма, Ф. Конец истории? [Электронный ресурс] / Ф. Фукуяма // Электронная библиотека Гумер. - URL: http://www.gumer.info/ bibliotekBuks/History/Article/FukEndIst.php.

38. Xачецуков, З. М. Феномен духовности в развитии российского общества [Электронный ресурс]: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук / З. М. Xачецуков. - Ростов н/Д., 2007. - 149 c. - URL: http://www.dis-szakaz.com/catalog/fenomen_duhovnosti_v_raz-vitii_rossiyskogo_obshchestva_sotsialno_filosof-skiy_analiz.html.

39. Xомутцов, С. В. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / С. В. Xомут-цов. - Барнаул, 2009. - URL: http://vak.ed.gov. ra/ra/dissertation/index.php?idЗ4=3бб2.

40. Цвик, В. Л. Введение в журналистику [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Л. Цвик // Библиотека Центра экстремаль-

ной журналистики. - URL: http://www.library. cjes.m/online/?a=con&b_id=334&c_id=299З.

41. Черникова, Н. А. Духовность человека в контексте экологической культуры [Электронный ресурс]: дис.... канд. филос. наук/Н. А. Черникова. - Ставрополь, 200б. - 1бЗ с. - URL: http:// www.lib.ua-ru.net/diss/cont/19444З.html.

42. Шелекета, В. О. Интегративный принцип духовно-телесного статуса человека в культуре [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В. О. Шкелета. - Волгоград, 2011. - З1 с.

43. Шеховская, Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Н. Л. Шеховская. - Белгород, 2007.

- 360 с.

44. Штумф, С. П. Духовность как социокультурный феномен : аксиологическая направленность и перспективы развития [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. П. Штумф. - Иркутск, 2007. - 20 с.

45. Яненко, А. С. Духовная идентичность российского общества в современных условиях [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А. С. Яненко. - М., 2009. -26 с. - иКЕ: http://www.rеfеrun.com/.

46. Янушкявичене, О. Л. Историко-педагогический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. Л. Янушкявичене. - М., 2009. - 36 с.

Мария Владимировна Коновалова

Челябинский государственный университет

ПРИЁМЫ ЭВОКАЦИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМДИСКУРСЕ

Приёмы эвокации -расширение, сужение и поглощение - используются для создания целостного, удобного для восприятия реципиента публицистического текста, а также для маркирования и уточнения экспликатуры и импликатуры текста, обозначения интенции автора, активизации знаний, имеющихсяуреципиента по тематике публицистического текста, либо для дополнения илиуточнения передаваемой текстом информации.

Ключевые слова: публицистический дискурс, эвокация, приёмы эвокации.

Публицистический дискурс как динамичный речемыслительный процесс воплощается в совокупности текстов различных жанров, отражающих специфические черты его смысловой и формальной организации. Высокая скорость передачи информации и поиск сенсационных информационных поводов создаёт условия для появления текстов вторичных речевых жанров по М. М. Бахтину и определяет проблему эвокационного преобразования информации, полученной из различных источников, в публицистический текст.

Публицистический текст - статичная, промежуточная стадия дискурса - фиксирует речь. Но необходимо отметить, что не всякая речь поддаётся текстовому кодированию. Даже стенограмма записанной телевизионной передачи не может полностью передать сопутствующую речи коммуникативную информацию - время и место коммуникации, интенцию, жесты, ми-

мику и т. д. Но стенограмма передачи является наиболее удобным для анализа коммуникации материалом, поскольку позволяет последовательно определить экспликатуру и импликату-ру (по М. Л. Макарову) - наиболее существенные характеристики публицистического современного публицистического дискурса.

Актуальность названных характеристик обусловлена тем, что, несмотря на официальное отсутствие цензуры со стороны государства, редакционная политика тех или иных изданий, радио- и телеканалов, определяемая их владельцами, часто ограничивает тематику, стиль и форму материала. Журналист, продуцирующий текст или дискурс, вынужден создавать его максимально близко к заданной тематике, форме, с учётом необходимых коммуникативных параметров. При передаче информации в таких условиях часто используются приёмы эвокации, позволяющие трансформировать ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.